1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Шаталов Герман Тимофеевич

5 побед

(5 + 0)
Шаталов Герман Тимофеевич
  Флаг ВВС

Родился 16 марта 1923 года в городе Валуйки, ныне Белгородской области. В 1940 году окончил 8 классов школы в городе Валуйки, в 1941 году - Белгородский аэроклуб. В рядах Красной Армии с 25 июня 1941 года по 10 января 1945 года, окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны: с января 1945 года младший лейтенант С. Т. Шаталов - лётчик 4-го ИАП (2-й Прибалтийский и Ленинградский фронты). Участвовал в блокаде Курляндской группировки противника. Летал на Як-9.

С февраля 1946 года - лётчик 50-го отдельного УТАП. С сентября 1946 года - лётчик 415-го ИАП (1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). С марта 1948 года лейтенант С. Т. Шаталов - лётчик 523-го ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). С 19 декабря 1950 года - в распоряжении командира 64-й ВИА ПВО.

С 28 марта 1951 года старший лейтенант С. Т. Шаталов принимал участие в боевых действиях в небе КНДР в должности старшего лётчика 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). За время участия в боях официально сбил 5 самолётов противника. 28 ноября 1951 года капитан С. Т. Шаталов погиб в воздушном бою.

Награды: орден Ленина (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (19.11.1951 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (25.09.1952 г., посмертно - за бои в Корее)

*     *     *

Старший лейтенант Герман Шаталов попал в состав 523-го ИАП в марте 1948 года. К этому времени он был уже не новичок, а довольно опытным пилотом. Ему даже удалось повоевать 4 месяца в конце Великой Отечественной войны, так что это был опытный лётчик, который понюхал пороху! В полк он прибыл лейтенантом, рядовым лётчиком. Вместе со всеми лётчиками полка в 1948 - 1949 гг. освоил первые реактивные самолёты и вскоре стал старшим лётчиком в 1-й эскадрилье. Вот в этой должности старший лейтенант Шаталов и убыл в марте 1951 года в правительственную командировку в составе 523-го ИАП.

Боевые вылеты начались для лётчиков 523-го ИАП в середине июня 1951 года и первоначально Герман Шаталов летал на боевые задания в качестве ведомого у командира звена капитана Дмитрия Мазилова. Эта пара отличилась в сражении с "Шутинг Старами" 24 июня, причём отличились оба лётчика. Вот как проходил этот бой с документальной подробностью: в 8:13 по данным РТС в районе Созан было обнаружено 16 самолётов F-86, которые на высоте 5000 метров следовали в район Ансю. В 8:22 по команде с КП дивизии 1-я эскадрилья в составе 10 МиГ-15 под командованием командира эскадрильи Гвардии майора Анатолия Трефилова произвела боевой вылет на перехват штурмовиков противника в районе Ансю. В 8:19 майор Трефилов, следуя своей группой на высоте 6000 метров в боевом порядке левый пеленг звеньев 10 км юго-западнее Ансю на высоте 1500-2000 метров увидел до 16 самолётов F-80, которые наносили бомбово-штурмовые удары по железнодорожной станции Ансю и вступил с ними в бой составом всей группы.

Гвардии майор Трефилов своей шестёркой пошёл на сближение с 6 F-80, сблизившись с четвёркой F-80 на дистанцию 650 метров, его ведомый старший лейтенант Шальнов открыл огонь под ракурсом 2/4 по левому ведомому самолёту. Четвёрка F-80 заметила атаку наших истребителей и переворотом ушла в море. При преследовании 4 самолётов F-80 Гвардии майор Трефилов сзади себя 2 - 3 км увидел четвёрку F-80, которые пытались атаковать его шестёрку сзади. Трефилов правым боевым разворотом с набором высоты вышел из-под атаки звена F-80. Выйдя из разворота, майор Трефилов впереди 1,5-2 км увидел пару F-80, капитана Бахаева с ведомым пошёл на сближение с ними, сблизившись на дистанцию 550 метров под ракурсом 1/4, открыл огонь по ведомому самолёту. Пара F-80 заметила атаку наших истребителей и стала в левый вираж. Гвардии майор Трефилов продолжал преследовать её на вираже. Пара F-80 выйдя из виража, переворотом ушла за береговую черту. Гвардии майор Трефилов своей парой продолжал поиск самолётов противника в заданном районе боя.

Капитан Бахаев, следуя за парой Гвардии майора Трефилова, левее себя 1,5 - 2,0 км увидел пару F-80 и пошёл на сближение с ними. Проскочив противника на встречно-пересекающихся курсах, капитан Бахаев произвёл левый боевой разворот, а пара F-80 произвела правый разворот. Капитан Бахаев своей парой зашел сзади сверху к паре F-80. Сблизившись на дистанцию 500 метров под ракурсом 3/4, капитан Бахаев открыл огонь по ведомому самолёту, в результате атаки F-80 сбит. Ведущий самолёт заметил атаку пары МиГ-15 переворотом с резким снижением ушёл за береговую черту. Капитан Бахаев из атаки вышел левым разворотом с набором высоты, после чего продолжил поиск противника в заданном районе.

Пара старшего лейтенанта Разорвина при развороте Гвардии майора Трефилова вправо впереди себя 1 - 2 км и ниже 1000 метров увидела пару F-80 и пошла на сближение с ними. Сблизившись на дистанцию 700 метров открыла огонь под ракурсом 1/4 по ведущему пары. В результате атаки самолёт сбит. Ведомый пары F-80, заметив атаку пары МиГ-15, переворотом ушёл за береговую черту. Старший лейтенант Разорвин из атаки вышел правым разворотом с набором высоты продолжил поиск противника в заданном районе.

При сближении шестёрки Гвардии майора Трефилова с шестёркой F-80 капитан Мазилов увидел 4 F-80, которые сзади пытались атаковать пару капитана Бахаева. Капитан Мазилов составом своего звена пошёл на сближение с ними. Сблизившись на дистанцию 300 метров, ведомый капитана Мазилова старший лейтенант Шаталов под ракурсом 1/4 открыл огонь по правому ведомому самолёту. В результате атаки, атакованный самолёт взорвался в воздухе. Самолёты F-80, заметив атаку наших истребителей, стали в левый вираж. Капитан Мазилов составом своего звена преследовал противника на вираже, сблизившись на дистанцию 240 метров капитан Мазилов открыл огонь по ведущему второй пары F-80 под ракурсом 2/4. Самолёт был сбит. Оставшаяся пара F-80 переворотом ушла в море. Капитан Мазилов из атаки вышел правым боевым разворотом с набором высоты, после чего продолжал поиск противника до получения команды на посадку.

В процессе воздушного боя сбито 4 самолёта F-80. Своих потерь нет. Воздушный бой проводился на высоте 1000 - 6000 метров в районе Ансю в течение 10 минут. Израсходовано: снарядов Н-37 - 92 штук, НС-23 - 208 штук. Боевой налёт 5 часов 31 минута. Погода в районе боя: облачность 8 - 10 баллов, перистая, видимость 8-10 км. Американская сторона сначала признала потерю только одного своего F-80, но спустя 3 дня списала на "огонь зениток" ещё 5 своих F-80 из состава 8-го FBW. Учитывая достоверную победу Шаталова в этом бою, чей "Шутинг Стар" взорвался в воздухе, можно предположить, что жертвой нашего лётчика стал F-80 № 49-1829 из состава 36-й FBS 8-го FBW, пилот которого капитан Артур Джонсон (Arthur J. Johnson) погиб.

Следующую свою победу Герман Шаталов одержал день спустя - 26 июня. Во второй половине дня в небо на перехват самолётов противника ушла полковая группа из 22-х "МиГов" под командованием заместителя командира полка Героя Советского Союза майора Даниленко. Однако с противником встретилась следовавшая чуть впереди группа из 10 экипажей 1-й АЭ, которую в этом вылете возглавлял капитан Степан Бахаев. В районе Кайсен на высоте 11000 метров группу из 12 F-86 и вступила с ними в бой. Пара капитана Мазилова атаковала сзади пару "Сейбров", ведя по ним стрельбу с дистанции 400 метров. Атакованный Германом Шаталовым "Сейбр" горящим упал в несколько км южнее Дзюнсен.

При выходе из атаки капитан Мазилов был атакован другой парой "Сейбров", но Герман Шаталов вовремя их заметил и пришёл на помощь своему ведущему и огнём отбил атаку. "Сейбры" переворотом также вышли из атаки, но при этом, один из них получил повреждение от огня Шаталова, который продолжал вести стрельбу по этой паре F-86. Эта была уже 2-я победа Германа в корейском небе, но американцы не признают потери в этот день своих F-86, что странно, учитывая подтверждения с земли и данные фотоконтроля.

Не прошло и дня после этой победы, как Герман Шаталов опять отличился в бою, причём праздновал сразу двойную победу. Это произошло 28 июня под вечер. В 18:17 на отражение штурмового удара в район Ансю была послана группа из 18 МиГ-15 под командованием майора Даниленко. Первой в район Ансю прибыла группа майора Трефилова в составе 10 экипажей и в 18:34 в 10-15 км западнее Ансю они заметили на малой высоте около 300 метров и выше группу из 8 F-51 "Мустанг", которые парами штурмовали дорогу Ансю - Тэйсю и переправы на реке Дайне-Ко.

Оставив для прикрытия атаки сверху пару истребителей, Трефилов перешёл в атаку, но не рассчитал скорость сближения и, не успев открыть огонь, проскочил самолёты противника. В этом вылете Герман Шаталов был ведомым у старшего лейтенанта Владимира Суровикина, который также атаковал звено "Мустангов". Во время сближения с противником, самолёт Шаталова непроизвольно вырвался вперёд и он как бы стал ведущим, чем и воспользовался и с дистанции 220 - 170 метров поджёг одного "Мустанга", который горящим упал в море 15 - 20 км юго-западнее Ансю.

Выйдя из атаки вверх, Шаталов увидел ниже себя и правее ещё одного "Мустанга" и перешёл на него в атаку. С дистанции 700 - 600 метров он открыл огонь, после чего F-51 спиралью ушёл вниз. После этого Герман атаковал ещё одну пару "Мустангов", но на этот раз противник избежал попаданий, уйдя от атаки "МиГа" крутым разворотом. Ещё одного F-51 в этом бою сбил старший лейтенант Разорвин, остальные "Мустанги" тут же покинули район штурмовки - налёт был успешно отбит! Американское командование отрицает потери своих F-51 в этот день, но день спустя, были списаны из состава ВМС США один AD-4 с №123855 из состава VA-55 пилот которого лейтенант Стэффорд Харлей (Stafford Jr. Harley) погиб, а также был списан один F4U-4 из состава VF-791 пилот которого Оливер Дроги (Oliver D. Droege) сумел спастись на парашюте. Видимо наши лётчики вновь за "Мустанги" приняли палубные самолёты ВМС США.

Лётчики 523-го ИАП: ст. лейтенанты Г. Т. Шаталов и В. И. Суровикин.

В июне и августе месяце было мало погожих дней, и редкими были встречи с противником. Только в сентябре возобновились интенсивные бои противников в воздухе. Уже 9 сентября состоялся первый бой лётчиков 523-го полка с пилотами "Сейбров" в этом месяце в районе Дзюнсен. На следующий день в этом районе вновь возобновились схватки с пилотами из 4-го FIW. В 11:50 состоялся большой бой, в котором участвовали 24 лётчика 523-го полка и 26 пилотов "Сейбров" 4-го FIW. Это сражение закончилось полной победой советских лётчиков, которые заявили о 4-х уничтоженных "Сейбров", без своих потерь. Одного "Сейбра" в этом бою сбил и старший лейтенант Шаталов, который упал в районе 5км южнее Сюкусен. Американская сторона, как всегда с опозданием в 2 дня, признало потерю одного своего F-86 и повреждение ещё 2-х F-86 в бою с "МиГами" - это была работа лётчиков 523-го ИАП. Скорее всего, в этом бою Герман Шаталов подбил F-86A № 49-1227 из состава 334-й FIS, пилоту которого майору Джеку Массу (Jack E. Mass) удалось дотянуть до своей базы.

Как бы там ни было, но это была 5-я официальная победа Германа Шаталова в корейском небе, и он тем самым стал очередным по счёту асом в составе 64-го ИАК. К сожалению, это была последняя победа Германа Шаталова в этой войне. Он продолжал воевать ещё почти 2 месяца в корейском небе, летал постоянно ведомым у разных командиров как своей АЭ, так и полка. Неоднократно своими решительными действиями он спасал своих ведущих из опасных ситуаций, частенько с риском для своей жизни.

В начале ноября месяца, Шаталов был повышен в звании и стал капитаном, но не успел он поносить свои капитанские погоны, так как вскоре после этого, он, выполняя свой долг ведомого, в очередном боевом вылете вновь спас своего ведущего, но на этот раз ценой своей жизни. Это случилось 28 ноября 1951 года. В 8:08 при ведении воздушного боя с группой из 16 F-86 пара инспектора дивизии по техники пилотировании майора В. П. Праваторова внезапно была атакована четвёркой F-86. Ведомый Шаталов подставил свой самолёт под удар "Сейбров". В результате самолёт Шаталова получил повреждения управления. Из-за неуправляемости Шаталов катапультировался. При этом лётчик столкнулся с хвостовым оперением самолёта и при ударе погиб. Самолёт и пилот упали в 25 км южнее Дзюнсен. По сути, ведущий бросил на растерзание четвёрке F-86 своего ведомого и Шаталов погиб, в неравном бою выполнив честно свой долг ведомого!

Капитан Герман Тимофеевич Шаталов был похоронен 4 декабря 1951 года на Русском кладбище города Порт-Артура (участок 3, ряд 5, могила 13), где и покоится до сих пор.


Список воздушных побед капитана Г. Т. Шаталова в Корейской войне:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
24.06.19511  Ф-80АнсюF-80 № 49-1829 из состава 36-й FBS 8-го FBW
26.06.19511  Ф-86Дзюнсен 
28.06.19511  Ф-51АнсюAD-4 с № 123855 из состава VA-55
1  Ф-51F4U-4 из состава VF-791
10.09.19511  Ф-86Сюкусен - ДзюнсенПовредил F-86A № 49-1227 из состава 334-й FIS 4-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д