1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Сиськов Борис Николаевич

5 побед

(5 + 0)
Сиськов Борис Николаевич
  Флаг ВВС

Родился 30 июля 1920 года в селе Смирновка Минусинского района Красноярского края. В октябре 1940 года был призван в ряды Красной Армии и направлен обучаться в 50-ю Авиационную базу ВВС 1-й Краснознамённой армии Дальневосточного военного округа, в школу младших авиационных специалистов. С декабря 1940 года по сентябрь 1942 года был курсантом Военой авиационной школы пилотов. С сентября 1942 года - пилот запасного авиационного полка. С октября по ноябрь 1942 года - пилот 67-го запасного авиационного полка (станция Шимановская Амурской области). С 5 ноября 1942 года по март 1951 года - лётчик, старший лётчик, командир звена 535-го истребительного авиационного полка (32-я ИАД, 9-я Воздушная армия Дальневосточнного фронта; затем - 54-я Воздушная армия Приморского Военного округа). Летал на Як-9, побед не имел. Участник боевых действий с Японией в августе 1945 года в составе того же 535-го ИАП (32-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт).

С 15 марта 1951 года по 20 июля 1953 года - командир звена 224-го ИАП (32-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Дальневосточный военный окрг). Участник боевых действий в КНДР с 17 августа 1952 года по 20 июля 1953 года. Совершил 123 боевых вылетов, участвовал в 26 воздушных боях, в которых лично сбил 5 самолётов ВВС США и ещё 1 повредил (все F-86 "Сейбр").

С 20 июля 1953 года по 19 февраля 1954 года - командир эскадрильи 913-го ИАП (32-я ИАД, 54-я ВА, ДВО), по 1 декабря 1954 года - командир эскадрильи 224-го ИАП (той же 32-й ИАД). По 6 декабря 1955 года - слушатель Вторых центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава, по 19 ноября 1958 года - командир эскадрильи 378-го ИАП ВВС Приморского военного округа. С ноября 1958 года - майор Б. Н. Сиськов - в отставке. Жил в городе Кисловодске (Ставропольский край). Умер 25 февраля 1984 года.

Награды: медаль "За отвагу" (31.08.1945 г. - за войну с Японией), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Ленина (04.06.1954 г. - за бои в Корее); медали.

*     *     *

Одним из лётчиков 224-го полка, сумевшего одержать 5 побед в небе Кореи, которые позволили ему носить статус аса этой войны, был командир звена старший лейтенант Борис Николаевич Сиськов. В боевую авиацию он попал ещё в конце 1942 года, но на фронта Великой Отечественной войны так и не попал - защищал передовые рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке. В качестве старшего лётчика он успел повоевать только с японцами в период короткой войны с Японией на Дальнем Востоке, в августе 1945 года, за что был награждён медалью "За отвагу". Всё это время Сиськов нёс службу на Дальнем Востоке в составе 535-го ИАП (32-я ИАД), в котором служил до марта 1951 года. Затем, когда в составе 32-й ИАД началось формирование нового 224-го ИАП, он был направлен в данный полк на должность командира звена. Попал он служить в состав 1-й эскадрильи, которой командовал майор П. И. Свищев, также участника войны с Японией в августе 1945 года. В составе этого полка Сиськов начал осваивать реактивную технику в конце 1951 года.

Прибыв в Китай на войну, которая шла на земле Северной Кореи, Борис Сиськов, как и все лётчики 224-го ИАП начал выполнять первые боевые вылеты в начале сентября 1952 года. Постоянным ведомым у Бориса Сиськова стал старший лейтенант Владимир Климов. Вторую пару в его звене составляли старшие лейтенанты Николай Одинцов и Аскольд Герман. Вот как отзывается о своём командире его бывший ведомый, а ныне генерал-лейтенант авиации в отставке Владимир Иванович Климов:

"Из лётчиков, я бы сказал о Борисе Николаевиче Сиськове - это сибирский парень, беззаветно влюблённый в профессию лётчика-истребителя, владевший техникой пилотирования различными типами самолётов и видевший в боевых действиях в КНДР способ проверки своих волевых качеств в воздушном бою с противником. Ему было немного больше 30 лет, имел опыт боевых действий в войне с Японией в 1945 году. Был женат, имел маленькую дочь. Ввязывался в воздушный бой с ребяческим задором, азартно вёл воздушный бой и умело. К сожалению, не мог "говорить", мог только летать, - поэтому старшее командование аттестовало его с недостатком "грамотности" и в дальнейшем у него так служба в авиации не сложилась. Его рано уволили из авиации, и он это очень переживал".

Прибыв в Китай на аэродром Аньшань, лётчики полка в течение месяца готовились к боям. Свой первый боевой вылет лётчики 1-й АЭ выполнили только 30 августа 1952 года, но он прошёл без встречи с противником. 1-я эскадрилья была ночной в составе полка и первоначально готовилась к боям в ночное время суток. Однако, продежурив около месяца ночью на аэродроме Аньшань, и без каких-либо встреч с самолётами противника, эскадрилью вновь перевели на действия днём. Именно во время дневного дежурства и был открыт боевой счёт в 1-й эскадрильи и сделал это старший лейтенант Борис Сиськов.

Это произошло 18 ноября, когда пару Сиськова после ночного дежурства оставили на аэродроме и днём - он и его ведомый старший лейтенант Климов сами добровольно выразили желание отдежурить ещё и в дневное время суток, в надежде наконец-то встретиться с противником в воздухе. И это случилось. Вот как это было со слов участника этого вылета Владимира Ивановича Климова:

"Эскадрилья была поднята в воздух по тревоге. Мы летели в строю "фронт" с востока на запад вдоль реки Ялуцзян на высоте 11000 метров, прошли и начали разворот вправо, то есть на север, а Борис Николаевич стал плавно разворачиваться влево. Заканчивает разворот, я увидел справа ниже нас пару самолётов и коротко доложил об этом ведущему. Он ответил: "Вижу" - и продолжил разворот влево. Ведущий "Сейбр" сблизился на столько, что открыл огонь сначала по самолёту Сиськова, а затем и по моему самолёту.

Боря скомандовал: "Крути влево", а сам сделал отворот вправо, а затем круто влево и зашёл в хвост "Сейбру" и открыл огонь из пушек. Я увидел, как, дымя тот начал снижаться, разворачиваясь в сторону залива. Поисковая команда слышала этой бой по радио и быстро нашла останки этого "Сейбра". А я в этот вылет привёз 6 пробоин в своём самолёте и долго хранил сердечник пули крупнокалиберного пулемёта "Сейбра".

В этом бою Борис Сиськов сбил F-86E № 51-2734 из состава 25-й FIS 51-го FIW - его пилот 2-й лейтенант Джек Тюрбервиль (Jack Turberville) считается пропавшим без вести.

До конца года больше отличится Борису Николаевичу, так и не удалось, ведь базировались они по-прежнему на тыловом аэродроме в Аньшане и вылетали в основном только на охрану передовых аэродромов 64-го ИАК и на прикрытие выходящих из боя лётчиков 133-й и 216-й ИАД. Поэтому встречи с авиацией противника были не частыми в этот период.

Вновь отличится в бою Борис Сиськов смог только в январе 1953 года. В этот день на прикрытие Супхун ГЭС были подняты 3 шестёрки полка. В районе Сиодзио встретили большую группу "Сейбров" и завязали с ними бой. В самом начале боя, "Сейбрам" удалось сбить самолёт старшего лейтенанта Николая Соколова, но ему удалось катапультироваться. Однако когда он спускался на парашюте, его попытались добить несколько "Сейбров", но пара Сиськов - Климов не позволило им это сделать и более того, даже смогла сбить одного любителя до "лёгкой добычи". Это была 2-я личная победа Бориса Сиськова в корейском небе! Жаль только, что это событие было омрачено гибелью Николая Павловича Соколова - его хоть и смогли уберечь от американской пули, но по трагическому стечению обстоятельств, он приземлился на тонкий лёд водохранилища Супхун ГЭС, пробил тонкий лёд и утонул. Так порой трагически гибли на земле наши лётчики! Американская сторона не подтверждает потерь своих F-86 в этот день, но это их обычная практика!

20 января 224-й полк перебазировался из Аньшаня на передовой аэродром 64-го ИАК - Дапу. С этого дня 32-я дивизия, а с ней и 224-й ИАП, приступили к более активным действиям над территорией Северной Кореи, в так называемой "Аллее МиГов". До лета 1953 года Борис Сиськов совершил около 40 боевых вылетов, провёл около 10 воздушных боёв, но ему никак не удавалось увеличить свой победный счёт. Только в июне месяце ему наконец-то ему удалось записать на свой счёт новые победы. К этому времени Борис Николаевич был повышен в звании и стал капитаном.

Свою 3-ю воздушную победу капитан Борис Сиськов одержал 14 июня 1953 года. В этот день было много стычек в "Аллее МиГов" лётчиков 64-го ИАК с самолётами 5-й ТВА ВВС США, в нескольких из них участвовали и лётчики 224-го ИАП. На этот раз лётчикам 224-го полка удалось перехватить группу "Сейбров" из состава 36-й FBS, в районе Чорвона (Chorwon), которые действовали в роли истребителей-бомбардировщиков. Нашим лётчикам удалось помешать этой группе "Сейбров" выполнить своё боевое задание и более того, капитану Сиськову удалось сбить одного F-86. Сбитым оказался F-86F-30 №52-4452 из состава 36-й FBS 8-го FBW, пилоту которого 1-му лейтенанту Полу Гушве (Paul Gushwa) удалось дотянуть до залива и катапультироваться, после чего его подобрала ПСС ВМС США.

Спустя неделю, а точнее 22 июня, Борису Сиськову удалось поймать недалеко от аэродрома Аньдун одного из любителей "лёгкой добычи" и сбить его. Им оказался лётчик 334-й FIS 4-го FIW Ваймонд К. Натт (Waymond C. Nutt), которому удалось дотянуть на своём F-86F № 51-2929 до Корейского залива и катапультироваться. Учитывая, что полёты на территорию КНР были запрещены американским пилотам, то командование в таких случаях указывали различные несуществующие причины потери своих "Сейбров"-"охотников". Так и машина Ваймонда К. Натта была записана как потерянная "в результате неудачной посадке", что, конечно, не соответствует действительности.

Свои последние победы в корейском небе Борис Сиськов одержал в июле месяце. Об одной из них рассказывает бывший лётчик 224-го ИАП Юлий Борисович Борисов:

"В одном из вылетов, меня поставили ведомым к капитану Борису Сиськову. Мы уже возвращались с боевого вылета, и при заходе на посадку на моём самолёте заработал "паникёр". Я сообщил об этом Сиськову и попросил его осмотреть заднюю полусферу. Сиськов обнаружил две чёрные точки сзади и передал, что это "Свои" - он решил, что это наша пара "МиГов" возвращающихся, как и мы с боевого задания. А это была пара "Сейбров", которая сблизилась с нами и обстреляла наши самолёты.

Я тут же крикнул ведущему: "Нас атакуют "Сейбры"! и резко бросил машину вправо. Но "Сейбры" имея большую скорость, ещё раз обстреляли мой самолёт и, проскочив мимо меня, резко пошли вверх. Но тут их атаковал неизвестно откуда-то взявшийся Борис Сиськов, он пристроился к ним вплотную в хвост и сбил ведомого "Сейбра".

Однако и в меня попали, стал с перебоями работать двигатель, в кабине появился не то дым, не то пар и я, не теряя времени, тут же устремился на посадку. Но у меня не вышли посадочные щитки и я сел с большим перелётом начала полосы, почти в её середине. При касании земли мой самолёт попросту разломился на части - отлетела хвостовая часть самолёта, затем, когда самолёт полз по взлётной полосе, отлетели и крылья, уцелела только одна кабина. При ударе, я ударился лбом о прицел и разбил себе голову, но в целом всё обошлось для меня благополучно. Произошло это над аэродромом Куаньдянь в июле месяце".

Это произошло 12 июля 1953 года и этот сбитый "Сейбр" почему-то был, записал Сиськову как "подбитый". Возможно, американский самолёт упал в труднодоступном горном районе, ведь аэродром Куаньдань был одним из высокогорных аэродромов на том момент в Китае и был только недавно введён в эксплуатацию.

В этот день наши лётчики заявили об 1 сбитом и 3 подбитых "Сейбрах". Американское командование подтверждает потерю в этот день 3-х своих F-86, так что 2 из числа "подбитых" нашими лётчиками "Сейбров", можно смело записать как победы нашим лётчикам. По всей видимости, под удар Сиськова в этот день попал кто-то из пилотов 335-й FIS, которые потеряли в этот день 2 своих F-86, пилоты которых погибли.

Свою последнюю победу в корейском небе капитан Сиськов одержал 20 июля, за неделю до окончания боевых действий в Корее. О том, как это произошло, подробно рассказал бывший ведомый Бориса Сиськова, ныне генерал-лейтенант в отставке Владимир Иванович Климов:

"Практически бой складывался с самого начала не в нашу пользу. Мы сидели на аэродроме Аньдун в готовности № 1. Командиром группы в составе 12 самолётов был заместитель командира полка майор В. С. Старовойтов. Погода была не совсем хорошей: низкая облачность, но дождя не было, и полёты были разрешены.

Увидели две зелёных ракеты и начали запуск двигателей только ведущие пар. Я сидел в паре со своим ведомым лётчиком Морозовым Владимиром, а взлетел с Сиськовым. Наша шестёрка пошла на высоте 100 - 150 метров и вышла на реку Ялуцзянское водохранилище. Мы набрали высоту 400 - 600 метров и барражировали над ним в колонне пар. Сделали 2 - 3 "восьмёрки" и тут нас с КП предупредили, что наших в воздухе никого нет. А над нами на большой высоте ходят "Сейбры".

Ведущий доложил на КП: "Работу окончил". С КП отвечают: "Разрешаем идти домой, только вам посадка не на Аньдун, а на аэродроме Дапу". Мы перестроились в правый пеленг и стали поплотнее в строю. Вышли на аэродром посадки мы плотным строем и ведущий дал команду на роспуск. Ведущая пара пошла сначала на посадку, потом и вторая пара пошла на третий разворот. В это время КП предупреждает, что "Сейбры" на большой высоте, пошли за нами - "Будьте внимательны"!

Борис Николаевич протянул роспуск секунд на 30 и распустил пару в районе первого разворота. Напряжение спадает, прибираешь газ, начинаешь уменьшать скорость, готовишься к выпуску шасси. Место нахождения нашей пары было на траверзе СКП и в эту секунду слышу голос Сиськова: "Сзади"! Одновременно с этим в шлемофоне зазвонил "паникёр". Взгляд назад и увидел пару "Сейбров", которая была ниже нас почти на 50 метров и с дожогом (видно как сзади шёл чёрный шлейф дыма). РУД вперёд до отказа, минимальный крен и перегрузка. Я сделал почти вираж влево и уменьшил перегрузку.

Тут я увидел такую картину: впереди в левом вираже идёт с набором высоты самолёт противника, за ним Сиськов, а далее ведомый противника на большей высоте. Мне ничего не оставалось, как подождать, когда он попадёт в прицел, и нажал гашетку. Стрелял очередью из трёх пушек, выпустил снарядом 25 и увидел за ним шлейф белого дыма. Так как скорость "Сейбров" была больше, так как они нас атаковали, то они вошли в нижнюю кромку облаков и пропали в них.

Через два дня, старший поисковой команды, адъютант нашей АЭ, привёз подтверждения - обломки деталей сбитых самолётов. Видели воздушный бой и с СКП аэродрома".

Это была 5-я официальная победа Бориса Сиськова в корейском небе и как выясняется сейчас, самая значительная в его боевой биографии, да и биографии Владимира Климова, так как это была его первая, и так получилось, что и последняя победа в корейском небе. Под удар наших лётчиков попала пара опытных лётчиков 336-й FIS, которую возглавлял майор Стефен Л. Беттинджер (Stephen L. Bettinger), а ведомым у него был также майор Томас М. Селлерс (Thomas M. Sellers). Майор Беттинджер к этому дню уже имел на своём счету 4 победы в корейском небе и жаждал довести свой победный счёт до 5 побед и тем самым стать асом этой войны. Ему удалось это сделать над китайским аэродромом, где они смогли сбить по их заявлению 3-х китайских "МиГов" - один на счету Беттинджера и 2 на счету Селлерса. Тем самым Стефен Л. Беттинджер стал 39-м асом американских ВВС в этой войне!

Однако праздник американским пилотам испортили советские лётчики капитан Борис Сиськов и старший лейтенант Владимир Климов, которые незадачливых "охотников" превратили в свою "добычу". Под удар капитана Сиськова попал F-86F № 51-2824 майора Беттинджера и новоиспечённый американский ас попал на 2 года в плен китайцам. А вот майору Селлерсу повезло ещё меньше - он навсегда остался в китайской земле, так как погиб в кабине своего самолёта.

Тем самым в этом сражении появились ещё 2 аса корейской войны, один с американской стороны и один с советской! Борис Николаевич Сиськов стал последним асом этой войны в составе советского 64-го ИАК. Всего в небе Кореи Борис Николаевич Сиськов совершил 123 боевых вылета, участвовал в 26 воздушных боях (имел 11 стрельб), в которых лично сбил 5 самолётов ВВС США и ещё 1 повредил. Сам в ходе этой войны сбит или подбит не был. За отличную результативность в воздушных боях в небе КНДР, был награждён орденом Ленина.


*     *     *

Сиськов Борис Николаевич (слева)

МиГ-15бис лётчика Б. Н. Сиськова.

F-86Е сбитый Б. Н. Сиськовым.

МиГ-15бис капитана Б. Н. Сиськова, 1953 г.


Список известных воздушных побед Б. Н. Сиськова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
18.11.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянF-86E № 51-2734 из состава 25-й FIS 51-го FIW
14.01.19531  Ф-86Супхунская ГЭС 
14.06.19531  Ф-86район реки ЯлуцзянПредположительно, F-86F-30 № 52-4452 из состава 36-й FBS
22.06.19531  Ф-86F-86F № 51-2929 из состава 334-й FIS 4-го FIW
20.07.19531  Ф-86южнее аэродрома ДапуF-86F № 51-2824 из состава 336-й FIS 4-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 123;  воздушных боёв - 26.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д