1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Вишняков Сергей Фёдорович

17 побед

(16 + 1)
Вишняков Сергей Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 17 ноября 1918 года в городе Новозыбкове Орловской области. В 1933 году окончил 7 классов средней школы, после чего поступил в ФЗУ Оргоборонпрома, которое окончил в 1934 году. Работал на заводе рабочим-шлифовщиком. Одновременно посещал аэроклуб, после окончания которого по спецнабору 20 февраля 1940 года был направлен на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил осенью 1941 года в звании сержанта.

В октябре 1941 года сержант Вишняков для дальнейшего прохождения службы был направлен в 28-й ИАП (6-й ИАК ПВО Московского военного округа), и с этого дня как боевой лётчик участвовал в Великой Отечественной войне. Сражался на Западном, Калининском, Брянском, 1-м, 2-м и 3-м Белорусских, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах.

В октябре 1942 года был направлен в 434-й ИАП, который входил тогда в состав 3-й ИАД (Калининский фронт). Через месяц получил первое офицерское звание - "младший лейтенант", а ещё через 2 месяца - "лейтенант". В марте 1943 года одержал свою первую победу, а в июле 1943 года назначен командиром звена в элитный 32-й ГИАП (3-я ГИАД, Брянский фронт). К концу 1944 года капитан С. Ф. Вишняков был заместителем командира эскадрильи того же полка. Во время боевого вылета 29 июня 1944 года получил лёгкое ранение. Войну закончил майором на должности командира эскадрильи 32-го ГИАП. К маю 1945 года выполнил 308 боевых вылетов. Проведя 95 воздушных боёв, сбил 10 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

После окончания войны продолжил службу в 32-м ГИАП, дослужился до подполковника, помощника командира полка по тактике воздушного боя и стрельбе. В марте 1950 года подполковник Вишняков был назначен на должность лётчика-инспектора по технике пилотирования и теории полёта 324-й ИАД МВО. В составе дивизии в декабре 1950 года убыл в правительственную командировку в Китай.

В апреле 1951 года был назначен командиром 176-го ГИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК ПВО) и с 22 апреля 1951 года по начало февраля 1952 года участвовал в боевых действиях в небе КНДР. Совершил около 100 боевых вылетов, провёл около 30 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов противника.

После возвращения из правительственной командировки продолжил службу в составе 324-й ИАД. С декабря 1952 года по конец января 1953 года проходил курсы по усовершенствованию командиров и начальников штабов авиадивизий при Военно-Воздушной Академии. В ноябре 1953 года назначен заместителем командира 324-й ИАД, а в феврале 1955 года - командиром этой дивизии. В августе 1957 года С. Ф. Вишнякову присвоено воинское звание "генерал-майор авиации" и в декабре того же года его направили в Болгарию в качестве военного советника при ИАД Болгарской народной армии.

10 июня 1958 года С. Ф. Вишняков трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. Во время ночного тренировочного полёта на самолёте УТИ МиГ-15 с болгарским лётчиком при резком маневре сорвало фонарь кабины. Угол фонаря ударил в голову генерала Вишнякова - смерть наступила мгновенно, а болгарский лётчик благополучно посадил самолёт. Похоронен Вишняков у себя на родине, в городе Калуге.

Награды: орден Красного Знамени (04.03.1942 г.), орден Отечественной войны 1-й степени (30.05.1943 г.), орден Красного Знамени (31.07.1943 г.), орден Красного Знамени (07.04.1944 г.), орден Отечественной войны 2-й степени (10.09.1944 г.), орден Отечественной войны 1-й степени (11.10.1944 г.), орден Красной Звезды, орден Ленина.


С. Ф. Вишняков с товарищами. 1945 год.

*     *     *

К началу боевых действий в Корее в составе 176-го ГИАП было достаточно много лётчиков, которые имели солидный боевой опыт периода Великой Отечественной войны - это и командир полка полковник А. С. Кошель и командир 2-й АЭ капитан А. Ф. Васько и многие другие. Однако когда начались бои в небе Кореи, то командир полка Кошель не справился со своими обязанностями и неуверенно руководил действиями полка, да и сам не рвался участвовать в боях. Всё это не устраивало руководство дивизии во главе с И. Н. Кожедубом, и он принял решение сменить руководство полка - убрал из полка Кошеля и на его место назначил своего инспектора по технике пилотирования дивизии полковника Вишнякова Сергея Фёдоровича. Это был довольно опытный командир, участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года и до конца войны. В состав 324-й ИАД он прибыл сразу на должность инспектора-лётчика по технике пилотирования и теории полёта в марте 1950 года из состава не менее известного в советских ВВС 32-го ГИАП, в звании подполковник.

Уже, будучи в Китае, в феврале 1951 года он получил очередное воинское звание полковник. Вот этого опытного лётчика и командира, комдив Кожедуб назначил новым командиром 176-го ГИАП в конце апреля 1951 года и дела сразу в полку пошли в гору. Причём сам командир полка постоянно принимал участие в боевых вылетах и водил в бой полковые группы на перехват самолётов противника.

Свой первый боевой вылет в новом качестве командира полка полковник Вишняков совершил 24 апреля 1951 года. Вылет получился с первой встречей с противником, и этот бой выдался очень трудным. Задание было вылететь на отражение налёта авиации противника. В районе Сенсен наши лётчики встретили группу из 8 F-86. Во время левого разворота звено командира 3-й АЭ капитана В. Г. Мурашева, следовавшего слева, перешло на правую сторону. В это время капитан Мурашев увидел, что пара F-86 атаковали пару полковника Вишнякова и вели по ней огонь. Мурашев атаковал этих истребителей и с дистанции 400 метров сбил ведущего пары. Сам же в это время сзади-снизу был атакован двумя F-86. В результате чего самолёт Мурашева получил большие повреждения и стал неуправляемым. Мурашев катапультировался. Приземлился в районе Симари, получил при этом ушибы. Кроме того, ещё одного "Сейбра" сбил в этом бою капитан Гесь. В целом бой закончился в пользу лётчиков 176-го полка, но бой был тяжёлым, и не обошлось без потерь.

Затем вылеты последовали один за другим и встречи с противником были почти в каждом вылете. Постепенно Сергей Фёдорович набирался нового боевого опыта в частности руководства полком в боевых условиях и это у него успешно получалось. Всё чаще лётчики полка возвращались из сражений с победой и меньше несли потерь. Сам же командир полка открыл свой боевой счёт в небе Кореи только 20 июня 1951 года, когда повёл группу из 18 машин на перехват самолётов противника, которые пытались штурмовать китайские наземные части, которые предпринимали десантирование на вражеский остров Симби-то в Жёлтом море. В районе цели на высоте 2000 метров наши встретили 2 группы до 24 штурмовиков F-51. В воздухе шестёрка капитана Шеберстова и шестёрка полковника Вишнякова атаковали противника. В результате атаки сбито 4 F-51. Огонь вели: Вишняков, Головачёв, Шеберстов, Гесь. Однако затем последовала атака группы из 12 F-86, которая подошла на помощь своим "Мустангам" и пришлось выдержать трудный поединок с опытными пилотами "Сейбров" и вернуться на свой аэродром Аньдун. Правда, 2 самолёта получили повреждения в бою с "Сейбрами" и один пилот был ранен. Так что победы давались ещё тяжело.

По всей видимости, наши лётчики атаковали сразу 2 группы ударных самолётов, одну из которых составляли лётчики армейской авиации ВВС США на F-51 "Мустанг", а вторую составляли лётчики палубной авиации ВМС США на поршневых F4U-4 "Корсар". Причём капитаны Шеберстов и Гесь сбили двух "Мустангов" из состава 39-й FIS 18-го FBW, а вот под пушки полковника Вишнякова и старшего лейтенанта Головачёва попали палубные "Корсары" из состава VF-884 и VF-871. Американская сторона признаёт потерю 2-х своих "Мустангов" и 2-х "Корсаров" от воздействия противника, правда, делая упор на огонь зенитчиков, только не понятно, откуда на острове Симби-то вражеские зенитки, если он был ещё под контролем американской стороны.

Следующую свою победу Сергей Вишняков одержал в сражении с большой группой F-86, которое состоялось во второй половине дня 8 июля в районе Сенсен. В этом вылете Вишняков вёл на задание группу из 20 "МиГов", и на высоте 10000 метров произошла встреча с группой из 24 F-86. В ходе боя были сбиты 2 "Сейбра" без своих потерь, которые были записаны на счёт полковника Вишнякова и старшего лейтенанта А. П. Вердыша. Однако американская сторона отрицает какие либо потери в этот день своих реактивных самолётов. Ради справедливости надо отметить, что наши лётчики вели огонь с довольно большой дистанции. Так по данным фотоконтроля, Сергей Вишняков вёл огонь по цели в этом бою с дистанции 800 метров, то есть на пределе убойной силы пушек "МиГа". Так что в лучшем случае атакованные "Сейбры" получили незначительные повреждения.

Группа советских лётчиков в Китае. 1951 год.

Свою 3-ю победу в корейском небе командир полка Вишняков одержал в известном разгроме австралийской 77-й эскадрильи, который состоялся 1 декабря 1951 года. В этой операции, которую разработал штаб 64-го ИАК, участвовали 20 экипажей 176-го полка, которых повёл в район предполагаемой встречи с противником, полковник Вишняков. В районе Дзюнсен на высоте 7500 метров они встретили 2 восьмёрки "Глостер Метеоров", без какого либо прикрытия. Оставив сверху на всякий случай одну десятку "МиГов", в составе второй ударной десятки Вишняков с товарищами атаковал строй "Метеоров" и добился крупной победы, записав на счёт группы 9 сбитых и подбитых "Метеоров" и без потерь вернулись все обратно на свой аэродром.

"... пара полковника ВИШНЯКОВА атаковала вторую пару от левого края. Огонь вёл ВИШНЯКОВ по одному "Глостеру" с дистанции 600 - 500 метров под ракурсом 1/4. Лётчик наблюдал попадания снарядов по атакованному им самолёту".

В этом сражении многие лётчики 176-го полка увеличили свой боевой счёт, так как "Глостер Метеор F.8" уступал по всем показателям МиГ-15бис и являлся для последнего лёгкой добычей в бою. Однако по данным аргентинского историка Диего Зампиги в этом сражении австралийцы потеряли не 3 "Метеора", как утверждает австралийская сторона, а как минимум 5 самолётов: 3 были сбиты и разбились на территории Северной Кореи, ещё 2 "Метеора" вернулись на свою базу сильно повреждённые и вскоре были списаны. Было повреждено ещё несколько "Метеоров" в этом сражении, но легко и они были вновь введены в строй.

Так как в этом бою Сергей Фёдорович вёл огонь по "Глостер Метеору" с дистанции 800 метров, то он, скорее всего, может претендовать на один из повреждённых в этом бою "Метеоров". Предположительно это мог быть "Глостер Метеор F.8" с №A77-17 или №А77-982, которые были подбиты в этом бою с "МиГами" и позже списаны.

Вообще, декабрь месяц выдался для Сергея Вишнякова очень удачным в плане результативных боёв. Уже на следующий день, 2 декабря, полковник Вишняков повёл полковую группу из 18 экипажей в район Пхеньяна, где им удалось перехватить группу из 16 F-84 без какого-либо прикрытия и в считанные минуты разогнать эту группу самолётов противника и 3-х из них сбить. Одна победа на счету командира полка.

5 декабря вновь ведя полковую группу из 22-х экипажей, в районе Дзюнсен была перехвачена группа из 12 F-80 и 4 F-84. Пока часть ударной группы разбиралась с "Шутинг Старами", Вишняков со своей группой атаковал звено "Тандерджетов" и одного из них сбил. Предположительно жертвой Вишнякова был F-84E №49-2415 из состава 136-го FBG, в кабине которого был капитан Хью Ларкин (Hugh F. Larkin) который пропал без вести. Это была 5-я официальная победа Сергея Фёдоровича в небе Кореи, и он стал очередным асом 64-го ИАК.

Последнюю свою официальную, 6-ю победу в небе этой войны, Сергей Фёдорович добыл в сражении 8 декабря 1951 года, когда снова повёл полковую группу из 20 экипажей в район Дзюнсен - Пхеньян, где состоялась встреча с несколькими группами F-86, общим числом 44 машины. В этом сражении наши лётчики заявили о 3-х уничтоженных "Сейбров", без своих потерь, один из которых на счету полковника Вишнякова. Американская сторона признала потерю только одного своего F-86 в этом сражении, и то, несколько дней спустя. Это был F-86E №50-0622 из состава 16-й FIS 51-го FIW пилот, которого спасся на парашюте и затем подобран ПСС ВВС США. Так что на этот "Сейбр" претендуют сразу 3 советских лётчика и трудно отдать кому-то явное предпочтение.

В итоге полковник Вишняков Сергей Фёдорович в небе Кореи совершил около 100 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 6 самолётов противника. Полк под его командованием всегда успешно выполнял все боевые задания командования. В воздушных боях лётчики 176-го ГИАП под руководством Вишнякова уничтожили 92 самолёта противника, с минимальными потерями со своей стороны и в этом несомненная заслуга их командира - полковника Вишнякова Сергея Фёдоровича!


С. Ф. Вишняков.


Список известных воздушных побед С. Ф. Вишнякова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.01.19421  Хе-111  (в гр. - 1/3)МитяевоМиГ-3
05.03.19431  ФВ-190Семкина ГорушкаЯк-1
06.03.19431  Ме-109район Борки
09.03.19431  Ме-109западнее Слугино - Коломна
1  Ju-88южнее Борки
12.07.19431  Ю-88ВесёлаяЛа-5
23.07.19431  Хе-111Бунино
15.12.19431  ФВ-190Быки
18.03.19441  ФВ-190Брыканово
16.09.19441  ФВ-190ПлучиЛа-7
29.10.19441  ФВ-190озеро Кроте

      Всего сбитых самолётов - 10 + 1;  боевых вылетов - 308;  воздушных боёв - 95.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
20.06.1951истребитель F-51остров СимбитоПредположительно, F4U-4 № 80824 из состава VF-884
08.07.1951истребитель F-86Сенсен 
01.12.1951истребитель Meteorюго-восточнее ДзюнсенПредположительно, Gloster Meteor Mk.8 № А77-17 из 77-й SQN
02.12.1951истребитель F-86Пхеньян 
05.12.1951истребитель F-84ДзюнсенПредположительно, F-84E № 49-2415 из состава 136-й FBG
08.12.1951истребитель F-86Дзюнсен - ПхеньянПредположительно, F-86E № 50-0622 из состава 16-й FIS

      Всего сбитых самолётов - 6 + 0;  боевых вылетов - около 100;  воздушных боёв - около 30.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д