Пономарёв Михаил Сергеевич
Родился 15 декабря 1920 года в селе Алексеевка, ныне Кокшетауского района Акмолинской области (Казахстан). В 1937 году окончил 9 классов средней школы в городе Шахтинске Карагандинской области. Работал учеником маркшейдера на шахте № 18 в городе Караганде. С 1937 по 1939 гг. был курсантом Карагандинского аэроклуба. С марта 1940 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1940 года окончил Переяславль-Залесскую 3-ю школу младших авиационных специалистов. Назначен стрелком-радистом в 136-й СБАП (Московский Военный округ). С января 1941 года - курсант Сталинградской ВАШЛ, которую окончил в 1942 году. С апреля 1942 года - лётчик 897-го ИАП (Приволжский Военный округ). С ноября 1942 года - лётчик 13-го ЗИАП (Приволжский Военный округ). Участник Великой Отечественной войны: с 10 марта по 11 сентября 1943 года - помощник командира взвода 32-й отдельной стрелковой бригады (Волховский фронт). Участвовал в оборонительных боях после прорыва блокады Ленинграда. С сентября 1943 года - лётчик 8-го УТАП (Ленинградский военный округ). С 10 февраля 1944 года - лётчик 832-го ИАП (15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт). Участвовал в освобождении Прибалтики. 30 апреля 1944 года ему присвоено первое офицерское воинское звание - "младший лейтенант". 4 октября 1944 года 832-й ИАП был переформирован в 11-й польский ИАП (ВВС Войска Польского, 1-й Белорусский фронт). Там М. С. Пономарёв был лётчиком, старшим лётчиком (с 12.01.1945 г.) 11-го польского ИАП. Участвовал в Варшавско - Познанской операции. В воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 1 в паре. С мая 1945 года - командир звена 11-го польского ИАП (в Кракове). С мая 1947 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 3-го польского ИАП (тоже в Кракове). 16 июля 1946 года присвоено звание "лейтенант". С 21 октября 1947 года старший лейтенант М. С. Пономарёв - командир звена 523-го ИАП (Белорусский военный округ), с 23 марта 1951 года - капитан М. С. Пономарёв - заместитель командира эскадрильи 523-го ИАП (54-я Воздушная армия, Приморский Военный округ). В период с 25 марта 1951 года по 24 февраля 1952 года майор М. С. Пономарёв находился в правительственной командировке в Китае, был заместителем командира эскадрильи 523-го ИАП, командиром эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). За этот период совершил 175 боевых вылетов и участвовал в 96 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолётов противника. 28 марта 1951 года присвоено звание "Военный лётчик 3-го класса". С 7 октября 1951 года - командир эскадрильи 17-го ИАП (54-я Воздушная армия, Приморский Военный округ). С апреля 1953 года - штурман пункта управления и наведения 254-й ИАД (50-й ИАК, ПВО Дальнего Востока). С мая 1954 года - заместитель начальника отдела планирования и контроля боевой подготовки по истребительной авиации Управления ПВО Комсомольско-Хабаровского района. С декабря 1954 года - старший офицер оперативного отдела штаба Амурской армии ПВО. С января 1957 года подполковник М. С. Пономарёв - старший офицер оперативного отдела штаба отдельной Дальневосточной армии ПВО, с мая 1957 года - старший штурман оперативного отделения этого же штаба. С 31 декабря 1960 года - старший штурман оперативного отдела штаба 11-й отдельной армии ПВО (город Хабаровск). 15 апреля 1975 года ему присвоено воинское звание "полковник". С августа 1968 года - в запасе. Жил в городе Херсоне. Умер 26 сентября 2006 года. Награды: орден Красного Знамени (25.10.1944 г. - за бои в ВОВ), 2 польских ордена и польская медаль (во время службы в ВВС Войска Польского), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 9284 (13.11.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (43.11.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (26.10.1955 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (22.02.1968 г. - за отличную службу), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы). * * *В середине ноября 1951 года миллионы граждан Советского Союза как, всегда утром купив в газетных киосках свежие номера "Правды", "Известий" или "Красной Звезды", просматривали новости в стране и за рубежом прошедшего дня. Однако мало кто обратил внимание на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября, о награждении довольно большой группы советских лётчиков высшими наградами Родины - званием Герой Советского Союза. Список состоял из 7 фамилий, и у всех офицеров были одинаковые формулировки, по которым они награждались высшей наградой страны - "За мужество и отвагу при исполнении воинского долга"! За этой расплывчатой формулировкой трудно было определить, за что конкретно данные лётчики были удостоены столь большой наградой: то ли за освоение новой техники, которая в тот период внедрялась в авиацию, то ли за испытание этой новой техники, либо за какой-то другой мирный подвиг в небе своей Родины? В расцвет освоении нашими ВВС новых образцов реактивной техники, подобных награждений хватало, и народ уже привык к подобным Указам. Однако мало кто тогда знал, что это было уже второе большое награждение наших лётчиков в нынешнем 1951 году за отнюдь не мирный подвиг, а за самое настоящее участие в боевых действиях за пределами нашей страны. В это время в разгаре была война на Корейском полуострове, где в смертельной схватке сошёлся один народ, разделённый на два враждебных лагеря - Северную и Южную Корею. Уже 1,5 года на земле Кореи рвались снаряды, мины и бомбы, лилась кровь людей, и стирались с лица земли деревня и города на Севере Кореи. В небе господствовала объединённая воздушная армада сил ООН, львиную долю которой составляли ВВС США. Авиация США терроризировала население Северной Кореи, уничтожив большую часть городов деревень и сёл, а также многие важные промышленные и государственные объекты. Число жертв среди мирного населения шли на сотни тысяч погибших и искалеченных людей. В трудную для братского народа КНДР минуту, на помощь пришёл СССР, который оказал братскому народу Северной Кореи необходимую военную помощь. Но мало кто знал в самом СССР, что помимо помощи в области поставок вооружения в эту страну, в Народный Китай были направлены несколько зенитно-артеллерийских и авиационных дивизий Советской Армии, для участия в боевых действиях на земле и в небе Кореи. Целью этих частей Советской Армии, было защита наиболее важных стратегических и промышленных объектов Северной Кореи от налётов авиации сил ООН. Для этой цели и был создан осенью 1950 года отдельный 64-й ИАК ПВО, куда и вошли все эти соединения. Весной 1951 года в состав этого корпуса вошли 2 наиболее подготовленные авиадивизии ВВС Советского Союза из состава Московского военного округа - так называемые "парадные" дивизии. В их составе находились опытные воздушные бойцы, за плечами многих из которых были суровые годы Великой Отечественной войны, а также большой опыт полётов на новой реактивной техники, которую они не раз демонстрировали на многочисленных воздушных парадах в небе над столицей нашей Родины. Именно лётчики этих 2-х авиадивизий особо отличились в боях в небе Северной Кореи в 1951 году и именно из рядов этих авиадивизий вышли 18 новых Героев Советского Союза, отличившиеся на этой войне. Одной из этих авиадивизий была прославленная 303-я ИАД, лётчики которой отличились ещё в годы Великой Отечественной войны и имели богатые боевые традиции. Из общего числа награждённых, 12 Героев были выходцы из состава 303-й ИАД. Рассказ пойдёт об одном из этой когорты Героев, капитане Пономарёве Михаиле Сергеевиче. Это был опытный и мастеровитый воздушный боец, но всё по-порядку... Родился он 15 декабря 1920 года в селе Алексеевка, Кокчетавской (ныне Карагандинской) области Казахской ССР в семье крестьянина. Детство Михаила ничем не отличалось особым от детства миллионов его сверстников в те трудные годы: как и все он, пошёл в общеобразовательную школу с 9-летним образованием, которую закончил в 1937 году. Затем, как и многие пошёл работать на основное место работы для многих жителей города Караганды, где проживала в то время семья Пономарёвых - на угольные шахты учеником маркгиейдера. Затем в 1938 - 1940 гг. Михаил работал участковым маркгидером на шахте № 18бис. Одновременно с началом трудовой деятельности, Михаил увлёкся авиацией и в 1937 году поступил в карагандинский аэроклуб, который успешно закончил в 1939 году и был оставлен в училище инструктором на общественных началах. В январе 1940 года Михаила призвали на службу в ряды Красной Армии, и был направлен в состав 3-й авиабригады, где освоил специальность чертёжника. Однако Михаил стремился стать лётчиком и уговорил его командиров направить на дальнейшую учёбу - он был направлен в 3-ю школу младших авиаспециалистов, где обучался на стрелка-радиста. В том же 1940 году он был направлен, закончив обучение в 3-й ШМАС в городе Люберцы, для прохождения службы в составе 136-го СБАП в качестве стрелка-радиста. Но пробыл Михаил в этой боевой части недолго и уже в январе 1941 года добился отправки его в 7-ю военную школу пилотов в городе Сталинграде - наконец-то сбылась мечта Михаила стать военным лётчиком! Далее как у многих его коллег по обучению в училищах началась Великая Отечественная война и, как и все училища лётчиков, Сталинградская 7-я ВАШП была эвакуирована в тыл, где продолжила подготовку лётчиков-истребителей для фронта. В апреле 1942 года Михаил экстерном закончил школу пилотов на самолётах И-16 и Як-1 и был направлен в запасной 876-й ИАП в город Мытищев. Здесь и получилась ситуация, когда Михаилу Пономарёву пришлось выбирать между службой в авиации или исполнением своего воинского долга. В связи с отсутствием самолётов в полку, молодые пилоты изнывали от безделья и постоянной муштрой на плацу и теоретической подготовки в классах. Поэтому Михаил не выдержал это прозябание в тылу и пришёл к выводу, что так он никогда на фронт не попадёт, решил идти добровольцем в пехоту и уговорил взять его в отдельный стрелковый батальон, который направлялся на фронт. Так в марте 1943 года Михаил Пономарёв ушёл на фронт в должности помощника командира взвода ПТР (противотанковых ружей), в 32-й отдельной стрелковой бригады, которая была направлена под Ленинград, на Волховский фронт. Михаилу пришлось участвовать в боях под Старой Руссой, отбивать атаки вражеских танков и самому ходить в атаку на противника. Так бы и закончилась лётная карьера Михаила Пономарёва, по сути, не начавшись, но помог приказ, но которому всех авиаторов из пехоты вновь следовало направить в боевые авиационные части. И только в сентябре 1943 года Михаил Сергеевич вернулся в среду авиаторов. Чтобы вернуть утраченные навыки боевого лётчика, его направили в 8-й учебно-тренировочный авиаполк, где он до февраля 1944 года восстанавливал лётные навыки на самолётах У-2, Як-7 и Як-1. 10 февраля 1944 года Михаил в звании младшего лейтенанта наконец-то попал из учебной авиачасти в боевой авиационный полк - в 832-й ИАП, входивший в состав 315-й ИАД, 2-го Прибалтийского фронта и после небольшой тренировки был назначен рядовым лётчиком в состав 1-й эскадрильи полка, которой командовал старший лейтенант Шота Тарасович Грдзелишвили. В январе 1944 года войска 2-го Прибалтийского фронта перешли в наступление и основные усилия лётчиков 315-й ИАД были сосредоточены в полосе действия 22-й армии, которая вела упорные бои на направлениях Насва и Новосокольников. В момент прибытия в полк Михаила Пономарёва, 315-я ИАД вела боевые действия на направлении Пустошка, Идрица (Псковская область). Свои первые боевые вылеты Михаил выполнил только в марте 1944 года, в это время как раз немного улучшилась погода в районе действия дивизии и полка, и возросла нагрузка на лётчиков полка, и на выполнения боевых заданий стали привлекать и молодых пилотов. В марте месяце лётчики 315-й ИАД провели 18 воздушных боёв, в которых сбили 32 вражеских самолёта. Особо отличились лётчики 832-го ИАП, которые в этом месяце уничтожили 22 вражеских самолёта. В апреле месяце наступила весенняя распутица, и все грунтовые аэродромы превратились в месиво и полёты прекратились. Только в начале мая погода немного улучшилась, и с подсохших аэродромов начали летать на боевые задания лётчики 315-й ИАД. В это время 1-я Ударная армия 2-го Прибалтийского фронта захватила плацдарм на западном берегу реки Великая, в районе Новоржев, Пушкинские Горы. Авиация противника стала осуществлять систематические налёты на войска, удерживающих плацдарм. Над плацдармом развернулись жестокие воздушные бои, в которых активно участвовали лётчики 315-й ИАД. Потерпев несколько поражений в небе над плацдармом и понеся чувствительные потери, активность авиации противника резко снизилась. С новой силой бои разгорелись в июле месяце, когда войска 2-го Прибалтийского фронта нашали наступление на Идрицком направлении и вскоре 12-го июля город Идрица был освобождён. А накануне этого события, 11 июля, все полки 315-й ИАД перебазировались на новые аэродромы: 2-й Прибалтийский развивал наступление вглубь Латвии, в направлении Резекне и Крустпилс. В это время Михаил Пономарёв летал ведомым у командира звена старшего лейтенанта И. Г. Матвеева и только осваивал азы боевого лётчика. Михаил старался строго выполнять все команды ведущего, не потерять его в бою и одновременно прикрыть командира от возможной атаки противника. В июле 1944 года развернулись бои за Даугавпилс и Резекне. Лётчики 315-й ИАД занимались в основном сопровождением штурмовиков из состава 225-й ШАД на объекты противника и защита лётчиков Ил-2 от атак мелких групп противника. Во время одного такого вылета на сопровождение штурмовиков северо-восточнее Даугавпилс 24 июля звено старшего лейтенанта Матвеева, обнаружила несколько пар истребителей FW-190, которые с разных сторон попытались незаметно подойти к группе наших штурмовиков. Однако противник был вовремя обнаружен и, разделившись на пары, "Яки" устремились на противника. Завязался воздушный бой, в ходе которого, одному из "Фоккеров" удалось зайти в хвост ведущему, и Михаил, увидев, какая опасность грозит ведущему, рванул сектор газа вперёд и устремился на врага. Пилот "Фоккера" всё внимание сосредоточил на машине ведущего "Яка" и вовремя не обнаружил истребитель Пономарёва. Михаил, сблизившись с противником на дистанцию в 100 метров, вписал в прицел FW-190 и ударил по нему из всех точек - "Фоккер" вспыхнул и, клюнув носом, пошёл к земле. Так Михаил спас своего ведущего и одержал первую свою победу в этой войне! По прилёту на свой аэродром, молодого лётчика с первой победой поздравляла вся 1-я эскадрилья. А всего за бои за освобождение Даугавпилс и Резекне, лётчики 315-й ИАД совершили 1793 боевых вылета, провели 9 воздушных боёв, в которых сбили 16 самолётов противника: 14 FW-190 и 2 Ме-109. Особенно тяжёлым выдалась вторая половина августа, когда дивизия действовала в районе Эргли, Гулбене, Мадлиены, Плявинаса и Яунелгавы. Противник неоднократно пытался сосредотачивать усилия своей авиации на каком - нибудь одном направлении, так как не хватало уже сил действовать на всём протяжении фронта. Тогда напряжение возрастало и в отдельные дни лётчикам приходилось делать по 3 - 4 вылета. В основном это были бои с истребителями FW-190, которые использовались как бомбардировщики. Особенно напряжёнными выдались последние дни августа 1944 года, начиная с 22-го числа. Именно в этот день 22 августа в районе Эргли, младший лейтенант Михаил Пономарёв одержал свою 2-ю победу сбив в паре со своим ведущим ещё одного FW-190. 23 августа лётчики дивизии провели 4 воздушных боя, в котором сбили 9 самолётов FW-190, причём 5 из них сбили лётчики 832-го ИАП. 26 августа лётчики 832-го ИАП над Эргли и Мазоной сбили 3 FW-190 и одного из них сбил старший лейтенант И. Г. Матвеев - эту победу ему обеспечил его ведомый Михаил Пономарёв. В сентябре лётчики 315-й ИАД стали больше выполнять полёты на "свободную охоту" и штурмовку войск противника. Особенно запомнился Михаилу Пономарёву день 17 сентября, когда силами всей 315-й ИАД был нанесён бомбовый удар по одному из ближайших к линии фронта аэродромов противника, и нанесли существенный урон противнику. Лётчики 832-го ИАП при этом осуществляли прикрытие боевых порядков "братских" 171-го и 431-го полков дивизии. В районе Эргли их попыталась атаковать большая группа FW-190, но лётчики 832-го ИАП взяли их в оборот и заставили покинуть поле боя, уничтожив 4 "Фоккера", причём одного из них снова сбил ведущий Михаила, старший лейтенант И. Г. Матвеев. Это был один из последних боевых дней в истории 832-го ИАП: через 2 дня пришёл приказ о расформировании 832-го ИАП и передачи всех своих истребителей Як-9 в состав 431-го ИАП и убытии в Харьков. Как было объявлено личному составу полка, на базе бывшего 832-го ИАП будет создан 11-й ИАП Войска Польского, который должен войти во вновь сформированную 3-ю ИАД Войска Польского. Таким образом, весь личный состав 832-го ИАП передавался в состав Войска Польского, нашего союзника в борьбе против фашисткой Германии, и помочь в формировании новых ВВС Народной Польши. Так как для формируемых авиационных частей ВВС Войска Польского не хватало квалифицированных лётных и технических кадров, то решили эту проблему решить путём перевода наших военных специалистов в ряды формируемых польских авиачастей. Так в одночасье все лётчики 832-го ИАП стали военнослужащими Войска Польского с присвоением им воинских званий этой армии и с обязательным ношением формы Войска Польского. Так Михаил Пономарёв, как и все его однополчане, в одночасье стали лётчиками 11-го ИАП Войска Польского и получил младший офицерский чин хорунжего. 4 октября считается днём создания 11-го истребительного авиаполка ВВС Войска Польского. В конце октября лётно-технический состав бывшего 832-го ИАП прибыл под Харьков и на аэродроме Карловка, приступили к формированию 11-го ИАП ВВС Войска Польского. Полк получил 32 новых истребителя Як-9М и приступил к их облёту. В начале ноября в состав нового полка прибыло первое пополнение, состоящее из 8 лётчиков из Роганьской ВАШП, среди которых было несколько польских пилотов. Никто из них не имел боевого опыта, но все они рвались в бой с врагом. Михаил по-прежнему входил в состав 1-й АЭ 11-го ИАП, которой, как и в прежнем полку, командовал старший лейтенант Шота Грдзелишвили. Прибывших польских лётчиков раскидали по разным эскадрильям, и один из новичков хорунжий Александр Красуцкий попал в звено Матвеева, где его ведущим стал Михаил Пономарёв - так Михаил стал старшим лётчиком в звене Матвеева. До конца марта 1945 года 3-я ИАД ВВС Войска Польского готовилась к предстоящим боям. Молодые лётчики, прибывшие из училищ осваивали боевую слётанность и навыки групповых полётов. За это время в 11-м полку сменилось командование: вместо убывшего на повышение командира полка подполковника В. А. Соколова, командиром 11-го ИАП был назначен майор Полушкин Николай Архипович - второй по результативности ас бывшего 832-го ИАП (17 побед, из которых 10 личных). Однако из-за плохих метеоусловий только 8 апреля 1945 года 3-я ИАД перебазировалась несколькими этапами на польский аэродром в Кутно и к 12 апреля дивизия достигла полной боевой готовности. 23 - 24 апреля 3-я ИАД перелетела на полевые аэродромы поближе к фронту - 11-й полк в полном составе перелетел на полевой аэродром в Бяленгах. Дивизия приступила к участию в Варшавско-Познанской операции. В этот же день, 23 апреля 1945 года, лётчики полка совершили свой первый боевой вылет на облёт района боевых действий за Одер в район Данненберг, Бернау, в котором участвовал и Михаил Пономарёв со своим ведомым Александром Красуцким. Полёт прошёл спокойно, без встречи с противником и только зенитная артиллерия противника несколько раз обстреляла строй самолётов эскадрильи, но никакого ущерба им не нанесла, и все благополучно вернулись на свой аэродром. Однако второй боевой вылет, который состоялся после обеда уже 24 апреля, показал всем лётчикам 11-го полка, что враг ещё не сломлен окончательно, и он сопротивляется из последних сил. Из этого вылета не вернулся молодой лётчик из 2-й АЭ хорунжий Славек Скибина - его в районе Кёнигсберга сбила зенитная артиллерия противника. Это была первая потеря полка в боях! Свою первую победу лётчики 11-го ИАП одержали 26 апреля, когда утром на разведку в район Лойенберг, Нитцов, Ринов вылетели 6 экипажей из состава 1-й АЭ под командованием капитана Грдзелишвили, в составе этой группы была и пара Пономарёв - Красуцкий. В районе линии фронта они встретили 4 Ме-109 и вступили с ними в бой. Звено "Мессеров" разделилось на пары, и попыталась отбить атаку "Яков", но им это не удалось. Михаил сразу пошёл вверх и с переворота устремился в атаку на одного из "Мессеров". Он сблизился с ним на короткую дистанцию и с первой атаки повредил его, а летевший за ним Красуцкий добавил по задымившемуся Ме-109 ещё порцию снарядов. Красуцкий попытался добить врага окончательно и развернулся на очередную атаку, но помешала подоспевшая пара FW-190 вынырнувшая из облаков. Они попытались атаковать самолёт Красуцкого, но им это не позволил сделать Михаил Пономарёв и те, прекратив атаку, снова ушли в облака. Остальные вражеские самолёты сразу покинули поле боя, и вся группа благополучно вернулась на свой аэродром. В этот день Пономарёв и Красуцкий ходили в именинниках, ведь и повреждение самолёта врага тоже успех не малый. Хотя основной удар нанёс по "Мессеру" Михаил, но решено было командованием части повреждение Ме-109 занести на счёт Александра Красуцкого, чтобы поддержать боевой настрой молодым польским пилотам. Михаил не возражал, так как не гнался за победами, да и его ведомый Александр Красуцкий ему нравился как товарищ и был рад, что тот отличился в этом первом своём бою с противником. 27 апреля лётчики полка совершили уже 76 боевых вылетов на прикрытие своих штурмовиков. Одновременно с этим произведено несколько штурмовок войск противника, в результате которых уничтожено 8 автомашин врага, склад с горючим, огневая позиция вражеской артиллерии и около 20 солдат и офицеров противника. В это день состоялся один воздушный бой, в котором вновь отличился Михаил Пономарёв. Вот как это было: в этот день 8 экипажей 1-й АЭ под командованием капитана Грдзелишвили сопровождали группу штурмовиков Ил-2 в район Нойруппин, Виттшток. На подходе к цели штурмовики попытались атаковать 2 Ме-109 и 2 FW-190. Капитан Грдзелишвили приказал звену Матвеева взять на себя эту группу вражеских истребителей, а сам со своим звеном продолжил сопровождать штурмовиков к цели. Пара Матвеева атаковала "Мессеров", а пара Пономарёва схлестнулась с парой "Фоккеров". В ходе боя один из FW-190 зашёл в хвост командиру звена Матвееву, но Пономарёв вовремя предупредил командира о грозящей ему опасности по радио и одновременно с этим сам атаковал этого "Фоккера" и, пользуясь выгодной позицией, с боку ударил по FW-190 двумя меткими очередями. Горящий "Фоккер" пошёл к земле. Остальные истребители противника тут же покинули поле боя. Однако, вернувшись на свой аэродром в Бяленгах, лётчики звена Матвеева узнали печальную новость - из этого вылета не вернулся командир 1-й АЭ капитан Шота Тарасович Грдзелишвили. Его в дымке горящего Берлина подстерегла пара Ме-109 - "охотников" и сбила. Так в самом конце войны погиб опытнейший ас полка (8 побед, из которых 6 личных), отличный командир и товарищ! 29 апреля возвращаясь после вылета на прикрытие штурмовиков, и пролетая над станцией Нойштадт, обнаружили стоящий под парами эшелон противника. Совместными атаками был подожжён локомотив и несколько вагонов с живой силой противника. 30 апреля полк перебазировался на полевой аэродром Лойенберг, а 2 мая на аэродром Ейхштадт. В эти дни полк в основном прикрывал действия штурмовиков и совершал вылеты на "свободную охоту". 3 мая на разведку переправы противника на реке Эльба в район Хафельберга вылетела пара Пономарёв - Красуцкий. Вскоре они обнаружили эту вражескую переправу, и Михаил доложил о её обнаружении по радио командованию полка. Одновременно в районе переправы Михаил обнаружил самолёт связи типа "Физелер-Шторх", который выполнял роль разведчика и атаковал его. Совместными атаками со своим ведомым Александром Красуцким они сбили его, а затем обнаружили ещё одного "Физелер-Шторха" и также отправили его на землю. Так с двумя победами они возвратились с удачной разведки. Обе победы были официально записаны на счёт хорунжего Красуцкого и, хотя Михаил также участвовал в их уничтожении, он не оспаривал победы своего ведомого. Так хорунжий Красуцкий стал самым результативным лётчиком 11-го ИАП. Лётчики 11-го полка вели боевые действия до 7 мая 1945 года, а затем боевые вылеты прекратились, и вскоре война закончилась. 10 - 11 мая полк перебазировался на свою старую базу в Кутно. Так закончилась для Михаила Пономарёва эта война, которую он закончил в звании хорунжий ВВС Войско Польского, имея на своём официальном счету 3 победы (2 личных и 1 групповую). За участие в Великой Отечественной войне Михаил Пономарёв был награждён орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1-й степени, а также одним польским орденом. В сентябре 1945 года 11-й ИАП перебазировался в город Краков, а в середине октября на Родину уехали многие советские лётчики и техники, которые служили в составе этого полка. Однако Михаила оставили в полку, и он ещё 2 года служил в Войско Польском и обучал молодых польских лётчиков лётному мастерству, за что был награждён Командованием Войска Польского вторым польским орденом. Только в сентябре 1947 года Михаил Пономарёв вернулся на Родину и в звании старший лейтенант был направлен служить в город Кобрин, где попал в состав 3-й АЭ 523-го ИАП, который входил в состав 303-й ИАД. На новом месте Михаил приступил к освоению реактивной техники и вскоре уже летал на реактивном Як-15, а чуть позже, в 1948 году освоил более современный МиГ-15. В 1950 году полк передислоцировался в город Кострома, откуда летал на воздушные парады над Москвой. За следующие 2 года своей службы в составе 523-го ИАП Михаил Пономарёв вырос до хорошо подготовленного командира и уже в июне 1950 года был удостоен звания капитан, а в начале следующего 1951 года назначен заместителем командира эскадрильи по лётной части. Михаил попал под командование опытного командира 3-й эскадрильи капитана Суслова Василия Егоровича, у которого за спиной был большой боевой опыт Великой Отечественной войны. Да и коллектив эскадрильи также подобрался достойный - сплав опытных боевых лётчиков и молодёжи, которые 2 - 3 года назад закончили авиаучилища. За 2 года лётной службы, коллектив эскадрильи стал сплочённым и хорошо подготовленной боевой единицей полка, и в этом также была заслуга Михаила Сергеевича Пономарёва. Спокойная и размеренная жизнь в Подмосковье, в составе 303-й "парадной" дивизии, закончилась в августе 1950 года, когда по решению командования дивизию стали готовить для переброски на Дальний Восток в Приморье, а потом в Китай. Абсолютно всем стало ясно, что, их готовят для разгоравшейся войне в Корее. Опасения подтвердил прибывший незадолго до оправки маршал Москаленко, который инструктировал лётный состав и попутно набирал "добровольцев" для поездки в Китай. Личный состав соединения выезжал из Ярославля железнодорожными эшелонами, вместе с самолётами. Офицерский состав ехал первым эшелоном в своей форме одежды, эшелоны шли вне графика, однако и тут сработала старая советская привычка всё засекречивать, и личный состав переодели в гражданское и сделали их на время "физкультурниками". Правда, поездка прошла не без приключений - когда офицерский эшелон прибыл в город Уссурийск, то здесь начались обильные дожди, которые дали столько воды, что реки вышли из берегов и на линии Хабаровск - Уссурийск мосты были разрушены и эшелон с техническим составом и самолётами были отрезаны и задержались с прибытием в город Уссурийск на 20 - 25 дней. Прибыв с небольшими приключениями в Приморье, 523-му полку определили место базирования аэродром Воздвиженка, который в тот момент был залит водой, 18-й Гвардейский ИАП - аэродром Галёнки, а 17-й ИАП - аэродром Хороль. В Воздвиженке летный состав проходил нормальную лётную подготовку, перемежавшуюся с постоянными вылетами на перехват нарушителей госграницы - с началом войны в Корее американские самолёты часто нарушали советское воздушное пространство. Постоянное боевое дежурство и интенсивная подготовка к возможным боевым действиям, держала в напряжении весь личный состав полка, да и всей дивизии - все ожидали отправки на войну в Корею! И это случилось в конце марта 1951 года - началась переброска дивизии в Китай. 25 марта 303-я ИАД в полном составе прибыла в город Мукден, где обосновалась на местных аэродромах. Лётчикам 523-го ИАП достался аэродром "Мукден - Восточный". Уже 3 апреля 1951 года на этом аэродроме советские лётчики начали облёт прибывших железнодорожным эшелоном собранных самолётов. Одновременно началась и усиленная лётная подготовка к будущим боевым действиям. 28 мая полк перелетел на аэродром Мяогоу, который китайцы построили за рекордный срок - один месяц. За это время была проведена поистине титаническая работа - сделана бетонная полоса длинной 2,5 км и рулёжные дорожки к капонирам. Аэродром находился в 10 - 15 км от реки Ялуцзян, которая разделяла Китай и Корею. Стоит также отметить, что на 4 июня в составе полка числилось: лётчиков - 35 (налицо - 34), самолётов МиГ-15 - 30 (все исправны). Согласно документам боевая задача полку была поставлена следующая: "Авиацию противника уничтожать в зонах севернее 38-й параллели. Зона № 1: Дадунгоу - Оциори - Тайсен - Тхянгдю; Зона № 2: Оциори - Токузанри - Токусен. Вести бои южнее рубежа Пхеньян - Гензан и выходить на береговую черту Корейского Залива - запрещается!". Практически сразу лётчики полка оказались втянуты в круговерть боёв. Свой первый бой с американскими лётчиками пилоты 523-го ИАП провели 18 июня, когда полковая группа МиГ-15 под командованием комполка подполковника А. Н. Карасёва в районе Киодзио в 9:35 на высоте 8500 метров встретили группу из 8 истребителей F-86, которые намеривались атаковать ведущее звено нашей группы. Однако у американцев не получилось неожиданной атаки: наши лётчики вовремя обнаружили противника, и перешли на вертикальный маневр, в котором "МиГи" были сильнее "Сейбров". В итоге после 14 минут сражения, противник был вынужден покинуть поле боя и, лётчики 523-го ИАП остались полными хозяевами положения. По итогам фотоконтроля, трём участникам этого боя (Карасёву, капитану Пономарёву и старшему лейтенанту Яковлеву) были записаны победы над 3 F-86. У нас был повреждён самолёт старшего лейтенанта Яковлева, который благополучно вернулся в Мяогоу. Это был первый бой Михаила Пономарёва на реактивном "МиГе", и он с честью вышел из этого первого поединка сбил сразу одного противника. Как это произошло, вспоминает сам Михаил Сергеевич: "Это было 18 июня, когда мы в составе полка производили облёт района боевых действий. Первая эскадрилья шла под командованием заместителя командира полка майора Н. Н. Даниленко и 2-я эскадрилья под командованием капитана В. П. Попова, входили в состав ударной группы. Нашей 3-й эскадрильи отводилась роль прикрытия. По маршруту следования нашей группы, была размытая облачность. Свою группу, я вёл под самой нижней кромкой облаков, так чтобы была видна основная группа полка. При выходе из зоны боевых действий, основную группу пытались атаковать 24 истребителя F-86. Они следовали в плотном строю. Мою группу они не заметили, так как мы шли в размытой облачности. Таким образом "Сейбры" оказались между нашей основной группой и моей, то есть я оказался в хвосте у "Сейбров" на дистанции 500 - 600 метров. Мне оставалось только сократить дистанцию, прицелиться и открыть огонь, что я и сделал. Один их F-86 задымил и начал беспорядочно падать, остальные "Сейбры" рассыпались кто куда". Кстати, это была первая официальная победа 523-го полка в этой войне, когда капитан Пономарёв в районе Тэйсю сбил первый самолёт США в этой войне. Это подтвердили данные фотоконтроля и письменное подтверждение начальника милиции города Киодзио майора Хам-Да-Ток. С этого дня боевые вылеты следовали один за другим, и в день совершалось по 2 - 3 боевых вылета на перехват самолётов противника. В отличие от лётчиков 18-го ГИАП, которые первыми из состава 303-й ИАД вступили в бой, лётчики 523-го ИАП не понесли потерь в первых боях, что говорило об их хорошей подготовке к боям и их слётанности. Первая победа придала уверенности в своих силах Михаилу Сергеевичу и он уже не испытывал какого-либо страха перед американскими лётчиками, поняв, что может и с ними драться на равных. Однако Пономарёву довелось совсем немного повоевать со своими однополчанами из 523-го ИАП. В составе "братского" 17-го ИАП возникла трудная ситуация с командирами эскадрилий: сначала до начала боёв в апреле из полка убыл в Союз командир 3-й АЭ по дисциплинарному наказанию. Вместо него из 18-го ГИАП прибыл новый командир капитан М. Н. Щербаков. Затем не справился со своими обязанностями командира АЭ майор С. Г. Иванов, который командовал 2-й АЭ этого полка. Он неудачно провёл несколько первых боевых вылетов, в которых эскадрилья действовала неуверенно и не выполняла поставленных перед нею боевых задач. Это вынудило командование полка отстранить майора Иванова от командования АЭ: за неумелые действия он был отстранён от командования эскадрильей и 5 июля отправлен в распоряжение командира части в город Аньшань. Когда встал вопрос, кого назначить на освободившееся место командира АЭ, то из штаба дивизии пришёл однозначный ответ - ждите нового лётчика. В это время капитан Пономарёв хорошо показал себя в боях и к моменту перевода в другой полк уже имел 2 личные победы на своём счету, которых он одержал всего в 5 воздушных боях. Свою вторую и последнюю победу в составе 523-го ИАП капитан Пономарёв одержал утром 24 июня во время полкового вылета в составе 29 экипажей во главе с командиром полка подполковником А. Н. Карасёвым в район Бихен - Ансю. В 4 часа 34 минуты в районе Бихен были обнаружены несколько мелких групп штурмовиков F-80, которые штурмовали объекты в данном районе. Первой вступила в бой передовая группа в составе 10 экипажей под командованием подполковника Карасёва, которая, разбившись на пары, стали преследовать пары и звенья "Шутинг Старов", которые действовали на малой высоте. Через несколько минут, к ним присоединились лётчики 2-й и 3-й эскадрилий, последовательно подошедших к району боя. Шестёрка экипажей из состава 3-й АЭ под командованием капитана Суслова, также обнаружила несколько пар F-80 и перешли в атаку на эти самолёты противника. Капитан Пономарёв со своим ведомым старшим лейтенантом Сергеем Москвичёвым обнаружили чуть в стороне 8 F-80, и перешёл в атаку на эту группу штурмовиков. Михаил выбрал для атаки ближайшую к нему пару "Шутов" и с дистанции 700 метров поразил левый в паре F-80, который сразу же вошёл в штопор и вскоре врезался в землю в районе сёл Дезу - Октенмен, расположенных недалеко от города Сенсен. Ведомый также вёл огонь по другому звену F-80, но его огонь не достиг цели. Остальные "Шутинг Стары" тут же бросились в сторону спасительного моря. Этот налёт штурмовой авиации США был отбит с большими для них потерями, так как лётчики 523-го ИАП без своих потерь сбили в том сражении 9 самолётов F-80. Под удар лётчиков 523-го полка попали пилоты из состава 8-й и 49-й ИБАГр и понесли большие потери. И хотя американская сторона сообщает только об одном потерянном F-80 в этот день, но это привычная для американской стороны правило, скрывать свои большие потери. По последним исследованиям, американская сторона как минимум потеряла в сражениях с лётчиками 523-го полка 4 своих F-80, которые были списаны несколько днями позже. А уже через день после этого победного сражения, 26 июня командование полка получили из штаба дивизии следующий приказ: "...заместителя командира 3-й АЭ капитана Пономарёва на основании приказа части пп 45144 № 047 от 26.06.1951 г. перевести на должность командира АЭ части пп 53854". С большой неохотой командир 523-го ИАП Герой Советского Союза подполковник А. Н. Карасёв отпустил одного из лучших лётчиков и командиров своего полка, но приказ есть приказ! В начале июля Михаил Пономарёв прибыл в состав нового для себя полка и уже 17 июля официально принял под своё командование 2-ю эскадрилью 17-го ИАП. К этому времени в составе 2-й АЭ было только 8 лётчиков, 9-й - старший лейтенант Евгений Агранович погиб 26 июня в тяжёлом воздушном бою. Из этих лётчиков, 3 имели боевой опыт участия в Великой Отечественной войне, а остальные были молодые лётчики. Вот как охарактеризовал приход во 2-ю АЭ нового командира ветеран 17-го ИАП, лётчик 3-й АЭ Николаев Алексей Николаевич: "Мне думается, что менее удачно воевала 2-я АЭ. У неё командиром был майор Иванов. На мой взгляд, он из такого же теста, что и наш комэск Щербаков. И его вскоре освободили и перевели к китайцам в советники. А на его место пришёл капитан Пономарёв из 523-го полка. Вот это был исключительно смелый, грамотный и волевой командир. В нашем полку он стал Героем Советского Союза. Он не просто был хорошим лётчиком и храбрым войном, но постоянно искал и находил новые, ранее неизвестные тактические приёмы для ведения воздушного боя. Своим умением и знаниями, он щедро делился со всеми, кто хотел этого. С его приходом, 2-я АЭ воспрянула духом, и дела в эскадрилье пошли на лад". Это действительно так и было! Лётчики 2-й эскадрильи действительно очень большие надежды возглавляли на своего нового командира, и к их радости, он их ожидание полностью оправдал. Это ярко показал первый бой в составе нового коллектива, который состоялся 29 июля. В этот день лётчики 17-го полка совершили 3 боевых вылета и провели 2 довольно удачных боя с самолётами противника. Лётчики 2-й АЭ отличились во время 3-го полкового вылета, когда по тревоге в 15:14 командир полка майор Г. И. Пулов поднял в воздух 24 экипажа своего полка. В воздухе была дана команда следовать в район Дзюнсен, где была обнаружена группа самолётов противника в количестве 20 машин. Следуя в указанный район, майор Пулов обнаружил 6 F-80 слева ниже себя, шедших в боевом порядке "кильватер звеньев" на встречных курсах. Оценив обстановку, майор Пулов подал команду: "Противник ниже", сам звеном перешёл в атаку на первое звено F-80, преследуя их до ухода в облачность. В это же время пара старшего лейтенанта Н. В. Сутягина удачно атаковала второе звено F-80, и ему удалось сбить одного из них. Начало разгрома группы из 18 F-80, состоящей из 3-х шестёрок, было положено. С разных сторон на звенья "Шутинг Старов" посыпались пары "МиГов", при этом часть из них устремилась в облака, ища спасения, а другая часть встала в оборонительный круг и попыталась, отбиваясь от наскоков "МиГов" уйти в море. Однако эту тактику противника уже хорошо знали наши лётчики и сделали всё возможное, чтобы противник при отходе понёс как можно больше потерь. Группа капитана Пономарёва, находясь в группе прикрытия на высоте 7000 метров, ниже себя слева, обнаружила 6 F-80, шедших в "кильватере звеньев". Наша группа произвела разворот влево со снижением на противника, F-80 одновременно вошли в левый разворот со снижением в направлении восточнее Пхеньян. В момент преследования противника один "Шутинг Стар" произвёл разворот на 180° и пошёл в атаку на встречных курсах со старшим лейтенантом Фокиным. При атаке "Шутинг Стар" первым открыл огонь, вслед за ним открыл огонь Фокин, после чего резко вышел вверх. При ведении огня Фокиным, капитан Пономарёв наблюдал взрыв самолёта F-80. Капитан Пономарёв, преследуя другую пару F-80 с дистанции 250 - 300 метров открыл огонь по ведомому "Шутинг Стару". Атакованный "Шутинг Стар" левой крутой спиралью пошёл вниз и упал в районе Эцухори (25 км северо-восточнее города Пхеньян). Выйдя из атаки, капитан Пономарёв занял исходное положение для атаки по ведущему этой пары, преследуя её с дистанции 800 - 700 метров, под ракурсом 0/4 - 3/4 произвёл 2 короткие очереди, используя при этом подвижную сетку прицела. Результат не наблюдал ввиду ухода противника в облака. В результате проведённого воздушного боя по докладам лётного состава и фотоплёнок сбито 4 самолёта F-80, 2 из которых на счету лётчиков 2-й АЭ. Правда, в этом бою досталось старшему лейтенанту Григорию Фокину: снаряд угодил в боеприпасы, которые взорвались и тяжело ранили лётчика в правую ногу. Одновременно были перебиты тяги управления элеронами. Изнемогая болью, Фокин даже не смог передать по радио, что он ранен. Вышел из боя и привёл самолёт на свой аэродром и там совершил посадку, после чего сразу же был отправлен в госпиталь. Когда личный состав полка узнал о его подвиге, то старшему лейтенанту Фокину было отправлено 40 приветственных писем. Ответ Фокина, в котором он писал, что так поступил бы каждый советский человек, был зачитан перед строем всего личного состава полка. Старшему лейтенант Фокину посвятили листовку с описанием его подвига. Он был представлен к ордену Ленина. Американская сторона подтвердила победу в этом сражении, только старшего лейтенанта Фокина, сообщив, что в районе 15:14 от "взрыва своих бомб" был потерян F-84Е-15 (№ 49-2339) из состава 154-й эскадрильи 136-го ИБАКР, а его пилот Overstreet, James R. погиб при этом. На самом деле самолёт Оверстрита взорвался во время лобовой атаки на МиГ-15 старшего лейтенанта Фокина от огня пушек его "МиГа". Кроме того, из этого следует, что в этом бою, наши лётчики дрались со смешанной группой состоящих как из F-80, так и из F-84. Так начал свою боевую деятельность в составе нового коллектива Михаил Пономарёв, уничтожив в первом же бою очередной самолёт противника и показав личному составу своей эскадрильи, что времена безвольных и малоактивных боёв прошли, и стал проповедовать агрессивные приёмы ведения боя. В следующем августе месяце, Михаил Пономарёв и его подчинённые совершили 14 боевых вылетов и участвовали в 5 воздушных боях. Этот месяц нельзя сказать, чтобы был удачным для лётчиков 2-й АЭ и её командира, но в целом для полка этот месяц был не особо активным и результативным. Только командиру 2-й эскадрильи удалось в этом месяце добиться одной победы, которую Михаил Пономарёв одержал в последний день лета - 31 августа. В этот день полк совершил 3 боевых вылета, но только последний из них ознаменовался встречей с противником. В 17:25 полк под общим командованием командира 303-й ИАД полковника Г. А. Лобова, в составе 23-х экипажей, вылетели на перехват самолётов противника. В районе Ансю наши лётчики были наведены с земли на большую группу штурмовиков F-84 из состава 49-го ИБАКР. Обнаружив "МиГи" пилоты "Тандерджетов" стали отходить к морю, но "МиГи" преследовали их даже над водной поверхностью Жёлтого моря. Было сбито 4 штурмовика противника, большая часть из которых упала уже в море, в том числе и сбитый Михаилом Пономарёвым (F-84 упал в море южнее Тайкио, в районе Ансю). Также в этом бою первого своего американца сбил командир 303-й ИАД полковник Лобов Георгий Агеевич. Наши лётчики потерь не имели. Американцы вновь признали потерю только одного своего F-84, судьба пилота этого "Тандерджета" неизвестна. В августе месяце был у Михаила Сергеевича и неприятный эпизод, когда он, в воздушном бою, находясь в группе прикрытия, ошибочно принял пару Сутягина за противника и израсходовал весь боекомплект по ведомому Сутягина старшему лейтенанту Савченко. Снаряды прошли выше и правее самолёта. Михаил Сергеевич признал, что не опознал свой самолёт с дистанции 800 метров и решил вести огонь. Случай был разобран совсем руководящим лётным составом, а также командирами подразделений, ошибка капитана Пономарёва разъяснена всему лётному составу. Это был единственный неприятный эпизод в боевой карьере Михаила Пономарёва, за всё время пребывания в боевой командировке. Этот неприятный эпизод не выбил его из колеи, а наоборот подстегнул его к более активной деятельности. Именно в следующем месяце Михаил Пономарёв стал самым результативным лётчиком по итогам сентябрьских боёв, сбив 4 штурмовика F-84, и тем самым он довёл число своих побед в небе Кореи до 8 уничтоженных самолётов ВВС США. Самые удачные и результативные бои капитан Пономарёв провёл 11 сентября 1951 года - их было 2 в тот день и оба с боями. Первый вылет состоялся в 11:10, когда командир 17-го ИАП майор Пулов по команде с КП дивизии, поднял в воздух 24 экипажа своего полка. В районе Сенсена была обнаружена группа из 12 F-84, и только уход в море спас её от полного разгрома. На преследовании лётчики полка уничтожили 3 штурмовика F-84 и ещё одного подбили, 2 из этих "Тандерждетов" на счету капитана Пономарёва. Михаил Сергеевич вспоминает: "11 сентября с утра был вылет в составе полка на отражение бомбардировочного удара противника. При возвращении с задания, мы шли на высоте около 10000 метров. Мною была замечена группа в составе 8 F-84, которые бомбили наземные объекты. Я дал команду моему заместителю капитану Мишакину Н.П., чтобы он следовал на аэродром (уже заканчивалось топливо), а сам с ведомым лейтенантом Божко Александром, перевёл самолёт в крутое пикирование, снизился до высоты действия F-84 и с первого захода сбил один F-84. Тут ведомый Божко передал мне по радио: "Вас атакует F-84". Я тут же резким боевым разворотом вышел из-под атаки F-84 и в вираже зашёл в хвост этому "Тандерджету" и с дистанции 200 метров открыл огонь из всех точек - F-84 загорелся и упал на берегу моря". Оба самолёта противника упали в районе Тэйсю, один в 10, другой в 15 км юго - восточнее Сенсена, что подтвердили местные корейские власти. А уже после обеда, в 16:36 постами РТС в районе Сенсен на высоте 6000 - 7000 метров была обнаружена группа штурмовиков противника в количестве 24 самолётов следовавшая с курсом 360 градусов. На перехват этой группы самолётов противника был поднят в полном составе весь 17-й ИАП в составе 26 экипажей, под общим командованием заместителя командира 303-й ИАД подполковника А. С. Куманичкина. В 16:58 в районе Дзюнсен на высоте 5000 метров произошла встреча группы подполковника Куманичкина в составе 10 МиГ-15 с 8 F-84. Самолёты противника следовали в боевом порядке "колонна пар" с курсом 170 градусов, наши истребители следовали курсом 10 градусов, выполнив левую спираль, наши истребители стали заходить самолётам противника в хвост. Звено капитана Пономарёва заходило в хвост замыкающей паре, а звено гвардии подполковника Куманичкина (6 самолётов) вторую пару самолётов F-84. Капитан Пономарёв вышел на прямую, и с дистанции 2000 метров начал сближение с целью. Сблизившись на дистанцию 250 метров, Пономарёв открыл огонь по ведомому "Тандерджету" под ракурсом 0/4. Дал одну среднюю очередь. Огонь вёл по подвижной сетке прицела. Атакованный самолёт F-84 взорвался в воздухе. Ведомый Пономарёва одновременно атаковал ведущего пары F-84. Капитан Пономарёв сблизившись с противником до 200 метров, резко развернулся влево и левым боевым разворотом вышел из атаки. После выхода из атаки Михаил Пономарёв заметил, что его ведомого лейтенанта Божко в паре нет... Пономарёв 3 раза запросил по радио, но лейтенант Божко не отвечал. В районе воздушного боя наблюдал парашютиста. В этом же районе вела огонь зенитная артиллерия китайских добровольцев. Капитан Пономарёв передал на ВПУ-2, чтобы запросили, где находится лейтенант Божко. Лейтенант Божко в течение воздушного боя прикрывал Михаила Пономарёва и в момент выхода из боевого разворота слышал его запрос, но не успел ему ответить, так как произошёл сильный взрыв на самолёте, и он был вынужден покинуть свой "МиГ" методом катапультирования. На месте катапультирования лейтенанта Божко установлено, что он был сбит огнём зенитной артиллерии китайских народных добровольцев. Группа капитана Щербакова и капитана Артемченко ввиду отсутствия истребителей прикрытия воздушный бой не вели. Воздушный бой длился 10 - 15 минут. Выход из боя происходил одиночно и парами, и после сбора следовали на свой аэродром. Управление боем осуществлялось командирами групп, командирами звеньев и ведущими пар. В результате воздушного боя капитан Пономарёв сбил один самолёт F-84, который упал в районе Дзюнсен, 8 км северо-западнее Кото и лейтенант Божко подбил один самолёт F-84. Американская сторона не признаёт эти потери или, скорее всего, скрывает их до сих пор. Однако, более достоверно, что во втором бою этого дня лётчики 17-го ИАП дрались не с "Тандерджетами", а с палубными F2H-2 "Бэнши" из состава VF-172. Именно в этот день палубная эскадрилья потеряла один свой "Бэнши" № 124983, который, при посадке на авианосец Essex, упал за борт в море. Этот "палубный инцидент" был датирован следующим днём с уже традиционной формулировкой "по техническим причинам". Но отказ гидравлики сразу по всем дублированным системам выглядит куда реальнее в результате боевых повреждений, полученных во время этого вылета. Таким образом, 11 сентября капитан Пономарёв стал ещё одним асом-реактивщиком, достигших более 5 побед на этой войне. Свой статус аса Пономарёв закрепил 19 сентября, сбив во время большого сражения с истребительно - бомбардировочной авиацией США и лётчиков 303-й ИАД, в период 16:05 - 16:15 в районе Ансю очередного своего F-84. В следующем месяце, в небе Северной Кореи шли интенсивные и ожесточённые бои, так называемая "битва за аэродромы" с соединениями В-29. В этих боях активно участвовали и лётчики 17-го ИАП. Лётчики 2-й АЭ в этом месяце выполнили 31 боевой вылет, участвовали в 18 воздушных боях и сбили 3 самолёта противника, но и сами потеряли 2 самолёта и одного пилота. Так получалось, что в октябре месяце 2-й АЭ постоянно ставилась одна боевая задача - прикрывать боевые порядки ударной группы, так как 2-я АЭ была в прикрывающей группе. Поэтому во всех октябрьских боях лётчики 2-й АЭ вели бои исключительно с истребителями F-86 "Сейбр". Это были тяжёлые бои, в которых хоть и было сбито 2 F-86, но и потери были тяжелыми: 2 октября в 15:16 в районе Тэйсю на высоте 9000 метров при ведении воздушного боя с самолётами противника типа F-86, самолёт МиГ-15, пилотируемый командиром звена капитаном И. Н. Морозовым сзади сверху с дистанции 200 - 300 метров был атакован парой F-86. В результате атаки самолёт Морозова загорелся и упал 5 км юго-восточнее Ододо, что 24 км северо - восточнее Сенсен. Лётчик капитан Морозов Иван Николаевич погиб. Это была единственная потеря лётчика во 2-й АЭ за весь период командования капитаном Пономарёвым эскадрильей в ходе этой войны. Весь коллектив эскадрильи и сам комэск очень болезненно переживали эту потерю, и Михаил Сергеевич провёл тщательный разбор и анализ этого неудачного боя, чтобы впредь такого больше не повторилось. Уже 6 октября лётчики эскадрильи Михаила Пономарёва провели удачный воздушный бой в составе полка с 30 F-86 в районе 9 часов утра, и сбили 2 из 3-х уничтоженных в том бою "Сейбров" - отличились капитан Н. П. Мишакин и старший лейтенант А. А. Комаров. Сам комэск отличился в бою 1 октября, когда в районе 9:10 - 9:25 была перехвачена группа F-84, и капитану Пономарёву удалось сбить одного и повредить другого F-84. В этом бою под пушки капитана Пономарёва попал F-84Е-15 (№ 49-2420) из состава 111-й эскадрильи 136-го ИБАКр. Его пилот Herbert E. Ritter пропал без вести. Тогда же в октябре месяце в составе 2-й эскадрильи произошли коренные перемены: на середину октября, в составе эскадрильи осталось только 4 боеготовых экипажа. 2 октября погиб командир звена капитан Морозов И.Н., а также заболел замполит АЭ капитан В. Ф. Анкилов, который был отправлен на лечение в госпиталь, но болезнь была серьёзная, и в начале ноября капитан Анкилов убыл на лечение в Союз. Сразу после сражения 6 октября на отдых в санаторий города Дальний из эскадрильи убыл командир АЭ Михаил Пономарёв и лейтенант Борис Корданов. В составе АЭ остались только 2 пары лётчиков: капитан Мишакин - старший лейтенант Гостюхин, и пара старший лейтенант Фокин - старший лейтенант Комаров. Для поддержания боеспособности 2-й АЭ, в её составе до 26 октября летала на боевые задания пара штурмана полка капитана Н. И. Масленникова, с ведомым старшим лейтенантом Н. Я. Перепёлкиным из 1-й АЭ. Дни отдыха пролетели очень быстро и уже 22 октября Михаил Пономарёв и лейтенант Корданов прибыли в часть и сразу приступили к боевой работе - уже во второй половине дня капитан Пономарёв повёл свои оставшиеся 6 экипажей на боевое задание. К этому времени, в состав 17-го ИАП прибыло на пополнение около 10 лётчиков из состава 309-й ИАД, двое из которых прибыли в состав 2-й АЭ, это были: капитан А. Г. Черноземов и старший лейтенант Н. А. Зеленов, которые и составили 4-ю пару в составе 2-й АЭ. Однако после прибытия из госпиталя Михаила Пономарёва и Корданова, 2 других лётчика эскадрильи, старшие лейтенанты Фокин и Комаров - убыли на отдых в санаторий. Поэтому для усиления 2-й АЭ, в её составе стал летать штурман дивизии майор В. П. Правоторов, а также из 3-й АЭ в состав эскадрильи был переведён лейтенант А. Т. Божко, и в составе 2-й АЭ вновь стало 2 полных авиазвена. Но участие штурмана дивизии Правоторова в боях в составе 2-й АЭ оказалось неудачным. Он совершил всего 2 боевых вылета в составе 2-й АЭ и оба раза неудачно. 26 октября 1951 года в 15:00 на высоте 3000 метров в районе Сюкусен при ведении воздушного боя с самолётами противника, самолёт МиГ-15, пилотируемый летчиком старшим лейтенантом Кордановым был атакован парой F-86. В результате атаки в кабине произошёл взрыв. Лётчик старший лейтенант Корданов принял решение катапультироваться и с высоты 3000 метров произвёл катапультирование, приземлился около деревни Нампори, что 13 км западнее Сюкусен. Лётчик получил ожоги лица и был отправлен на лечение в Союз. В этом бою ведущий майор Праворотов принял неправильное решение - пробить облачность вверх, так как при выходе из облачности была потеряна скорость и самолёт противника, используя преимущество в скорости, сблизился на дистанцию 100 метров и открыл огонь по самолёту старшего лейтенанта Корданова. После этого боя, майор Правоторов больше не летал с лётчиками 17-го ИАП на боевые задания. Так закончился трудный для состава 2-й АЭ месяц октябрь. Начало нового месяца также было нелёгким для 2-й АЭ, так как лётный состав был сильно вымотан постоянными боевыми вылетами и это сказалось на физическое состояние лётчиков. Уже в начале ноября убыл на отдых заместитель командира АЭ по лётной части капитан Н. П. Мишакин, правда, в состав эскадрильи прибыл новый замполит эскадрильи капитан Н. В. Маслий, который свой первый боевой вылет совершил 16 ноября. А до этого, Михаилу Пономарёву приходилось вылетать в составе полка, ведя под своим командованием либо звено, либо шестёрку экипажей. В составе эскадрильи в этом месяце постоянно летал штурман полка капитан Н. И. Масленников, и только 23 ноября 2-я АЭ в своём полном составе стала выполнять боевые вылеты, после того, как прибыли из санатория лётчики Фокин, Комаров и Мишакин. В ноябре месяце Михаил Пономарёв 36 раз водил в бой свою эскадрилью, 15 раз его лётчики вступали в бой с авиацией противника, побед, правда, не одержали, но и потерь не понесли, а свою задачу всегда выполняли. Задача по-прежнему состояла в прикрытии ударной группы полка, и все бои приходилось вести только с истребителями F-86. Но этот месяц был наиболее памятным для Михаила Сергеевича, так как указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года, 7 лётчиков 303-й ИАД были удостоены высокого звания Герой Советского Союза и в их числе капитан Михаил Сергеевич Пономарёв из 17-го ИАП. Это было поистине радостное и волнительное событие в жизни Михаила Сергеевича, которое он запомнил на всю свою жизнь. По этому поводу, в полку был проведён торжественный митинг, и все поздравляли нового Героя с этим событием. Следующий месяц - декабрь 1951 года - также не отличался ничем от предыдущего. Лётчики 2-й АЭ выполнили 35 боевых вылетов и участвовали в 21 воздушном бою. Сам комэск в декабре месяце смог совершить только 21 боевой вылет и участвовал в 11 воздушных боях, но во время боевого вылета 15 декабря Михаил Пономарёв потерял сознание на высоте 7000 метров, когда летел в группе прикрытия, потерял пространственную ориентировку и с большим трудом пилотировал самолёт, ориентируясь по самолёту своего ведомого. Лейтенант Божко вывел самолёт командира эскадрильи к своему аэродрому, и тот произвёл успешную посадку. Так сказывалось напряжение тех боёв на больших высотах! После этого Михаилу Сергеевичу дали отдых, и он не летал на боевые задания до конца года. Только в первый день нового 1952 года, он снова ушёл на боевое задание в составе 6 экипажей, в полковом вылете и участвовал в бою с 18 F-86, который закончился безрезультатно для обеих сторон. Этот бой Михаил Пономарёв уже проводил в звании майора, которое он получил в конце декабря месяца. Приказ о повышении в звании был подписан ещё в ноябре месяце, вместе с указом о присвоении звания Героя Советского Союза, но только в конце декабря приказ вступил в силу и Михаил Сергеевич получил новые майорские погоны. Одним из примечательных событий в январе 1952 года было большое сражение лётчиков дивизии с 48 истребителями F-86, которое произошло утром 6 января. В этом сражении участвовали и 22 экипажа 17-го ИАП под командованием подполковника Г. И. Пулова, в том числе четвёрка из 2-й АЭ под командованием майора Пономарёва. 1-я и 3-я АЭ составляли ударную группу общего боевого порядка части, при этом 3-я АЭ следовало сзади 1-й АЭ на дистанции 700 - 800 метров. 2-я АЭ составляла прикрывающую группу общего боевого порядка части, и следовало сзади 3-й АЭ на дистанции 800 - 1000 метров с превышением на 1000 метров. Группа под командованием подполковника Пулова получила задачу прикрыть действия соседних частей при отражении штурмового налета в районе Ансю - Сюкусен - Дзюнсен. Придя в район Дзюнсена на высоте 9000 метров, группа выполнила правый разворот на 180° и начала снижение. В районе Тайсен на высоте 8000 метров группа начала выполнять левый разворот. Развернувшись влево на 70 - 60°, майор Сутягин заметил справа, выше на пересекающихся курсах 4 F-86, которые заходили в хвост звену командира группы подполковника Пулова. Майор Сутягин проинформировал о противнике командира группы подполковника Пулова и бой начался. В ходе этого большого сражения, 2-я АЭ под командованием майора Пономарёва, следуя на высоте 10000 метров, в районе 15-10 км южнее Хакусен заметила слева, ниже, впереди 4 F-86, выполнявших левый разворот. Майор Пономарёв звеном левым разворотом пошёл на противника. В момент разворота старший лейтенант Фокин заметил справа, ниже на 500 метров сзади двух "Сейбров", которые заходили в хвост паре старшего лейтенанта Фокина. Старший лейтенант Фокин увеличил угловое вращение и с набором высоты ушёл от противника. После выхода из разворота старший лейтенант Фокин заметил, что за одним самолётом МиГ-15 гонится один F-86 и с дистанции 200 - 300 метров ведёт огонь. Фокин пошёл на противника, и ведомый старший лейтенант Комаров дал одну отсечную очередь - "Сейбр" выполнил переворот и ушёл вниз. Майор Пономарёв своей парой, преследуя четвёрку F-86, заметил, что одного "МиГа" атакует один "Сейбр". Пономарёв резко довернулся вправо на "Сейбра" и под ракурсом 2/4 - 3/4 дал длинную прицельную заградительную очередь. "Сейбр" развернулся вправо с набором высоты, затем перешёл в штопор, сделал 3 - 4 витка и был утерян из виду. В это время Михаил Пономарёв увидел строго над собой на попутных курсах выше на 1000 метров двух "Сейбров" на дистанции 500 - 600 метров и дал 3 средних очереди по ведомому. "Сейбр" выполнил переворот и вышел из боя. 2-я АЭ по команде с КП дивизии вышла из боя. Воздушный бой наших истребителей с истребителями противника длился 12 - 15 минут, в результате воздушного боя сбито 6 F-86 и подбито 2 F-86. Всего же в этом сражении лётчиками 324-й и 303-й ИАД, было сбито 9 и подбито ещё несколько самолётов F-86. Наши потери составили всего один самолёт и один лётчик. Ещё одно сражение, запомнившееся Михаилу Пономарёву, произошло 23 января, когда в районе 10 часов утра, заместитель командира полка подполковник Масленников Б.В. поднял в воздух 20 экипажей 17-го полка. Михаил Пономарёв в составе шестёрки экипажей своей АЭ как всегда прикрывал действия ударной группы полка. В районе Ансю, лётчики полка встретили группу из 20 F-86 и вступили с ними в бой. Бой был довольно тяжёлым, но наши лётчики вышли из него победителями, сбив 2 истребителя F-86, один из которых был на счету майора Пономарёва. Правда, досталось в этом бою и нашим лётчикам: были повреждены 3 наших самолёта. Особенно досталось самолёту лейтенанта А. Т. Божко, у которого в самолёте на земле, было обнаружено 12 пулевых пробоин в плоскости, фюзеляже, двигателе, руле глубины и хвостовом обтекателе. Это была 10-я и последняя победа Михаила Сергеевича Пономарёва в небе Кореи, тем самым он стал двойным асом - реактивщиком этой войны! Всего в январе 1952 года Михаил Пономарёв совершил 23 боевых вылета и участвовал в более 10 воздушных боях, в которых сбил одного F-86 и повредил другого. В последний месяц боёв вылетов не стало меньше, но из-за сильной физической усталости, в феврале 1952 года полковая группа состояла обычно из 12 - 14 экипажей, только в одном из вылетов, в воздух ушло 16 экипажей полка. Побед в этом месяце лётчики 2-й АЭ не имели, но и потерь не понесли. Последним боевым заданием майора Пономарёва, был ввод в бой лётчиков 494-го ИАП из 190-й дивизии, которая прибыла на смену 303-й ИАД. Начиная с 14 февраля, майор Пономарёв со своими подчиненными, совершил 4 боевых вылета по облёту района боевых действий совместно с лётчиками 494-го ИАП - встреч с противником в этих вылетах не было. Последний свой боевой вылет Михаил Сергеевич совершил 18 февраля 1952 года. Всего на этой войне Михаил Сергеевич совершил 175 боевых вылетов, участвовал в 96 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолётов США (4 F-84, 3 F-80 и 3 F-86) и ещё 2 повредил - все реактивные истребители. Сам сбит или подбит в бою не был. Был удостоен ордена Красного Знамени и ордена Ленина, а также медалью "Золотая Звезда" Героя. Как рассказывали однополчане Михаила Сергеевича, они считали Пономарёва выдающимся лётчиком и командиром, который выработал несколько эффективных приёмов по борьбе с истребителями-бомбардировщиками ВВС США и по их словам, был специалистом по борьбе с ударной авиацией США. Недаром на его счету 6 самолётов этого класса! Вот как отзывается по этому поводу однополчанин Михаила Сергеевича лётчик Николаев Алексей Николаевич: "Я до сих пор помню, как Пономарёв давал советы как правильно и наверняка атаковать штурмовики F-80 и F-84. Они обычно действовали на небольших высотах. И Миша Пономарёв так нас учил их атаковывать: "Так вот, увидев штурмовиков, снижайся, заходи сзади слева или справа, скорость сильно не разгоняй. Имей её конечно больше чем штурмовик и подходи на дистанцию 300 - 400 метров. Короткая прицельная очередь из всех трёх пушек и враг горит или взрывается в воздухе". Мне как ведомому, этими советами не довелось воспользоваться в полной мере, хотя в том бою, где мы встретились с группой F-84 и 2 из них столкнулись и взорвались в воздухе, был нами применён именно такой приём, что советовал нам Миша Пономарёв". А сколько других лётчиков полка воспользовались советами Михаила Пономарёва и добились побед над своими противниками! Всего лётчиками 2-й АЭ под командованием Михаила Пономарёва, было сбито в небе Кореи 13 самолётов ВВС США, 8 из которых на счету самого командира. Ещё 2 победы Михаил Пономарёв добился в составе 523-го ИАП. Сам Михаил Сергеевич довольно уважительно отзывается о своих противниках - американских лётчиках, считая их довольно опытными и умелыми воздушными бойцами. Вот что рассказал Михаил Сергеевич об одной такой встрече с опытным американским пилотом: "В одном из боевых вылетов в составе части, возвращавшись с задания, я заметил вдалеке одного F-86, который в стороне следовал за нашей группой. Я понял, что это "охотник" и он ждёт момента, когда группа будет проходить, где боевых действий нет, то есть нами будет потеряна бдительность и атакует отставшего. Я резко вышел из боевого порядка и разогнал максимальную скорость, пошёл ему наперерез, с таким расчётом, чтобы оказаться у него в хвосте. Но просчитался и выскочил перед его носом, таким образом, сам подставил свой самолёт под его оружие. Был единственный выход, это резко уйти вверх вертикально, что я и сделал. "Сейбр" стал меня преследовать и с расстояния 300 - 400 метров открыл по мне огонь. Уходя вверх, под углом 90 градусов, я умышленно создавал правое скольжение самолёта, таким образом, его снаряды проходили мимо левой плоскости моего "МиГа". Но зная, что F-86 тяжелее моего самолёта, я вскоре увидел, что он стал отставать и терять маневренную скорость. Определив это, я перевёл самолёт через правое крыло на несколько секунд раньше, чем "Сейбр" начал переходить в пикирование. Теперь я оказался у него в хвосте, и роли поменялись, - он маневрировал, а я вёл огонь с дистанции 700 - 800 метров. Жаль, что не попал, так как дистанция всё же была велика... В этом бою, американский лётчик напугал меня, а затем я его, но противник попался достойный, это надо признать". Как сложилась дальнейшая лётная судьба этого выдающегося лётчика? После того как 26 февраля 1952 года 17-й ИАП вместе со всей 303-й ИАД убыл из Китая в Союз, передав всю свою технику и весь технический состав дивизии в сменившею их 190-ю ИАД, 3 марта прибыли в Приморье в село Галенки. Сразу после прибытия в Союз весь лётный состав был отправлен в 2-месячный отпуск. В отпуск отправился и Михаил Сергеевич, который сначала заехал в Москву, где ему в Кремле была вручена "Золотая Звезда" Героя, после чего он отправился к своим родным. Прибыв в часть в начале мая в город Хороль, куда в апреле перебазировался 17-й ИАП, Михаил Сергеевич продолжил свою лётную службу на должности командира всё той же 2-й АЭ. Но большие перегрузки, которые сопровождали все бои в небе Северной Кореи, сказалось на здоровье Михаила Сергеевича - у него стало резко ухудшаться зрение и произошло частичная потеря зрения, что и вынудило врачей списать в марте 1953 года Михаила Пономарёва с лётной работы. Это, конечно, был удар для Михаила Сергеевича, так как он не представлял своей жизни без полётов ! Но таковы были реалии, и с ними надо было считаться. Майору Пономарёву предложили должность заместителя начальника боевой подготовки по истребительной авиации Комсомольско-Хабаровского района ПВО и Михаил Сергеевич согласился. Это означало, что Герой Советского Союза оставался в авиации и был ещё нужен ВВС своей страны. В 1955 году он был назначен старшим штурманом 2-й Армии ПВО в городе Хабаровске. С января 1957 года - старший офицер оперативного отдела штаба отдельной Дальневосточной армии ПВО, с мая 1957 года - старший штурман оперативного отделения этого же штаба. С 31 декабря 1960 года - старший штурман оперативного отдела штаба 11-й отдельной армии ПВО (город Хабаровск). В этой должности он прослужил до 1968 года. В 1968 году по состоянию здоровья, полковник М. С. Пономарёв был уволен в отставку. После увольнения из Армии, Михаил Сергеевич уехал к своей семье в город Херсон (Украина), где устроился мастером на заводе. В 1977 году он был избран председателем ДОСААФ района. С 1982 по 1987 гг. являлся начальником штаба Гражданской обороны. В 1985 году был избран депутатом Херсонского областного Совета Народных депутатов. Умер 26 сентября 2006 года. Такова судьба этого выдающегося военного лётчика, который оставил славную страницу в истории Советских ВВС! Список известных воздушных побед М. С. Пономарёва:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Автор статьи - Сейдов Игорь Атаевич.
Н а з а д |