Бокач Борис Васильевич
Родился 3 апреля 1923 года в селе Краснолуки Борисовского (ныне Чашникского) района Витебской области в семье паровозного машиниста. Учась в 9 классе средней школы, в 1939 году поступил в Днепропетровский аэроклуб, который окончил в августе 1940 года. В октябре 1940 года, не окончив 10-й класс средней школы, был зачислен курсантом в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. 21 марта 1942 года сержант Б. В. Бокач был направлен в 16-й ЗАП в городе Баланда (ныне Калининск) Саратовской области. В марте 1943 года направлен на Калининский фронт в состав 152-го ИАП (259-я ИАД), но уже через месяц был переведён в состав 197-го ИАП (260-я САД), в составе которого провоевал до декабря 1944 года в должности старшего лётчика. Совершил 42 боевых вылетов на Як-9 в небе Заполярья, побед не имел. Осенью 1946 года 197-й ИАП был расформирован, и лейтенант Бокач получил направление в состав 196-го ИАП. Принимал участие во всех воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом на самолётах Як-9, Як-15, Ла-15 и МиГ-15. В ноябре 1950 года в звании капитана был назначен на должность командира эскадрильи 196-го ИАП и в декабре убыл в правительственную командировку в Китай для оказания интернациональной помощи народу КНДР. С апреля 1951 года по февраль 1952 года участвовал в активных боевых действиях в небе Северной Кореи. За этот период совершил 161 боевой вылет, участвовал в 74 воздушный боях, в которых лично сбил 6 самолётов противника. После возвращения в СССР продолжил службу в составе 196-го ИАП: с ноября 1953 года в качестве лётчика-инструктора по технике пилотирования полка, а с февраля 1954 года - в качестве заместителя командира полка по лётной подготовке. В декабре 1956 года назначен командиром 49-го ИАП ПВО. С апреля 1960 года командовал 28-м Гвардейским ИАП (17-я ИАД), а с июля 1966 года - 530-м ИАП (23-й корпус ПВО). 10 января 1968 года вышел в запас в звании полковника. Жил и работал в городе Орле. Умер 16 февраля 1998 года. Награды: орден Красной Звезды (29.07.1944 г. - за бои в ВОВ), медаль "За отвагу" (31.10.1944 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (15.10.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (23.04.1953 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (22.02.1955 г. - за налёт), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы). * * *Лейтенант Бокач Борис Васильевич прибыл в состав 196-го ИАП в конце 1946 года из "братского" 197-го ИАП (324-я ИАД), после того, как данный авиаполк расформировали. Он являлся продолжателем славной боевой традиции в семье Бокач, где 2 старших брата уже служили в истребительной авиации. Все трое храбро защищали небо своей Родины в годы Великой Отечественной войны, но только одному из них, Борису Бокачу удалось дожить до Дня Победы. Два старших его брата героически сложили свои головы на поле брани! Вот какую характеристику дал этому лётчику Евгений Георгиевич Пепеляев: "С лучшей стороны как воздушные бойцы показали себя как раз те лётчики, которые ранее не воевали, но и среди опытных, уже вдоволь повоевавших лётчиков было немало отличных бойцом. Таким бойцом и командиром 2-й эскадрильи был капитан Борис Васильевич Бокач. С моей точки зрения, был лучшим в полку командиром эскадрильи, честным, смелым и деловым офицером. Для него боевые действия и воздушные бои были просто работой, к которой он всегда относился серьёзно, тщательно готовился сам и готовил своих лётчиков. Мне запомнилось, что он ни разу преждевременно не покинул боя, дважды приходил мне на помощь в критических ситуациях, отгоняя опасно атаковавших "Сейбров"... По итогам боевой работы в Корее представлялся к званию Героя Советского Союза, но из-за амбиций большого авиационного начальства эту заслуженную им награду не получил." Попав в состав 196-го ИАП в качестве старшего лётчика Бокач прослужил в этом полку 10 лет и дослужился до заместителя командира 196-го ИАП по лётной подготовки. В составе этого полка освоил реактивную технику, участвовал в многочисленных авиационных парадах над столицей нашей Родины - Москвою. В ноябре 1950 года капитана Бокача назначили командовать 2-й эскадрильи полка, как раз перед отправкой полка в Китай на войну. Прибыл, в Китай Борис Бокач имея под своим командованием 9 лётчиков и с 3 апреля 1951 года начал участие в этой войне. Именно эскадрилья капитана Бокача совершила первый боевой вылет из состава полка 3 апреля, придя на помощь лётчикам 176-го полка, дав им возможность выйти из боя. Только на следующий день в бой вступили лётчики двух других АЭ полка. Боевой счёт эскадрилья открыла спустя 2 дня, когда 6 апреля в составе 8 экипажей вылетели в район Тецузана, где произошла встреча с группой из 16 F-80, которых сверху прикрывали 2 восьмёрки "Сейбров". Бокач дал команду атаковать "Сейбров" прикрытия, чтобы дать подходящей за ними группе "МиГов" беспрепятственно атаковать штурмовиков F-80. В ходе этого боя командир звена капитан Борис Абакумов сбил одного "Сейбра". У 2-й АЭ повреждения получил самолёт старшего лейтенанта Геннадия Локтева, но благополучно вернулся на свой аэродром. После этого бои следовали один за другим, и постепенно рос боевой счёт лётчиков эскадрильи. Долгое время командиру эскадрильи не удавалось открыть свой личный счёт, но как рассказывал Борис Васильевич, он специально за победами не гонялся. Для него самое главное было, чтобы выполнить поставленную боевую задачу и без потерь вернуться на свой аэродром. Долгое время это ему удавалось: до июля месяца, в эскадрильи не было потерь среди лётчиков. Правда, были ранены в боях лётчики Яковлев и Зыков, но только Яковлев убыл за это время на Родину по ранению. Ещё был сбит в бою с "Сейбрами" капитан Виктор Назаркин, но он благополучно катапультировался и вскоре снова приступил к боевым вылетам. Все остальные продолжали успешно воевать в небе Кореи. Только 11 июля 1951 года 2-я АЭ понесла первую свою тяжёлую потерю: в большом сражении с большой группой "Сейбров" в районе Сенсена, был сбит и не вернулся на свой аэродром, заместитель командира 2-й эскадрильи по политической части, старший лейтенант Иван Васильевич Ларионов. Он в этом вылете был ведомым у командира полка полковника Пепеляева и в ходе боя оторвался от ведущего и остался один. Его атаковали две пары "Сейбров" и сбили - его самолёт упал в Жёлтое море и он до сих пор считается пропавшим без вести. Свой боевой счёт Борис Бокач открыл только 12 сентября 1951 года. В этот день на просторах района Ансю разгорелись крупные сражения сторон с участием нескольких сотен самолётов с обеих сторон. В этих боях принимали участие все полки 324-й и 303-й авиадивизий 64-го корпуса. Лётчики 196-го полка в этот день имели несколько стычек с самолётами противника, в основном со штурмовиками F-80 и F-84. Именно капитан Бокач в этот день сбил единственного "Тандерджета" в полку, так как лётчики 1-й и 3-й АЭ вели бои только с "Шутинг Старами". Американская сторона подтверждает потерю в этот день одного своего F-84E №49-2399 из состава 136-й FBW. Его пилот капитан Чапмэн (Chapman) был подбит "МиГами" и сумел дотянуть до острова Чо-до, где он катапультировался и был спасён ПСС ВМС США. Предположительно, именно самолёт капитана Чапмэна и попала под огонь орудий "МиГа" Бориса Бокача и именно он "искупал" американского капитана в водах Жёлтого моря. Следующую свою победу капитан Борис Бокач одержал почти месяц спустя 8 ноября: в этот день, полковая группа в количестве 20 экипажей под командованием полковника Пепеляева в районе Пхёнвон, встретились с группой F-86 и вступили с ними в бой. В этом бою по заявлению лётчиков 196-го ИАП было сбито 3 F-86, при одной своей потере. Один из этих 3-х "Сейбров" на счету капитана Бокача. Американская сторона подтверждает только 2 потерянных "Сейбра" в этот день боёв: один из них F-86A №49-1338 капитана Пратта (Pratt) на счету командира полка Евгения Пепеляева, а вот на F-86A №48-0259 1-го лейтенанта Дэвида Фрилэнда (David Freeland), который также был сбит в этом бою, претендует как капитан Бокач, так и старший лейтенант Александр Рыжков. Свою 3-ю победу капитан Бокач одержал 6 декабря, сбив ещё одного "Сейбра", который официально ему записан на боевой счёт. В этот день советская сторона заявила о 2-х уничтоженных в боях "Сейбрах", а американская - об одном уничтоженном "МиГе". Однако ни одна из сторон не подтверждают эти потери и, скорее всего они спорные. Вообще, декабрь месяц был удачливым для Бориса Бокача: трижды он достиг успеха в воздушных боях в этом месяце. 11 декабря лётчики 196-го полка в боях сбили 2 F-86, один из которых на счету капитана Бокача. 14 декабря в другом большом сражении, лётчики 196-го ИАП заявили о 4-х сбитых F-86, один из которых на счету капитана Бокача. Это была 5-я официальная победа Бориса Бокача в корейском небе, и он стал ещё одним асом в составе 64-го ИАК! Последнюю свою, 6-ю официальную, победу капитан Бокач добыл в утреннем бою 18 экипажей полка с группой F-86 в районе города Кусон, в котором полковник Пепеляев и капитан Бокач сбили 2-х "Сейбров". Причём победу Бокача подтвердил сам командир полка Евгений Пепеляев, который в рапорте указал, что наблюдал покидание лётчика из сбитого Бокачем "Сейбра". Почти наверняка, это был F-86E №51-2742 из состава 25-й FIS 51-го FIW, пилот которого спасся на парашюте и затем был подобран ПСС ВМС США. 29 января 1952 года лётчики 196-го ИАП провели свои последние боевые вылеты в небе Кореи и уже 1 февраля убыли на Родину. За период боевых действий в небе Кореи, лётчики 2-й АЭ 196-го ИАП, под командованием капитана Бориса Васильевича Бокача сбили в небе Кореи 24 американских самолёта и ещё несколько повредили. Больше всех побед в составе АЭ одержал её командир Борис Бокач - 6 побед и тем самым он подтвердил, что он действительно был лидером в своей эскадрильи! Свои потери составили всего 4 самолёта и один лётчик. Результаты более чем впечатляющие! Сам командир всё это время бессменно руководил действиями своих подчинённых и совершил за командировку 161 боевой вылет, участвовал в 74 воздушных боях, в которых лично сбил 6 истребителей ВВС США (5 F-86 и 1 F-84). За время боёв, сам Бокач ни разу не был подбит и не привозил в своём самолёте ни одной пробоины, что говорит о мастерстве данного воздушного бойца. Однако, как уже отмечал выше Евгений Георгиевич Пепеляев, высшее руководство ВВС страны, так и не оценило по достоинству заслуги этого выдающегося лётчика и так и не удостоило его высшей наградой Родины - "Золотой Звездой" Героя, на которую его представляло руководство 64-го ИАК. Борис Васильевич был награждён за свои боевые дела в корейском небе всего двумя орденами Красного Знамени. Список воздушных побед капитана Б. В. Бокача в Корейской войне:
Н а з а д |