1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Волков Николай Степанович

7 побед

(7 + 0)
Волков Николай Степанович
  Флаг ВВС

Родился 29 ноября 1923 года в селе Верхняя Хава, ныне Воронежской области. В 1940 году окончил 8 классов средней школы. В марте 1941 года поступил в Орловскую авиационную школу ГВФ № 1, но уже в августе был переведён в Батайскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1943 года - курсант Телавской ВАШП, а с апреля 1944 года - курсант Руставской ВАШП, которую окончил в ноябре 1944 года. С 20 ноября 1944 года - лётчик переменного состава 25-го ЗАП.

С апреля по 9 мая 1945 года младший лейтенант Н. С. Волков принимал участие в Великой Отечественной войны в составе 17-го ИАП (190-я ИАД, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт). Участник штурма Кёнигсберга, совершил 15 боевых вылетов. Участник боевых действий и с Японией в августе 1945 года на Дальнем Востоке в составе 17-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт).

В период с сентября 1945 года по март 1951 года был старшим лётчиком, а затем командиром звена 17-го ИАП (303-я ИАД, 65-й ИАК, 54-я Воздушная армия). С 5 апреля 1951 года старший лейтенант Н. С. Волков - командир звена 236-го ИАП (37-я ИАД, 55-й ИАК, 54-я Воздушная армия).

С июня 1951 года по 25 февраля 1952 года в качестве старшего лётчика 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК) принимал участие в боевых действиях в небе КНДР. Совершил 148 боевых вылетов, провёл 81 воздушный бой, лично сбил 7 самолётов ВВС США и 2 подбил.

С 19 февраля 1952 года капитан Н. С. Волков - командир эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД). С 26 декабря 1959 года майор Н. С. Волков - заместитель командира 352-го ОРАП (1-я Отдельная Дальневосточная армия) по лётной подготовке. С 11 августа 1960 года подполковник Н. С. Волков - в запасе. Жил в городе Воронеже. Умер 4 января 2002 года.

Награды: медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), ордена Красного Знамени (17.12.1951 г. и 25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (14.05.1956 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

Николай Волков попал в состав 17-го ИАП весной 1945 года и успел повоевать в течение одного месяца в небе Прибалтики. После этого, участвовал в войне с Японией на Дальнем Востоке в августе 1945 года. В составе 17-го полка продолжил службу и в 1950 году освоил реактивную технику, был назначен на должность командира авиазвена в состав 3-й АЭ.

Однако когда полк убыл в правительственную командировку в Китай, Николай Волков остался в СССР на старом месте базирования полка аэродроме Воздвиженка Приморского края. Его не взяли в командировку по причине того, что он был женат и имел двух малолетний детей - таких семейных лётчиков старались не брать в подобные командировки. Но Николай Волков не смерился с этой несправедливостью и "бомбардировал" командование дивизии, чтобы его вернули в полк. Помог трагический случай: 25 апреля 1951 года во время учебного боя погиб лётчик 2-й АЭ лейтенант Кухмаков Борис и таким образом в полку оказался некомплект лётчиков. К тому же, 11 мая разбился в учебном полёте ещё один лётчик 17-го полка старший лейтенант Николай Котов, что ещё усугубило ситуацию со штатом полка. Поэтому 6 мая в состав 17-го ИАП прибыли на пополнение 3 новых лётчика: старшие лейтенанты Фокин, Агранович и Волков - таким образом, трагический случай помог Николаю Волкову вернуться в полк и участвовать в боевых действиях в корейском небе. Хотя Волков имел должность командира звена, его поставили старшим лётчиком в звено старшего лейтенанта Докашенко, а постоянным ведомым у Николая Волкова стал старший лейтенант Алексей Николаев, с которым он бок о бок прошёл всю корейскую войну.

Как и все лётчики 17-го полка Николай Волков свой первый боевой вылет в конце июня месяца, а точнее 21 числа - он прошёл без встречи с противником. Первый свой бой с противником Николай Волков провёл на следующий день, 22 июня, с группой F-86. Как это не странно, но первую победу в звене Докашенко, одержал ведомый Николая Волкова, старший лейтенант Алексей Николаев. Вот как это произошло: 18 августа 1951 года группа под командованием майора Пулова, в составе 24 экипажей, в 8:00, была поднята в воздух по сигналу с КП дивизии на отражение самолётов противника в район Сончен. Следуя в боевом порядке "змейка авиаэскадрилий", на высоте 5000 метров, справа, выше над собой 2000 метров, майором Пуловым было обнаружено 4 "Глостер-Метеора". Было приказано старшему лейтенанту Сутягину следить за ними. Вследствие большой собственной скорости, самолёты противника отстали, которых наша группа потеряла из виду.

"Глостер-Метеоры" шли над морем параллельно нашей группе. Дойдя до береговой черты, группа выполнила разворот на 180 градусов влево. В этот момент, майор Пулов обнаружил 6 F-86, шедших выше на 600-1000 метров на встречных курсах в кильватере пар, входивших в разворот. Майор Пулов произвёл разворот в сторону противника, последние со снижением и правым разворотом ушли на юг.

3-я авиаэскадрилья в количестве 8 самолётов, находясь в ударной группе, после разворота на 180 градусов, обнаружила 8 F-86 в районе Тэйсю. Старший лейтенант Докашенко обнаружил 4 F-86, шедших на встречных курсах в колонне пар. Докашенко выполняет левый боевой разворот для занятия исходного положения для атаки замыкающей пары. Во время атаки, ведущий пары "Сейбров" зашёл в хвост старшему лейтенанту Волкову, а ведомый, старшему лейтенанту Николаеву. С дистанции 300 метров под ракурсом 2/4, Николаев открыл огонь по F-86, атакующего Волкова. После двух очередей, "Сейбр" штопором пошёл вниз. В этот момент Волков, левым боевым разворотом развернулся на F-86, атакующего его ведомого Николаева, но "Сейбр" переворотом ушёл вниз в направлении моря. Докашенко с Хвостанцевым пошли в атаку на замыкающую пару "Сейбров", сверху. Заметив атаку, "Сейбры" стали в левый вираж. Пара Докашенко левым разворотом, с набором высоты вышла из под удара. "Сейбры" со снижением стали уходить на юг. Этот бой был ещё тем примечателен, что в этот день лётчики 17-го ИАП впервые встретились с новым для себя противником - с двухтурбинным истребителем "Глостер Метеор Мк.8" английского производства. Возможно, что это была вообще первая встреча советских лётчиков из состава 64-го ИАК с данными машинами.

Свою первую победу в корейском небе Николай Волков одержал 9 сентября, когда в 11:23 майор Пулов повёл на перехват самолётов противника 27 экипажей полка. Со стороны противника в налёте участвовало до 18 бомбардировщиков В-29, до 50 истребителей F-86 и до 80 истребителей-штурмовиков типа F-80 и F-84. На отражение этого налёта была поднятs все 3 полка 303-й ИАД. В 11:35 в районе Тайсен лётчики 17-го полка встретили группу из 30 F-86, с которыми вступили в бой. В ходе этого боя 5 лётчиков 17-го полка заявили о своих победах над "Сейбрами", но командование дивизии засчитало как достоверные, только 2 победы - они на счету лётчиков звена старшего лейтенанта Докашенко. Отличились в бою старшие лейтенанты Николай Волков и Владимир Хвостанцев. Сбитый Волковым "Сейбр" упал в 9 км юго-восточнее Хакусен, что подтвердили местные власти. Так на счету Николая Волкова оказался первый сбитый американский самолёт!

Для Николая Волкова сентябрь месяц был довольно удачным, так как в течение 3-х дней он одержал сразу 3 победы. Так на следующий день после первой победы, то есть 10 сентября в 11:16 на перехват самолётов противника ушла полковая группа в составе 26 экипажей под командованием майора Пулова. В период 11:35 - 11:45 в районе Хакусен состоялся бой с группой F-86, в котором старший лейтенант Волков сбил ещё одного "Сейбра".

Следующая встреча с самолётами противника для лётчиков 17-го ИАП произошла 11 сентября, и вновь в этом бою отличился Николай Волков. В 11:06 по данным РТС в районе 15 км севернее Пхеньяна на высоте 5000-9000 метров была обнаружена группа бомбардировщиков противника в составе 12 В-29 прикрытая до 70 истребителей, следовавшая с курсом 340 градусов. Часть находилась в готовности № 1. На предварительной подготовке командиром части перед лётным составом была поставлена задача связать боем и уничтожать истребителей противника, действуя в боевом порядке: 2-я и 3-я АЭ в составе 16 экипажей в ударной группе и 1-я АЭ в составе 8 экипажей в группе прикрытия, обеспечить боевые действия лётчиков 18-го и 523-го авиаполков.

В 11:10 по команде командира 303-й ИАД полк в составе 24-х экипажей была поднята в воздух. В 11:42 в районе Тэйсю на высоте 7000 метров группа майора Пулова встретила противника - несколько мелких групп штурмовиков F-84 и перешла на них в атаку. Группа капитана Щербакова в составе 8 МиГ-15 севернее Тецузан встретила на высоте 7000 метров 6 F-84, которые шли со стороны моря севернее острова Симбито. Встреча с противником произошла на встречно-пересекающихся курсах. Самолёты противника, заметив наших истребителей, правым разворотом со снижением ушли под нашу группу, одновременно с этим 4 F-86 со стороны моря пытались атаковать пару капитана Благова, сверху сзади. Капитан Благов вертикальным маневром ушёл из-под атаки противника. Самолёты противника со снижением ушли в направлении моря.

Звено старшего лейтенанта Докашенко на встречных курсах со снижением правым разворотом стала заходить в хвост самолётам противника. Четвёрка F-84 заметив, что их преследуют, резким разворотом вправо стали в крутой правый вираж. Пара Докашенко выполнила правый боевой разворот с целью занятия исходного положения для атаки самолётов противника, который в течение всего воздушного боя ходил встречными курсами. В виду невыгодного положения для атаки "Тандерджетов" и малого количества оставшегося горючего пара Докашенко вышла из боя и на большой скорости последовала на свой аэродром.

Пара старшего лейтенанта Волкова левым разворотом со снижением пыталась занять исходное положение для атаки, но, видя невыгодное положение, Волков парой произвёл левый разворот для более выгодного положения для атаки. Четвёрка F-84 заметила наши истребители, и встали в левый разворот. На развороте под ракурсом 1/4-2/4 с дистанции 600-500 метров Волков дал прицельную очередь по F-84, который после атаки перевернулся на спину и пошёл под самолёт Волкова.

Николай Волков сделал левый боевой разворот и слева себя наблюдал падение самолёта противника, который упал в сопки южнее Тэйсю. Во время воздушного боя Волкова прикрывал его ведомый старший лейтенант Николаев. Всего в этом сражении лётчики 17-го полка уничтожили 3-х "Тандерджетов", без своих потерь. Скорее всего, это были "Тандерджеты" из состава 182-й FBS 136-го FBW, часть из которых получили повреждения в этом бою.

Сентябрьские бои закончились для Николая Волкова довольно успешно, он одержал 3 личных победы и стал одним из результативных лётчиков эскадрильи. Октябрь также начался для Николая Волкова довольно успешно. Уже 2 октября, он записал на свой счёт очередную свою победу. Это произошло во втором боевом вылете дня, уже после обеда: в 14:53 полковая группа в составе 24-х экипажей под командованием командира полка майора Пулова, вылетела на перехват самолётов противника. В период 15:16-15:25 недалеко от города Синайджу наши лётчики обнаружили смешанную группу штурмовиков F-80 и F-84 и вступили с ними в поединок. Вот как рассказывает об этом поединке участник этих событий Алексей Николаевич Николаев:

"Точной даты этого боя я уже не помню, но было это уже осенью. Вылетели на задание, наша группа пересекла пограничную реку Ялуцзян, и вскоре встретили большую группу F-84. Было хорошо видно, как они сбрасывали бомбы с пикирования и их взрывы на земле. Увидев наши самолёты, они стали уходить в сторону моря. Мой ведущий Николай Волков погнался за ними. Я тоже наметил себе цель. Но стрелять мне не пришлось. У штурмовиков возникло большое замешательство, и вдруг два самолёта противника столкнулись, и произошёл сильный взрыв. Я едва не угодил под обломки этих самолётов. Пришлось резко уходить с набором высоты. Наше начальство решило, что наши действия привели к столкновению двух самолётов противника в воздухе и таким образом, мне и Волкову было записано по одному самолёту противника на счета, хотя я и не стрелял в этом бою".

На самом деле, в этом бою события развивались таким образом: в районе южнее Синайджу наша группа наткнулась на несколько групп самолётов противника. Волков с Николаевым атаковали группу, состоящую из 2-х самолётов-разведчиков RF-80A из состава 15-й TRS, которые выполняли разведывательные полёт под прикрытием 6 истребителей F-84 из состава 182-й FBS. Волков атаковал одного из разведчиков RF-80 (№ 45-8472) и меткой пушечной очередью повредил крыло "Шутинг Стара". Пилотировавший его американский лётчик 2-й лейтенант Брюс Эндрю Суини (Bruce Andrew Sweney), пытаясь избежать дальнейших повреждений, стал выполнять отчаянный маневр уклонения. В этот же момент Николаев атаковал одного из "Тандерджетов" (№ 50-1166), которые сопровождали разведчиков. Он вцепился в хвост самолёта капитана Адама Дж. Вишневски (Adam J. Wisniewske), который, также уходя от атаки "МиГа", сделал резкий маневр, в ходе которого он столкнулся с другим самолётом... В результате взрыва 2-й лейтенант Брюс Эндрю Суини погиб, а капитану Адаму Дж. Вишневски повезло больше - его выбросило из кабины самолёта, он успел раскрыть купол своего парашюта и благополучно приземлиться, после чего его оперативно подобрал спасательный вертолёт ВМС США. Таким образом, наши лётчики действительно в этом бою своими маневрами вынудили столкнуться в воздухе 2-х самолётов ВВС США и, они в качестве трофеев справедливо записаны на счёт Волкова и Николаева.

После большого перерыва, удача в бою вновь улыбнулась Николаю Волкову только в январе 1952 года. Сначала 3 января во второй половине дня в бою 20 экипажей 17-го полка с группой из 30 F-86, Николай Волков подбивает одного "Сейбра". Через неделю, 11 января в 10:10 полковая группа в составе 20 экипажей под командованием подполковника Масленникова встретилась в бою с 24 F-86. В этом бою старший лейтенант Волкову удалось удачно зайти в хвост одной из пар "Сейбров" и последовательно сбить сначала ведомого, а затем и ведущего "Сейбра". Однако ему был засчитан только один уничтоженный "Сейбр" и это случилось по вине старшего фотолаборанта части старшего сержанта Дроздова, который при подготовке к полёту опломбировал кассету фотопулемёта С-13, в котором вместо положенных 3,5 метров оказалось 40 см, в результате чего в воздушном бою 11 января не было зафиксировано сбитие 2-х самолётов F-86 старшим лейтенантом Волковым. Ему засчитали только один сбитый самолёт. Однако даже эта неприятная ситуация не повлияла на то, чтобы Николай Волков стал очередным по счёту асом 64-го ИАК.

Это не осталось без внимания со стороны командования, и 19 января Николаю Волкову было присвоено очередное воинское звание - капитан. Это повышение также подняло боевой дух у нашего лётчика, и он отметил это награждение очередной своей победой.

Один из тяжёлых боёв заключительного периода командировки полк провёл 23 января. В этот день подполковник Масленников повёл группу из 20 МиГ-15 на перехват истребителей противника, и провёл воздушный бой с 20 F-86. Было сбито 2 "Сейбра" и ещё 3 подбито. Самолёты сбили капитан Пономарев и капитан Волков. Но и у нас было подбито 3 самолёта, которые, однако, все благополучно вернулись на свой аэродром. В этом тяжёлом бою лётчики 17-го ИАП сражались с пилотами из 16-й FIS 51-го FIW. Американцы вновь отрицают потери своих "Сейбров" в этом бою, но зато заявили о 2-х сбитых в этот день "МиГах", - так повреждённые МиГ-15 оказывались на счетах американских пилотов как "достоверно сбитые". Возможно, и у 16-й FIS в этот день есть повреждённые "Сейбры", которые числятся у нас как "достоверно сбитые" - на войне такие казусы бывали часто!

Свою последнюю в этой войне победу, капитан Николай Волков одержал 25 января 1952 года. В этот день, полк в сокращённом составе - группой из 14 МиГ-15 - выполнил 2 боевых вылета и провёл 2 воздушных боя. В первом вылете в 9:20 старший лейтенант Быков сбил один F-86. В этом вылете Николаю Волкову со своим ведомым капитаном Николаевым, пришлось вернуться на аэродром, по причине ухудшения состояния здоровья ведущего капитана Волкова. Его стало тошнить и пришлось прекратить выполнение боевого задания. Сказывались многочисленные боевые вылеты и бои на больших высотах.

Однако Николай Степанович не стал долго отлёживаться и уже после обеда снова встал в строй и вылетел на очередное боевое задание. Во втором вылете капитаном Волковым был сбит ещё один "Сейбр", а капитану Докашенко удалось подбить другого "Сейбра". Но и самолёт старшего лейтенанта Хрисанова был сбит в этом воздушном бою. В этом бою капитан Волков сбил F-86A № 48-251 из состава 335-й FIS 4-го FIW. Его пилот был ас, капитан Филп Колман (Coleman, Philp E.), который был подбит в этом бою и с трудом долетел до своей базы в Кимпо, где при посадке окончательно разбил свой подбитый самолёт. Сам капиатн Колман остался жив, но получил ранения.

В общем итоге, Николай Волков совершил 148 боевых вылетов, участвовал в 81 воздушном бою, в которых официально сбил 7 самолётов противника. Ещё одна победа ему не была засчитана, а также подбил ещё 2 самолёта противника. При этом ни разу не был сбит или подбит в воздушном бою.

В числе 7 лётчиков полка он представлялся командованием полка и дивизией на звание Героя Советского Союза, но, как и Шулёв и Артемченко, ему так этой награды вручено не было. Однако утешало только то, что за бои в небе Кореи он был удостоен 3-х орденов, что также было большой редкостью. Обычно больше 2-х орденов большинство лётчиков 64-го ИАК не получало, а то и вовсе только один. Поэтому, получение 3-х орденов также считалось большой удачей на этой войне и среди тех, кто её испытал, был и Николай Волков.

*     *     *

МиГ-15бис Н.С.Волкова.

Список воздушных побед капитана Н. С. Волкова в Корейской войне:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
09.09.19511  Ф-86Ансю 
10.09.19511  Ф-86Хакусен 
11.09.19511  Ф-84траверз острова Симбито 
02.10.19511  Ф-80АнсюRF-80A № 45-8472 из состава 15-й TRS 67-я TRW
11.01.19521  Ф-86 
23.01.19521  Ф-86 
25.01.19521  Ф-86юго-западнее ХакусенF-86A № 48-251 из состава 335-й FIS 4-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - 148;  воздушных боёв - 81.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д