Федорец Семён Алексеевич
Родился 18 февраля 1921 года на Украине, в городе Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). В 1940 году окончил 10 классов школы в посёлке Краснополье (в черте Днепропетровска), в 1941 году - Днепропетровский аэроклуб. С мая 1941 года в рядах Красной Армии. 11 мая 1944 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. С 1 июня 1944 года младший лейтенант С. А. Федорец на фронтах Великой Отечественной войны, был лётчиком 403-го истребительного авиационного полка (2-й Гвардейский ИАК ПВО, Ленинградский фронт), осуществлял боевые дежурства по прикрытию Ленинграда, летал на Р-39 "Аэрокобра". С августа 1945 года - старший лётчик 403-го ИАП (Северо-Западный округ ПВО), с марта 1946 года - командиром звена 403-го ИАП. С сентября 1946 года лейтенант С. А. Федорец - командир звена 26-го ГИАП (34-я НАД, 25-я Воздушная армия, Северо-Западный округ ПВО). С ноября 1949 года - командир звена 913-го ИАП (32-я ИАД, 65-й ИАК, 54-я Воздушная армия, Дальний Восток). 18 мая 1950 года присвоено звание "старший лейтенант". С мая 1953 года капитан С. А. Федорец - командир эскадрильи 913-го ИАП. Участник боевых действий в КНДР в период с 17 июля 1952 года по 27 июля 1953 года в качестве командира звена, командира эскадрильи 913-го ИАП (32-я ИАД, 64-й ИАК ПВО). Совершил 98 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв (имел 15 стрельб), в которых лично сбил 7 самолётов противника. С 31 августа 1954 года майор С. А. Федорец - слушатель командного факультета Военно-Воздушной академии в Монино, которую окончил в ноябре 1957 года. С ноября 1957 года подполковник С. А. Федорец - заместитель командира 114-го учебного авиационного полка по лётной подготовке (12-е ВАУЛ, город Куйбышев), с апреля 1958 года - 1-й заместитель командира 114-го УАП. С июня 1960 года - заместитель командира 809-го УАП Чугуевского ВАУЛ (с марта 1961 года - Харьковского ВВАУЛ). С 29 декабря 1963 года - начальник огневой и тактической подготовки и воздушной стрельбы Харьковского ВВАУЛ. С января 1965 года - заместитель командира 810-го УАП по лётной подготовке (Харьковское ВВАУЛ). С августа 1966 года - старший штурман Харьковского ВВАУЛ. В 1967 году окончил КУОС при Военно-Воздушной академии. С ноября 1967 года - главный штурман 71-го ИАК (24-я Воздушная армия, Группа советских войск в Германии). С декабря 1968 года подполковник С. А. Федорец - в запасе. Жил в городе Харьков (Украина). Умер в 2002 году. Награды: медаль "За боевые заслуги" (19.11.1951 г. - за выслугу лет), орден Ленина (14.07.1953 г. - за бои в небе Кореи), орден Красного Знамени (04.06.1954 г. - за бои в небе Кореи), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы). * * *Вторым по результативности в составе 32-й ИАД стал 913-й ИАП, лётчики которого в небе Кореи сбили 27 самолётов ВВС США и ещё 10 повредили. Свои потери составили 22 самолёта и 5 лётчиков. Полк прибыл в Китай полностью укомплектованный молодыми лётчиками, с налётом на реактивной технике от 20 до 40 часов налёта. Большая половина лётного состава не имела боевого опыта, так как закончила лётные училища уже после окончания Великой Отечественной войны. Однако руководство полка состояло сплошь из опытных фронтовиков, были даже асы. Так, например командир полка подполковник Марченко Владимир Андреевич успел повоевать, как и его заместитель по лётной части подполковник Разорёнов Константин Михайлович. Также все 3 командира эскадрилий полка имели боевой опыт. Фактически, лётный состав полков 32-й ИАД был в своём большинстве молодым, без боевого опыта и с малым налётом на реактивной технике. Руководство же, как самой дивизии, так и всех авиаполков сплошь состояло из бывших опытных фронтовых лётчиков, которые имели большой боевой опыт, но, как и остальные лётчики, также имели малый налёт на реактивной технике, так как все в равной степени в одно время стали осваивать реактивную технику. За всё время участия в боевых действиях в небе Северной Кореи, в составе 913-го ИАП только 2 лётчика показали высокий уровень результативности в воздушных боях с американскими пилотами, но только один из них достиг статуса аса этой войны. Этим лётчиком стал командир звена 1-й эскадрильи старший лейтенант Федорец Семён Алексеевич. Именно он стал самым результативным лётчиком полка и даже всей дивизии, сбив в корейском небе 7 американских самолётов. В состав данного авиаполка Семён Алексеевич попал в сентябре 1949 года, прибыл с другого конца Советского Союза на Дальний Восток. До этого он проходил службу на побережье Балтики, под Ленинградом. Ему даже довелось немного повоевать в самом конце войны в составе 2-го Гвардейского ИАК ПВО, который прикрывал с воздуха Северную столицу нашей Родины. Правда боевых вылетов в тот период было мало, но уже какое-то представление о боях и боевой обстановке он имел. Свои первые боевые вылеты лётчики 913-го ИАП начали совершать в начале сентября 1952 года, а первый воздушный бой провели только 21 сентября - в этом бою лётчик 1-й АЭ старший лейтенант А. А. Александров, сбил первого F-86 в полку и тем самым открыл боевой счёт полка в корейском небе. Так как в этот период 32-я ИАД находилась во втором эшелоне 64-го корпуса и базировалась на тыловом аэродроме Аньшаня, то боевые вылете были не столь частыми и заключались в основном только в прикрытии передовых аэродромов 64-го ИАК и выходящих из боя самолётов 133-й и 216-й ИАД. Поэтому до декабря месяца, лётчики 913-го полка смогли сбить только 2-х F-86 и ещё столько же подбить. Свои потери за эти 2,5 месяца боевой деятельности полка, составил только один самолёт. Именно в декабре месяце Семён Алексеевич открыл свой боевой и личный счёт уничтоженным самолётам противника. Это произошло 17 декабря 1952 года. Вот как об этом рассказывает Семён Алексеевич: "Полк в составе трёх АЭ вылетел по тревоге и задачу получил в воздухе по радио. Наша 1-я АЭ вылетела тогда в составе 10 экипажей - два звена и моя пара. Я с ведомым Поповым Сашей в эскадрильи шли замыкающими. На высоте 1300 - 1400 метров встретились с противником, и закрутилась "карусель" на виражах со снижением. Полк рассыпался на отдельные группы, звенья, пары. "Сейбры" оказались под ударом всей группы, и со снижением и переходом в пикирование начали выходить из боя. Бой длился 3 - 4 минуты, но за это время всё было выжато из техники и лётчиков. Ведущий полка дал команду: "Отлив", то есть выход из боя. Комэск майор Бабич вывел свою группу из виража и с набором высоты взял курс на свою базу. Мы с Поповым отбили в ходе боя пару атак противника, поэтому отстали от основной группы и самостоятельно взяли курс на свою "точку". Вдруг Попов передаёт: "Смотри, справа ко мне пристраивается "Сейбр". Я тотчас обнаружил его правее Попова, ниже и сзади. Дал команду: "Иди по прямой, с набором высоты". А сам чтобы отстать, энергично выполнил отворот влево с набором высоты, а затем переложил машину вправо и сверху слева пошёл в атаку на "Сейбра". Не теряя времени, на вскидку дал очередь на отсечение "Сейбра", но он успел дать очередь. Саша передал по радио: "По мне стреляют, по мне попали, вышли тормозные щитки". Я сблизился с "Сейбром" и дал прицельную очередь с дистанции 500 - 600 метров. "Сейбр" сделал резкий разворот влево и со снижением начал уходить в Корейский залив. Я мгновенно оценил обстановку и, выполнив переворот, погнался за "Сейбром". Через 20 - 40 секунд вижу, что на снижении дистанция увеличивается, и решаю стрелять с предельной дистанции 1000 - 1200 метров. Тщательно прицеливаюсь с поправкой на положение траектории снарядов на эту дальность и даю одну, а затем и вторую короткие очереди. Вижу, трассы накрывают Ф-86 и после второй очереди, он вдруг стал в левый вираж, что мне и надо. Я начал мгновенно сближаться и с дистанции 600 - 200 метров дал ещё 2 - 3 очереди - вижу, снаряды рвутся в носу и кабине "Сейбра" и он, перевернувшись с дымом, со снижением пошёл в направлении залива и на удалении 15 - 20 км от залива упал на землю и взорвался. Я произвёл нормальную посадку и даже разулил на стоянку. К самолёту подошли заместитель начальника штаба и начальник ВСС полка и с моих слов составили боевое донесение о результате воздушного боя и краткое его описание. Сняли с самолёта кассету фотокинопулемёта. После проявления и дешифрования плёнки, даётся заключение результата воздушного боя и является основным документом, подтверждающим уничтожение самолёта противника. Как только они ушли, тут же ко мне подошёл мой ведомый Сашка Попов и с большой приятной улыбкой крепко пожал мне руку за своевременную помощь. Сбить самолёт противника в бою это конечно большое дело, но выручить друга из опасности превыше всего. У нас с Сашкой эта заповедь строго выполнялась, - мы надёжно прикрывали друг друга!". Американское командование не подтверждает потерь своих F-86 в этот день. Однако аргентинский историк Диего Зампини (Diego Zampini) провёл своё расследование данной победы Федорца и пришёл к выводу, что в этом бою Федорец сбил F-86F № 51-2875 из состава 51-го FIW. Эта машина в разных документах ВВС США фигурирует потерянной в разные месяце - в одном документе она числиться потерянной в октябре 1952 года, в другом - в ноябре 1952 года. Даже в индивидуальной регистрационной карте самолёта (IARC) указаны 2 даты потери этой машины - как 1-е или 7-е декабря 1952 года. Учитывая неразбериху в документах, Диего Зампини и предположил, что машина, вероятно, была потеряна в бою 17 декабря 1952 года. Судьба пилота этого "Сейбра" также неизвестна, так как в документах о судьбе пилота также ничего не сообщается. Свои следующие победы Семён Федорец одержал уже в Новом 1953 году. К этому времени Семён Алексеевич был повышен в звании и стал капитаном. Первую победу в 1953 году, он одержал 19 февраля. Рассказывает Семён Алексеевич: "В этом вылете ведущим полка был начальник ВСС полка майор И. И. Рудаков. После взлёта на "петле" собрались все АЭ и заняли своё место в боевом порядке полка и с набором высоты до 13000 - 14000 метров, взяли курс на перехват группы "Сейбров" заслона. "Сейбров" обнаружили справа на встречных курсах под углом 60 - 70 градусов и чуть ниже. С разворотом на 90 градусов пошли на сближение и в атаку. После нескольких виражей вся эта армада посыпалась вниз до высоты 8000 - 7000 метров, где более плотные слои воздуха и самолёт устойчив к перегрузкам. В ходе боя в нашем звене "Сейбр" зашёл в хвост Валентину Шорину и он, чтобы оторваться от противника с углом в 60 градусов, перешёл в набор высоты. В это время его ведущий Евгений Асеев сел на хвост "Сейбру" и дал по нему несколько отсекающих очередей. Я шёл справа с превышением 70 - 100 метров, обеспечивая атаку. Вдруг Асеев передает: "25, подходи ближе, кончились снаряды" - и отвалил вправо под меня. Я тут же с пикированием вышел в хвост "Сейбру" и с дистанции 500 - 400 метров дал очередь и попал. Лётчик "Сейбра" почувствовал, что дело пахнет "керосином", выполнил переворот и начал снижаться. Я за ним чётко повторил его маневр и в перевернутом положении вписал "Сейбр" в сетку прицела и с дистанции 80 - 100 метров дал короткую очередь. Чётко видел, как большой оранжевый шар (трасса) снарядов пушки Н-37 врезался в фюзеляж "Сейбра" за кабиной лётчика. Яркий солнечный блик от сброшенного фонаря, а фюзеляж "Сейбра" раскололся и пошёл к земле". Так капитан С. А. Федорец сбил F-86Е с № 52-2839, лётчика 336-й FIS 4-го FIW 2-го лейтенанта Эдварда Избицки (Edward G. Izbicky), который попал в плен. По словам Федорца, которому читали протокол допроса американского лётчика, это был молодой пилот, но на "Сейбрах" имел довольно большой налёт около 450 - 500 часов. В небе Кореи он 19 февраля совершал свой 21 боевой вылет и очень хотел сбить "МиГ", но не повезло, сам был сбит и попал в плен. Очередная победа не заставила себя ждать, и уже через день на счету капитана Федорца было уже 3-й уничтоженный самолёт США. Это произошло 21 февраля, и вновь обратимся к рассказу Семёна Алексеевичу: "В очередном вылете полк отражал налёт штурмовиков Ф-80 "Шутинг Стар" в районе Хамхына (на берегу Японского моря). Полёт выполнялся на высоте 14000 метров на предельном радиусе. Наземные РЛС противника и с американского авианосца, который стоял в Японском море у берегов Кореи, засекли наш полёт и дали команду Ф-80 убираться с поля боя. Наш КП сообщил обстановку и дал команду возвращаться домой. Выполнив разворот вправо, АЭ подходила к Ансю. В это время я обнаружил группу Ф-86, выходившую с Корейского залива впереди под углом 35 - 40 градусов и чуть выше на удалении 20 - 25 км. О чём доложил командиру АЭ майору С. И. Бабичу. Он ответил, что понял, но решение на воздушный бой никакого не принял. Сближаясь с противником, ведомая пара капитана Хойцева с левого пеленга перешла вправо, и таким образом ведущий командир АЭ майор Бабич оказался левофланговым. Лётчики его звена вместо увеличения интервалов прижались к нему. Ведущий группы Ф-86 пошёл на сближение, а Бабич начал доворачивать вправо на 30 - 40 градусов, чем ещё больше усугубил своё положение, так как подставил хвост своего самолёта под удар атакующим "Сейбрам" под ракурсом 0/4. Они мгновенно этим воспользовались. Я шёл звеном справа и выше. Вижу, что обстановка складывается не в нашу пользу, я выполнил энергичный маневр вправо и с набором высоты, резко переложил самолёт влево и начал стремительную атаку по ведущему "Сейбру". Он успел открыть огонь по самолёту Бабича и подбил его. Я сблизился с Ф-86 и с дистанции 300 метров дал одну, а с дистанции 100 метров - вторую очередь из пушек. "Сейбр" перевернулся через правое крыло и с дымком отвесно пошёл к земле. За самолётом майора Бабича потянулся чёрный шлейф дыма, но самолёт продолжал лететь со снижением. На подбитом самолёте Бабич дотянул до дома отдыха Улумбей и катапультировался, нормально приземлился. Его подобрали санитары санатория и оказали необходимую помощь и затем доложили о нём на КП полка". Предположительно в этом сражении жертвой капитана Федорца стал лётчик 335-й FIS капитан Винсент Э. Стэйси (Vincent E. Stacy), который не смог дотянуть до береговой линии моря и катапультировался над сушей и попал в плен к китайцам. Следующую свою победу капитан Семён Федорец одержал уже 3 марта и так описал события этого боя: "В этом вылете подполковник А. Т. Костенко (штурман 32-й ИАД) был ведущим полка и летел в составе нашей 1-й АЭ, я был у него заместителем. Взлетели, набрали высоту 14000 метров, и вышли восточнее ГЭС. На пересекающихся курсах и почти на одной высоте встретились с группой Ф-86. Воздушный бой начался на виражах, но с увеличением перегрузок и кренов, все посыпались вниз на средние и малые высоты. Всё было хорошо, мы наседали на противника сверху и тут Сергей Тюрин, замыкающий лётчик в строю АЭ, передаёт: "Посмотрите вправо, "Сейбр" сел мне на хвост". Я довернулся вправо и дал очередь на отсечение. "Сейбр", не долго думая, полупереворотом пошёл вниз, а Тюрин с набором высоты взял курс на свой аэродром. Я осмотрелся и вижу, что остался один. Отдал ручку от себя и с углом 60 - 70 градусов ввёл самолёт в пике. На пикировании под ракурсом 0/4 вижу "Сейбр". Но на фоне земли под таким ракурсом можно и ошибиться. Продолжаю сближаться и с дистанции 300 - 400 метров дал короткую очередь, которая прошила "Сейбр" насквозь, но перед этим я убедился, что это действительно Ф-86, а не МиГ-15. Из реактивного сопла я увидел белый выхлоп, и скорость у Ф-86 резко упала - не стало тяги двигателя. Я решил дать ещё одну короткую очередь с дистанции 100 метров и еле успел ручкой положить самолёт в левый крен, чтобы "животом" (фюзеляжем) не напороться на киль "Сейбра". Мой самолёт прошмыгнул в 3 - 5 метрах под левой плоскостью "Сейбра" и я чудом с ним не столкнулся (мой ФКП на плёнке зафиксировал дистанцию до "Сейбра" в 30 метров). В моих глазах сильно запечатлелось чёрное реактивное сопло Ф-86. Вывел самолёт из пикирования и в это время слышу голос Костенко: "Всем отлив" (условный сигнал на выход из боя). Взял курс на свой аэродром, куда все наши лётчики вернулись без потерь. Приземлился и, выйдя из кабины, отошёл в сторону и стал протирать глаза. Меня спрашивали, я отвечал, но людей почти не видел. Видел только силуэты на чёрном фоне. В моих глазах отражалось чёрное реактивное сопло "Сейбра". Такое состояние продолжалось более двух часов и только потом, постепенно начало рассеиваться и приходить в норму моё зрение". Американцы не подтверждают потерь своих F-86 в этот день. Свою пятую официальную победу Семён Алексеевич одержал в сражениях 12 апреля 1953 года и это была одна из самых известных побед советских лётчиков в корейском небе, так как в этом бою Семёну Алексеевичу удалось "искупать" в Жёлтом море не кого-нибудь, а самого результативного аса ВВС США капитана Джозефа Макконнелла (Joseph M. McConnell). О том, как это произошло, подробно расскажет сам Семён Алексеевич: "12 апреля я вылетел своим звеном на минут 30 позже всей дивизии для прикрытия отхода основных сил из района боя и охоты за самолётами противника. Вышел в район боя, где в гигантском клубке сошлись более сотни самолётов с обеих сторон. Бой шёл на высоте 14000 метров южнее ГЭС на 50 - 70 км. С нашей стороны в бою участвовали все 3 полка нашей дивизии. С этой высоты мне была отлично видна вся панорама воздушного боя. Наблюдал трассы от пулемётов и пушек, шлейфы дыма от подбитых самолётов. Вдруг по радио слышу тревожный голос нашего лётчика взывающего о помощи: "Помогите мне, меня подбили..." Оглядевшись, вижу, справа под 90 градусов и ниже 1500 - 2000 метров МиГ-15 идёт по горизонту со шлейфом чёрного дыма с курсом на север, а его преследует "Сейбр" и без конца строчит по нему. Я, не раздумывая, резко сбросил самолёт вправо со снижением и начал сближение с "Сейбром". С дистанции 300 - 100 метров дал 2 очереди. После второй "Сейбр" клюнул вниз и вправо на крыло и пошёл пикированием к земле. Ведомая пара Александров - Шорин во время резкого маневра оторвалась и потеряла меня, а мой ведомый Ефремов был на своём месте. Во время сближения с Ф-86 я слышал команду Ефремова: "Сзади звено "Сейбров". Передав эту информацию, Ефремов отвалил влево, и я остался один без прикрытия. Только я оторвался от прицела и осмотрелся, как по мне справа сверху ударила короткая очередь из пулемётов, удар пришёлся по кабине. Я резко бросил самолёт вправо под "Сейбра" и вышел из-под удара. "Сейбр" проскочил меня и оказался впереди, справа от меня. Американский лётчик повернул голову в мою сторону и посмотрел на меня, выпустил закрылки, погасил скорость и пропустил меня вперёд, чтобы в упор расстрелять. Я понял его замысел, резко бросил самолёт влево и навскидку дал очередь по "Сейбру". Очередь пришлась по правому крылу, ближе к фюзеляжу. В крыле "Сейбра" заметил большую рваную дыру до одного квадратного метра. "Сейбр" перевернулся через правое крыло и пошёл к земле. Это был мой второй сбитый в бою самолёт врага. Только я вывел свой самолёт из атаки, как по мне снизу сзади ударили из пулемётов. Я резко отдал ручку от себя и вышел из-под удара. Кабина наполнилась дымом и пеной от керосина, приборная доска разлетелась вдребезги. Вскоре та же пара "Сейбров" перебила мне управление самолётом, я триммером выровнял самолёт и принял решение катапультироваться. С трудом, сбросив фонарь, я с высоты 11000 метров благополучно покинул свой подбитый самолёт". А вот официальный рапорт о действиях группы капитана Федорца в этом бою, в итоговом рапорте командира 64-го ИАК о боевой деятельности корпуса за 12 апреля 1953 года, посланного в Главный Штаб ВВС СА в Москву: "В 08:07, звено из состава 913-го ИАП (во главе с капитаном Федорцом), в районе Сиодзио на высоте 11 000 метров встретили восемь самолётов F-86. Капитан Федорец, после выполнения некоторых "косых" петель, зашёл в "хвост" ведущего первой пары звена F-86, и в атаке с задней полусферы с дистанции 200 метров сбил один F-86. Продолжая сражение, капитан Федорец напал на вторую пару F-86, но сам был одновременно атакован другой парой F-86. Это нападение F-86, было отражено огнём возвратившегося к нему ведомого, старшим лейтенантом Ефремовым. Не смотря на это, в результате нападения, самолёт капитана Федорца был серьёзно повреждён, в том числе рулевое управление самолёта. Пришлось покинуть подбитый самолёт, после чего спасшийся пилот был госпитализирован с ранением ноги. Трое из наших пилотов, вели огонь по самолётам противника. В этом сражении старший лейтенант Шорин был атакован самолётом F-86, самолёт старшего лейтенанта имеет одну пулевую пробоину". Жертвой Семёна Федорца, как теперь известно, стал капитан Джозеф Макконнелл из состава 39-й FIS 51-го FIW. К 12 апреля на счету капитана Макконнелла было уже 7 личных побед в небе Кореи. В бою 12 апреля Макконнелл добился своей 8-й победы, после чего его самолёт F-86F № 51-12971 был сбит Семёном Федорцом, и американскому асу пришлось покинуть свой подбитый самолёт над Жёлтым морем, где его сразу подобрал спасательный вертолёт ВМС США. В последствии капитан Джозеф Макконнелл стал самым результативным пилотом ВВС США в Корее, одержав в конечном итоге 16 личных побед. В этом же бою капитан Федорец сбил и F-86A № 49-1297 2-го лейтенанта Нормана Э. Грина (Norman E. Green) из состава 335-й FIS 4-го FIW, которому также удалось дотянуть до залива и там катапультироваться. После чего он был подобран ПСС ВМС США. Однако эта победа не была официально ему засчитана нашим командованием, но, конечно же, это не умоляет заслуги Семёна Алексеевича в этом бою! Пробыв некоторое время в госпитале, Семён Алексеевич вновь вернулся в строй и приступил к выполнению боевых заданий. К этому времени его назначили командиром 1-й АЭ, и он стал водить группы "МиГов" на боевые задания. Его также повысили в звании, и он получил погоны майора. Вскоре он снова отличился на виду у всего полка и о том, как это было, рассказывает бывший командир 224-го ИАП Герой Советского Союза Д. В. Ермаков: "Был случай, Когда Федорец со своей АЭ взлетели, когда "Сейбры" уже были в районе аэродрома. Только взлетели и тут же сбросили подвесные баки и с правым боевым разворотом снизу атаковали группу "Сейбров". В этом бою сам Федорец сбил 2-х "Сейбров", а его ведомый Саша Попов также сбил одного "Сейбра". Когда вышли из боя и произвели посадку, то в самолёте Федорца в центроплане обнаружили большой узел от крыла "Сейбра". Все инженеры и техники собрались посмотреть на "подарок" и как уцелел сам лётчик, так как попади этот "подарок" в фонарь кабины и ничего бы от лётчика не осталось. Этим боем с земли руководил заместитель командира 1-й АЭ В. Н. Александров и подсказывал нашим лётчикам обстановку в воздухе". Это произошло 10 июня, когда американцы для устрашения предприняли налёт в районе аэродрома Дапу, где произошло несколько воздушных боев. В этот день на аэродроме Дапу дежурство несла 1-я АЭ 913-го ИАП под командованием майора Федорца. Со стороны залива к аэродрому подошла группа из 20 F-86 на высоте всего 500 - 800 метров. По команде из КП полка: "Всем в воздух. Противник над аэродромом" - на взлёт пошла восьмёрка капитана Федорца, взлетев и не убрав шасси, наши лётчики сразу стали сбрасывать ПТБ, так как противник был почти над ними. Схода развернулись на малой высоте, и вышли сзади снизу к группе F-86. Семён Федорец атаковал ведущего группы "Сейбров" и с дистанции 200 метров в упор ударил по F-86 из всех пушек и тот взорвался в воздухе. В это время ведомый Федорца старший лейтенант Попов ударил по ведомому "Сейбру" и подбил его, и тот, развернувшись, вскоре упал в залив. Потеряв в течение минуты 2-х "Сейбров", группа противника покинула район аэродрома и вышла в Корейский залив, куда нашим лётчикам заходить запрещалось. Посадив свои самолёты на аэродроме, Федорец увидел, что техники окружили его самолёт и с интересом что-то рассматривали. Когда он вылез из самолёта, то увидел, что левый борт самолёта насквозь пропорот от носа до кабины, а в центральном крыле зияла большая рваная дыра диаметром 25 - 30 см. Оказалось, что узел предкрылка, взорвавшего F-86, пропорол фюзеляж и, пробив обшивку крыла, застрял у силовой балки. С таким "сувениром" пришёл из этого боя майор Федорец, своеобразным подтверждением своей очередной 6-й победы в небе Кореи. Очередной жертвой Семёна Федорца стал F-86F-30 № 52-4339 капитана Роберта А. Кори (Robert A. Coury) из состава 12-й FBS 18-го FBW, который чудом остался в живых и спасся на парашюте, но попал в плен китайцам. Последние 2 месяца войны - июнь и июль 1953 года - были для лётчиков 913-го полка очень тяжёлыми в физическом и психологическом плане. Все уже знали, что скоро конец войне и умирать никому в конце войны не хотелось. Но выполнять боевые вылеты было надо, и каждый летний день наши лётчики отправлялись на смертельное рандеву с пилотами "Сейбров". В июньских боях лётчики 913-го полка сбили 6 американских самолётов и ещё 1 подбили, но и свои потери были большими - полк потерял 6 своих самолётов (один в катастрофе) и 3 лётчиков. В составе эскадрильи майора Федорца погиб в июньских боях один молодой лётчик, недавно прибывший на пополнение, и потеряны были 2 самолёта. В июльских боях удалось сбить только 2 самолёта противника, потеряв 2 своих. В этом месяце свою 7-ю официальную победу в корейском небе одержал Семён Федорец, и это была последняя победа полка в этой войне. Это произошло 19 июля 1953 года и о том, как это произошло, расскажет сам Семён Алексеевич: "В этот день нашу АЭ подняли по тревоге для отражения налёта "Сейбров", рвавшихся у Супхун ГЭС. Группа противника была небольшая - до 12 самолётов. Командный пункт корпуса прозевал противника, и подняли нас с большим опозданием. Мы шли шестёркой на малой высоте. Видимость была плохая, облачность 7 - 8 баллов, высота 600 - 1500 метров. При подходе к ГЭС с запада нас сверху атаковало звено "Сейбров" из группы заслона. Я заложил левый вираж, и мы вытянулись в колонку пар, завязался воздушный бой. Один из "Сейбров" атаковал самолёт лейтенанта Герасимчука и дал по нему очередь. Он хватил ручку на себя и пошёл с набором высоты, а надо было продолжать более крутой вираж с максимальной перегрузкой. В наборе высоты с углом 60 градусов по прямой по нему дали ещё одну прицельную очередь и подожгли его самолёт. Герасимчук катапультировался. Отбив атаку по ведомому, старший лейтенант Асеев дал по "Сейбру" очередь и у него закончился боекомплект. "Сейбр" отвалил и со снижением развернулся влево с курсом на свой аэродром. Я в это время выполнял вираж и видел всю эту картину воздушного боя. На пересекающемся курсе слева перехватил "Сейбра" и сблизился с ним и под ракурсом 1/4 дал очередь. "Сейбр" пошёл к земле и с пикированием врезался в землю. При катапультировании на большой скорости у Герасимчука закрутило парашют, и он не наполнился воздухом. Так, на своём 12-м боевом вылете погиб боевой лётчик моей АЭ, недавно прибывший с пополнением в полк, лейтенант Герасимчук Николай Петрович". Жертвой майора Федорца в этом последнем бою стал 1-й лейтенант Кеннет Поленски (Kenneth Polenske) из состава 336-й FIS 4-го FIW. Его F-86F № 52-2863 врезался в землю, похоронив своего пилота в корейской земле. Таким образом, майор Семён Алексеевич Федорец стал самым результативным лётчиком 32-й дивизии, а также самым результативным советским лётчиком периода боёв 1953 года, так как в сражениях этого последнего года войны, он официально сбил 6 американских самолётов и этот результат никто из лётчиков 64-го ИАК так и не смог достигнуть. Вот как о самом результативном лётчике дивизии писал Герой Советского Союза, бывший командир 224-го ИАП Дмитрий Васильевич Ермаков: "Майор Федорец с 17 июля 1952 года по 2 сентября 1953 года воевал в Корее составе 913-го ИАП 32-й ИАД и за этот период совершил 98 боевых вылетов и провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов противника Ф-86 "Сейбр". Он 31 раз был ведущим полка на боевых заданиях. Его эскадрилья сбила 14 самолётов противника. Был любимцем полка и дивизии за храбрость и боевую дружбу, взаимовыручку в воздушных боях. После окончания боевых действий, командир корпуса Герой Советского Союза генерал С. В. Слюсарев в городе Аньдуне (КНР) на торжественном собрании руководящего состава полков и дивизий, официально объявил, что майор С. А. Федорец, командир 1-й АЭ 913-го ИАП представляется к званию Героя Советского Союза. Но, к сожалению, всё это осталось на бумаге и до сих пор Семён Федорец так и не удостоен этого высокого звания". Список известных воздушных побед С. А. Федорца:
Поединок в небе Кореи (журнал "Мир Авиации", № 1-1995).
Н а з а д |