1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Шеламонов Николай Константинович

5 побед

(5 + 0)
Шеламонов Николай Константинович
  Флаг ВВС

Родился 12 (25) декабря 1915 года в селе Екатериновка, ныне Лунинского района Пензенской области. В 1932 году окончил 8 классов средней школы, в 1935 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал токарем. В 1936 году окончил аэроклуб в городе Пензе. В 1939 году окончил Ульяновскую школу пилотов-инструкторов Осоавиахима. В 1940 году окончил Остафьевскую лётную школу Осоавиахима. Затем работал лётчиком-инструктором в аэроклубе города Орша.

С декабря 1940 года в Красной Армии. Окончил курсы переподготовки на И-16 и был направлен в Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. В 1943 году окончил Армавирскую ВАШЛ и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Участник Великой Отечественной войны: в течение месяца проходил боевую стажировку на фронте, затем перегонял самолёты на фронт.

После войны служил в строевых частях ВВС в Московском военном округе: сначала в 195-м ИАП (324-я ИАД), а после его расформирования - в 29-м ГИАП (324-я ИАД) в Кубинке. В составе этого полка освоил реактивную технику и участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. С марта 1950 года - заместитель командира и штурман авиационной эскадрильи 32-го ГИАП (324-я ИАД, МВО). С октября 1950 года - заместитель командира 3-й эскадрильи 196-го ИАП (324-я ИАД, МВО), а с 16 ноября 1950 года - командир эскадрильи.

С октября 1950 года по декабрь 1951 года участвовал в оказании интернациональной помощи народу КНДР. Совершил 103 боевых вылета (боевой налёт 11 часов 47 минут), участвовал в 28 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника.

С апреля 1952 года по февраль 1953 года был лётчиком-испытателем военной приёмки авиазавода № 1 (город Куйбышев). Испытывал серийные МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, МиГ-17 и их модификации. С февраля 1953 года по ноябрь 1956 года - лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 21 (город Горький). Испытывал серийные МиГ-17 (1953-1955), МиГ-19 (1955-1956) и их модификации. С ноября 1956 года по май 1966 года - лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 473 (город Киев). Испытывал серийные Ан-2 (1956-1963), Ан-24 (1962-1966) и их модификации. Лётчик-испытатель 1-го класса (1965 год), военный лётчик 1-го класса (1950 год), подполковник (1958 год).

С мая 1966 года - в запасе. Работал инженером в бюро по контролю качества Киевского ПАО, начальником Гражданской обороны и 1-го отдела Киевского автомобильно-транспортного института. Последние годы жил в Киеве.

Награды: орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (21.08.1953 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); медали.

*     *     *

Командиром 3-й эскадрильи 196-го полка был старший лейтенант Николай Константинович Шеламонов. В состав 196-го ИАП он прибыл в октябре 1950 года, прямо перед отправкой полка в Китай на войну. До этого момента он был заместителем командира эскадрильи в составе "братского" 32-го ГИАП и был одним из лучших лётчиков полка. Его и ещё нескольких лётчиков этого Гвардейского полка и отобрал для этой поездки Евгений Георгиевич Пепеляев, которого также перевели в состав 196-го ИАП командиром полка. Вот как характеризует его сам Евгений Георгиевич:

"3-й эскадрильей полка командовал капитан Николай Шеламонов - опытный лётчик, наверное, самый старший по возрасту среди лётчиков полка. Ещё до поездки в Корею он был признан лучшим снайпером ВВС Московского военного округа. Хороший организатор и требовательный командир, он был спокойным и уравновешенным человеком и лётчиком. К боевой работе относился как к обычным полётам, только с большей ответственностью. В воздушных боях проявил себя смелым и находчивым бойцом, грамотным тактиком. По возвращении в Союз он долгое время работал лётчиком-испытателем на фирме Антонова, в Киеве, где и живёт в настоящее время".

Большого боевого опыта у Николая Константиновича к моменту прибытия на корейскую войну не было: всего одна боевая стажировка в течение месяца за всю войну, не слишком большой "багаж" для любого лётчика! Однако желание поучаствовать в реальных боях было преобладающим и поэтому, когда его отобрали для командировки в Китай, на войну, он не только не отказался от предложения, но даже был рад оказанному ему доверию. Кроме того, его сразу назначили командиром 3-й АЭ полка, и в Китай он убыл в этой должности.

Прибыв в Китай, обосновались сначала в Дунфыне, а затем перелетели на аэродром города Аньшань и приступили к интенсивным тренировкам. Так как лётчики были с разных полков, то старались в первую очередь слетаться друг с другом, создать сильные и прочные пары. К началу боевых действий, состав 3-й АЭ состоял всего из 10 лётчиков, включая командира. Из этого числа лётчиков, боевой опыт имели только капитан П. Г. Гриб, старший лейтенант Е. Н. Самусин и старший лейтенант П. Г. Иовлев.

Бои для лётчиков 196-го ИАП начались 3 апреля, а вот лётчики 3-й АЭ первый боевой вылет совершили 4 апреля: в 15:30 восьмёрка "МиГов" под командованием Николая Шеламонова вылетела на перехват самолётов противника. В ходе полёта, их группу попытались атаковать 2 F-86, но положение спас Фёдор Шебанов, который во время их обнаружил и контратаковал. Да так удачно, что сбил одного из них - так был открыт боевой счёт эскадрильи и полка в целом.

Свой боевой счёт, комэск-3 открыл 8 апреля, когда в воздух была поднято звено 3-я АЭ под командованием командира полка Пепеляева. Задача у звена была перехватить вражеский самолёт-разведчик RB-45, который под прикрытием звена "Сейбров" вёл воздушную разведку северокорейской территории. Звено, ведомое полковником Пепеляевым, первым вышло на разведчика и атаковало его. Пара Пепеляева взяла на себя "Сейбров", а пара Шеламонова атаковала самолёт-разведчик. Рассказывает сам Николай Константинович:

"Поступила команда - идёт фоторазведчик. Мы поднялись четвёркой: Пепеляев с Иовлевым и я с Достоевским. Разведчик уже уходил на высоте 12000 метров, мы начали его догонять. Истребители, его сопровождавшие, нас прозевали. Внизу была облачность, и тут я его увидел и стал с ним сближаться. Скорость приборная на этой высоте была не большая, и поэтому резкое маневрирование затруднялось. Скорость сближения оказалось большая и я, чтобы не выскочить вперёд него, начал маневрировать возле него в горизонтальной плоскости, переходя с правой стороны на левую сторону. Мне были видны головы лётчиков, пулемётов у него в задней полусфере не было. Внизу и по бокам у него были окна для фотооборудования. После второго перехода и уравнения скоростей, я увидел, что к нему приближаются истребители сопровождения. Следующим заходом, я дал по разведчику очередь и со снижением ушёл в облака.

Это было уже близко к морю, которое иногда просматривалось в облаках. Пепеляев и другие лётчики в атаку на разведчика выйти не смогли - сорвались в штопор, вышли на малой высоте и вернулись на свой аэродром. Когда я вернулся и сняли фотокассеты с моего самолёта, то оказалось, что вся фотоплёнка поломалась - на большой высоте очень холодно, а фотопулемёт не имел подогрева. Потом сообщили, что этот разведчик до своего аэродрома не дотянул и сел на вынужденную где-то на побережье".

Американский самолёт-разведчик RB-45C

Так на счету Николая Шеламонова появился первый уничтоженный американский самолёт в корейском небе! Правда, американская сторона не подтверждает эту потерю, но, учитывая, что американское командование скрывали потери в составе своих авиаразведывательных частях всегда, можно предположить, что хотя RB-45 и дотянул до своей территории, но машина эта уже врят ли ещё поднялась в небо.

Вторую свою победу комэск-3 одержал 16 апреля: в 11:50 на перехват самолётов противника вылетели 6 экипажей 3-й АЭ под командованием старшего лейтенанта Шеламонова. В районе Тецузана, наши лётчики были наведены на группу F-80, которые штурмовали железную дорогу. На встречных курсах наши лётчики атаковали "Шутинг Стары" и те, обнаружив "МиГи", стали быстро покидать район, уходя в сторону моря на бреющем полёте. Наши лётчики пытались их подловить на малой высоте, но пилоты "Шутов" делали резкие развороты и виражи почти над водой и уходили от атак и огня "МиГов", у которых радиус разворота был больше чем у F-80.

В ходе боя, Николай Шеламонов всё же зашёл в хвост одному из "Шутов" и дал по нему несколько очередей: возможно, наш лётчик всё же попал в самолёт противника, или пилот "Шутинг Стара" пытаясь уйти от очереди "МиГа" резко заложил разворот, но в итоге он крылом задел за воду и нырнул в воды Жёлтого море. Как бы там ни было, но эту победу справедливо записали на счёт Шеламонова. В этот день американцы действительно потеряли одного F-80 №49-1850 из состава 35-й FBS 8-го FBW, пилот которого 1-й лейтенант Джон Кинг (John W. King) считается пропавшим без вести. Однако, аргентинский исследователь этой войны Диего Зампини (Diego Zampini), считает, что в этом бою лётчики 196-го полка вели бой с группой F-84, и добычей Шеламонова стал F-84E №49-2396 из состава 524-й FES 27-го FEW, пилот которого капитан Томас Хелтон (Thomas L. Helton) погиб в этом вылете. Однозначно одно, что кто-то из этих двух американских пилотов, пал в бою от огня пушек "МиГа" Николая Шеламонова.

Удачный воздушный бой лётчики 3-й АЭ провели день спустя, 18 апреля, и снова в районе Тецузана. Однако на этот раз противниками лётчиков 3-й АЭ были пилоты "Сейбров" из 4-го FIW. Восьмёрка МиГ-15 ведомая Шеламоновым схлестнулась в бою с 16 F-86 и вышла из него победителем, записав на свой счёт 3 "Сейбра", один из которых на счету Николая Шеламонова. Однако американцы отрицают потери своих F-86 в этот день, признают только повреждение в бою с "МиГами" одного своего F-86, который благополучно вернулся на свою базу.

Более тяжёлым выдался бой 22 апреля, когда во второй половине дня в том же районе Тецузан, восьмёрка Шеламонова снова вступила в бой с 16 F-86. На этот раз бой складывался невыгодно для наших лётчиков, силы были неравны, да и пилоты попались более опытные. Приходилось применять всё своё лётное мастерство, чтобы уходить от многочисленных атак "Сейбров". В ходе этого боя, капитан Сосковец всё же сумел поймать одного "Сейбра" в прицел и поразить его самолёт. Ещё одного "Сейбра" записал на свой боевой счёт старший лейтенант Шебанов, который, выручая из опасной ситуации своего ведущего старшего лейтенанта Алфеева, сбил одного их атакующих "Сейбров".

Не повезло в этом вылете паре Николая Шеламонова: он сумел избежать всех атак "Сейбров" и выйти из боя, но когда до аэродрома оставалось всего 120 км, их пару внезапно атаковали 4 F-86. Один из них достал очередью самолёт Шеламонова, и тот привёз домой 6 пробоин, но сам остался жив и спас свой самолёт. А вот ведомому не повезло: пара "Сейбров" кучно ударило по машине капитана Самусина, и вывели из строя двигатель самолёта, и Евгению Самусину пришлось катапультироваться, и он вскоре вернулся в часть. Это была первая потеря в составе 3-й эскадрильи.

Как теперь известно, пара Шеламонова попала в этот раз под огонь опытных бойцов 334-й FIS: самого Шеламонова атаковал и подбил капитан Ричард Беккер (Richard S. Becker), который был уверен, что сбил Шеламонова. А вот капитан Самусин попал под огонь ставшего затем известного американского аса капитана Джеймса Джабары (James Jabara). В свою очередь, американцы также потеряли одного "Сейбра", который разбился при посадке на свою базу. Он был записан на счёт Фёдора Шебанова. Так закончился этот самый тяжёлый для лётчиков 3-й АЭ бой в небе Кореи, на данный период этой войны!

В мае месяце вылетов было мало из-за плохой погоды и соответственно мало было встреч с авиацией противника. Однако, всё же состоялся довольно известный поединок наших лётчиков из состава 196-го ИАП с пилотами 4-го FIW, в котором участвовали с десяток будущих асов корейской войны. Участвовал в этом бою и Николай Шеламонов. Об этом бое, состоявшемся 20 мая выше уже довольно подробно описывалось, можно лишь добавить, что восьмёрка старшего лейтенанта Шеламонова прибыла к месту боя, когда восьмёрка полковника Пепеляева уже вела бой с превосходящими силами противника и активно вступила в это сражение. Особенно отличилась в этом бою пара старшего лейтенанта Владимира Алфеева, у которого ведомым был удачливый Фёдор Шебанов. В этом бою Алфееву удалось серьёзно повредить самолёт самого капитана Джеймса Джабары, а Фёдор Шебанов повредил самолёт капитана Морриса Питтса (Morris Pitts).

Николаю Шеламонову также удалось отличиться в этом бою и выручить одного нашего лётчика, чей "МиГ" зажали 2 "Сейбра". Он зашёл в хвост одному из преследователей и с дистанции 300 метров поразил ведомого "Сейбра", и тот покинул поле боя. Какова судьба этого F-86 неизвестна, но его как победу Николаю Шеламонову не записали.

Группа советских лётчиков. Май 1951 г.

Однако до этого состоялась ещё одна встреча с авиацией противника, которая закончилась безрезультатно, но согласно последним исследованиям, это было не так... Согласно документам 196-го ИАП, 9 мая 1951 года в наш праздничный День Победы, лётчики 196-го ИАП в середине дня вылетели на отражение налета авиации противника на приграничный с Китаем северокорейский город Сингисю и имели встречу с группой штурмовиков F-84, в которой старший лейтенант А. М. Достоевский заявил одного F-84. Но, согласно воспоминаниям самого Николая Константиновича Шеломонова, в тот день был и ещё один боевой вылет, в котором он и его ведомый Достоевский имели встречу с палубными штурмовиками. Дело было так:

"Ракета - вылетаем утром в паре с Достоевским. Недалеко за рекой Ялуцзян, на территории КНДР за мостом, американские штурмовики штурмуют северокорейский аэродром, где у них базировались штурмовики Ил-10. Подлетаем к Сингисю и встречаемся с парой поршневых самолётов, по виду похожих на наши Ла-5. Эта пара, увидев нас, уходит в сторону моря, но мы сзади догоняем их недалеко от побережья. Атаковали парой на малой высоте, каждый своего и вели стрельбу по ним. Один воткнулся в воду, другой ушёл".

Так как бой вели над морем, и самолёт противника упал в воду, то о победе и не сообщили, и она так и никому записана не была. Однако по американским данным, в этот день американцы потеряли 2 палубных F4U-4 "Корсар", которые издали, напоминают наши "Лавочкины". Один "Корсар" №97445 был сбит, а его пилот капитан Нолан Грин (Nolan A. Green) из состава VMF-214 погиб, а второй "Корсар" №96949, которым управлял 1-й лейтенант Даррел Смит (Darrell N. Smith) из состава VMF-312 был подбит, но протянул дальше чем "Корсар" Грина, а затем покинул подбитую машину. Раненого пилота спасла ПСС ВМС США. Так что вполне вероятно, что атаки Шеламонова и Достоевского не прошли бесследно для их противников и это были достоверные победы наших лётчиков.

F4U-2B 'Корсар' сбитый Н.К.Шеламоновым.

В июне месяце дивизия фактически редко вылетала на боевые задания, и встреч с противником почти не было. Летом над Кореей шли постоянные дожди, что характерно для данного региона планеты и это сказывалось на активность авиации сторон, которая, по сути, была прикована к земле.

В июле месяце у лётчиков 196-го полка состоялся редкий бой с палубными истребителями F9F-2 "Пантера", которых наши лётчики, впервые с ними встретившиеся, приняли за всепогодных перехватчиков F-94. Этот бой состоялся 21 июля, и выше о нём также подробно рассказывалось. По документам части, в этом бою участвовал и Николай Шеламонов и более того, даже сбил одного F-94, но в личной беседе Николай Константинович категорически отрицает как участие в этом бою, так и победу над F-94. Либо этот вылет и бой не отложился в памяти Шеламонова, либо что-то напутали штабные работники и вписали вместо кого-то фамилию Шеламонова. Второе маловероятно, поскольку отчётность частей идёт наверх по нескольким линиям, а в полку ведётся по множеству официальных (прошитых и опечатываемых) книг, и несоответствие сразу бы выяснилось.

Свою последнюю официальную победу Николай Шеламонов одержал 12 сентября 1951 года, когда в небе над Ансю разгорелись и целый день шли сражения с группами истребительно-бомбардировочной авиацией США. Лётчики 196-го ИАП также участвовали в этих сражениях и заявили 4 победы: 3 над F-80 и 1 над F-84. Всего же лётчики 64-го корпуса заявили об 12 победах над ударными самолётами ВВС США: по нашим данным было сбито 10 самолётов F-80 и 2 F-84, без наших потерь. Американская сторона с натяжкой, признаёт 3 потерянных F-84 в этих сражениях, и трудно отдать предпочтение кому они принадлежат в качестве наших трофеев.

Как-бы там ни было, а это была 5-я официальная победа уже капитана Николая Шеламонова, и он стал очередным асом этой войны с нашей стороны! Однако напряжённый ритм осенних боёв и перегрузки, которые испытывали наши лётчики в боях в небе Кореи, сказались на здоровье Николая Шеламонова и в декабре 1951 года он раньше срока убыл в СССР. За всё время участия в боях, он совершил 103 боевых вылета (общий налёт 77 часов 47 минут), участвовал в 28 воздушных боях, в которых официально сбил 5 самолётов противника. За свою боевую работу в небе Кореи, он был награждён двумя орденами Красного Знамени.

Говоря о лётчиках 3-й АЭ, надо отметить, что это была самая результативная эскадрилья 196-го полка. За время командировки, лётчиками 3-й АЭ в воздушных боях было сбито 37 самолётов противника, и если учесть ещё 4 победы старшего лейтенанта Александра Рыжкова, который летал в звене управления полка, но фактически был лётчиком 3-й АЭ, то число побед увеличиться. В составе этой эскадрильи было больше всех лётчиков ставших асами в небе Кореи, и один из них даже был удостоен самой высокой наградой нашей Родины и стал Героем Советского Союза - старший лейтенант Фёдор Акимович Шебанов.


Список известных воздушных побед Н. К. Шеламонова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
08.04.19511  РБ-45район реки Ялуцзян 
16.04.19511  Ф-80ТецузанF-84E № 49-2396 из состава 524-й FES 27-го FEW
18.04.19511  Ф-86 
21.07.1951 Ф-94район реки Ялуцзян 
12.09.1951 Ф-80 

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 103;  воздушных боёв - 28.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д