1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Гесь Григорий Иванович

8 побед

(8 + 0)
Гесь Григорий Иванович
  Флаг ВВС

Родился 7 апреля 1916 года в селе Васильевна, ныне Днепропетровской области Украины, в семье рабочего. По окончании в 1930 году 7 классов средней школы, работал заведующим клубом, бухгалтером в родном селе, в 1936-1937 годах был начальником вокзала в городе Артёмовск (Донецкая область). С сентября 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Читинскую школу младших авиационных специалистов (ШМАС). В 1938-1940 годах был мотористом Батайской военной авиационной школы лётчиков. В 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С 1943 года служил лётчиком в 4-м запасном авиационном полку (Приволжский и Харьковский военные округа), занимался переучиванием лётчиков на истребители Як-7 и Ла-5. С 6 сентября 1943 года по 1 марта 1944 года подготовил для фронта по полному курсу обучения 9 лётчиков-истребителей. За период с 14 марта по 15 апреля 1944 года переучил с самолётов И-16 и И-153 на самолёты Ла-5 более 35 лётчиков 56-го Краснознамённого ИАП по 1-му разделу Курса боевого применения истребительной авиации, без лётных происшествий.

С 4 ноября по 26 декабря 1944 года был направлен на боевую стажировку в действующую армию на 2-й Украинский фронт, в состав 178-го Гвардейского ИАП (14-я Гвардейская ИАД), где участвовал в должности командира звена в боях за освобождение Венгрии от фашистских захватчиков и совершил 21 боевой вылет на истребителе Ла-5, провёл 5 воздушных боёв, побед не имел.

После окончания Великой Отечественной войны, в марте 1946 года попал в состав 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД, Московский военный округ). С апреля 1947 года выполнял обязанности командира авиационного звена. В августе 1950 года получил звание военный лётчик 2-го класса, а в октябре этого года уже стал военным лётчиком 1-го класса и получил звание старшего лейтенанта. В ноябре 1950 года был назначен на должность заместителя командира эскадрильи по лётной части.

В составе этого полка в декабре 1950 года убыл в правительственную командировку в КНР, принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове 1950-1953 годов в качестве заместителя командира эскадрильи, затем - командира эскадрильи. За период с апреля 1951 года по февраль 1952 года совершил около 120 боевых вылетов, лично сбил 8 самолётов противника. 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и героизм командир эскадрильи капитан Г. И. Гесь удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Вернувшись из Китая, продолжал службу в составе 176-го Гвардейского ИАП (52-я ВИА ПВО). В октябре 1953 года майор Гесь был направлен в город Таганрог на Высшие офицерские лётно-тактические курсы, которые окончил в ноябре 1953 года и был направлен в состав 196-го ИАП ПВО (52-я ВИА ПВО) на должность заместителя командира эскадрильи. С ноября 1954 года майор Г. И. Гесь назначен на должность помощника командира по огневой и тактической подготовке 196-го ИАП ПВО. С мая 1957 года майор Г. И. Гесь в запасе. За время службы в авиации освоил следующие типы самолётов: У-2, Ут-2, И-16, Як-7, Як-15, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, МиГ-15, МиГ-17. Проживал в городе Электросталь (Московской области). Умер 7 января 1968 года.

Награды: орден Красной Звезды (23.02.1945 г. - за обучение в ЗАП), медаль "За боевые заслуги" (06.11.1947 г.), орден Ленина (02.06.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 10871 (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (29.04.1954 г.), орден Красной Звезды (26.10.1955 г.), другие медали.

*     *     *

Одним из бывших лётчиков-инструкторов, ставших асами в небе Кореи, стал Григорий Иванович Гесь. Он прибыл на эту войну в составе 176-го ГИАП в звании капитан и должности заместителя командира 1-й АЭ по лётной части. В отличие от Субботина, Сучкова и Гончарова, также бывшими лётчиками-инструкторами, Григорий Гесь смог получить небольшой боевой опыт в Великой Отечественной войне - он в течение 2-х месяцев воевал в конце 1944 года в небе Венгрии, будучи на боевой стажировке... Этот опыт очень пригодился Григорию Ивановичу в небе Кореи, так как первые свои победы Гесь одержал над бомбардировщиками, которые воевали ещё в годы Второй Мировой войны.

Первый свой боевой вылет в корейское небо Григорий Гесь совершил 3 апреля, когда лётчики полка провели не слишком удачный воздушный бой с группой F-86 и понесли серьёзные потери. Участвовал в этом бою и Григорий Гесь - это было его боевое крещение в небе Кореи!

Первую свою победу он одержал уже 9 апреля 1951 года, когда отправил в землю Кореи бомбардировщик В-26 (беспорядочно падая, упал в районе горы Батодзан в 10-15 км юго-восточнее Ансю). В 12:31 Гвардии капитан Шеберстов в паре с Гвардии капитаном Гесем вылетали на охоту по самолёту противника. Встречи не было. Однако до этого боя, в районе 11:30 Григорий Гесь участвовал в ещё одном воздушном бою с группой F-86 и чуть не потерял своего ведомого лейтенанта Владимира Негодяева. У того, в разгар боя отказал двигатель, и он стал на планировании выходить из боя. Его попытались сбить 2 "Сейбра", но Гесь не дал им этого сделать и отбил их атаку на ведомого. Негодяев относительно благополучно совершил вынужденную посадку на рисовое поле на "живот" в 20 км южнее Сингисю, но при этом разбил самолёт и получил травмы головы и на некоторое время вышел из строя. Пришлось на некоторое время Григорию Гесю сменить своего ведомого. После этого был удачный вылет и бой с группой В-26, в котором Григорий Иванович отплатил американцам за потерю своего ведомого.

Вторую свою победу Григорий Гесь одержал 12 апреля 1951 года, в большом сражении с соединением В-29. В период 9:20-9:40 около 50 бомбардировщиков В-29 под прикрытием более 60 истребителей F-86 и F-80 провели массированный налёт на Аньдунский железнодорожный мост. 176-й ГИАП выполнял задачу в составе 18 экипажей. Был проведён 1 групповой воздушный бой, в котором сбито 7 бомбардировщиков В-29 и 1 F-80. Предположительно сбито ещё 5 В-29 и 1 F-80.

1-я эскадрилья вылетало в составе 8 МиГ-15 под командованием Гвардии капитана Шеберстова. В районе 20 км южнее Сингисю группа встретила 8 В-29, которые следовали под большим прикрытием F-80 и F-86. Наши истребители атаковали 1-й и 2-й авиаотряды бомбардировщиков противника. Атаки повторялись до полного расходования боеприпасов. В результате этих атак первый эшелон бомбардировщиков был рассеян, при этом 5 В-29 были сбиты Гвардии капитанами: Шеберстовым, Гесь, Сучковым, Субботиным, Милаушкиным.

Как свидетельствует бывший замполит 176-го ГИАП Тимофей Никитович Сибиркин, он с земли наблюдал за этим грандиозном сражением и по его словам, все кто находился на аэродроме в тот момент видели, как капитан Гесь расстрелял на подходе к аэродрому одного В-29 и как из него посыпались парашютисты. По всей вероятности, Григорий Гесь тогда серьёзно подбит бомбардировщик В-29А №44-61835 из состава 93-й BS 19-й BG. В первой атаке Григорий Гесь начисто срезал пушечной очередью вертикальный стабилизатор В-29 и тем самым затруднил его управление. Во второй атаке Гесь поразил кабину бомбардировщика, убив 2-х членов экипажа, и ещё один был серьёзно ранен. Подбитый В-29 вывалился из строя и направился на юг. Часть экипажа неуверенная, в том, что самолёт долетит до своей базы, покинула самолёт на парашютах и попала в плен. Командиру экипажа удалось дотянуть до аэродрома в Сувоне (Южная Корея) и совершить там вынужденную посадку, после чего этот бомбардировщик был немедленно списан в утиль.

Очередную свою победу капитан Гесь одержал 24 апреля, но на этот раз он снял в корейском небе реактивного F-86 "Сейбр". В этот день капитан Гесь участвовал в двух сражениях с пилотами американских "Сейбров" и заявил об одной победе над F-86. Однако американская сторона отрицает потери своих F-86 в этот день. Вероятно, Григорий Гесь только повредил одного из них, и тот благополучно долетел до своей базы и был восстановлен.

В конце апреля месяца капитан К. Я. Шеберстов был назначен на должность заместителя командира 176-го полка по лётной части. На освободившуюся должность командира 1-й АЭ данного полка, был сразу назначен капитан Гесь, который своими боевыми делами доказал, что достоин этого назначения.

Гесь Григорий Иванович

Свою первую победу в новой должности командира эскадрильи, Григорий Иванович одержал уже 9 мая. Это была уже 4-я победа капитана Геся в небе Кореи и до заветного статуса аса оставалась всего одна победа! Однако, из-за малого числа лётных дней, ввиду плохих метеоусловий над территорией Северной Кореи в мае - июне месяце, своей заветной 5-й победы Григорий Гесь ждал больше месяца. Это произошло только 20 июня 1951 года.

В этот день командование Объединённой Воздушной армии (ОВА), в которую входили авиачасти Китайских Народных добровольцев (КНД) и северокорейских ВВС, проводили операцию по прикрытию своих наземных войск, которые осуществляли десантную операцию по захвату острова Синбито. Командование 64-го ИАК также подключилось к этой операции, и выделили силы для защиты с воздуха действия авиации ОВА. Уже с самого утра начались боевые столкновения в районе острова Синбито, в которых участвовали несколько десятков боевых самолётов противоборствующих сторон.

МиГ-15бис капитана Г.И.Геся.

Посты РТС уже в 04:30 утра обнаружили большие группы вражеской авиации, которые направлялись в район острова. На перехват этих групп самолётов противника были подняты 18 экипажей 176-го ГИАП под общим командованием полковника Вишнякова. В 5:05 ударная группа, состоящая из 12 самолётов, встретила в 20-30 км юго-восточнее Синбито большую группу поршневых штурмовиков F-51, в количестве 24 машин, которых сверху прикрывали 3 звена F-86. Наши "МиГи" сразу же пошли в атаку: шестёрка капитана Шеберстова атаковала 3-ю восьмёрку штурмовиков и эта атака была успешной. Сам Шеберстов с дистанции 300 метров поджёг одного "Мустанга", который горящий упал в море. Капитан Гесь в это время атаковал ведущего "Мустанга" второго звена, с которым сблизился на дистанцию 100 метров и ударил по нему из всех пушек. Разрывы снарядов попросту развалили F-51, атакованный с дистанции менее 100 метров. Отлетевшая левая плоскость ударила по хвостовому оперению "МиГа", разрушив стабилизатор, и истребитель Геся сильно потянуло вниз. Продольное управление заклинило: самолёт не мог снижаться или набирать высоту, мог только крениться. В этот момент пару капитана Геся атаковали 4 F-86, подбив "МиГ2 его ведомого старшего лейтенанта Николаева. В кабине ведущего "Сейбра" сидел не рядовой лётчик, а американский ас, командир 336-й FIS подполковник Брюс Хинтон (Bruce H. Hinton), уже имевший на своём счету 2 победы в небе Кореи. Хинтону удалось повредить самолёт Николаева, а сам лётчик был ранен осколками разбитого фонаря кабины в лицо.

На почти неуправляемом самолёте Григорий Гесь уклонился от атаки "Сейбров" и начал прикрывать раненного товарища. Придя на аэродром, капитан Гесь пропустил на посадку раненого ведомого, и, не желая бросать изувеченный "МиГ", набрал высоту и стал изучать поведение самолёта на малых скоростях с выпущенными посадочными щитками. Ему удалось подобрать такой режим, на котором повреждённый истребитель снижался с небольшим углом, давая возможность сесть. И эту возможность капитан Гесь не упустил, благополучно посадив тяжело повреждённый "МиГ" на свой аэродром.

Гесь Григорий Иванович

Прикрывали выход из боя оба повреждённых "МиГа" и обе пары товарищей Геся "инструктора" капитаны Шеберстов и Сучков. При этом даже получил повреждение самолёт ведомого Шеберстова старшего лейтенанта Кравцова, чей самолёт получил 14 пробоин. Но добить самолёты Геся и Николаева они всё же не дали, и все благополучно приземлились на своей базе в Аньдуне.

Николаева, получившего ранения в лицо, ноги и туловище, сразу отвезли в госпиталь. К счастью, после извлечения осколков плестигласа, лицо вскоре зажило, и он продолжил летать на боевые задания. К повреждённому самолёту капитана Григория Геся подошёл сам комдив Иван Кожедуб и внимательно осмотрел самолёт. Оказалось, что повреждена часть стабилизатора и руля высоты, в передних кромках плоскостей виднелись пробоины, а в них патроны вместе с пулями от боекомплекта взорвавшегося "Мустанга". Иван Никитович задав несколько вопросов Григорию Гесю, сказал: "Да, за такие дела надо давать Героя!". Легендарный комдив сдержал своё слова и отправил представление на Героя капитану Григория Гесю, в Москву.

В этом сражении капитан Константин Шеберстов сбил F-51D №45-11484 1-го лейтенанта Lee D. Harper из состава 39-й FIS 18-го FBW, который погиб в кабине своего "Мустанга". А Григорий Гесь уничтожил F-51D №45-11593 из той же эскадрильи, в кабине которого погиб капитан John J. Coleman. Это была уже 3-я личная победа капитана Шеберстова и 5-я личная победа капитана Григория Геся. Тем самым он стал 6-м по счёту асом в составе 64-го ИАК с начала участия данного советского авиасоединения в Корейской войне.

F-51D сбитый капитаном Г.И.Гесем 20.06.1951 г.

Указом от 2 июня 1951 года капитан Григорий Гесь был награждён орденом Ленина, а также официально был утверждён в должности командира эскадрильи. Одновременно с этим, после тяжёлого в психологическом и физическом плане боя 20 июня, Григорий Гесь был на несколько недель отправлен на отдых в санаторий. В июле и августе 1951 года лётчики 176-го ГИАП не так активно привлекались к боевым действиям, так как командование корпуса дало немного передышки для лётного состава 324-й ИАД и на первые роли вышли части 303-й ИАД, которые активно вступили в бои с начала июня месяца. Полки 324-й ИАД стали привлекать как резерв корпуса, когда требовалось усиление сил на поле боя или прикрытие для выходящих из боя лётчиков 303-й ИАД.

Осенью 1951 года ситуация изменилась: противник увеличил число боевых вылетов и попробовал вновь захватить господство в небе над Северной Кореей. Начиная с сентября месяца в небе Северной Кореи, ежедневно обе стороны совершали по несколько десятков боевых вылетов, схватки в воздухе происходили почти каждый день, поэтому командование 64-го ИАК бросала в бой все свои наличные силы - все 5 авиаполков 303-й и 324-й дивизии.

Так лётчики только 176-го ГИАП за период с 6 по 13 сентября совершили 116 боевых вылетов, провёли 5 групповых воздушных боёв, в которых сбили 10 самолётов противника. Особенно отличились в этих боях капитаны Сучков и Гесь, сбившие по 3 самолёта противника каждый. Все эти победы капитан Гесь одержал в течение 2-х дней сентября.

Свою 6-ю победу в небе Кореи Григорий Гесь одержал 9 сентября, когда в районе 20 км восточнее Тэйсю, на высоте 8500 метров 18 экипажей 176-го полка встретились с группой из 22 F-86. В этом бою капитаны Сучков и Гесь сбили по их заявлениям 2-х "Сейбров". Однако американская сторона не подтверждает потери своих "Сейбров" в этот день.

10 сентября лётчики 176-го ГИАП сделали несколько боевых вылетов и участвовали в нескольких воздушных боях с самолётами противника. Григорий Гесь участвовал в 2-х сражениях этого дня и добился 2-х побед. Сначала утром Григорий Гесь вылетел в составе группы из 16 экипажей под командованием полковника Вишнякова в район Ансю, где они встретили группу 6 F-80, которых прикрывали 24 F-86. Пока часть нашей группы дралась с "Сейбрами" звено Геся атаковала группу "Шутинг Старов" и Гесь одного из них сбил. Затем в 11:43 он обнаружил группу из 8 двухтурбинных "Метеоров" из состава австралийской 77-й АЭ и атаковал их. По заявлению Геся он сбил одного из "Метеоров", а ещё одного повредил. После этой атаки "Метеоры" прекратили выполнение своего задания, и ушли на свою территорию.

Однако американская сторона не подтверждает потерю своего F-80 в этот день, как и австралийская сторона, отрицает потерю своего "Метеора" в этот день. Можно только сказать, что, скорее всего, Григорий Гесь не сбил "Метеора" в тот день, так как стрелял по цели с очень большой дистанции - 860 метров и, скорее всего, мог только незначительно повредить австралийца, но не сбить его. Но по данным фотоконтроля, этот "Метеор", как и американский F-80, были засчитаны Григорию Гесю как его 7-я и 8-я официальные победы.

Вскоре, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года командиру АЭ капитану Григорию Ивановичу Гесю "за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и героизм", было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он был повышен на одну ступень и получил звания майор.


Список известных воздушных побед Г. И. Геся:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
08.04.19511  Б-26юго-восточнее АнсюВ-26 № 44-34447 из состава 729-й BSL 452-го BW
12.04.19511  Б-29Аньдунь - СиныйджуВ-29А № 44-61835 из состава 93-й BSL 19-й BG
24.04.19511  Ф-86район реки Ялуцзян 
09.05.19511  Ф-84ТайсюF-80 № 49-791 из состава 9-й FBS 49-го FBW
20.06.19511  Ф-51остров СимбитоF-51D № 45-11593 из состава 39-й FBS 18-го FBW
09.09.19511  Ф-86Дзюнсен 
10.09.19511  Ф-80Хакусен 
1  "Глостер - Метеор" 

      Всего сбитых самолётов - 8 + 0;  боевых вылетов - около 120.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д