1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Шеберстов Константин Яковлевич

15 побед

(15 + 0)
Шеберстов Константин Яковлевич
  Флаг ВВС

Родился 14 марта 1919 года в деревне Дерябиха, ныне Кохомского района Ивановской области. В 1935 году окончил 8 классов местной средней школы. Через год поступил в аэроклуб, который закончил в 1939 году, после чего 25 декабря 1939 года поступил в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в конце 1940 года и был оставлен в ней на должности лётчика-инструктора.

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант К. Я. Шеберстов продолжал службу в качестве лётчика-инструктора в Ульяновской ВАШП Приволжского военного округа, готовил кадры для фронта. В июле 1942 года направлен в особую группу по перегонке самолётов Р-39 "Аэрокобра" на фронт, в которой находился более месяца. В августе 1942 года назначен лётчиком-инструктором в 22-й запасной авиационный полк Московского военного округа, в котором прослужил до конца войны, дослужившись до заместителя командира авиаэскадрильи по лётной части.

В течение войны Шеберстов дважды посылался на фронт на боевые стажировки. В сентябре 1943 года он и ещё несколько инструкторов 22-го ЗАП попали на 1-й Белорусский фронт в 30-й Гвардейский ИАП, в составе которого выполняли боевые вылеты в период с 15 сентября 1943 года по 28 февраля 1944 года. За это время лейтенант Шеберстов выполнил около 20 боевых вылетов на боевые задания, имел несколько встреч с самолётами противника, но побед не одерживал. За эту боевую командировку, а также за успешное обучение лётного состава лейтенант Шеберстов был награждён первым боевым орденом - Красной Звезды.

Вторая боевая стажировка у лейтенанта Шеберстова состоялась осенью 1944 года. На этот раз он попал на 1-й Прибалтийский фронт в 821-й ИАП, в составе которого воевал в качестве старшего лётчика с 5 сентября по 10 ноября 1944 года. За это время выполнил более 20 боевых вылетов, провёл несколько воздушных боёв, в которых лично сбил 2 самолёта противника. За успехи награждён вторым боевым орденом - Красного Знамени.

После окончания Великой Отечественной войны и расформирования 22-го ЗАП лейтенант Шеберстов в феврале 1946 года был направлен в 51-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк Московского военного округа на должность заместителя командира эскадрильи по лётной части, в составе которого он прослужил около полугода. В сентябре 1946 года специальной комиссией старший лейтенант К. Я. Шеберстов был отобран для прохождения службы в составе элитного 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД) Московского военного округа, куда он прибыл в конце сентября 1946 года. С апреля 1947 года - заместитель командира эскадрильи. В июле 1949 года присвоено воинское звание - капитан, в октябре 1950 года становится военным лётчиком 2-го класса и назначается командиром 1-й эскадрильи данного полка.

С декабря 1950 года по февраль 1952 года принимает участие в боевых действиях на территории КНДР в составе 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК), сначала в качестве командира авиаэскадрильи, а с 13 июня 1951 года в качестве помощника командира полка по тактике. С апреля 1951 года по февраль 1952 года Гварди майор К. Я. Шеберствов (звание присвоено ему 30 октября 1951 года) совершил более 120 боевых вылетов, участвовал в более 50 воздушных боях, в которых официально сбил 13 самолётов ВВС США.

После возвращения в СССР продолжил службу в составе 176-го Гвардейского ИАП (52-я Воздушная армия, ПВО Московского военного округа) на должности заместителя командира полка, а также лётчика-инспектора по технике пилотирования и теории полёта. 23 марта 1953 года погиб в авиационной катастрофе.

Награды: орден Красной Звезды (22.08.1944 г. - за обучение лётчиков в ЗАП), орден Красного Знамени (09.10.1944 г. - за боевую стажировку), орден Отечественной войны 1-й степени (27.12.1944 г. - за боевую стажировку), медаль "За боевые заслуги" (21.02.1945 г. - за обучение лётчиков в ЗАП), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее).

*     *     *

В составе 176-го полка очень успешно сражались в небе Кореи 3 бывших лётчика-инструктора, которые своим мастерством, мужеством и вдумчивым подходом к анализу своих проведённых боёв, выделялись из общей когорты лётного состава полка. Речь идёт о командирах эскадрилий Константине Яковлевиче Шеберстове и Иване Афанасьевиче Сучкове, а также о капитане Петре Семёновиче Милаушкине, который был замом у Константина Шеберстова. Все трое стали самыми результативными лётчика полка на этой войне и к концу командировки, имели на своём боевом счету по десятку и более побед!

Наиболее результативным и уже имевшим боевой опыт Великой Отечественной войны был капитан Шеберстов. Прибыв в состав 176-го ГИАП в середине 1946 года из состава учебно-тренировочного авиаполка, Константин Шеберстов вскоре стал уже заместителем командира эскадрильи в полку, а в октябре 1950 года командование части доверило ему командование 1-й АЭ полка. В этой должности и звании капитан, Константин Шеберстов убыл в правительственную командировку зимой 1950 года. Это был уже довольно опытный боевой командир, который имел небольшой опыт участия в боях и 2 личные победы в боях против пилотов Люфтваффе. К моменту убытия на войну в Корее, он уже имел звание военного лётчика 2-го класса, хорошо освоивший реактивную технику и в частности истребитель МиГ-15. Участник многих воздушных парадов над Красной Площадью и других авиационных праздников над Москвою. Имел большой налёт на боевых самолётах, в том числе и на реактивных.

В состав его 1-й эскадрильи входили довольно опытные лётчики, многие из которых имели боевой опыт Великой Отечественной войны, поэтому 1-ю АЭ всегда использовали как ударную и она участвовала почти во всех сражениях полка в небе Кореи. В её составе воевал капитан Григорий Гесь, позже удостоенный высокой награды Родины и ставший Героем Советского Союза.

Этой же награды был достоин и Константин Шеберстов, который имел намного больше личных побед, чем его подчинённый Григорий Гесь, да и боевых вылетов у Шеберстова было больше на этой войне! Свой первый боевой вылет в качестве ведущего одной из групп полка Константин Шеберстов совершил в первый день участия полка и всей 324-й дивизии на этой войне - 3-го апреля 1951 года. Этот вылет и последовавшую затем схватку с 16 "Сейбрами", нельзя назвать успешной, так как эскадрилья Шеберстова попала в очень невыгодные условия, и к тому же имело место, численное превосходство противника. В итоге, в первом же бою эскадрилья, да и весь полк в целом, понесла первую тяжёлую потерю - из боя не вернулся старший лейтенант Павел Никитченко. Он был сбил в бою и погиб в кабине своего самолёта.

Это была первая и единственная потеря в составе 1-й эскадрильи, которой командовал капитан Шеберстов. Первая неудача была вызвана полным незнанием противника и его тактических приёмов ведения боевых действий на данном театре боевых действий. В этом вылете наши лётчики клюнули на приманку в виде пары F-86 и подставились под удар восьмёрки "Сейбров", которая шла сзади и выше этой пары F-86. Благо, их вовремя заметили и успели развернуться навстречу, но при этом от строя отстал Никитченко, которого "съела" та самая пара "Сейбров", что выполняла роль приманки. [По данным аргентинского историка Диего Зампини самолёт Никитченко сбил будущий ас капитан Джеймс Джабара (James J. Jabara) из состава 334-й FIS, 4 FIW.]  Кстати сказать, в последующих затем новых боях, вплоть до конца командировки, 1-я эскадрилья потеряла в боях всего 3 своих самолёта и ещё одного своего лётчика.

Несколько дней лётчики 176-го полка отходили от неудачи 3 апреля, и только 7 апреля с новыми силами вступил в сражения с американской авиацией. Правда, хотя в целом день выдался удачным для полка, лётчикам 1-й АЭ и её командиру так и не удалось снова открыть счёт победам в небе Кореи. Это произошло только день спустя, 9 апреля, когда капитан Григорий Гесь сбил бомбардировщик В-26.

Как и многие лётчики полка, Константин Шеберстов впервые отличился в небе Кореи в грандиозном сражении первой половины 1951 года - 12 апреля, когда авиачасти Стратегического Бомбардировочного Командования потерпели чувствительное поражение в сражении против авиачастей 64-го ИАК, основу которого составляли лётчики 324-й ИАД. Группа капитана Шеберстова в составе 8 экипажей подошла в район сражения, когда оно уже было в самом разгаре и своими решительными действиями "подкинуло новые дровишки" в ход этого сражения, виде горящих и подбитых бомбардировщиков В-29.

Группа Шеберстова встретила в 20 км от моста, на который нацелены были В-29, группу из 8 бомбардировщиков под прикрытием истребителей и сразу перешли в атаку по ним с разных направлений, разделившись на отдельные пары. Сам Шеберстов в паре со своим ведомым старшим лейтенантом Георгием Николаевым атаковал замыкающее звено В-29 и с дистанции 600 - 200 метров длинными очередями поразил один бомбардировщик. Тот вывалился из строя и левым разворотом стал уходить вниз. На этого бомбардировщика Константин израсходовал весь свой боекомплект и поэтому во второй атаке по ведущему звену бомбардировщиков, огонь вёл только Николаев, которому удалось повредить ещё один В-29. После этого Шеберстов и Николаев, у которых закончились боеприпасы, вышли из боя и ушли на свой аэродром.

Группа капитана Шеберстова между тем продолжала участвовать в сражении и добилась наилучших результатов: ещё по одному бомбардировщику сбили капитаны Гесь и Милаушкин, а также штурман полка капитан Субботин, который вылетал в составе группы Шеберстова. По итогам этого сражения, а также по данным фотоконтроля и данным разведки, которая доложила о нескольких разбившихся или списанных после посадки В-29, которые смогли долететь до своих баз, капитану Шеберстову была зачислена первая официальная победа в небе Кореи.

Сбитый К.Я.Шеберстовым F-84.

До конца апреля месяца Константин Шеберстов и его эскадрилья провела ещё около 5 - 6 воздушных боёв с истребителями F-86, в которых добились только одной победы (Гесь), без своих потерь. В начале мая было ещё 2 стычки с "Сейбрами", которые закончились безрезультатно, но сама эскадрилья в этих боях потеряли один свой самолёт, и ещё один был повреждён, ранения получили 2 лётчика. Полоса неудач закончилась 9 мая, в знаменательный для всех советских граждан День Победы! В этот день шестёрка капитана Шеберстова встретила в районе Сенсен звено истребителей-бомбардировщиков F-80 из состава 80-й FBS 8-го FBW и быстро с ними разделались, сбив 2-х из них - одного сбил капитан Гесь, а второго капитан Шеберстов. За эти первые победы в корейском небе, капитан Шеберстов был награждён орденом Красного Знамени, и это была его первая боевая награда на этой войне!

Свою очередную победу в небе Кореи, Константин Шеберстов одержал 1,5 месяца спустя - 20 июня 1951 года. В этом сражении с поршневыми штурмовиками F-51 "Мустанг", лётчики полка сбили 4 самолёта, в том числе и капитан Шеберстов, но затем были атакованы большой группой "Сейбров" из состава 336-й FIS и чудом избежала потерь, но 2 "МиГа" были подбиты, но вернулись на свой аэродром, был также ранен один наш лётчик.

В летних сражениях 1951 года капитан Шеберстов одержал только одну победу, которую одержал 20 июня - это была его 3-я личная победа на этой войне! Эту победу он одержал уже, будучи в должности помощником командира полка по тактике, на которую был назначен 13 июня. Вместо него, на должность командира 1-й АЭ был назначен его заместитель капитан Григорий Гесь. Однако, очень часто Константин Шеберстов вылетал на боевые задания ведущим группы, в которую обычно брал лётчиков его бывшей 1-й АЭ и участвовал в боях с лётчиками своей эскадрильи.

Следующую свою победу Константин Шеберстов добыл в корейском небе только 27 (по другим данным 26) сентября. В этот день утром состоялось сражение восьмёрки "МиГов" под командованием капитана Шеберстова в 9:25 в районе Ансю-Тейсю, где они встретили группу из 40 F-80, которые действовали по железнодорожным коммуникациям. Пара Шеберстова атаковала шестёрку F-80. Шеберстов вёл огонь по ведомому самолёту левой ведомой пары, F-80 развернулся влево, и начал резко снижаться. Ведомый Шеберстова - старший лейтенант Борис Рейтаровский вёл огонь по ведущему F-80 этой пары, но результат не наблюдал.

В итоге, группы штурмовиков F-80 были рассеяны, а один из них сбит и был записан на счёт ведущего группы капитана Шеберстова. По данным аргентинского историка Д. Зампини, в этом сражении Константин Шеберстов сбил F-80 №49-752 из состава 16-й FIS 51-го FIW, в кабине которого погиб 2-й лейтенант Уилберт Граммер (Wilbert W. Grammer).

Свою 5-ю победу в небе Кореи, капитан Константин Шеберстов одержал в самом начале октября и стал очередным асом этой войны, в составе 64-го ИАК. Эта победа состоялась 6 октября и имела немного скандальный характер, так как на эту победу одновременно претендовали два лётчика 324-й ИАД: командир 196-го ИАП полковник Евгений Пепеляев и заместитель командира 176-го ГИАП капитан Константин Шеберстов. Сражения этого дня начали лётчики "братского" 196-го полка, когда в 9:51 группа из 10 "МиГов" под командованием полковника Пепеляева над городом Пакчхон завязали воздушный бой с 16 F-86 из состава 336-й FIS. В ходе этого боя полковник Пепеляев подбил самолёт капитана Гилла Гаретта (Gill Garrett), и тому пришлось сажать свой F-86A №49-1319 на вынужденную посадку, на отливную полосу в районе 4 - 5 км северо-западнее Гийотори на берег Корейского Залива в 13 км западнее Пхёнвона. Капитан Гаррет бросил свой самолёт на берегу залива и, спустив на воду спасательную надувную лодку, которая входила в комплект средств спасения всех пилотов ВВС США, уплыл в открытое море, чтобы не попасть в плен. Через нескольких часов плаванья в холодной воде Жёлтого моря, его подобрала летающая лодка SA-16 и доставила на свою территорию.

Каково же было удивление и возмущение Пепеляева, когда, вернувшись на свой аэродром, он узнал, что победу на этот "Сейбр" заявил и капитан Шеберстов и что самое обидное для Евгения Георгиевича, что эту победу записали именно капитану Шеберстову. Обиду на это несправедливое решение командования дивизии, Евгений Георгиевич Пепеляев ещё многие годы держал в себе. Однако тщательный анализ событий того дня сделанный на основе советских и американских данных, который недавно провёл аргентинский историк Диего Зампини, расставил все точки над "i"! По его версии, самолёт капитана Гаррета действительно и достоверно подбил полковник Евгений Пепеляев. Когда капитан Гаррет пытался найти место для вынужденной посадки, он просил своих коллег прикрыть его от возможных атак "МиГов". На его просьбу откликнулся его ведущий 1-й лейтенант Артур О'Коннор (Arthur O'Connor) и прикрывал его до момента приземления.

На беду для O'Коннора, своими маневрами над севшим самолётом капитана Гаррета, он привлёк внимание четвёрки "МиГов", которых возглавлял капитан Шеберстов и попал под их атаку. Вот как сам Константин Шеберстов описывает тот вылет в своём рапорте: "В 09:12 я вёл группу в район Ансю, снижаясь в северо-восточном направлении. Приблизительно в 30 км к северу от Ансю, на высоте 6100 метров я обнаружил одиночного "Сейбра", впереди и слева от нашей группы. F-86 снижался вниз под углом 45 - 50°, оставляя след чёрного дыма - от форсажа. Я увеличил свой угол снижения и преследовал "Сейбра" на большой скорости. Через 2 - 3 минуты я догнал его на высоте 1000 метров, и я открыл стрельбу из всех трёх пушек с дистанции 300 - 350 метров. Когда F-86 начал заваливаться, я дал по нему ещё одну очередь, но она прошла мимо цели, поскольку "Сейбр" выпустил свои тормозные щетки. Я наблюдал, как F-86, снова вернулся к горизонтальному полёту и продолжал снижаться. Позже самолёт, который я сбил, наблюдался ведущим второй пары "МиГов" капитаном Милаушкиным, и более позднее старшим лейтенантом Фёдоровым, который видел, как F-86 приземлился на морском берегу".

На самом деле, старший лейтенант Фёдоров увидел на земле уже ранее севший вынужденно самолёт капитана Гаррета, а вот повреждённый F-86E №50-671 Артура О'Коннора, которому капитан Шеберстов пробил топливные баки, смог благополучно долететь на повреждённом самолёте до своей территории и когда в баках закончилось топливо, он покинул самолёт на парашюте и через несколько часов спокойно добрался до своей базе в Сувоне. Поэтому, в действительности, в этом бою полковником Пепеляевым был сбит F-86 капитана Гилла Гаррета, а капитаном Шеберстовым был сбит на самом деле самолёт ведущего этой пары - Артура О'Коннора. Но так как этот факт долгое время был неизвестен ни командованию корпуса, ни лётчикам, участвовавшим в этом бою, то все были уверены, что тогда был сбит всего один "Сейбр", которого засчитали капитану Шеберстову, что и вызвало обиду у Евгения Пепеляева. Сейчас же можно констатировать, что правы были оба наших лётчика, просто они не знали, что вели бой с разными пилотами 336-й FIS.

Сразу после этой победы, 10 октября последовал закрытый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении большого числа наших лётчиков из состава 324-й и 303-й ИАД орденами и медалями. В этом указе также было 8 награждений самым высоким званием Героя Советского Союза, причём половина награждённых из этого Героев была из состава 176-го ГИАП: Образцов Б. А. (посмертно), Субботин С. П., Крамаренко С. М. и Гесь Г. И.

К моменту выхода этого указа, у Григория Геся было уже 8 официальных побед, а у его Шеберстова только 5 побед, поэтому награда для Григория Геся была выше, чем у его бывшего командира! Константин Шеберстов получил тогда свой второй орден Красного Знамени. Многие лётчики 176-го ГИАП, в том числе и лётчики 1-й АЭ тогда получили свои первые боевые награды. Кроме того, многие лётчики полка также получили очередные воинские звания, в том числе повышен в звании на одну ступень, был и Константин Шеберстов - получил звание майор!

Самым результативным для майора Шеберстова выдался следующий месяц войны - ноябрь 1951 года. В этом месяце он одержал сразу 6 личных побед и вышел на передовые позиции самых результативных лётчиков полка. Свою первую из этих побед Константин Шеберстов одержал 8 ноября. В этот день в период с 15:01-15:59 на группу из 22 "МиГов" под командованием майора Шеберстова в районе 10 км от Кайсен напали 4 F-86. Они атаковали пару старшего лейтенанта Плиткина, но ему удалось выйти из-под атаки левой спиралью. Группа Шеберстова в это время догнала 6 F-84. Шеберстов атаковал одного противника, наблюдал попадания и резкий переворот. Ведомый Шеберстова старший лейтенант Головачёв атаковал второй самолёт F-84 с дистанции 700 метров, но результат не наблюдал. В это же время 2 F-84 на встречном курсе вели по нему огонь, и самолёт Головачёва получил одну пробоину в правую плоскость.

Всего в этом сражении участвовали 28 штурмовиков F-84 и 6 F-86, которые их прикрывали. В ходе этого боя, Шеберстову удалось зайти в хвост другой паре F-84 и одного из них поразить с дистанции 730 метров. Обе эти победы были подтверждены наземными войсками КНА и местной полицией. Как сейчас достоверно известно, в этот день лётчики 176-го ГИАП вели бой не с "Тандерджетами", а с F-80 "Шутинг Стар" из состава 35-й FBS 8-го FBW. По данным американской стороны, в этот день они потеряли 2 своих самолёта, лётчики которых погибли. Можно предположить, что один из этих F-80 сбил капитан И. А. Сучков, а другого сбил майор Шеберстов, предположительно он же повредил ещё одного "Шута".

10 ноября в середине дня группа из 16 "МиГов" полка под общим командованием майора Шеберстова, в районе Пхеньяна на высоте 5000 метров встретила группу из 16 F-84 и атаковала их. Пилоты "Тандерджетов" обнаружив "МиГи", устремились к спасительному Жёлтому морю, но достичь спасительной воды удалось далеко не всем. По заявлению лётчиков 176-го полка, ими было сбито 3 самолёта противника, которых записали на свой счёт майор Шеберстов, капитан Милаушкин и старший лейтенант Плиткин. Американская сторона признаёт потерю только одного своего F-84E-25 №51-549 из состава 9-й FBS 49-го FBW, пилот которого Майкл Ребо (Michael G. Rebo), пропал без вести. Время и место данной потери совпадает с советскими данными, только американская сторона записала эту потерю на следующий день. Предположительно его отправил на землю капитан Милаушкин, либо старший лейтенант Плиткин - оба стреляли по своей цели с дистанции в 400 метров. А вот майор Шеберстов, с большой долей уверенности можно предположить, серьёзно подбил в этом бою F-80 №49-830 из состава 16-й FIS 51-го FIW пилот которого Джеральд Джилл (Gerald B. Gill) сумел долететь до своей базы в Сувоне и посадить его на "живот", после чего этот "Шутинг Стар" был списан на металлолом.

Самым напряжённым периодом боевой деятельности Константина Шеберстова и его однополчан, стал конец ноября месяца, когда бои с группами штурмовиков F-84, по которым в основном и действовали лётчики 176-го полка, происходили почти ежедневно. В бою 23 ноября 18 "МиГов" полка с группой из 40 F-84 в районе Сюкусен, именно майор Шеберстов одержал единственную победу в этом сражении.

24 ноября произошла встреча 10 МиГ-15 полка с группой из 16 F-84 и 3 сопровождавших из F-86, в районе Пхеньяна на высоте 6000 метров. В этом бою майор Шеберстов и капитан Милаушкин сбили 2 "Тандерджетов". Это была 10-я официальная победа майора Шеберстова в небе Кореи, и тем самым он стал двойным асом этой войны!

Наконец 28 ноября состоялось сражение в том же районе Эйдзю - Пхеньян на высоте 5000 метров 18 экипажей 176-го полка с группой из 30 F-84, которых прикрывали 4 F-86. В этом бою вновь отличился майор Шеберстов, сбивший очередного "Тандерджета" с дистанции 680 метров. К сожалению, установить, кого сбил Константин Шеберстов в боях 23 - 28 ноября не представляет возможности, так как американская сторона отрицает потери своих F-84 в эти последние дни ноября... В лучшем случае, можно предположить только повреждение некоторых "Тандерджетов" в этих сражениях с "МиГами" 176-го ГИАП.

Свою последнюю победу в уходящем 1951 году, Константин Шеберстов одержал 13 декабря, когда в районе Эйдзио - Ансю в бою сошлись 20 "МиГов" 176-го ГИАП с группой из 30 F-86. Вновь в этом бою победы на свой счёт записали майор Шеберстов и капитан Милаушкин. Хотя американская сторона подтверждает потерю в этот день 2-х своих F-86 из состава 4-го FIW, но в этот день ещё 7 советских лётчиков из состава 196-го ИАП 324-й ИАД, а также из полков 303-й ИАД, заявили о 8 победах над F-86 (всего 10 заявок на победы). Поэтому очень трудно определить, кто именно претендует на 2 достоверно уничтоженных "Сейбра".

Свою последнюю 13-ю победу в небе Кореи, майор Шеберстов одержал 16 января 1952 года, когда вёл группу из 6 "МиГов" и был атакован группой F-86. В этом бою в период 12:32-13:28 майор Шеберстов сбил один F-86, который упал в 10 км восточнее Фуцйори. Американская сторона не подтверждает потери своих F-86 в этот день. Как бы там ни было, но 13-я официальная победа у майора Шеберстова отмечена в бою 16 января, что подтверждается советскими архивными документами. В итоге можно сказать, что Константин Яковлевич Шеберстов совершил в небе Кореи более 100 боевых вылетов и участвовал в более 50 воздушных боях, в которых официально сбил 13 самолётов ВВС США.

По всем правилам, он был достоин награждения самой высокой наградой Родины - "Золотой Звездой" Героя, но по неизвестным причинам так её и не получил... Командование 324-й ИАД во главе с легендарным И.Н. Кожедубом посылало в Москву представление на звание Героя около 10 лётчикам дивизии, в том числе и на майора К. Я. Шеберстова. Однако, после известного указа ПВС СССР от 10 октября 1951 года, больше ни одного лётчика 324-й ИАД этим высоким званием не наградили (за исключением командира 196-го полка полковника Е. Г. Пепеляева, которого удостоили звания Героя в 1952 году). Вместо "Золотой Звезды" Героя, всем им были вручены ордена Ленина, посчитав, что этой награды достаточно. Но для майора Шеберстова не нашлось даже этой награды: после октябрьского Указа ПВС СССР, Константина Яковлевича так больше не одной наградой и не удостоили! Хотя он сбил в боях, после известного Указа в 1,5 раза больше вражеских самолётов, чем до этого?! Видимо командование решило, что и двух орденов вполне достаточно за те боевые дела, что совершил в небе Кореи майор Шеберстов!

Константин Яковлевич Шеберстов ещё многое мог сделать для укрепления передовых позиций Советских ВВС, но судьба распорядилась по-своему: он трагически погиб 23 марта 1953 года в авиационной катастрофе...


Список известных воздушных побед К. Я. Шеберстова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
15.09.19441  ФВ-190Иецава"Аэрокобра"
07.11.19441  ФВ-190южнее Дурбе

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0;  боевых вылетов - около 40.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
12.04.19511  Б-29Аньдун - СиныйджуВ-29 из состава 19-й BG
09.05.19511  Ф-84ТайсюF-80 № 49-1852 из состава 8-го FBW
20.06.19511  Ф-51остров СимбитоF-51D № 45-11484 из состава 39-й FIS 18-го FBW
27.09.19511  Ф-80АнсюF-80 № 49-752 из состава 16-й FIS 51-го FIW
06.10.19511  Ф-86F-86E № 50-671 из состава 336-й FIS 4-го FIW
08.11.19511  Ф-84КайсенПредположительно, F-80 № 49-491 из состава 36-й FBS
1  Ф-84 
10.11.19511  Ф-84Пхеньян - ЦынампоF-80 № 49-830 из состава 16-й FIS 51-го FIW
23.11.19511  Ф-84Сюкусен 
24.11.19511  Ф-84ПхеньянПредположительно, F-80 № 49-524 из состава 8-го FBW
28.11.19511  Ф-84Эйдзю 
13.12.19511  Ф-86Ансю 
16.01.19521  Ф-86восточнее Фуциори 

      Всего сбитых самолётов - 13 + 0;  боевых вылетов - более 120;  воздушных боёв - более 50.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д