Субботин Серафим Павлович
Родился 15 января 1921 года в деревне Красногорье Первомайского района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил 10 классов. С 1 октября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил кавалерийское училище. Служил в кавалерии. С 2 июня 1941 года - курсант Краснодарского военного авиационного училища лётчиков, с 3 июля 1941 года - курсант 25-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков. С ноября 1941 года - курсант Ульяновской военной авиационной школы лётчиков, которую окончил в 1942 году. Окончил курсы командиров звеньев в 1943 году. С сентября 1943 года - командир звена 4-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С марта 1946 года служил в 176-м Гвардейском ИАП. С июня 1948 года - помощник штурмана 176-го Гвардейского ИАП, с ноября 1950 года - штурман 176-го Гвардейского ИАП. В составе этого же полка в декабре 1950 года убыл в правительственную командировку в КНР, где в качестве старшего штурмана 176-го Гвардейского ИАП принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и в период войны на Корейском полуострове в 1950-1953 гг. За период с апреля 1951 года по февраль 1952 года совершил около 100 боевых вылетов, провёл 48 воздушных боёв, в которых лично сбил 9 самолётов противника. 10 октября 1951 года штурман 176-го Гвардейского ИАП майор С. П. Субботин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С августа 1952 года - помощник командира 176-го Гвардейского ИАП по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. В сентябре 1952 года убыл на учёбу в Монино. В 1956 году окончил командный факультет Военно-Воздушной академии. Служил в войсках ПВО на командных должностях. С ноября 1956 года командовал 66-м ИАП (238-я ИАД). Затем был командиром дивизии, закончил службу на должности заместителя начальника штаба ИАК ПВО в Заполярье. За время службы в авиации освоил следующие типы самолётов: У-2, УТ-2, И-16, Як-1, Як-3, Як-12, Як-15, Ла-5, Ла-7, Ла-9, МиГ-15, МиГ-17. С августа 1973 года Гвардии полковник С. П. Субботин в запасе. Проживал в городе Черкассы (Украина). Умер 22 апреля 1996 года. Награды: медаль "За боевые заслуги" (20.06.1949 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 9289 (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (10.10.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (03.11.1953 г. - за налёт на реактивных самолётах), орден Красной Звезды (22.02.1968 г. - за отличную службу), другие медали. * * *Большая часть лётного состава 324-й ИАД состояла из бывших лётчиков-инструкторов лётных авиашкол или запасных авиаполков. Например, состав 196-го ИАП на 50% состоял из бывших лётчиков-инструкторов, много их было и в составе 176-го Гвардейского ИАП. Если говорить о самых результативных лётчиках 324-й ИАД, ставшими по итогам этой войны асами, то из 10 лётчиков 196-го ИАП, получившие статус аса этой войны, половину составляли бывшие лётчики-инструктора, это: Л. Н. Иванов, В. И. Алфеев, Н. К. Шеламонов, Б. С. Абакумов и В. Г. Муравьёв. Если же брать асов 176-го ГИАП, которых к концу этой боевой командировки набралось 8 человек, то "львиная доля" этого списка асов составляли бывшие лётчики-инструктора. Это 6 человек: К. Я. Шеберстов, П. С. Милаушкин, С. П. Сучков, С. П. Субботин, Г. И. Гесь и Н. М. Гончаров. Только некоторые из них имели небольшой боевой опыт Великой Отечественной войны, полученный вовремя так называемых боевых стажировок, которые длились от одного, до двух месяцев нахождения в действующей армии, на фронте. Для большинства же из них Корейская война стала первым участием в реальных боевых действиях. Однако, как показывает статистика побед бывших лётчиков-инструкторов, к боевым условиям современной войны они были хорошо подготовлены, что говорит сам за себя количество одержанных ими побед в небе Кореи. Двоим из них, было позднее присвоено высокое звание Герой Советского Союза! Всё это говорило о том, что лётная подготовка и лётное мастерство советских инструкторов, была на высоком уровне. Первым из когорты бывших лётчиков-инструкторов, отличился капитан Серафим Павлович Субботин. Он прибыл в Китай, будучи старшим штурманом полка, в звании капитан, активно включился в боевой ритм полка и с первых же дней вместе со всеми выполнл боевые задания. Свой первый боевой вылет он совершил на второй день боевой деятельности полка в небе Кореи. Это произошло 3 апреля 1951 года, когда капитан Субботин в паре с ведомым, капитаном П. С. Милаушкиным, в 9:32 были подняты для усиления ранее взлетевшей на перехват бомбардировщиков группы и направлены в район Сенсен, а затем были перенаправлены в район Сингисю. Выполнив свою основную задачу, наши лётчики устремились на свой аэродром, так как топлива в баках самолётов оставалось только на обратный путь. Но и противник не хотел отпускать наших лётчиков безнаказанно и попытался перехватить их уже непосредственно в момент подхода к своему аэродрому. Для этого по радио была наведена пара истребителей F-86, которая в это время выполняла боевое задание в составе группы в районе пограничной реки Ялуцзян. Им удалось перехватить пару капитана Субботина, а что произошло дальше, расскажет сам Серафим Павлович: "Следуя ведущим, за облаками, в паре с капитаном Милаушкиным Петром, мы выполняли снижение под облаками в районе своего аэродрома и запросили по радио разрешение на посадку у стартового командного пункта. Получив разрешение для захода на посадку за последней парой, мы оба выпустили шасси и посадочные щитки на 20 градусов на своих самолётах, как вдруг по радио в наушниках раздался тревожный голос Петра Милаушкина, до этого следовавшего со мной в паре, в интервале справа сзади. Я оглянулся в его сторону, но там его не обнаружил. Тогда я резко повернул голову налево-назад и увидел приближающихся ко мне, с большой скоростью двух истребителей противника, пытавшихся атаковать нас над аэродромом, при заходе на посадку. Я мгновенно, почти автоматически, дал полный газ двигателю, поставил краны "ШАССИ" и "ПОСАДОЧНЫЕ ЩИТКИ" на "УБОРКУ", быстро ввёл самолёт в левую восходящую спираль, самолёт пошёл по кривой восходящей спирали вверх. Истребители противника пытались повторить мой маневр, чтобы удержать меня в прицелах своих самолётов, но потеряв скорость стали быстро отставать при наборе высоте, невольно увеличивая и расстояние между самолётами. Выполняя боевой маневр левой восходящей спираль, я всё время думал и волновался за благополучие своего напарника Петра Мимаушкина и вместе с тем кипела страстная ненависть к врагу и большое желание отомстить ему за его дерзость и подлое вероломство "врываться незваным гостем" в расположение чужого дома. Чтобы осуществить свой замысел, - медлить было нельзя, ибо аварийный остаток горючего в баках моего истребителя быстро уменьшался, и его оставалось на несколько минут работы двигателя на максимальных режимах. Надо было немедленно принять активные и решительные противодействия преследующему меня врагу. Поэтому, как только расстояние между преследующими меня самолётами противника и моим истребителем по высоте увеличилось до размеров, позволяющих мне выполнить разворот на лобовую атаку с пикирования, я незамедлительно выполнил это, и открыл упредительный огонь короткой очередью с близкого расстояния. Истребители противника, не приняв лобовой атаки, уклонились от неё резким маневром в разные стороны и, снизившись крутым пикированием до бреющего полёта над руслом реки Ялуцзян, стали быстро удаляться в сторону Жёлтого моря. Преследуя противника, уходящего на максимальной скорости полёта, я сближался с ним медленно, с каждой минутой погони всё дальше и дальше удаляясь от своего аэродрома. В азарте стремительной погони, не взирая ни на что, сблизившись на дистанцию эффективного прицельного огня, я тщательно прицелился и открыл огонь на поражение по истребителю противника, длинной очередью из всех пушек. Самолёт противника, после моих точных попаданий в него, резко наклонился влево и стал падать в море. Используя избыток максимальной скорости для набора как можно большей высоты и быстрого разворота в сторону своего аэродрома, я выполнил маневр "левый боевой разворот", но при выводе самолёта из него, в тот момент, когда самолёт находился в перевёрнутом положении, двигатель зашипел, уменьшив резко обороты, тяга его прекратилась из-за полной выработки топлива в баках. Внизу бушевало Жёлтое море, дул сильный штормовой бриз. Установив наивыгоднейший режим планирования самолёта, я доложил по-радио на командный пункт о том, что двигатель на самолёте остановился, нахожусь южнее аэродрома. С грустью на серую береговую полосу на горизонте и белые гребни пенящихся морских волн под собой, всё же не утратив оптимизма и надежды на лучший исход, я доложил своё решение: всё равно буду планировать до берега, буду катапультироваться, чтобы спастись на парашюте. Всё же будет ближе плыть до берега, если не удастся посадить самолёт на ровную площадку хотя бы на фюзеляж. Попутный ветер - бриз, дующий в южных широтах днём с моря на сушу, а ночью с суши на море, видимо был достаточной силы и это позволило мне дотянуть до береговой полосы и на предельно малой высоте я выскочил на берег и вскоре передо мной открылась огромная ширь аэродрома Аньдун с большой ВПП прямо по курсу самолёта. Я спешно выпустил аварийно шасси самолёта и посадочные щитки, уточнил расчёт и мягко приземлил самолёт у посадочных знаков". Так закончился первый боевой вылет Серафима Павловича в небе Кореи, в котором удалось даже сбить самолёт противника. Правда, из-за того, что Субботин сбил самолёт над морем, куда было запрещено залетать нашим лётчикам, и его обломки упали в море, эту победу Субботину так и не записали на личный счёт. Однако само задание капитан Субботин выполнил успешно, и он вместе с напарником, благополучно вернулся с этого опасного задания. После этого вылета, встречи с самолётами противника стали почти ежедневными. Как и в первом боевом вылете, в последующих боевых вылетах постоянным ведомым у Серафима Субботина был капитан Пётр Милаушкин. Свою первую официальную победу капитан Субботин одержал 7 апреля. В этот день американское командование вновь решило провести операцию по уничтожению Аньдунского моста и послало на его уничтожение группу из 16 бомбардировщиков В-29 под прикрытием 48 истребителей непосредственного прикрытия F-84 и около десятка истребителей F-86. На отражение этого налёта было поднято командованием 324-й ИАД несколько групп "МиГов" из состава 176-го и 196-го авиаполков. Первыми на отражение этого налёта противника командир 324-й ИАД полковник И. Н. Кожедуб поднял лётчиков-гвардейцев из 176-го ГИАП, которые в 8:53 начали подниматься в воздух. Всего было поднято 3 группы истребителей общим количеством 22 экипажа. Капитан Субботин со своим ведомым капитаном Петром Милаушкиным был в составе 3-й группы состоящих из 8 экипажей, под общим командованием капитана К. Я. Шеберстова. Прибыв в район Аньдунского моста, где уже шёл воздушный бой, капитан Шеберстов обнаружил 2 звена бомбардировщиков В-29 шедших в направлении Аньдунского моста под прикрытием нескольких звеньев истребителей F-84. Ведущий приказал 3-м парам атаковать бомбардировщики противника, а 4-й паре капитана Геся приказал прикрывать атаку сверху. Паре капитана Шеберстова помешала атаке четвёрка F-84, которая их атаковала с фланга, и Шеберстову пришлось прервать атаку на бомбардировщики и перейти в контратаку на истребители противника и связать их боем. Второй паре капитана Ивана Сучкова повезло больше: они атаковали ведущего второго звена В-29 и капитан Сучков, ведя плотный огонь из всех пушек с дистанции 800 метров, добился нескольких попаданий в бомбардировщик противника, и как подтвердил в своём рапорте его ведомый старший лейтенант Дмитрий Фёдоров: "Атакованный им самолёт развернулся в сторону Корейского Залива и упал". Это была первая победа капитана Сучкова Ивана Афанасьевича, который также вскоре добьётся статуса аса в составе 176-го ГИАП. Но вернёмся к капитану Субботину: он в это время атаковал тоже второе звено В-29, но правого в строю бомбардировщик. Сблизившись с ним, открыл огонь с дистанции 600 метров и наблюдал попадания своих снарядов в левую плоскость бомбардировщика, который вышел из строя, резко развернувшись вправо, со шлейфом дыма пошёл на юг. В своём рапорте капитан Субботин указал: "Атаковал отряд Б-29 и выпустил весь боекомплект по ним. От одного влево-вверх отлетела какая-то часть". При выходе из атаки пару капитана Субботина пыталась также атаковать звено "Тандерджетов", но Субботин обстрелял одну пару F-84 с дистанции 200 метров и наблюдал попадание в один из них, после чего сделал резкий разворот в сторону солнца вышел с ведомым из боя. Позже, на земле, капитан Милаушкин в своём рапорте подтвердил победу своего ведущего: "Видел, как из группы один Б-29 отстал с дымным следом, который потянулся в сторону моря". В итоге этого сражения лётчики 176-го полка сбили 2 бомбардировщика В-29 и один истребитель F-84. Были повреждены ещё несколько бомбардировщиков и истребителей противника. Потерь в этом сражении 176-й полк не понёс, но несколько самолётов вернулись с пробоинами. Не избежал этой участи и ведомый Субботина, капитан Пётр Милаушкин: у него пулей пробило остекление фонаря кабины и произошло разгерметизация кабины самолёта, но самолёт слушался рулей, да и высота боя позволяла вести бой и с разгерметизированной кабиной, Милаушкин не вышел из боя и продолжал прикрывать своего ведущего. Он вместе с ведущим прилетел на свой аэродром, но при посадке выяснилось, что пробита, была ещё и гидросистема самолёта, шасси пришлось выпускать аварийно. Посадка прошла благополучно, и вскоре, самолёт был отремонтирован и встал в строй. Так в сражении 7-го апреля несколько лётчиков 176-го ГИАП открыли свой боевой счёт в этой войне, в том числе 2 бывших лётчика-инструктора - капитан Серафим Субботин и капитан Иван Сучков. Следующая встреча с противником у капитана Субботина состоялась 9 апреля. В этот день он совершил 2 боевых вылета, и оба с боями. В утреннем вылете их группу, которую возглавлял капитан К. Я. Шеберстов, направили на перехват самолёта-разведчика RB-45, который летел в сопровождении истребителей F-86. Однако этот бой получился неудачным для лётчиков группы Шеберстова, и она даже понесла потери. Второй вылет, состоявшийся во второй половине дня, был более удачным для лётчиков 1-й АЭ полка, которые под командованием своего командира капитана Шеберстова вылетели на перехват вражеских самолётов в район Ансю. В период 14:20 - 14:30 дня восьмёрка "МиГов" в районе станции Ансю перехватила 4 бомбардировщика В-26, которые бомбили железнодорожную станцию. Обнаружив "МиГи", бомбардировщики поодиночке стали уходить на свою территорию. Капитан Шеберстов приказал паре капитана Г. И. Геся и паре капитана Субботина атаковать бомбардировщика, а сам со своим звеном остался вверху прикрывать атаку ударного звена. Удирающие без прикрытия двухмоторные В-26, были лёгкой добычей для "МиГов", и вскоре капитан Григорий Гесь одержал свою первую победу в небе Кореи, сбив одного из "Инвейдеров". Серафиму Субботину также удалось с дистанции 400 метров поразить другой В-26, которому удалось скрыться на фоне земли. Однако, вернувшись на аэродром руководство дивизии, посчитало, что сбит, был только один В-26, который засчитали на счёт капитана Геся Григория Ивановича. Так ещё один бывший лётчик-инструктор, ставший впоследствии асом на этой войне, открыл свой победный счёт в небе Кореи! Но самую громкую победу в небе Кореи лётчики 324-й ИАД одержали 12 апреля 1951 года. В этот день посты РТС обнаружили на удалении несколько сот километров большую группу самолётов противника, которые приближались к объектам в Северной Кореи со стороны Японии. В срочном порядке комдив Кожедуб поднял в воздух шестёрку "МиГов" из состава 196-го ИАП под командованием капитана П. Ф. Ткацкого для разведки обнаруженной цели. Вслед за ней была поднята ещё восьмёрка "МиГов" 196-го полка под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеламонова. Вскоре звено капитана Льва Иванова обнаружило армаду из 48 бомбардировщиков В-29, вокруг которых крутились пары и звенья почти сотни истребителей F-80, F-84 и F-86. Капитан Иванов сразу доложил об обнаружении большого соединения бомбардировщиков противника на КП дивизии и полковник Кожедуб стал в срочном порядке поднимать в воздух все наличные силы. В итоге в течение получаса в воздух ушли 44 истребителя МиГ-15 324-й ИАД, и в районе Аньдунского моста разгорелось грандиозное сражение между американскими и советскими лётчиками. Группа капитана Шеберстова прибыла в разгар сражения, когда бомбардировщики находились от своей основной цели - Аньдунского моста, - всего в каких-то 20 км. Группа обнаружила 2 звена В-29, которые уже делали разворот на цель под прикрытием истребителей. Капитан Шеберстов отдал команду всем попарно атаковать бомбардировщики, и только бомбардировщики и все 4 пары "МиГов" устремились на В-29, не обращая внимания на снующих вокруг них истребителей прикрытия. О том, как развивались события этого боя, в котором участвовал Серафим Субботин, рассказал Пётр Семёнович Милаушкин, который в этом грандиозном сражении был ведомым у капитана Субботина: "Встреча с противником у летчиков нашей 1-й АЭ состоялась на встречных курсах - в атаку пошли в лобовую и, как только поравнялись, сразу маневр и разворот, и завязался "клубок" боя. Все разбились на мелкие группы самолетов. Я в этом вылете был ведомым у капитана Субботина. После одного разворота я увидел пару "Сейбров" и дал команду: "Фима, справа атакуй, я прикрою!". Серафим быстро отреагировал на команду. Атака была хороша, его огонь накрыл ведущего пары противника, он клюнул носом и со снижением ушёл вниз, он был неуправляемый. Мне же атаковать ведомого было неудобно, да ещё на нас уже шла четвёрка Ф-86. Противник открыл огонь, но мы маневром ушли из-под огня, и пошли на "косую петлю". После двух косых петель противник отстал от нас. В это время Серафим передал: "Смотри справа ниже бомберы, атакуй их, я прикрою". Не раздумывая, мы пошли в атаку. Ведущий передаёт: "Атакую ведущего, ты правого ведомого". Это была четвёрка, летевшая строем "ромб". Никого рядом с ними не было, и мы беспрепятственно пошли на них в атаку. Сближение произошло быстро, в прицеле быстро росли фюзеляж и мотор Б-29. Открыл огонь из всех пушек и видел всплески разрывов на фюзеляже и моторе "крепости". Субботин тоже очень удачно стрелял, "крепость" задымила, и за ней потянулся шлейф белого дыма. Мы же вышли из атаки влево. "Ромб" распался, в строю летело только два бомбардировщика. Мы снова пошли в атаку: он атаковал ведущего, а я ведомого. В моём прицеле быстро увеличивался силуэт Б-29, открыл огонь, но в большой пушке (37-мм) кончился боезапас. Я заметил, как один Ф-84 потянулся за самолётом Субботина, не раздумывая, безприцельно открыл заградительный огонь из двух пушек, и Ф-84 отвалил в сторону. Но и у меня кончился весь боезапас, и я передал Серафиму: "У меня нет "орехов". Атакуй одиночку слева выше тебя. Я прикрою". Атака была отличная, попадание точное - задымил левый мотор, и Б-29 начал крениться влево. Затем мы атаковали еще пару "крепостей", но огня не вели - боезапас кончился у обоих. Но из боя выходить было нельзя, так как ещё наши товарищи вели бой и мы снова пошли в атаку на подвернувшуюся тройку Б-29, но сами попали под огонь "Сейбров". Они атаковали сверху, когда я оглянулся, то увидел, как у пары Ф-86 носы были в огне. Выкрикнул команду: "За мной!" и рванул самолёт вверх с правым разворотом. Пара Ф-86 пошла за нами. Высота была 7000-8000 метров, но после нескольких косых петель противник отстал. Вскоре слышу голос командира полка Вишнякова: "Всем трава", значит надо идти на посадку. После посадки на пробеге у меня остановился двигатель, кончилось горючее. У Серафима Субботина остановился двигатель на планировании, но он приземлился в пределах аэродрома. На этот раз "Сейбры" не опоздали с прикрытием "крепостей", как 7 апреля, но всё равно ни одной группе Б-29 не удалось дойти до цели. Уже после первой атаки "крепости" стали сбрасывать бомбы и разворачиваться на восток, как правило, тройки и "ромбы" при этом распадались. В этот день были и другие боевые вылеты, но, как только мы взлетали, набирали высоту и шли навстречу противнику, они разворачивались и уходили обратно. После сражения, вечером, в машине ехали молча, ещё не отошли от боя. Только за ужином после "100 грамм" начался разговор и обмен мнениями о бое. Корейцы говорили нам, что много было парашютистов, много падало самолётов. Некоторые самолёты уходили с дымящимися моторами, затем падали в море. Позже нам сообщили из корпуса, что по другим источникам много Б-29 разбилось при заходе на посадку на своих базах на Окинаве, а некоторые самолёты после посадки не могли рулить, некоторые садились на "брюхо" и горели на полосе. Из состава экипажей Б-29 в 12 человек оставалось в экипаже по 4 - 5 невредимых человека". В этом рассказе Петра Семёновича только одна неточность: Субботин стрелял не по "Сейбрам", а по F-80 "Шутинг Стар" - видимо в круговерти боя пары истребителей мелькали рядом с нашими "МиГами", и было трудно определить, кто из противника тебя атакует. Как-бы там ни было, но именно лётчики 1-й АЭ под командованием своего командира капитана Шеберстова отличились в этом сражении - на их счету 5 уничтоженных бомбардировщиков В-29 и один истребитель F-80 и все они на счету бывших лётчиков-инструкторов: К. Я. Шеберстова, П. С. Милаушкина, Г. И. Геся, С. П. Субботина и И. А. Сучкова. Причём для первых двух это были первые их личные победы в небе Кореи, Гесь и Сучков одержали уже вторые свои победы в этой войне, а вот Серафим Субботин, сбивший в сражении 12 апреля сразу 2 самолёта противника, довёл свой победный счёт уже до 3-х побед. Американцы слукавили как обычно и признали потерю только 3-х своих В-29 и двух F-80 в этом сражении. Это были 3 бомбардировщика и 2 истребителя, которые упали на территории Северной Кореи или в Жёлтом море. Кроме того американцы позже признали, что были списаны ещё 3 В-29 из-за полученных в бою повреждений. В этом сражении Серафим Субботин предположительно сбил В-29 № 44-86370 из состава 93-й BS 19-й BG, а также сбил истребитель F-80 из состава 18-го FBW, пилот которого капитан Swanson A.B. спасся на парашюте и был подобран ПСС ВВС США. Ведомый Субботина Пётр Милаушкин предположительно сбил в этом бою В-29 № 44-65369 из состава 93-й BS 19-й BG, который подбитый хоть и долетел до авиабазы в Кадене (Окинава, Япония), но разбился при посадке и был списан на металлолом. Повреждённые капитанами Шеберстовым, Гесем и Сучковым бомбардировщики В-29 также были списаны американцами после их приземления на аэродромах Южной Кореи. В последующих в апреле сражениях, которые проходили 16, 18, 22, 23, 24 и 25 апреля, из бывших лётчиков-инструкторов 176-го ГИАП отличился только Григорий Гесь. Это произошло 24 апреля, когда 14 экипажей ведомые новым командиром 176-го ГИАП полковником С. Ф. Вишняковым в станции Сенсен были атакованы шестёркой F-86. Под атаку попала восьмерка, ведомая командиром полка полковником Вишнякова. Одна из пар "Сейбров" опасно атаковала пару Вишнякова, но его выручил командир 3-й АЭ капитан Василий Мурашов с напарником, который зашёл в хвост атакующей паре "Сейбров" и с дистанции 400-300 метров подбил одного из "Сейбров", который совершил вынужденную посадку на берегу Корейского залива, южнее Тейсю. Однако при выходе из атаки пара капитана Мурашёва сама была неожиданно атакована снизу подошедшей в район боя пары "Сейбров" и ведущий этой пары с короткой дистанции обстрелял самолёт капитана Мурашева и сбил его. Мурашеву пришлось катапультироваться. Приземлился он в районе Симари, получил ушибы при приземлении. Вскоре в район боя подошла ещё четвёрка F-86, с которой вступили в бой лётчики звена капитана Шеберстова. В ходе боя с ними капитан Гесь зашёл в хвост второй пары и с дистанции 1000 метров обстрелял эту пару F-86 и повредил самолёт ведомого. В итоге, капитану Мурашеву и капитану Гесю были засчитаны победы над F-86. Правда, американская сторона не признаёт этих потерь, утверждая, что в этот день потерь среди F-86 у них не было. Кстати сказать, самолёт капитана Василия Мурашева сбил американский ас Второй Мировой войны, один из руководящих офицеров штаба 4-го FIW ВВС США подполковник William J. Hovde. Во всех сражениях апреля 1951 года участвовали все выше указанные бывшие лётчики-инструктора авиашкол, в том числе Серафим Субботин и его постоянный ведомый капитан Пётр Милаушкин. В последнем сражении апреля месяца, которое состоялось 25 числа с группой F-86, даже был вновь повреждён самолёт Петра Милаушкина, но из боя не вышел и благополучно вернулся на свой аэродром. В мае месяце погодные условия были плохими над всей Северной Кореей, и поэтому вылетов на боевые задания было на порядок меньше. Встречи с противником были редким явлением, и пик боёв в мае пришёлся на начало месяца. 1-го и 3-го мая лётчики 176-го ГИАП провели не очень удачные бои со своими извечными оппонентами, пилотами 4-го FIW. В первый день мая в районе Ансю 14 экипажей 176-го ГИАП провели бой с несколькими не большими группами F-86, в котором потеряли один МиГ-15бис, и ещё один был серьёзно повреждён. 3 мая потерь не понесли, но и побед не добились. Только 9 мая, в праздничный День Победы лётчики 176-го ГИАП провели несколько активных боёв с авиацией противника и добились первых побед в этом месяце. В течение дня истребительная авиация противника над территорией Северо-Западной Кореи проявляла большую активность. Истребители F-80 и F-84 группами от 8 до 24 самолётов с большим прикрытием F-86 в период 11:50-12:40 произвели штурмовой налёт на город и аэродром Сингисю. В этом налёте принимало участие со стороны противника до 100 самолётов: F-51, F-80, F-84 и F-86. F-80 и F-84 действовали волнами по 16 - 24 самолётов с интервалом 2 - 3 минуты с малых высот до бреющего. F-86 - группами от 8 до 16 самолётов эшелонируясь по высотам. 176-й полк выполнял боевые задания в составе 16 экипажей. Проведён один групповой воздушный бой в составе подразделения с истребителями противника, сбито 2 F-84. Лётчики 1-я АЭ в составе 6 экипажей под командованием капитана Шеберстова встретила 4 F-84, и 2-х из них сбило: отличились капитаны Шеберстов и Гесь. Оба самолёта противника упали в районе Тейсю. Как теперь известно, в этом вылете лётчики 1-й АЭ атаковали звено F-80 "Шутинг Стар", а не "Тандерджетов" и предположительно капитан Шеберстов сбил F-80 № 49-1852 из состава 8-го FBW, пилот которого погиб, а капитан Гесь предположительно сбил F-80 № 49-791 - это была уже 4-я победа Григория Геся в небе Кореи! Во всех этих сражениях мая месяца, участвовал и капитан Субботин вместе со своим ведомым Петром Милаушкиным. Особенно трудными для них выдались бои 11-го и 12-го мая с теми же "Сейбрами". 12 мая Серафим Павлович в течение 9 минут сражался в одиночку с парой F-86 и вынудил их выйти из боя. 23 мая капитан Субботин в паре с капитаном Милаушкиным вылетели на "свободную охоту" и в районе Сенсена обнаружили 12 F-86, которые летели двумя шестёрками. Субботин зашёл последней шестёрке "Сейбров" в хвост и попытался атаковать их, но крайняя пара F-86 вовремя обнаружила "МиГи" и, развернувшись навстречу, пошли на них в атаку. На встречных курсах Субботин и Милаушкин обстреляли эту пару "Сейбров", но результатов стрельбы не наблюдали. После чего из-за малого остатка топлива были вынуждены вернуться на базу. После этого вылета Петра Милаушкина перевели ведомым в пару к командиру 2-й АЭ Герою Советского Союза капитану А. Ф. Васько и пара Субботин - Милаушкин распалась. 24 мая Субботин повторил попытку полёта на "свободную охоту", но уже в паре со своим новым ведомым старшим лейтенантом Анатолием Головачёвым и встретили пару F-86, с которыми провели воздушный бой. Который закончился безрезультатно. Зато следующий месяц выдался ещё более напряжённым для лётчиков 324-й ИАД, так как погода в середине июня месяца нормализовалась, и авиация противника активизировалась в небе Северной Кореи что, конечно, привело к новым столкновениям противников. Однако первые 2 дня июня выдались погожими и этим воспользовались обе стороны. В первый день лета к боевой работе были готовы 25 экипажей в составе 176-го ГИАП, и уже рано утром в 5:38 на перехват самолётов противника ушла четвёрка "МиГов" ведомая самим командиром полка полковником Вишняковым. Вскоре Серафим Субботин, который был ведущим второй пары, обнаружил четвёрку F-86, которые летели ниже нашей группы в направлении Сенсена. Предупредив ведущего об обнаружении противника, Субботин, сделав резкий разворот, перешёл на них в атаку. Новый ведомый Анатолий Головачёв не успел за маневром ведущего и остался с парой Вишнякова. Капитан Субботин в одиночку атаковал пару F-86 и навязал им маневренный бой. Вскоре пилоты "Сейбров" не выдержали натиска пилота "МиГа", сбросили свои ПТБ и на большой скорости ушли в Корейский залив, и на этом бой для Субботина закончился. Однако он не закончился для тройки Вишнякова: они попытались атаковать вторую пару "Сейбров", но потеряли её на фоне земли и в густой дымке, которая находилась на малых высотах. Но зато оставшаяся пара F-86 внимательно следили за "МиГами" и, используя дымку над землёй, на малой высоте развернулись, и неожиданно вынырнув из дымки, зашли в хвост отставшего от пары Вишнякова оставшегося без ведущего самолёт старшего лейтенанта Головачёва. Спас в создавшейся опасной ситуации ведомый полковника Вишнякова капитан Николай Гончаров, который вовремя обнаружил грозившую Головачёву опасность и, предупредив ведущего, перешёл в контратаку на пару F-86. Он зашёл в хвост "Сейбрам" и с дистанции 400 метров поразил одного из них, который по заявлению северокорейской полиции упал в Корейский залив. Так в этом первом воздушном бою лета 1951 года ещё один бывший лётчик-инструктор из состава 176-го ГИАП открыл свой личный счёт в небе Кореи. После 2-го числа погода вновь испортилась, и летние дожди 2 недели не давали противоборствующим сторонам привлекать авиацию в своих целях. Снова противники встретились в корейском небе только 17 июня. В этот день лётчики 176-го ГИАП имели несколько встреч с самолётами противника, и в одном из них участвовал и Серафим Субботин. Утром 17 июня, возвращаясь с боевого задания, они неожиданно столкнулись с одиночным F-86, который также не ожидал встретить 18 "МиГов" и на большой скорости стал уходить на юг. Ведущий группы полковник Вишняков, приказал паре капитана Субботина преследовать одиночного "Сейбра", что Субботин и выполнил незамедлительно. Он несколько минут преследовал этого F-86 ведя по нему огонь короткими очередями. Тут пилот "Сейбра" совершил роковую для себя ошибку, - он начал резко набирать высоту, а "МиГ" как раз и превосходил "Сейбра" на вертикальном маневре. Воспользовавшись неправильными действиями пилота F-86, Субботин сблизился с ним на дистанцию 600 метров и, выпустив весь остаток своего боезапаса, поразил самолёт противника, который упал в море. Это была уже 4-я победа Серафима Субботина в корейском небе! Американская сторона не признаёт этой потери, но есть версия, что в этом бою капитан Субботин встретился с разведывательным вариантом "Сейбра" - RF-86A и сбил этого разведчика, которые обычно и летают в одиночку на свои секретные боевые задания. Учитывая тот факт, что потери своих разведывательных авиачастей американцы тщательно скрывают до сего дня, то эта версия вполне объясняет молчание американской стороны по-поводу этой потери. Однако уже на следующий день состоялись события, которые круто повернули жизнь Серафима Субботина. В 9:19 с аэродрома Аньдун в воздух была поднята восьмёрка "МиГов" под командованием капитана Шеберстова. В 9:35 в районе западнее Ансю группа Шеберстова встретила 16 F-86 и завязала с ними воздушный бой. Пара Субботина атаковала ведущую пару первой группы. Огонь вёл с дистанции 500 - 100 метров. В результате чего атакованный F-86 перешёл в беспорядочное падение и взорвался в воздухе. После этого Субботин был сам атакован двумя F-86 и, несмотря на это, пошёл на выручку своего товарища, которого преследовали два F-86. Субботин отсекает их от своего товарища, но его "МиГ" получает сильное повреждение от огня двух F-86, которые атаковали его. В кабину "МиГа" начал поступать из пробитого бака керосин, а двигатель остановился. Два F-86 продолжали преследовать его и обстреливать с малой дистанции. Пикированием под большим углом Субботин пытался оторваться, но это ему не удаётся, а наоборот: один F-86 сблизился с ним на дистанцию 100 - 50 метров и производил фотографирование с левой и правой сторон. О том, что произошло дальше, вспоминает сам Серафим Павлович: "18 июня 1951 года во время воздушного боя с американцами у командира нашей группы Вишнякова отказала радиостанция. По условиям аварийной обстановки управлять боем должен был я. Из дальнобойной пушки, чтобы обозначить себя, открыл огонь. Результат оказался удачным: попал в американца. Самолёт противника перевернулся и упал. Мой ведомый Анатолий Головачёв закричал по радио: "Здорово! Метко... развалился:". Он кричал, а я подумал: "Молодой и зрячий. Даже видит, что происходит на земле". И вдруг на встречных курсах появился F-86 "Сейбр"... С первой встречной группой американских самолётов мы разошлись. Вскоре ещё одна лобовая атака. Лейтенант Головачёв всё время шёл справа от меня. А тут, гляжу, его нет. Подумал: сбили. Запросил - нет ответа. Через некоторое время шум в наушниках и голос Головачёва: "Я вас не вижу". Стал я смотреть. Блики какие-то. Кричу: "Покачайся". Он выполнил команду. Приблизились. Левым разворотом я пристроился к Головачёву, перевернулся колёсами вверх и увидел, что в хвост Головачёва ведут огонь два самолёта противника. А потом и по мне. Попали. Прекратилась тяга. Дым в кабине... На мне масло. Плохо видно приборы, землю. Понял: без катапультирования не обойтись. Сбросил фонарь кабины. Высота большая. Осмотрелся: внизу скалистые горы. И вдруг слева трасса в мою сторону. С трудом вышел из-под огня американца. Открыл тумблёр, выпустил тормозные щитки. Самолёт резко уменьшил скорость. В этот момент я почувствовал сильный удар сзади. Подумал, что взорвался и поздно уже катапультироваться. От удара и перегрузки я потерял зрение. А дальше что-то произошло. Меня вдруг потянуло из кабины. Я ещё успел нажать на катапульту, после чего получил такой удар в лоб, как будто ударился головой о землю. Но в воздухе стало легче. Дёрнул кольцо парашюта, и на высоте 2000 метров повис в воздухе. Возле меня пролетали какие-то куски самолёта, сиденья... Приземлился в горах, километрах в 12 от города Тайсен. На земле отстегнул парашют, спрятал и камнями замаскировал его. Слышу голоса. Пополз навстречу. Вижу - китайцы. Говорю: "Я советский лётчик", и вдруг один бьёт меня прикладом в нос. У меня на куртке висел значок с изображением Мао-Цзедуна и Сталина. Показываю: мол, товарищи, я свой. Увидев значок, китайцы подобрели, заулыбались. Позже нашли окровавленный парашют американского лётчика, удостоверение, пистолет. Бедняге повезло меньше... К утру я был уже в санчасти полка. В мою честь мой техник Пётр Ковалёв даже стихи написал". Эти действия Серафима Павловича Субботина были признаны командованием дивизии и корпуса, как героические и что это был преднамеренный таранный удар по самолёту противника, и на капитана Субботина в Москву было направлено представление от командования дивизии и корпуса на награждение его званием Героя Советского Союза. Тем более, что к моменту представления его на Героя, на счету Субботина уже было 6 официально засчитанных побед в небе Кореи. Именно, 18 июня 1951 года капитан Субботин одержал 2 очередные свои победы в небе Кореи и заслужил статус аса этой войны, став 5-м советским лётчиком из состава 64-го ИАК, достигнувший этого звания с начала участия корпуса в Корейской войны и 2-м в составе 324-й ИАД. В этот день лётчики 64-го ИАК заявили о уничтоженных в воздушных боях 7 истребителей F-86, в том числе 3 - засчитаны лётчикам 176-го ГИАП, 2 из которых на счету капитана Субботина. Американская же сторона, признала потерю в этот день только одного своего F-86A № 49-1307 из состава 334-й FIS, пилот которого капитан Crone William D. как указано, пропал без вести после столкновения в воздухе с МиГ-15. После катапультирования из разбитого самолёта Серафим Субботин получил небольшую травму и был направлен на лечение и отдых, так что только в конце июля он вновь приступил к выполнению боевых заданий в небе Кореи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года капитан Субботин Серафим Павлович был удостоен высокого звания Герой Советского Союза и одновременно повышен в звании на одну ступень, став майором. После награждения высшей наградой Родины, у порядочно уставшего от боёв Субботина появились дополнительные силы, которые помогли ему продержаться до конца года и снова активно участвовать в многочисленных боях с американскими лётчиками. В ноябрьских боях майор Субботин одержал 2 очередные свои победы: 2 ноября предположительно сбил ведущего F-84 в 14:49-15:37 в районе железной дороги и переправы Кайсен-Дзюйсен, которую атаковали до 30 F-84. F-84 ушёл в сторону моря. Старший лейтенант Сердюк вёл огонь по ведомому. Результат не наблюдал. 4 F-84 пытались атаковать, но были вовремя замечены, и их атака была успешно отбита. 4 ноября группа из 20 экипажей 176-го ГИАП под командованием полковника С. Ф. Вишнякова, была подняты на перехват самолётов противника. В районе Пхеньяна они встретили около 30 F-84 и 6 F-94 и атаковали их. Пара Субботина атаковала 2 F-84. Субботин сбил одного, выходя из атаки, атаковали без огня другую пару F-84, выходя из атаки боевым разворотом, заметили слева-ниже 4 F-84, и атаковал ведущего и с дистанции 550 метров сбил - видел попадания и падение. В этом сражении лётчики 176-го ГИАП вели бой со смешанной группой штурмовиков противника, в составе которой были штурмовики F-80 из состава 8-й FBS 49-го FBW и штурмовики F-84 из состава 182-й FBS 136-го FBW, а также с группой палубных F9F-2 из состава CV-36. Предположительно в этом сражении майор Субботин сбил F-80 № 49-815 из состава 8-й FBS 49-го FBW. Вторую победу в этом бою майору Субботину не засчитали. Последнюю свою победу в небе этой войны, майор Субботин одержал во время удачного перехвата большой группы "Метеоров" из состава австралийской 77-й SQN RAAF. Произошло это 1 декабря 1951 года, когда 20 экипажей 176-го ГИАП под командованием полковника С. Ф. Вишнякова в районе Дзюнсен на высоте 7500 метров перехватили 2 восьмёрки "Метеоров" и учинили им фирменный разгром. Пара майора Субботина атаковала 2 "Глостера" сзади под ракурсом 0/4-1/4 снизу. Огонь вёлся с дистанции 800 метров. Самолёты противника ушли вниз. После этого произвёл ещё несколько атак сзади под ракурсом 1/4 - 2/4 с дистанции 800 метров. Последнюю атаку произвёл по двум "Глостерам", атаковав ведущего этой пары с дистанции 600 метров под ракурсом 1/4. Огонь вёл тремя средними очередями. В результате наблюдал попадания снарядов в фюзеляж и кабину. Самолёт противника задымил, взмыл вверх, свалился на крыло, после чего начал падать. Его ведомый cтарший лейтенант Головачёв вёл огонь по ведомому самолёту с дистанции 400 - 350 метров под ракурсом 0/4, наблюдая попадания снарядов в самолёт противника. По словам Анатолия Фёдоровича Головачёва, который в этом вылете был ведомым у Серафима Субботина, это было так: "В ходе боя наша пара атаковала пару "Метеоров". Серафим Субботин с дистанции 600 метров поразил ведущего "Метеора", который стал резко снижаться, а затем добил его. Я в это время расправился с ведомым "Метеором". Таким образом, Серафим Павлович Субботин одержал в небе Кореи 9 официально засчитанных командованием побед, за что он был награждён орденом Красной Звезды, орденом Ленина и медалью Звезда Героя. Список известных воздушных побед С. П. Субботина:
Н а з а д |