1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Митусов Алексей Иванович

12 побед

(12 + 0)
Митусов Алексей Иванович
  Флаг ВВС

Родился 21 февраля 1921 года в селе Дубики (ныне Ефремовский район Тульской области). В 1937 году окончил 8 классов, в 1938 году - школу ФЗУ в городе Узловая (Узловский район Тульской области). С 28 февраля 1939 года в рядах Красной Армии, призван Узловским РВК. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С мая 1940 года младший лейтенант А. И. Митусов - младший лётчик 161-го РЕЗАП (Северо-Кавказский военный округ), с декабря 1940 года - младший лётчик 167-го ИАП (Харьковский военный округ). С мая 1941 года - слушатель курсов командиров звеньев при штабе ВВС Северо-Кавказского военного округа. С октября 1941 года - командир звена 352-го ИАП (Среднеазиатский военный округ).

С апреля 1944 года лейтенант А. И. Митусов в действующей армии. Был командиром звена, а с октября 1944 года - заместителем командира и штурманом 1-й эскадрильи 352-го ИАП. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской наступательной операции. Проявил себя как умелый воздушный боец и талантливый разведчик.

К 9 мая 1945 года заместитель командира эскадрильи 352-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) капитан А. И. Митусов выполнил около 150 боевых вылетов на самолёте Р-39 "Аэрокобра" (в том числе 60 на разведку). Проведя 18 воздушных боёв, сбил лично 5 самолётов противника.

С 10 мая 1945 года капитан А. И. Митусов - командир эскадрильи 352-го ИАП, а с мая 1946 года уже начальник воздушно-стрелковой службы 352-го ИАП (233-я ИАД, 2-я Воздушная армия, Австрия). С апреля 1947 года - командир эскадрильи 65-го Гвардейского ИАП (4-я Гвардейская ИАД, 1-й Гвардейский ИАК, 16-я Воздушная армия, Группа Советских войск в Германии).

С мая 1949 года майор А. И. Митусов - заместитель командира 705-го Гвардейского ИАП по лётной части (170-я Гвардейская ИАД, 61-й Гвардейский ИАК, 24-я Воздушная армия, Группа советских войск в Германии). С 11 апреля 1951 года - в распоряжении маршала авиации С. А. Красовского. С 22 июля 1951 года - помощник командира 196-го ИАП (324-я ИАД) по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. С мая 1951 по февраль 1952 гг. принимал участие в боевых действиях на территории КНДР. Совершил 105 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв и лично сбил 7 самолётов противника.

С 31 августа 1952 года подполковник А. И. Митусов становится заместителем командира и лётчиком-инспектором по технике пилотирования 196-го ИАП (Московский район ПВО), с ноября 1952 года - командир 196-го ИАП. С декабря 1955 года полковник А. И. Митусов - заместитель командира 98-й Гвардейской ИАД по лётной подготовке. С 15 февраля 1961 года - в запасе. Жил в Нижнем Новгороде. Работал лётчиком-испытателем в ЦКБ по судам на подводных крыльях, испытывал экранопланы конструктора Ростислава Алексеева. С 1988 года - на заслуженном отдыхе. К 60-летию Победы все Герои Советского Союза Нижегородской области направили ходатайство о присвоении А. И. Митусову звания Героя России, но ходатайство было отклонено. Умер 22 июля 2015 года.

Награждён орденами: Красного Знамени (06.08.1944, 23.01.1945, 16.04.1945, 10.10.1951, 25.09.1952, 22.02.1955), Александра Невского (29.03.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).


*     *     *

Алексей Иванович Митусов попал в Китай в апреле 1951 года в составе Особой группы генерал-майора авиации Героя Советского Союза А. С. Благовещенского, перед которой была поставлена необычная боевая задача - принудить к посадке на нашем аэродроме или на нашей территории нового американского истребителя Ф-86 "Сейбр". Для этого в состав группы А. С. Благовещенского, получившей название "группы Благовещенского" (ещё её называли "группа Дзюбенко") были отобраны с десяток опытных пилотов ВВС и несколько лётчиков-испытателей НИИ. Алексей Иванович попал в эту группу, будучи в звании майор и должности заместителя командира 705-го ГИАП по лётной подготовке, находясь в Группе советских войск в Германии.

Прибыл в Китай группа "товарища Дзюбенко" получила 13 новеньких МиГ-15бис и была придана в состав 324-й ИАД к полку Е. Г. Пепеляева. Эта группа около месяца готовилась к выполнению своей специфической боевой задаче и в конце мая месяца начала вылетать на перехват американских самолётов в небо КНДР. Вылеты оказались неудачными: группа потеряла в первом же бою одного из своих лётчиков и не смогла выполнить свою боевую задачу. Группа "Норд" снова стала ещё тщательнее готовиться к своему заданию, но 5 июня 1951 года в авиакатастрофе погибает один из командиров группы "Норд" подполковник Дзюбенко, после чего было принято решение расформировать эту группу. Лётчики-испытатели НИИ были отправлены в СССР, а вот армейских лётчиков раскидали по полкам 324-й и 303-й ИАД.

Майор А. И. Митусов был направлен в состав 196-го ИАП на вакантную должность помощника командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе и сразу же приступил к выполнению боевых заданий. Командир полка подполковник Пепеляев остался довольным новым замом, так как вскоре убедился, что Митусов опытный лётчик и хороший ведущий, который мог выполнить любую боевую задачу. И действительно, Алексей Иванович был не новичок в боевых делах, за его плечами было 13 месяцев участия в Великой Отечественной войне, около двух десятков воздушных боёв и 5 сбитых самолётов противника. Он уже долгое время был на командных ролях и хорошо освоил реактивную технику.

Группа лётчиков 196-го ИАП.

Однако лётчики полка сначала с недоверием приняли нового зама в свою среду, но после того как узнали, что тот хорошо воевал в Отечественную, сразу отношения к нему потеплели. Сам Алексей Иванович откровенно поговорил с лётчиками полка и поделился с ними своими опасениями: он сказал, что хотя он уже и повоевал, но война в небе Кореи это уже другая война, опыта которой у него пока нет и попросил на первых порах присматривать за ним в боевых вылетах. На первых порах эту роль выполнял капитан Лев Иванов, который выполнил несколько боевых вылетов в качестве ведомого у Митусова. Затем постоянным ведомым к Митусову был назначен, также опытный лётчик 1-й АЭ старший лейтенант Василий Фукин.

Свою первую победу в корейском небе Алексей Иванович одержал в бою 11 июля 1951 года и вот как он сам о ней рассказывает:

"...Внизу показались какие-то крестики. Всматриваемся. Да ведь это "Тандерджеты", а ещё ниже их - "Шутинг Стары"! В шлемофоне прозвучала короткая команда нашего ведущего. Чётко выполнив маневр, идём в атаку. Даже на пологом пикировании машина стремительно набирает скорость. Вражеские самолёты всё ближе. По какому из них стрелять?! Пока я выбирал цель, мой самолёт уже врезался в боевой порядок "Тандерджетов", а затем, при выходе из пикирования, "провалился" ещё ниже. Самолёты противника были справа, слева, выше, ниже. Целей много, и все кажутся удобными для атаки, но обстрелять я их не успел.

Наша атака была внезапной. Лётчики противника, а их было более тридцати, а нас всего шестёрка, всё же растерялась. Они были ошеломлены неожиданным появлением нашей группы. Они всегда в этом районе над боевыми порядками наземных войск действовали безнаказанно, и вдруг..!

Ни один из них не открывал огня. Эта растерянность была нам на руку. Имея преимущество в скорости, я выбрал, наконец, цель. Вот чуть ниже, впереди, уходит Ф-84. Догоняю его, прицеливаюсь, нажимаю на гашетку... Ни одного попадания. Снова прицеливаюсь - мимо, противник без особого труда увёртывается от трасс. Ещё раз выхожу в атаку на четвёрку вражеских самолётов, появившихся слева. Догоняю крайнего ведомого и, уровняв скорость, тщательно целюсь. Теперь, кажется правильно. По фюзеляжу и плоскости "Тандерджета" поползли тёмные полоски дыма.

В это время замечаю, что примерно в километре сзади и чуть ниже на мою машину нацеливаются два вражеских самолёта. Надо уходить. Но ведь тогда уйдёт и враг. Решение пришло мгновенно: дам ещё очередь, а потом увернусь. Пальцы впились в гашетку и, потом одновременно, ручка взята на себя и увеличен газ. "Тандерджет" загорелся, а мой самолёт ушёл от длинной очереди американского истребителя.

Командир приказывает собраться. Выскочив наверх, ищу товарищей. Вражеские самолёты. Прижимаясь к сопкам, уходят на полной скорости к морю, побросав бомбы, куда попало. Победа! Первая победа, да ещё над превосходящим по численностью врагом".

На самом деле в этой схватке лётчики 196-го полка вели бой с группой Ф-80 из состава 36-й FBS 8-го FBW, и жертвой майора Митусова стал Ф-80 № 49-1803 - его пилот 2-й лейтенант Сесил Мор (Cecil R. Jr. Mohr) погиб. Правда, эта победа почему-то записана в документах части, как уничтоженный Ф-84.

В августе месяце лётчики 196-го полка фактически в боях не участвовали из-за плохих погодных условий, а в сентябрьских боях Митусову отличиться не удалось. В начале он водил на задание пару, потом звено, а когда приболел командир полка Пепеляев, то полк в бой водил майор Митусов. В сентябрьских боях в бою 12 сентября самолёт майора Митусова был серьёзно повреждён. В этом бою лётчики 196-го ИАП вели бой с группами Ф-80 и Ф-84, и добились 4-х побед, без своих потерь. Однако пилоты 136-го FBW на этот раз вели бой агрессивно и заявили о 3-х повреждённых в бою "МиГах". Один из них и был самолёт майора Митусова, который попал под удар одной из пар "Тандерджетов" и его самолёт получил более десятка пробоин. Под прикрытием пары капитана Г. У. Охая из 523-го полка 303-й ИАД, он благополучно долетел до своего аэродрома и посадил свой повреждённый самолёт, который вскоре ввели в строй.

С американцами Алексей Иванович сполна рассчитался в октябре месяце: сначала 14 октября во второй половине дня группа "МиГов" 196-го полка перехватила группу "Шутов" и майор Митусов сбил одного из них: Ф-80 № 49-747 1-го лейтенанта Вернона Райта (Vernon D. Wright) из состава 25-й FIS 51-го FIW. Американский пилот был спасён и вывезен с территории занятой противником, ценой потери одного спасательного вертолёта, который был сбит огнём с земли и только второй спасательный вертолёт смог вывезти и пилота Ф-80 и экипаж сбитого вертолёта с вражеской территории.

22 октября лётчики 196-го ИАП были в группе прикрытия ударных групп "МиГов" из состава 303-й ИАД и провели бой с группой Ф-86, в котором заявили 2 победы над "Сейбрами" без своих потерь. Одного "Сейбра" в этом бою записал на свой счёт, ведущий группы майор Митусов. Однако американская сторона отрицает потери своих "Сейбров" в этот день.

Очередные свои победы Алексей Иванович одержал только в декабре месяце. К этому времени он получил повышение и стал подполковником. Сначала 18 декабря он записал на свой счёт одного Ф-86, а вот 27 декабря вновь Алексею Ивановичу улыбнулась удача и он сбивает свой 5-й американский самолёт в корейском небе - это был Ф-86 "Сейбр". Таким образом, подполковник А. И. Митусов стал очередным по счёту советским лётчиком из состава 64-го ИАК в этой войне!

Через день, 29 декабря шестёрка "МиГов" ведомая Митусовым была наведена на группу из трёх десятков штурмовиков Ф-80 и Ф-84. В этом бою лётчики группы Митусова сбили 4 вражеских самолёта, в том числе одна победа была записана на счёт подполковника Митусова. Однако все сбитые в этом бою "Тандерджеты" и "Шутинг Стары" почему-то были записаны как сбитые "Сейбры"... Видимо, победа над "Сейбром" считалась более почётной у нашего командования, чем над машинами других типов.

Группа советских лётчиков в Китае. 1951 год.

Свою последнюю победу в корейском небе Алексей Иванович одержал в январе 1952 года. В этот день, утром, на перехват самолётов противника командир полка Евгений Пепеляев поднял в воздух почти все боеготовые экипажи полка - 18 лётчиков. В 8:50 в районе Синыйджу они вступили в бой с четырьмя десятками "Сейбров". Это был трудный и неравный бой, который всё равно закончился в пользу советских лётчиков, которые заявили о 4-х победах над Ф-86, при одной своей потере. Американская сторона признала потерю в этом бою только одного своего "Сейбра", которого сбил командир полка Пепеляев, победы других лётчиков подтверждения с американской стороны не получили.

Свою 7-ю победу в этом бою одержал и Алексей Митусов. Это подтверждает в своих воспоминаниях и участник этого боя Борис Сергеевич Абакумов, который отвлёк от пары Митусов - Боровков восемь "Сейбров" и вступил с ними в бой один без ведомого, который потерял в этом бою своего ведущего. Пара Митусова выше вела бой с четвёркой Ф-86, и Абакумов видел как один "Сейбр" пошёл к земле, сбитый Митусовым. Митусову удалось заставить оставшуюся тройку "Сейбров" покинуть поле боя и устремился вниз, на помощь Абакумову, но опоздал - его самолёт сбил пилот 25-й FIS 51-го FIW капитан Джон Херд (John M. Heard) и Абакумову пришлось раненым покинуть свой подбитый самолёт. Так закончилось это сражение!

Всего Алексей Иванович Митусов совершил в небе Кореи 105 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боях, в которых лично сбил 7 самолётов противника. Представлялся командованием полка и дивизии на звание Герой Советского Союза, но так его и не получил. За бои в небе Кореи был награждён двумя орденами Красного Знамени и был, повышел на одну ступень по званию.


Список известных воздушных побед А. И. Митусова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
04.07.19441  ФВ-189западнее Тимановичив составе 352-го ИАП на Р-39 "Аэрокобра".
12.08.19441  ФВ-190Кемпа-Немойевска
17.09.19441  ФВ-190Яблонна
31.01.19451  ФВ-190Гериц
20.04.19451  ФВ-190Альт-Ландсберг

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 150;  воздушных боёв - 18.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
11.07.19511  Ф-84ПхеньянF-80 № 49-1803 из состава 36-й FBS 8-го FBW
14.10.19511  Ф-80АнсюF-80 № 49-747 из состава 25-й FIS 51-го FIW
22.10.19511  Ф-86район реки Ялуцзян 
18.12.19511  Ф-86 
27.12.19511  Ф-86 
29.12.19511  Ф-86Предположительно, F-84E № 49-2380 из состава 111-й FBS
07.01.19521  Ф-86Бихен - Ансю 

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - 105;  воздушных боёв - около 40.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д