Прудников Алексей Родионович
Родился в 1920 году в селе Торомка (Таборинский район Свердловской области). С 1941 года в рядах Красной Армии, призван Свердловским ГВК. Окончил военную авиационную школу лётчиков. С 19 июля 1943 года младший лейтенант А. Р. Прудников на фронтах Великой Отечественной войны в составе 821-го ИАП. Первые 15 боевых вылетов совершил на "Спитфайре", затем пересел на "Аэрокобру". К маю 1945 года командира звена 821-го истребительного авиационного полка (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант А. Р. Прудников совершил 189 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 4 и в составе пары 1 самолёт противника. Участник Советско-Японской войны 1945 года в составе того же 821-го ИАП. Летал на "Кингкобре", воздушных побед не имел. Участник войны в Корее с февраля по июль 1952 года в составе 821-го ИАП (64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника. Вернувшись в СССР продолжал служить в ВВС на различных должностях. В конце 1950-х годов подполковник А. Р. Прудников командовал 732-м ИАП. После выхода в запас, работал экскурсоводом в катакомбах Мемориала партизанской славы села Нерубайское. Награждён орденами: Красного Знамени (09.10.1944, 01.11.1944, ...), Александра Невского (02.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (12.07.1944, 03.03.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями. * * * Список известных воздушных побед А. Р. Прудникова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
190-я Полоцкая Краснознамённая ордена Кутузова 3-й степени истребительная
авиационная дивизия, которой командовал полковник А. С. Корнилов, прибыла в Китай
в конце января 1952 года из Приморья (город Хороль). Дивизия прибыла без техники и
технического персонала и в срочном порядке стала сменять полки 303-й ИАД, которая
передавала ей всю свою авиатехнику и технический персонал. 190-я ИАД прибыла в Китай, имея в своём составе 3 авиационных
полка: 256-й, 494-й и 821-й ИАП. Все полки обосновались на авиабазе Мяогоу. Срок
передачи и подготовки техники и лётчиков к боям был ограничен и уже через 2 недели,
начиная с 12 февраля 1952 года все полки дивизии начали выполнять боевые вылеты
в небо Северной Кореи. Данная дивизия вела боевые действия по 10 августа 1952 года.
За этот период лётный состав дивизии совершил 4615 боевых самолёто-вылетов, участвовал
в 199 групповых воздушных боях, в которых был сбит 81 самолёт противника и ещё 39
были повреждены. Свои потери за указанный период составил 64 самолёта и 15 лётчиков.
Самым результативным полком дивизии в период боёв в небе Кореи, стал 821-й ИАП,
который одержал половину побед всей дивизии. 821-й ИАП участвовал как в Великой Отечественной войне, так и в
войне с Японией в августе 1945 года. Участие в Корейских событиях было его 3-й
войной. В составе полка даже остались несколько лётчиков, которые участвовали в
двух предыдущих войнах, в том числе были 2 лётчика-аса: командир полка Герой
Советского Союза подполковник Григорий Федосеевич Дмитрюк и его заместитель по
лётной части майор Алексей Родионович Прудников. Оба командира активно участвовали
в воздушных сражениях в небе Кореи и увеличили свои победные счета, причём командир
полка стал асом и корейского неба! Но самое главное, что они оба были не только
прекрасными воздушными бойцами, но и прекрасными командирами, которые на личном
примере вели своих подчинённых в бой и постоянно передавали свой бесценный боевой
опыт молодым и неопытным лётчикам полка. Начиная с мая 1952 года, лётчики как 97-й, так и 190-й ИАД стали
практиковать вылеты парами и звеньями на "свободную охоту", а также вылеты в составе
эскадрилий на перехват самолётов противника. Так, 13 мая 1952 года "Сейбры" из
25-й АЭ, переделанные в истребители-бомбардировщики, нанесли штурмовой удар по
аэродрому в Синыйджу совместно с группами штурмовиков F-80 и F-84. Навстречу им
вылетели небольшие группы "МиГов" из 148-го ГИАП и 821-го ИАП. Причём группу
самолётов из 148-го ГИАП возглавил инспектор ВВС СА полковник Пахомов из штаба
корпуса. При отражении налёта ИБА на Синыйджу лётчики 148-го ГИАП встретились с
группой F-80 "Шутинг Стар" и, произведя по ним несколько атак, расстроили их
боевой порядок, вынудили их уйти в залив, не выполнив своей задачи. При этом
отличился полковник Пахомов и лётчик 148-го гиап В. А. Таравков, которые сбили
по одному "Шуту". Это произошло в период 09:05 - 09:50 в районе Хуанходонг. Лётчики 821-го ИАП во главе с заместителем командира полка майором
А. Р. Прудниковым встретились с группой F-84, которой встреча с "МиГами" не понравилась,
и они вышли из района Синыйджу в залив, потеряв при этом один "Тандерджет", который
сбил старший лейтенант П. Н. Вешкин. Другая группа 821-го ИАП вступила в бой с
12 F-86 из 4-го ИАКР, в котором майор А. Р. Прудников сбил один из их, у нас
потерь не было. Однако "Сейбры" чуть подсластили свои неудачи этого дня, подловив
в районе аэродрома Аньдун эскадрилью 494-го ИАП, которая прикрывала данный аэродром,
и сбили замполита этой АЭ капитана Е. А. Помаза, но он благополучно катапультировался. В итоге при отражении налётов ИБА противника на Синый-джу лётчиками
корпуса было сбито 4 самолёта США, свои потери - 1 самолёт. В отражении налётов
13 мая принимали участие и истребители из ОВА, так как американцы заявили, что ими
сбиты 5 МиГ-15, поэтому, возможно, 4 потерянных "МиГа" были из ОВА. Однако и
американцы понесли серьёзную потерю. При налете на Синыйджу был сбит командир
4-го ИАКР полковник Уолкер Махурин (Walker Mahurin), он вынужден был совершить
вынужденную посадку на своём F-86Е №51-2789 на территории КНДР и попал в плен к
северокорейцам. Точно до сих пор неизвестно, кто же его сбил тогда. Сам Махурин
утверждает, что его сбила зенитная артиллерия противника в районе цели. Однако
согласно данным советской стороны, в этот день одну победу над "Сейбром" одержал
только один наш лётчик - заместитель командира 821-го ИАП по лётной подготовке
майор Алексей Родионович Прудников. Так что, скорее всего, именно Прудников, а
не зенитчики, заставил американского аса совершить "внеплановую" посадку на
территории КНДР! Махурин так удачно посадил свой F-86Е на корейской территории,
что он почти целый достался 64-му ИАК. Техники 97-й ИАД специально ездили за ним
в Северную Корею и доставили "Сейбр" сначала на аэродром Аньдун, а оттуда он был
доставлен для детального изучения в НИИ ВВС. 17 мая (во второй половине дня) лётчики 821-го ИАП были наведены
на группу поршневых F-51 "Мустанг", которые действовали на малых высотах и сходу
их атаковали. Хотя благодаря своей маневренности, "Мустангам" удалось уйти в залив,
одного из них всё же успел сбить майор А. Р. Прудников. Провести вторую атаку наши
лётчики уже не успевали, так как противни вышел в море, куда нашим лётчикам заходить
было строго запрещено...
Н а з а д |