Заплавнев Иван Митрофанович
Родился 1 мая 1922 года в городе Полоцке Витебской области Белорусской ССР. В 1939 году окончил 9 классов средней школы. Одновременно с учёбой в школе занимался в местном аэроклубе, который окончил в 1940 году. В июне 1941 года направлен на обучение в Черниговскую военную авиационную школу пилотов. 6 января 1944 года окончил её в городе Кизил-Арват (Туркменская ССР) в звании младшего лейтенанта. Затем был направлен в 8-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк 1-й Воздушной армии для переучивания на самолёт Ла-5. 8 марта 1944 года направлен в состав 3-й эскадрильи 49-го ИАП (309-я ИАД, 1-я Воздушная армия) на должность младшего лётчика. С марта по апрель 1944 года участвовал в боях на Западном фронте, затем с 1 апреля 1944 года по 9 мая 1945 года воевал на 2-м Белорусском фронте в составе 49-го истребительного Гродненского Краснознамённого авиационного полка (309-я ИАД). Войну закончил лейтенантом в должности командира звена. Совершил 129 боевых вылетов на Ла-5 и Як-3, провёл около 20 воздушных боёв, сбил лично 4 самолёта противника. После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в составе 49-го ИАП (309-я ИАД, Бакинская армия ПВО). В ноябре 1950 года в составе 309-й ИАД старший лейтенант И. М. Заплавнев убыл в правительственную командировку в КНР. Будучи капитаном и командиром звена 49-го ИАП, занимался обучением китайских лётчиков. 11 октября 1951 года в качестве пополнения прибыл в состав 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Был назначен командиром звена в 3-ю эскадрилью, в её составе воевал в небе КНДР до февраля 1952 года. В небе Кореи совершил более 50 боевых вылетов на МиГ-15, провёл более 20 воздушных боях и лично сбил 7 самолётов противника. Вернулся в СССР в должности заместителя командира эскадрильи и до февраля 1958 года продолжал службу в составе 196-го ИАП на должностях командира эскадрильи и заместителя командира полка по лётной подготовке. 18 февраля 1958 года в звании подполковника переведён на должность заместителя командира 49-го ИАП (309-я ИАД) по лётной подготовке. 2 декабря 1958 года назначен командиром 28-го ГИАП (17-я ИАД). Уволен в запас приказом ГК войск ПВО страны от 31 августа 1960 года. В 1978 году ему было присвоено звание полковника. Проживал в городе Воронеже. Умер в августе 1981 года. Награды: орден Красной Звезды (06.07.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 2-й степени (24.10.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (30.08.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Ленина (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (22.02.1955 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (20.12.1956 г. - за выслугу лет); медали. * * *Иван Митрофанович Заплавнев прибыл в состав 196-го ИАП в качестве пополнения уже в ходе боёв в небе Кореи. В октябре 1951 года большая группа лётчиков из состава 309-й ИАД была направлена в качестве пополнения в состав 324-й ИАД. В состав 196-го ИАП попало с десяток лётчиков 309-й ИАД, и большая часть прибыла из состава 49-го ИАП. В этой группе и был командир звена 1-й эскадрильи 49-го ИАП капитан Иван Заплавнев. Он уже был опытным пилотом, за его плечами был годичный опыт участия в Великой Отечественной войне, имел 4 личные победы в воздушных боях. Прибыв в состав 196-го ИАП, 5 лётчиков из состава 49-го ИАП попали в состав 3-й эскадрильи полка. На раскачку времени не было, шли каждодневные упорные бои в небе Северной Кореи и боеготовых лётчиков не хватало. Поэтому уже в конце октября вновь прибывшие лётчики начали выполнять боевые вылеты, но к активному участию в боях новых лётчиков начали привлекать только с начала ноября месяца. Первым из вновь прибывшего пополнения отличился старший лейтенант Виктор Муравьёв из 2-й АЭ - это произошло 24 ноября 1951 года. Через 3 дня, 28 ноября, отличились и новички из 3-й АЭ, причём победы добились сразу двое новичков - это капитан Заплавнев и старший лейтенант Николай Рыбас. Оба сбили по одному "Сейбру". Это был тяжёлый и одновременно успешный бой для лётчиков 196-го ИАП: в этот день было заявлено 7 побед над F-86, в том числе 2 победы одержал в этот день командир полка Пепеляев. Правда, не обошлось без потерь: был сбит самолёт капитана Алфея Достоевского и повреждён самолёт старшего лейтенанта Иовлева, но Достоевский благополучно катапультировался и вскоре вернулся в часть. Свою вторую победу Иван Заплавнев одержал 1 декабря, уже будучи заместителем командира 3-й АЭ. В этот день лётчики 196-го ИАП ведомые командиром 196-го полка полковником Пепеляевым восточнее Пхеньяна перехватили несколько групп штурмовиков F-80 и F-84. Лётчики полка заявили тогда 4 победы над F-84 и 2 над F-80. Одного "Тандерджета" в этом бою отправил на землю и капитан Заплавнев. 5 декабря полковник Пепеляев повёл полковую группу в район южнее Пхеньяна, к самой линии фронта, чтобы перехватить действующие там без прикрытия группы истребителей-бомбардировщиков, что из этого вышло, рассказывает Евгений Георгиевич Пепеляев: "Заходить за линию Пхеньян-Гензан было нельзя. Я этот запрет неоднократно нарушал, один раз, когда ведомого потерял, Сашу Рыжкова. Я тогда зашёл почти до Сеула. Американцы там не ждут. Вот там я и сбил 2 или 3 F-80 или F-84. Но, не в этот раз. До того я заходил звеном, эскадрильей, а здесь, чёрт меня попутал... Пошёл полком. Нас подняли по команде с КП Корпуса, пришли в заданный район, а там ни черта нет. Горючего у нас много, я и пошёл на юг тихонько. За Пхеньяном увидел этих F-80, ниже намного, пошёл в атаку. А на выходе из атаки я Рыжкова потерял. Мои сорванцы растянулись, не прикрыли его. Я их всех в "пеленг" поставил, там каждый должен прикрывать идущего впереди. F-80 и F-84 - маневренные самолёты, особенно на вираже. Наших сбивали. Редко, но сбивали. Если подвернутся. Вот и моего Рыжкова... Пренебрёг, и F-80 его подцепил. Сбоку, под большим углом. Рыжков упал на территории Северной Кореи, в 60 км юго-восточнее Пхеньяна. Это километров 100 от линии фронта. Место падения обнаружили. Он в самолёте упал. Привезли его..." Лётчики полка сбили в этом бою 3 "Шутинг Стара", но при отходе попали под удар "Сейбров" и потеряли Александра Рыжкова. В этом бою вновь отличился капитан Заплавнев, сбивший одного F-80. 13 декабря лётчики 196-го полка провели несколько боёв с пилотами "Сейбров", в которых заявили о 4-х победах, без своих потерь. Очередного своего F-86 сбил и капитан Заплавнев. 7 января 1952 года в 8:40 для прикрытия объектов, расположенных в районе Ансю от штурмового налёта авиации противника были подняты 18 МиГ-15бис под командованием Пепеляева. Набрав высоту 9000 метров, истребители 196-го ИАП пересекли Ялуцзян и уже через 9 минут после взлёта вступили в бой - чуть южнее Синыйджу их атаковало звено "Сейбров". За 20 минут боя подошли ещё до 40 F-86, однако нашим истребителям удалось оттеснить их почти до Анджу. В этом неравном бою было заявлено 4 победы над "Сейбрами" при одной своей потере. В этом сражении свою 5-ю победу одержал Иван Заплавнев и тем самым стал очередным асом в составе 64-го ИАК ПВО. Последние результативные бои в небе Кореи лётчики 196-го полка провели 11 января. В этот день было сделано 2 полковых вылета, и оба с боями с пилотами F-86. Первое сражение состоялось в 10:29 в районе города Кусон, а второе в 14:28, когда 14 "МиГов" 196-го полка на подходе к Анджу встретили 16 F-86. В этих двух сражениях лётчики полка заявили о 6 победах над F-86, без своих потерь. Двух "Сейбров" в этот день сбил, и капитан Заплавнев и это были его последние победы в небе Кореи. Как и другие лётчики 196-го ИАП, кто имел от 6 и выше личных побед в небе Кореи, Иван Митрофанович Заплавнев представлялся командованием полка и дивизии на звание Героя Советского Союза, но был награждён только орденом Ленина. Список известных воздушных побед И. М. Заплавнева:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Н а з а д |