1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Благов Виктор Алексеевич

7 побед

(7 + 0)
Благов Виктор Алексеевич
  Флаг ВВС

Родился 10 февраля 1923 года в городе Раменское Московской области. В 1938 году окончил 7 классов средней школы. С декабря 1940 года - курсант Качинской военной авиационной школы пилотов, которую окончил 27 сентября 1942 года. В декабре 1942 года направлен пилотом в 22-й ЗАП (6-я ЗАБ Московского военного округа). С января 1943 года - лётчик 17-го ИАП (6-я ЗАБ МВО).

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1944 года по 8 мая 1945 года. Был старшим лётчиком, затем командиром звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 11-й ИАК, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты). Выполнил 160 боевых вылета, провёл 15 воздушных боёв и сбил лично 3 самолёта противника. Участник войны с Японией в августе 1945 года, в качестве командира звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт), выполнил 3 боевых вылета.

С декабря 1946 года старший лейтенант В. А. Благов - начальник воздушно-стрелковой службы 190-й ИАД (9-я Воздушная армия, Приморский военный округ). С октября 1948 года - командир звена, заместитель командира эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД, 65-й ИАК, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ).

В период с 25 марта 1951 года по 25 февраля 1952 года - заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке 17-го ИАП (303-й ИАД, 64-й ИАК), участник боевых действиях в небе КНДР. Совершил около 130 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв и лично сбил 4 самолёта противника (ещё 1 победа не была засчитана).

С 19 февраля 1952 года - помощник ВСС командира 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ). С января 1954 года - командир эскадрильи 18-го ГИАП, с сентября 1954 года - заместитель командира эскадрильи по лётной части 18-го ГИАП. 19 декабря 1958 года майор В. А. Благов уволен в запас.

Награды: орден Отечественной войны 2-й степени (28.08.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (06.05.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (15.05.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (30.09.1945 г. - за войну с Японией), орден Красного Знамени (17.02.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (25.09.1952 г. - за бои в Корее), орден Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет).

*     *     *

Благов Виктор Александрович к моменту начала боевых действий в небе Кореи был довольно опытным боевым лётчиком и являлся старожилом полка. Он прибыл в 17-й ИАП в июне 1944 года на 1-й Прибалтийский фронт и до конца Великой Отечественной войны совершил около 100 боевых вылетов, имел 3 личные победы, был награждён тремя боевыми орденами. На момент убытия полка в Китай занимал должность заместителя командира 3-й АЭ по лётной подготовке. Первый боевой вылет совершил 19 июня 1951 года. Постоянным ведомым у Виктора Благова был старший лейтенант Василий Башлыков, который прибыл в состав 17-го ИАП на пополнение 23 мая 1951 года с которым он летал в паре до октября месяца. Затем ввиду того, что командир полка майор Пулов и его заместитель по лётной подготовке майор Масленников стали часто летать на боевые задания в составе 3-й АЭ, капитан Благов стал летать в качестве их ведомого, так как имея солидный боевой опыт, был очень надёжным "щитом" для своих ведущих.

Единственный раз, когда Юлагов не выполнил свою обязанность ведомого, будучи таковым, у командира полка Пулова, случилось во время боевого вылета 22 октября: в этом вылете была встречена группа штурмовиков F-80, и когда ведущий стал резко снижаться, у Виктора Благова запотел фонарь кабины и он был вынужден выйти из боя. Именно в этом бою, оставшись без ведомого, был серьёзно повреждён самолёт майора Пулова и он с трудом вернулся на свой аэродром. В данной ситуации вины Благова не было, что подтвердил и командир полка Григорий Иванович Пулов, который уже в следующий боевой вылет вновь взял в качестве ведомого капитана Благова.

В качестве ведомого капитан Благов летал до 27 октября, когда в последний раз вылетел в качестве ведомого у ведущего полковой группы подполковника Масленникова. Начиная с 28 октября, Благов вновь стал ведущим пары, а ведомым у него вновь был Василий Башлыков. В период, когда Благов выполнял роль ведомого, ему, как ни странно, удалось открыть свой боевой счёт. Это произошло 16 октября в утреннем вылете, когда майор Пулов повёл на боевое задание 22 "МиГа". В период 8:50-9:00 произошла встреча с группой из 8 F-84, которых прикрывал наряд из 16 "Сейбров". В этом коротком бою и удалось Виктору Благову поразить одного из "Тандерджетов". Американская сторона отрицает потери своих F-84 в этот день, однако есть предположение, что лётчики 17-го полка в этом вылете встретились с группой не "Тандерджетов", а палубных истребителей-бомбардировщиков F2H-2 "Бэнши" из состава VF-172 (авианосец Essex), которых они приняли за F-84. Предположительно именно в этом бою Виктору Благову удалось повредить самолёт F2H-2 с № 124951, которым управлял лейтенант-командер Айреда Оксли (Irad B. Oxley), который совершая вынужденную посадку разбился - пилот погиб. Вероятно, повреждения, полученные от пушек "МиГа", были столь серьёзными, что посадка закончилась столь трагически. Данная победа сначала была засчитана Благову официально, но позднее снята с его боевого счёта.

F2Н-2 'Бэнши' сбитый В.А.Благовым.

24 октября в состав 17-го полка прибыл на пополнение из состава 309-й ИАД старший лейтенант Владимир Шестопалов. Фактически месяц молодой лётчик был в резерве и выполнял только тренировочные полёты. Молодой лётчик рвался в бой и, наконец, его взял к себе в ведомые Виктор Благов. 26 ноября они впервые совершили совместный боевой вылет и провели первый совместный бой с противником. А через 2 дня, 29 ноября, молодой лётчик обеспечил своему ведущему победу в воздушном бою. Вот как это происходило: в период 13:20 - 13:25 по данным РТС в районе 40 км северо-восточнее Циннампо на высоте 8000 метров обнаружено до 24 истребителей и штурмовиков противника, следовавших с курсом 360 градусов. В районе 40 км южнее Пхеньяна на высоте 7000 - 8000 метров обнаружено до 24 истребителей и штурмовиков противника, следовавших с курсом 340 градусов.

В 13:30 часть в составе 20 экипажей под командованием майора Пулова по команде с КП дивизии из положения дежурства в готовности № 1 вылетела на перехват самолётов противника с задачей двумя АЭ прикрыть действия 523-го полка и одной эскадрильей действовать по штурмовикам противника в районе Ансю-Сюкусен. 1-я и 3-я эскадрилья составили ударную группу общего боевого порядка части, при этом 3-я эскадрилья следовала сзади 1-й эскадрильи на дистанции 700 - 800 метров, 2-я эскадрилья составляло прикрывающую группу общего боевого порядка полка и следовало сзади ударной группы на дистанции 1000 метров.

Группа, под командованием командира полка майора Пулова имея задачу усилить действия лётчиков 523-го ИАП в районе Ансю-Сюкусен, следовало в колонне за группой самолётов 523-го полка на высоте 6000 - 9000 метров. 1-я АЭ имела задачу усилить действия 523-го полка, а 2-я и 3-я АЭ имели задачу прикрыть действия ударной группы. Подходя к району Тэйсю, группа прикрытия была связана воздушным боем самолётами типа F-86. 3-я АЭ под командованием майора Щербакова, следуя на высоте 8000 метров, в районе Тэйсю встретило до 10 F-86, следовавших выше на 500 - 600 метров, впереди на встречных курсах, которые правым разворотом пытались зайти в хвост нашей группе. Майор Щербаков передал по радио командиру группы майору Пулову, что завязал воздушный бой. Пара капитана Благова резким разворотом вправо с набором высоты стала преследовать 3 F-86, которые пытались зайти в хвост нашей группе. Противник, заметив сближение пары Благова, начал выполнять правую наклонную петлю. Капитан Благов на второй петле зашёл в хвост ведомому самолёту F-86 и, сблизившись на дистанцию 600 - 800 метров, под ракурсом 1/4, открыл огонь. F-86 из правого разворота резко перешёл на левое крыло и начал беспорядочное падение. Продолжая преследовать пару F-86, противник выполнил ещё 3 петли и со снижением стал уходить в сторону моря. Капитан Благов продолжал преследовать противника и, сблизившись на дистанцию 400 - 500 метров, под ракурсом 1/4 открыл огонь. F-86 резко начал менять направление полёта и затем с правым креном пошёл на снижение.

Старший лейтенант Шестопалов начал преследовать третий самолёт F-86 в сторону моря и, сблизившись с ним на дистанцию 1000 - 800 метров сзади сверху под ракурсом 1/4, открыл огонь, дав по нему, 5 коротких очередей. Самолёт F-86 выполнил правый полупереворот и ушёл в море. Шестопалов прекратил преследование над береговой чертой на высоте 4500 метров.

Пара майора Щербакова и пара старшего лейтенанта Быкова, сделав правый разворот, с набором высоты заняли исходное положение для атаки по F-86, которые вытянулись в колонну пар и находились в правом развороте. Противник, заметив, что сзади наши истребители, выполнил правый полупереворот и ушёл за береговую черту. Щербаков своим звеном преследование прекратил, выполнил левый разворот и пошёл в район города Ансю, где заметил 8 F-86, которые левым разворотом со снижением шли в атаку на группу майора Артемченко. Майор Щербаков резким разворотом влево пошёл на 8 F-86, которые заметили это и разворотом вправо ушли за береговую черту. В это время последовала команда с КП дивизии на посадку. Так в одном бою Виктор Благов одержал 2 победы над "Сейбрами"!

Самым удачным месяцем на этой войне, для Виктора Благова стал декабрь. Уже в начале месяца он одержал свою 4-ю личную победу. Это случилось 3 декабря. События того дня развивались таким образом: как обычно, сначала противник был обнаружен постами РТС корпуса. Это были 4 небольшие группы, по 15 - 20 самолётов в каждой, которые из районов южнее Пхеньяна выдвигались в район "Аллеи МиГов" с курсом 240 - 350°. Противник был обнаружен в 12:45, а уже в 12:58 с аэродрома Мяогоу начали взлёт лётчики 17-го ИАП в составе 20 экипажей под командованием майора Пулова. Задача полку была поставлена в воздухе: выдвигаться в район Вихен - Сенсен на высоте 8000 метров и прикрыть его от проникновения в данный район самолётов противника. Как обычно, в ударную группу входили экипажи 1-й и 3-й АЭ, в составе 8 и 4 экипажей соответственно. Чуть сзади, на дистанции 1000 метров и с превышением на 800 метров летела прикрывающая группа лётчиков 2-й АЭ в составе 8 экипажей.

При пересечении реки Ялуцзян с курсом 110° капитан Сутягин заметил впереди, справа на одной высоте и выше группу до 16 самолётов F-86 и проинформировал об этом командира группы. Противник шёл справа налево с набором высоты. Пулов подал команду сбросить бачки и начал доворот влево на противника, но с командного пункта была дана информация: "Это свои, вам прикрыть район Вихен - Сенсен". Командир группы стал разворачиваться вправо в район прикрытия, тем самым подставил свой хвост противнику. В момент поворота влево на противника Николай Сутягин заметил слева ниже на встречных курсах 8 F-86, которые следовали в направлении аэродрома Гисю. Николай Сутягин передал об этом по радио и левым разворотом со снижением пошёл за противником.

"Сейбры", заметив сближение пары Сутягина, начали выполнять левую наклонную петлю. Капитан Сутягин начал преследовать противника и на второй петле, сблизившись до дистанции 600 - 700 метров, открыл огонь по замыкающему "Сейбру", который левым разворотом перешел в крутое пикирование. В этот момент Николай Сутягин заметил вторую четвёрку "Сейбров", которые пикировали на его пару сзади и сверху, заходя на него с левой стороны. Николай Сутягин подал команду своему ведомому старшему лейтенанту Хрисанову: "Разворот влево!" и развернувшись энергично влево, они встретились с противников на встречных курсах. Старший лейтенант Хрисанов в момент левого разворота сорвался в штопор. Сделав один виток, он вывел самолёт и по команде ведущего вышел из боя.

Командир группы майор Пулов продолжал разворот вправо в район прикрытия. В этот момент справа, сзади, сверху была атакована замыкающая пара капитана Бычкова восьмеркой "Сейбров", которые на большой скорости проскочили вниз, и ушли в сторону моря. Выполнив правый разворот на 180° в районе прикрытия, Пулов заметил справа, ниже на встречно-пересекающихся курсах 4 F-86. Пулов выполнил левый разворот со снижением, начал преследовать противника, который уходил в сторону моря. Он преследовал противника до береговой черты, после чего выполнил левый разворот и пошёл в район города Гисю, где на высоте 7000 метров заметил пару "Сейбров", шедших на встречных курсах в сторону моря. Но атаковать их помешала команда с КП дивизии: "Выход из боя!" и пришлось бросить противника и уходить на свой аэродром.

Экипажи 3-й АЭ под командованием капитана Благова следовали в боевом порядке "колонна" за 1-й АЭ и при развороте вправо Благов заметил справа, выше себя пару "Сейбров", которые со снижением прошли под звено Благова и зашли в хвост старшему лейтенанту Тихонову из 1-й АЭ. Капитан Благов выполнил левый полупереворот и стал преследовать противника и, сблизившись до дистанции 600 - 700 метров, открыл огонь по ведомому F-86, дав 2 очереди. Затем капитан Благов проскочил ведомого "Сейбра" и, попав в струю ведущего, выполнил непроизвольную бочку, после чего противника потерял. Во время атаки, пара старшего лейтенанта Быкова прикрывала действие пары капитана Благова.

Воздушный бой наших истребителей с истребителями противника длился 10 - 12 минут. В результате воздушного боя капитан Сутягин с дистанции 650 метров, под ракурсом 3/4 сбил 1 F-86 и капитан Благов с дистанции 550 метров под ракурсом 1/4 сбил 1 F-86. Часть свою задачу выполнила. Правда, на земле при разборе было отмечено, что бой прошёл неорганизованно из-за плохого наведения. Приняв противника за своих, с рации наведения была подана информация идти в район Сенсен, тем самым группа была подставлена под удар противника. В этом бою капитан Сутягин серьёзно повредил F-86A № 49-1272 из состава 335-й FIS, который пилотировал лейтенант Мартин Бэмбрик (Martin Bambrick), а капитан Благов повредил F-86E № 50-0684 из состава 334-й FIS.

Свою последнюю победу в корейском небе капитан Благов одержал в бою 18 декабря: во второй половине дня в 14:43 состоялся второй боевой вылет полка на перехват самолётов противника. Полковую группу, состоящую из 18 экипажей возглавил подполковник Пулов. В районе Ансю наша группа встретилась с 16 F-86 и завязала с ними бой. Капитан Благов возглавлял 3-ю АЭ в составе 8 экипажей и провёл успешный бой с 8 "Сейбрами", поразив одного из них. Вскоре противник вышел из боя, и наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. За успешные бои в декабре месяце и руководство АЭ в бою, капитану Благову 21 декабря было присвоено очередное воинское звание майор. После этого в конце декабря Виктор Благов получил 2 недели отдыха в санатории.

Вернувшись в часть с 12 января вновь приступил к боевой работе, но уже с новым ведомым - капитаном Александром Быковым с которым выполнил с десяток боевых вылетов. 20 января майор Благов убыл в 18-й ГИАП на должность помощником командира полка и последние боевые вылеты в корейском небе выполнил уже в составе нового полка.

В итоге, Виктор Благов совершил в небе КНДР около 130 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 4 самолёта противника (ещё 1 победа не получила официального подтверждения).


Список известных воздушных побед В. А. Благова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
30.06.19441  ФВ-190Зелёный Городок"Аэрокобра"
29.10.19441  ФВ-190Приэкуле
21.12.19441  ФВ-190южнее аэродром Салдус

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0;  боевых вылетов - 160;  воздушных боёв - 15.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
29.11.19511  Ф-86Тэйсю 
1  Ф-86 
03.12.19511  Ф-86ГисюПовредил F-86E № 50-0684 из состава 334-й FIS 4-го FIW
18.12.19511  Ф-86район реки Ялуцзян 

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0;  боевых вылетов - 130;  воздушных боёв - 50.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д