1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Колядин Виктор Иванович

20 побед

(20 + 0)
Колядин Виктор Иванович
  Флаг ВВС

Родился 2 июня 1922 года в посёлке Голубовка (ныне город Кировск Ворошиловградской области Украины) в семье служащего. Окончил 8 классов школы № 4 в городе Кадиевка (Стаханов). В 1938 году окончил Кадиевский аэроклуб и был направлен на учёбу в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в июне 1941 года.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 289-го БАП совершил 15 - 20 боевых вылетов, однако полк был дважды разбит: в первый месяц войны и в августе 1941 года. В марте 1942 года Колядин был направлен в 597-й НЛБАП, в составе которого воевал до 1943 года, получил звание лейтенанта, стал заместителем командира эскадрильи, совершил 350 боевых вылетов на бомбардировку вражеских войск. Летом 1943 года переучился на истребителя и был некоторое время лётчиком-инструктором в запасном авиационном полку. Затем в июне 1944 года в звании старшего лейтенанта попал на фронт в 68-й Гвардейский ИАП (5-я Гвардейская ИАД, 3-я Воздушная армия) на должность командира звена.

Войну закончил командиром эскадрильи, отличился в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. До конца войны, сражаясь в составе 68-го Гвардейского ИАП, Гвардии старший лейтенант Колядин совершил более 200 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов противника. Всего за годы войны совершил 685 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны продолжил службу в ВВС в составе 28-го Гвардейского ИАП (5-я Гвардейская ИАД) сначала командиром эскадрильи, затем помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. В 1949 году Гвардии майор Колядин стал лётчиком-инспектором 5-й Гвардейской ИАД. Принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове 1950-1953 гг. в качестве лётчика-инспектора 151-й Гвардейской ИАД, затем - командира 28-го Гвардейского ИАП (с августа 1950 года по октябрь 1951 года). За период с ноября 1950 года по конец марта 1951 года совершил около 40 боевых вылетов, участвовал в двух десятках воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника.

Вернувшись из правительственной командировки, продолжал командовать 28-м Гвардейским ИАП, затем стал заместителем командира Гвардейской ИАД. В 1961 году Гвардии полковник В. И. Колядин окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, после чего командовал ИАД. Затем он был назначен заместителем командующего по авиации 4-й армии ПВО, позже - заместителем командующего Бакинской армией ПВО. Последнее место службы - преподаватель в Академии ПВО (город Калинин, сейчас - Тверь). Заслуженный военный лётчик СССР (1966 год). С 1973 года генерал-майор авиации В. И. Колядин - в запасе. Умер 6 ноября 2008 года в городе Севастополе (Украина). За время службы в авиации освоил следующие типы самолётов: У-2, Ут-2, УТИ-4, И-16, Р-5, Р-6, СБ, Су-2, Як-1, Як-7Б, Як-11, ЛаГГ-3, Ла-5, Р-39, Як-15, Як-17У, МиГ-9, МиГ-15, УТИ МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9, Су-11.

Награды: орден Красного Знамени (16.07.1942 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (30.04.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (03.08.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (03.09.1944 г. - за бои в ВОВ), медаль "Золотая Звезда" (29.06.1945 г. - за бои в ВОВ. Указ ПВС СССР), орден Ленина (29.06.1945 г. - со званием Героя Советского Союза), медаль "За боевые заслуги" (20.06.1949 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (15.12.1950 г. - за бои в Корее), орден Ленина (12.05.1951 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.04.1954 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (22.02.1955 г. - за налёт в сложных метеоусловиях), орден Красного Знамени (22.02.1968 г. - за успехи в службе), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

Колядин Виктор Иванович, 1946 г. Колядин Виктор Иванович, 1945 г.


МиГ-15бис В.И.Колядина.

Одним из асов 64-го ИАК был командир 28-го ГИАП, к тому времени уже довольно известный наш ас, Герой Советского Союза подполковник В. И. Колядин. Прибыл Виктор Иванович в Китай, будучи инспектором-лётчиком 151-й ГИАД в звании майор. Дивизия прибыла в город Мукден, где обосновалась на двух местных аэродромах - "Северный" и "Северо-Западный", позднее другие полки дивизии также базировались на аэродромах города Аньшань и города Ляоян. Под командованием майора Колядина, была создана группа лётчиков имеющих опыт инструкторской работы, которые вскоре приступили к переучиванию китайских лётчиков на самолётах МиГ-15.

Эта работа продолжалась до 1 ноября 1950 года, когда полкам 151-й ГИАД было приказано приступить к боевым действиям в небе Северной Кореи. К этому времени произошло разделение 151-й ГИАД на 2 части, а также произошло формирование 64-го ИАК, которым стал командовать бывший командир 151-й дивизии полковник И. В. Белов. На должность комдива был поставлен бывший командир 28-го ГИАП полковник А. Я. Сапожников, а на его место командира 28-го полка и был назначен майор Виктор Иванович Колядин.

Первые бои в небе Кореи были удачными больше для лётчиков 72-го ГИАП, а вот лётчикам 28-го полка всё никак не удавалось встретиться с противником. Только 7 ноября, в день годовщины Октябрьской Революции, лётчикам 28-го ГИАП повезло встретиться с противником в небе Кореи и открыть счёт сбитым самолётам, и как бы это символично не звучит, но открыл боевой счёт победам лётчиков 28-го полка, их командир - Герой Советского Союза майор Колядин Виктор Иванович.

В этот день большие группы поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг" из состава 18-го FBW, а также из состава 1-й АЭ Южнокорейских ВВС (1 SQN ROKAF), предприняли ряд налётов на цели южнее Аньдуня, в районе Сингисю. На отражение этих налётов поднимались мелкие группы "МиГов" как 72-го, так и 28-го ГИАП. Во второй половине дня в 14:06 на отражение очередного налёта авиации противника, в район Сингисю ушла четвёрка "МиГов" под командованием майора Колядина. Вскоре они встретили группу из 15 F-51, которых они атаковали, но после первой же атаки группа противника распалась, и стало покидать район, где находились "МиГи". На отходе этой группы Колядин со своим ведомым старшим лейтенантом В. И. Покрышкиным атаковал звено "Мустангов", но те уклонились от атаки, и ушли в залив.

Продолжив выполнение боевого задания, через 7 минут звено Колядина встретила ещё одну большую группу из 20 F-51, которые шли гораздо ниже "МиГов". Развернув звено, Колядин атаковал сзади и сверху "Мустангов" и в ходе двух последующих атак командир полка сбил одного из "Мустангов", что вызвало восторг у его ведомого Валентина Покрышкина, который даже закричал от радости по радио: "Командир, смотри, у него оторвался бак"! Горящий "Мустанг" упал недалеко от Сингисю. Это была первая победа Виктора Колядина в небе Кореи и первая победа 28-го ГИАП в этой войне. Хотя американские данные не подтверждают потери своих "Мустангов" в этот день, но в это время активно действовали в данном районе "Мустанги" из 1-й АЭ Южнокорейских ВВС, которые в начале ноября потеряли в этих рейдах 2 своих машины. Вероятно, одну из них и уничтожил Виктор Колядин.

На следующий день Колядин вновь водил на боевые задания лётчиков своего полка и было несколько стычек с небольшими группами всё тех же F-51, в которых лётчики полка сбили ещё одного "Мустанга". На боевые задания Виктор Иванович летал посменно со своим заместителем по лётной части, майором С. И. Коробовым - если летел заместитель, то Колядин оставался на земле и следил за воздушной обстановкой с КП, в следующий раз роли менялись.

Впервые с реактивными истребителями ВВС США Виктор Иванович встретился в небе Кореи только 10 ноября, когда он повёл на патрулирование 8 "МиГов". В районе Аньдуня они встретили 10 истребителей F-80 и вступили с ними в бой. Хотя в ходе боя ситуация складывалась в пользу советских лётчиков и Колядину удалось зайти в хвост одной из пар "Шутинг Старов" и произвести по ней 2 атаки со стрельбой, но опыта боёв с подобным противником у Виктора Ивановича ещё не было и поэтому он открывал огонь с большой дистанции и из-за этого не смог поразить маневренную цель и противник ушёл невредимым, хотя выполнение боевого задания противнику они всё же сорвали.

Уже на следующий день, 11 ноября Виктор Иванович Колядин со своими ведомыми попал в очень тяжёлую и опасную ситуацию, которую он не испытывал со времени Великой Отечественной Войны. В 13:57 на патрулирование в район Аньдун майор Колядин поднял своё звено в составе: майор Колядин - старший лейтенант Александр Акимов, вторую пару вёл командир 2-й АЭ Герой Советского Союза майор Боровков Виктор Дмитриевич, со своим ведомым старшим лейтенантом Насоновым Михаилом. В районе Аньдуня в 14:24 на высоте 5000 метров они неожиданно были атакованы большой группой истребителей F-80 состоящих из 18 машин 49-го и 51-го FBW. Силы были явно неравные и атаки противника следовали с разных сторон, в ходе одной их них под удар попал самолёт ведущего майора Колядина, но спал командира его ведомый Александр Акимов, который смог не только отбить атаку, но и сбить нападавшего. Такая же ситуация сложилась и с парой Героя Советского Союза Боровкова, но здесь под удар попал его ведомый старший лейтенант Михаил Насонов. Первую атаку Боровков отбил и даже сбил одного из нападавших, но затем на него навалились ещё несколько "Шутов" и он не смог в дальнейшем помочь своему ведомому, которого атаковала пара F-80 из состава 25-й FBS 51-го FBW, и подбили самолёт Насонова, а также предположительно ранили самого лётчика. Михаил Насонов смог довести подбитый самолёт до строящегося нового аэродрома в Аньдуне, но при совершения посадки видимо силы оставили раненого лётчика и самолёт потерпел катастрофу - Михаил Петрович Насонов погиб.  [М. П. Насонов был опытным лётчиком, во время ВОВ он сбил 13 (11 + 2) самолётов противника. Похоронен в Китае.] Это была первая потеря 28-го ГИАП в небе Кореи.

До конца ноября Виктор Иванович ещё несколько раз поднимал группы "МиГов" полка на перехват самолётов противника, но противник явно избегал встреч с агрессивными "МиГами" и больше побед одержано полком не было. За период ноябрьских боёв лётчики 151-й ГИАД совершили 272 боевых самолёто-вылетов, участвовали в 19 воздушных боях, в которых сбили 15 самолётов противника, 6 из которых на счету лётчиков 28-го ГИАП. Свои потери составили всего один самолёт и один пилот.

В конце ноября 151-ю ГИАД сменили лётчики 50-й ИАД и в начале декабря она была отведена на отдых и одновременно перед дивизией была поставлена прежняя боевая задача - обучение лётного состава китайский ВВС полётам на реактивных МиГ-15. Этой боевой задачей лётчики дивизии занимались до 7 февраля 1951 года, после чего дивизия вновь была брошена в бой, сменив прежних своих сменщиков - лётчиков 50-й ИАД, которые уже навоевались за 2 месяца войны в небе Северной Кореи с превосходящими силами противника, и лётный состав 50-й ИАД был на грани физического истощения. Приняв 8 февраля материальную часть от убывающего в Союз 177-го ИАП, лётчики 28-го ГИАП уже подполковника Колядина, приступили к несению боевого дежурства на передовом аэродроме Аньдун.

Первый удачный боевой вылет лётчики 28-го ГИАП осуществили 10 февраля и добились громкой победы, сбив сразу 3 F-80 в одном бою, без своих потерь. Свой первый боевой вылет в новом году Виктор Иванович совершил 12 февраля, когда повёл группу из 6 "МиГов" в район Ансю на поиск самолётов противника. В районе Ансю они встретили группу из 10 F-80, которые штурмовали железную дорогу и атаковали их. В ходе боя командир 1-й АЭ капитан А. Т. Бородин сбил одного F-80, а вскоре подошедшая помощь в лице ещё 8 "МиГов", заставило противника выйти из боя и покинуть данный район.

Свою первую победу в новом году, Виктор Иванович одержал 14 февраля. В 10:24 с аэродрома Аньдун стартовали 8 экипажей 3-й АЭ майора П. Б. Овсянникова и пара командира полка. Колядин со своим ведомым старшим лейтенантом Василием Бушмелёвым не стал пристраиваться к основной группе, и в район Ансю следовала отдельно. Через 10 минут полёта в районе Гуанцайгдонга они обнаружили группу из 12 F-80, и Колядин хотел уже их атаковать, но в это время с ВПУ поступила информация, о том, что впереди находиться большая группа бомбардировщиков противника. Колядин тут же отменил своё решение и решил идти на бомбардировщики. Вскоре они обнаружили группу из 8 В-29 идущих двумя звеньями.

Бомбардировщики прикрывались нарядом истребителей F-80, но это не остановило Колядина и он смог провести 2 атаки на встречном курсе, несмотря на противодействие со стороны четвёрки "Шутинг Старов". При этом Колядину удалось поджечь одного В-29, а других заставил раньше времени сбросить свой бомбовой груз мимо цели. Только подошедшая восьмёрка F-80, помешала Колядину продолжить атаковать бомбардировщики и вернуться на аэродром.

В том же вылете и группа майора Овсянникова провела бой с другой группой В-29, но им удалось только повредить 3 В-29, которых хоть и записали как победы лётчикам, но в действительности был подтверждён только один сбитый В-29, которого поджёг Виктор Иванович - это был первый, уничтоженный Колядиным В-29 в небе Кореи и вторая, засчитанная ему личная победа в этой войне!

Затем до конца февраля наступила нелётная погода, и только 1 марта Виктор Иванович снова поднялся в небо Кореи. В этот день он совершил 2 боевых вылета, и оба с боями с авиацией противника. Сначала в 11 часов утра в район Сингисю ушла группа из 8 "МиГов" под командованием командира 1-й АЭ капитана Л. Т. Бородина  [Бородин Леонид Тимофеевич, участник ВОВ в составе 28-го ГИАП, имел на счету 5 личных побед.], в составе этой группы вылетела и пара командира полка подполковника Колядина. В районе Сингисю, группа была неожиданно атакована 8 истребителями противника. В ходе боя пара F-80 стала угрожать Колядину, но выручил вновь постоянный ведомый командира Василий Бушмелёв, который вновь спас командира и сбил атаковавшего его "Шута". Правда и сам самолёт Бушмелёва получил повреждения в этом бою, но он не вышел из боя и продолжал прикрывать командира до конца боя.

Более напряжённым выдалась вторая половина дня, когда американское командование просило в бой свои бомбардировщики В-29, под прикрытием своих истребителей, на переправы через реку Ялуцзян, чтобы уничтожить их. В районе этих переправ и разгорелись ожесточённые бои противников. В районе 13 часов на четвёрку В-29 была наведена группа из 8 "МиГов" под командованием майора Овсянникова. Они провели несколько атак по этой группе и подожгли один из бомбардировщиков. Тут в район боя подошла пятёрка "МиГов" [Старший лейтенант В. Ф. Бушмелёв вернулся на аэродром из-за несброшенного ПТБ.] под командованием подполковника Колядина, которая и довершила разгром этой группы бомбардировщиков противника. Вскоре ещё один В-29 загорелся, а остальные были также повреждены снарядами "МиГов", и покинули территорию Северной Кореи, уйдя в море. Полку было засчитано все 4 уничтоженных В-29, хотя достоверно было уничтожено только 2 В-29, что подтвердили и американские источники. Один из этих уничтоженных В-29 был записан на счёт командира полка В. И. Колядина.

2 марта Виктор Иванович провёл ещё один воздушный бой с группой F-84 - это была его первая встреча с новым противником, но она закончилась безрезультатно. После этого вновь наступила пауза, в боях вызванная плохой погодой и только 12 марта вновь в небе Северной Кореи разгорелись новые воздушные сражения. В этот день Виктор Иванович совершил 2 боевых вылета и провёл 2 самых тяжёлых за время участия в этой войне, воздушных боя, один из которых чуть не стоил ему жизни.

В 10:15 утра на перехват самолётов противника была поднята группа из 10 "МиГов" эскадрильи майора А. З. Бордуна из состава 72-го ГИАП. Вместе с ними стартовала и пара командира 28-го полка подполковника Колядина. Сразу после пересечения пограничной реки Ялуцзян в районе Аньдуня, Бордун обнаружил группу из 12 истребителей F-86 и вступил с ними в бой. В это время Колядин юго-восточнее Аньдуна встретились с 8 F-86 и, пользуясь выгодной ситуацией, атаковал сверху ведущую пару второго звена противника и добился несколько попаданий своих снарядов в один из "Сейбров". Затем началась круговерть боя, в которой ведомый старший лейтенант Бушмелёв, впервые за всё время полётов ведомым у командира полка, оторвался от командира, и пара разделилась, и каждый остался в одиночку против превосходящего противника. Нашим лётчикам удалось вырваться из этой карусели и направиться на свой аэродром.

Если Василий Бушмелёв благополучно добрался до своего аэродрома и без проблем произвёл посадку, то самолёт Колядина был в районе реки Ялуцзян неожиданно атакован четвёркой F-86. Вот как сам Виктор Иванович рассказывает об этой ситуации, в которую он тогда попал:

"Возвращаясь после сильного боя, группа наших самолётов в ходе боя рассыпалась. Я держал курс на свой аэродром и видимо увлёкся поиском и был совершенно незамеченным мною атакован "Сейбрами". Не знаю, как мне удалось вывернуться из-под атаки, но всё же ушёл, хотя самолёт был управляем частично одной стороной элерона - на одной плоскости и одной стороной руля высоты. Руль поворота не работал. Двигатель еле тянул. Подошёл к аэродрому, запросил по радио, чтобы меня вывели на посадку, так как все пилотажные и навигационные приборы не работали. Ко мне пристроился майор Мухин, вернее вышел вперёд, но я ему крикнул по радио, чтобы он ушёл, так как это грозило столкновением, и он отошёл в сторону. Из шасси вышла только одна левая нога и передняя стойка шасси. Боялся, что самолёт перевернёт на посадке. Садился, руководствуясь интуицией, и всё закончилось благополучно - самолёт на пробеге не перевернулся. Пробоин в самолёте было очень много, был повреждён двигатель, но он не загорелся. Машина конечно восстановлению не подлежала".

Тут Виктор Иванович ошибся, так как несмотря на 26 пробоин в самолёте и другие повреждения машины в следствии аварийной посадки, технический состав полка за короткий срок восстаноил самолёт Колядина и он снова вошёл в штат полка. А противником в этом бою у Виктора Ивановича действительно был достойный! Самолёт Колядина атаковал и повредил командир 4-го FIW ВВС США подполковник Гленн Иглестон (Glenn T. Eagleston). По сути, это была уже вторая победа ветерана и командира 4-го FIW Гленна Иглестона, но она не была ему засчитана, так как американцы посчитали, что только повредили "МиГ" в этом бою, но не сбили. Так закончилась первая встреча Виктора Ивановича с грозными F-86 в корейском небе!

Но на этом вылеты в этот день не закончились: в 13 часов Колядин вновь ушёл на боевое задание со своим постоянным ведомым Василием Бушмелёвым, в составе группы из 10 "МиГов", которых возглавлял командир 1-й АЭ 28-го ГИАП капитан Л. Т. Бородин. В районе Сингисю они обнаружили большую группу истребителей-бомбардировщиков F-80, которые штурмовали местный аэродром и вступили с ними в бой. В ходе воздушного боя был сбит один F-80, которого записали на счёт старшего лейтенанта М. А. Дивакова. Но из этого боя не вернулись 2 лётчика 28-го ГИАП, в том числе и ведомый Виктора Ивановича старший лейтенант Василий Фёдорович Бушмелёв. Как выяснилось после посадки, в ходе воздушного боя в воздухе столкнулись два "МиГа" полка, в кабинах которых погибли Василий Бушмелёв и старший лейтенант Соков Владимир Павлович. Это были самые тяжёлые единовременные потери 28-го ГИАП за всё участие в Корейской войне.

По итогам сражений 12 марта лётчикам 28-го ГИАП было засчитано 2 сбитых самолёта противника: 1 F-80 и 1 F-86. При этом, победа над F-86 была записана командиру полка Виктору Ивановичу Колядину. Правда, американское командование отрицает факт потерь своих F-86 в этот день, так что вероятно Колядин только повредил "Сейбра" в том бою, но подтвердило факт потери одного своего F-80 из состава 36-й FBS 8-й FBW, пилот которого пропал без вести.

Следующий свой бой с американскими пилотами Виктор Иванович провёл спустя неделю - 19 марта. В 11:56 на перехват самолётов противника вылетела шестёрка "МиГов" 28-го полка под командованием майора П. Б. Овсянникова, в составе этой группы вылетел и подполковник Колядин со своим новым ведомым старшим лейтенантом Александром Дубининым. В 12:30 был обнаружен одиночный F-80, которого атаковала пара Колядина, но противник обнаружил "МиГи" и со снижением ушёл на юг. Развернувшись, Колядин столкнулся с четвёркой F-86, которые видимо, сопровождали этот самолёт-разведчик. "Сейбры" стали перестраиваться для атаки по "МиГам", но Колядин не стал ждать этого момента, а сам взял инициативу в свои руки и ушёл вместе с ведомым на вертикаль, тем самым заставил и пилотов "Сейбров" уйти за ним на вертикаль, где преимущество "МиГа" перед "Сейбром" было очевидным. Вскоре это преимущество сказалось и Колядину удалось быстро зайти в хвост замыкающему строй "Сейбру" и с дистанции 800-600 метров поразить самолёт противника несколькими снарядами. После этого "Сейбры" вышли из боя.

По результатам дешифровки данных фотоконтроля стрельбы Виктору Ивановичу была засчитана победа над F-86, это и была 5-я официальная победа Колядина в этой войне. Так по данным командования 64-го ИАК, в составе соединения появился второй ас в этой войне! Американцы не подтверждают потери в этот день своих F-86. Однако, они сообщают, что в это же время и в том же районе, где вёл бой Колядин 19 марта, был потерян один F-84E из состава 523-й FES 27-й FEG, пилот которого погиб - его самолёт якобы был сбит огнём с земли и упал в районе Аньдуня. Более вероятно, что в этом бою Колядин и его товарищи, дрались не с "Сейбрами", а с "Тандерджетами", которых наши лётчики часто путали в небе. Таким образом, возможно Виктор Иванович записал на свой счёт в этот день своего первого "Тандерджета".

Свой последний боевой вылет Виктор Иванович совершил 30 марта 1951 года когда американцы вновь попытались уничтожить стратегически важные мосты через реку Ялуцзян в районе Аньдуня. Для этого они вновь использовали соединение В-29 под усиленным прикрытием нарядов истребителей состоящих из F-80, F-84 и F-86. На отражение этого налёта были брошены все наличные силы 151-й ГИАД - 24 экипажей! Это столько было на тот период боеготовых экипажей на аэродроме Аньдун. Из этого числа поднятых в воздух истребителей, 16 принадлежали 28-му ГИАП, которых повёл в бой подполковник Виктор Иванович Колядин.

Вскоре первыми встретили противника подопечные Колядина: навстречу шли 2 колонны бомбардировщиков. В первой колонне было 16 бомбардировщиков, а во второй - 8. Вокруг них сновали пары и звенья истребителей прикрытия, и вся эта армада шла на пограничные мосты. Командир полка приказал по радио идти в атаку ударной группы, которую он сам и возглавлял, а шестёрке экипажей во главе с майором Овсянниковым приказал взять на себя истребителей прикрытия. Перейдя в атаку на первое звено В-29 Колядин с ведомым обстрелял эту группу В-29 и, выйдя из атаки, вновь устремился на бомбардировщики противника, атакуя уже второе звено В-29. Затем всё повторялось снова, - атаки следовали за атакой, пытаясь тем самым разбить строй бомбардировщиков противника и не допустить их до цели. Тоже самое делали остальные пары "МиГов", крутясь вокруг группы бомбардировщиков противника и нанося им колющие удары.

Всего Колядин провёл 4 атаки по этой группе бомбардировщиков, после чего с ведомым повернул на аэродром. Что произошло далее, расскажет сам Виктор Иванович:

"Помню хорошо, что в этот день как раз проходила смена 28-го ГИАП дивизией Кожедуба. Он лично находился на КП, а я в воздухе. И вот под конец боя с группой В-29, я парой со старшим лейтенантом Александром Мосяж последними возвращался на аэродром. Мне по радио передали, что к аэродрому Аньдун подходит один В-29, видимо разведчик? Мы быстро его обнаружили, а это было прямо над Аньдунем, - сразу же пошли в атаку. На дистанции открытия огня нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Перезарядил оружие, - та же картина! Значит, закончился боекомплект. С земли передают: "В таком случае тарань его" - это был голос И. Н. Кожедуба. Таранить?! Чем? Ведь впереди нет воздушного винта, значит носом самолёта, а от носа до кабины один метр. На это безрассудство я не пошёл! Приказал ведомому атаковать, но у него тоже боекомплект закончился и В-29 ушёл безнаказанно. После посадки, мы имели разговор с Кожедубом, и он согласился, что мы правильно поступили, а он погаречился со своим решением"!

Бой закончился победой: был сбит один бомбардировщик и один истребитель противника, без наших потерь. Правда эта победа далась очень нелегко, на пределе моральных и физических сил! Многие лётчики сильно устали и жаловались на недомогание, переутомление и усталость. Учитывая все эти проблемы с лётным составом 151-го ГИАП, смена данной авиачасти уже назрела, и командование 64-го ИАК приняло решение заменить данный состав, и уже 2 апреля на аэродроме Аньдун приземлились самолёты 324-й ИАД трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба, которые сразу же приступили к боевому дежурству. Лётный состав 151-й ГИАД перебазировался на тыловой аэродром Аньшань и приступил к выполнению прежней боевой задачи - переучиванию лётного состава китайских и северокорейских ВВС. Этой задачей полки 151-й ГИАД занимались до октября 1951 года, после чего полностью выполнившие свой интернациональный долг лётчики и техники 151-й ГИАД вернулись на прежнее место своей дислокации в Союз. К сожалению, никому из лётчиков 151-й ГИАД не было присвоено высокого звания Героя Советского Союза, но 2 лётчика дивизии были близки к этому званию, так как достигли статуса аса на этой войне и достойны были этого звания, но видимо кто-то из руководства ВС СССР посчитал, что им достаточно и ордена Ленина.


Список известных воздушных побед В. И. Колядина:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.07.19441  ФВ-190северо-западнее Волосникше"Аэрокобра".
19.07.19441  ФВ-190восточнее Сверосяй
02.08.19442  ФВ-190западнее Биржай
15.08.19442  ФВ-190Скайтскалне
1  Ме-109Кривады
16.08.19441  ФВ-190западнее Скайтскалне
26.08.19441  ФВ-190Жагаре
1  ФВ-190озеро Лиелаоцес
14.09.19441  ФВ-190западнее Текава
17.09.19441  ФВ-190станция Иецава
18.11.19441  ФВ-190юго-западнее Скрунда
19.02.19452  ФВ-190Плинкен

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - более 200;  воздушных боёв - 30.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
07.11.19501  Ф-51Сингисю 
14.02.19511  Б-29Ансю 
01.03.19511  Б-29КонгунанПредположительно В-29 из состава 98-й BW
12.03.19511  Ф-86Сингисю 
19.03.19511  Ф-86район реки ЯлуцзянF-84 из состава 523-й FЕS 27-го FЕW

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - около 40;  воздушных боёв - около 20.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д