1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Гончаров Николай Михайлович

5 побед

(5 + 0)
Гончаров Николай Михайлович
  Флаг ВВС

Родился 15 марта 1923 года в селе Самофаловка, ныне Городищенского района Волгоградской области. В 1940 году окончил 9 классов средней школы. С декабря 1940 года по 5 июня 1941 года обучался в аэроклубе имени Хользунова в городе Сталинграде. С 15 июня 1941 года в рядах Красной Армии, поступил в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. В 1944 году окончил её и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1944 году окончил курсы лётчиков-инструкторов при Чугуевской военной авиационной школе лётчиков (город Чимкент).

С 4 февраля 1950 года старший лейтенант Н. М. Гончаров служил лётчиком в составе 176-го Гвардейского ИАП (Московский военный округ). Летом 1950 года окончил курсы по переподготовке офицеров на заместителей командиров эскадрилий по политчасти при Серпуховском военном авиационном техническом училище. С 29 ноября 1950 года капитан Н. М. Гончаров стал заместителем командира эскадрильи по политчасти 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД).

8 декабре 1950 года, в должности заместителя командира 3-й авиаэскадрильи 176-го Гвардейского ИАП по политической части, был направлен в правительственную командировку для участия в боевых действиях в небе КНДР. За время командировки совершил около 150 боевых вылетов и участвовал в десятках воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника. Вернулся из командировки в звании Гвардии майора.

С сентября 1953 года был слушателем Военно-политической академии имени В. И. Ленина, которую окончил в августе 1957 года. С 22 августа 1957 года - заместитель командира 191-го ИАП по политчасти (52-я ВА ПВО). С июля 1960 года - заместитель командира 106-го Гвардейского ИАП по политчасти (195-я Гвардейская ИАД, Южная группа войск, Венгрия).

С августа 1961 года - заместитель командира 1-го Гвардейского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков по политчасти (Южная группа войск), с мая 1962 года - заместитель командира 5-го Гвардейского ИАП по политчасти (Южная группа войск). С сентября 1963 года - в распоряжении политуправления Южной группы войск. За время службы в авиации освоил самолёты: У-2, УТИ-4, УТ-2, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, Як-11, Як-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. С декабря 1963 года Гвардии майор Н. М. Гончаров - в запасе. Проживал в городе Ефремов (Тульская область). Умер 15 ноября 2010 года.

Награды: орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "За боевые заслуги" (19.11.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летью Победы), другие медали.

*     *     *

Из тех лётчиков, кто в составе 176-го Гвардейского ИАП добился статуса аса, был и Николай Михайлович Гончаров. Он в полку служил не так давно, прибыл в Гвардейский коллектив только в конце 1949 году по спецотбору из Сталинградской ВАШП, но вскоре завоевал доверие лётчиков своей эскадрильи и его перед отправкой в Китай, назначили заместителем командира 3-й АЭ по политической части. Он был не только хорошим политработником и занимался просвещением личного состава в своей эскадрильи, но также был хорошим лётчиком и не отсиживался на земле, а вместе с другими лётчиками участвовал почти во всех боевых вылетах и во всех воздушных сражениях эскадрильи.

Кстати сказать, в составе 176-го ГИАП в боевых вылетах активно участвовали все 3 замполита, всех 3-х эскадрилий полка. Замполит 1-й АЭ старший лейтенант Г. А. Николаев был даже ранен в бою, выздоровел и снова участвовал в боях до конца командировки, но побед не имел. Замполит 2-й АЭ старший лейтенант А. П. Гоголев одержал 2 победы. Хотелось также отметить, что из числа замполитов АЭ данного полка, именно капитан Гончаров имел больше всех побед на своём счету.

Свою первую победу в небе Кореи Николай Михайлович одержал 1 июня 1951 года, когда, спасая своего товарища, сбил атакующего его "Сейбра". Американское командование заявило, что в этот день у них не было потерь среди F-86. Для объективности надо отметить, что стрелял Гончаров по "Сейбру" с большой дистанции (916 метров) и, скорее всего, мог только слегка повредить его, но самое главное, он всё же спас своего боевого товарища, а это было главное в этой ситуации, а не сбитый противник! Кстати сказать, это был 100-й по счёту F-86, который был засчитан на счёт лётчиков 64-го ИАК с начала применения "Сейбров" в небе Кореи!

Свою вторую победу капитан Гончаров одержал в конце месяца - 24 июня. В этом вылете в район Ансю, группа под командованием полковника С. Ф. Вишнякова встретила одиночного самолёта-разведчика, которого определила как Т-33. [Двухместная учебно-тренировочная версия истребителя F-80, иногда использовался в небе Кореи как самолёт-разведчик и как самолёт-лидер.] Вишняков приказал паре капитана Гончарова атаковать разведчика, а остальным прикрывать его от возможных атак истребителей противника. Однако истребителей прикрытия нигде не было видно и Гончаров, хоть и с нескольких атак, но всё же сбил этого Т-33, который упал в 10 км северо-восточнее Ансю. Его пилот катапультировался и попал в плен. Это было 100% доказательство победы капитана Гончарова в этом бою! Однако это всё же был не Т-33 [В других документах он был отмечен даже как F-94], а обычный F-80 №49-484 из состава 35-й FBS 8-го FBW, который выполнял визуальную разведку в районе Уйджу. Его пилот Джон Мюррей (John R. Murray) спасся на парашюте и попал в плен.

Две следующие свои победы Николай Михайлович Гончаров одержал в ноябре 1951 года. Сначала он записал на свой счёт F-84 "Тандерджет", которого отправил в землю Кореи 4 ноября. Эта победа была из ряда выдающихся и вот почему: в этот день 176-й ГИАП действовал в качестве ударной группы, которая должна была прорваться к боевым порядкам истребителей-бомбардировщиков и помешать им, наносить точные бомбово-штурмовые удары по наземным частям КНА и КНД в районе Пхеньяна. Истребительные заслоны, состоящие из нескольких групп "Сейбров", на себя взяли лётчики 303-й ИАД и поэтому группе полковника Вишнякова, состоящей из 20 экипажей, удалось беспрепятственно выйти в район действия ударной авиации противника, где была обнаружена большая группа штурмовиков F-84 и F-80. [На самом деле вместе с группой F-84 и F-80, "работала" группа палубных F9F-2 из состава CV-36]

Разбившись на пары, группа Вишнякова атаковала противника и нанесла ему ощутимые потери. Майор Субботин и капитан Сучков сбили двух F-80, а старший лейтенант И. А. Зюзь сбил палубную "Пантеру", но самая громкая победа, о которой стало известно много лет спустя, пришлась на долю капитана Гончарова.

Пара Гончарова атаковала пару F-84, но не видела результат. Сначала Гончаров открыл огонь по ведущему, а потом-по ведомому. Он видел попадания в один из F-84, который со снижением ушёл в сторону моря. С большей долей вероятности это была машина командира 136-го FBW полковника Альберта Прендергаста (Albert C. Prendergast), чья машина была серьёзно повреждена огнём пушек "МиГа". Американскому пилоту удалось дотянуть до своей базы в Пусане (Южная Корея), где он не стал рисковать и покинул подбитую машину на парашюте, но фатальное невезение преследовало в этот день командира 136-го авиакрыла - его парашют не раскрылся и он разбился насмерть. Данные фотоконтроля были очень хорошие, поэтому победа капитана Гончарова не вызывала сомнения.

29 ноября в районе Эйдзю полковую группу 176-го полка, состоящую из 22-х экипажей, попытались неожиданно атаковать 7 F-86, но из этого у них ничего не получилось. Наши лётчики были начеку и не позволили противнику неожиданно себя атаковать. В завязавшемся скоротечном бою, капитан Гончаров с дистанции 590 метров поразил одного "Сейбра", остальные тут же вышли из боя, и ушли в залив. Хотя американское командование отрицает потерю своих F-86 в этот день, наше командование по данным фотоконтроля засчитало эту победу капитану Гончарову.

Свою 5-ю и как оказалось, последнюю победу в небе Кореи, капитан Гончаров одержал 28 декабря 1951 года. В 12:50-13:49 наши лётчики эскадрильи в районе Кайсен-Ансю-Сяренкан встретили 19 F-86. Всего по самолётам противника стреляли 3 лётчика. По докладам лётчиков группы, капитан Гончаров сбил F-86 южнее Кайсен, а старший лейтенант Мороз предположительно сбил другой F-86. Сам Николай Михайлович так описывает свою победу:

"В одном бою, мой ведущий капитан Сучков в атаке по "Сейбру" промахнулся, а я, находясь чуть сзади от ведущего и близко к этому F-86. Он мне сам подлез под нос, и я с короткой дистанции ударил по нему из 23-мм пушек и попал прямо в кабину "Сейбра". Пилот "Сейбра" катапультировался, но приземлился уже мёртвым. Как нам потом сообщили, пилотом оказался негр. Мой ведущий капитан Сучков потом рассказал, что он видел, когда пролетал выше противника, которого я обстрелял и видел как пилот "Сейбра" в красном шлеме склонил в кабине голову, завалил свой самолёт в крен и пошёл вниз. Видимо я его смертельно ранил и он из последних сил покинул самолёт, но от полученных ран умер уже в воздухе".

Американцы снова утверждают, что в этот день потерь среди F-86 не имели! Но командование 324-й ИАД посчитало данные фотоконтроля капитана Гончарова убедительными и засчитало ему эту победу. Таким образом, в этот день в составе 176-го ГИАП появился ещё один ас - капитан Николай Михайлович Гончаров! В свою очередь заявку на победу старшего лейтенанта Н. К. Мороза посчитали не убедительной и не засчитали ему эту победу.


Список известных воздушных побед Н. М. Гончарова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
01.06.19511  Ф-86Сенсен 
24.06.19511  Ф-80АнсюF-80 № 49-484 из состава 35-й FBS 8-го FBW
04.11.19511  Ф-84ПхеньянF-84Е № 50-1168 из состава 136-го FBW
29.11.19511  Ф-86Эйдзю 
28.12.19511  Ф-86южнее Кайсен 

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - около 150.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д