Башман Анатолий Тарасович
Родился 28 февраля 1923 года в селе Ново-Александровка, ныне Нижнесерогозского района Херсонской области (Украина). В 1938 году окончил 8 классов средней школы в селе Веселовское. С февраля 1940 года по 18 ноября 1942 года проходил обучение в Качинской военной авиационной школе пилотов. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1942 года по декабрь 1944 года. Был пилотом, а с 30 июля 1943 года - командиром звена 963-го ИАП (144-я ИАД ПВО, Южный район ПВО). Летал на "Харрикейне", Як-1, Як-7 и Як-9. Побед не имел. С 7 октября 1946 года лейтенант А. Т. Башман - командир звена 148-го Гвардейского ИАП (106-я ИАД, 19-я Воздушная истребительная армия, Северо-Западный округ ПВО). С 20 июня 1952 года майор А. Т. Башман - заместитель командира авиационного полка, он же лётчик-инспектор 16-го ИАП (97-я ИАД ПВО, 64-й ИАК). Участник боевых действий в КНДР в период с 21 января 1952 года по 28 августа 1952 года в качестве заместителя командира эскадрильи по политической части 148-го Гвардейского ИАП (97-я ИАД ПВО, 64-й ИАК), затем в качестве заместителя командира авиационного полка, он же лётчик-инспектор 16-го ИАП. Совершил около 80 боевых вылетов, провёл более 40 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника. После возвращения в СССР продолжил службу в составе 16-го ИАП. С 3 августа 1955 года по 30 марта 1964 года - старший лётчик-инспектор Отдела боевой подготовки и ВУЗов Управления 69-й Воздушной армии. С апреля 1964 года - на такой же должности в Управлении авиации Киевского военного округа. С 18 сентября 1968 года - начальник службы безопасности полётов 69-й Воздушной армии. С 7 мая 1969 года подполковник А. Т. Башман - в запасе. Проживал в Киеве (Украина). Умер 31 декабря 1980 года. Награды: медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), ордена Ленина (14.07.1953 г. и 25.09.1953 г. - за бои в Корее), ордена Красной Звезды (04.06.1955 г. и 30.12.1956 г.), орден Красного Знамени (23.01.1957 г.). * * *Одним из асов в составе 97-й ИАД ПВО стал замполит эскадрильи 148-го ГИАП капитан Башман Анатолий Тарасович. Он прибыл в Китай уже довольно опытным лётчиком: участник Великой Отечественной войны с ноября 1942 года и до января 1945 года. Воевал в 963-м ИАП ПВО. В состав 148-го ГИАП ПВО лейтенант Башман попал в октябре 1946 года в должности командира звена. В составе данного Гвардейского авиаполка освоил реактивную технику и к началу 1952 года уже был на должности заместителя командира АЭ по политической части, в звании капитан. Воевать в корейском небе он начал в составе 3-й АЭ, которой командовал Герой Советского Союза майор В. М. Дудниченко. Первую победу полка одержал 3 февраля лётчик 3-й АЭ командир звена Прокопий Дубино, сбивший первого F-86 в составе полка. В февральских боях было не так много побед, да и потерь почти удалось избежать, а вот в марте месяце наступили "жаркие деньки" для всего полка. Вылеты на боевые задания следовали одни за одним, и почти каждый сопровождался боями. Участвовал в них и капитан Башман. Ему далось в мартовских боях открыть счёт своим победам в корейском небе. Это произошло 20 марта во второй половине дня. На отражение налёта противника было последовательно поднято несколько групп самолётов 148-го полка. В период 16:02 - 16:30 полк вёл бои с группами F-86 в районе Гисю - Бихен. В этом бою было лётчиками полка было сбито 4 F-86, без своих потер. Одного из "Сейбров" в этом бою сбил и капитан Башман и согласно полковым документам, тот упал в районе Тецузан. Правда, американское командование отрицает потери своих F-86 в этот день. Самым удачным для Анатолия Тарасовича выдался апрель месяц, в котором ему удалось пополнить свой боевой счёт ещё на 3 уничтоженных самолёта противника. Первую свою апрельскую победу он одержал 2-го числа: "...в период 8:40 - 8:42 группа из 18 МиГ-15 под командованием майора Дудниченко провела воздушный бой в 9:15 в районе Сакусю с 4 Ф-86. Дудниченко с дистанции 300 метров сбил Ф-86, который взорвался в воздухе. Осколки найдены на берегу реки Ялуцзян западнее Сунхунгдонг в 3 км. Капитан Башман с дистанции 200 метров сбил другой Ф-86, который упал северо-западнее Сунхундонг в 8 км". В этот день лётчики 148-го полка вели с пилотами 51-го FIW и нанесли им существенные потери, сбив 2 F-86E и повредив ещё 1 F-86E из состава этого авиакрыла. Предположительно капитан Башман в этом бою повредил F-86E № 50-0602, которому удалось дотянуть до своей базы, и позже он был восстановлен. На следующий день Анатолий Башман вновь отличился в бою с "Сейбрами": в этот день лётчики 148-го ГИАП в течение дня провели несколько стычек с группами F-86 и заявили о 4-х победах над "Сейбрами", 3 из которых сбили лётчики 3-й АЭ, в том числе одного "Сейбра" сбил капитан Башман. Американская сторона день спустя признала потерю только одного своего F-86E № 51-2733 из состава 16-й FIS 51-го FIW пилот, которого 1-й лейтенант Джон Ласки (John H. Laskey), который погиб, совершая вынужденную посадку. Свою очередную победу капитан Башман одержал 2 дня спустя - 6 апреля 1952 года. В этот день вновь было жарко в "Аллее МиГов" и воздушные бои продолжались весь день. Только лётчиками 148-го полка было заявлено о 5 победах над "Сейбрами", при одной своей потере. При этом лётчиками 3-й АЭ были сбиты 2 F-86, один из которых на счету капитана Башмана. Однако как обычно американцы отрицают потери своих F-86 в этот день. Но есть предположение, что в этот день лётчики 148-го ГИАП перехватили не группу "Сейбров", а группу "Тандерджетов" из состава 154-ой FBS 136-го FBW и одного из них сбили. За отличные результаты в апрельских боях 24 марта приказом по дивизии Анатолию Башману было присвоено очередное воинское звание майор. Свою последнюю победу в корейском небе он одержал 31 мая 1952 года. На этот раз лётчики полка перехватили несколько групп поршневых штурмовиков F-51D, которые осмелились войти в район действия "МиГов", за что и поплатились. Только лётчики 148-го ГИАП заявили о 4-х уничтоженных "Мустангов" в этот день, один из которых на счету майора Башмана. Это была его 5-я официально засчитанная победа в небе Северной Кореи, и тем самым он заслужил статус очередного аса в составе 64-го ИАК в этой войне! Американская сторона признаёт потерю в этот день только одного своего тактического разведчика RF-51D № 44-84638 из состава 12-й FBS 18-го FBW, пилот которого 1-й лейтенант Пол Нисс (Paul R. Kniss) спасся на парашюте, но угодил к северокорейцам в плен. В середине июня 1952 года майор Башман был назначен заместителем командира авиаполка, он же инспектор-лётчик 16-го ИАП (97-я ИАД) и последние боевые вылеты совершил уже в составе 16-го полка ПВО. Всего майор А. Т. Башман совершил в небе Кореи около 80 боевых вылетов, участвовал в более 40 воздушных боях, в которых лично сбил 5 самолётов противника. За успешно выполненные боевые задания, а также мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, награждён двумя орденами Ленина. Добейся Анатолий Тарасович ещё одной - двух побед, с большей долей уверенности можно предположить, что ему бы присвоили такое же высокое звание Героя Советского Союза, как и майору Бойцову из "братского" полка! Список воздушных побед майора А. Т. Башмана в Корейской войне:
Н а з а д |