1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Оськин Дмитрий Павлович

17 побед

(16 + 1)
Оськин Дмитрий Павлович
  Флаг ВВС

Родился 25 октября 1919 года в городе Ставрополе. В 1937 году окончил 10 классов школы, в 1938 году - Тбилисский аэроклуб. Работал помощником мастера в типографии "Заря Востока" в Тбилиси. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В сентябре 1940 года окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1940 года - младший лейтенант Д. П. Оськин служил младшим лётчиком 51-го ИАП (Забайкальский Военный округ), с октября 1942 года лейтенант Д. П. Оськин - командир звена этого же полка. С апреля 1943 года - командир звена, инструктор Школы воздушных асов при 12-й Воздушной армии (Забайкальский фронт). С июля 1943 года старший лейтенант Д. П. Оськин - командир эскадрильи 22-го ИАП (245-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт), с ноября 1943 года - заместитель командира эскадрильи того же полка. С марта 1944 года - слушатель Липецких авиационных высших КУОС. С 31 августа 1944 года - командир звена 863-го ИАП (129-я ИАД), с сентября 1944 года - старший лётчик 863-го ИАП.

С 13 октября 1944 года на фронтах Великой Отечественной войны: старший лётчик, с января 1945 года - командир звена, с апреля 1945 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 863-го ИАП (129-я ИАД, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт). Участвовал в освобождении Литвы, штурме Кёнигсберга. Летал на Ла-5 и Ла-7. Совершил 66 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях, побед не имел.

С ноября 1945 года - помощник командира 863-го ИАП по воздушно-стрелковой службе (129-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). С апреля 1947 года - начальник воздушно-стрелковой службы 9-го ГИАП (129-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). С октября 1947 года - капитан, начальник воздушно-стрелковой службы 18-го ГИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ), с мая 1949 года - помощник командира 18-го ГИАП по тактике воздушного боя и теории воздушной стрельбы (303-я ИАД, 78-я ВИА ПВО). С 5 сентября 1951 года - майор, заместитель командира и лётчиком-инспектором по технике пилотирования и теории полёта 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК, оперативная группа ВВС), с 20 октября 1951 года - командир 523-го ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ).

В период с 28 мая 1951 года по 1 марта 1952 года майор Д. П. Оськин принимал участие в боевых действиях в небе КНДР в должностях: помощник командира по тактике воздушного боя и теории воздушной стрельбы 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК), затем заместитель командира и лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта, командир 523-го ИАП. Совершил около 150 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 1 - в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года удостоен звания Героя Советского Союза.

С августа 1953 года - слушатель командного факультета Военно-Воздушной академии в Монино. С декабря 1956 года - заместитель командира 1-й ГИАД по лётной подготовке (30-я Воздушная армия, Прибалтийский военный округ), с июля 1957 года подполковник Д. П. Оськин - командир 1-й ГИАД. С октября 1959 года полковник Д. П. Оськин - слушатель авиационного факультета Военной академии Генштаба. С августа 1961 года - заместитель командира 61-го ГИАК. С июля 1964 года генерал-майор авиации Д. П. Оськин - заместитель командующего 24-й Воздушной армии по ПВО (Группа Советских войск в Германии), с августа 1965 года - заместитель командующего 24-й Воздушной армии по боевой подготовке, с декабря 1967 года - 1-й заместитель командующего 24-й Воздушной армии. С мая 1970 года был генерал-инспектором дальней и фронтовой бомбардировочной авиации ВВС Главной инспекции МО СССР. С 18 августа 1972 года - Заслуженный военный лётчик СССР. С ноября 1980 года генерал-лейтенант авиации Д. П. Оськин - заместитель генерал-инспектораа ВВС Инспекции ВВС Главной инспекции МО СССР. С января 1987 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 25 января 2004 года.

Награды: орден Отечественной войны 2-й степени (28.02.1945 г. - за бои во время ВОВ), орден Александра Невского (31.05.1945 г. - за бои во время ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (20.06.1949 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 9286 (13.11.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (13.11.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (30.04.1954 г. - за выслугу лет), орден Ленина (31.10.1967 г. - за хорошую службу), орден "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (17.02.1976 г.), орден Октябрьской Революции (27.12.1982 г. - за хорошую службу), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

После того как Александр Никитович Карасёв убыл на повышение в управление 303-й ИАД, на место командира 523-го ИАП был назначен майор Дмитрий Павлович Оськин - ещё один выдающийся воздушный боец и командир в составе 303-й ИАД. Он прибыл на эту должность из состава 18-го ГИАП, где занимал до этого должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. В состав 18-го ГИАП Дмитрий Оськин прибыл ещё в октябре 1947 года. К этому времени это был уже состоявшийся боевой лётчик и опытный командир. Он участник Великой Отечественной войны с октября 1944 года, награждён двумя боевыми орденами за участие в этой войне.

В Китай Дмитрий Павлович прибыл в составе 18-го ГИАП в должности помощника командира 18-го ГИАП по тактике воздушного боя и теории воздушной стрельбы, в звании капитан. Начал совершать боевые вылеты с мая 1951 года, как и все лётчики полка. Свою первую победу капитан Дмитрий Оськин одержал 6 июня 1951 года, когда в группе с ещё тремя лётчиками полка сбил один F-80. Однако свою первую личную победу в корейском небе Дмитрий Оськин одержал спустя 10 дней - 17 июня.

В этот день он в составе группы из 16 экипажей под командованием командира полка подполковника А. Е. Белостоцкого в 8:49 в районе Сенсена на высоте 7000 метров были неожиданно атакованы группой из 16 F-86. Под удар попало ведущее звено подполковника Белостоцкого. Уходя резким маневром из-под атаки "Сейбров" сорвался в штопор, ведомый второй пары старший лейтенант Агалаков. Оставшись один, капитан Скидан был атакован "Сейбром" и подбит и вышел из боя. После этого, пилот этого "Сейбра" перешёл в атаку на вторую пару и атаковал самолёт подполковника Белостоцкого. Тому пришлось резко уходить вверх. Его ведомый капитан Оськин, увидел слева и впереди "Сейбра", который атаковал командира полка и развернул самолёт на атакующего противника. Затем с дистанции 200 - 150 метров ударил по нему длинной пушечной очередью. "Сейбр" резким левым разворотом ушёл в сторону моря. В этом бою лётчики 18-го полка заявили о 2-х победах над F-86, при одной своей потере. Американская сторона признаёт потерю только одного своего F-86 в этом бою с "МиГами", который с большей долей вероятности на счету старшего лейтенанта Льва Щукина. Дмитрий Павлович, скорее всего только повредил в этом бою F-86.

Больше в летних боях Дмитрию Павловичу отличится не удалось, да и вылетов было не так много, из-за постоянных дождей. Однако за успехи в летних боях в начале августа Дмитрий Оськин был повышен в звании и получил майорские погоны. Активная фаза боёв началась с начала осени, с первых же дней сентября. В этом месяце Дмитрий Оськин вновь смог отличится, и заявить о 2-х личных победах: сначала в бою 2 сентября он сбивает F-86, а 27 сентября - сбивает F-84 "Тандерджет".

В этом же месяце, а точнее 5 сентября, приказом по дивизии майор Оськин назначался на должность заместитель командира - лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта 523-го ИАП. Однако приступить к новой должности и прибыть в 523-й ИАП Дмитрий Павлович смог только в начале октября месяца, поэтому ему удалось одержать в составе 18-го полка ещё одну победу в конце сентября месяца.

Прибыв в состав 523-го ИАП, Дмитрий Оськин сразу без раскачки приступил к участию в боевых вылетах и попеременно водил с командиром полка Карасёвым, сменяя друг друга, полковые группы на боевые задания. Уже 16 октября он одерживает свою первую победу в составе нового полка, сбив в районе 15 км северо-западнее города Нейбен очередного "Сейбра".

МиГ-15бис Д.П.Оськина.

Ещё более результативными стали для Дмитрия Павловича бои 23 и 24 октября 1951 года, когда он за эти 2 дня сбил сразу 4 самолёта противника. О сражении 23 октября уже много рассказывалось, а также о том, как Дмитрий Оськин одержал 2 победы над бомбардировщиками В-29. К этому только надо добавить, что в этом сражении сначала сбил В-29 с № 44-61940 из состава 372-й BS, а затем поджёг В-29 с № 42-94045 из состава 371-й BS 307-й BG - из экипажей этих 2-х В-29 погибли почти все, спаслись только четверо, но они все попали в плен.

Учитывая эти 2 победы, которые стали 5-й и 6-й по счёту, Дмитрий Оськин стал очередным асом в составе 64-го ИАК. К этому надо добавить, что 20 октября 1951 года поступил приказ в 523-й ИАП о переводе командира полка полковника Карасёва в управление 303-й ИАД, и одновременно приказ о назначении на эту должность майора Дмитрия Оськина. Но фактически, в эту должность Оськин вступил только в начале ноября месяца.

Свой победный счёт Дмитрий Павлович увеличил на следующий день - 24 октября. О том, как развивались события того дня, будет хорошо ясно из ниже описываемого рассказа:

"24 октября 8 В-29 из 98-й BG вылетели против железнодорожного моста у Сунчхона. Их вылет обеспечивался сильным нарядом истребителей - "Сейбры" 4-го FIW выставили "заслон" у Ялуцзяна, 10 "Тандерждетов" 136-го FBW осуществляли непосредственное сопровождение бомбардировщиков, 16 "Метеоров" обеспечивали прикрытие района.

В-29 были обнаружены радиотехнической станцией 64-го ИАК на рубеже Пхеньян - Нампхо, и в 15:06 начался подъем истребителей. В течение 9 минут на перехват ушли 16 "МиГов" 523-го, 20 "МиГов" 18-го Гвардейского и 18 "МиГов" 17-го полков. Под общим командованием подполковника Сморчкова полковые группы взяли курс на район Анджу - Кочхон. В воздухе командирам групп были поставлены задачи: 523-му ИАП связать боем "заслон", 17-му и 18-му прорываться к бомбардировщикам.

В 15:22 в районе Сунчхона 16 "МиГов" из 523-го ИАП под командованием Гвардии майора Д. П. Оськина вступили в бой стремя десятками "Сейбров". К этому времени В-29 уже успели отбомбиться и начинали отходить из района в сторону Восточно-Корейского залива. Командир австралийской группы скуодрон-лидер Уилсон, поняв, что прорыв "заслона" неизбежен, направил половину "Метеоров" на помощь "Сейбрам", а сам с оставшимися продолжал сопровождение отходящих "Крепостей".

Два звена австралийцев повернули в сторону "МиГов" и приготовились к атаке. В это время пилоты "Сейбров", не прекращая боя с 523-м полком и пытаясь удержать прорвавшиеся "МиГи" 18-го ГИАП, начали отход в сторону бомбардировщиков. В результате на "Метеоры" накатила карусель воздушного боя, в круговерти которой отличить МиГ-15 от F-86 было слишком сложно. Австралийцы, боясь открыть огонь по своим, замешкались...

Гвардии майор Дмитрий Оськин, атаковав F-86 и выйдя из атаки вверх с разворотом влево, увидел перед собой звено "Метеоров" и с дистанции 700 - 650 метров открыл огонь. Его целью оказался самолет уорент-офицера Филиппа Хэмилтона-Фостера. Снаряды прошили топливные баки левого крыла, правый стабилизатор, повредили правый борт фюзеляжа и вывели из строя систему управления рулем высоты. Тяга левого двигателя резко упала. Как отмечалось в "Описаниях воздушных боев": самолёт "Метеор-4" задымил и с разворотом влево начал снижаться. Несмотря на тяжёлые повреждения, австралиец дотянул до Кимпхо на одном двигателе. Уже на глиссаде смолк и он, но пилот всё же смог посадить "Метеор" на ВПП. За спасение самолёта уоррент-офицер Филипп Винсент Хэмилтон-Фостер был немедленно представлен к американскому "Кресту за Лётные Заслуги"...

Неожиданная атака майора Оськина вывела пилотов 77-й АЭ из замешательства, но к тому времени они уже не владели ситуацией и были вынуждены отчаянно уворачиваться от пушечных трасс "МиГов". Впрочем, делали они это вполне успешно. Несмотря на то, что лётчики 523-го ИАП записали на свои счета 3 "Метеора", единственным реальным уроном австралийской эскадрильи стал повреждённый самолёт Хэмилтона-Фостера (№ А77-316).

Тем временем 20 "МиГов" 18-го ГИАП, догоняя "Суперфортрессы", на высоте 9500 метров последовали в юго-восточном направлении. В 15:35 в районе города Яндок лётчики обнаружили группу В-29 под прикрытием "Метеоров", "Тандерджетов" и "Сейбров". Подполковник Сморчков решил силами 1-й эскадрильи сковать истребителей, 2-й и 3-й атаковать бомбардировщиков. Наперерез "МиГам" направились F-84 и F-86, а 2 звена "Метеоров", не обладавших достаточной скоростью, остались рядом с В-29.

В ходе боя 1-й АЭ с "Сейбрами", старший лейтенант Щукин получил от ведомого сообщение, что справа замечен одиночный "Метеор". Щукин доворотом сблизился с ним и с дистанции 350 метров дал 2 длинные очереди, в результате которых "истребитель противника резким разворотом вправо ушёл со снижением". Этот "Метеор" был сочтён сбитым.

Усилия истребителей ООН по прикрытию В-29 завершились лишь частичным успехом. Лётчики 18-го ГИАП успели провести только по одной атаке, в основном с больших дистанций, но Гвардии подполковник А. П. Сморчков всё же повредил один "Суперфортресс" столь серьёзно, что тот совершил аварийную посадку на воду Вонсанской бухты. Дальнейшее преследование "МиГи" прекратили, поскольку бомбардировщики ушли за запретную для пересечения линию Пхеньян-Вонсан".

Следующий месяц ноябрь, также стал результативным на победы для Дмитрия Оськина. Уже 3 ноября он увеличил свой победный счёт ещё на 2 сбитых самолёта противника. Вот как это произошло: в 10:30-10:33 по данным РТС 50 км южнее Пхеньян было обнаружено 3 группы штурмовиков противника, общей численностью до 40 самолётов F-80 и F-84, следовавших группами по 16 самолётов в район Ансю. Часть составом 22 МиГ-15 под командованием командира части Гвардии майора Оськина по команде с КП дивизии в 10:34 - 10:36 вылетела на отражение штурмовиков противника в районе Ансю, Сюкусен.

Сбор части в общий боевой порядок производился методом разворота на 1800. После набора высоты 5000 метров часть в боевом порядке "змейка" эскадрилий с набором высоты была направлена в район Ансю, Сюкусен. 3-я и 2-я АЭ составили ударную группу общего боевого порядка части, а 1-я АЭ составила прикрывающую группу. Следуя на высоте 6000 метров в боевом порядке "змейка" эскадрилий в 10:46 в 15 км южнее Ансю на высоте 4000 - 4500 метров Гвардии майор Оськин встретил до 40 самолётов F-80 и F-84, которые до встречи с нашими истребителями наносили бомбардировочно-штурмовые удары по железнодорожным и автоперевозкам в районе Ансю, Сюкусен.

Дмитрий Оськин оценил воздушную обстановку и вступил с ними в бой составом 3-й и 2-й АЭ. 1-я АЭ прикрывала действия двух подразделений. Гвардии майор Оськин атаковал пару F-84 сзади слева под ракурсом 1/4, огонь вёл из все пушек с дистанции 500 метров. В результате атаки самолёт F-84 сбит. Гвардии майор Оськин из атаки вышел вверх правым разворотом на 900. В это время слева ниже себя на 300 - 400 метрах увидел четвёрку F-84 и атаковал правый самолёт сзади сверху под ракурсом 1/4, огонь вёл из всех пушек с дистанции 350 - 310 метров. Самолёт F-84 правым разворотом со снижением ушёл от своей группы. Гвардии майор Оськин выход из атаки произвел левым разворотом с набором высоты и получил команду с КП дивизии о возвращении на свой аэродром.

Капитан Мазилов своей парой прикрывал атаки Гвардии майора Оськина, и после получения команды на посадку возвратился с ним на свой аэродром. Гвардии майор Трефилов 6-ю экипажами МиГ-15 прикрывал действия 2-х подразделений на высоте 5000 - 7000 метров. В процессе боя огонь по самолётам F-84 вели 9 лётчиков, в результате которого сбито 5 самолётов F-84. Самолёты сбили: Гвардии майор Оськин - 2 F-84, старший лейтенант Филимонов - 2 F-84 и капитан Попов - 1 F-84. Израсходовано снарядов: Н-37 - 151 штук, НС-23 - 397 штук. Боевой налёт 13 часов 35 минут. Погода в районе боя: безоблачно, видимость 10-15 км. Американская сторона признала потерю в этот день 3-х своих F-84E из состава 136-го FBW и одного F-80 из состава 49-го FBW. Однозначно можно сказать, что один из этих F-84E c № 49-2398 из состава управления 136-го FBW, которым управлял подполковник Ричард Маркс (Richard E. Marks), был сбит майором Оськиным - подполковник с "пролетарской" фамилией попал в плен. Это была уже 10-я личная победа Дмитрия Павловича в корейском небе, не считая ещё одной групповой победы. Руководство 64-го ИАК направило представление на присвоение ему звания Героя Советского Союза, которое подписано указом ПВС СССР от 13 ноября 1951 года. Так в рядах лётного состава 523-го ИАП появился ещё один Герой Советского Союза!

МиГ-15бис Д.П.Оськина.

Воодушевлённый этой высокой наградой Родины, Дмитрий Оськин подтвердил своими боевыми делами, что он заслуженно получил эту высокую награду и в конце ноября увеличил свой победный счёт ещё на 4 сбитых самолёта противника. Сначала 27 ноября в районе северо-восточнее Дзюнань лётчики 523-го полка перехватили группу F-80 из состава 8-го FBW и 2-х из них сбили. Одного из них записал на свой счёт Дмитрий Оськин, второго - Степан Бахаев. Американцы признают потерю в этот день только одного F-80 № 49-531 из состава 36-й FBS, пилот которого 1-й лейтенант Рафаэль Дю Бройль (Rafael Du Breuil) погиб.

На следующий день, 28 ноября в 8 часов утра в районе юго-восточнее Дзюнсен, произошёл бой лётчиков 523-го полка, которых вёл майор Дмитрий Оськин, с группой из 14 F-86, в котором командир полка лично сбил 2-х "Сейбров". И, наконец, 30 ноября в районе Ансю, Дмитрий Павлович сбивает ещё одного F-86.

Напряжение боёв сказывалось на здоровье лётчиков полка, многие выходили из строя из-за физического и психологического истощения. Не был исключением и командир полка, ведь он так же был человеком и плоти и крови, и конечно напряжение истощало и его силы. Хотя он продолжал выполнять боевые задания, но уже с меньшей интенсивностью - чаще полк водил на задания его заместитель майор Григорий Охай.

Свою последнюю победу в небе Северной Кореи, Дмитрий Павлович одержал 7 февраля 1952 года, когда с остатками полка, или теми, кто ещё мог выполнять боевые вылеты лётчиками полка, которых вместе с командиром набралось аж 12 экипажей, провели за рекой Ялуцзян бой с группой "Сейбров" из состава 4-го FIW. В этом бою Дмитрий Оськин сбил F-86E № 50-0686 из состава 336-й FIS, которым управлял 1-й лейтенант Джон Грин (John P. Green). Это была его 16-я официальная победа в небе Кореи, и это был самый высокий результат среди лётчиков 523-го ИАП, больше командира никто столько побед не имел! Вот что значит лидер и умелый боец! С таким командиром любой лётчик полка пойдёт на любое опасное задание, так как полностью ему доверяли и любили!


Список известных воздушных побед Д. П. Оськина:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
06.06.19511  Ф-80  (в гр. 1/4)южнее Тэйсю 
17.06.19511  Ф-86Сенсен 
02.09.19511  Ф-86Ансю 
27.09.19511  Ф-84 
10.10.19511  Ф-84 
16.10.19511  Ф-86Нейбен 
23.10.19511  Б-29западнее ТайсенВ-29 № 44-61940 из состава 370-й BS 307-я BG
1  Б-29В-29 № 42-94045 из состава 371-й BS 307-я BG
24.10.19511  "Метеор"южнее АнсюПовредил "Метеор" № А77-316 из состава 77-й Sqn, RAAF
1  "Метеор" 
03.11.19511  Ф-84F-84E № 49-2398 из состава управления 136-го FBW
1  Ф-84 
27.11.19511  Ф-80ДзюнаньПредположительно, F-80 № 49-531 из состава 36-й FBS 8-го FBW
28.11.19511  Ф-86Дзюнсен 
1  Ф-86 
30.11.19511  Ф-86Ансю 
07.02.19521  Ф-86АньдунF-86E № 50-0686 из состава 336-й FIS 4-го FIW

      Всего сбитых самолётов - 16 + 1;  боевых вылетов - около 150;  воздушных боёв - более 60.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д