1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Корниенко Николай Лукич

10 побед

(10 + 0)
Корниенко Николай Лукич
  Флаг ВВС

Родился 17 июля 1921 года в селе Никифоровка, ныне Кормянского района Гомельской области (Белоруссия). Закончил 2 курса строительного техникума. 17 декабря 1940 года, после окончания обучения в аэроклубе, был призван в ряды Красной Армии и направлен для обучения в Конотопскую военную авиационную школу пилотов. В мае 1941 года переведён в Армавирскую военную авиационную школу пилотов. Окончил её в августе 1942 года в звании сержанта и направлен в 22-й запасной авиационный полк.

В мае 1943 года направлен в 179-й ИАП, в составе которого воевал на Западном фронте, летал на "Харрикейне". В октябре 1943 года переведён в 18-й Гвардейский ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), в составе которого воевал до окончания Великой Отечественной войны. К маю 1945 года совершил 170 боевых вылетов на Як-9 и Як-3, провёл 50 воздушных боёв и лично сбил 5 самолётов противника. Был трижды подбит, но благополучно сажал свой самолёт на своей территории. Войну закончил старшим лётчиком в звании Гвардии лейтенанта.

После окончания войны продолжил службу в составе 18-го Гвардейского ИАП. В августе 1948 года стал командиром звена и получил звание старшего лейтенанта. В марте 1951 года в составе 18-го ГИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК) убыл в правительственную командировку в КНР, будучи заместителем командира эскадрильи по лётной подготовке в звании старшего лейтенанта. Участвовал в боевых действиях в небе КНДР с 8 мая 1951 года по 24 февраля 1952 года. За этот период совершил 186 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов ВВС США.

После окончания командировки продолжил службу в составе 18-го ГИАП. С 30 марта 1954 года по февраль 1955 года был слушателем 2-х Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава ВВС. С 15 февраля 1955 года Гвардии капитан Н. Л. Корниенко - заместитель командира эскадрильи 161-го ИАП (66-я ИАД ВВС отдельной механизированной армии на территории Румынии). С февраля 1957 года - командир эскадрильи 161-го ИАП. С 29 июня 1960 года Гвардии майор Н. Л. Корниенко - в запасе. Жил в городе Минске (Белоруссия). Умер 17 августа 1993 года.

Награды: орден Отечественной войны 2-й степени (01.07.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (29.01.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (29.04.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 2-й степени (08.06.1945 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

Одним из лётчиком, получивших статус аса в корейском небе, был заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке 18-го Гвардейского ИАП старший лейтенант Корниенко Николай Лукич. Это был опытный лётчик с большим боевым опытом, участник Великой Отечественной войны с мая 1943 года. В Китай прибыл уже в статусе аса, имея 5 побед на своём счету. В составе 18-го ГИАП служил с лета 1943 года.

В летних сражениях 1951 года Николаю Корниенко отличится не удалось, но он с лихвой компенсировал своё "отставание" от других лётчиков АЭ в осенних боях. Свою первую победу в корейском небе ему удалось одержать только 27 сентября 1951 года. В этот день лётчики 303-й ИАД были в ударной группе и их целью у них были истребители-бомбардировщики F-84, которые большими группами действовали в "Аллее МиГов" под прикрытием "Сейбров". В этом сражении лётчики 18-го ГИАП заявили о 4-х сбитых "Тандерджетах", без своих потерь. Одного из них записал на свой счёт старший лейтенант Корниенко. Правда, американцы как всегда отрицают потери своих F-84 в этот день.

Все свои остальные победы капитан (получил это воинское звание 6 октября 1951 года) Николай Корниенко одержал в октябре месяце. Свою очередную победу он одержал во время второго, после 12 апреля 1951 года, сражения с бомбардировщиками В-29, которое произошло утром 23 октября 1951 года и прозванное американцами - "Чёрным вторником". В это утро американское командование направило в район Ансю группу из 8 бомбардировщиков В-29 (по другим данным бомбардировщиков было от 10 до 12 машин) из состава 307-го BW, под усиленным прикрытием, которое состояло из 55 истребителей F-84 из состава 49-го и 136-го FBW, а впереди шла группа передового заслона, состоящая из 34-х F-86 из состава 4-го FIW. Их целью был северокорейский аэродром Намси, который северокорейцы усиленно строили в тот момент.

На отражение этого налёта командование 64-го ИАК, последовательно подняты в воздух были 84 "МиГа" из состава 303-й и 324-й ИАД. Причём ударную группу составляли полки 303-й ИАД, а за ними шли на усиление и прикрытие выходящих из боя лётчиков 303-й ИАД, группы "МиГов" 324-й дивизии. В 8:24 начали по тревоге уходить в корейское небо лётчики 303-й ИАД. Первыми взлетели и ушли на перехват вражеских самолётов лётчики 18-го ГИАП: 20 экипажей повёл в бой заместитель командира полка подполковник Александр Сморчков. За ними в воздух ушли лётчики 523-го и 17-го полков - всего 58 экипажей. Согласно документам 64-го ИАК события затем развивались для лётчиков 18-го ГИАП следующим образом:

"В 9:40 18-й ГИАП, следуя на высоте 8000 метров во главе ударной группы, в районе 20 - 25 км восточнее Гисю на встречных и встречно-пересекающихся курсах встретил истребительный "заслон", силами до 40 Ф-86, следующих в боевом порядке "змейка" восьмёрок, восьмёрки в "пеленге" звеньев, звенья в "пеленге" пар.

В это время командир группы подполковник Сморчков впереди слева на высоте 5000 метров обнаружил 8 Б-29 следующих в боевом порядке "фронт", с интервалами между самолётами в 40 - 50 метров, с курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84, находящихся справа, слева, сзади и выше на 600 - 800 метров по отношению строя бомбардировщиков, группами по 6 - 8 самолётов.

Оценив обстановку, командир группы приказал: составом 1-й и 3-й АЭ (14 МиГ-15) связать боем истребителей Ф-86, а 2-й АЭ (6 МиГ-15) - атаковать бомбардировщиков. По команде командира группы наши истребители вступили в бой согласно принятого решения. В результате боя, по докладам лётчиков и данным фотоконтроля было сбито 2 Б-29 и 2 Ф-84".

Как видно из этого документа, лётчики 3-й АЭ вступили в бой с "Сейбрами". Однако в ходе боя сложилась удобная обстановка для атаки одного из звеньев В-29, чем и воспользовалась пара Корниенко - Петров и перешла в атаку на бомбардировщики. В ходе этой атаки был поражён один из крайних В-29, у которого загорелся один двигатель, и виднелись пробоины в разных местах от попаданий 23 и 37-мм снарядов. Бомбардировщик вышел из строя и со снижением стал уходить в сторону моря. Предположительно жертвой огня пушек капитана Корниенко стал В-29А №44-61824 из состава 370-й BS 307-го BW. Экипажу удалось дотянуть до своей базы в Кадене (Япония) и произвести посадку, но затем он был списан на запчасти из-за полученных повреждений.

Уже через день Николай Корниенко вновь отличился в бою: 25 октября лётчики 3-й АЭ перехватили группу F-80 и одного из них успели сбить, прежде чем им удалось уйти в море. Этого единственного "Шута" и записал на свой счёт капитан Корниенко. Это была группа F-80 из состава 25-й FIS 51-го FIW, и американцы признают потерю одного своего F-80 из состава этой 25-й FIS в этот день.

27 октября восьмёрка "МиГов" 3-й АЭ провела бой с 16 F-86, которые осуществляли прикрытие штурмовиков F-84. В этом бою, командир АЭ майор Антонов и капитан Корниенко сбили двух "Сейбров", без своих потерь. Однако американцы как обычно отрицают потерю своих F-86 в этот день боёв.

Свою последнюю, 5-ю победу в корейском небе, капитан Николай Корниенко одержал 30 октября, когда полковая группа 18-го ГИАП встретила группу из 36 F-84 и атаковала их строй, разбившись на пары. В итоге были сбиты 2 F-84, которые были записаны на счета капитана Л. К. Щукина и Н. Л. Корниенко. Жертвой Корниенко вероятно стал F-84E №51-615 из состава 49-го FBW, который был подбит "МиГами" и при совершении посадки на своей территории этот F-84 разбился и был списан. Тем самым 30 октября в составе 64-го ИАК появился ещё один лётчик со статусом аса.

Николай Лукич Корниенко провоевал всю командировку и вернулся в Союз в марте 1952 года. За всё время участия в боях с мая 1951 года по 24 февраля 1952 года Гвардии капитан Корниенко совершил в общей сложности 186 боевых вылетов - больше всех в составе 18-го ГИАП. Участвовал в около 50 воздушных боях, в которых официально сбил 5 самолётов ВВС США (ещё один сбитый ему не засчитали).


*     *     *
Список известных воздушных побед Н. Л. Корниенко:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
15.01.19451  ФВ-190северо-западнее ГумбинненЯк-3
16.01.19451  ФВ-190Хенскишкен
15.02.19451  ФВ-190севернее Бальга
09.04.19451  ФВ-190Видиттен
13.04.19451  ФВ-190Зоргенау

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 170;  воздушных боёв - 50.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
27.09.19511  Ф-84район реки Ялуцзян 
23.10.19511  Б-29восточнее ГисюВ-29А № 44-61824 из состава 370-й BS 307-го BW
25.10.19511  Ф-80СюкусенF-80 из состава 25-й FIS 51-го FIW
27.10.19511  Ф-86район реки Ялуцзян 
30.10.19511  Ф-84ДзюнсенПредположительно, F-84E № 51-615 из состава 49-ro FBW

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 186;  воздушных боёв - около 50.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д