1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Дмитрюк Григорий Федосеевич

27 побед

(13 + 14)
Дмитрюк Григорий Федосеевич
  Флаг ВВС

Родился 12 марта 1920 года в городе Владивостоке (Приморский край). Окончил 9 классов школы № 28 и Владивостокский аэроклуб. С декабря 1938 года в рядах Красной Армии. До сентября 1939 года обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков. До декабря 1940 года служил младшим лётчиком 168-го резервного авиационного полка (на Дальнем Востоке). В декабре 1940 года направлен в 301-й ИАП (ВВС 15-й Армии) младшим лётчиком, с сентября 1941 года - командир звена. С января 1942 года - командир звена 2-го запасного авиационного полка (Московский военный округ).

С мая 1942 года младший лейтенант Г. Ф. Дмитрюк на фронтах Великой Отечественной войны в составе 19-го Гвардейского ИАП (7-я Воздушная армия, Карельский фронт). Был командиром звена, а с августа 1942 года - заместителем командира эскадрильи. С августа 1943 года по март 1944 года Гвардии старший лейтенант Г. Ф. Дмитрюк - слушатель Липецких курсов усовершенствования командиров эскадрилий. С марта 1944 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 19-го ГИАП. С апреля 1944 года Гвардии капитан Г. Ф. Дмитрюк - командир эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Заполярья. Всего совершил 206 боевых вылетов на американских истребителях Р-40 "Киттихаук" и Р-39 "Аэрокобра", в 37 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 14 самолётов противника.

С марта 1946 года был командиром эскадрильи 821-го ИАП (9-я Воздушная армия, Приморский военный округ). С декабря 1946 года - командир эскадрильи, а с июня 1947 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 494-го ИАП (190-я ИАД, 9-я Воздушная армия, Приморский ВО). С сентября 1950 года Гвардии майор Г. Ф. Дмитрюк - начальник воздушно-стрелковой службы 190-й ИАД (54-я Воздушная армия, Дальний Восток). С декабря 1951 года - командир 821-го ИАП (190-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Дальний Восток).

В период с 14 января по 18 августа 1952 года Гвардии подполковник Г. Ф. Дмитрюк принимал участие в боевых действий на территории КНДР, в качестве командира 821-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК). За этот период совершил 51 боевой вылет, провёл 31 воздушный бой, в которых лично сбил 5 самолётов противника.

С 3 августа 1953 года - слушатель Военно-Воздушной академии в Монино. С ноября 1956 года Гвардии полковник Г. Ф. Дмитрюк - заместитель командира 27-й ИАД по лётной части (37-я Воздушная армия, Северная группа войск, Польша). С сентября 1957 года - командир 131-й ИАД. С апреля 1959 года - 1-й заместитель, с ноября 1960 года - заместитель командира 41-й ИАД (76-я Воздушная армия, Ленинградский военный округ). С августа 1961 года - командир 303-й ИАД. 22 февраля 1963 года ему присвоено воинское звание "Генерал-майор авиации". С августа 1966 года - заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа (с февраля 1968 года - 76-я Воздушная армия) по боевой подготовке и ВУЗам. С августа 1969 года - в распоряжении Главкома ВВС. С 29 ноября 1969 года Гвардии генерал-майор авиации Г. Ф. Дмитрюк - в запасе. Жил в Ленинграде (Санкт-Петербург). До 1980 года работал начальником сектора ВНИИ радиоаппаратуры. Умер 27 апреля 1982 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награды: орден Красного Знамени (19.08.1942 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (30.04.1943 г. - за бои в ВОВ), медаль "Золотая Звезда" (02.11.1944 г. Указ ПВС СССР - за бои в ВОВ), орден Ленина (02.11.1944 г. - со званием Героя Советского Союза), медаль "За боевые заслуги" (20.06.1949 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (28.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Ленина (14.07.1953 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (30.04.1954 г. - за выслугу лет).

*     *     *

Настоящим лидером и командиром был среди лётчиков 821-го полка их командир Герой Советского Союза майор Дмитрюк Григорий Федосеевич. Он не отсиживался на земле и часто лично водил полковые группы на боевые задания и участвовал в воздушных боях, успешно применяя свой богатый боевой опыт Великой Отечественной войны, что позволило ему увеличить свой победный счёт ещё на 5 вражеских самолётов.

Г. Ф. Дмитрюк попал в состав 190-й ИАД в марте 1946 года, прибыв на должность командира эскадрильи в состав 821-го ИАП. Однако уже через 10 месяцев его переводят в состав 494-го полка этой же дивизии, где он вскоре стал помощником командира полка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе. В сентябре 1950 года его назначают начальником воздушно-стрелковой службы 190-й ИАД, а перед самой отправкой дивизии в Китай, в декабре 1951 года его назначают командиром 821-го ИАП.

Григорий Федосеевич с удовольствием вернулся в свой родной полк, где он знал многих лётчиков лично, да и лётный состав полка был рад такому командиру, которого они хорошо знали. Прибыв в Китай, полк сразу стал готовиться к активным боям и лётчики полка интенсивные полёты на отработку групповой слётанности и воздушные бои. Во время одного из таких учебных полётов погиб заместитель Дмитрюка подполковник А. Н. Васильев - очень опытный лётчик и командир, с боевым опытом Великой Отечественной войны. Он во время манёвра столкнулся с самолётом своего ведомого: тому удалось катапультироваться и остаться в живых, а вот Васильеву так и не удалось покинуть кабину своего самолёта и он погиб. Так Григорий Федосеевич лишился своего лучшего заместителя по лётной части. На место погибшего Васильева из управления дивизии прислали инспектора по технике пилотирования дивизии, майора Прудникова Алексея Родионовича. Это также был очень опытный лётчик и командир, с большим опытом Великой Отечественной войны (одержал 5 воздушных побед) в составе того же 821-го ИАП.

Боевые вылеты полк начал выполнять с 15 февраля 1952 года в район Ансю на перехват мелких групп самолётов противника. Вылеты в составе полка начались осуществляться уже на следующий день - 16 февраля, а первая встреча с авиацией противника произошла 17 февраля с группой F-86, которая закончилась безрезультатно. До конца месяца было ещё 3 встречи с противником, но и они закончились безрезультатно. Только 1 марта лётчики полка открыли счёт сбитым самолётам противника: командир 3-й АЭ майор В. А. Лазарев сбил первого "Сейбра" в корейском небе.

После этого встречи и бои с авиацией противника стали постоянными, и победный счёт полка стал увеличиваться. Вместе с лётчиками полка и Григорий Федосеевич периодически вылетал на боевые задания во главе полковых групп. Самыми напряжёнными для полка днями в марте месяце выдались 3-го, 11-го и 25-го числа, когда приходилось совершать по 3 боевых вылета в день, а 3 марта даже 4 боевых вылета. Только 3 марта было проведено 3 воздушных боя с F-86, но они закончились безрезультатно для обеих сторон. А вот 11 числа полк участвовал в 2-х воздушных боях, в которых участвовал и Григорий Федосеевич как ведущий полка. В утреннем вылете полк в районе Сиодзио провёл успешный бой с группой из 24 F-86, в котором лётчики полка без своих потерь сбили один и повредили ещё один F-86.

В следующем вылете в том же районе Сиодзио лётчики полка встретили группу из 8 F-80 под прикрытием 8 F-86. В бою с этой группой лётчики полка добились первой крупной победы в небе Кореи, сбив 4-х F-80, один из которых был на счету командира полка. Это была его первая победа в корейском небе. Американская сторона признала потерю в этот день только одного своего F-80, но сообщила о потере 2-х своих F-84 из состава 49-й FBW. Видимо в том бою лётчики 821-го полка вели бой со смешанной группой самолётов противника, в которой фигурировали и "Тандерджеты", которых лётчики 821-го ИАП приняли за F-80. Предположительно в этом бою майор Дмитрюк подбил F-84Е № 50-1126 из состава 49-й FBW, который разбился при посадке на своей базе.

После столь удачного боя с ударными самолётами противника, командование 190-й ИАД приняло решение, чтобы лётчиков 821-го полка направлять в ударной группе при вылетах на перехват истребителей-бомбардировщиков, так как они очень удачно действовали в боях с ударными самолётами противника. Это не означало, что полк перестал вести бои с "Сейбрами" - это не так! Зачастую просто не удавалось прорваться к ударным самолётам, так как на пути вставали группы "Сейбров" и приходилось вести бои с ними тоже, ведь противник также старался оберегать и защищать свои ударные самолёты, и прорваться к ним было очень трудно.

Тогда же Григорий Фёдорович вместе со своим штабом, анализируя последние схватки с "Сейбрами", пришли к выводу, что построение групп полка восьмёрками не эффективен и выработали тактику действия шестёрками, что повысило маневренность групп и их компактность. В таком построении было гораздо легче вести бои с любым противником, и этой тактике придерживались до конца боевой командировки.

Свою вторую победу Григорий Федосеевич одержал 24 марта. В этот день лётчики полка совершили 2 боевых вылета, и оба с тяжёлыми боями против больших групп "Сейбров". В одном из них в районе Дээгуандонг произошла встреча с группой из 12 F-86, в котором было сбито 2 F-86, но и сами потеряли один самолёт, благо его пилот благополучно спасся на парашюте. В этом тяжёлом бою Григорий Федосеевич сбил одного из "Сейбров". Американцы признали потерю в этом бою только одного своего F-86 и ещё одного как повреждённым. Скорее всего, в этом бою майор Дмитрюк повредил F-86A № 49-1088 из состава 335-й FIS 4-го FIW, который дотянул до своей базы в Кимпо и вскоре был восстановлен.

Полк закончил мартовские бои, с положительным балансом сбив 15 самолётов противника, потеряв только 5 своих самолётов и не одного пилота. Но вот первый же день апреля принёс первую человеческую жертву в этой войне: полк совершил 3 боевых вылета и провёл один бой с группой F-86, в котором было сбито 2 вражеских самолёта, но и сами потеряли боевого товарища - погиб старший лейтенант Николай Черников.

В апреле также как и марте было много боевых вылетов и встреч с авиацией противника, в которых лётчиками полка было сбито 11 вражеских самолётов. Потеря Черникова 1 апреля было единственной потерей полка в этом месяце. Одну из побед в апрельских боях записал на свой счёт и командир полка. Это произошло 18 апреля в районе Киодзио, когда полковая группа встретилась с 20 F-86. В этом бою майор Дмитрюк сбил одного из "Сейбров". Правда американская сторона отрицает потери своих F-86 в этот день.

В 20-х числах апреля Григорию Федосеевичу Дмитрюку командованием корпуса было присвоено очередное воинское звание подполковник. Май месяц был не менее тяжёл месяцем боёв, чем остальные. За этот месяц лётчиками полка было сбито ещё 17 вражеских самолётов, при потере 2-х своих машин и одного лётчика. Сам командир полка в этом месяце совершил до десятка боевых вылетов и участвовал в нескольких воздушных боях. Отличится довелось в большом сражении 17 мая. Подробнее об этом бое рассказал в своём письме участник этого боя Иван Павлович Вахрушев:

"17 мая был полковой вылет в район Сенсен и, скорее всего, вылетело более 20 экипажей полка, так как меньше полком не летали в таком составе. Мы были наведены на группу штурмовиков F-84, которых было 12 - 18 штук, и летели они на малой высоте. Прикрытие у них было, но "Сейбры" находились выше их и за облаками, так как была низкая облачность, и они нас не видели.

Мы воспользовались моментом внезапности и атаковали строй "Тандерджетов" и произвели по ним всего 1 - 2 атаки и тут же вышли из боя, как и побитые нами "Тандерджеты", так как мы успели сбить в этих атаках 5 F-84. "Сейбры" просто не успели прийти к ним на помощь, было уже поздно".

Одного из этих "Тандерждетов" сбил и Григорий Федосеевич, и это была уже 4-я его победа в корейском небе. На этот раз американцы не могли скрыть свои потери и признали потерю в этот день 4-х своих F-84 из состава 49-го и 136-го FBW. Предположительно под пушки самолёта Дмитрюка попал F-84E № 50-1114 из состава 7-й FBS 49-го FBW, пилот которого капитан Честер Шоу (Chester A. Shaw) спасся на парашюте и угодил в плен.

В июне месяце из-за дождей вылетов вообще не было. Они возобновились только в июле месяце. Он начался неудачно для полка и всей 190-й дивизии: 4 июля несогласованность командования дивизии и постов РТС, привело к тому, что дивизионная группа, вылетевшая на перехват ударных самолётов противника, сама попала под неожиданный удар большой группы "Сейбров", которую проглядели наши радары, что привело к тяжёлым потерям. Было сбито 10 самолётов полка, в том числе пострадал и 821-й ИАП, который потерял в этом бою 3 самолёта и одного лётчика. Это был тяжёлый удар по дивизии и полку в частности.

Подсластил горечь потерь командир полка Григорий Дмитрюк, который 11 июля сбил своего 5-го американца, который записан у него как F-86. Однако, скорее всего в этот день он сбил не "Сейбра", а "Тандерджета", о котором подтверждает американское командование в Корее. По их данным был потерян F-84D № 48-779 из состава 310-й FBS 58-го FBW, пилот которого 1-й лейтенант Ирвин Тиндалл (Irvin M. Tindall) погиб. Таким образом, Григорий Федосеевич достиг статуса аса этой войне, одержав в корейском небе свою 5-ю личную победу.

Ещё одну победу и как оказалось последнюю победу полка в корейском небе, одержал 22 июля старший лейтенант В. С. Бадрудинов. После этого лётчики полка ещё в течение 10 дней августа месяца выполняли боевые вылеты на перехват самолётов противника, но побед, как и потерь не имели. К этому времени лётный состав полка сильно был измотан физически и морально от тяжёлых и непрерывных боёв и требовал отдыха. Такая же ситуация сложилась и в других полках 190-й дивизии и командование корпуса приняло решение заменить дивизию на более свежее соединение. Вскоре после этого 190-я ИАД в полном составе убыла в Союз на прежнее место дислокации - в Приморье.

Лётчики 821-го ИАП, под командованием его командира Героя Советского Союза Григория Федосеевича Дмитрюка достойно и мужественно сражались в небе Северной Кореи и не посрамили своих предшественников, кто в годы Великой Отечественной войны сражался под знаменем этой части с фашистскими захватчиками. Всего лётчиками полка было уничтожено в небе КНДР 44 американских самолёта, при этом собственные потери были в 3 раза меньше: 14 потерянных самолётов и 4 лётчика. Очень достойный результат для полка и в этом есть большая заслуга и его командира Григория Федосеевича Дмитрюка.

Всего в небе Кореи Григорий Федосеевич совершил более 50 боевых вылетов, участвовал в трёх десятках воздушных боёв, в которых официально сбил 5 самолётов противника. За успешное руководство полком и личное мастерство, и мужество проявленные в боях в небе Северной Кореи, подполковник Дмитрюк был награждён двумя орденами, в том числе орденом Ленина.


*     *     *

МиГ-15бис Г.Ф.Дмитрюка.


Список известных воздушных побед Г. Ф. Дмитрюка:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.06.19421  Ме-109  (в гр. 1/6)озеро Пяйве-Явр"Киттихаук"
1  Ме-109  (в гр. 1/6)озеро Кад-Явр
1  Ме-109  (в гр. 1/7)западнее озера Вир-Явр
1  Ме-109  (в гр. 1/7)западный берег озера Шульгу-Явр
1  Ме-109  (в гр. 1/7)гора Куксвид
14.06.19421  Ме-109Мурманск
19.06.19421  Ю-87  (в гр. 1/?)озеро Ловненское-4
22.06.19421  Ме-109  (в гр. 1/4)озеро Килп-Явр
28.06.19421  Ме-110  (в гр. 1/9)озеро Медвежье
29.06.19421  Ме-109  (в гр. 1/7)западнее Мурмаши
2  Ме-109  (в гр. 2/7)озеро Тюхменское
02.07.19421  Ме-109  (в гр. 1/4)озеро Ольховое
12.07.19421  Ме-109  (в гр. 1/8)озеро Медвежье
19.07.19421  Ме-109  (в гр. 1/8)
15.09.19421  Ме-109западнее аэродром Шонгуй
04.04.19431  Ме-109восточнее аэродром Луостари"Аэрокобра"
30.06.19441  Хш-126северо-западнее аэродром Алакуртти
09.10.19441  Mе-109восточнее Луостари
16.10.19441  Ю-87озеро Сальмиярви
22.10.19441  Ме-109юго-восточнее озера Куотс-Явр
23.10.19441  ФВ-190северо-восточнее Луостари

      Всего сбитых самолётов - 8 + 14;  боевых вылетов - 206;  воздушных боёв - 37.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
11.03.19521  Ф-80СиодзиоF-84E № 50-1126 из состава 49-й FBW
24.03.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянПовредил F-86A № 49-1088 из состава 335-й FIS 4-го FIW
18.04.19521  Ф-86река Ялуцзян 
17.05.19521  Ф-84Сихойдо - СенсенF-84E № 50-1114 из состава 7-й FBS 49-го FBW
11.07.19521  Ф-86аэродром АньдунПредположительно, F-84D № 48-779 из состава 310-й FBS

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 51;  воздушных боёв - 31.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д