Сморчков Александр Павлович
Родился 29 ноября 1919 года в деревне Чекмово, ныне Пушкинского района Московской области. В 1935 году окончил 7 классов Краснофлотской средней школы Пушкинского района. Работал на заводе в городе Мытищи Московской области. В апреле 1938 года окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Мытищи. С 15 ноября 1937 года был зачислен курсантом Мытищинского районного аэроклуба, который закончил в сентябре 1938 года, а 25 ноября поступил в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов. В апреле 1940 года окончил Качинскую ВАШП в звании младшего лейтенанта и был направлен лётчиком-инструктором в Львовскую ВАШП. С декабря 1940 года по август 1941 года был лётчиком-инструктором Фастовской ВАШП Киевского особого военного округа. С августа 1941 года работал лётчиком-инструктором Черниговской ВАШП. Принимал участие в боевых действиях с 6 по 25 октября 1941 года на Южном фронте в составе группы инструкторов Черниговской ВАШП, которая тогда входила в Зерноградскую группу ПВО, летал на И-16. 23 октября 1941 года во время выполнения боевого задания на сопровождение штурмовиков в бою с Ме-109 получил лёгкое осколочное ранение в спину. Всего за этот период совершил 51 вылет на перехват самолётов противника, участвовал в 9 воздушных боях, побед не имел. В декабре 1941 года был назначен командиром звена 6-й авиаэскадрильи ЧВАШП, которая в это время находилась в городе Кизил-Арват. С декабря 1942 года по май 1943 года лейтенант А. П. Сморчков был заместителем командира и штурманом эскадрильи 761-го ИАП (136-я САД, САВО, город Ашхабад, Туркмения). Там успешно переучился на Як-7Б. С мая 1943 года был слушателем Полтавских курсов усовершенствования штурманов в городе Соль-Елец, которые окончил в сентябре 1943 года. По личному заявлению, лейтенант Сморчков был направлен на фронт заместителем командира эскадрильи 523-го ИАП (303-я НАД, 1-я Воздушная армия, Западный фронт), куда прибыл 6 октября. Общий налёт на всех типах самолётов к этому времени составлял около 800 часов (в том числе на И-16 и Ла-5 - 34 часа), ночью - 20. В первом боевом вылете на сопровождение штурмовиков 11 октября 1943 года провёл воздушный бой в составе 5 Ла-5 с 6 FW-190. Получил лёгкое ранение в лицо, но уже на следующий день опять рвался в бой. 17 октября 1943 года направлен на технические курсы при НИИ ВВС для переучивания на Ла-7. В мае 1944 года назначен командиром эскадрильи 523-го ИАП. За время Великой Отечественной войны А. П. Сморчков воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Смоленска, Белоруссии, Прибалтики, в Восточно-Прусской операции. К маю 1945 года капитан А. П. Сморчков произвёл 213 боевых вылетов, участвовал в 18 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолёта Ме-109 и подбил один FW-190. С февраля 1947 года майор А. П. Сморчков был заместителем командира и лётчиком-инспектором по технике пилотирования 523-го ИАП, с июня 1949 года - командир эскадрильи 523-го ИАП. В марте 1947 года как лучший лётчик был направлен в город Сейма для переучивания на самолёт Як-15 и участия в воздушном параде в Москве 1 мая 1947 года. С 4 января 1951 года был заместителем командира и лётчиком-инспектором по технике пилотирования 18-го Гвардейского ИАП. В марте 1951 года направлен в правительственную командировку в КНР для оказания интернациональной помощи народу КНДР. С 8 мая 1951 года по 20 февраля 1952 года участвовал в боевых действиях в небе КНДР. Совершил 191 боевой вылет и провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 12 и в группе 1 самолёт противника, подбил ещё 3 самолёта F-86. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу подполковник Сморчков Александр Павлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 1 августа 1952 года направлен на учёбу в Военно-Воздушную академию в Монино, которую окончил в 1956 году. С ноября 1956 года был командиром 826-го УИАП (2-е Центральные лётно-тактические КУОС). С мая 1960 года был командиром 802-го УАП объединённого военного лётно-технического училища. С июня 1962 года - заместитель командира 9-й ИАД (Московский военного округа). С января 1964 года - командир 95-й ИАД. С августа 1964 года - начальник командного пункта 26-й Воздушной армии. С марта 1966 года - преподаватель, а с апреля 1967 года - старший преподаватель кафедры тактики и истории военного искусства ВВИА им. Н. Е. Жуковского. С декабря 1975 года полковник А. П. Сморчков - в запасе. Проживал в городе Москве. Умер 16 ноября 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище. Награды: орден Отечественной войны 2-й степени (01.07.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (27.08.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (28.10.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Александра Невского (26.12.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (28.03.1945 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (20.06.1949 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 9285 (13.11.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (13.11.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (05.11.1954 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); другие медали. * * *Говоря о лётчиках-асах 18-го Гвардейского ИАП, необходимо отметить заслуги в слаженных действиях лётчиков и заместителя командира полка подполковника Александра Павловича Сморчкова. По сути, именно он руководил действиями полка в воздухе, так как командир полка подполковник А. Е. Белостоцкий, по причине здоровья, редко совершал полёты на боевые задания и чаще всего полковые группы на задания водил именно Александр Сморчков. А. П. Сморчков прибыл на должность заместителя командира и лётчика-инспектора по технике пилотирования 18-го Гвардейского ИАП в конце декабря 1950 года уже, будучи опытным лётчиком и командиром. Он прибыл из состава 523-го ИАП всё той же 303-й ИАД, куда входил и 18-й ГИАП, с должности командира АЭ. В составе 523-го ИАП Александр Сморчков провоевал почти 2 года в период Великой Отечественной войны, совершил около 215 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 2 самолёта противника, награжден многими орденами и медалями за эту войну. После войны продолжил службу в составе 523-го ИАП, в составе которого освоил реактивную технику, участвовал в воздушных парадах над Красной Площадью. В Китай полк прибыл из Приморья в середине марта 1951 года на аэродром Мукдена и после получения самолётов, приступил к подготовке к боям в небе Кореи. По заявлению Александра Павловича, общий налёт у лётчиков 18-го ГИАП на истребителях МиГ-15 к этому времени составлял около 20-30 часов и в отпущенное командованием время для подготовки к боям, лётчики полка постоянно отрабатывали групповую слётанность, вели учебные воздушные бои. 8 мая 1951 года 18-й ГИАП перебазировался на передовой аэродром Аньдун и временно вошёл в состав 324-й ИАД, которая на пределе своих возможностей вела борьбу с авиацией противника, и ей требовалось подкрепление, что и было, сделано выделив для этой цели 18-й полк из состава 303-й ИАД. Именно в этот день лётчики 18-го полка совершили свой первый боевой вылет на прикрытие железнодорожного моста через реку Ялуцзян в районе Аньдуня и ГЭС в районе Сиодзио. Встречи с противником не было. До конца мая месяца Александр Сморчков 12 раз водил полковую группу на боевое задание, но так и не встретил в этих вылетах самолётов противника. Только на 17-м боевом вылете состоялась первая встреча Александра Павловича с авиацией США. Это произошло 6 июня в конце дня: в период 18:15 - 18:21 на перехват самолётов противника была поднята группа из 16 "МиГов" полка под командованием Сморчкова. В районе Сяренкана они обнаружили звено F-80 и шедшая первой восьмёрка капитана Антонова атаковала это звено "Шутинг Старов". К моменту подхода восьмёрки подполковника Сморчкова, Антонову удалось сбить одного F-80, а 3 других спасались бегством. Вот на одного такого "беглеца" и наткнулась группа Сморчкова. Оставив для прикрытия одно звено "МиГов", Сморчков со своим звеном атаковал одиночного "Шутинг Стара" и вскоре последовательными атаками звеном его сбили. Эта победа была записана на счёт всем 4-м лётчикам звена (Оськину, Щукину, Акатову и Сморчкову). Так на счету Александра Павловича появилась первая, пусть и групповая победа в корейском небе! Свою первую воздушную схватку с истребителями F-86 Александр Сморчков провёл 18 июня, когда в составе эскадрильи прикрывал участок дороги Аньдун - Ансю. В этом бою капитан Тарасов сбил одного "Сейбра". Группа выполнила своё задание и без потерь вернулась на свой аэродром. Всего в июне месяце Александр Сморчков провёл 4 воздушных боя с истребителями F-86. В июле месяце из-за плохой погоды лётчики 18-го полка почти не летали, сам Сморчков не совершил в этот месяц ни одного боевого вылета. В августе также погода не баловала наших авиаторов, но всё же эпизодически боевые вылеты совершались, и Александр Павлович выполнил 3 боевых вылета, но встреч с противником в этих вылетах не было. Только с улучшением погоды в конце августа начались напряжённые бои в "Аллее МиГов". Уже 1 сентября Александр Сморчков дважды водил в небо Северной Кореи полковые группы. Участвовал в большом бою с группой из 40 F-86 и 16 "Метеоров". 2 сентября Александру Павловичу удалось совершить только один боевой вылет, но он оказался результативным. Была поднята группа 18-го полка в составе 24 экипажей, для наращивания сил в уже начавшемся воздушном сражении в районе Ансю. Лётчики, ведомые Сморчковым, вели бой с группой из 40 F-86 и добились победы, сбив несколько "Сейбров", в том числе и Александру Сморчкову удалось завалить одного F-86. Это была его первая личная победа в корейском небе! Всего в этот день лётчики 18-го ГИАП заявили о 7 победах над F-86, но эта победа далась большой кровью - на свой аэродром не вернулось 2 лётчика полка. Погибли старшие лейтенанты Виктор Акатов и Сергей Колпиков. Это были тяжёлые потери для полка! Большого успеха добился Александр Павлович во время боевого вылета 20 сентября. В этот день в первом утреннем вылете ему довелось сражаться с "Сейбрами", но успех пришёл во втором послеобеденном вылете. На перехват самолётов противника была поднята полковая группа под командованием подполковника Сморчкова. В районе Сукчона ими была обнаружена группа, состоящая из 4-х восьмёрок истребителей-бомбардировщиков F-80 и одной восьмёрки F-84. Часть полка по команде Сморчкова связала боем истребителей F-84, а восьмёрка под командованием капитана Мазнева атаковала одну из восьмёрок F-80. Сам Александр Павлович в паре со страшим лейтенантом Алексеем Калюжным, атаковал 2 другие восьмёрки "Шутинг Старов" и последовательно сбил 2-х F-80. Всего в этом вылете полком было сбито 3 F-80, без своих потерь. Американское командование признаёт потерю только 2 F-80 в этом сражении. Один из них записан на счёт старшего лейтенанта Льва Щукина, а другой - на счёт Александра Сморчкова. Предположительно Сморчков сбил F-80 № 49-768 из состава 36-й FBS 8-го FBW, пилот которого 1-й лейтенант Уильям Паг (William A. Pugh) погиб в кабине своего самолёта. Самым удачливым для Александра Павловича стал октябрь месяц, в котором он одержал 7 личных побед. Почин октябрьским победам был осуществлён в сражении 2 октября, в котором участвовали полки всей 303-й ИАД. В районе Ансю лётчики 18-го ГИАП взяли на себя передовой заслон "Сейбров" и провели довольно успешный бой, в котором Сморчков и Щукин сбили 2-х "Сейбров", без своих потерь. Это была 5-я победа Александра Павловича в корейском небе, и он стал очередным по счёту лётчиком-асом в составе 64-го ИАК! 5 октября полк дважды вылетал на перехват самолётов противника, и в обоих вылетах приходилось вести упорные бои с авиацией ВВС США. В первом вылете полк дрался со смешанной группой штурмовиков, состоящих из F-80 и F-84. В этом бою командир полка подполковник Белостоцкий сбил одного F-80. Во втором сражении этого дня, лётчики 18-го полка в составе 14 экипажей, снова вели бой с передовым заслоном "Сейбров" и в этом бою Александр Сморчков записал на свой счёт ещё одного "Сейбра". Однако, эта победа не получила подтверждения и в его официальный боевой счёт не вошла. 10 октября по команде с КП дивизии полк в составе 16 самолётов вылетел на перехват истребителей противника. Действуя в ударной группе, полк внезапно атаковал группу американских истребителей F-84. Противник потерял 4 самолёта. Горящий F-84 от меткого огня Сморчкова упал в Корейский залив. Американская сторона признаёт потерю 2-х своих F-80 из состава 8-го FBW. Предположительно один из них упал от огня Александра Сморчкова. Вероятно, это был F-80 № 49-1878 из состава 35-й FBS, пилот которого 1-й лейтенант Сидней Малликин (Sidney R. Jr. Mullikin) погиб в этом вылете. Однако больше всего запомнились Александру Павловичу сражения в конце октября с соединениями бомбардировщиков В-29. Спустя много лет, Александр Сморчков помнит эти 3 боя с бомбардировщиками В-29, как будто это было только вчера. Да и как не запомнить эти встречи со "Сверхкрепостями" В-29! Встречи с этими мощными и огромными бомбардировщиками, были большой редкостью для наших лётчиков. Американское командование берегли свои В-29 от встреч с МиГ-15, так как хорошо уже знали, чем это может закончиться в первую очередь для самих "Крепостей". Поэтому только в крайних случаях они были вынуждены посылать группы своих В-29 в зону действия советских "МиГов". Такой случай представился в 20-х числах октября, когда северокорейцы были готовы закончить строительство своих новых авиабаз в районе Тхэчхон (Taechon), Саамчан (Saamachamhad) и Намси (Namsi). Командование Дальневосточных ВВС США (FEAF) было вынуждено бросить на уничтожение этих важных целей, соединения своих В-29. Первая встреча наших лётчиков с В-29 произошла 22 октября: в этот день соединение В-29 из состава 19-й BG была поднята в воздух с японских баз для нанесения бомбового удара по аэродрому Тхэчхон. 12 бомбардировщиков В-29 прикрывались более 50 истребителей F-80, F-84, F-86 и "Глостер Метеор". На их перехват были подняты в общей сложности 54 истребителя МиГ-15бис из состава 303-й ИАД. Кроме того, в районе Сукчон - Анджу - Сунчон с моря действовали несколько групп истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84 - на них и были перенацелены лётчики 17-го и 523-го полков. 14 экипажей 18-го ГИАП под командованием Сморчкова вывели на группу В-29 и именно лётчики 18-го полка сорвали налёт В-29 в этот день, на аэродром Тхэчхон. О том, как это было, рассказывает сам Александр Павлович: "Вылеты против В-29 были самыми сложными. Один из них мне запомнился... Нас подняли в сложных метеоусловиях, а мы не были "классными" лётчиками. Есть разрывчик в облаках - мы в него, а пока набрали 10000 метров, всё затянуло полностью. Потом дают команду следовать таким-то курсом, там, говорят "большие". Надо было терять 5000 метров высоты и выходить под облака. Но как пройти сквозь сплошную облачность? Один я могу, а нас целый полк. И ведь у "земли" не спросишь, скажут: "Сам соображай!" - а потом ещё и врежут... Оглянулся - весь полк за мной, строй держат хорошо. "Будем пикировать", - передаю, - "всем повнимательней, в облаках не "смыкать"! Пикирую, боюсь шевельнуться, посматриваю на ведомого, - вот он, рядом, а дальше не видать ни черта. На душе кошки скребут - только бы никто не столкнулся! Я ведь, как командир, за всех своих лётчиков несу моральную ответственность... И юридическую тоже. Столкнётся хоть одна пара - и ты обязательно будешь виноват! Тем не менее, облачность мы пробили. За фонарём всё светлее, светлее, и, наконец, мы под облаками, а перед нами в трёх километрах - "Крепости". По подсчётам КП, там было 12 бомбардировщиков, - я их и сам пересчитал, - и до 80 истребителей прикрытия F-84 и "Метеоры". Как там мой полк? Оглянулся, - ё-моё! - все мои молодцы со мной, и сразу легко стало на душе. Я ребятам говорю: "Бьём "больших", не забываем про "мелочь"! - и мы идём в атаку. Вижу, за двигателями В-29 стоит копоть - они удирают на форсажах, но у них скорость - 500, а у нас - 1100. А в прикрытии, похоже, трусы оказались. Жмёшь на "МиГе" парой, четвёркой - а они разлетаются во все стороны, дают дорогу к "Крепостям". Хорошо, думаю, ребята на нас работают. Даю одну очередь с дистанции 800 метров. Смотрю - далековато, трасса вниз уходит. Быстро подошёл поближе, и пошли снаряды ровно. Ударил по правой "коробке", - это два двигателя, - "раздел" моторы. Бил по правому внутреннему мотору, а до этого ударил по кормовой стрелковой установке и убил его стрелка. Ударил из всех трёх пушек. Она загорелась, ударил ещё раз и крыло у В-29 отвалилось - и пошла "Крепость" вниз... В таком красном пламени... Тут из неё "десант" посыпался. Шесть парашютов я увидел, остальных высматривать некогда - их прикрытие опомнилось. Я всегда своих ребят учил, что на такую махину, как В-29, не жалко всего боекомплекта. Если каждый из нас отдаст ей весь запас, и каждый собьёт - будет здорово. В этот раз у меня после "Крепости" остались снаряды, я ещё F-84 сбил. Вышел, справа из атаки и тут F-84 и дистанция до него всего 200 метров, и я остатками снарядов сбил его. Затем говорю Володе Воистиных, своему ведомому: "Выходи вперёд, я прикрою". Но, к этому времени бой уже угас. С "земли" командуют: "Ковёр"! - всё на посадку..." Сражение произошло в районе Тэйсю и, хотя лётчики 18-го ГИАП заявили о 3-х сбитых В-29, на самом деле им удалось сбить только одну "Крепость" и ещё одну повредить, но она долетела и благополучно села на своей базе. Бесспорно, что этот В-29 с № 44-61656 из состава 30-й BS 19-й BG, что был сбит в этом налёте и упавший в Жёлтое море, был жертвой огня Сморчкова. Так Александр Павлович открыл счёт своим сбитым В-29. Сражение над аэродромами в районе Ансю продолжилось и на следующий день. Только масштаб сражения, но его итоги, были намного драматичнее в отличая от первого сражения, причём в худшую сторону для FEAF. На этот раз FEAF послали на аэродром Намси группу из 9 В-29 из состава 307-й BG, в сопровождении 55 F-84 и 34 F-86. На отражение этого налёта командованием 64-го ИАК было поднято 58 истребителей МиГ-15бис из состава 303-й ИАД, а затем ещё 26 "МиГов" из состава 324-й ИАД. Однако в сражении приняли участие в основном только лётчики 303-й ИАД, которым и принадлежит основной успех в этом сражении. Боевой порядок 303-й ИАД состоял из ударной и прикрывающей групп, следующих в "колонне" полков в пределах зрительной видимости. В ударную группу входили 523-й (18 МиГ-15) и 18-й (20 МиГ-15) полк, в прикрывающую - 17-й ИАП (20 МиГ-15). Старшим дивизионной группы был назначен подполковник Сморчков. В 9:40 лётчики 18-го ГИАП, следуя на высоте 8000 метров во главе ударной группы, в районе 20-25 км восточнее Гисю на встречных и встречно-пересекающихся курсах встретили истребительный "заслон", силами до 40 F-86, следующих в боевом порядке "змейка" восьмёрок, восьмёрки в "пеленге" звеньев, звенья в "пеленге" пар. В это время командир группы подполковник Сморчков впереди слева на высоте 5000 метров обнаружил 8 В-29, следующих в боевом порядке "фронт", с интервалами между самолётами в 40-50 метров, курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 F-84, находящихся справа, слева, сзади и выше на 600-800 метров по отношению строя бомбардировщиков, группами по 6-8 самолётов. Оценив обстановку, подполковник Сморчков приказал: составом 1-й и 3-й АЭ (14 МиГ-15) связать боем истребителей F-86, а 2-й АЭ (6 МиГ-15) - атаковать бомбардировщиков. По команде Сморчкова наши истребители вступили в бой согласно принятого решения. В результате боя, по докладам лётчиков и данным фотоконтроля было сбито 2 B-29 и 2 F-84. По словам самого Александра Павловича, для того, чтобы научить лётчиков вести точную стрельбу по В-29, в полку был сделан из дерева полномасштабный макет В-29, по которому лётчики полка отрабатывали стрельбу по крупной цели. Это затем пригодилось в бою с В-29: на этот раз Сморчков бил по бомбардировщику с дистанции 400 метров. Бил снова по правому крылу и поджёг оба двигателя. На этот раз Сморчкову удалось поджечь ведущего звена "С" В-29 № 44-70151, который пилотировал капитан Томас Шилдс (Thomas L. Shields). Из всего экипажа спастись удалось только четверым членам экипажа, остальные 9 членов экипажа, в том числе и капитан Шилдс - погибли. По уточнённым данным, в этом сражении лётчики 18-го ГИАП сбили 2 В-29 и 1 F-84, без своих потерь. Следующая встреча с В-29 произошла на следующий день, 24 октября. На этот раз целью группы В-29 из состава 98-й BG был железнодорожный мост у Сунчхона. Группа бомбардировщиков в составе 8 машин, на этот раз была прикрыта группой из 10 F-84 и 16 "Глостер Метеорами". Передовой заслон осуществляли 20 F-86 из состава 336-й FIS. В 15:05 на перехват этой группы были подняты 3 полка 303-й ИАД в составе 54 экипажей. Вновь, как и 23-го числа общее командование дивизионной группы осуществлял подполковник Сморчков. В районе Сунчхона была встречена группа "Сейбров" и "Метеоров" из 77-й Sqdn. RAAF и Сморчков направил на них лётчиков 523-го ИАП, которые сковали вражеских истребителей боем. К этому времени В-29 уже отбомбились по цели и, развернувшись на полных парах, удирали в сторону Восточно-Корейского залива. В 15:35 в районе города Яндок лётчики 18-го ГИАП, которые шли впереди ударной группы обнаружили уходящих в залив группу В-29 под прикрытием "Метеоров" и F-84. Догнали их уже на выходе в море. Александр Павлович атаковал самый крайний правый В-29. Как и в предыдущие дни, огонь открыл по правому крылу (было более удобнее бить по этой стороне) и поджёг один из двигателей. В-29 стал со снижением уходить в море, и вскоре из него стали прыгать парашютисты. Жертвой атаки Сморчкова на этот раз стал В-29 с № 44-61932 из состава 343-й BS 98-й BG. Двое членов экипажа погибли, остальным 9-м членам экипажа удалось спастись, и их вскоре подобрали корабли ВМС США и Южной Кореи. Но бой на этом для Александра Павловича не закончился: "...Вышел из атаки и вижу, как Ф-84 бьёт нашего "МиГа". Я резко переложил самолёт влево и обстрелял этот "Тандерджет" и тот отвалил в сторону. При этом я наскочил на трассу стрелков В-29, которые били по моему самолёту. Кабина разгерметизировалась, пуля попала в ногу, по кости, но кость оказалась цела". Из-за полученного в этом бою ранения, 3 дня находился в госпитале. Затем "хромым" отправлен был Куманичкиным в Аньшань поделиться опытом с китайскими лётчиками, где пробыл 2 дня. Потом был направлен в санаторий на лечение. К полётам приступил только 29 ноября, - в этот день сделал сразу 3 боевых вылета. Тем же Куманичкиным 25 октября 1951 года представлялся к званию Героя Советского Союза. В представлении говорилось, что "за период с 8 мая по 23 октября 1951 года произвёл 64 успешных боевых вылета, провел 23 воздушных боя с американскими самолётами. 19 раз водил полк на боевые задания. Летая ведущим группы, грамотно оценивает воздушную обстановку, правильно осуществляет поиск противника, смело идёт с ним на сближение и навязывает бой. За период боевых действий лично уничтожил 10 вражеских самолётов и 1 самолёт в группе". На этот раз сбоя не произошло, и Высшее руководство страны подписало это представление. Указом ПВС СССР от 13 ноября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленную при этом мужество и отвагу Гвардии подполковнику А. П. Сморчкову присвоить звание Героя Советского Союза. После отдыха и восстановления здоровья в санатории, Александр Павлович прибыл в полк в конце ноября месяца и за 2 последних дня ноября, успел совершить 5 боевых вылетов и провести один воздушный бой с пилотами "Сейбров". Уже в первый день декабря 1951 года Сморчков совершил 2 боевых вылета на прикрытие аэродромов Аньдун, Сингисю и Гисю. Во втором боевом вылете у него и его подчинённых состоялась встреча с группой F-86, в котором Сморчкову удалось поразить одного "Сейбра", который стал его 11-й личной победой в корейском небе. Правда, американские источники отрицают потерю F-86 в этот день. Возможно, Александр Павлович только повредил одного из F-86. Всего за декабрь 1951 года Александр Павлович совершил 28 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолёта противника. Эти данные говорят о том, что в небе Северной Кореи по-прежнему шли упорные воздушные бои, почти без какого-либо перерыва. Свою 12-ю победу Александр Павлович одержал в последний день уходящего 1951-го года - 31-го декабря. В этот день полковая группа 18-го ГИАП под командованием Сморчкова, в районе Ансю перехватила группу F-80 и в коротком бою 3-х из них сбила. Американская сторона признаёт потерю 2-х своих F-80 из состава 80-й FBS 8-го FBW в этом последнем сражении 1951 года. Предположительно подполковник Сморчков в этом бою сбил самолёт F-80 с № 49-841, пилот которого 1-й лейтенант Роберт Тумей (Robert L. Toomey) спасся на парашюте, но при этом попал в плен. В январе 1952 года Александр Павлович совершил 32 боевых вылета, участвовал в 11 воздушных боях, в который сбил один F-86 и ещё один повредил. Свою последнюю 13-ю личную победу Сморчков одержал 15 января в районе Ансю, точнее это произошло в 12:56 в районе Sunchon, где лётчики 18-го ГИАП сошлись в бою с пилотами 25-й FIS 51-го FIW, которых возглавлял известный американский ас и командир этой АЭ полковник Уолкер Махурин (Walker M. Mahurin). В этом бою наши лётчики показали, что они сильнее заокеанских асов и отправили на землю двух "Сейбров" - отличились в бою майор А. Ф. Мазнев и подполковник Александр Сморчков. На этот раз американское командование было вынужденно признать потерю 2-х своих "Сейбров", а иначе и быть не могло, ведь в руки китайцам попали в плен оба пилота этих сбитых "Сейбров". Как говориться, факт потери на лицо! Были сбиты и попали в плен 1-й лейтенант Вернон Райт (Vernon L. Wright) и 2-й лейтенант Даниэль Петерсон (Daniel D. Peterson), причём сбитый 2-й лейтенант Петерсон был в этом вылете ведомым самого Уолкера Махурина. Предположительно в этом бою Александр Сморчков сбил F-86E № 50-0585, который пилотировал 1-й лейтенант Вернон Райт. В последний месяц командировки, в феврале 1952 года, подполковник Сморчков бессменно водил на боевые задания лётчиков полка. Свой последний боевой вылет совершил 20 февраля 1952 года. Всего в феврале месяце Александр Павлович совершил 13 боевых вылетов и провёл 3 воздушных боя с истребителями F-86. После 24 февраля полк был выведен из боёв и вместе со всей 303-й ИАД стал готовиться к отправке на Родину. Всего Герой Советского Союза Александр Павлович Сморчков в небе Северной Кореи совершил 191 боевой вылет, участвовал в 52 воздушный боях, в которых лично сбил 12 и в группе 1 самолёт противника, подбил ещё 3 самолёта противника. Александр Павлович стал четвёртым по результативности лётчиком-асом в составе 303-й ИАД и стал дважды асом этой войны! Список известных воздушных побед А. П. Сморчкова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Н а з а д |