1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Карасёв Александр Никитович

29 побед

(27 + 2)
Карасёв Александр Никитович
  Флаг ВВС

Родился 17 (30) августа 1916 года в городе Владикавказе (Северная Осетия). В 1932 году окончил 7 классов средней школы, в 1934 году - школу ФЗУ. Работал токарем на швейной фабрике им. С. М. Кирова. С декабря 1937 года в рядах Красной Армии. До апреля 1940 года служил авиамотористом в строевой части ВВС (Северо-Кавказский военный округ). В апреле - декабре 1940 года обучался в Нахичеванской военной авиационной школе лётчиков, в 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. С 1941 года сержант А. Н. Карасёв служил лётчиком 282-го ИАП (Северо-Кавказский военный округ).

С 27 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был лётчиком в 282-м ИАП (73-я ИАД, Южный фронт). С августа 1941 года - пилот, командир звена (с сентября 1941 года) 5-й отдельной авиационной эскадрильи ПВО Южного фронта. С ноября 1941 года - командир звена 248-го ИАП (38-я армия, Юго-Западный фронт). С апреля 1942 года - командир звена 164-го ИАП (38-я армия, Юго-Западный фронт). С июля 1942 года младший лейтенант А. Н. Карасёв был командиром звена 6-го ИАП (8-я Воздушная армия, Юго-Западный и Сталинградский фронты). С сентября 1942 года - лётчик, командир звена (с января 1943 года), заместитель командира эскадрильи (с августа 1943 года), командир эскадрильи (с ноября 1943 года), помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе (с января 1944 года) 9-го Гвардейского ИАП (8-я Воздушная армия, Южный и 4-й Украинский фронты). Участвовал в оборонительных боях на юге Украины и на Харьковском направлении, в Сталинградской битве, освобождении Донбасса и Крыма. Летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1 и Р-39 "Аэрокобра". Совершил около 500 боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв, в которых сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. 7 апреля 1944 года Гвардии майор А. Н. Карасёв был сбит в Крыму и до 8 мая 1945 года находился в плену (Кремс, Австрия).

С 9 мая 1945 года - за штатом при 6-й Гвардейской ИАД (2-я Воздушная армия, Чехословакия). С 27 июля 1945 года - спецпроверка по первой категории в 28-м запасном стрелковом полку (32-й ЗАК, 12-я ЗСД, Южно-Уральский военный округ). С 22 ноября 1945 года - в резерве Управления кадров ВВС Красной Армии, с 15 января 1946 года - в резерве 9-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ).

С 1 июня 1946 года был лётчиком-инспектором по технике пилотирования 303-й ИАД (14-й ИАК, 1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ; с сентября 1948 года - в составе 31-го ИАК ПВО; с июня 1950 года - в составе 54-й Воздушной армии, Приморский военный округ). С 4 января 1951 года Гвардии подполковник А. Н. Карасёв был командиром 523-го ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия). С 17 октября 1951 года Гвардии полковник А. Н. Карасёв - заместитель командира 303-й ИАД. С 4 октября 1952 года - командир 303-й ИАД.

С марта 1951 года принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове в качестве командира 523-го ИАП. За время с июня 1951 года по февраль 1952 года в воздушных боях официально сбил 7 самолётов ВВС США.

С 14 декабря 1957 года по сентябрь 1958 года - слушатель Высших академических курсов при Военной академии Генштаба. 18 февраля 1958 года присвоено воинское звание "Гвардии генерал-майор авиации". В 1959 году окончил Военную академию Генштаба. С сентября 1959 года - начальник Луганского военного авиационного училища лётчиков, с 31 декабря 1960 года - начальник штаба и заместитель начальника Черниговского Высшего военного авиационного училища лётчиков. С августа 1968 года - в запасе. Жил в городе Чернигове (Украина). Умер 14 марта 1991 года.

Награды: орден Красного Знамени (23.09.1942 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (22.07.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Ленина (01.04.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (01.08.1943 г. - за бои в ВОВ), медаль "Золотая Звезда" (24.08.1943 г. Указ ПВС СССР - за бои в ВОВ ), орден Ленина (24.08.1943 г. - со званием Героя Советского Союза), медаль "За боевые заслуги" (24.06.1948 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (22.04.1952 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

523-й истребительный авиаполк прибыл в Китай, уже имея в своём составе двух Героев Советского Союза - это были подполковник Александр Никитович Карасёв, который командовал этим полком и его заместитель по лётной подготовке майор Николай Никитович Даниленко. Выдающийся воздушный боец и командир, Александр Никитович Карасёв участвовал в Великой Отечественной войне с первых её дней в составе знаменитого в наших ВВС 9-го Гвардейского ИАП, совершил не одну сотню боевых вылетов, сбил лично и в группе более 20 вражеских самолётов. Сам был неоднократно сбит и в конце войны попал в плен, где провёл 13 трудных месяцев в застенках фашистского концлагеря. За свои подвиги удостоен высокого звания Героя советского Союза.

В состав 523-го ИАП Александр Никитович прибыл в январе 1951 года назначенный на должность командира этого авиаполка и руководил им почти год. Срок с виду очень маленький, но надо учесть, что это были боевые месяцы, проведённые в небе войны, где один месяц идёт за три. Александр Никитович, только наладил отношения с лётным составом своего полка, как полк отправили в составе 303-й ИАД в Китай, на войну в Корее. А задачи перед полком стояли не шуточные и, хотя лётный состав в большинстве своём состоял из опытных боевых лётчиков, условия, в которых им предстояло воевать, были отличные от условий прошедших войн. Это уже была борьба в воздухе между реактивными самолётами первого поколения, да и противник был другой, незнакомый для нас. К этому надо было добавить, что Александр Никитович привёл в Китай состав не полного штатного состава: всего 3 эскадрильи вместо 4-х по штату, да и эскадрильи были не полного состава. Всего полк, прибыв в Китай, имел в своём составе 30 самолётов МиГ-15бис и 35 человек лётного состава, и подобными силами нужно было выполнять поставленные перед полком боевые задачи.

А задачи перед полком в начале июня 1951 года были поставлены такие: уничтожать авиацию противника в зонах севернее 38 параллели. Зона № 1: Дадунгоу, Оциори, Тайсен, Тхянгдю; Зона № 2 - Оциори, Токузанри, Токусен, вести бои южнее рубежа Пхеньян - Гензан и выходить на береговую черту Корейского залива - запрещалось.

Первые боевые вылеты лётчики 523-го полка начали выполнять уже в начале июня месяца, но настоящие схватки с противником начались только с 17 числа. А уже 18 июня полк открыл боевой счёт победам в корейском небе. В тот день, вернее утро, так как вылет состоялся в начале 10-го утра, командир полка Александр Карасёв возглавил группу, состоящую из лётчиков 3-й АЭ - всего 10 экипажей. В 9:32 в районе Тэйсю - Хакусен произошла с группой из двух десятков F-86 и, несмотря на численное превосходство противника, вступили с ними в бой, который длился 14 минут и закончился победой советских лётчиков, которые заявили о 3-х победах в этом бою, без своих потерь. Отличились: командир части подполковник Карасёв, капитан Пономарёв и старший лейтенант Яковлев. Это были первые победы полка и первая победа Александра Никитовича в корейском небе.

В июне полк вводился в бой. Однако воздушная обстановка требовала от лётного состава напряжённых и энергичных действий. С этой задачей лётчики успешно справились. В июне было произведено 444 боевых вылета, проведено 12 групповых воздушных боёв, произведено 43 воздушных стрельб. В воздушных боях сбито 18 самолётов противника, только в один вылет 24 июня 1951 года лётчиками части было сбито 10 реактивных истребителей F-80. Именно в этом сражении с "Шутинг Старами" Александр Никитович одержал свою вторую личную победу. В этот день было 2 утренних боя с группами F-80. Первый вылет состоялся в 4:22 утра, когда Александр Никитович повёл на перехват полковую группу из 29 экипажей в район Бихен - Ансю на перехват самолётов противника. В данный район Северной Кореи, полк прибыл несколькими группами, которые вели бой с противником самостоятельно.

Первым в 4:34 в районе Бихен обнаружило противника звено командира полка Карасёва. На высоте 2000 метров Карасёв обнаружил четвёрку F-80 и, развернувшись, перешли в атаку на это звено противника. Пилоты "Шутов" вовремя обнаружили опасность и, разбившись на пары, стали уходить в разные стороны. Александр Никитович устремился в погоню за одной из пар F-80. Во время сближения пара противника распалась, и Карасёв последовал за ведомым "Шутом" и, сблизившись с ним на дистанцию 450 метров, открыл по нему прицельный огонь, после чего F-80 задымился и с резким снижением ушёл в сторону моря. Так командиром полка была одержана вторая личная победа на этой войне!

Через 3 часа состоялся другой боевой вылет лётчиков 1-й АЭ, который также имели встречу с группой из 16 F-80 в районе Ансю, в которой наши лётчики одержали ещё 4 победы. В итоге, 24 июня лётчиками 523-го полка было сбито 10 самолётов F-80 без своих потерь. Американская сторона с оговорками признаёт потерю в этот день только 5 своих F-80, один из которых на счету подполковника Карасёва.

В сентябре - ноябре 1951 года лётный состав полка вёл наиболее напряжённые бои. Несмотря на значительную усталость и уменьшение в боевом составе, лётчиками части за 3 месяца произведено 1936 боевых вылетов, проведено 56 групповых воздушных боёв, проведено 230 воздушных стрельб. В проведённых боях сбито 76 самолётов противника.

В результате приобретённого боевого опыта лётчики мастерски уничтожили самолёты противника в воздушных боях. Так, например: 10 сентября 1951 года в одном вылете лётчики сбили 9 самолётов противника, из них: 5 реактивных истребителей F-84 и 4 истребителя F-86; 19 сентября 1951 года в одном вылете было сбито 8 самолётов противника, из них: 6 F-84 и 2 F-86; 23 октября 1951 года при вылете на перехват бомбардировщиков в один вылет было сбито 5 самолётов B-29 и 1 F-84.

Эти результаты говорят сами за себя: лётчики приобрели необходимый боевой опыт и успешно справлялись с поставленными перед ними боевыми задачами. Этому способствовало и успешное руководство в бою ведущими полковых групп, в качестве которого часто вылетал на боевые задания Александр Никитович. Наиболее успешным для Карасёва выдался месяц сентябрь, в котором ему удалось одержать сразу 4 личные победы.

Самым запоминающимся для него выдался боевой вылет 19 сентября 1951 года во второй половине дня. В период с 16:05 - 16:15 в районе Ансю, состоялся бой полковой группы 523-го полка во главе с подполковником Карасёвым со смешанной группой истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84, общим числом в 60 машин. В этом сражении наши лётчики сбили 6 самолётов F-84, потеряв только один свой самолёт. В сражении с "Тандерджетами" особенно отличился командир полка Александр Карасёв, который последовательными атаками сбил в этом бою сразу 3 F-84 - выдающийся результат для любого лётчика, тем более в бою с современными реактивными самолётами! Американская сторона признала потерю только одного своего F-84E с № 51-528 из состава 49-го FBW и его с большей долей уверенности можно записать на счёт Карасёва. Таким образом, в этом бою, Александр Никитович стал очередным по счёту асом в составе 64-го ИАК!

МиГ-15бис А.Н.Карасёва.

26 сентября 1951 года полк составом 24 самолётов вылетал на отражение штурмовиков противника, действовавших в районе Ансю - Дзюнсен. Следуя в боевом порядке "змейка" АЭ на высоте 7000 - 8000 метров в районе Ансю - на высоте 6000 - 4000 метров командир полка в 14:31 увидел группу F-84. В последующем оказалось, что на высоте выше 6000 метров истребителей противника нет. Командир полка перенацелил ударную группу и 3-ю АЭ на штурмовиков. Благодаря правильной оценке обстановки все 3 эскадрильи вели бой со штурмовиками. Сбито было 3 самолёта F-84.

Кроме того, командир полка, как правило, находился в ударной группе полка и личным примером показывал направление атак, вёл воздушный бой, предупреждал пары и звенья об опасности со стороны противника. Подавал команды о выходе из боя, порядке следования на свой аэродром. Своими командами предупреждал лётчиков об осмотрительности на обратном маршруте. Сам лично в период 14:31 - 14:45 сбил одного F-84, который упал в 10 км юго-западнее Ансю. Предположительно, это мог быть F-84E № 50-1152 из состава 154-й FBS 136-го FBW, пилот которого лейтенант Пол Росс (Paul E. Ross) дотянул до моря, где катапультировался, и его подобрала летающая лодка ПСС ВМС США.

Свою 7-ю победу в корейском небе Александр Никитович одержал 27 октября 1951 года в большом сражении с соединением бомбардировщиков В-29. О том, как проходил этот бой, рассказывают полковые документы: 8:16 - 8:50 по данным РТС 50 км южнее Пхеньян было обнаружено 3 группы самолётов противника общей численность до 10 бомбардировщиков В-29 и до 52 истребителей F-84 и F-86, следовавших группами от 8 до 24 самолётов в район Ансю.

Часть составом 22 экипажей МиГ-15 под командованием заместителя командира дивизии (назначен на эту должность 17 октября) Гвардии подполковника Карасёва по команде с КП дивизии в составе ударной группы дивизии, из положения дежурства в готовности № 1 вылетела на отражение бомбардировочного налёта в район Ансю - Дзюнсен. Сбор части в общий боевой порядок производился методом разворота на 180°. После набора высоты 8000 метров часть в боевом порядке "змейка" эскадрилий была направлена в район Ансю - Дзюнсен.

3-я и 1-я эскадрилья составили ударную группу общего боевого порядка части, при этом 1-я АЭ следовало слева сзади 3-й АЭ на интервале 400 - 600 метров, на дистанции 600 - 800 метров с превышением 400 метров. 2-я эскадрилья составило прикрывающую группу общего боевого порядка части и следовало за 1-й АЭ на дистанции 800 - 1000 метров.

Следуя на высоте 8000 метров в 9:17 25 км северо-восточнее Дзюнсен на высоте 6000 метров, Гвардии подполковник Карасев увидел 8 В-29 и до 64 истребителей непосредственного сопровождения, следовавших с курсом 2200 метров. Боевой порядок бомбардировщиков - левый пеленг двух ромбов по 4 самолёта в плотном строю. Истребители непосредственного сопровождения находились: впереди справа 8 истребителей "Метеор", сзади 2 - 3 км с большим превышение 32 F-84 и 8 истребителей "Метеор", справа выше 1 - 2 км летели 2 восьмёрки F-86.

Оценив воздушную обстановку Гвардии подполковник Карасёв принял решение составом 3-й и 1-й АЭ нанести удар по бомбардировщикам, а 2-й АЭ прикрыть их действия. Карасёв увидел впереди слева и ниже на 500 - 1000 метров 8 B-29, следовавших курсом в левом пеленге четвёрок, четвёрки ромбом в плотном строю. Карасев своей парой атаковал ведущий самолёт B-29 сзади сверху под ракурсом 3/4, огонь открыл из всех пушек с дистанции 1000 метров и закончил ведение огня на дистанции 600 метров и сам наблюдал попадание в среднюю часть фюзеляжа самолёта В-29. Его ведомый старший лейтенант Семененко одновременно вёл огонь из всех пушек по правому ведомому самолёту В-29 под ракурсом 4/4, огонь открыл с дистанции 2500 метров и закончил на 1200 метров.

Гвардии подполковник Карасёв из атаки вышел проходом над бомбардировщиками с плавным отворотом влево, после чего развернулся и атаковал левый самолёт задней четвёрки сзади сверху под ракурсом 4/4. Огонь открыл из всех пушек с дистанции 1200 метров и закончил на дистанции 720 метров. Выход из атаки произвёл проходом над бомбардировщиками, с последующим уходом на скорости с набором высоты на свой аэродром. В момент первой атаки бомбардировщиков Карасёв был атакован самолётом F-84 сзади сверху под ракурсом 3/4 и имеет пробоину в верхнем весовом балансира руля поворота.

В процессе воздушного боя по самолётам противника огонь вели 14 лётчиков. Сбито 2 самолёта В-29 и 2 самолёта F-84. Израсходовано снарядов: Н-37 - 308 штук, НС-23 - 821 штук. Боевой налёт 14 часов 19 минут. Американцы признают потерю в этом сражении одного своего F-84 и одного В-29 № 44-62971 из состава 30-й BS 19-й BG, на который претендуют Карасёв и Дмитрий Самойлов.

Фактически, это был один из последних вылетов Александра Никитовича на боевое задание в составе 523-го ИАП. Через день он был назначен приказом командира 64-го ИАК на должность заместителя командира 303-й ИАД по лётной подготовке. Начиная с ноября 1951 года и до убытия в Советский Союз в конце февраля 1952 года полковник Карасёв редко вылетал на боевые задания, и ему в этих редких вылетах так и не удалось увеличить счёт своих побед. Командованием 64-го ИАК полковник Карасёв представлялся на звание дважды Героя Советского Союза, но это представление так и не было реализовано. Александр Никитович был награждён за бои в небе Кореи двумя боевыми орденами, в том числе и орденом Ленина. Видимо высшее руководство Советских ВВС посчитало, что этого достаточно для утверждения всех боевых заслуг, которые совершил Александр Никитович Карасёв в небе Кореи!


Список известных воздушных побед А. Н. Карасёва:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
23.07.19421  До-215  (в гр. 1/7)ВарламовскийЯк-1
06.08.19421  Ме-109юго-западнее Аксай
1  Ме-109западнее Аксай
07.08.19421  Ме-109  (в гр. 1/2)северо-восточнее Абганерово
13.08.19421  Ме-109южнее хутора Березовский
20.08.19422  Ме-109Котлубань
17.12.19421  Ме-109Капкинский
30.01.19431  Ю-88западнее Большая Таловая
22.03.19431  Ю-87северо-западнее Азов
1  Ме-109ЖДУ Батайск
30.05.19431  Ме-109Степановка
29.06.19431  Ю-88Ясиновский
16.07.19431  Ме-109западнее Куйбышево
17.07.19431  Ю-88район Куйбышево
19.07.19431  Ме-109Амвросиевка
02.10.19431  Ме-109западнее Ворошиловка"Аэрокобра"
05.10.19431  Ме-109юго-западнее Большой Токмак
01.11.19431  Ю-87северо-западнее Армянск
29.11.19431  Хе-111западнее Днепровка
30.11.19431  Хе-111Большая Белозерка
25.02.19441  Ме-109западнее Херсон

      Всего сбитых самолётов - 20 + 2;  боевых вылетов - около 500;  воздушных боёв - около 100.



[По Представлению к званию ГСС сбил 14 самолётов противника лично и 9 в группе к 1 мая 1943 года,
что не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами.]



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
18.06.19511  Ф-86Тэйсю - Хакусен - Киодзио 
24.06.19511  Ф-80АнсюПредположительно, F-80 № 49-646 из состава 8-й FBS 49-го FBW
19.09.19511  Ф-84Дзюнсен - Сюкусен 
1  Ф-84F-84E № 51-528 из состава 49-го FBW
1  Ф-84 
26.09.19511  Ф-84КенкериПредположительно, F-84E № 50-1152 из состава 154-й FBS 136-го FBW
27.10.19511  Б-29северо-восточнее ДзюнсенПредположительно, В-29 № 44-62971 из состава 30-й BS 19-й BG

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д