Шебанов Фёдор Акимович
Родился 26 мая 1921 года в селе Студенки, ныне Новодеревенского района Рязанской области, в семье крестьянина. В 1939 году окончил Студенковскую школу колхозной молодёжи, в 1940 году - 1-й курс отделения струнных инструментов Рязанского музыкального техникума. Занимался в аэроклубе и кружке радиотелеграфистов. С 28 октября 1940 года в рядах Красной Армии. Проходил службу радиотелеграфистом в батальоне аэродромного обслуживания в Сталинабаде (Душанбе) Среднеазиатского военного округа. 15 апреля 1942 года зачислен в Одесскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил 27 декабря 1944 года в звании младшего лейтенанта. Участник Великой Отечественной войны с 29 января по 9 мая 1945 года в составе 730-го истребительного авиационного полка (125-й истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ПВО). Осуществлял боевое дежурство и патрулирование над прибалтийскими портами, воздушных побед не имел. После войны продолжил службу в строевых частях авиации ПВО и ВВС. С 29 декабря 1946 года - лётчик 730-го ИАП Северо-Западного округа ПВО (город Каунас, Литва). 23 августа 1947 года присвоено звание лейтенанта. С 18 декабря 1948 года - лётчик 32-го Гвардейского ИАП. 27 октября 1950 года присвоено звание старшего лейтенанта. С ноября 1950 года - лётчик 196-го ИАП, с июня 1951 года - старший лётчик того же полка. С 1 апреля по 26 октября 1950 года - участник Корейской войны в качестве старшего лётчика. Совершил 69 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, в которых лично сбил 6 самолётов противника. 26 октября 1951 года погиб в воздушном бою. Гвардии старший лейтенант Ф. А. Шебанов похоронен на Русском кладбище города Порт-Артур (Люйшунь) 4 ноября 1951 года - участок 11, ряд 6, могила 14. 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, старшему лейтенанту Ф. А. Шебанову присвоено звание Героя Советского Союза. Награды: медаль "Золотая Звезда" (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (10.10.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет). * * *Впервые отличился Фёдор Шебанов на китайской земле ещё тогда, когда полк и дивизия базировались в городе Дунфын, где переучивали китайских лётчиков. В одном из групповых полётов в составе АЭ под вечер, не вернулся из полёта самолёт Шебанова. Однако вскоре он приехал на аэродром на автомашине и рассказал командованию полка, что во время этого полёта, у него на высоте 10000 метров остановился двигатель самолёта. Он пытался его запустить, но все попытки оказались безуспешными. Тогда он решил идти на вынужденную и совершил посадку на "живот" на местном кладбище - самолёт был разбит, но сам он был цел и невредим. Первый свой боевой вылет Фёдор Шебанов выполнил 4 апреля 1951 года в качестве ведомого командира звена 3-й АЭ капитана П. А. Сосковца. Во второй половине дня, а точнее в 15:30 с аэродрома Аньдун вылетели 8 экипажей 3-й АЭ 196-го полка под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеламонова на перехват обнаруженной группы "Сейбров". Однако в указанном с КП районе, группа Шеламонова противника не встретила и вернулась на свой аэродром, но вернулись только 7 экипажей. Как выяснилось на земле, не хватает самолёта Фёдора Шебанова, который отстал от группы при возвращении на аэродром. Но когда уже казалось, что самолёт не вернётся на базу, из-за сопок выскочил МиГ-15 и сходу произвёл посадку на полосу Аньдунского аэродрома - все кто был на аэродроме, с облегчением вздохнули, это был самолёт Фёдора Шебанова! О том, что же произошло с Шебановым в том первом для него боевом вылете, рассказывает бывший командир 3-й АЭ Николай Константинович Шеламонов: "Вернулись мы из боевого вылета, сели всей группой, а Фёдора Шебанова нет. Ждём, ждём, времени и горючее у него уже должно закончиться, и тут видим, он садиться. Вылезает из кабины самолёта, улыбается и кричит: "Я сбил, я сбил"! - а мы не слушаем его и отчитываем за то, что оторвался от строя, и всех это беспокоило больше чем его победа. Позже, когда мы успокоились, он нам рассказал, что же с ним произошло: "За мной гнался самолёт противника, но в атаке он выскочил вперёд меня и я нажал на гашетки". Как оказалось, пара F-86 обнаружила отставший МиГ-15 и незаметно атаковала самолёт Шебанова, но видимо ведущий пары не рассчитал скорость сближения и вместо того, чтобы сбить одиночного "МиГа", сам выскочил под пушки противника и сам превратился из охотника в добычу. Благо Шебанов не растерялся и влепил две очереди снарядов в самолёт противника. "Сейбр" задымил и ушёл в направлении Ансю, но перетянуть береговую черту пилоту этого "Сейбра" так и не удалось. На следующий день поисковая команда майора В. П. Жученко обнаружила этот F-86 в районе Ансю на земле. Так Фёдор Шебанов увеличил победный счёт полка в этот день. [Первую победу в составе 196-го ИАП одержал Л. Иванов, несколько часов ранее.] Следующую свою победу Фёдор Шебанов одержал 10 апреля. Боевые вылеты следовали почти каждый день, если была лётная погода, и встречи с противником были в это время довольно частыми. Хотя 10 апреля над территорией Северной Кореи была сильная облачность, но противник неоднократно появлялся в небе, что вызывало ответную реакцию у командования 64-го ИАК, которое, поднимало навстречу противнику свои группы "МиГов". В это раннее утро, в 7:00 с аэродрома Аньдун на перехват самолётов противника вылетела группа МиГ-15 из 3-й АЭ полка в составе 8 экипажей, под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеламонова. Во время полёта по маршруту в этой облачности, прикрывающее звено капитана П. А. Сосковец потеряло ведущее звено Шеломонова, но продолжило полёт в заданный район Тецузан, в надежде там обнаружить ведущее звено. Однако при подлёте к данному району они сами были неожиданно атакованы группой из 6 F-86, и пришлось вступать в бой в невыгодных условиях. В ходе маневренного боя, одной паре "Сейбров" удалось зайти в хвост замыкающей паре старшего лейтенанта Владимира Алфеева, у которого ведомым в этом вылете был Фёдор Шебанов. В этот раз случилась та же ситуация, что и в бою 4 апреля: пилоты "Сейбров" так сильно разогнались в своей атаке, что, не успев открыть огня по цели, проскочили её, и их вынесло вперёд "МиГов". Уже бывавший в такой ситуации Фёдор быстро среагировал на этот просчёт противника и, довернув свой самолёт на врага, открыл огонь по ведущему F-86 с дистанции 200 метров. "Сейбр" получил попадания снарядов пушек "МиГа", окутался дымом и со снижением ушёл в залив. На помощь устремилась четвёрка "Сейбров", но "МиГи" уже растворились в облаках, и на этом сражение закончилось победно для наших лётчиков. Так без потерь со своей стороны, а звено капитана Сосковца с победой вернулось на свой аэродром, и это уже была вторая победа этого звена в небе Кореи, и обе они были на счету одного лётчика - Фёдора Шебанова! Как сейчас стало известно, в том вылете Фёдор Шебанов подбил F-86A №49-1093 из состава 335-й FIS 4-го FIW, пилот которого всё же долетел и посадил свой подбитый "Сейбр" на авиабазе в Кимпо (Южная Корея), но повреждения были таковы, что пришлось списать эту машину на металлолом. Так что на этот раз это была действительная и подтверждённая победа будущего нашего аса! Следующее сражение, в котором участвовал Фёдор Шебанов, состоялось 12 апреля - это было грандиозное сражение лётчиков всей 324-й ИАД с большим соединением В-29 состоящих из 48 бомбардировщиков В-29 из 3-х бомбардировочных крыльев, которые шли на Аньдунский мост, в сопровождении почти 100 истребителей F-80, F-84 и F-86. Против этой армады авиации противника, были брошены все наличные силы дивизии - 44 истребителя МиГ-15. Первыми атаковали эту армаду лётчики 196-го ИАП: это были 2 группы "МиГов" из состава 1-й и 3-й АЭ полка, всего 14 экипажей. В составе восьмёрки "МиГов", которую повёл в бой командир 3-й АЭ старший лейтенант Николай Шеламонов, был и Фёдор Шебанов. Первыми встретила врага в районе Тецузана шестёрка капитана П. Ф. Ткацкого: они обнаружили шедшие впереди 2 звена В-29 и, не обращая внимание на истребителей прикрытия, атаковали бомбардировщики. Это произошло в районе 9 часов утра. Вскоре в район боя подошла и группа Шеламонова, которая сразу обнаружила ещё несколько звеньев бомбардировщиков В-29 и прикрывавших их истребителей. Ведущее звено, развернувшись, атаковала первое звено В-29, а звено старшего лейтенанта П. А. Сосковца перешло в атаку на следующее звено В-29. Первая атака оказалась довольно результативной для обоих звеньев "МиГов": если лётчики звена Шеломонова только разбили строй первого звена В-29, то лётчикам звена Сосковца повезло больше. В этой атаке командир звена Сосковец атаковал ведущего В-29 и вёл по нему огонь длинными очередями с 1000 до 800 метров и повредил один из его двигателей. Следовавшая за ним пара старшего лейтенанта Алфеева, добила этот бомбардировщик, который горящий устремился к земле. Последним по этому бомбардировщику бил как раз Фёдор Шебанов и с довольно короткой дистанции (600-500 метров), что и определило судьбу этого В-29. Ещё один В-29 был также повреждён и, выйдя из строя, устремился на свою территорию. Вторую атаку по оставшимся двум В-29 этого "ромба" звено Сосковца, сверху открыв огонь с большой дистанции по обоим В-29, надеясь, не входя в зону действия стрелков В-29 поразить цель плотностью своего огня. Однако это только привело к израсходованию боекомплекта, а противник не получил каких либо повреждений. Пришлось звену Сосковца выходить из боя и возвращаться обратно на свою базу, без боезапаса в бою делать было нечего! Хотя воздушное сражения в районе Аньдунского моста продолжалось, но для лётчиков 3-й АЭ оно уже закончилось, так как они уже находились на земле и готовились к новому вылету, но он так в этот день и не последовал. Итог участия лётчиков 3-й АЭ 196-го ИАП в этом грандиозном сражении довольно скромный, но каждый делал своё дело: был уничтожен один бомбардировщик В-29, который по результатам фотоконтроля был записан на счёт старшего лейтенанта Шебанова и ещё один повреждён. Эскадрилья в этом сражении потерь не имела. Предположительно, в этом сражении Фёдор Шебанов серьёзно повредил В-29А №44-87618 из состава 19-й BG, который хоть и долетел до аэродрома в Сеуле, но разбился при посадке и был списан. Это была уже 3-я победа 29-летнего лётчика в небе Кореи, и в июне месяце он был награждён за эти победы орденом Красного Знамени. После этого сражения и понесённых в нём больших потерь, американская авиация несколько дней избегала встреч с "МиГами", и только 16 апреля вновь возобновились бои противников в небе Кореи. В почти каждом вылете были стычки с группами "Сейбров", но наверно особо запомнился для Фёдора Шебанова боевой вылет 18 апреля, когда он попал в довольно серьёзную переделку. Утром в 9:15 на перехват самолёта-разведчика противника были подняты 8 МиГ-15 под командованием старшего лейтенанта Николая Шеломонова, однако, обнаружив "МиГи" экипаж разведчика и сопровождавшие его 4 F-86, тут же развернулись и ушли в сторону моря. Группу Шеламонова тут же перенацелили в район Тецузана, где постами РТС была обнаружена группа самолётов противника. Прибыв в указанный район, наши лётчики вскоре обнаружили 2 восьмёрки F-86, которые на высоте 9000 метров следовали в район Аньдуня. Наши лётчики сразу пошли в атаку, и вскоре в небе завертелось колесо воздушной карусели. Звено старшего лейтенанта Петра Сосковца схлестнулось в бою с восьмёркой "Сейбров". В одной из атак Сосковец удачно зашёл в хвост паре "Сейбров" и обстрелял их с короткой дистанции - один "Сейбр" задымил и вышел из боя. При выходе из боя с этой восьмёркой "Сейбров", Фёдор Шебанов оторвался от своего ведущего и остался один. Тут же на него накинулась пара "Сейбров" и попыталась сбить одиночку. Фёдор сделал резкий переворот и пытался таким образом оторваться от "Сейбров", но из этого ничего не вышло - "Сейбры" следовали за ним в опасной близости. Тут видимо Фёдор понял, что попал в опасную ситуацию и надо приложить всё своё мастерство, чтобы уйти целым от врага, и он перешёл на вертикальный маневр, используя все свои навыки лётчика и превосходство "МиГа" на вертикальном маневре перед "Сейбром". Делая "косые петли" Фёдору удалось зайти в хвост ведомому "Сейбру" и, сблизившись до дистанции 150 метров ударить по нему из всех пушек, выпустив весь боекомплект по этому "Сейбру". Тот сделал переворот и, перекачиваясь с крыла на крыло, устремился вниз. Фёдор не стал следить, что с противником произошло дальше, так как бой продолжался, но не долго - ведущий F-86 потеряв своего напарника, решил выйти из боя. Фёдор не стал его преследовать, поскольку уже заканчивалось горючее и в пушках не осталось ни одного снаряда, и он повернул на свой аэродром. В итоге этого сражения, все лётчики 3-й АЭ благополучно вернулись на свой аэродром, заявив о 3-х своих победах над F-86 - отличились лётчики Шеламонов, Сосковец и Шебанов. Однако американская сторона не признаёт потерь своих F-86 в этот день. В данное время можно сообщить о том, что в этом сражении всё же один F-86 был серьёзно повреждён: это был F-86A с №49-1227 из состава 4-го FIW, которым пилотировал в тот день 1-й лейтенант Бернард Мур (Bernard Moore). В том бою Фёдор Шебанов фактически отстрелил Муру руль поворота, и пилот с трудом долетел до своей базы в Сувоне, используя только элероны и своё лётное мастерство, и благополучно совершил посадку. Хотя машина была введена в строй, но некоторое время была выведена из строя и не участвовала в боях. Следующее сражение, в котором участвовал Фёдор Шебанов, состоялось 22 апреля. В середине дня, в 14:55 на перехват самолётов противника отправились лётчики 3-й АЭ под командованием её командира старшего лейтенанта Н. К. Шеламонова. Прибыв в составе 8 экипажей в район Тецузан, они встретились с 22 F-86, которые шли на встречных курсах в колонне звеньев. Ниже шли четыре звена "Сейбров", а над ними находилось ещё шестёрка F-86. Шеламонов приказал звену старшего лейтенанта Петра Сосковца атаковать верхнюю шестёрку, а сам со своим звеном атаковал основную группу "Сейбров". Командир звена Сосковец атаковал верхнюю шестёрку "Сейбров", как обнаружил ещё звено "Сейбров", которое пыталось атаковать их снизу. Он приказал ведомой паре старшего лейтенанта Владимира Алфеева отбить атаку этой четвёрки, а сам продолжил атаку на шестёрку "Сейбров". После первой атаки, пара "Сейбров" вышла из боя, но четвёрка продолжила бой на вертикалях и это была их ошибка. На очередной "косой петле" Сосковец удачно зашёл в хвост паре F-86 и с дистанции менее 200 метров дал 2 очереди по ведомому "Сейбру", после чего тот задымил и резко ушёл вниз. Остальные "Сейбры" вскоре поняв, что в создавшейся ситуации им проще проиграть этот бой, чем его выиграть, и они благоразумно покинули район боя. В это же время пара Алфеева вела бой со звеном "Сейбров" и в ходе этого маневренного боя, Фёдору удалось зайти в хвост одному из "Сейбров" и с дистанции 150 метров поразить его и тот клюнул носом и пошёл вниз. Остальные тут же покинули поле боя. Это была 5-я победа Фёдора Шебанова в небе Кореи и на данное время, он являлся самым результативным лётчиков в составе 324-й ИАД. Так 22 апреля в составе 64-го ИАК образовался новый ас, ставший 4-м достигший этого статуса сражаясь в небе Кореи! Однако, победы давались не легко: в том же сражении лётчиков 3-й АЭ 22 апреля с превосходящими силами противника, звено старшего лейтенанта Шеломонова попало с трудную ситуацию, и только используя всё своё лётное мастерство, смогли выйти из боя. Однако, обозлённые активностью "МиГов" и упорством их пилотов, несколько пар "Сейбров" продолжили преследовать уходящее звено Шеломонова и попытались их уничтожить на подходе к своему аэродрому. Возле реки Ялуцзян они атаковали пару Шеломонова и сбили его ведомого капитана Евгения Самусина, благо ему удалось благополучно покинуть свой подбитый самолёт, и вскоре он вернулся в часть. Был повреждён и самолёт Шеламонова, но ему удалось уйти от своих преследователей и благополучно сесть на свой аэродром. Таким образом, сражение восьмёрки экипажей 3-й АЭ с почти 30 вражеских истребителей, хоть и закончилось победой со счётом 2:1 в нашу пользу, но это был самый трудный бой для лётчиков этой АЭ с начала участия в боях в небе Кореи, и первая потеря в составе их эскадрильи. Американская сторона отрицает потери своих F-86 в тот день (22 апреля), однако спустя несколько дней, а точнее 27 апреля признала потерю F-86A №48-0232 из состава 4-го FIW по "неизвестной причине". Предположительно, это был тот самый F-86, которого сбил в бою 22 апреля Фёдор Шебанов, о чём американская сторона не хочет сообщать, скрывая свои истинные потери в боях с "МиГами", в расплывчатых формулировках указывая на "не боевые потери" своих самолётов в боях с МиГ-15. Больше в апреле месяца лётчики 3-й АЭ 196-го ИАП встреч с противником не имели. В мае месяце, накал боёв немного спал. В первые дни нового месяца ещё происходили стычки лётчиков 324-й ИАД с авиацией противника, но больше в этих боевых вылетах везло лётчикам "братского" 176-го ГИАП, а вот у лётчиков 196-го ИАП в первой половине мая был только один удачный день, когда удалось встретиться с противником - это произошло 9 мая. Однако звену Петра Сосковца, в составе которого летал ведомым Фёдор Шебанов не удалось в тот день вступить в бой с врагом, так как не все противники желали встречи с "МиГами". После 12 мая в небе Северной Кореи снова наступила нелётная погода, и только 20 мая бои в небе Северной Кореи вновь возобновились. В этот день состоялся большой бой лётчиков 196-го ИАП с пилотами 4-го FIW ВВС США. В сражении этого дня, которое состоялось во второй половине дня в районе Тецузан, участвовали 16 "МиГов" 196-го полка и 28 F-86 из состава 335-й и 336-й FIS 4-го FIW. Первой на перехват самолётов противника в 15:06 ушла восьмёрка МиГ-15 под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева, а через несколько минут вслед за ними ушла в воздух восьмёрка капитана Шеламонова. Первой встретила противника вылетевшая первой группа подполковника Евгения Пепеляева - она была атакована несколькими звеньями "Сейбров" и завязался маневренный бой. О том, как развивались события в этом бою, будет рассказано в другой заметке, а в данной - рассказ пойдёт об участии в сражении эскадрильи капитана Шеломонова, в составе которой сражался Фёдор Шебанов. Группа Шеламонова прибыла в район Тецузан, когда сражение было уже в разгаре. Везде носились наши "МиГи" и "Сейбры". Тут на встречных курсах появилась четвёрка "Сейбров" и ведущее звено капитана Шеломонова атаковала их и завязала с ними маневренный бой. В это время прикрывавшая сверху звено старшего лейтенанта Сосковца обнаружила подходящую снизу ещё одно звено "Сейбров", которое намеревалось зайти в хвост звену Шеломонова, и перешла на них в атаку. Пётр Сосковец обнаружил одного "Сейбра", у которого под крылом висел один подвесной бак и решил атаковать его. Он обстрелял его, но не попал и вышел из атаки. Тут этим "Сейбром" с подвесным баком занялась ведомая пара старшего лейтенанта Алфеева. Наши лётчики, конечно, не знали, что в кабине этого F-86 сидел будущий ас № 3 ВВС США на этой войне капитан Джеймс Джабара (James Jabara), у которого не сбросился один из подвесных баков. По инструкции ВВС США, в данной ситуации, лётчик должен был прервать своё задание и вернуться на базу. Но Джабара проигнорировал эту инструкцию, так как на его счету уже были 4 победы в небе Кореи и он, во что бы то ни стало, хотел одержать свою 5-ю победу и получить статус аса. Это ему удалось сделать в бою с группой Пепеляева, но, выходя из боя с этой группой "МиГов", новоиспечённый ас сам из охотника превратился в добычу. Сам капитан Джеймс Джабара вспоминал позднее: "Всё вокруг меня застучало, я внезапно услышал звук, который походил на машину производящую попкорн, находящейся у меня в кабине. Оглянувшись назад, я увидел пару "МиГов" стреляющих в меня с очень выгодной позиции! Мой ведомый Кемп пробовал не отставать от меня, но он сам был атакован другой парой "МиГов" и был занят ими. Это было ужасной неожиданностью для меня!" В тоже время и Джабара не знал, что его атакует пара результативных асов 196-го ИАП старший лейтенант Владимир Алфеев и старший лейтенант Фёдор Шебанов, у которого на счету уже было 5 побед. Старший лейтенант Владимир Алфеев вспоминал позднее: "...В воздушном сражении 20 мая 1951 года, между 15:06-15:50 в районе Тецузан, я сбил вражеский самолёт Ф-86 "Сейбр". Я произвёл 4 очереди с дистанции от 600 до 300 метров, стрелял по нему под ракурсом 0/4. Вражеский самолет, который имел только один подвесной топливный бак, стал неуправляемый..." В течение следующих 5 минут Джеймс Джабара пытался сбросить со своего "хвоста" эту пару назойливых "МиГов". Сам Джабара вспоминал о тех событиях так: "Я остановил вращение самолёта, потянув ручку на себя и выпустив воздушные тормоза. Я ещё две минуты вертелся в небе со своими преследователями, которые постоянно вели стрельбу по мне, но поскольку я оборонялся, мне приходилось не легко. Именно в этот момент я услышал по радио голоса ведущего двух пар моей группы: "Сабля" в опасности, мы над тобой"! Я ответил: " Роджер - я знаю это, очень хорошо!" - Они передали: "Хорошо, тогда, сообщи нам, нуждаетесь ли Вы в помощи?" Так как моё топливо в баках заканчивалось, я ответил им, "Роджер, я считаю вашу помощь само собой разумеющейся!". Два F-86 выпали из боя и направились вниз, чтобы оказать мне помощь. Парни, сделали это красиво и вскоре были уже возле меня! Один из "МиГов", увидев приближающуюся помощь, бросил меня и направился домой. Второй, однако, продолжал стрелять в меня. Джей Холлей, пилот одного из F-86, прибывших мне на помощь, зашёл "МиГу" в хвост и открыл по нему огонь..." Прибывшая на помощь пара были капитан Morris B. Pitts и 1-й лейтенант Rudolf Eugene Holley. Они спешили, чтобы освободить Джабару из его затруднительного положения. Несмотря на то, что Холлей был официально ведомый Питтса, из-за того, что он был в лучшем положении для ведения стрельбы, то он был тем, кто открыл огонь против пары Алфеев - Шебанов, которого сзади прикрывал Питтс. Старший лейтенант Владимир Алфеев вспоминает: "...В то время, когда я атаковал "Сейбр", я в свою очередь был атакован самолётом врага Ф-86, который открыл огонь в моего ведомого, лейтенанта Шебанова, и поскольку я прервал атаку и совершил разворот вправо с набором высоты, я не видел место падения атакованного мной Ф-86." Самолёт, по которому открыл огонь 1-й лейтенант Питтс, принадлежал старшему лейтенанту Фёдору Шебанову, который легко ушёл от огня противника и проскочившая вперёд пара "Сейбров" сама оказалась перед пушками "МиГа" Шебанова. Позднее старший лейтенант Фёдор Шебанов вспоминал: "20 мая 1951 года, ведя бой с группой истребителей противника севернее района Тецузан, пара старшего лейтенанта Алфеева в результате боя зашла в хвост паре истребителей противника Ф-86. Старший лейтенант Алфеев вёл огонь по ведомому пары Ф-86. В результате атаки, наша пара была атакована парой вражеских истребителей. Я отбил атаку противника, дав 3 очереди с дистанции 300 - 200 метров под ракурсом 1/4 - 0/4. Вражеский самолёт задымил и с резким снижением ушёл из района боя..." Атакованный Шебановым "Сейбр" принадлежал капитану Моррису Питтсу: один из 23-мм снарядов "МиГа" попал в переднюю, часть фюзеляжа "Сейбра" и поразил одну из коробок с боекомплектом патрон 12,7-мм, что вызвало небольшой взрыв в передней части фюзеляжа, и из пробоины вызванной взрывом пошёл дым. Всё это наблюдал не только сам Фёдор Шебанов, но и командир его звена Пётр Сосковец, который вспоминал позднее: "...Во время боя в составе звена с группой вражеских истребителей Ф-86, летя в составе эскадрильи к северу от 3-го района на высоте 7000 - 8000 метров, мы наблюдали как старший лейтенант Шебанов, отражает нападение врага на его ведущего, старшего лейтенанта Алфеева, при этом он сам напал на Ф-86. С короткой дистанции Шебанов несколько раз открывал огонь по вражескому самолёту, после чего Ф-86 начал дымить и направился резко вниз. Я думаю, что самолёт, который был атакован старшим лейтенантом Шебановым, должно быть, был сбит..." Однако, самолёт капитана Питтса был только повреждён, и пилоту удалось благополучно посадить свой F-86A на авиабазе в Сувоне. Сам капитан Питтс заявил, что причиной взрыва на борту его самолёта, были ненадёжные боеприпасы М23, которые имели иногда тенденцию к самовзрыванию. Но только не в этот раз: ведь попадание снаряда в атакованный Шебановым самолёт F-86, наблюдал не только сам Шебанов, но и его боевые товарищи. Так что, как не хотелось бы американцам спрятать повреждение своего "Сейбра" в бою с "МиГом" за подобные объяснения, всё говорит об обратном... По данным фотоконтроля на земле, двум лётчикам 3-й АЭ 196-го ИАП старшему лейтенанту Владимиру Алфееву и старшему лейтенанту Фёдору Шебанову были записаны по личной победе. Причём для Фёдора Шебанова это была уже 6-я, и как оказалось последняя победа в небе Кореи, а для Владимира Алфеева это была его первая победа в небе Кореи, и он открыл свой победный счёт в этом бою. Как теперь известно, в этом бою ни Алфеев, ни Шебанов не сбили своих противников, а только повредили их. Но зато противники были у наших лётчиков довольно серьёзные: Алфееву удалось повредить самолёт F-86A №49-1319, который пилотировал капитан Джеймс Джабара, ставший затем асом № 2 в ВВС США на этой войне. А Фёдору Шебанову удалось повредить самолёт капитана Морриса Питтса из 335-й FIS. После этого сражения 20 мая, погода снова резко испортилась фактически до конца месяца. В июньских боях 196-й ИАП фактически не участвовал - был в резерве 64-го ИАК. В июле месяце также было не много лётных дней и только 11 и 21 июля лётчики 196-го полка активно участвовали в боях. В сражениях 11 июля участвовали и лётчики 3-й АЭ, в том числе и Фёдор Шебанов. Наиболее напряжёнными для лётчиков 196-го полка, как и для всей 324-й ИАД, выдались сражения осенью 1951 года. В сентябре и октябре месяце в небе Северной Кореи шли ожесточённые и частые воздушные бои, в которых участвовали и лётчики 196-го ИАП. Фёдор Шебанов по-прежнему летал в качестве ведомого уже капитана В. И. Алфеева и уже долгое время не мог одержать новую свою победу в небе Кореи, и видимо очень этим тяготился. Уже многие в полку обошли его победный счёт или были близки к его результату, и видимо это обстоятельство и подвинуло Фёдора Шебанова на безрассудные поступки виде покидания строя и попытки в одиночку атаковать самолёты противника. Товарищи часто обращали внимание Фёдора на эти его опасные действия, которые могли стоить ему жизни, но видимо эти слова товарищей не дошли до слуха Шебанова, и он продолжал попытки самостоятельно сбить самолёт врага. Было ещё одно обстоятельство, которое подталкивало на активные действия в сражениях Фёдора Шебанова. 10 октября 1951 года в Москве, указом Президиума Верховного Совета СССР группе советским лётчикам из состава 64-го ИАК было присвоено высокое звание Герой Советского Союза. Среди награждённых был и Фёдор Шебанов! Эта радостная новость быстро добралась до Аньдуня, где базировалась 324-я ИАД, и поэтому поводу в гарнизоне был устроен праздничный банкет. Всё это подталкивало Фёдора к более активным действиям во время боевых вылетов. Видимо это обстоятельство и привело Шебанова к гибели 26 октября 1951 года. В этот день лётчики 324-й ИАД совершили 22 боевых самолёто-вылета. В 10:43 утра на боевое задание вылетели 12 экипажей 196-го ИАП под общим командованием заместителя командира полка майора А. И. Митусова. В 10:59 в районе Дзюнсен на высоте 5000 метров они встретили 20 штурмовиков F-80 и атаковали их. Наши лётчики быстро заставили "Шутинг Стары" покинуть данный район, сбив 3 F-80, но из этого вылета не вернулся старший лейтенант Фёдор Акимович Шебанов. В ходе боя Фёдор бросил ведущего и бросился в атаку на одного из "Шутов", но его самолёт сам был атакован тремя F-80 и один из них поразил самолёт Шебанова. Его самолёт начал снижаться со шлейфом дыма и упал в 35 км юго-западнее Пхеньяна, в 7 км севернее населённого пункта Рюкю. Кстати, американцы в тот день никому из своих лётчиков, летавших на F-80, эту победу так и не засчитали, так как просто не знали об этой потере. Вот как описывает его гибель тогдашний командир эскадрильи Николай Константинович Шеломонов: "Фёдор Шебанов был боец, но воюющий без оглядки. Часто бросал строй и без прикрытия кидался на самолёты противника. Так и погиб по своей ошибке! Был бой в районе Пхеньяна, и он вновь увлёкся боем и бросился на подвернувшийся самолёт противника, и его подловили и сбили. Я видел эту картину, но помочь уже ни чем не мог. Успел крикнуть ему по радио: "Федя уходи у тебя на хвосте "Шут", - но ничего не помогло и Шебанов погиб". Поисковая группа, в составе которой был начальник строевого отдела лейтенант Г. А. Карапетян, а также механик и техник самолёта Шебанова, выезжали на место падения его самолёта в район города Косэй, что юго-западнее Пхеньяна в 40 км, обнаружили обломки его самолёта и останки лётчика. В аптечке, которую нашли на месте падения самолёта Фёдора Шебанова, крепившейся в кабине лётчика по правому борту, обнаружили пулевое отверстие. Пуля, возможно единственная, угодившая в самолёт, прошила грудь лётчика чуть ниже сердца. Он был смертельно ранен, но ещё секунд 30 - 50 боролся со смертью, пытаясь удержать ручку управления, но сил, чтобы катапультироваться, ему уже не хватило... Бывший авиационный техник 3-й АЭ 196-го ИАП Владимир Николаевич Сахаров, будучи в Китае, обслуживал долгое время самолёт Фёдора Шебанова, так рассказывает о своём командире и товарище: "Фёдор был неразговорчивым человеком, рост средний, лицо круглое, спокойный по натуре, уравновешенный. Никогда его не видел расстроенным или чем-то взволнованным. Мой командир, старший лейтенант Фёдор Шебанов доверял мне и никогда машину не проверял. Часто сидел в кабине самолёта и молчал. Когда я его спросил: "О чём думаешь?" - Шебанов ответил: "Анализирую предыдущий бой:" Знаю, что Фёдор был женат, когда он погиб, у него осталась дочь 4 - 6 лет в Кубинке. По словам ведущего Шебанова в том его последнем вылете, они в том вылете связали боем 4 истребителя противника. Он был убит пулей в кабине самолёта. При раскопках останков обломков самолёта, были обнаружены останки Фёдора вместе с парашютом. Мы убедились, что это самолёт Фёдора Шебанова, только после того, как откопали щиток шасси с заводским номером № 0615396. После этого собранные останки Фёдора Шебанова были положены в гроб, и я сопровождал его в город Порт-Артур, где его и похоронили". Так погиб первый ас в составе 324-й ИАД и четвёртый в общем, списке асов лётчиков 64-го ИАК ПВО в Китае, Гвардии старший лейтенант Герой Советского Союза Фёдор Акимович Шебанов. В центре его родного села Студенки Новодеревенского района Рязанской области установлен бюст Героя, а в посёлке городского типа Александрово-Невский, одна из улиц названа его именем. Так что память о Герое Советского Союза Фёдоре Шебанове жива до сих пор! Список известных воздушных побед Ф. А. Шебанова:
|
Н а з а д