Пулов Григорий Иванович
Родился 5 (18) января 1918 года в селе Подолец, ныне Юрьев-Польского района Владимирской области. Окончил 9 классов средней школы и Владимирский педагогический техникум. Работал учителем географии в школе. В 1937 году окончил Владимирский аэроклуб, в декабре 1938 года - Херсонское училище лётчиков-инструкторов Осоавиахима. В 1939 - 1942 годах младший лейтенант Г. И. Пулов работал лётчиком-инструктором в Костромском аэроклубе. С марта 1942 года в рядах Красной Армии. Прошёл переобучение в запасном авиационном полку. Участник Великой Отечественной войны с 7 июля 1942 года по март 1945 года - лётчик, командир звена, командир эскадрильи 959-го ИАП (147-я ИАД ПВО). Воевал в составе Западного фронта ПВО, защищал железнодорожные узлы Ярославля и Смоленска, сопровождал транспортные самолёты к линии фронта. С 10 апреля 1943 года по 12 марта 1945 года - командир эскадрильи 959-го ИАП (147-я ИАД, позже 328-я ИАД) Западного фронта ПВО. Совершил более 100 боевых вылетов на "Харрикейне" и Як-7. 28 июня 1944 года лейтенант Г. И. Пулов лично сбил бомбардировщик противника Не-111. С марта 1945 года по июнь 1949 года учился в Военно-Воздушной академии в Монино. Продолжил службу в авиации ПВО страны, был заместителем командира 523-го ИАП (303-я ИАД в Ярославле, с 1950 года - на Дальнем Востоке). С 28 марта 1951 года по 1 марта 1952 года принимал участие в боевых действиях в небе КНДР в должностях заместителя командира полка (он же и лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта) 523-го ИАП и затем командира 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил 115 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, лично сбил 8 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года подполковник Г. И. Пулов удостоен звания Героя Советского Союза. После возвращения в СССР продолжил службу в авиации ПВО на командных должностях. С октября 1953 года по август 1954 года - адъюнкт кафедры тактики истребительной авиации и ПВО Военно-Воздушной академии в Монино. С 9 октября 1954 года по 29 июля 1960 года - старший инспектор-лётчик отдела лётной подготовки Управления боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны. С 29 июля 1960 года полковник Г. И. Пулов - заместитель командира, а с 14 января 1963 года по 18 сентября 1968 года - командир 24-й ИАД (11-я Отдельная армия ПВО, остров Сахалин). В период с 18 сентября 1968 года по 25 декабря 1970 года генерал-майор Г. И. Пулов - командир 15-го корпуса ПВО Бакинского округа ПВО. С 25 декабря 1970 года по 13 января 1975 года - заместитель командующего войсками Бакинского округа ПВО по боевой подготовке, начальник отдела боевой подготовки. С 1975 года - в запасе. Жил в Москве. Работал ведущим конструктором на машиностроительном заводе. Умер 26 декабря 2005 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Награды: орден Отечественной войны 1-й степени (31.07.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 10858 (22.04.1952 г. - за бои в Корее), орден Ленина (22.04.1952 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (14.05.1956 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), медаль "За боевые заслуги" (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (14.08.1957 г. - за освоение новой техники), орден Красного Знамени (22.02.1968 г. - за отличную службу), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); другие медали. * * *Бессменным лидером и командиром 17-го ИАП на протяжении всей командировки был Григорий Иванович Пулов. Хотя он прибыл в Китай, будучи в должности заместителя командира полка, он же лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта 523-го ИАП, но пробыл в этой должности не долго. 18 апреля 1951 года прежний командир 17-го полка подполковник Паршиков Иван Семёнович, был отстранён командиром 303-й ИАД генерал-майором Г. А. Лобовым от исполнения своих обязанностей и в начале мая отправлен в Советский Союз. Причина таких крутых мер: низкая подготовка части к боевым действиям, на что указывали неутешительные результаты первых боевых вылетов лётчиков полка, которые состоялись 12 и 16 апреля 1951 года. Уже 19 апреля на должность командира 17-го ИАП приказом Лобова, был назначен майор Г. И. Пулов. Григорий Иванович был опытным лётчиком и командиром, хотя до этого момента больше эскадрильей не командовал, но опыт командования эскадрильей у него был громадный, ведь комэском он стал ещё в годы Великой Отечественной войны. Видимо эти моменты учитывал и командир 303-й дивизии генерал Лобов, который и сделал свой выбор в пользу майора Пулова, и как показали дальнейшие события, не ошибся в своём выборе. Прибыв в новый для себя коллектив, Григорий Иванович внимательно изучил просчёты предыдущего командира полка и наметил для полка план повышения боеготовности к предстоящим боям. Начались интенсивные вылеты на групповую слётанность, на отработку воздушных боёв в составе звена и эскадрильи. Изучался боевой опыт предыдущих авиачастей, которые ранее участвовали в этой войне, а также тактика противника и боевые характеристики самолётов противника. Всё вместе эти мероприятия, входили в разработанный план нового командира майора Пулова! Результат не заставил себя ждать. Уже во втором боевом вылете состоялась встреча с американскими самолётами, которая закончилась победой лётчиков 17-го ИАП: 19 июня старшие лейтенанты Н. В. Сутягин и В. Ф. Шулёв сбили 2 истребителя F-86. Только за последнюю декаду июня лётчики 17-го ИАП уничтожили в корейском небе 7 самолётов ВВС США, потеряв только один самолёт и одного лётчика. А в июле месяце, в котором было только 12 лётных дней, когда можно было совершать полёты, лётчики 17-го ИАП сбили уже 8 самолётов противника, без своих потерь. Командованием дивизии были отмечены успешные действия лётчиков и командования 17-го полка. Сам Григорий Иванович всё это время постоянно летал на боевые задания в качестве ведущего полковой группы, только иногда меняясь со своим заместителем майором Б. В. Масленниковым, чередуя вылеты - кто-то ведь должен был оставаться на КП полка и руководить остальными подразделениями полка на земле. За все 3 летних месяца Григорий Иванович 29 раз водил полк на боевые задания. Ему пришлось участвовать в 14 воздушных боях. Именно в конце лета Григорию Ивановичу удалось наконец-то открыть счёт своим победам в корейском небе. Это произошло 25 августа, и было примечательно тем, что в этом бою состоялась почти первая встреча наших лётчиков с новыми для них противниками - двухтурбинными истребителями "Глостер Метеор Мк.8" английского производства, которые состояли на вооружении Королевских ВВС Австралии (77-й Squadron RAAF). Первый раз лётчики 17-го ИАП встретились с этими машинами во время вылета 18 августа, но тогда "Метеоры" от боя с "МиГами" уклонились, и только 25 августа эта встреча наконец-то состоялась. В 7:58 по данным ВПУ в районе южнее 15 км Ансю на высоте 6000 - 10000 метров была обнаружена группа бомбардировщиков противника в составе 8 В-29, прикрытых до 60 истребителями, следующих с курсом 340°. Полк в составе 26 экипажей под командованием майора Пулова в 8:04 вылетел на отражение налёта самолётов противника в район Сенсен. Полк находился в боевом порядке "змейка эскадрилий", имея при этом ударную группу, состоящую из лётчиков 1-й и 3-й АЭ и группу прикрытия, которую составляли лётчики 2-й АЭ. Следуя с курсом 300°, майор Пулов в 8:37 ниже себя впереди справа обнаружил 6 самолётов "Глостер-Метеор", шедших параллельным курсом. Противник, обнаружив преследование, встал в левый оборонительный круг. Майор Пулов, сблизившись до 200 - 300 метров, с задней полусферы сверху с углом 30 - 35° атаковал ведомого замыкающей пары, после чего вышел из атаки с набором высоты вправо и вторично атаковал в такой же последовательности. В течении воздушный боя майор Пулов произвёл 4 атаки, из них 3 атаки с огнём. Старший лейтенант Сутягин, прикрывая майора Пулова, так как их ведомые оторвались в момент сближения с противником, и сам атаковал "Глостер-Метеор". При первой же атаке, Николай Сутягин произвёл 2 очереди по ведущему замыкающей пары, одна из которых достигла цели, после чего попал в струю "Глостер-Метеора" и сорвался в штопор. Выводя самолёт из штопора, Николай Сутягин обнаружил звено "Глостер-Метеоров", выполнявших вокруг него замкнутый круг. Старший лейтенант Сутягин, выполняя резкие отвороты влево вправо, набрал скорость и оторвался от них. Звено капитана Артемченко обнаружило пару F-86, которую стало преследовать. Ввиду большой скорости и дистанции между парой F-86 и нашими самолётами капитана Артемченко преследование прекратил. В результате проведённого воздушного боя сбито 2 самолёта противника типа "Глостер-Метеор": один записали на счёт майора Григория Пулова, а другой - на счёт Николая Сутягина. Вот как сам описывает этот бой Григорий Иванович Пулов: "Первую свою победу, я одержал 25 августа - в этот день я поднял по команде с КП дивизии весь полк в составе 26 машин и отправился в назначенный район. В том вылете мы встретили группу двухмоторных истребителей "Глостер-Метеор", но до нас с нею встретилась группа наших лётчиков из другого полка, которые доложили по радио на КП дивизии: "Встретили группу Ил-28, что делать?" С КП сообщили, что никаких Ил-28 в их районе нет и что это противник. Но видимо они, уже упустили момент и "Метеоры" скрылись. Вот на них мы вскоре и наткнулись. Их было две шестёрки. Лётчики "Метеоров" также нас обнаружили и встали в оборонительный круг, как наши Ил-2 в годы Великой Отечественной войны. Я атаковал одного из "Метеоров" атакой снизу с превышением и ударил по нему с дистанции 400 метров, и выбил его из круга. Оборонительный круг сразу распался и "Метеоры" тут же стали выходить из боя. Я не видел, упал обстрелянный мною "Метеор" на землю, как и не видел, что он горел. Я наблюдал только, что после моей очереди он задымил и, клюнув носом, пошёл к земле. Далее за ним не было времени наблюдать, так как обстановка не позволяла сделать это". В этом бою с "Метеорами" из 26 участвующих в бою лётчиков огонь вели только майор Пулов и старший лейтенант Сутягин. Их ведомые старший лейтенант Осипов и старший лейтенант Савченко оторвались при маневре перед атакой от своих ведущих и не прикрыли их атаку. Бой был оценён как неудачный и безактивный, хотя Пулов и Сутягин сбили по самолёту противника без своих потерь. Этот бой был тщательно разобран с лётным составом. Командир полка майор Пулов потребовал от лётчиков осмотрительности и активности в бою. Такие разборы Пулов проводил после каждого боевого вылета, где разбирались как успешные действия лётчиков, так и не удачные моменты боя - всё это тщательно анализировалось и изучалось. Всё хорошее, что позволяло выигрывать сражение, бралось на вооружение лётчиками полка, а ошибки тщательно разбирались и старались больше не допускать в бою. Австралийцы также как и американцы старались скрыть свои потери в сражениях с "МиГами" и раскидывали их по другим дням, указывая совсем другие причины потери своих машин. Так было и на этот раз: в августе австралийцы признают потерю 3-х своих самолётов "Метеор", но только один от огня "МиГов". 22 августа по утверждению австралийцев у них погибли 2 лётчика, когда 2 "Метеора" при заходе на посадку столкнулись в воздухе и разбились в районе авиабазы Кимпо (Южная Корея). Однако, учитывая то обстоятельство, что 25 августа по "Метеорам" вели огонь 2 таких опытных лётчика 17-го полка как Сутягин и Пулов, да ещё с близкой дистанции, трудно поверить, чтобы австралийцы не понесли потерь в этом бою. Скорее всего, оба этих потерянных "Метеора" были подбиты 25 августа в бою с лётчиками 17-го ИАП, и именно повреждения, полученные в этом бою, и привели к столкновению двух "Метеоров" во время посадки на свой аэродром. Затем их списали днём раньше, чтобы не афишировать эти потери в бою с "МиГами". В тот день погибли в составе 77-й Squadron лётчики сержант Рональд Митчел (Ronald Mitchell) и флайт-сержант Рег Лэмб (Reg L. R. Lamb). Тогда же в августе месяце Григорий Иванович одержал свою вторую личную победу. Это произошло в последний день лета - 31 августа. В 3-м боевом вылете в 17:02 полк в составе 26 экипажей вёл командир дивизии генерал Георгий Агеевич Лобов. Он возглавлял шестёрку в ударной группе 1-й АЭ, которая взлетела первой. Звено старшего лейтенанта Сутягина находилось в группе прикрытия. 2-я и 3-я АЭ под командованием майора Пулова взлетела на 7 минут позже. В бою с истребителями-бомбардировщиками в районе Ансю, было сбито 4 F-80 без потерь с нашей стороны. По одному самолёту противника сбили генерал Лобов, майор Пулов, капитан Пономарёв и лейтенант Божко. Самолёт, сбитый Георгием Пуловым, упал в 30 км юго-западнее Тайкио в море, что подтвердили местные северокорейские власти. В этом бою лётчики 17-го ИАП вели бой со смешанной группой истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84 из состава 8-й и 49-й FBW. Американцы признали потерю одного своего F-80 и одного F-84, но записали эти потери "на огонь с земли". Предположительно именно F-80 № 49-859 из состава 36-й FBS 8-й FBW, которым управлял 1-й лейтенант Джек Хендерсон (Jack Henderson), упал на землю от огня майора Пулова - американский лётчик попал в плен. С 1 сентября командир полка майор Пулов поменял расстановку сил в боевом порядке: сам стал летать во главе 2-й АЭ, которую сделал ведущей ударной группы. Это повлияло на результативность подразделений - по числу сбитых в сентябре вперёд вышли 2-я и 3-я эскадрильи, одержавшие 5 и 4 побед соответственно. 1-я АЭ сбила 3 самолёта, ещё 4 самолёта было записано на управление полка. 2 сентября погода вновь улучшилась, что позволило лётчикам дивизии вновь вылетать на боевые задания. Только лётчики 17-го ИАП совершили в этот день 3 боевых вылета, и провести 2 воздушных боя. Наиболее ожесточённым было сражение, которое разыгралось во втором вылете в 10 часов утра. В 9:58 по данным РТС в районе 20 км южнее Дзюнсен на высоте 7000 - 9000 метров была обнаружена группа бомбардировщиков противника в составе 6 В-29, прикрытых истребителями. В 10:03 по сигналу с КП дивизии были подняты в воздух 2-я и 3-я эскадрильи с задачей сковывания и уничтожения истребителей противника. Подходя на высоте 11000 метров к району Ансю, майор Пулов, шедший во главе 2-й АЭ обнаружил впереди себя ниже слева на 500 метров восьмёрку F-86, шедших в левом пеленге. Майор Пулов приказал капитану Щербакову прикрыть атаку, а капитану Пономареву атаковать правое звено. Сам звеном пошёл на сближение с замыкающим звеном F-86. Противник, обнаружив наши самолёты, стал сбрасывать подвесные топливные баки, одновременно производя правый разворот. Левое звено F-86 стало уходить под строй ведущего звена. При развороте замыкающий F-86 отстал от звена. Этим воспользовался Григорий Пулов, который сблизился с ним до дистанции 400 метров и открыл по нему огонь. В результате атаки истребитель противника был сбит, что подтвердил старший лейтенант Гостюхин своим рапортом. Капитан Морозов, находясь в звене Пулова, перешёл в атаку на вторую пару "Сейбров", находившихся в правом развороте. Сблизившись на дистанцию огня, он произвёл 2 длинных очереди, после чего боевым разворотом вправо вышел из атаки. Его ведомый лейтенант Корданов с дистанции 1000 - 800 метров вёл огонь по второму "Сейбру" и при выходе из атаки капитана Морозова, Борис Корданов оторвался от ведущего. Группа капитана Щербакова прикрывала бой лётчиков 2-й АЭ. В 10:11 по сигналу с КП в воздух была поднята 1-я АЭ в составе 8 экипажей под командованием капитана Артемченко для наращивания сил в бою. В районе Тэйсю ею была обнаружена группа истребителей противника, которая бой не приняла и ушла со снижением. В результате проведённого воздушного боя по докладу лётного состава сбито 3 F-86. Фотоплёнки подтвердили сбитие самолётов майором Пуловым и капитаном Морозовым. Сбитие самолёта лейтенантом Кордановым фотоплёнкой не подтверждалось. Сбитый Пуловым "Сейбр" упал в районе Сюкусен, 10 км западнее Наиспри. Однако американская сторона не подтверждает большие потери своих "Сейбров" в этот день. 11 сентября 1951 года Григорий Иванович вновь повёл полковую группу в составе 24-х экипажей на перехват самолётов противника, и в районе Тэйсю они встретились с группой из 12 "Тандерджетов", которых прикрывало звено "Сейбров". В этом бою лётчики полка сбили 3-х "Тандерджетов", без своих потерь. Одного F-84 атаковал и Григорий Пулов и вёл по нему огонь. Первоначально Пулову засчитали этот F-84, но потом по данным фотоконтроля, эту победу с него сняли, так как наземные власти не подтвердили падения этого "Тандерджета". Бои в сентябре были упорные и тяжёлые, вылеты следовали один за другим. В одном из таких боёв 20 сентября в районе Сюкусен, самолёт майора Пулова получил одно попадание в правую плоскость, но всё обошлось. В этом воздушном бою 16 МиГ-15 с 26 F-86 ведомым у ведущего группы майора Пулова был майор Иван Воробьёв. Ведущий группы прикрытия капитан Щербаков вплотную сблизился с ударной группой, тем самым дал возможность подойти себе в хвост восьмёрке "Сейбрам". Тем самым, сорвал атаку ударной группы. Наши самолёты оказались в меньшинстве - 16 против 30 F-86. Григория Ивановича подставил под удар его ведомый майор Воробьёв, который не выдержал боя, оставил ведущего. При развороте Пулова влево, Воробьёв, переходя на сближение с F-86, потерял ведущего. Григорию Ивановичу пришлось одному вести бой с 6 F-86 и только благодаря своему хладнокровию и мастерству ему удалось избежать поражения в бою, но повреждение всё же получил. Ещё одну победу Георгию Ивановичу в сентябрьских боях удалось добыть в воздушном бою 27 сентября. Группа майора Пулова в составе 26 МиГ-15 сразилась с 18 F-84 и 4 F-86. Майор Пулов сбил один самолёт противника F-84 и другой подбил. Октябрьские бои также выдались очень тяжёлыми и конкретно для Григория Ивановича не совсем удачными. С 1 октября Пулов вновь поменял расстановку сил в боевом порядке полка: теперь он сделал ведущей ударной группы 3-ю эскадрилью, в составе которой он и стал вылетать на боевые задания в паре с капитаном Благовым. Самой результативной в октябрьских боях наконец-то стала 3-я эскадрилья, которая за октябрь месяц сбила 15 самолётов, 1-я АЭ сбила 7 самолётов, 2-я АЭ - 3 и управление полка - 5. Октябрьские бои начались с потери: 2 октября погиб капитан Морозов - командир звена из 2-й АЭ. В этот день в 14:53 полковая группа в составе 24 МиГ-15 под командованием майора Пулова выполняла второй боевой вылет на перехват истребителей противника. Ведомым у Пулова должен был быть старший лейтенант Мирошниченко, но тот при взлёте по каким-то причинам отстал. Ведомым к Пулову пристроился капитан Морозов, а его ведомый старший лейтенант Корданов взлетел позже со старшим лейтенантом Мирошниченко уже после взлёта 18-го ГИАП, который взлетал следом. Следуя на высоте 7000 метров, в районе Тэйсю майор Пулов ниже себя слева на встречных курсах обнаружил 30 F-84, следовавших в боевом порядке "колонна звеньев". Майор Пулов подал команду: "Второй и третьей АЭ в колонне пар атаковать противника. Первой АЭ прикрыть бой!", сам левым боевым разворотом со снижением пошел на сближение с F-84. На высоте 5000 метров, выполнив левый разворот, майор Пулов с ведомым капитаном Морозовым сблизились на дистанцию 500 - 600 метров с парой F-84. Одновременно майор Пулов и капитан Морозов открыли огонь, после чего правым разворотом с последующим переходом в левый разворот перешли на сближение со второй парой F-84. В этот момент капитан Морозов, заметив сзади атакующую пару F-86, передал по радио майору Пулову: "Делайте влево боевой разворот". Затем Морозов, оторвавшись от майора Пулова, стал выполнять левый разворот. "Сейбры", сблизившись на дистанцию 100 - 200 метров, открыли огонь по самолёту капитана Морозова. В результате атаки "МиГ" Морозова загорелся, затем резко с правым креном пошёл вверх, после чего перешёл в пикирование с углом 70-80°. Капитан Мишакин с ведомым старшим лейтенантом Комаровым, обнаружив пару F-86, атакующую капитана Морозова, перешли на неё в атаку. Противник вышел из атаки и был потерян из виду. Капитан Мишакин пристроился ведомым к командиру полка, и они продолжили вести бой. В этом вылете полку пришлось вести бой с 30 F-84 и 16 F-86, был сбит один самолёт противника: майором Пуловым - один F-84. Однако эта победа Григорию Пулову не была засчитана, так как не было подтверждения от властей КНДР. Это была не первая неприятность дня, так как ещё в утреннем вылете в бою с "Сейбрами" самолёт Григория Ивановича вновь был подбит: на этот раз одна пуля пробила левую плоскость, но, как и в первом случае, всё закончилось для Пулова благополучно. Штаб дивизии по-прежнему уделял пристальное внимание учёту сбитых самолётов. 5 октября майор Пулов получил выговор за формальное составление донесений с описанием проведённых полком воздушных боёв. А ведь в этот день майор Пулов отличился в первом вылете, когда в воздушном бою сбил один F-86. В 9:51 часть в составе 20 экипажей была поднята в воздух по команде с КП дивизии и была направлена в район Ансю с задачей по отражению штурмового удара противника. 3-я и 1-я АЭ составляли ударную группу боевого порядка, а 2-я АЭ находилась в группе прикрытия. Следуя с набором высоты во главе 3-й АЭ, в 10:20 на высоте 9000 метров майор Пулов обнаружил до 10 F-86 из истребительного заслона противника, следовавших выше на 500 метров впереди слева в боевом порядке "колонна пар". Оценив воздушную обстановку, майор Пулов принял решение атаковать противника и начал выполнять левый разворот в направлении группы F-86. Обнаружив наши самолёты, первые 2 пары истребителей противника перестроились в правый пеленг звена и начали выполнять правый разворот. Следовавшая сзади пара F-86 начала спиралью уходить вниз. Майор Пулов с ведомым капитаном Благовым левым разворотом со снижением начали сближаться с парой F-86. Сблизившись на дистанцию 500 метров Пулов произвёл 3 очереди по ведомому пары противника. В момент ведения огня Пуловым, его пара была атакована сзади слева сверху парой F-86. Заметив атаку истребителей противника, ведомый капитан Благов с левой стороны перешёл на правую по отношению к своему ведущему, после чего левым доворотом отбил атаку пары F-86. "Сейбры" левым переворотом ушли в направлении моря. В момент ведения огня майором Пуловым, капитан Благов наблюдал попадание снарядов в атакуемый самолёт. Однако, как и 2 октября, эта победа не была засчитана Григорию Ивановичу. На сбитый самолёт было получено подтверждение наземных войск, но в дивизии эту победу Пулову почему-то не засчитали. 6 октября в 8:31 Григорий Иванович вновь повёл группу из 22-х МиГ-15 на отражение налёта штурмовиков, прикрытых истребителями. В воздушном бою Пулову удалось сбить один F-86. Ещё по одному "Сейбру" сбили капитан Мишакин и старший лейтенант Комаров. Но и у нас было подбито 2 МиГ-15 - самолёт старшего лейтенанта Малунова получил 2 пулевых пробоины в левую плоскость, а самолёт старшего лейтенанта Быкова - 4 пулевых пробоины и тоже в левую плоскость. Оба благополучно вернулись на свой аэродром. На этот раз победа Пулова не вызвала сомнения у командования дивизии и ему засчитали эту победу. Она примечательна тем, что эта была 5-я официально засчитанная победа Григория Ивановича в корейском небе, и тем самым он влился в коллектив асов 64-го ИАК. Даже американская сторона подтвердила большие потери своих "Сейбров" в сражениях 6 октября. Предположительно в этот день Г. И. Пулов повредил F-86A № 49-1178 из состава 336-й FIS. Участвовал Григорий Иванович и в сражениях так называемой американской стороной "Чёрной недели", когда понесли тяжёлые потери соединения бомбардировщиков B-29. Первый день этой "Чёрной недели", 22 октября, принёс неприятные для Григория Ивановича впечатления. В этот день на отражение крупного налёта авиации противника были подняты все боеготовые экипажи 303-й ИАД - 54 истребителя МиГ-15. В 14:03 с аэродрома Мяогоу последовательно начали взлетать истребители всех 3-х полков дивизии: 20 экипажей из 17-го ИАП, под командованием майора Пулова, 20 экипажей из состава 523-го ИАП под командованием капитана Охая и 14 экипажей из 18-го ГИАП под командованием подполковника Сморчкова. Так получилось, что первыми врага встретили лётчики 17-го и 523-го полков, которые в районе Эйдзю-Сюкусен встретили несколько групп штурмовиков F-80 и F-84 и вступили с ними в бой. А вот на группу B-29 вышли только экипажи 18-го ГИАП, которые, несмотря на превосходящие силы истребительного прикрытия, атаковали строй бомбардировщиков. Часть группы полка пошла на бомбардировщики, а часть экипажей полка атаковали непосредственное прикрытие бомбардировщиков, состоящее из самолетов F-84. В итоге этого сражения, лётчикам 18-го ГИАП во главе с подполковником Сморчковым удалось сбить 3 B-29 и 4 истребителя прикрытия F-84. Повреждения в этом бою получили машины старших лейтенантов Шавшы и Конева. Одновременно лётчиками 17-го и 523-го полков были разгромлены несколько групп штурмовиков, и при этом было сбито 5 F-84 без своих потерь. Вместе с тем не обошлось и без ошибок. 22 октября группа прикрытия, которую возглавлял капитан Артемченко, не выполнила свою задачу прикрытия действий ударной группы, потеряв её из поля зрения. По своей инициативе Артемченко принял решение преследовать группу самолётов противника, которую он безуспешно преследовал до Пхеньяна. При этом строй группы растянулся и некоторые лётчики отстали от своих ведущих. В это время ударная группа, ведомая майором Пуловым, в составе 8 экипажей обнаружила на высоте 2000 - 4000 метров группу из 16 F-84, которые летели двумя восьмёрками. Пулов развернул группу и перешёл в атаку на "Тандерджетов". В ходе этой атаки старший лейтенант Александр Быков сбил одного "Тандерджета", их строй был нарушен, и они стали парами и по-одиночки уходить к спасительному морю. Во время этой атаки, у ведомого ведущего группы майора Пулова, капитана Виктора Благова при резком снижении произошло запотевание остекления фонаря кабины и ему пришлось выйти из боя. Пулов при этом остался один без ведомого и ему пришлось также выйти из боя. В этот момент к месту боя подошла группа капитана Артемченко и также вступила в бой, начав преследование уходящих на малой высоте "Тандерджетов". При этом особенно преуспел капитан Сергей Бычков, которому последовательно удалось атаковать двух "Тандерджетов" и записать их на свой счёт. Однако так благополучно начавшийся бой чуть не закончился большими потерями для лётчиков 17-го ИАП. В момент преследования удирающих F-84, в район боя прибыла группа "Сейбров" видимо вызванная пилотами "Тандерджетов" на помощь. Теперь уже в невыгодное положение попали лётчики 17-го полка, чьи боевые порядки были растянуты, а многие пилоты действовали и вовсе в одиночку. Так один действовал в этом бою капитан Бычков, оставшись без ведомого, который отстал от него. Капитан Щербаков, также раньше времени вышел из боя, и его ведомому Быкову пришлось драться с 4 F-86, один из которых он подбил. Бой между тем продолжался: при выходе из боя к майору Пулову присоединился старший лейтенант Александр Широков, который потерял своего ведущего и остался один. Когда они подходили к реке Ялуцзян, их неожиданно атаковала пара F-86, которая сначала подбила самолёт майора Пулова, который получил 12 пулевых пробоин в плоскости, фюзеляж и двигатель. Затем эта же пара подбила, и самолёт Широкова, который получил 16 пулевых пробоин в плоскости, фюзеляж, двигатель, руль глубины и стабилизатор. Летчик старший лейтенант Широков получил лёгкое ранение мягких тканей в области нижнего угла правой лопатки. Но на этот раз всё обошлось благополучно: оба лётчика благополучно посадили свои подбитые машины на свой аэродром, но по свидетельству очевидцев, оба самолёта были в довольно жалком виде. Спасибо техническому составу полка, их "золотым" рукам, благодаря которым оба самолёта были в короткие сроки снова введены в строй. Сам Григорий Иванович Пулов так описывает события этого боя: "В бою я повредил одного штурмовика на малой высоте, но в ходе боя остался в паре со старшим лейтенантом Широковым. Когда возвращались парой домой, к нам присоединилось звено капитана Благова. Сверху была размытая облачность, а мы летели ниже облаков. Вот из этих облаков, не замеченные никем, выскочил "Сейбр" и, подойдя снизу к моему самолёту, под ракурсом 0/4, ударил по мне. Тут же ведомый запоздало крикнул мне по радио: "Крути влево". Я сделал резкий разворот влево с уходом вниз. Посчитав, видимо, что мой самолёт сбит, "Сейбры" (а их было около звена) взялись за моего ведомого Сашу Широкова. У моего самолёта были выбиты 8 лопаток турбины, и обороты двигателя резко упали, но, несмотря на это, двигатель тянул, да и аэродром был рядом, и я благополучно дотянул до своего аэродрома и сел. В моём самолёте оказалось больше десятка пробоин, и его отправили на капитальный ремонт, а я получил новый самолёт. Был подбит и самолёт Широкова в этом же бою, а сам он был легко ранен осколками разлетевшегося остекления фонаря кабины в лицо. "Сейбры", видимо и его посчитали сбитым и оставили его в покое. Поэтому Саша Широков не стал катапультироваться и благополучно сел на своём аэродроме. Его самолёт, как и мой, наши техники вскоре восстановили". В целом же оценивая проведённый полком боевой вылет, командование дивизии не признала данный вылет и бой успешным, хотя и закончившийся без потерь и победами с нашей стороны. Как отметило руководство дивизии, по вине капитана Артемченко, полковая группа была разделена и в бой вступила разрозненно, что привело к рассеиванию всех групп на отдельные пары. Есть доля вины и в действиях ведущего полковой группы майора Пулова, который потерял нити руководства своими группами в ходе этого вылета, что и привело к плохой организации данного сражения с противником. Также были отмечены руководством дивизии как неудачными бои, проведённые полком 24 и 26 октября, и за плохую организацию этих воздушных боёв Григорий Иванович получил выговор от командира дивизии. Как недостаток отмечалось, что и сам Пулов в боях был трижды подбит. Кроме того, в бою 26 октября был сбит лётчик полка старший лейтенант Корданов, что также повлияло на решения командира дивизии. И это несмотря на то, что в бою 26-го числа Григорий Иванович одержал свою шестую победу! События того сражения 26 октября развивались следующим образом: где-то в половину третьего посты РТС засекли большую группу самолётов противника в районе Циннампо около 50 машин. По тревоге в 14:36 с аэродрома был поднят на перехват этой группы самолётов противника 22 экипажа 17-го ИАП под командованием майора Пулова. После набора высоты 5000 метров часть в боевом порядке "змейка подразделений" последовала в район Ансю. Следуя на высоте 7000 метров в районе Ансю, Пулов заметил слева, внизу с курсом на запад четвёрку F-80. Пулов выполнил разворот влево со снижением, затем вправо, пошёл на сближение с F-80 и с дистанции 500 метров открыл огонь сзади слева по ведомому пары F-80. Выйдя из атаки, Пулов сделал правый полупереворот и вновь атаковал ведомого этой пары F-80, после чего тот загорелся и стал падать. Остальные "Шутинг Стары" вышли в море, и далее их уже нельзя было преследовать. После этого, звено майора Пулова пошло на свой аэродром. В самом конце октября было явно видно, что командир 17-го полка сильно устал. Физические нагрузки на Григория Ивановича были действительно очень большие и видимо последние октябрьские сражения его выбили из колеи. Этому сопутствовало и тяжёлое положение, в которое он попал 22 октября. Это также хорошо видело и командование дивизии, поэтому с 1 ноября направило Григория Ивановича на отдых в санаторий на Ляодунский полуостров в город Дальний, на 2 недели. Вернулся с отдыха Григорий Иванович 17 ноября и уже на следующий день совершил один боевой вылет ведущим полковой группы. Всего до конца ноября месяца Григорий Пулов совершил 11 боевых вылетов и успел поучаствовать в 3-х воздушных сражениях. В декабре месяце Григорий Иванович уже меньше вылетал на боевые задания, но всё же сумел найти время, чтобы совершить 15 боевых вылетов и участвовать в 9 воздушных боях. 21 декабря 1951 года, Приказом командования 64-го ИАК, Григорию Пулову было присвоено очередное воинское звание подполковник. В январе нового 1952 года, Пулов совершил 14 боевых вылетов и участвовал в 7 воздушных боях. Ему удалось в январских боях, увеличить свой победный счёт. Свою 7-ю победу Григорий Иванович одержал в крупном сражении 6 января, которое длилось с перерывами почти весь световой день. Лётчиками 64-го ИАК было заявлено в этот день сразу 9 побед над F-86, 7 из которых на счету лётчиков 303-й ИАД, причём 6 побед записаны на счета лётчиков 17-го ИАП, в том числе одна на счёт командира 17-го ИАП Григория Пулова. События того победного для Григория Ивановича вылета, развивались следующим образом: первой в тот день на перехват обнаруженных самолётов противника с аэродрома Аньдун, была поднята 324-я ИАД. Чуть позже с аэродрома Мяогоу в воздух ушли экипажи 303-й ИАД в составе двух авиаполков - 18-го и 17-го. Такое количество "МиГов", поднятое на перехват самолётов противника, было обусловлено тем, что постами РТС корпуса было обнаружено несколько групп истребителей и штурмовиков противника общим количеством до 100 самолётов. Поэтому ответ на действия противника должен был быть адекватен. В 9:44 начали взлёт с аэродрома Мяогоу самолёты 17-го ИАП в составе 22-х экипажей под командованием командира полка подполковника Пулова. Уже в воздухе полк получил боевую задачу: идти в район Ансю на перехват самолётов противника и прикрыть действия лётчиков 324-й ИАД. После набора высоты 6000 метров часть в боевом порядке "колонна эскадрилий" была направлена в район Ансю с задачей перехвата самолётов противника. Группа под командованием Пулова получила задачу прикрыть действия соседних частей при отражении штурмового налёта в районе Ансю - Сюкусен - Дзюнсен. Придя в район Дзюнсен на высоте 9000 метров, группа выполнила правый разворот на 180° и начала снижение. В районе Тайсен на высоте 8000 метров группа начала выполнять левый разворот. Развернувшись влево на 70 - 60°, Николай Сутягин заметил справа выше на пересекающихся курсах звено "Сейбров", которые заходили в хвост звену командира группы подполковника Пулова. Сутягин тут же проинформировал о противнике командира группы. Звено Пулова выполнило левый боевой разворот. При выводе из разворота Григорий Пулов обнаружил слева, ниже, впереди на встречных курсах звено "Сейбров", на которых выполнил левый разворот со снижением, чтобы зайти им в хвост. Пилоты "Сейбров" заметили, что их преследуют "МиГи" и совершили следующий маневр: одна пара "Сейбров" выполнила переворот и ушла вниз, а другая выполнила левый разворот. Пулов выбрал целью своей атаки пару "Сейбров", которая ушла в левую сторону. Заметив сближение "МиГов", эта пара F-86 начала выполнять левую нисходящую спираль. На второй спирали Пулов сблизился с ведомым "Сейбром" до дистанции 700 метров и открыл огонь. "Сейбр" загорелся и крутым пикированием пошёл к земле. Так была одержана эта победа в тот день! Американская сторона признаёт в этот день только одного своего F-86, однако, по всей видимости, в этом сражении участвовали не только "Сейбры", но и "Тандерджеты" из состава 49-го и 136-го FBW и кое-кто из них в этой круговерти попал под пушки "МиГов". Всего американцы признали потерю в этот день 3-х своих F-84 и 1 F-80. Возможно, что наши лётчики в пылу боя принимали "Тандерджетов" за "Сейбров" и утверждали после, что сбивали последних. Как бы там ни было, но американцы в этот день потеряли 5 своих реактивных самолётов, а мы только один! Последние свои боевые вылеты Григорий Иванович совершил в феврале 1952 года. Он успел совершить около десятка вылетов и провести ещё 3 - 4 воздушных боя. В одном из них, который произошёл 3 февраля, Григорий Иванович одержал свою последнюю 8 победу в корейском небе. Это произошло в 13:10, когда Григорий Иванович повёл группу из тех, кто ещё имели силы выполнять боевой вылет в тот день - всего 14 экипажей. В районе Ансю состоялась встреча с группой из 24 F-86 и в 10-минутном поединке, Григорий Иванович с короткой дистанции расстрелял одного из "Сейбров", после чего тому ничего не оставалось делать, как совершить своё последние пике до земли Кореи. От огня подполковника Пулова пострадал F-86A № 49-1223 из состава 335-й FIS, пилот которого Чарльз Спэт (Charles R. Spath) попал в плен. Таким образом, Григорий Иванович Пулов совершил за время боевой командировки 115 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях, в которых официально лично сбил 8 самолётов противника, ещё несколько повредил. Под командованием Г. И. Пулова полк с минимальными потерями, одержал больше всех в дивизии побед - 108. Сам Григорий Иванович подавал представление на Героя Советского Союза на 6 лётчиков полка, это: Н. В. Сутягин, В. Ф. Шулёв, М. С. Пономарёв, Н. Г. Докашенко, С. С. Артемченко и Н. С. Волков, но только 3-м из них были присвоены эти высокие звания и награды Родины - Сутягину, Пономарёву и Докашенко. Причём Григорий Иванович представлял Николая Сутягина на звание и дважды Героя, но в верхах посчитали, что и одной золотой "Звезды Героя" с него достаточно. Сам же Григорий Иванович Пулов был удостоен этого высокого звания одним из последних указом ПВС СССР от 22 апреля 1952 года, как указано в официальном сообщение в центральной прессе - "за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга". На самом деле, за успешное командование полком в период участия в Корейской войны и за 8 личных побед в корейском небе. Это была достойная награда для одного из лучших командиров полков 303-й дивизии! Список известных воздушных побед Г. И. Пулова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Н а з а д |