1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Прудников Алексей Родионович

8 побед

(7 + 1)
Прудников Алексей Родионович
  Флаг ВВС

Родился в 1920 году в селе Торомка (Таборинский район Свердловской области). С 1941 года в рядах Красной Армии, призван Свердловским ГВК. Окончил военную авиационную школу лётчиков.

С 19 июля 1943 года младший лейтенант А. Р. Прудников на фронтах Великой Отечественной войны в составе 821-го ИАП. Первые 15 боевых вылетов совершил на "Спитфайре", затем пересел на "Аэрокобру".

К маю 1945 года командира звена 821-го истребительного авиационного полка (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант А. Р. Прудников совершил 189 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 4 и в составе пары 1 самолёт противника.

Участник Советско-Японской войны 1945 года в составе того же 821-го ИАП. Летал на "Кингкобре", воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с февраля по июль 1952 года в составе 821-го ИАП (64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника.

Вернувшись в СССР продолжал служить в ВВС на различных должностях. В конце 1950-х годов подполковник А. Р. Прудников командовал 732-м ИАП. После выхода в запас, работал экскурсоводом в катакомбах Мемориала партизанской славы села Нерубайское.

Награждён орденами: Красного Знамени (09.10.1944, 01.11.1944, ...), Александра Невского (02.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (12.07.1944, 03.03.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед А. Р. Прудникова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.08.19431  Ме-109  (в паре)Горно-Весёлый"Аэрокобра"
27.08.19441  ФВ-190Ионишкис
15.09.19441  ФВ-190севнее Иецава
20.09.19441  ФВ-190западнее Текава
07.11.19441  ФВ-190юго-восточнее Дурбе

      Всего сбитых самолётов - 4 + 1;  боевых вылетов - 189;  воздушных боёв - 27.


Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
26.04.19521 F-86район реки Ялуцзян 
13.05.19521 F-86Синыйджувероятно, F-86Е №51-2789 полковника Уолкера Махурина
17.05.19521 F-51район реки Ялуцзян 

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0.



190-я Полоцкая Краснознамённая ордена Кутузова 3-й степени истребительная авиационная дивизия, которой командовал полковник А. С. Корнилов, прибыла в Китай в конце января 1952 года из Приморья (город Хороль). Дивизия прибыла без техники и технического персонала и в срочном порядке стала сменять полки 303-й ИАД, которая передавала ей всю свою авиатехнику и технический персонал.

190-я ИАД прибыла в Китай, имея в своём составе 3 авиационных полка: 256-й, 494-й и 821-й ИАП. Все полки обосновались на авиабазе Мяогоу. Срок передачи и подготовки техники и лётчиков к боям был ограничен и уже через 2 недели, начиная с 12 февраля 1952 года все полки дивизии начали выполнять боевые вылеты в небо Северной Кореи. Данная дивизия вела боевые действия по 10 августа 1952 года. За этот период лётный состав дивизии совершил 4615 боевых самолёто-вылетов, участвовал в 199 групповых воздушных боях, в которых был сбит 81 самолёт противника и ещё 39 были повреждены. Свои потери за указанный период составил 64 самолёта и 15 лётчиков. Самым результативным полком дивизии в период боёв в небе Кореи, стал 821-й ИАП, который одержал половину побед всей дивизии.

821-й ИАП участвовал как в Великой Отечественной войне, так и в войне с Японией в августе 1945 года. Участие в Корейских событиях было его 3-й войной. В составе полка даже остались несколько лётчиков, которые участвовали в двух предыдущих войнах, в том числе были 2 лётчика-аса: командир полка Герой Советского Союза подполковник Григорий Федосеевич Дмитрюк и его заместитель по лётной части майор Алексей Родионович Прудников. Оба командира активно участвовали в воздушных сражениях в небе Кореи и увеличили свои победные счета, причём командир полка стал асом и корейского неба! Но самое главное, что они оба были не только прекрасными воздушными бойцами, но и прекрасными командирами, которые на личном примере вели своих подчинённых в бой и постоянно передавали свой бесценный боевой опыт молодым и неопытным лётчикам полка.

Начиная с мая 1952 года, лётчики как 97-й, так и 190-й ИАД стали практиковать вылеты парами и звеньями на "свободную охоту", а также вылеты в составе эскадрилий на перехват самолётов противника. Так, 13 мая 1952 года "Сейбры" из 25-й АЭ, переделанные в истребители-бомбардировщики, нанесли штурмовой удар по аэродрому в Синыйджу совместно с группами штурмовиков F-80 и F-84. Навстречу им вылетели небольшие группы "МиГов" из 148-го ГИАП и 821-го ИАП. Причём группу самолётов из 148-го ГИАП возглавил инспектор ВВС СА полковник Пахомов из штаба корпуса. При отражении налёта ИБА на Синыйджу лётчики 148-го ГИАП встретились с группой F-80 "Шутинг Стар" и, произведя по ним несколько атак, расстроили их боевой порядок, вынудили их уйти в залив, не выполнив своей задачи. При этом отличился полковник Пахомов и лётчик 148-го гиап В. А. Таравков, которые сбили по одному "Шуту". Это произошло в период 09:05 - 09:50 в районе Хуанходонг.

Лётчики 821-го ИАП во главе с заместителем командира полка майором А. Р. Прудниковым встретились с группой F-84, которой встреча с "МиГами" не понравилась, и они вышли из района Синыйджу в залив, потеряв при этом один "Тандерджет", который сбил старший лейтенант П. Н. Вешкин. Другая группа 821-го ИАП вступила в бой с 12 F-86 из 4-го ИАКР, в котором майор А. Р. Прудников сбил один из их, у нас потерь не было. Однако "Сейбры" чуть подсластили свои неудачи этого дня, подловив в районе аэродрома Аньдун эскадрилью 494-го ИАП, которая прикрывала данный аэродром, и сбили замполита этой АЭ капитана Е. А. Помаза, но он благополучно катапультировался.

В итоге при отражении налётов ИБА противника на Синый-джу лётчиками корпуса было сбито 4 самолёта США, свои потери - 1 самолёт. В отражении налётов 13 мая принимали участие и истребители из ОВА, так как американцы заявили, что ими сбиты 5 МиГ-15, поэтому, возможно, 4 потерянных "МиГа" были из ОВА. Однако и американцы понесли серьёзную потерю. При налете на Синыйджу был сбит командир 4-го ИАКР полковник Уолкер Махурин (Walker Mahurin), он вынужден был совершить вынужденную посадку на своём F-86Е №51-2789 на территории КНДР и попал в плен к северокорейцам.

Точно до сих пор неизвестно, кто же его сбил тогда. Сам Махурин утверждает, что его сбила зенитная артиллерия противника в районе цели. Однако согласно данным советской стороны, в этот день одну победу над "Сейбром" одержал только один наш лётчик - заместитель командира 821-го ИАП по лётной подготовке майор Алексей Родионович Прудников. Так что, скорее всего, именно Прудников, а не зенитчики, заставил американского аса совершить "внеплановую" посадку на территории КНДР! Махурин так удачно посадил свой F-86Е на корейской территории, что он почти целый достался 64-му ИАК. Техники 97-й ИАД специально ездили за ним в Северную Корею и доставили "Сейбр" сначала на аэродром Аньдун, а оттуда он был доставлен для детального изучения в НИИ ВВС.

F-86Е полковника Уолкера Махурина

17 мая (во второй половине дня) лётчики 821-го ИАП были наведены на группу поршневых F-51 "Мустанг", которые действовали на малых высотах и сходу их атаковали. Хотя благодаря своей маневренности, "Мустангам" удалось уйти в залив, одного из них всё же успел сбить майор А. Р. Прудников. Провести вторую атаку наши лётчики уже не успевали, так как противни вышел в море, куда нашим лётчикам заходить было строго запрещено...


Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д