1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Оленица Афанасий Афанасьевич

5 побед

(5 + 0)
Оленица Афанасий Афанасьевич
  Флаг ВВС

Родился 8 октября 1918 года в деревне Туманово Ольгинского района Приморского края. В 1935 году окончил 7 классов средней школы, в 1939 году - аэроклуб в городе Елизово. С января 1940 года по июнь 1941 года - курсант Вознесенской военной авиационной школы пилотов. С июня 1941 года по март 1947 года служил последовательно: лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи 5-го ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). Принимал участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 года. Совершил 3 боевых вылета на Як-3, в том числе - 1 на штурмовку живой силы и боевой техники противника, побед не имел.

С марта 1947 года - заместитель командира эскадрильи, с августа 1949 года - командир эскадрильи, с февраля 1952 года - помощник командира 821-го ИАП (190-я ИАД, 54-я Воздушная армия) по тактике воздушного боя.

С 12 февраля по 10 августа 1952 года участвовал в боевых действиях на территории КНДР в качестве помощника командира 821-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК) по тактике воздушного боя. За время боевых действий в небе Северной Кореи, совершил 58 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника и ещё 4 повредил.

С апреля 1953 года - заместитель командира и инспектор по технике пилотирования 821-го ИАП (190-я ИАД, 54-я Воздушная армия). С декабря 1953 года по октябрь 1954 года - слушатель Первых центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава в городе Липецке. С октября 1954 года - заместитель командира 845-го ИАП. С декабря 1955 года - командир 18-го ГИАП (303-й ИАД, 54-я Воздушная армия). С декабря 1958 года - ответственный дежурный КП 303-й ИАД. С 11 марта 1960 года полковник А. А. Оленица - в запасе. Жил в городе Фокино (Приморский край). Умер 6 февраля 1997 года.

Награды: орден Красного Знамени (10.09.1945 г. - за войну с Японией), медаль "За боевые заслуги" (15.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (22.02.1955 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

Одним из лётчиком 821-го полка, кто добился 5 побед в корейском небе и получил статус аса, был помощник командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе капитан Оленица Афанасий Афанасьевич. Также как и весь руководящий состав 821-го полка, Оленица был довольно опытным лётчиком и командиром. Хотя ему не удалось попасть на фронты Великой Отечественной войны, так как он в это время нёс службу на Дальнем Востоке, ему всё же повезло понюхать пороху во время короткой войны с Японией в августе 1945 года. Однако по настоящему серьёзным испытанием для Афанасия Оленицы стала командировка на войну в Корею, где он наконец в полную силу проверил все свои лётные и профессиональные навыки воздушного бойца в настоящих боевых условиях.

В состав 821-го ИАП старший лейтенант Оленица прибыл в марте 1947 года на должность заместителя командира эскадрильи по лётной подготовке из только что расформированного 5-го ИАП, в составе которого он долгое время служил и участвовал в войне с Японией. В 1951 году освоил реактивную технику и к моменту отправки полка в Китай, занимал должность командира 1-й эскадрильи полка, в звании капитан. Однако сразу по прибытию в Китай, в феврале 1952 года его назначают на должность помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбы, и в этой должности он и начал воевать в корейском небе.

Свой первый боевой вылет в корейское небо Афанасий Оленица совершил 13 февраля, а первая встреча с противником состоялась только 17 февраля, но противник от боя уклонился. Всего в феврале месяце капитан Оленица совершил 10 боевых вылетов и участвовал в 4 воздушных боях, в которых он только 22 февраля впервые открыл огонь на поражение, когда вёл бой с тремя "Сейбрами", но на этот раз промахнулся.

В следующем месяце Афанасий Оленица уже совершил 18 боевых вылетов и участвовал в 10 воздушных боях и уже в половине из них вёл огонь на поражение. Впервые поразить противника ему удалось в бою 1 марта, когда в районе Ансю произошла встреча с группой F-86, и ему удалось сбить одного из них. Правда позже эту победу командование дивизии квалифицировало как "подбитый" самолёт противника. Американское командование не подтверждает потери своих "Сейбров" в этот день, но заявило о потере 2-х своих F-84 из состава 8-й FBS 49-го FBW на следующий день и возможно, что одного из них мог сбить капитан Оленица, приняв "Тандерджеты" за "Сейбров" - ведь это были первые бои лётчиков 821-го полка в корейском небе и они ещё плохо разбирались в типах самолётов противника.

Свою первую личную победу капитан Оленица одержал в один из напряжённых для полка дней боёв - 11 марта. В этот день лётчики полка совершили 3 боевых вылета, 2 из которых прошли с боями. Во время 2-го боевого вылета в район Хакусен - Сиодзио произошла встреча с 8 F-80 и 8 F-86. В этом бою лётчики полка сбили 4 F-80, без своих потерь. Одного штурмовика в этом бою сбил и капитан Оленица. Американцы же признают потери в этот день 3-х своих F-84 и одного своего F-80, так что, скорее всего это была смешанная группа противника, состоящая из одного звена "Шутов" и одного звена "Тандерджетов". Больше досталось "Тандерджетам" судя по числу их потерь в этот день. Предположительно капитан Оленица сбил F-84E № 49-2425 из состава 154-й FBS 136-го FBW, пилот которого 1-й лейтенант Роберт Кенфилд (Robert D. Canfield) погиб.

20 марта состоялся вылет в составе полка на прикрытие лётчиков 494-го ИАП. Провели воздушный бой в 20 км западнее Дээгуандонг с группой F-86, в котором сбили одного и подбили другого "Сейбра". Именно капитан Оленица подбил этого "Сейбра".

24 марта в районе Дээгуандонг - Тецуген состоялась встреча с 12 F-86, в котором удалось сбить 2-х "Сейбров", но и сами потеряли один самолёт, и ещё один был подбит. В этом бою отличились командир полка Григорий Дмитрюк и Афанасий Оленица. В этом бою капитан Оленица сбил F-86A № 49-1066 из состава 335-й FIS 4-го FIW, пилот которого спасся и был подобран ПСС ВВС США.

В начале апреля командование дивизии присвоило Афанасию Афанасьевичу очередное воинское звание майор. Уже 6 апреля во время очередного полкового вылета в район Сенсен, майору Оленице удалось перехватить группу поршневых F-51 из состава 18-й FBW и одного из них сбить. Предположительно это был F-51D № 45-11643, пилот которого 1-й лейтенант Табор (C. L. Tabor) дотянул до острова Chodo и совершил вынужденную посадку, разбил при этом свою машину полностью, но сам остался цел.

Самым удачным днём этой войны для Афанасия Оленицы стало 17 мая 1952 года. В этот день майор Оленица парой 2 раза вылетал на усиление полковых групп, выполнявших перехват самолётов противника, и участвовал в 2-х воздушных боях. В первом боевом вылете этого дня он парой вылетел в район Сенсен, где уже шёл воздушный бой с группой F-84. Подоспел он вовремя, в самый разгар боя и сразу вступил в схватку и удачно. Под его атаку попала пара "Тандерджетов" пытавшаяся уйти в море. Он сблизился, имея большую скорость сначала с ведомым F-84 и расстрелял его, а затем и ведущего отправил в землю Кореи. Всего в этом бою лётчики 821-го полка сбили 5 "Тандерджетов", без своих потерь. Одержав в этом бою двойную победу, Афанасий Оленица стал очередным асом в составе 64-го ИАК, имея на своём счету 5 лично сбитых самолётов противника.

Во второй половине дня вновь состоялся полковой вылет в тот же район Сенсен, где лётчики полка встретили группу F-86, с которыми завязали бой. Афанасий Оленица вновь, как и в утреннем вылете, вылетел чуть позже основной группы парой на усиление. Ведущим был заместитель командира полка майор Прудников, а ведомым у него был Оленица. Они подошли в район боя и обнаружили небольшую группу поршневых штурмовиков F-51, которые действовали на малых высотах и сходу их атаковали. Майор Прудников сбил при этом одного "Мустанга", а майор Оленица подбил другого. Провести ещё атаку не успели, так как противник уже вышел в море, куда нашим лётчикам заходить было строго запрещено.

Таким образом, в течение дня в 2-х воздушных боях лётчиками 821-го полка было сбито 5 F-84, 1 F-86, 1 F-51 и ещё один F-51 был повреждён - отличный результат! Американская сторона подтверждает потерю в этот день 4-х своих F-84 и одного F-80, а также одного F-86. А вот вместо "Мустангов" среди потерь фигурирует один потерянный F4U-4 из состава VF-64. По крайней мере, одну из побед майора Оленицы американцы подтверждают, предположительно это мог быть F-84E № 51-518 из состава 49-го FBW, пилот которого лейтенант Джон Тробаг (John C. Trobaugh) спасся на парашюте и подобран ПСС ВМС США.

Всего в мае месяце майор Оленица выполнил 9 боевых вылетов, участвовал в 5 воздушных боях, в которых сбил 2 самолёта противника и одного подбил. В следующем месяце из-за плохих погодных условий удалось только однажды вылететь на перехват самолётов противника, но встреча не состоялась.

В июле месяце было больше погожих дней и Афанасию Афанасьевичу удалось совершить 6 боевых вылетов и провести 3 воздушных боя. 11 июля в составе эскадрильи майор Оленица вылетел на боевое задание. В районе Сиодзио - Гисю произошла встреча с группой F-86. В этом бою подполковник Дмитрюк сбил одного "Сейбра", а майор Оленица с дистанции 370 метров повредил другой - тому удалось уйти в море.

Последние 2 боевых вылета Афанасий Афанасьевич совершил в корейском небе 4 августа 1952 года. В последнем вылете он провёл свой последний поединок с четвёркой F-86 - бой закончился безрезультатно. На этом война для Афанасия Оленицы закончилась, так как уже через неделю полк вместе с дивизией убыл в Союз на прежнее место дислокации.

В итоге, за всё время боевых действий полка в небе КНДР, майор А. А. Оленица совершил 58 боевых вылетов с боевым налётом 43 часа 38 минут, участвовал в 25 воздушных боях, в которых 20 раз вёл бой с истребителями F-86, по 2 раза вёл бои с ударными самолётами ВВС США F-51 и F-84, и один раз с самолётами F-80. В этих боях он 14 раз открывал огонь на поражение: 9 раз по самолётам F-86, по 2 раза по самолётам F-51 и F-84, и один раз по самолётам F-80. Лично сбил в этих боях 5 самолётов противника: 2 F-84, 1 F-86, 1 F-80 и один F-51. Кроме того, ему удалось подбить в боях ещё 4 самолёта противника: 3 F-86 и один F-51. Сам при этом ни разу не был даже повреждён в бою.

За успешное выполнения боевых заданий и проявленное при этом мужество и мастерство, представлялся к нескольким наградам, но был награждён только одним орденом Красного Знамени. Такая практика в сторону уменьшения числа наград нашим лётчикам, воевавшим в небе КНДР, прослеживается со стороны Высшего Командования Советских ВВС, начиная с 1952 года и до окончания боевых действий на Корейском полуострове.



МиГ-15бис А.А.Оленицы.

Список известных воздушных побед А. А. Оленицы:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
11.03.19521  Ф-80СиодзиоПредположительно, F-84E № 49-2425 из состава 154-й FBS
24.03.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянF-86A № 49-1066 из состава 335-й FIS 4-го FIW
06.04.19521  Ф-51СенсенПредположительно, F-51D № 45-11643 из состава 18-й FBW
17.05.19522  Ф-84Сихойдо - Сенсен 

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 58;  воздушных боёв - 25.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д