1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Сучков Иван Афанасьевич

10 побед

(10 + 0)
Сучков Иван Афанасьевич
  Флаг ВВС

Родился 17 августа 1923 года в станице Бесскорбная Советского (Новокубанского) района Краснодарского края. В 1940 году окончил 8 классов средней школы. С 7 марта 1941 года в рядах Красной армии - курсант Краснодарской ВАШП СКВО. С 25 октября 1941 года - курсант Конотопского ВАУЛ, которое окончил в марте 1943 года в звании младшего лейтенанта. Для дальнейшего прохождения службы был направлен в 20-й ЗАП 5-й ЗАБ на должность лётчика-инструктора.

В декабре 1945 года в звании лейтенанта направлен в 49-й ОУТАЛ Западно-Сибирского военного округа на должность лётчика-инструктора. В июне 1946 года направлен в Сталинградское ВАУЛ на должность лётчика-инструктора. В конце 1949 года специальной комиссией был отобран для прохождения службы в "парадной" 324-й ИАД. С февраля 1950 года старший лейтенант И. А. Сучков в качестве старшего лётчика служил в 176-м ГИАП. В ноябре 1950 года получил звание военного лётчика 1-го класса и был назначен командиром звена.

В декабре 1950 года в составе полка убыл в правительственную командировку в Китай. Принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове 1950-1953 гг. С июня 1951 года - заместитель командира авиаэскадрильи, с июля 1951 года - командир авиаэскадрильи. За период с апреля 1951 года по февраль 1952 года совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв и лично сбил 10 самолётов противника. Представлялся командованием 324-й ИАД к званию Героя Советского Союза, но не получил его.

С декабря 1953 года в звании майора был заместителем командира 176-го ГИАП. С ноября 1954 года - подполковник, командир 176-го ГИАП. С июля 1955 года - заместитель начальника штаба 324-й ИАД ПВО 52-й Воздушной армии. С декабря 1955 года - заместитель начальника штаба 78-го ИАК. С 1956 года подполковник И. А. Сучков - в запасе. Умер 2 августа 1981 года в городе Калуге.

Награды: медаль "За боевые заслуги" (23.02.1945 г. - за работу в тылу), медаль "За боевые заслуги" (18.08.1945 г. - за работу в тылу), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (29.04.1954 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красного Знамени (22.02.1955 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет).

*     *     *

Иван Сучков прибыл в состав 176-го ГИАП в конце 1949 года из Сталинградского ВАУЛ, где служил в качестве лётчика-инструктора. Мастерство и выучка Сучкова была неоспорима, и это быстро повлияло на его служебный рост - уже через год, он стал командиром звена. Однако весь его огромный потенциал как воздушного бойца, раскрылся в период боевой командировки на Корейскую войну. Это было боевое крещение Сучкова как боевого лётчика, так как он впервые участвовал в боевых действиях.

Уже в Китае его назначают заместителем командира 3-й АЭ полка по лётной части и присваивают звание капитан. В этом звании и должности, Иван Сучков и совершил свой первый боевой вылет 3 апреля 1951 года. Победы не заставили долго ждать, и уже 7 апреля он открывает счёт своим победам в небе Кореи - отправляет в землю Северной Кореи бомбардировщик В-29, а через 4 дня, в другом грандиозном сражении этой воздушной войны в небе Кореи, 12 апреля, он вновь отправляет на землю другой В-29.

Потом долгое время Ивану Сучкову не удавалось одерживать побед в воздушных боях, но ведь не в каждом бою противник давал это сделать, ведь против наших лётчиков дрались высококвалифицированные и опытные американские лётчики, многие из которых также понюхали "пороха" в годы Второй Мировой войны, и добиться победы над таким противником было не простой задачей. Только в сентябре месяце закончилась полоса безрезультатных боёв и капитан Сучков, ставший уже командиром 3-й АЭ, вновь заставил американских лётчиков отступить в поединках с ним.

МиГ-15бис И.А.Сучкова.

9 сентября 1951 года в районе Тэйсю состоялось сражении 18 экипажей 176-го ГИАП против 22 истребителей F-86, в котором командиры эскадрилий капитаны Гесь и Сучков, сбили 2 F-86, без своих потерь. Однако американская сторона не подтверждает потерь своих F-86 в этом бою.

12 сентября капитан Иван Сучков в одном бою сразу добился 2-х побед: в период 16:00 - 16:50 в районе Дзюнсен 6 экипажей 176-го полка перехватили большую группу F-80 в составе 32 машин под прикрытием 8 "Глостер-Метеоров". Прикрывающие "Шутов" австралийские лётчики на своих "Метеорах" ничего не смогли противопоставить скоростным "МиГам" и не смогли помешать им, разбить строй "Шутинг Старов" и нанести им поражение. В этом сражении лётчики 176-го полка сбили 5 F-80, без своих потерь. Двух американцев в этом бою сбил Иван Сучков, причём он атаковал пару штурмовиков противника и сначала сбил ведомого, а затем ведущего.

В этот день на большом пространстве так называемой "Аллее МиГов" шли сражения лётчиков и других полков 64-го ИАК, с ударной авиацией сил ООН, в которых по заявлению советской стороны в общем итоге, было сбито 11 штурмовиков ВВС США типа F-80 и F-84. Американская сторона признаёт потерю в этот день только одного своего F-84 что, конечно, вызывает большие сомнения. Аргентинский историк Диего Зампини провёл свой анализ сражений этого дня и утверждает, что американская сторона потеряла в этот день как минимум 3 своих F-84, 2 из которых, были занесены в реестр потерь несколько дней спустя.

Таким образом, капитан Сучков стал ещё одним асом в составе 64-го ИАК. Октябрь месяц был не результативным для всего 176-го полка и только в ноябре месяце капитан Сучков вновь отличился в боях. Так 4 ноября полковая группа из 20 экипажей под общим командованием командира полка полковника С. Ф. Вишнякова, была наведена на группу из 30 штурмовиков F-84, которых прикрывала всего лишь пара F-86. Конечно пара "Сейбров" не могла помешать нашим лётчикам, разгромить эту группу "Тандерджетов" и вскоре 4 F-84 были сбиты, а остальные покинули район боя. Американская сторона подтверждает потери своих F-84 и F-80 в этот день и предположительно один из них F-84E №51-680 из состава 136-го FBW пострадал от пушек "МиГа" капитана Сучкова и хотя и долетел до своей базы в Южной Кореи, но пилот этого "Тандерджета" не стал рисковать и покинул самолёт на парашюте, тем самым спас себе жизнь. Капитан Сучков в этом бою стрелял по ведущему пары F-84 с дистанции 400 метров и видел попадания в самолёт противника своих снарядов. Это наблюдал и его ведомый старший лейтенант А. П. Меньшиков, который видел попадания и падение самолёта противника.

8 ноября в районе Тайсен полковая группа в составе 22 машин, под командованием майора К. Я. Шеберстова, была неожиданно атакована шестёркой F-86. Майор Шеберстов приказал по радио группе капитана Сучкова взять на себя "Сейбров", а сам продолжил выполнения задания. Группа капитана Сучкова после окончания боя с F-86 вернулась в район Кайсен, где встретила 12 F-84, которые подходили к переправам в районе Кайсен. Самолёты шли двумя группами: восьмёрка и ещё звено F-84. Звено Сучкова атаковало противника. Сучков атаковал пару F-84 справа-сбоку. Результат не наблюдал. Однако по данным фотоконтроля, атакованный F-84 был поражён с дистанции 730 метров. Американская сторона не подтверждает потери своих "Тандерджетов" в этот день, но подтверждает потерю нескольких своих F-80. По всей видимости, в этом сражении лётчики группы капитана Сучкова дрались не с "Тандерджетами", а с F-80 "Шутинг Стар" и один из них на счету капитана Сучкова.

Все оставшиеся свои победы в небе Кореи Иван Сучков одержал в декабрьских боях 1951 года. Свою очередную победу он одержал уже 2 декабря, когда в районе Пхеньяна группа из 18 экипажей полка под командованием полковника Вишнякова, перехватили группу из 16 штурмовиков F-84 и 3-х из них сбила - одного из них, записал на свой счёт Капитан Сучков, которого он сбил с дистанции 360 метров, по данным фотоконтроля. Однако американская сторона отрицает потери своих "Тандерджетов" и других реактивных самолётов в этот день.

8 декабря в районе Дзюнсен произошло сражение 20 экипажей 176-го полка под командованием полковника Вишнякова и большой группой "Сейбров" в количестве 44 машин. В этом сражении победа вновь была на стороне Гвардейцев, которые заявили 4 сбитых F-86 без своих потерь. Одного "Сейбра" на свой счёт записал и капитан Сучков. Американская сторона вновь отрицает потери своих F-86 в этот день.

Свою последнюю, 10-ю по счёту, победу в небе Кореи капитан Иван Сучков одержал 28 декабря. Был вылет всеми тремя АЭ в 8:31-9:29. В районе Сяренкам-Сенсен-Тайсю на высоте 8000 - 12000 метров часть встретила до 36 F-86, которые действовали группами по 4 - 8 самолётов. Всего по самолётам противника стреляло 4 лётчика. По докладам лётчиков Сучков сбил F-86, который упал в районе Тэйсю. Американская сторона не подтверждает эту потерю.

В январе 1952 года у капитана Сучкова отмечена ещё одна предположительная победа, когда 12 января лётчики 176-го полка провели в районе Тайсен - Сенсен с группой F-86. Стреляло 6 лётчиков. При этом, 2 F-86 сбил капитан С. М. Крамаренко. Ещё 2-х "Сейбров" сбили старшие лейтенанты Гулый и Мороз. Предположительно, ещё один F-86 сбил капитан Сучков, но эту победу полку не засчитали.

За период этой боевой командировки капитан Сучков Иван Афанасьевич совершил около 120 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, в которых официально сбил лично 10 самолётов противника. За эти боевые достижения в небе Кореи, капитан Сучков был награждён только двумя боевыми орденами, хотя представлялся командованием 324-й ИАД на звание Героя Советского Союза, но так эту награду и не получил.



Список известных воздушных побед И. А. Сучкова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
07.04.19511  Б-29СиныйджуВ-29А № 44-86268 из состава 371-й BS 307-й BG
12.04.19511  Б-29Аньдун - СиныйджуВ-29 из состава 19-й BG
09.09.19511  Ф-86Ансю 
12.09.19511  Ф-80ДзюнсенПредположительно, F-84E № 51-666 из состава 8-й FBS
1  Ф-80Предположительно, F-84E № 51-663 из состава 8-й FBS
04.11.19511  Ф-84ПхеньянПредположительно, F-84 из состава 136-го FBW
08.11.19511  Ф-84КайсенПредположительно, F-80 из состава 35-й FBS
02.12.19511  Ф-84Пхеньян 
08.12.19511  Ф-86Дзюнсен - Пхеньян 
28.12.19511  Ф-86Тэйсю 

      Всего сбитых самолётов - 10 + 0;  боевых вылетов - около 120;  воздушных боёв - около 50.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д