1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Орлов Павел Иванович

5 побед

(5 + 0)
Орлов Павел Иванович
  Флаг ВВС

Родился в 1923 году на станции Чёрный-Яр (Астраханская область). В рядах Красной Армии с 1941 года, призван Сталинградским ОВК. С 27 сентября 1943 года младший лейтенант П. И. Орлов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка, летал на Як-7 и Як-9.

К декабрю 1944 года старший лётчик 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) Гвардии лейтенант П. И. Орлов выполнил 152 боевых вылета, провёл 5 воздушных боёв, сбил лично 2 самолёта противника. За боевые успехи в Великой Отечественной войне награждён орденами Красного Знамени (05.11.1944) и Красной Звезды (21.04.1944).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В составе того же 29-го ГИАП принимал участие в боевых действиях на территории Кореи с декабря 1950 года по февраль 1951 года, где увеличил свой личный счёт ещё на 3 сбитых самолёта.

В конце ноября 1950 года в составе 64-го ИАК в первой линии находились и вели боевые действия 2 советские авиадивизии - 28-я ИАД и 50-я ИАД. Но, поскольку в первых числах декабря 28-я ИАД вышла из состава корпуса и убыла в глубь Китая в провинцию Шаньдун, в декабре в составе 64-го ИАК в боях участвовала только одна 50-я ИАД двухполкового состава с местом базирования в Аньшане.

Первыми боевые вылеты стали выполнять лётчики 29-го ГИАП. Они уже 30 ноября сделали свой первый боевой вылет в район Аньдуня, который прошёл без встречи с противником. Первая встреча с противником у лётчиков 50-й ИАД состоялась 1 декабря, когда на перехват самолётов в район Аньдуня с аэродрома Аньшань в 12:09 вылетели 6 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 29-го полка под командованием капитана П. И. Орлова. В 12:24 группа подошла в строю "фронт" на высоте 7000 метров и барражировала в районе ВПУ Аньдун. Противника они, однако, не встретили и в 12:30 минут получили приказ на возвращение. Но в 30 км от Аньдуня группа встретила ниже себя 3 бомбардировщика В-29 в строю "клин", без прикрытия. С правым разворотом они атаковали строй В-29 и вели огонь по ведущему и правому ведомому Б-29. Бомбардировщики в процессе боя делали "горки", чтобы нижние стрелки могли бить по "МиГам".

Пара капитана П. И. Орлова атаковала ведущего В-29 и била по нему короткими очередями, а пара капитана И. Ф. Богатырёва атаковала снизу правого ведомого и вела по нему огонь. Стрелки с правого В-29 подбили МиГ-15 старшего лейтенанта Г. М. Гребёнкина (был пробит фонарь кабины, в крыле имелись 3 пробоины), он вышел из боя и вернулся на аэродром (легко ранен в лицо).

Проведя ещё одну атаку по В-29, вся пятёрка в 13:15 вернулась на аэродром. По докладам лётчиков и снимкам ФКП, на самолёте ведущего В-29 были подбиты 2 левых мотора и шёл дым. Также были подбиты 2 двигателя и у правого В-29, однако падение бомбардировщиков никто не видел. Оба подбитых В-29 были засчитаны полку как сбитые, и их записали на счёт капитана П. И. Орлова и старшего лейтенанта Г. М. Гребёнкина, и это были первые победы лётчиков 29-го ГИАП в небе Кореи.

Лётчики 29-го ГИАП на аэродроме в Китае.

Удачно действовали лётчики 50-й ИАД и 28 декабря. В этот день было проведено 2 воздушных боя с самолётами противника, в которых участвовали исключительно лётчики 29-го ГИАП и 10-го ИАП ВВС КНР. Наиболее удачным оказался бой, проведённый лётчиками 1-й эскадрильи 29-го полка в составе 8 экипажей под командованием старшего лейтенанта П. И. Орлова и звена МиГ-15 из состава 10-го ИАП под командованием капитана Ли Хана. В районе станции Сенсен командир 1-й эскадрильи старший лейтенант П. И. Орлов обнаружил пару штурмовиков F-84, выходящих вверх после атаки наземной цели, и со своим ведомым атаковал их. Удар получился отменным: ведущего F-84 сбил П. И. Орлов, а его ведомого уничтожил старший лейтенант С. И. Володкин. Эти 2 F-84 записаны американцами как потерянные днём позже, причём оба лётчика США при этом погибли.

Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение над Сингисю 23 января. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го ИАП, а остальные 20 "МиГов" были из 29-го ГИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон.

Первой ушла по тревоге шестёрка "МиГов" из состава 2-й АЭ под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана Крымского вступила в бой с этой восьмёркой F-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника. Всё пространство было занято их самолётами и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка "МиГов" из 1-й АЭ под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла восьмёрка "МиГов" 3-й АЭ под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин.

Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. Самолёт Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 F-84, но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки.

Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка F-84 и сбила, - капитан Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го полка с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2-3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитаны.

Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ 27-й авиагруппы заявили, что сбили 4 МиГ-15, причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков F-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа F-84 из состава 27-й ИАГ. Причём, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт F-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает.

Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го ГИАП, так как 24 января полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров.


Список известных воздушных побед П. И. Орлова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.03.19441  Ю-87Васкнарва - КривасоЯк-7, Як-9.
09.07.19441  Ю-88Пителя

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0;  боевых вылетов - 152;  воздушных боёв - 5.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.12.19501  Б-29АньдунМиГ-15
28.12.19501  Ф-84станция Сенсен
23.01.19511  Ф-84Аньдун

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0.


Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д