1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Сутягин Николай Васильевич

22 победы

(22 + 0)
Сутягин Николай Васильевич
  Флаг ВВС

Родился 5 мая 1923 года в селе Смагино Бутурлинского района Нижегородской области в семье крестьянина. В 1938 году окончил 8 классов средней школы № 16 Свердловского района города Горького. В 1939 году поступил в местный аэроклуб, который окончил в 1940 году. В марте 1941 года был призван в ряды Красной Армии и направлен для обучения в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в конце августа 1942 года. В октябре 1942 года сержант Н. В. Сутягин получил назначение в 582-й ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, Дальневосточный фронт), но через месяц, в связи с переформированием 582-го ИАП, был переведён в 5-й ИАП той же дивизии.

В период с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе 5-го ИАП лейтенант Н. В. Сутягин участвовал в боевых действиях против Японии, летал на Як-3. Совершил 13 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника. В апреле 1947 года, в связи с расформированием 5-го ИАП, переведён в 17-й ИАП (190-я ИАД, 2-й смешанный авиационный корпус, 9-я Воздушная армия). 4 октября 1950 года 17-й ИАП вошёл в состав 303-й ИАД (54-я Воздушная армия) и сразу приступил к освоению реактивной техники. 30 октября 1950 года старший лейтенант Н. В. Сутягин выполнил первый полёт на реактивном Як-17.

В период с 28 марта 1951 года по 1 марта 1952 года принимал участие в боевых действиях в небе КНДР в должностях заместителя командира (одновременно и штурмана) эскадрильи и помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе в составе 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). За время участия в боевых действиях в небе Кореи совершил 149 боевых вылетов и участвовал в 66 воздушных боях, в которых сбил лично 22 самолёта противника. Указом ПВС СССР от 10 октября 1951 года капитан Н. В. Сутягин удостоен звания Героя Советского Союза.

Сразу после возвращения из Китая в Советский Союз, в марте 1952 года, направлен на учёбу на подготовительные курсы в Военно-Воздушную академию и в сентябре 1953 года стал слушателем командного факультета ВВА. В октябре 1956 года, окончив Академию, подполковник Сутягин был назначен заместителем командира по лётной подготовке 826-го учебного ИАП 2-х Центральных курсов усовершенствования лётного состава в городе Таганрог. С 11 июля 1958 года - командир 826-го учебного ИАП. С мая 1960 года - командир 963-го учебного ИАП Ейского ВАУЛ. С 14 октября 1961 года - заместитель начальника Качинского ВАУЛ по лётной подготовке. С 14 июля 1962 года по август 1964 года - слушатель Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. 1 сентября 1964 года полковник Н. В. Сутягин назначен начальником Харьковского ВАУЛ.

С 21 мая 1968 года - заместитель командующего по боевой подготовке и ВУЗ - член Военного Совета 69-й Воздушной армии (город Киев). В октябре 1970 года генерал-майор авиации Н. В. Сутягин откомандирован в распоряжение 10-го Главного управления Генерального штаба ВС СССР и назначен Главным военным советником по авиации в Республику Вьетнам. После возвращения из ДРВ в октябре 1971 года - заместитель командующего по ПВО и член Военного Совета 16-й Военной армии (ГСВГ, Вюнсдорф). За время службы в авиации освоил более 20 типов летательных аппаратов. Общий налёт - 3298 часов. С 28 августа 1978 года генерал-майор авиации Н. В. Сутягин в запасе. Проживал в Киеве, работал начальником штаба Гражданской обороны в НИИ гидротехники и мелиорации. Умер 12 ноября 1986 года. Похоронен на Байковом кладбище в городе Киеве.

Награды: орден Красной Звезды (26.08.1945 г. - за войну с Японией), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1950 г. - за выслугу лет), медаль "Золотая Звезда" № 9282 (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (10.10.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (04.05.1972 г. - за командировку в ДРВ), орден "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени (22.02.1977 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); медали.

*     *     *

Лучшим по результативности полком в 303-й ИАД, участвовавшем в Корейской войне, был 17-й ИАП майора Г. И. Пулова. Лётчиками этого полка было сбито большее число самолётов авиации сил ООН в небе Северной Кореи, чем лётчиками других авиаполков 303-й дивизии и естественно, что в составе этого полка оказалось наибольшее число лётчиков, ставшими асами в ходе этой войны. Из рядов этого полка вышли 9 лётчиков, которые достигли или перешагнули рубеж 5 воздушных побед, больше было только в составе 196-го ИАП - 10 человек. Однако, в составе 17-го полка оказался самый результативный лётчик-ас корейской войны, капитан Николай Васильевич Сутягин, который достиг числа в 22 личных победы в корейском небе, рубеж, который официально так и не смог перешагнуть ни один другой лётчик как с нашей стороны, так и со стороны противника!

Если говорить о лётном составе 17-го ИАП, то это был опытный и довольно слётанный боевой коллектив. В Китай в составе 17-го ИАП убыло 33 лётчика. При этом из этих 33-х человек лётного состава - 19 человек - участники Великой Отечественной войны, и 8 человек - участники войны с Японией и только 7 человек - без боевого опыта. Средний возраст лётчиков: управления - 33 года, эскадрилий - 28-29 лет. - Так что почти 80% лётного состава имело боевой опыт.

4 октября 1950 года 17-й ИАП вошёл в состав 303-й ИАД 54-й ВА, с перебазированием на аэродром Воздвиженка. И с этого же дня 17-й ИАП стал перевооружаться на новые реактивные самолеты. В числе других лётчиков Н. Сутягин в октябре месяце сдал экзамен по программе наземной подготовки и переучиванию на самолётах МиГ-15 и Як-17УТИ с общей оценкой "отлично" и был допущен к самостоятельным тренировкам на этих самолётах. Тогда же прошёл тренировку механическим катапультированием на самолёте МиГ-15. Первый самостоятельный вылет на Як-17 он выполнил 30 октября, а на МиГ-15 - 31 октября, и уже 13 ноября ему было разрешено вывозить лётный состав эскадрильи с задней кабины на самолёте Як-17УТИ. В среднем к началу боёв в небе Кореи, налёт лётчиков 17-го ИАП на реактивном МиГ-15 составлял 15-20 часов.

Полк прибыл в Китай 1 апреля в года Мукден, где и приступил к подготовке к предстоящим боям. Однако ввиду напряжённой боевой обстановки 12 апреля, когда лётчики 324-й ИАД вели сражение в районе Аньдунского моста с авиацией США, на помощь полкам 324-й ИАД была поднята группа из 8 "МиГов" под командованием командира 2-й АЭ майора С. Г. Иванова. Однако ввиду неудачного руководства ведущим майором Ивановым, его группа распалась на отдельные пары и одиночные экипажи и не смогла организованно прибыть в район боя и вернулась обратно. Та же картина повторилась при вылете 16 апреля всё того же майора Иванова со своей АЭ для наращивания сил в бою. Не встретив противника, группа вернулась обратно. Всё это говорило о том, что 17-й полк к ведению боевых действий не готов.

Так неудачно закончились 2 первых боевых вылета лётчиков 17-го ИАП. Оргвыводы не заставили себя ждать: уже 18 апреля с должности командира полка был снят подполковник И. С. Паршиков, а на его место назначен капитан Г. И. Пулов заместитель командира полка, он же лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта из 523-го ИАП.

После этого, полку дали дополнительное время для подготовки к боевым действиям. Подготовка к боям длилась почти 2 месяца и только 11 июня 1951 года полк перебазировался на передовой аэродром Мяогоу и 15 числа совершил облёт района боевых действий. Свой первый боевой вылет лётчики 17-го ИАП совершили с нового места базирования, только 17 июня 1951 года, В 18:17 командир дивизии генерал Лобов повёл 5 "МиГов" на "свободную охоту" за самолётами противника по маршруту Аньдун - Пхеньян на высоте 4000 метров. Встречи с противником не было.

Боевой счёт полка открыл заместитель командира 1-й АЭ по лётной части старший лейтенант Николай Сутягин, и именно о нём далее пойдёт речь, как о лучшем лётчике не только 17-го полка, но всего 64-го ИАК. В состав этого полка Николай Сутягин прибыл в апреле 1947 года после того как был расформирован 5-й ИАП, в котором до этого служил Сутягин и в составе которого он участвовал в войне с Японией в августе 1945 года. Попал он сразу в состав 1-й АЭ на должность командира авиазвена.

Первая встреча с самолётами противника произошла утром 19 июня: в 7:48 десятка "МиГов" 17-го полка, ведомые командиром полка майором Пуловым, вылетели на перехват самолётов противника в район Аньдунского моста. О том, как проходил этот боевой вылет рассказывает Николай Васильевич Сутягин:

"Построение состояло из ударного звена, которое вёл командир полка майор Пулов, затем шло звено прикрытия, под командованием капитана Артемченко, которое находилась справа выше и пара старшего лейтенанта Перепёлкина находилась сзади выше на 1000 метров. Я шёл в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулёвым. В момент левого разворота в районе Сенсена, я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400-500 метров. Развернувшись на 50-60° влево, я заметил, что внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в "хвост" пара F-86. Я подал команду ведомому: "Атакую, прикрой" и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил воздушные тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошёл за парой F-86.

На второй "косой петле" мы с ведомым были уже в "хвосте" у "Сейбров", и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому "Сейбру". Очереди прошли: одна с недолётом, другая с перелётом. Я тогда решил подойти ближе к противнику. "Сейбры" почувствовав опасность, перешли в пикирование, в надежде уйти от нас на скорости. Мы с ведомым последовали за ними. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем - влево с набором высоты. За счёт этого отворота уменьшилась дистанция между нами и "Сейбрами" до 200-300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70-75° в сторону моря, куда стремились уйти наши преследуемые. Сблизившись до дистанции 150-200 метров, я открыл огонь по ведомому "Сейбру" и сбил его".

Горящий F-86 упал на сопки в районе Сенсена и взорвался - так была одержана первая победа Николаем Сутягиным в этой войне, и был начат личный счёт победам лучшего аса-реактивщика наших ВВС! В свою очередь, и ведомый Сутягина, Василий Шулёв в этом бою одержал победу, сбив ведущего этой пары "Сейбров". Группа вернулась обратно без потерь, и полностью выполнив свою боевую задачу, открыв счёт победам в небе Кореи. Американцы признали потерю 2-х своих F-86А-5 из состава 336-й FIS в этот день, причём сбитый Сутягиным пилот "Сейбра"(№ 49-1298) 1-й лейтенант Роберт Лэйер (Robert H. Laier) попал в плен, а вот судьба пилота другого "Сейбра"(№ 49-1171), которого сбил Шулёв - неизвестна.

Как теперь стало известно, в том вылете Николай Сутягин вступил в бой с парой, которую вёл известный американский ас, в тот момент заместитель командира 4-го авиакрыла истребителей F-86А, полковник Френсис Габрески, ведомым у которого и был 1-й лейтенант Лэйер. Ведомый вовремя заметил атаку пары "МиГов" и предупредил об этом своего командира. Габрески, у которого на счету было 28 побед в годы Второй Мировой войны над пилотами Люфтваффе, решил применить тактику "приманки", с помощью которой он добился большинство своих побед в прошлую войну. Он приказал Лэйеру продолжать уходить от "МиГов" по прямой, чтобы они увязались за "приманкой", а самому пропустить противника и ударить наверняка сзади. Однако Габрески не учёл скоростные возможности наших "МиГов", которые так быстро сблизились с его ведомым, что он не успел помешать им просто расстрелять его ведомого. После этого случая, Габрески больше никогда в боях с "МиГами" не использовал этот приём воздушного боя.

Следующий, после 19 июня боевой вылет Николай Сутягин совершил 22 июня: вновь был утренний вылет в том же составе, что и 19-го числа - десятью экипажами во главе с майором Пуловым и с тем же заданием - прикрыть Аньдунский мост. Сутягин вновь находился в прикрывающем звене. При подходе к заданному району, наша группа была атакована группой из 6 F-86, но решительными и умелыми действиями, Николай Сутягин связал боем своей пары 4 F-86. В завязавшемся бою Сутягин на пикировании сначала сбил ведомого пары "Сейбров", а затем на вертикальном маневре сразил с дистанции 200 метров и самолёт ведущего этой пары "Сейбров". Лётчики нашей группы вновь вернулись без потерь, одержав вторую свою победу в этой воздушной войне, и вновь благодаря мастерству заместителя командира 1-й АЭ старшего лейтенанта Сутягина! На этот раз американцы признали потерю только одного своего F-86 в этот день, был сбит F-86A № 49-1276 из состава 336-й FIS, пилот которого 1-й лейтенант Говард Миллер (Howard P. Jr. Miller) погиб. Хотя представители северокорейской армии подтвердили падение 2-х F-86 в указанном командованием 17-го ИАП районе Северной Кореи.

Теперь боевые вылеты следовали один за другим, и почти каждый из них заканчивался воздушным боем с противником, однако не все из них заканчивались победами наших лётчиков - противник был также опытным и не менее умелым, чем наши лётчики. Поэтому только 26 июня лётчики 17-го ИАП добились очередной победы в небе Кореи, и вновь здесь не обошлось без мастерства Николая Сутягина. В середине дня, американцы предприняли налёт силами 4-х бомбардировщиков В-29 под прикрытием 16 истребителей F-86, которые намеривались пробиться к целям в районе Ансю. На из перехват была поднята полковая группа лётчиков 17-го ИАП в составе 20 экипажей, во главе с командиром полка майором Пуловым. Группа шла отдельными группами. Первыми встретила противника восьмёрка капитана Артемченко, которая встретила 6 F-86 и ведущий группы приказал звену Сутягина атаковать эту группу "Сейбров". В это время Артемченко обнаружил ещё одну группу F-86 в составе 8 машин, которая шла ниже четвёрки Артемченко, и он с переворотом пошёл в атаку на эту группу "Сейбров" завязав с нею воздушный бой.

Шестёрка "Сейбров" в этот момент перешла в разворот, и её строй растянулся в колонну пар, чем и воспользовался Сутягин, атаковав своей парой замыкающую пару F-86. Сблизившись на дистанцию в 200 метров, Сутягин обстрелял ведомого "Сейбра", а Шулёв в это время вёл огонь по ведущему "Сейбру". Выйдя из атаки, наши лётчики не обнаружили эту пару "Сейбров" и присоединились к своему звену. Как потом заявили северокорейские власти, в районе Ансю упали 2 F-86, которые были записаны на счёт Николая Сутягина и Василия Шулёва. Американцы не признают потери своих "Сейбров" в этот день. В итоге, в этом сражении лётчики 17-го ИАП сорвали налёт бомбардировщиков B-29 на Аньдунский мост и записали на свой счёт 3 самолёта противника и ещё 1 повредили, потеряв 1 свой самолёт и пилота.

Затем был большой перерыв, связанный с нелётной погодой: в это время года над Северной Кореей шли проливные дожди и грозы, и только изредка небо прояснялось, и боевые вылеты возобновлялись. Для лётчиков 17-го ИАП самым напряжённым на бои день выдался в конце июля месяца, а точнее 29-го числа. В этот день хоть и была облачной, но вполне приемлемой для боевых вылетов, чем и воспользовалось командование ВВС США и послало в район Ансю группы своих истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84. На отражение этих налётов были подняты 2 полка "МиГов": первыми в 11 часов утра ушли в воздух 26 экипажей из состава 17-го ИАП, во главе с командиром полка майором Пуловым, а вслед за ними ушёл на перехват противника и 176-й ГИАП из дивизии И. Н. Кожедуба.

В районе Тайсена звено капитана Артемченко обнаружило восьмёрку "Сейбров" и атаковала их. В этом бою участвовал и Николай Сутягин, но, по сути, ведущая пара Артемченко - Шулёв удачно выполнив маневр, зашли одной четвёрки F-86 в "хвост" и попросту разгромили её: Армемченко сбил одного "Сейбра", а Шулёв сразу двух. Остальные "Сейбры" тут же вышли из боя и так как больше наши лётчики противника в воздухе не встретили, им пришлось возвращаться на свой аэродром.

Однако через 3 часа, в 15:14 полк вновь был поднят на перехват штурмовиков противника в составе 24 экипажей во главе с командиром полка и в этом вылете им повезло больше, чем в первом: в районе Дзюнсен ими были обнаружена группа в составе 20 ударных самолётов типа F-80 и F-84, под прикрытием 4 F-86. Обнаружив ниже себя несколько шестёрок F-80, последовательно их атаковали. Одну из шестёрок атаковал и Сутягин с ведомым. Обнаружил "МиГи", пилоты "Шутинг Старов" стали в оборонительный круг, чтобы не допустить "МиГов" себе в "хвост", но этот маневр им не помог. Применив вертикальный маневр, Николай Сутягин сблизился с одним из F-80 и выпустил по нему 2 очереди снарядов и видел, как они зацепили самолёт противника, и тот с креном пошёл вниз. Другие звенья штурмовиков, также были удачно атакованы другими лётчиками полка, и пилоты F-80 и F-84 убедившись, что к цели им не прорваться повернули, назад сбросив, куда попало сбои бомбы. Выполнив задание, 17-й полк также вернулся на свой аэродром в полном составе. По докладам лётчиков и данным фотоконтроля, победы над F-80 были засчитаны Артемченко, Сутягину, Пономарёву и Фокину. Северокорейские власти также подтвердили падение 3-х F-80 на землю.

Однако американцы утверждают, что в этом вылете был потерян только один их F-84Е (№ 49-2339) из состава 154-й FBS, который по их версии пострадал от взрыва своих бомб. Пилот самолёта капитан Джеймс Оверстрит (Overstreet, Jr. James R.) пропал без вести. На самом деле, капитан Оверстрит погиб во время атаки на встречных курсах с "МиГом" старшего лейтенанта Г. Т. Фокина. Оба лётчика вели огонь друг по другу и стрельба обоих была довольно точной, и здесь сказалось преимущество "МиГа" в вооружении: самолёт противника взорвался в воздухе (отсюда и эффект взрыва на своих бомбах). Американский пилот также добился попаданий в самолёт Фокина, при этом одна пуля попала нашему лётчику в ногу, и он раненным всё же долетел до своего аэродрома и совершил вынужденную посадку на "живот". Вскоре техники полка восстановили самолёт Фокина, а ранение быстро зажило, и наш лётчик вернулся в строй, а вот американец погиб в этом бою.

Как бы там ни было, но в этом бою Николай Сутягин добился своей пятой победы на этой войне и стал, таким образом, очередным лётчиком-асом в составе 64-го ИАК. Американцы задним числом признали потерю ещё 2-х своих F-84E из этого же авиакрыла (№ 49-2385 и № 49-2338), один из которых на счету Николая Сутягина.

Затем вновь наступила нелётная погода, и боевая активность авиации резко упала. Только 9 августа небо прояснилось, и противники вновь вступили в единоборства над просторами Северной Кореи. В этот день лётчики 17-го ИАП совершили 2 боевых вылета на перехват самолётов противника. Второй вылет состоялся уже в конце дня. В 17:25 с КП дивизии был отдан приказ, поднять в воздух 10 экипажей из состава 1-й АЭ полка под командованием самого командира полка майора Г. И. Пулова. Задача была прикрыть выход из боя лётчиков "братских" полков - 523-го ИАП и 18-го ГИАП. В воздухе получили приказ следовать в район острова Синби-То, к которому подходила группа из 8 F-80. Первой на траверз острова подошла ударная группа в составе 6 "МиГов", под командованием капитана Артемченко и стала двигаться вдоль береговой черты моря. Вскоре на встречном курсе ниже и правее себя они обнаружили на встречном курсе пятёрку штурмовиков F-80 и, сделав разворот, пошли на них в атаку. В ходе этой атаки старшему лейтенанту Крамаренко удалось сбить одного штурмовика. Находящийся выше Николай Сутягин обнаружил пару F-80 и, находясь в удобной позиции, атаковал эту пару. Противник, попав в невыгодную ситуацию, стал уходить в море, но уйти удалось только одному из них. Николай Сутягин произвёл 3 атаки по выбранной им цели с дистанции 500 метров, и всё же поразил самолёт врага, который упал уже в море. На этом бой и закончился, и группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

Американцы признали на другой день потерю 4-х своих F-80 из состава 8-й FBW, 2 из которых на счету лётчиков 17-го ИАП. Скорее всего, в этом бою Сутягин сбил самолёт F-80С (№ 49-761), пилот которого 1-й лейтенант Джеймс Кайсер (James R. Kiser) остался жив, но попал в плен. Это была уже 6-я победа Николая на этой войне!

Снова более недели над Северной Кореей наступила нелётная погода, которая длилась более недели, и вновь бои в небе Северной Кореи возобновились с 18 августа, когда командование ВВС США начало свою новую боевую операцию под названием "Strangle" (Удушение), атаковав большинство автодорог на территории КНДР. Свою очередную победу Николай Сутягин одержал через неделю после начала этой операции американцев, вот как это произошло:

25 августа часть в составе 26 экипажей под командованием майора Пулова в 8:04 вылетела на отражение самолётов противника в район Сенсен. Полк находился в боевом порядке "змейка эскадрилий", имея при этом ударную группу 1-я и 3-я АЭ и группу прикрытия - 2-я АЭ. Следуя с курсом 300, майор Пулов в 8:37 ниже себя впереди справа обнаружил 6 самолетов "Глостер-Метеор", шедших с курсом противника. Противник, обнаружив преследование, встал в левый оборонительный круг. Майор Пулов, сблизившись до 200-300 метров, с задней полусферы сверху с углом 30-35 атаковал ведомого замыкающей пары, после чего вышел из атаки с набором высоты вправо и вторично атаковал в такой же последовательности. В течении воздушный боя майор Пулов произвёл 4 атаки, из них 3 атаки с огнём.

Старший лейтенант Сутягин, прикрывая майора Пулова, так как ведомые оторвались в момент сближения с противником, сам атаковал "Глостер-Метеор". При первой же атаки, Николай Сутягин произвёл 2 очереди по ведущему замыкающей пары, после чего попал в струю "Глостер-Метеора" и сорвался в штопор. Выводя самолёт из штопора, Николай Сутягин обнаружил 4 "Глостер-Метеора", выполнявших вокруг него замкнутый круг. Сутягин, выполняя резкие отвороты влево вправо, набрав скорость, оторвался от них. По сути, из-за того, что ведомые Пулова и Сутягина выполнили неправильный маневр, Пулов с Сутягиным остались вдвоём против шестёрки "Глостер-Метеоров", но с честью вышли из этой ситуации.

Хотя австралийцы, как и американцы не любят афишировать свои потери, поэтому и не подтверждают потери 2-х своих "Метеоров" в этот день. Однако есть сомнение в этом заявлении австралийцев, которые могли записать 2 этих "Метеора" в "не боевые потери" и, исходя из этого, можно предположить, что потерянные "якобы накануне в несчастном случае при обучении" самолёты типа "Метеор" (№ A77-354 и № A77-128), пилотам которых сержанту Рональду Миттчеллу (Ronald Mittchell) и флайт-сержанту Рэгу Лэмбу (Reg Lamb) удалось спастись, на самом деле были сбиты майором Пуловым и старшим лейтенантом Сутягиным 25 августа 1951 года.

Следующий месяц сентябрь был намного интенсивным по накалу боёв, чем предыдущие месяцы. В этом месяце Николай Сутягин совершил 23 боевых вылета и участвовал в 9 воздушных схватках с самолётами противника, что говорит о том, что противник почти ежедневно совершал налёты на охраняемые советскими лётчиками объекты на территории Северной Кореи. Поэтому и нашим лётчикам приходилось почти ежедневно вылетать на перехват ударных самолётов противника и всеми силами противодействовать им. Самым удачным и результативным для Николая Сутягина выдался день 26 сентября. В этот день он совершил 2 боевых вылета, и оба с боями.

Первый вылет был совершён утром, когда по команде с КП дивизии в 08:42 последовательно в воздух ушли все 3 эскадрильи полка в составе 26 экипажей под командованием командира полка майора Пулова. Первой ушла вперёд 2-я эскадрилья капитана Пономарёва, которая имела задачу сковать боем передовой заслон истребителей противника. Две других эскадрильи полка получили задачу прикрыть действия лётчиков 523-го ИАП, которые также вылетели на перехват самолётов противника и должны были атаковать ударные самолёты противника.

В районе Ансю группа капитана Пономарёва обнаружила 8 истребителей F-86 на встречном курсе, и вступили с ними в бой. Вскоре в данный район прибыли основные силы дивизии в составе группы истребителей 523-го ИАП, под прикрытием 2-х эскадрилий (18 экипажей) 17-го ИАП. Совершая разворот, лётчики 17-го ИАП обнаружили ещё одну группу из 8 истребителей F-86, с которой сразу вступило в бой звено капитана Артемченко, а оставшаяся шестёрка во главе с майором Пуловым продолжала выполнять поставленную задачу по прикрытию сверху своих боевых товарищей из 523-го полка. Подойдя в район устья реки Сенсен-по, наши лётчики обнаружили группу из 12 истребителей "Метеор", которые направлялись в данный район на высоте 7000 метров. Майор Пулов дал команду атаковать "Метеоров" и первым пошёл в атаку на австралийцев. Однако лётчики "Метеоров" вовремя обнаружили "МиГи", и атакуемая пара "Метеоров" ушла из-под атаки Пулова и его ведомого. Но следом за ними шла атакующая пара старшего лейтенанта Сутягина, и он сблизился с одним из "Метеоров" на дистанцию 300-250 метров и сзади длинной очередью из всех пушек сбил его и тот упал в море.

Пулов ещё пытался несколько раз разбить строй "Метеоров", но австралийцы на этот раз держались дружно и постепенно оттянули бой в море, куда нашим лётчикам заходить строго запрещалось, и Пулов прекратил бой с "Метеорами". Но пара Николая Сутягина продолжала бой: пока звено Пулова вела бой с "Метеорами", им на помощь пришли союзники в составе 4 F-86, с которыми Сутягин и вступил в бой. Однако Николай Сутягин выполнил удачный маневр и зашёл в "хвост" паре "Сейбров". Сблизившись на дистанцию 250 метров, Сутягин под ракурсом 0/4-1/4 произвёл длинную очередь, в результате которой самолёт F-86 горящим упал в районе юго-западнее Ансю. Остальные F-86 пикированием ушли в море. После этого Николай Сутягин взял курс на свой аэродром. Так в одном бою Николай Сутягин одержал 2 очередные победы!

Согласно данным командования 77-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии, в этом бою с "МиГами", в первой же атаке был серьёзно повреждён "Метеор" сержанта Эрнста Армита (Ernst Armit), который с большим трудом, но долетел и посадил свой подбитый самолёт на базе в Сувоне, однако после таких повреждений самолёт не подлежал ремонту и был списан. Так на счету Сутягина оказался ещё один "Метеор". Что касается сбитого "Сейбра", то под пушки нашего аса попал пилот 336-й FIS 1-й лейтенант Карл Барнетт (Carl G. Barnett), который был ведомым в этом звене "Сейбров". Сутягин его "снял" на развороте, когда трудно было попасть в самолёт, но Николаю это удалось и вскоре "Сейбр" с № 49-1113 догорал на земле - его пилот погиб.

Во второй половине дня, а точнее в 14:08 на перехват самолётов противника вновь был поднят 17-й ИАП в составе 24 экипажей. В районе Сюкусен лётчики полка провели воздушный групповой бой с группой из 24 штурмовиков F-84 под прикрытием 6 F-86. В этом бою Николай Сутягин подбил одного F-84, а всего было подбито в этом бою 2 F-84 и сорван налёт противника на охраняемый объект.

Октябрь месяц для Николая Сутягина был не так удачен в плане боевой результативности, так как в этом месяце он участвовал в боях только 10 первых дней октября. За этот короткий период, ему довелось совершить только 8 боевых вылетов и провести 5 воздушных боёв, но пополнить свой победный счёт в них ему тогда не удалось. А уже 11 октября Сутягина направили на отдых в санаторий в город Дальний (Ляодунский полуостров), где он отдыхал до 29 октября. Прибыл в полк он 30 октября и сразу приступил к службе и успел даже сделать один боевой вылет. Так закончился ещё один месяц войны, который был отмечен двумя радостными событиями для Николая. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года, старший лейтенант Сутягин Николай Васильевич удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Другим радостным событием было повышение в звании: приказом по части, он в начале октября месяца был повышен в звании на одну ступень и стал капитаном.

Однако, последующие 3 последних месяца боевой командировки, с лихвой перекрыли по количеству боевых вылетов и проведённых воздушных боёв, предыдущие месяцы боевой командировки. За эти 3 месяца Николай Сутягин произвёл в общей сложности 79 боевых вылетов и провёл 38 воздушных боёв с противником! Таким был накал последних месяцев боевой командировки Николая Сутягина!

В ноябре месяце Николай Сутягин совершил 39 боевых вылетов и участвовал в 15 воздушных боях. Основными соперниками в этих боях были истребители F-86 и штурмовики F-84 "Тандерджет". Все вылеты были либо полковые, либо в составе дивизии. Это было вызвано тем обстоятельством, что противник осуществлял крупные ежедневные налёты на объекты КНДР большими группами истребителей-бомбардировщиков F-84, под усиленным прикрытием истребителей F-86. Так 3 ноября в 13:50 в воздух была поднята полковая группа из 20 экипажей под командованием майора Масленникова, и тремя группами была направлена в район Ансю. Задача лётчиков 17-го ИАП была сковать боем передовые заслоны "Сейбров" и тем самым дать лётчикам 523-го ИАП, шедших следом, атаковать боевые порядки штурмовиков. В воздухе полковая группа была перенацелена в район Сенсена, где была обнаружена большая группа F-86.

Вскоре встреча состоялась, и был проведён маневренный бой с несколькими группами "Сейбров". В ходе этого боя, Николаю Сутягину удалось сблизиться с одной парой F-86 и обстрелять с дистанции 700 метров ведущего этой пары, и видимо повредил его, так как он с креном ушёл в сторону моря. Добить его не удалось, поскольку сам был атакован четвёркой "Сейбров" и вступил с ними в бой. Однако он длился недолго и вскоре американцы вышли из боя, и ушли на юг.

Почти такая же ситуация сложилась и на следующий день: снова в воздух была поднята полковая группа из 20 экипажей под командованием майора Масленникова, и в 14:30 тремя группами была направлена в район Ансю, куда направлялась большая группа штурмовиков противника под прикрытием истребителей (до 80 машин). Прибыв в район Ансю, ведущий группы получил сообщение от ведущего группы капитана Мазилова из 523-го полка, что они южнее Ансю ведут бой с превосходящими силами противника и просят помощи. Масленников сразу повернул в направлении района, где лётчики 523-го ИАП вели бой, и повёл свою группу на помощь. Однако сразу после разворота, боевые порядки полковой группы были атакованы несколькими группами "Сейбров", общим числом до 30 машин. Наши лётчики были вынуждены ступить с ними в бой. В ходе этого боя, капитан Сутягин был атакован четвёркой F-86 и вступил с ними в бой. Выполнив 2 наклонные петли, он сам зашёл в "хвост" паре "Сейбров" и атаковал их, обстреляв ведущего пары с дистанции 600-700 метров, и повредил его. Вновь добить противника не удалось, так как ведомый подбитого уже атаковал самого Сутягина на встречном курсе. Противники обстреляли друг друга и разошлись в разные стороны.

В ноябре месяце у капитана Сутягина были ещё 2 победных боя: 26 ноября в утреннем бою в районе Сюкусен с группой из 16 F-86 он повредил ещё одного "Сейбра", а затем в большом сражении 29 ноября в районе года Дзюнсен с большой группой F-84, он сбил одного "Тандерджета". Победа 29 ноября была памятной для Николая Сутягина ещё и тем, что он её одержал, будучи уже на новой должности помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе и, кроме того, он впервые возглавил полковую группу. В то утро, в 6:45 по команде с КП дивизии, он поднял группу из 20 экипажей и повёл её в район Ансю. В воздухе он получил команду идти в район Дзюнсен, где они обнаружили группу F-84, которую и атаковали. В первой атаке по звену "Тандерджетов", Сутягину не удалось открыть огонь, так как противник вовремя их обнаружил и ушёл из-под атаки. Но Николай, сделав сложный маневр, зашёл в "хвост" другой паре F-84 и, сблизившись с ней на дистанцию в 200 метров двумя очередями обстрелял самолёт ведомого и он перешёл в беспорядочное падение. По данным фотоконтроля и согласно подтверждению от местных северокорейских властей, этот F-84 был засчитан Николаю Сутягину как сбитый самолёт противника - это была 13-я победа Сутягина в небе Кореи! Однако американское командование не подтверждает потери своих F-84 в этот день.

В декабре месяце новая должность стала дольше требовать с капитана Сутягина, и он больше времени стал уделять подготовке лётчиков полка к боям, тем более что в конце октября в полк прибыло молодое пополнение, и его надо было готовить к боям. Новые обязанности требовали больше времени находиться на земле и заниматься своими новыми обязанностями. Однако при своей загруженности, Николаю Сутягину удалость за декабрь совершить 19 боевых вылетов и участвовать в 10 воздушных сражениях, в которых он одержал, 5 новых побед.

МиГ-15бис Н.В.Сутягина.

Так 3 декабря в 13:00 полковая группа в составе 20 экипажей под командованием командира полка майора Пулова, была направлена на прикрытие мостов через реку Ялуцзян и аэродромов Сингисю и Мяогоу. Прибыв в заданный район, группу направили в район Сенсен-Серенкан, на перехват самолётов противника. Вскоре капитан Сутягин обнаружил группу из 16 F-86 и доложил о ней ведущему майору Пулову. Пулов запросил разрешение атаковать противника, но с КП сообщили, что это свои "МиГи" и дали команду следовать в заданный район. Пришлось поверить "земле" и продолжить полёт. Однако "земля" ошиблась и "свои" развернувшись, атаковали лётчиков 17-го полка. Пришлось принимать бой в невыгодных условиях. В ходе боя, Николай обнаружил 8 F-86, которые направлялись в район аэродрома Гисю и чтобы не допустить их к аэродрому, атаковал их. Сблизившись с крайним в группе "Сейбром", он с дистанции в 650 метров открыл по нему огонь, после чего "Сейбр" перешёл в крутое пике. Бой длился ещё несколько минут и закончился победой наших лётчиков: капитаны Сутягин и Благов сбили по "Сейбру", у нас был подбит один самолёт, но его пилот старший лейтенант Зеленов благополучно вернулся на свой аэродром.

Согласно американским данным, в этом бою серьёзные повреждения получили 2 "Сейбра" из состава 4-го авиакрыла ВВС США, которые позже были, правда, восстановлены и введены в строй. Скорее всего, в этом бою капитан Сутягин повредил F-86A № 49-1272 , который пилотировал лейтенант Мартин Бамбрик (Martin Bambrick), но ему удалось уцелеть после атаки нашего аса и с трудом вернуться на базу.

В этот же день, в 14:52 капитан Сутягин вылетел на очередное боевое задание в качестве ведущего полковой группы в составе 18 экипажей и повёл их в район Дзюнсен на перехват штурмовиков противника. Группа под командованием капитана Сутягина получила задачу вести воздушный бой со штурмовиками противника в районе города Дзюнсен. Придя в заданный район на высоте 8000 метров, капитан Сутягин, заметил сзади, ниже группу до 36 самолётов типа F-84, шедшую на северо-восток вдоль реки Сен-Сен-Ко на высоте 3000-4000 метров. Группа выполнила левый разворот на 180° со снижением и начала пикирование в сторону противника.

Капитан Сутягин своим звеном правым доворотом со снижением, начал сближение с ведущей восьмёркой F-84, шедшей в левом пеленге звеньев. Сблизившись до дистанции 700-800 метров, противник начал выполнять правый разворот и в правом развороте с дистанции 300-400 метров, капитан Сутягин открыл огонь по ведущему второй пары, который загорелся и упал в сопки с взрывом. Последующими атаками строй группы "Тандерджетов" был разбит и, не выполнив свою боевую задачу, противник покинул место сражении. Сбитым в этом бою Сутягиным "Тандерджет", оказался самолёт F-84E-25 (№ 51-565) из состава 7-й FBS 49-го FBW, который американцы записали потерянным двумя днями позже с формулировкой "отказ двигателя".

Очередную победу капитан Сутягин одержал 15 декабря: утром в 10:03 он поднял в воздух свою группу в составе 20 экипажей и повёл её в район Сюкусен на помощь лётчикам 18-го ГИАП. Подойдя в район Ансю, группа под командованием капитана Сутягина получила задачу вести воздушный бой с самолетами типа F-86 в районе Ансю. Придя в заданный район на высоте 10000 метров, капитан Сутягин заметил впереди выше на 400-500 метров 8 F-86, шедших на пересекающихся курсах справа налево. Капитан Сутягин подал команд: "Завязываем воздушный бой с Сейбрами", и левым разворотом пошел за противником. Противник заметил нашу группу, развернулся влево на 180° и пошёл в сторону моря, где одна четвёрка осталась над морем, а вторая четвёрка правым разворотом на 180° пошла на северо-восток.

Капитан Сутягин правым разворотом пошёл за противником, которого на время потерял. Выполнив полный вираж, Николай Сутягин снова заметил, четвёрку F-86, которых преследовала пара МиГ-15. Капитан Сутягин видя, что самолеты МиГ-15 находятся на дистанции 1000-1200 метров и, находясь выше на 500-600 метров, начал энергично разворачиваться вправо. Самолеты F-86, видя преследование, пошли на правую наклонную петлю. Николай Сутягин сблизился на дистанцию 600-700 метров с самолётами F-86, которые заметили это и резко начали разворачиваться вправо. Капитан Сутягин с дистанции 270 метров под ракурсом 3/4 открыл огонь по ведомому F-86, который резко перевернулся на правое крыло и начал беспорядочно падать. Капитан Сутягин потеряв противника, выполнил в районе Ансю правый пологий вираж и по команде с КП дивизии последовал на свой аэродром.

Вечером этого дня пришло подтверждение от северокорейских властей, о том, что в районе посёлка Похери, что 17 км юго-восточнее Дзюнсен упал самолёт F-86, которого сбил капитан Сутягин. Как сейчас выясняется, в кабине этого F-86Е (№ 51-0681) погиб 1-й лейтенант Уильям Ф. Придле (William F. Prindle) из состава 334-й FIS.

Следующие подряд 3 дня (16 - 18 декабря) Николай Сутягин водил полковые группы на боевые задания, которые все были с боями. Основная задача у лётчиков 17-го полка в этих вылетах было обеспечение успешного прорыва к боевым порядкам ударных самолётов противника осуществлявших налёты на охраняемые объекты, других групп "МиГов" из состава других полков дивизии. Для этого необходимо было расчистить пространство от передового заслона противника, роль которого выполняли разного по составу группы F-86. Поэтому основными противниками лётчиков 17-го полка были именно лётчики "Сейбров" из состава этого заслона.

Однако 18 декабря, когда юго-восточнее Пхеньяна была обнаружена группа из 32 истребителей противника, по команде с КП дивизии были подняты в воздух лётчики 17-го ИАП. Полк в составе 18 экипажей под командованием капитана Сутягина из положения дежурства в готовности № 1 в составе ударной группы дивизии вылетела в 11:24 на отражение штурмового удара авиации противника в районе Тэйсю-Ансю. На этот раз лётчикам 17-го полка была дана задача прорваться к боевым порядкам штурмовиков и не дать им нанести бомбовый удар по целям в этом районе. Однако это им не удалось сделать: в районе Тэйсю боевые порядки полковой группы были атакованы несколькими небольшими группами "Сейбров", с которыми пришлось вступить в бой лётчикам 2-й и 3-й эскадрильи. Только шестёрке "МиГов" под командованием капитана Сутягина удалось выйти в намеченный район Ансю, но тут же были атакованы новой группой F-86 в составе 6 машин и были вынуждены вступить с ними в бой.

Николай Сутягин подал команду "разворот вправо" и вся шестёрка выполнила разворот вправо с набором высоты. Пара капитана Сутягина шла на левом фланге и в момент правого разворота стала замыкающей парой. Развернувшись вправо на 90°, Сутягин заметил слева, выше, впереди 2 F-86, которые шли в атаку на пару старшего лейтенанта Малунова. Николай Сутягин резко переложил самолёт из правого в левый разворот и на встречно-пересекающихся курсах открыл огонь по ведущему F-86, который заметил это и резко выполнил правый разворот. Продолжая разворот влево, капитан Сутягин заметил слева, ниже на 500-600 метров 4 F-86, которые выполняли правую наклонную петлю. Капитан Сутягин, пропустив под себя противника, правым энергичным разворотом пошёл за ним и, сблизившись с ним на расстояние 600-700 метров, открыл огонь по ведомому второй пары, но, видя, что попадания нет, Сутягин сблизился на дистанцию 400-450 метров и под ракурсом 1/4 открыл огонь, самолёт F-86 резко накренился вправо и начал беспорядочное падение.

В этот момент старший лейтенант Перепёлкин, ведомый капитана Сутягина, передал по радио "что по Сутягину ведёт огонь пара F-86". Николай Сутягин довернулся вправо в сторону солнца и с набором высоты со скольжением стал уходить от противника. Оторвавшись от противника, Сутягин развернулся вправо на 180°, где заметил 6 МиГ-15 выше, слева, которые по информации капитана Сутягина снизились в район боя и прикрыли выход из боя. Старший лейтенант Перепёлкин, видя, что 2 F-86 атакуют Сутягина, начал вести огонь на отсечение. Противник, заметив трассу, выполнил переворот и ушёл вниз. Прекратив огонь, Перепёлкин заметил сзади его 2 F-86, которые ведут по нему огонь. Перепёлкин от противника ушёл в сторону солнца, делая при этом неправильные бочки. Оторвавшись от противника, капитан Сутягин и старший лейтенант Перепёлкин пристроились к самолётам МиГ-15 и вместе с ними вернулись на свой аэродром.

Только в конце декабря пришло подтверждение от северокорейских властей, что в 2 км юго-восточнее Кайсена упал самолёт F-86, и тем самым это дало возможность официально оформить Николаю Сутягину свою 15 победу в этой войне! Американцы признают потерю в это же время своего F-86Е (№ 51-2730) пилот которого 1-й лейтенант Джордж М. Ристоль (George M.Pistole) из состава 25-й FIS, на этот раз успел катапультироваться из подбитой машины, и более того ему повезло избежать плена, так как его спасли вертолётчики спасательно-поисковой службы ВВС США. Эта победа была отмечена командованием корпуса, которое 21 декабря повысило Николая Сутягина в звании, присвоив ему очередное воинское звание "майор". Официально это звание он получил в начале января 1952 года.

Свою последнюю декабрьскую победу Николай Сутягин одержал 23 числа, когда в 10 часов утра по команде с КП дивизии он поднялся в воздух во главе полковой группы в составе 18 экипажей, и направилась на отражение штурмового удара авиации противника в районе Сюкусен-Эйдзю. После набора высоты часть в боевом порядке "колонна эскадрилий" была направлена в район Сюкусен с задачей уничтожения штурмовиков противника. Группа под командованием капитана Сутягина получила задачу отразить бомбардировочный удар в районе Эйдаю-Сюкусен. Следуя в ударной группе соединения на высоте 8500-9000 метров в районе Ансю, выполнила доворот вправо на 70-80° и начала снижение. Снизившись на высоту 6000 метров, капитан Бычков заметил впереди, ниже группу из 8 самолетов F-84 и проинформировал об этом командира группы капитана Сутягина, который повел группу на противника. Противник, заметив преследование наших самолётов, выполнил правый вираж. Первое подразделение под командованием Сутягина проскочила противника на большой скорости и под большим ракурсом, после чего выполнила левый разворот на 180° с набором высоты и снова встретилась с противником на встречных курсах.

Встретившись с противником на встречных курсах, Николай Сутягин выполнил левый боевой разворот и начал преследовать противника. Противник, оттягивал бой на юг за Пхеньян. Сутягин, сблизившись с замыкающей парой F-84 до дистанции 600 метров, которые заметили это и начали выполнять правый разворот. Николай Сутягин, сблизившись на развороте до дистанции 300 метров с ведущим пары, открыл огонь под ракурсом 1/4 и левым боевым разворотом вышел из атаки.

Воздушный бой наших истребителей со штурмовиками противника длился 5-7 минут. Противнику не нанесены значительные потери ввиду того, что противник был на отходе на линии Пхеньян-Гензан. Сначала, этот "Тандерджет" засчитали Николаю Сутягину как подбитый, но 27 декабря пришло подтверждение от северокорейских властей о том, что 23 декабря самолёт типа F-84 упал юго-восточнее 10 км Дзюнсен. Американцы с опозданием в один день признали потерю своего F-84Е (№ 50-1138) из состава 49-й FBW, пилот которого 1-й лейтенант Дональд Т. Морган (Donald T. Morgan) хоть и спасся, но попал в плен к северокорейцам.

В начале января 1952 года, Николай Сутягин официально получил погоны майора и одновременно был официально назначен помощником командира 17-го полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. Всего в январе месяце майор Сутягин совершил 21 боевой вылет, в 8 из которых он был ведущим полковой группы. Участвовал в 13 воздушных боях, в которых сбил ещё 4 самолёта противника.

Первую свою победу в Новом 1952 году, Николай Сутягин одержал в большом сражении с "Сейбрами" 6 января - это была двойная победа, так как нашему асу удалось сбить сразу 2-х "Сейбров"! В тот день часть в составе 22 экипажей под командованием майора Пулова по команде с КП дивизии из готовности № 1 вылетела в 9:45 на перехват самолётов противника в район Ансю с задачей прикрыть действия лётчиков 324-й ИАД. Группа под командованием майора Пулова получила задачу прикрыть действия соседних частей при отражении штурмового налёта в районе Ансю-Сюкусен-Дзюнсен. Придя в район Дзюнсена на высоте 9000 метров, группа выполнила правый разворот на 180° и начала снижение. В районе Тайсен на высоте 8000 метров группа начала выполнять левый разворот. Развернувшись влево на 70-60°, майор Сутягин заметил справа, выше на пересекающихся курсах 4 F-86, которые заходили в хвост звену командира группы подполковника Пулова.

Сутягин проинформировал о противнике командира группы подполковника Пулова. Звено Пулова выполнило левый боевой разворот. При выводе из разворота Пулов обнаружил слева, ниже, впереди на встречных курсах 4 F-86, на которых выполнил левый разворот со снижением. Противник, заметил преследование наших самолетов, одна пара выполнила переворот и ушла вниз, а 2-я выполнила левый разворот, которую и начал преследовать Пулов. Сутягин проинформировал командира группы о противнике, вывел самолет из левого разворота, пропустил его справа налево и начал преследовать. Пару майор Сутягина прикрывало звено капитана Бычкова.

Противник, заметил преследование наших истребителей и начал выполнять левую нисходящую спираль. Противник после двух спиралей вышел на прямую и Николай Сутягин, сблизившись с ним до дистанции 600 метров открыл огонь под ракурсом 0/4-1/4 по ведущему F-86, который с левым вращением с большим углом пикирования пошёл к земле. Пристроив звено капитана Бычкова, майор Сутягин получил информацию от капитана Бычкова: "4 Сейбра выше, справа". Сутягин подал команду: "Переходим в атаку", и левым доворотом с набором высоты зашёл в заднюю полусферу противнику на дистанции 1000-1200 метров. Ведущая пара F-86 пошла по прямой, а ведомая начала выполнять левую нисходящую спираль, которую начали преследовать. На второй спирали капитан Бычков, находясь внутренним вышел вперёд майора Сутягина и начал сближение с парой F-86, которая в это время вышла на прямую и пикировала под углом 50-60°. Капитан Бычков сблизился с ведомым F-86 на дистанцию 700 метров под ракурсом 0/4 открыл огонь. Самолёт F-86 с этим же углом врезался в землю.

В момент выполнения боевого разворота Николай Сутягин заметил справа 2 F-86, которые атаковали капитана Бычкова. По ведущему F-86 дистанции 350-200 метров открыл огонь Сутягин, а по ведомому открыл огонь старший лейтенант Крамаренко с дистанции 600 метров под ракурсом 2/4-3/4. Оба самолёта по докладу лётчиков сбиты. По команде командира группы 1-я эскадрилья вышла из боя. Всего по докладам лётчиков 17-го полка, в этом сражении было сбито 6 F-86, и ещё 2 были подбиты. На все сбитые самолёты пришло подтверждение от местных властей и от наших частей находящихся на территории Северной Кореи. Так на 2 заявленных Николаем Сутягиным победы, пришло подтверждение от наших зенитчиков, которые наблюдали падение сбитых самолётов.

Однако если реально оценивать этот документ, то нет точной уверенности, что речь идёт именно о самолётах сбитых Сутягиным. Возможно, это были 2 F-86, которые были сбиты одновременно Сутягиным и Крамаренко, и которые поэтому упали в одном районе. Американцы признают потерю в этот день только одного своего F-86 и трудно определить, кто именно из лётчиков 17-го ИАП сбил этого "Сейбра". Правда, американцы признают потерю в этот день 3-х своих F-84 и возможно в круговерти боя, наши лётчики приняли "Тандерджеты" за "Сейбров", которые издали довольно похожи. На то, что первой жертвой Сутягина в этом бою был "Тандерджет", указывает и время. По американским данным в 09:46 был сбит F-84E (№ 49-2356) из состава 7-й АЭ 49-й ИБАГ, его пилот Джон Лаш (John S/ Lush) погиб.

F-84Е сбитый Н.В.Сутягиным.

А разделил его судьбу пилот 336-й FIS 1-й лейтенант Лестер Ф. Пейдж (Lester F. Page), чей F-86Е (№ 50-655) был сбит в этом бою 19 минутами спустя, пилот погиб. Участник этого боя, 1-й лейтенант Дуглас К. Эванс (Douglas K. Evans), в своих мемуарах написал об этом бое, который чуть не стоил ему жизни. В тот раз "МиГи" застали пилотов "Сейбров" врасплох и Эванс увидев трассу рядом со своим F-86, всё же успел резким пикированием уйти из-под атаки и, выйдя к морю, благополучно вернулся на базу.

А боевые вылеты следовали один за другим, лётный состав полка заметно поредел, так как из-за больших ежедневных физических и моральных нагрузок не все лётчики выдерживали такое напряжение боёв и выходили из строя по причине болезней и физическому истощению. В строю оставались самые стойкие и выносливые, и среди них был Николай Сутягин!

11 января в 14:10 часть в составе 20 экипажей под командованием подполковника Пулова по команде с КП дивизии из готовности № 1 вылетела на отражение штурмового удара авиации противника в районе Ансю-Сюкусен - это был 2-й боевой вылет за день. После набора высоты 6000 метров полк в боевом порядке "колонна эскадрилий" была направлена в район Ансю-Сюкусен с задачей отражения штурмового удара авиации противника. Группа, прейдя в район Дзюнсен на высоте 7000 метров, противника не обнаружила, где выполнила правый разворот на 180° и направилась в район Ансю. В районе Тэйсю майор Сутягин заметил спереди слева, выше на высоте 1000 метров 2 F-86, которые с большой дистанции стреляли по самолетам МиГ-15 из 18-го ГИАП. Майор Сутягин энергично выполнил горку и в правом развороте открыл огонь по замыкающему F-86 с дистанции 550-400 метров и под ракурсом 2/4. Противник крутым пикированием ушел вниз. Из-за малого остатка группа выполнила левый разворот и последовала на свой аэродром.

Через день от местных корейских властей уезда Хиген провинции Пинаньдао, пришло подтверждение, что 11 января в районе 16 часов по местному времени самолёт типа F-86, упал в районе Кинкикури, что в 8 км юго-западнее Сюкусен. Американское командование признаёт потерю в этот день 2-х своих "Сейбров" из состава 25-й FIS, один из которых (скорее всего это был F-86Е с № 50-0612) на счету Николая Сутягина.

Свою последнюю в этой войне победу, Николай Сутягин одержал 21 января во время очередного полкового вылета на перехват самолётов противника. Часть в составе 20 экипажей под командованием подполковника Пулова по команде с КП дивизии из положения дежурства в готовности № 1 вылетела в составе ударной группы дивизии на перехват противника в районе Сюкусен-Эйдзю с задачей прикрытия действий лётчиков 523-го ИАП. Вылет был осуществлён в период с 14:38 - 14:40 по местному времени. Группа под командованием Пулова получила задачу на перехват самолётов противника в районе Сюкусен на высоте 9500-10000 метров. Следуя во втором эшелоне ударной группы правее группы лётчиков 523-го ИАП на высоте 9500-10000 метров в районе Эйдзю, впереди на попутных курсах было обнаружено 8 F-86, которые выполняли правый доворот. Ударное звено 523-го ИАП правым доворотом пошло на сближение с противником. Противник, заметив сближение наших истребителей, сбросил подвесные баки и выполнил правый разворот со снижением.

Майор Сутягин, находясь своей парой на правом фланге, на правом развороте сблизился с замыкающей четвёркой F-86 до дистанции 700-600 метров и под ракурсом 2/4-3/4 открыл огонь. Противник крутой спиралью стал уходить вниз и на высоте 6000 метров вышел на прямую. Николай Сутягин, преследуя противника, заметил слева, сзади, выше один МиГ-15, который вёл огонь с большой дистанции и противник, заметив трассу, выполнил полупереворот. Сутягин развернулся вправо на 180° и заметил впереди, слева на встречных курсах 2 F-86, которых после левого разворота на 180° начал преследовать. Противник, заметив преследование, энергично развернулся вправо на 180° и пошёл в лобовую атаку. Сутягин с дистанции 700-190 метров под ракурсом 1/4 открыл огонь по ведомому F-86, затем энергично развернулся вправо за противником и начал сближение с ним. Сблизившись на дистанцию 700-800 метров, противник начал делать левый разворот и майор Сутягин с дистанции 500-260 метров и под ракурсом 2/4-3/4 открыл огонь по ведомому F-86, у которого с левой плоскости пошёл дым. Майор Сутягин, услышав команду с КП дивизии, пошёл на свой аэродром.

Остальная группа прошла до района Пхеньян и, не встретив противника по команде с КП дивизии, вернулась на свой аэродром. Вернувшись, майору Сутягину по данным фотоконтроля была засчитана его 21-я личная победа. Однако, скорее всего в этом бою Николай Сутягин либо подбил очередного своего "Сейбра", либо сбил штурмовика F-84, по ошибке спутав пару "Тандерджетов" с парой "Сейбров", так как по данным американской стороны в этот день они не теряли в небе Кореи своих "Сейбров", но признают потерю 2-х своих F-84E-25 из состава 49-го FBW и 136-го FBW, пилоты которых погибли. Один из них был подбит и разбился на посадке, на базе в Южной Корее - вполне возможно, что один из этих "Тандерджетов" был на счету нашего аса Николая Сутягина.

Согласно лётной книжки Николая Васильевича Сутягина, свой боевой последний вылет он совершил 2 февраля 1952 года в составе группы из 14 экипажей под командованием подполковника Масленникова, и провёл свой воздушный последний бой с американскими лётчиками в лице 12 F-86. В этом бою лётчики 17-го полка добились очередной победы, сбив одного "Сейбра", без своих потерь - отличился капитан Г. Г. Докашенко. Это был 149-й боевой вылет Николая Сутягина в небо этой войны и 66-й проведённый им воздушный групповой бой с самолётами противника. В этих воздушных схватках с опытными пилотами ВВС США и других стран ООН, что участвовали в этой войне, майор Николай Сутягин лично сбил и подбил 22 самолёт врага, при этом сам Николай Васильевич ни разу сам сбит или подбит в этих многочисленных боях не был и более того, ни разу не привозил из боя даже пробоин - он был недосягаем для своих врагов!

Каков общий итог участия Николая Васильевича в этой войне: согласно советским архивным документам, Николай Сутягин сбил в небе Кореи - 15 F-86, 3 F-84, 2 F-80 и 2 "Глостер-Метеора". Противной стороной подтверждается уничтожение из этого числа 12 самолётов авиации ООН в небе Кореи, из них: 6 F-86, 4 F-84 и по одному F-80 и "Глостер-Метеору", плюс повреждение ещё одного F-86. В 3-х случаях возможна победа над двумя F-84, которые ошибочно записаны Сутягину как F-86 и один "Глостер-Метеор", который потерян от огня Сутягина. Это означает, что, по крайней мере, можно считать, что почти достоверно Николай Сутягин одержал в небе Кореи 15,5 побед по западной классификации, остальные 6 побед являются спорными, но которые согласно документам советских архивов являются все достоверными. Возможно, судьба этих спорных побед Николая Сутягина прояснится позже, когда станут, известны все данные потерь, понесённые американской стороной в этой войне, включая и те, что получили повреждения в боях с "МиГами", часть из которых затем была в тихую списана.

За участие в боевых действиях в небе Кореи, Николай Васильевич 5 раз представлялся к государственным наградам: 21 июня 1951 года представлен к ордену Красного Знамени - за первый сбитый самолёт врага; 26 августа 1951 года представлен к званию Героя Советского Союза за 30 боевых вылетов, 12 воздушных боев и 7 сбитых самолётов противника; 27 сентября 1951 года представлен к ордену Ленина за 2 победы в одном бою; 2 декабря 1951 года представлен к ордену Красного Знамени за очередные 4 сбитых самолёта противника; 5 января 1952 года представлен ко второй Звезде Героя за ещё 10 сбитых самолётов противника.

Однако из всех этих представлений только одно было осуществлено, и Николай Сутягин получил "Золотую Звезду" Героя и орден Ленина и больше никакими наградами он за эту войну не был награждён. Вероятная причина того, почему Николай Сутягин не получил вторую Звезду Героя была в завесе "секретности" - ведь официально СССР в войне не участвовал, а дважды Герою по положению устанавливался бюст на Родине, то есть дело принимало гласный оборот. А может, были и другие причины. Известно, что на Николая Сутягина, находившегося в Корее, шли доносы на самый верх - ему вменялось, что он непролетарский элемент - якобы "сын кулака", но генерал Красовский не давал в обиду своего "любимого" аса. Дело дошло до Сталина, но вождь дал команду не трогать лётчика.

В чём же секрет боевых успехов Николая Сутягина? Ведь в Корее воевало много смелых, опытных лётчиков, как с той, так и с другой стороны. Во-первых, отменное физическое здоровье, позволяющее ему выдерживать колоссальные перегрузки в 3-4 единицы, которые были характерны для боёв на реактивных самолётах. Бывало, что даже конструкция самолёта не выдерживала столь высоких и продолжительных перегрузок в бою - деформировались элементы обшивки самолёта. Да и не всякий лётчик мог выдержать перегрузку больше 4, когда темнеет в глазах и очень трудно удержать штурвал в руках. К тому же наши лётчики летали без противоперегрузочных костюмов (ППК), которые были у американцев. Американцы считали, что и у советских лётчиков есть такие же костюмы. А Николай Сутягин получил в Корее прозвище "Коля-ППК".

Во-вторых, отличное зрение, что немаловажно бою - когда от того, кто раньше заметит противника, часто зависел исход поединка. Хорошее зрение нужно и для результативной стрельбы - это, как видно из записей в лётной книжке, ему удавалось лучше других видов лётных упражнений: оценка по стрельбе по воздушным и наземным целям всегда была только "отлично". В быту это тоже помогало, особенно при поиске грибов в лесу: Николай Васильевич удивлял окружающих остротой зрения даже в зрелые годы: идут вместе - ему грибы попадаются, а идущим с ним рядом - нет.

В-третьих, сыграло роль и чувство нереализованных возможностей и устремлений: ведь ему практически не пришлось участвовать в войне с немцами. И в Корее появился шанс проявить себя. К тому же подбадривал выговор, полученный накануне. Кстати, зрелые лётчики, не прошедшие Великую Отечественную войну сражались даже лучше фронтовиков, которым не надо было доказывать свою профпригодность. А 5 лет мирной жизни, и новая реактивная техника несколько стёрли значение фактора боевого опыта в Отечественной войне.

В-четвертых, просто везение, которое необходимо в любом деле. За всё время боёв он ни разу не был сбит или ранен, его самолёт не получил ни одной пробоины, хотя бывало, возвращался из вылета с деформациями планера, полученными от больших перегрузок в бою. Всё вместе взятое и дало возможность Николаю Сутягину добиться столь выдающихся результатов в корейской войне, которые так и не были никем более превозможены на протяжении той войны! До сих пор, Николай Васильевич Сутягин со своими 22 победами, является лучшим асом-реактивщиком 20-го века!

Сутягин Николай Васильевич, 1961 г. Сутягин Николай Васильевич, 1967 г.


Список известных воздушных побед Н. В. Сутягина:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
19.06.19511  Ф-86СенсенF-86A № 49-1298 из состава 336-й FIS 4-го FIW
22.06.19511  Ф-86АньдунF-86A № 49-1276 из состава 336-й FIS 4-го FIW
1  Ф-86 
26.06.19511  Ф-86Ансю 
29.07.19511  Ф-80восточнее ПхеньянПредположительно, F-84E № 49-2338 из состава 111-й FBS
09.08.19511  Ф-80остров СинбитоF-80 № 49-761 из состава 8-го FBW
25.08.19511  "Метеор"СенсенMeteor № A77-128 из состава 77-й SQN RAAF
26.09.19511  "Метеор"устье реки Сенсен-поПовредил Meteor № А77-949 из состава 77-й SQN RAAF
1  Ф-86юго-западнее АнсюF-86A № 49-1113 из состава 336-й FIS 4-го FIW
03.11.19511  Ф-86Хакусен 
04.11.19511  Ф-86Ансю 
26.11.19511  Ф-86Сюкусен 
29.11.19511  Ф-84Дзюнсен 
03.12.19511  Ф-86ГисюПовредил F-86A № 49-1272 из состава 4-го FIW
1  Ф-84ДзюнсенF-84E-25 № 51-565 из состава 7-й FBS 49-го FBW
15.12.19511  Ф-86АнсюF-86E № 51-0681 из состава 334-й FIS 4-гo FIW)
18.12.19511  Ф-86F-86E № 51-2730 из состава 25-й RS 51-го FIW
23.12.19511  Ф-84юго-восточнее ДзюнсенF-84E № 50-1138 из состава 49-го FBW
06.01.19521  F-86ДзюнсенПредположительно, F-86E № 50-655 из состава 336-й FIS
1  F-86 
11.01.19521  F-86ТэйсюF-86E с № 50-0612 из состава 25-й FIS 51-го FIW
21.01.19521  F-86Эйдзю 

      Всего сбитых самолётов - 22 + 0;  боевых вылетов - 149;  воздушных боёв - 66.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д