Бахаев Степан Антонович
Родился 2 февраля 1922 года в селе Двуречки Липецкого района Воронежской области. Окончил начальную среднюю школу и школу ФЗУ в городе Липецке в 1940 году. Работал доменщиком на Новолипецком металлургическом заводе, учился в местном аэроклубе. С января 1941 года - курсант Краснодарского ВАШП, которое окончил в марте 1943 года в звании младшего лейтенанта. С 30 марта 1943 года пилот 6-го ЗАП Приволжского Военного округа. С 4 мая 1943 года - лётчик, с 24 января 1944 года - командир звена 515-го ИАП. Участник Великой Отечественной войны с августа 1943 года в составе 515-го истребительного авиационного полка (193-я ИАД, 13-й ИАК, 16-я Воздушная армия) в должности старшего лётчика и командира звена, летал на Як-1 и Як-9. К маю 1945 года старший лейтенант С. А. Бахаев совершил 112 боевых вылетов, в 28 воздушных боях лично сбил 12 и в составе группы 3 самолёта противника. Во время боевого вылета 18 марта 1945 года был легко ранен осколками снаряда в обе ноги и кисти рук. С 21 октября 1947 года по октябрь 1955 года продолжал службу в составе 523-го ИАП (303-я ИАД). Затем продолжил службу на должности старшего инструктора-лётчика 303-й ИАД (54-я Воздушная армия). С 30 декабря 1958 года помощник командира по огневой и тактической подготовке 18-го Гвардейского ИАП (11-й САК, 1-я Отдельная Дальневосточная армия). Охраняя воздушные границы Родины, в декабре 1950 года сбил самолёт-нарушитель В-29 на Дальнем Востоке. С марта 1951 года принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове 1950 - 1953 годов, в качестве заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи в составе 523-го ИАП. За период с июня 1951 года по февраль 1952 года капитан С. А. Бахаев совершил 180 боевых вылетов с налётом 143 часа 25 минут, участвовал в 63 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника. 13 ноября 1951 года удостоен звания Героя Советского Союза. С октября 1959 года майор С. А. Бахаев - в запасе. С 1962 по 1973 годы работал в учебном центре ДОСААФ в городе Богодухов (Харьковская область Украины). Умер 5 июля 1995 года. Награды: орден Отечественной войны 1-й степени (23.11.1943 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (22.08.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 2-й степени (05.02.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (15.06.1945 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 9288 (13.11.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (13.11.1951 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (22.02.1955 г. - за налёт в СМУ), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (23.01.1957 г. - за освоение новой техники), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы). * * *Война в Корее 1950-1953 годов привнесла в историю воздушных войн фамилии нескольких десятков асов-"реактивщиков". Причём интересно, что большая часть советских асов имела опыт Великой Отечественной войны. Однако отдельное место в этом списке занимает "ас № 9" этой войны Степан Антонович Бахаев, на счету которого кроме 15 сбитых в Великую Отечественную войну самолётов числится и 11 сбитых в Корее и даже один американский разведчик-нарушитель границы! Степан Бахаев родился 2 февраля 1922 года в селе Двуречки, ныне Грязинского района Липецкой области, в семье крестьянина. Он был младшим из 4-х детей. Семья жила очень бедно и неудивительно, что Стёпа, окончив 7 классов подался в город - искать лучшей доли. Ему удалось поступить в плодово-ягодный техникум, однако вскоре он заболел тифом и был отчислен за непосещаемость. Для того, чтобы прожить не оставалось ничего другого, как устроиться газовщиком на Липецкий металлургический завод. Ведя полуголодное существование, по совету кого-то из старших товарищей он записался в местный аэроклуб. Дело в том, что в те времена для привлечения молодёжи в аэроклубах ещё и кормили! Попутно Бахаев посещает и вечернюю школу ФЗУ. В аэроклубе курсанты изучали теорию полёта, самолёт У-2. Качество подготовки было достаточно серьёзным - например, при выпуске в 1940 году Степан успел сделать 140 полётов на У-2. И когда в октябре 1940 года его забирают в армию вопросов о том, где он будет служить, не было - увидев его послужной список, военком выписывает направление в лётную школу. Так в январе 1941 года простой липецкий парень становится курсантом Краснодарской военной авиационной школы пилотов. К началу войны он смог только начать теоретическое обучение, а потом была эвакуация. Несмотря на тяжёлые условия к моменту окончания училища курсант Бахаев смог освоить Ут-2, УТИ-4, И-16 и Як-1. Выпускная характеристика гласила: "Техника пилотирования на самолёте УТИ-4 и И-16 - отличная. Теоретическая учеба - отличная. Решителен, инициативен и требователен. Дисциплинирован. Лётным делом интересуется, в полетах вынослив. Целесообразно использовать пилотом в истребительной авиации". Таким образом, молодой лейтенант получил направление в 515-й истребительный авиаполк, в который прибыл летом 1943 года. Стоит отметить, что на тот момент полк был вооружён самолетами Як-1 и базировался в городе Белгород (район Курской дуги). Командовал полком майор Громов Георгий Васильевич. Полк на тот момент входил в состав 294-й ИАД, и участвовала в боевых действиях на Воронежском фронте, имея на вооружении истребители Як-1 и Як-7Б. После недолгой раскачки молодой лётчик был брошен в бой. Уже за август месяц в его лётной книжке появились записи о 8 боевых вылетах и участии в одном воздушном бою, в котором группой был сбит корректировщик FW-189. Подробности этого боя удалось установить по полковым документам. Вечером на перехват "рамы" в районе Чугуев - Горб была поднята тройка лётчиков 515-го ИАП во главе с ведущим младшим лейтенантом М. Ф. Трясак. В коротком бою корректировщик был сбит, а победа была записана как групповая на счета всех участников этого боя: младших лейтенантов Трясак, Никуленкова и Бахаева. Дальше были бои под Харьковом, Полтавой, полк защищал плацдарм между городами Днепропетровском и Днепродзержинском. Свою первую личную победу Степан Бахаев одержал 10 сентября в районе села Трофимовка, что в Харьковской области. Будучи ведомым у младшего лейтенанта А. В. Никуленкова они вступили в бой с парой Ме-109: одного сбил ведущий, а второго сбил Бахаев. Оба вражеских самолёта упали в районе села Трофимовка в период с 12:20 по 12:25. После переформирования и перевооружения на Як-9Т в конце 1943 года в Харькове, полк перебазировался в Кировоград, а затем весной 1944 года воевал уже на территории Польши. Южнее Варшавы советские войска форсировали Вислу и заняли плацдарм, который лётчики полка защищали с воздуха. К этому времени 515-й ИАП вошёл в состав 193-й ИАД (с февраля 1944 года), которая вошла в состав вновь сформированного в декабре 1943 года 13-го ИАК РВГК под командованием генерал-майора Сиднева Бориса Арсеньевича. После непродолжительного перерыва в наступлении, в январе 1945 года началось стремительное продвижение советских войск на Радом, Лодзь, Познань и в феврале они вышли на Одер к городам Франкфурт и Кюстрин. На тот момент старший лейтенант Бахаев уже был очень подготовленным лётчиком, имевшим на своём счету 10 сбитых самолёта противника. Эти успехи были отмечены и командованием и на груди Степана красовались орден Отечественной войны 1-й степени (награждён 23.11.1943 г.) и орден Красного Знамени (28.08.1944 г.). Особенно отличился полк в боях над Померанией. Приказом ВГК в марте 1945 года, соединениям и частям, отличившимся при прорыве обороны противника восточнее города Штаргард и овладении городами Бервальде, Темпельбург, Фалькенбург, Драмбург, Вангерин, Лабес, Фрайенвальде, Шифельбайн, Регенвальде и Керлин, присвоено почётное наименование "Померанских". В числе отличившихся частей был и 515-й ИАП, также получивший это почётное наименование. Особенно стоит отметить один бой, который получил широкую известность. 28 февраля 1945 года для удара по вражескому аэродрому Финовфурт вылетели 20 штурмовиков Ил-2, 18 истребителей группы прикрытия и 12 истребителей ударной группы. Задание нужно было выполнить в конце дня за час до наступления темноты. Когда ударная группа прорвалась вперёд, чтобы блокировать аэродром, встретила 10 самолётов противника, подходящих к аэродрому для посадки и атаковала их. Внезапной атакой летчики 515-го ИАП сбили 3 самолёта (причём один Ю-87 пошёл на счёт старшего лейтенанта С. А. Бахаева). Немецкие зенитчики огонь не открывали, боясь попасть в своих. Около 19 часов к аэродрому группами стали подходить штурмовики. Они наносили удары по стоянкам самолётов, зенитным точкам, складам. Всего по советским данным истребители повредили на земле 10 и сбили в воздухе 7 самолётов противника. В книге "Крылья победы" командующий 16-й Воздушной армии маршал авиации С. И. Руденко дает высокую оценку действиям летного состава в этот период. Свои последние победы Степан Бахаев одержал 18 марта 1945 года, когда группа лётчиков 515-го ИАП прикрывая свои войска, перехватили большую группу штурмовиков FW-190 в районе Штеттин - Альтдамм в 18:30 и в 10-минутном сражении, рассеяли эту группу уничтожив 5 самолётов противника, без своих потерь. Двух "Фоккеров" с бомбами сбил сам Бахаев, ещё 2 уничтожил младший лейтенант Рысин и ещё один "Фоккер" на счету лейтенанта Косенко. Так лётчики 515-го ИАП предотвратили бомбардировку своих войск. 28 апреля 1945 года полк перебазировался на Берлинский аэродром Темпельгоф. Вокруг аэродрома ещё находились очаги сопротивления немцев и потому лётчики постоянно обстреливались с крыш близлежащих домов. Первым на аэродроме, после разминирования посадочной полосы, приземлился командир полка майор Георгий Васильевич Громов со своим ведомым Юрием Дьяченко. Остальные экипажи приземлялись звеньями. Однако незамедлительно по самолётам был открыт шквальный миномётный огонь. И только после того, как по выявленным точкам отработали "катюши", полк смог начать освоение нового аэродрома, хотя ружейно-пулемётный обстрел не был редкостью и в дальнейшем. 30 апреля пал последний оплот фашизма - Рейхстаг. Над ним гордо реяло красное знамя. До конца войны оставались считанные дни. После взятия Рейхстага туда приехала группа лётчиков полка. Они оставили свои подписи на стенах и колоннах и, конечно же, сфотографировались на память. 2 мая не было вылетов. На аэродроме стояла тишина. Его готовили к приёму пленных немцев. В 16 часов аэродром заполнили побеждённые вояки гитлеровского рейха - всего 40 тысяч. Как пишут очевидцы: "Кого только здесь не было: солдаты, офицеры, генералы, предатели Родины - власовцы, бендеровцы, бульбовцы и прочая сволочь. Куда девался их воинственный вид? Смотрели кто понуро, кто угнетённо, кто злобно. Вскоре они были отправлены по назначению! Кто в лагеря для военнопленных, кто для дальнейшей проверки". С 6 мая вражеская авиация в воздухе больше не появлялась. А на следующий день лётчикам полка была поставлена ответственная и почётная задача: группа из 18 истребителей полка под командой майора Михаила Николаевича Тюлькина должна будет 8 мая 1945 года почётным эскортом в составе объединенной группы из 36 машин сопровождать и охранять "Дугласы" союзников, летящих на подписание безоговорочной капитуляции Германии. В состав группы попал и старший лейтенант Бахаев. Руководителем полётов 8 мая был назначен майор В. Н. Сухопольский, дежурным по полётам - лейтенант А. В. Никуленков. Технический состав тщательно готовил материальную часть, самолёты рассредоточены по 6 друг за другом, определены стоянки для прилетавших самолётов, проверялась работа радиостанций, уточнялся прогноз погоды. О состоянии готовности систематически докладывали командиру полка. В распоряжение дежурного была выделена автомашина "Виллис", на борту которой на русском, английском и французском языках было написано: "Рулить за мной!" 8 мая действия на аэродроме были чёткими и пунктуальными. Прибывали представители командования, журналисты, фотокорреспонденты. Дежурному по полётам Никуленкову пришлось встречать прибывших, докладывать о них и представлять их по необходимости командованию. Первым зашёл на посадку английский самолёт. Подъехав к нему, дежурный по полётам показал на борт автомашины с надписью: "Рулить за мной!". Английский лётчик кивнул головой, затем приземлились остальные самолёты и зарулили на отведённые им стоянки. Здесь же поблизости поставили большой стол, на котором были закреплены флажки 4-х союзных государств. Неподалеку играл духовой оркестр. Стояли представители нашего командования. Гостей встречал генерал армии В. Д. Соколовский. Позже всех прибыл "Юнкерс" без опознавательных знаков. Дежурный принял его и поставил на отведенное ему место. Из самолёта вышли в парадной форме немецкие генералы, прибывшие подписать акт о капитуляции: генерал-фельдмаршал Кейтель, адмирал флота Фридебург, генерал-полковник авиации Штумпф и сопровождавшие их офицеры. Вскоре самолётом прибыл А. И. Микоян. На большой скорости въехала на аэродром легковая автомашина. Из неё вышел Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Прозвучали гимны, прошёл почётный караул, затем все на автомашинах уехали подписывать акт о безоговорочной капитуляции. После подписания акта о капитуляции самолёты союзников взлетели с аэродрома Темпельгоф. Проходя над аэродромом, они покачали крыльями, а наши истребители почётным эскортом проводили их до Эльбы и благополучно возвратились. Последним улетел самолёт без опознавательных знаков. За 19 военных месяца С. А. Бахаев совершил (согласно официальным данным, отражённым в лётной книжке) 112 боевых вылета, принимал участие в 28 воздушных боях, в которых сбил 12 самолетов лично и 3 в группе. Он стал 3-м по результативности лётчиком полка за войну. Хотя боевые действия и закончились, но 515-й ИАП ещё до ноября 1947 года находился на территории Германии в составе оккупационных войск. Отгуляв отпуск, в феврале 1948 года Бахаев получает направление в 1-ю эскадрилью 523-го ИАП, который на тот момент базировался в Кобрине. Именно здесь родился и первый ребёнок молодой семьи - сын Валерий. Стоит отметить, что женой Степан Антоновича стала его односельчанка Мария Ивановна, которая работала медсестрой и потом стала верной спутницей жизни. В этот период началось перевооружение ВВС на реактивную технику и, лётчики 523-го полка начинают перевооружение на новенькие Як-15. Правда, в Белоруссии полк задержался недолго и уже в сентябре был переведён в Кострому, где лётчики освоили МиГ-15. Стоит отметить, что полк входил в состав 303-й истребительной авиадивизии под командованием Георгий Агеевича Лобова. Кроме 523-го в дивизии числились 18-й и 17-й ИАПы, которые находились в Ярославле. В августе 1950 года по решению командования дивизию стали готовить для переброски на Дальний Восток в Приморье, а потом в Китай. Абсолютно всем стало ясно, что, их готовят для разгоравшейся войне в Корее. Опасения подтвердил прибывший незадолго до оправки маршал Москаленко, который инструктировал лётный состав и попутно набирал "добровольцев" для поездки в Китай. Личный состав соединения выезжал из Ярославля железнодорожными эшелонами, вместе с самолётами. Офицерский состав ехал первым эшелоном в своей форме одежды, эшелоны шли вне графика, однако и тут сработала старая советская привычка и личный состав "назначили" физкультурниками. Правда, поездка прошла не без приключений - когда офицерский эшелон прибыл в город Уссурийск, то здесь начались обильные дожди, которые дали столько воды, что реки вышли из берегов и на линии Хабаровск - Уссурийск мосты были разрушены и эшелон с техническим составом и самолётами были отрезаны и задержались с прибытием в город Уссурийск на 20 - 25 дней. В итоге местом базирования 523-го ИАП определили аэродром Воздвиженка, который был залит водой, 18-го Гвардейского ИАП - аэродром Галёнки, а 17-го ИАП - аэродром Хороль. Интересно, что, несмотря на ожидания лётчиков на Дальнем Востоке дивизия задержалась до марта 1951 года. В Воздвиженке лётный состав проходил нормальную лётную подготовку, перемежавшуюся с постоянными вылетами на перехват нарушителей госграницы - с началом войны в Корее американские самолёты часто нарушали советское воздушное пространство. До поры до времени все столкновения заканчивались мирно, однако так продолжалось до 26 декабря 1950 года. В тот день поднятая по тревоге пара Бахаев - Котов перехватила американский разведчик, опознанный лётчиками как "В-29". Над мысом Сейсюра советские лётчики сбили нарушителя. Вот такой отчёт лёг на стол главнокомандующего ВВС СССР: "26 декабря 1950 года в 14 часов радиолокационные станции отметили приближение со стороны Кореи в направлении госграницы СССР неизвестного самолёта. По тревоге в воздух были подняты самолёты ВВС... Истребители в районе устья реки Тюмень - Ула (линия границы с Кореей) заметили приближающийся от мыса Сейсюра (Корея) американский самолёт Б-29, который, как потом доложили лётчики, сблизился с нашими истребителями и открыл огонь. В результате ответного огня наших истребителей на Б-29 загорелось левое крыло и самолёт, развернувшись в сторону моря, резко пошёл на снижение. Это подтверждается также данными радиолокационной станции. По утверждению наших лётчиков и заключению штаба ВВС американский самолёт Б-29 сбит и упал в море в 50 милях южнее мыса Сейсюра. Следует отметить, что 27 декабря с утра американские самолёты Б-29 группами по 2 - 4 машины летали в районе падения самолёта. Генерал-лейтенант Петров". Правда, после того как американцы заявили официальный протест, и началось расследование, командир полка предпочёл скрыть сам факт боя, приказав уничтожить плёнку с ФКП и, о нём стало известно только в 1980-х годах. К этому стоит добавить, что американцы до сих пор не сообщают, кто был сбит в районе советско-корейской границы 26 - 27 декабря 1950 года. Видимо экипаж RB-29 (хотя речь может идти и о RB-50 и о PBY "Прайвитер" и спасательном В-17 - наши лётчики все четырёхмоторные американские машины определяли как "Б-29") выполнял какое-то секретное задание и до сих пор этот инцидент засекречен. В этом вылете ведомым у Бахаева был старший лейтенант Николай Кузьмич Котов. Он погиб в Китае во время выполнения тренировочного полёта 11 мая 1951 года, похоронен на русском кладбище в городе Дальний (Китай). Правда, произошло это уже в составе 17-го ИАП 303-й ИАД, куда его перевели за месяц до этого в качестве пополнения. Весь следующий день советские пограничники наблюдали невероятную активность американской авиации в районе сбития разведчика - видимо, янки проводили спасательную операцию. Ясное дело, что после этого инциденты полёты американских самолётов вдоль границы на какое-то время прекратились. В конце марта началась переброска дивизии в Китай. 25 марта 1951 года 303-я ИАД в полном составе прибыла в город Мукден, где обосновалась на местных аэродромах. Лётчикам 523-го ИАП достался аэродром "Мукден - Восточный". Уже 3 апреля 1951 года на аэродроме "Мукден - Восточный" советские лётчики начали облёт прибывших железнодорожным эшелоном собранных самолётов. Одновременно началась и усиленная лётная подготовка к будущим боевым действиям. 28 мая полк перелетел на аэродром Мяогоу, который китайцы построили за рекордный срок - один месяц. За это время была проведена поистине титаническая работа - сделана бетонная полоса длинной 2,5 км и рулежные дорожки к капонирам. Аэродром находился в 10 - 15 км от реки Ялуцзян, которая разделяла Китай и Корею. Стоит также отметить, что на 4 июня в составе полка числилось: лётчиков - 35 (налицо - 34), самолётов МиГ-15 - 30 (все исправны). Согласно документам боевая задача полку была поставлена следующая: "Авиацию противника уничтожать в зонах севернее 38 параллели. Зона № 1: Дадунгоу - Оциори - Тайсен - Тхянгдю; Зона № 2: Оциори - Токузанри - Токусен. Вести бои южнее рубежа Пхеньян - Гензан и выходить на береговую черту Корейского Залива - запрещается!". Практически сразу лётчики полка оказались втянуты в круговерть боёв. Свой первый бой с американскими лётчиками, пилоты 523-го ИАП провели 18 июня, когда 2 звена МиГ-15 под командованием подполковника А. Н. Карасёва в районе Кидзио в 9:35 на высоте 8500 метров встретили 8 истребителей F-86, которые намеривались атаковать ведущее звено нашей группы. Однако у американцев не получилось неожиданной атаки: наши лётчики вовремя обнаружили противника, и перешли на вертикальный маневр, в котором "МиГи" были сильнее "Сейбров". В итоге после 14 минут сражения, противник был вынужден покинуть поле боя и, лётчики 523-го ИАП остались полными хозяевами положения и, победа осталась за нашими лётчиками. По итогам фотоконтроля, 3-м участникам этого боя (подполковнику Карасёву, капитану Пономарёву и старшему лейтенанту Яковлеву) были записаны победы над 3 F-86. У нас был повреждён самолёт Яковлева, который благополучно вернулся в Мяогоу. Однако Степан Бахаев впервые встретился с американскими лётчиками в бою только через 5 дней - 23 июня. В этот день лётчики 523-го ИАП совершили 2 полковых вылета, и оба с боями. Первый вылет был утром в 9:00 для прикрытия выходящих из боя лётчиков двух других полков 303-й ИАД. Другой был под конец дня в 17:55 для прикрытия объектов вдоль железной дороги Аньдун - Ансю. При этом было проведено 2 воздушных боя с небольшими группами "Сейбров" (12 и 8 самолётов) и оба раза победу праздновали лётчики 523-го ИАП: в каждом из этих боёв, было сбито по одному F-86 и оба они на счету капитана Тюляева. У нас был повреждён только самолёт капитана Митрофанова, но он благополучно вернулся на свой аэродром. Но самый удачный и результативный бой лётчики 523-го ИАП провели на следующий день - 24 июня. Рано утром в 4:20 на перехват самолётов противника в район Бихен - Ансю несколькими группами вылетел весь 523-й ИАП в составе 29 экипажей, под общим командованием подполковника Карасёва. Степан Бахаев вылетел чуть позже в 4:22 в составе 10 экипажей своей 1-й АЭ под командованием майора А. П. Трефилова. А дальше слово документу: "Воздушный бой эскадрильи (10 МиГ-15) под командованием командира эскадрильи Гвардии майора Трефилова с 16 самолётами Ф-80 в районе Ансю 24.06.1951 года. 8:13 по данным РТС в районе Созан было обнаружено 16 самолётов Ф-86, которые на высоте 5000 метров следовали в район Ансю. 8:22 по команде с КП части 1-я АЭ в составе 10 МиГ-15 под командованием командира эскадрильи Гвардии майора Трефилова произвела боевой вылет на перехват штурмовиков противника в районе Ансю. 8:19 майор Трефилов, следуя своей группой на высоте 6000 метров в боевом порядке левый пеленг звеньев 10 км юго-западнее Ансю на высоте 1500 - 2000 метров увидел до 16 самолётов Ф-80, которые наносили бомбово-штурмовые удары по ж.д.станции Ансю и вступил с ними в бой составом всей группы. Гвардии майор Трефилов своей шестёркой пошёл на сближение с 6 Ф-80, сблизившись с четвёркой Ф-80 на дистанцию 650 метров его ведомый старший лейтенант Шальнов открыл огонь под ракурсом 2/4 по левому ведомому самолёту. Четвёрка Ф-80 заметила атаку наших истребителей и переворотом ушла в море. При преследовании 4 самолётов Ф-86 Гвардии майор Трефилов сзади себя 2 - 3 км увидел 4 Ф-80, которые пытались атаковать его шестёрку сзади. Трефилов правым боевым разворотом с набором высоты вышел из-под атаки 4 Ф-80. Выйдя из разворота майор Трефилов впереди 1,5 - 2,0 км увидел 2 Ф-80, с парой капитана Бахаева пошёл на сближение с ними, сблизившись на дистанцию 550 метров под ракурсом 1/4 открыл огонь по ведомому самолёту. Пара Ф-80 заметила атаку наших истребителей и стала в левый вираж. Гвардии майор Трефилов продолжал преследовать её на вираже. Пара Ф-80 выйдя из виража переворотом ушла за береговую черту. Гвардии майор Трефилов своей парой продолжал поиск самолётов противника в заданном районе боя. Капитан Бахаев, следуя за парой Гвардии майора Трефилова, левее себя 1,5 - 2,0 км увидел 2 Ф-80 и пошёл на сближение с ними. Проскочив противника на встречно-пересекающихся курсах, капитан Бахаев произвёл левый боевой разворот, а пара Ф-80 произвела правый разворот. Капитан Бахаев своей парой зашёл сзади сверху к паре Ф-80. Сблизившись на дистанцию 500 метров капитан Бахаев открыл огонь по ведомому самолёту, в результате атаки самолёт сбит. Ведущий самолёт заметил атаку пары МиГ-15 переворотом с резким снижением ушёл за береговую черту. Капитан Бахаев из атаки вышел левым разворотом с набором высоты, после чего продолжил поиск противника в заданном районе. Пара старшего лейтенанта Разорвина при развороте Гвардии майора Трефилова вправо впереди себя 1 - 2 км и ниже 1000 метров увидела 2 Ф-80 и пошла на сближение с ними. Сблизившись на дистанцию 700 метров открыла огонь по ведущему пары. В результате атаки самолёт сбит. Ведомы пары Ф-80, заметив атаку пары МиГ-15, переворотом ушёл за береговую черту. Старший лейтенант Разорвин из-за атаки вышел правым разворотом с набором высоты продолжил поиск противника в заданном районе. При сближении шестёрки Гвардии майора Трефилова с 6 Ф-80 капитан Мазилов увидел 4 Ф-80, которые сзади пытались атаковать пару капитана Бахаева. Капитан Мазилов составом своего звена пошёл на сближение с ними. Сблизившись на дистанцию 300 метров ведомый капитана Мазилова старший лейтенант Шаталов открыл огонь по правому ведомому самолёту. В результате атаки, атакованный самолёт взорвался в воздухе. Самолёты Ф-80, заметив атаку наших истребителей стали в левый вираж. Капитан Мазилов составом своего звена преследовал противника на вираже, сблизившись на дистанцию 240 метров капитан Мазилов открыл огонь по ведущему второй пары Ф-80 под ракурсом 2/4. Самолёт сбит. Оставшаяся пара Ф-80 переворотом ушла в море. Капитан Мазилов из атаки вышел правым боевым разворотом с набором высоты, после чего продолжал поиск противника до получения команды на посадку. В процессе воздушного боя сбито 4 самолета Ф-80. Своих потерь нет. Воздушный бой проводился на высоте 1000 - 6000 метров в районе Ансю в течение 10 минут. Израсходовано: снарядов Н-37 - 92 штук, НС-37 - 208 штук. Боевой налёт 5 часов 31 минута. Погода в районе боя: облачность 8 - 10 баллов, перистая, видимость 8 - 10 км." Хотя американцы заявляют, что 24 июня они потеряли только один F-80 из состава 49-й ИБАГ, однако 4 дня спустя, 28 июня они списали ещё 4 своих F-80 из состава 8-й ИБАГ, записав их на счёт "зенитчиков" и в результате катастрофы. Однако эти заявления американцев вызывают большое сомнение, зная, как много своих машин американцы списывают на счёт зенитного огня, либо на разные другие "технические" причины, не желая признавать свои потери в воздушных боях с "МиГами"... 10 июля в городе Кэсон (КНДР), начались переговоры между представителями Северной и Южной Кореей. К этому времени фронт стабилизировался по 38-й параллели. Наступило затишье, как на земле, так и в воздухе. Лётчики 523-го ИАП изредка поднимались в воздух в июле месяце на перехват противника, но только однажды имели встречу с противником. То же самое происходило и в августе месяце: было совершено всего чуть больше 10 боевых вылетов и было всего 4 встречи с противником, которые закончились безрезультатно (только в одном бою 24 августа удалось сбить один F-86, однако было потеряно 2 самолёта полка и погиб один наш лётчик). 23 августа переговоры в Кэсоне зашли в тупик и, не достигнув договорённости стороны, прервали эти переговоры. После этого сразу активизировались боевые действия, как на земле, так и в воздухе. Американцы, заранее зная о неудаче в данных переговорах, уже с 18 августа начали совершать массированные налёты на узлы коммуникаций Северной Кореи, постепенно расширяя радиус проникновения своих самолётов в глубь территории КНДР. С конца августа произошло резкое наращивание воздушных сил со стороны войск ООН. Хотя основную тяжесть боёв по прежнему несли американцы в рапортах полка отмечены также схватки (и победы) над австралийскими "Метеорами". Так 18 августа 1951 года в 8:20 Бахаев с Дьяченко в районе Тайсен на высоте 10500 метров увидели 8 самолётов "Глостер-Метеор", которые следовали курсом 150°. "Метеоры" имели скорость 800 - 900 км/час, окрашены в тёмно-зелёный цвет. Самолёты ушли в море. Это была первая встреча советских лётчиков с самолётами этого типа в небе Кореи. После этой встречи, до всех лётчиков 64-го ИАК было доведено о том, что в небе Кореи появились двухдвигательные реактивные истребители английского производства. В этом вылете Степану Бахаеву не довелось померяться силами с новыми противниками, но вскоре лётчикам 523-го ИАП предстояли новые встречи с этими машинами. 19 августа произошёл большой бой лётчиков 523-го ИАП с группой F-86 в составе 24 машин в районе Тэйсю, в котором Степан Бахаев и Валерий Филимонов заявили о 2-х победах над "Сейбрами". Однако командование дивизии эти победы лётчикам не засчитало. Видимо, не были найдены места падения самолётов противника. Боевое и физическое напряжение возросло особенно в сентябре и октябре. Вылеты приняли массированный характер, в воздух поднимались с нашей стороны до 100 истребителей в составе полка, дивизии, а то и корпуса. А со стороны противника - до 500 самолётов разных типов, но большей частью - "Сейбров". Ожесточённый характер приобрели и воздушные бои. С 1 сентября 1951 года авиачасти 64-го ИАК развернули активные действия, против авиации США изменив при этом тактику противодействия в последующих сражениях. Она состояла в том, что наши лётчики передовой группой в составе одной АЭ атаковали "Сейбров", которые прикрывали боевые порядки ударных самолётов, стараясь зажать одного - двух F-86 и тем самым привлечь других "Сейбров" на выручку своим попавшим в беду товарищам. В это время несколько групп "МиГов", действуя строем колонной звеньев, атаковали боевые порядки ударных самолётов, которые направлялись для удара по объектам на территории КНДР. Эта тактика давала хорошие результаты: 19 сентября в воздушном сражении "МиГи" уничтожили 2 F-86 и 7 F-84, потеряв только один свой самолёт. И вновь, в этом сражении отличились лётчики 523-го ИАП, которые в этом сражении играли основную роль ударной группы. События в этот день развивались следующим образом: сначала в 10 часов утра лётчики полка провели успешный бой с группой F-86 в районе Тейсю, добившись 2-х побед, без своих потерь. Но главное сражение произошло после обеда в период 16:05 - 16:15 в районе города Сенсен (Сюкусен - Дзюнсен), когда полковая группа 523-го ИАП была наведена на большую группу истребителей-бомбардировщиков F-84 из состава 49-й ИБАГ, которые были без прикрытия "Сейбров", которых взяли на себя лётчики 17-го и 18-го авиаполков 303-й ИАД. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, лётчики 523-го ИАП атаковали звенья "Тандерджетов" и вскоре разгромили всю группу F-84, заставив их искать спасение в море. Однако 7 из них так и не добрались до спасительной воды и остались гореть на земле Кореи, 6 из них на счету лётчиков 523-го ИАП, причём командир полка подполковник А. Н. Карасёв в этом сражении сумел сбить сразу 3-х "Тандерджетов" - вот что значит мастерство и опыт Героя Советского Союза! В этом сражении отличился и капитан Степан Бахаев, который сбил своего 3-го американца в небе Кореи. Полк потерял в этом бою только один свой самолёт, но его пилот капитан И. И. Тюляев благополучно спасся на парашюте и вскоре вернулся в часть. Американцы вновь заявили, что в этом сражении потеряли только один свой F-84, что опять же вызывает большое сомнение. Так, Бахаев за сентябрь 1951 года совершил 24 боевых вылета, а в следующем месяце - ещё 23. И как следствие: в сентябре лётчик пополнил свой счёт на сразу на 3 победы, сбив по одному самолёту противника 19, 25 и 26-го, а вот в октябре кроме "Сейбра" (6-го числа) в его прицел попал и В-29. В тот памятный для всех лётчиков, которые "прошли" Корею, день в тяжёлом бою были сбиты сразу десяток "Суперкрепостей", одна из которых (B-29 № 44-86295) из состава 372-й бомбардировочной эскадрильи пошла на счёт Степана Бахаева. Хотя самолёт был записан в советских документах как очевидная победа, однако согласно американским данным самолёт всё-таки в бою был только повреждён и совершил аварийную посадку на аэродром Кимпо. Хотя самолёт сгорел полностью, из экипажа погиб только штурман. Это сражение вошло в историю воздушной войны в Корее, так как поставило "жирную точку" в боевой карьере знаменитого бомбардировщика В-29, который в прямом смысле ушёл в тень: после этого сражения с "МиГами" 64-го ИАК соединения САК вооружённые бомбардировщиками В-29, отказались от действия днём над КНДР, и перешли на действия только ночью. Как теперь точно известно, в отражении налёта авиации противника 23 октября на аэродром Намси, в котором принимали участие 10 - 12 бомбардировщиков В-29 из состава 307-го БАК, которых прикрывали 55 истребителей F-84 из состава 49-го и 136-го ИБАК и 34 истребителей F-86 из состава 4-го ИАК, принимали участие 84 советских истребителя МиГ-15бис 64-го ИАК, из состава 303-й и 324-й ИАД. Первыми ушли в воздух в 8:24 - 8:33 авиагруппы 303-й ИАД: 20 экипажей 17-го ИАП, 20 экипажей из состава 18-го Гвардейского ИАП и 18 экипажей 523-го ИАП. За лётчиками 303-й ИАД, по команде штаба корпуса через 15 минут стали взлетать самолёты 324-й ИАД. Полковую группу 523-го ИАП возглавлял майор Д. П. Оськин. Встреча с противником состоялась в 8:43 в районе Тайсен, когда на высоте 5000 метров была обнаружена группа из 9 В-29, которые шли под непосредственным прикрытием состоящее из 40 истребителей F-84, которых сверху прикрывали ещё около 10 истребителей F-86. По команде ведущего лётчики полка на большой скорости атаковали боевые порядки, как бомбардировщиков, так и прикрывавших их истребителей противника. Большая часть лётчиков полка прорвалась через боевые порядки истребителей прикрытия, и атаковали непосредственно бомбардировщики, проведя по ним от 2 - 3 атаки. При этом 4-м лётчикам полка удалось поразить свои цели. Особенно отличился командир группы майор Оськин, которому удалось поразить и поджечь сразу 2-х бомбардировщиков В-29. Степану Бахаеву под защитой своего верного ведомого Григория Дьяченко, также удалось сблизиться с одной из "Сверхкрепостей" (благо опыт стрельбы по этому типу самолёта у Бахаева уже был) и с дистанции 500 - 600 метров поджечь этот бомбардировщик и он начал снижаться в сторону моря южнее Тейсю. Всего в этом бою лётчики 523-го ИАП сбили 5 бомбардировщиков В-29 и 1 истребитель F-84. Свои потери составили 1 самолёт и пилот: уже возвращаясь на аэродром был сбит "Сейбрами - охотниками" самолёт старшего лейтенанта В. М. Хуртина, лётчик погиб. Так закончилось это грандиозное сражение для лётчиков 523-го ИАП, которые в этом сражении уничтожили почти половину самолётов противника из общего числа потерянных противником в этот день. Однако буквально на следующий день в воздушном бою был сбит ведомый Бахаева - Г. Х. Дьяченко и хотя лётчик удачно катапультировался, однако часть лётчиков полка была склонна относить эту потерю на недостаточную осмотрительность в бою, ведущего пары. После этого ведомым у Бахаева стал летать Константин Тимофеевич Шальнов. Кстати, забегая вперёд, стоит сказать, что и он был сбит, что привело к таким нелицеприятным словам, сказанным уже после войны Дьяченко: "Надо заметить, что Бахаев допустил дважды ошибочный маневр, в результате которых были сбиты его ведомые, - я и Шальнов после меня. Он обязан был всё видеть и не допустить этого. Нужно также сказать, что за всё время боевой работы в Корее, ни один из ведущих, тем более командир группы, не были сбиты [Ведущие пар сбивались, но командиры групп нет. Примечание авторов.], что означает их высокую боевую выучку и бдительность ведомых, но все, кто был сбит, - на совести ведущих. Многие из них увлекались в бою и забывали о своём ведомом". Но тут же отметим, что были и другие факты, которые свидетельствовали и о другой стороне Бахаева как ведущего группы. Вот что, например, вспоминал лётчик его звена Николай Григорьевич Коваленко: "Помню, как после выполнения задания, я в составе звена Бахаева был ведущим второй пары. Мы возвращались домой. Из разговоров по радио, можно было судить, что мы возвращаемся последними. Ведомым у меня был Иван Рыбалко. Я тут заметил, что нашу пару начали атаковывать четвёрка "Сейбров". Степан дал команду перейти направо. Но и после перехода, атаки "Сейбров" продолжались. К тому времени загорелась красная лампочка в кабине - горючего осталось только на посадку. Когда "Сейбры" вышли на дистанцию 800 метров, по команде Бахаева, я пошёл прямо, а ведущая пара стала выполнять левый боевой разворот. За ней пошла вся четвёрка "Сейбров". Я всё это видел и когда последняя пара "Сейбров" вошла в разворот, начал разворот и я своей парой. При этом удалось сбить одного "Сейбра", остальные ушли и мы вернулись на аэродром с пустыми баками..." К сказанному добавим, что это был бой, произошедший 22 октября 1951 года, когда Коваленко одержал свою единственную победу в небе Кореи, сбив F-86 в 25 км северо-западней Дзюнсен. Однако эта победа была одержана благодаря слаженному командованию в этом бою своим звеном её командира, который удачным маневров подвёл под удар своей второй пары звено "Сейбров" и не только смог избежать потерь в трудной ситуации, но и добиться победы над американцами. Конец года стал относительно спокойным для лётчиков полка - измотанные в октябрьских боях они стали подниматься в воздух всё меньше и меньше. Командование, прекрасно это, осознавая, отдало приказ об отправке попарно лётчиков в дома отдыха. В начале ноября отбыл и майор Бахаев. Вернувшись в часть в конце ноября, с новыми силами ринулся в бой. Так, только 5 дней ноября в его лётной книжке появились записи о 12 боевых вылетах, которые 5 раз, закончились воздушными боями. Однако и они были весьма результативными - на счёт лётчика пошли 2 сбитых американских истребителя - F-80 и F-86. "Шутинг Стара" Степан Бахаев сбил в районе Дзюнань: это был F-80 № 49-531 (пилот Du Briel Rafael из состава 36-й FBS 8-й FBW пропал без вести). А "Сейбра" капитан Бахаев сбил в 10 км юго-восточнее Дзюнсен: эту потерю американцы не подтверждают, скорее всего, Бахаеву удалось в этом бою только повредить этого F-86. Еще, будучи на отдыхе Степан Антонович узнал о радостном событии - присвоении звания Героя Советского Союза. Именно 13 ноября был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении большой группы "интернационалистов". На тот момент на счету аса, с учётом Великой Отечественной войны, было 23 победы. Достаточно напряженным, хотя и не результативным на победы был декабрь. Посудите сами, в 27 боевых вылетах только 8 раз Бахаеву удалось увидеть противника, что называется "в лицо". Однако в этих боях пополнить свой счёт ему не удалось. Зато новый 1952 год лётчик начал с победы, сбив в районе Дзюнсен очередной F-86. В этом бою, который состоялся в 10:20 в районе Ансю, сошлись 12 лётчиков 523-го ИАП и 18 пилотов F-86. В этом бою было сбито 2 "Сейбра", без своих потерь: одного сбил майор Г. У. Охай, а другого капитан Бахаев. Победу ведущего подтвердил ведомый Бахаева старший лейтенант Н. Г. Коваленко и власти КНДР. Однако американцы признали потерю в этом бою только одного F-86Е № 50-0635 из состава 16-й FIS 51-го FIW, пилот которого Logoyda John - погиб. А свою последнюю в Корее победу Бахаев одержал 18 января. Позже, его тогдашний ведомый, Шальнов вспоминал: "В тот день я вылетел вместе с Бахаевым на прикрытие своего аэродрома Мяогоу и тех самолётов, которые возвращались после выполнения задания и когда все приземлялись. Бахаев и я обследовали район на юг, километров 60. Обнаружили звено штурмовиков F-84 и атаковали их. Бахаев увлёкся своей целью, я чуть отстал от него и увидел вблизи F-84 у себя перед носом. Увлёкся преследованием ну и сбил его. Мне даже стало жалко этого американца, видимо не опытный был лётчик или не видел меня, так как ни какого маневрирования не проводил. Сейчас сожалею, что сбил его". Этот вылет был утром и обеим лётчикам было записано по одной победе: Бахаев сбил своего F-84 в 07:47 в районе Сюкусен - Ансю. В этом вылете 6 экипажей 523-го ИАП атаковали 10 самолётов F-84 и одного из них сбили. Эту победу подтверждают и американские источники, которые сообщают о потере F-84Е-30 № 51-669 из состава 49-го FBW. Это была "лебединая песня", так как вскоре полк и дивизию в целом стали готовить к выводу из Китая, и последней задачей стало введение в строй лётчиков прибывающей на смену 190-й ИАД ПВО. Самолёты были переданы в состав 256-го ИАП (190-я ИАД). Вместе с самолётами в состав этого полка был переведён в полном составе весь технический персонал 523-го ИАП, так как 256-й ИАП прибыл в Китай без своего технического персонала. Так техники и механики 523-го ИАП остались в Китае на второй срок боевой командировки. Последний вылет полк (хотя к тому времени в строю оставалось только 8 лётчиков) совершил 20 февраля 1952 года. А чуть ранее в прицел американцам попал ведомый Бахаева уже не раз упоминавшийся Шальнов. "11 февраля 1952 года, я как ведомый Бахаева, вылетели на боевое задание и были в группе прикрытия. День был безоблачный. Высота наша была 11000 - 12000 метров. После выполнения задания, вся наша группа производила посадку, а мы с Бахаевым сделали круг над аэродромом Мяогоу, но круг растянули на юг, километров на 20. И вот на высоте 12000 - 13000 метров повстречали 8 F-86, которые были выше нас. Мы с Бахаевым согласовали действия, если удастся завязать воздушный бой. На такой высоте радиус разворота 10 - 15 км. Когда разворачивались, заметили, что 2 F-86 разворачиваются навстречу с нами. В хвост зайти ни нам, ни им не удалось. Атаки были произведены на встречных курсах. Как всегда в разряжённой атмосфере невольное отставание ведомых. Ведущий F-86 удачно сманеврировал и готовился стрелять в Бахаева, а я в это время удачно нацелился на этот "Сейбр", который намеривался сбить Бахаева. Открыл прицельный огонь на встречном курсе и сбил его. Ну, а ведомый F-86, в это время хорошо вписал меня в свой прицел и сбил меня." По официальным документам бой выглядел следующим образом: "В 14:43 в 30 км вост. Дээгуандонг на Н:12000 м пара ГСС Бахаева была атакована 2 Ф-86 спереди - слева под ракурсом 1/4 - 2/4. Самолёт Шальнова загорелся, потерял управляемость и сорвался в штопор. На Н:7000 м. лётчик катапультировался и сел благополучно. Прибыл в часть". К началу марта летчики 523-го ИАП вернулись на аэродром базирования, оставив матчасть сменщикам. Всего за время боевых действий майор Степан Антонович Бахаев совершил 180 боевых вылета, налетав 143 часа 25 минут. Участвуя в 63 боях, им было сбито 11 самолётов противника - 3 F-80, 1 B-29, 2 F-84 и 5 F-86. К этому надо добавить, что с ноября 1951 года Степан Бахаев возглавил 1-ю АЭ полка и руководие ею до конца этой боевой командировки. После окончания корейской командировки Степан Антонович продолжал службу в составе 523-го ИАП на Дальнем Востоке. Освоил МиГ-17 и МиГ-17ПФ. Тут же в 1953 году родилась и дочь - Наталья. Всё, казалось бы, шло хорошо, но карьеру боевого аса оборвала тривиальная авиационная катастрофа. 26 апреля 1959 года майор Бахаев как инспектор полка по лётному делу в очередном ночном учебном вылете "вывозил" лётчика соседнего полка - капитана Алексея Александровича Свинтицкого, тоже участника Великой Отечественной войны и боёв в небе Кореи. Вот что о том злополучном вылете через много лет вспоминал Алексей Александрович: "Это было в апреле 1959 года, на сборах руководящего лётного состава в Воздвиженке. Я тогда был капитаном, заместителем комэска. И вот вылетаем мы на "спарке" с инспектором по технике пилотирования Степаном Бахаевым на ночную тренировку в облаках. Ну, отлетали, заходим на посадку. Снижаемся - полосы не видно. Всё закрыто плотным слоем тумана, наползающего со стороны залива Петра Великого (недалеко от Владивостока). Это называется "морской вынос" - с моря тащит влажный воздух и над прибрежной частью моря и сушей он начинает превращаться в туман. Один заход, второй - бесполезно. Направляют нас в Спасск Дальний на запасной аэродром. Прилетаем, а там та же история. "Будем вас по локатору заводить", - говорят. Стали искать операторов, а те то ли в самоходе, то ли ещё где - нет их. Заводят нас на посадку по радиопеленгатору... В общем, получилось так, что вместо полосы вывели нас точно на горный хребет Сихотэ - Алинь. Там безопасная высота полёта 2500 метров. "Выходите на посадочный курс, снижение 5 метров в секунду", - командуют с РП. Выпускаем шасси, выходим на посадочный... А я чувствую - не прошли мы ещё хребет, каким-то пятым чувством ощущаю... И, как выяснилось, предчувствие меня не обмануло... Держу снижение не 5, а 2 метра в секунду... Вдруг страшный удар (стойки шасси, как выяснилось позже, "срезало" вчистую - те метры, что я не добирал при снижении, оказалось, спасли нам жизнь), но самолёт летит. Резко идём в набор. Самолёт деформирован и его со страшной силой валит на крыло. Еле удерживаю педали - только убираешь ногу - тут же заваливается в штопор. Степан кричит: "Подожди, катапультируешься после меня". Дело в том, что если первым покинет самолёт передний лётчик, то напором воздуха может заклинить заднюю часть фонаря, и для того, кто сзади, полёт может кончиться плохо. Не так, как говорят лётчики-испытатели, стоя у разбитого самолёта: "Самолёт на земле, лётчики живы - полёт прошёл успешно!" Слышу, Степан "улетел". Только я ноги убираю на подножки (чтобы не отбило при катапультировании о козырёк кабины) - самолёт в ту же секунду "бросает" в штопор. Я его и так еле - еле удерживал... А прыгать из штопора дело крайне рискованное. Но другого выбора нет: сбрасываю фонарь, убираю ноги - а самолёт уже на втором витке штопора - жму на скобы катапульты... Не знаю, как мне повезло, но пролетел я между вращающимися частями самолёта очень удачно, не зацепив ни крыло, ни стабилизатор. И буквально через 3 секунды слышу мощный удар - самолёт "вписался" в сопку. Но не загорелся... Когда поисковики его нашли, увидели такую картину: передняя кабина смята в блин, а в задней мирно тикают бортовые часы... Только парашют раскрылся - и я почти тотчас повис на огромном кедре. Смотрю на часы - 23:30. Ну, думаю, теперь спешить особо некуда, высоко, внизу почти ничего не видно, зверье всякое бродит, а мы пистолеты не взяли - буду висеть здесь до утра. Погода мерзкая, моросит мелкий дождь, решил закурить. Только спичкой чиркнул, - слышу, Степан зовёт откуда-то снизу. Оказалось, ему повезло меньше - при приземлении так ударился спиной, что потерял сознание. Очнулся быстро и в темноте увидел вспышку спички... "Давай, - говорит, - спускайся". А там высота - метров 20 и ни одной ветки ниже 15! Ну, делать нечего, кое-как слетел я с дерева, повезло опять - склон, сугроб... Утром отправляемся в путь. Бахаев говорит: "Я поведу". Водил - водил, к вечеру на то же место притопали. "Мы, - говорит, - тут не были". Как же не были - то же дерево, тот же камень... В общем, взял я роль проводника на себя. Главное - выйти на звериную тропу. Она всегда приведёт к речке. А дальше уже просто. Короче говоря, не прошло и двух суток, как мы вышли к реке (а речка та, между прочим, называется Даубехе - Долина счастья) и нашли обитаемую пасеку. Дед с сыном натопили печку, медовухой отпоили, накормили рыбкой с сухарями... А на следующий день, когда мы уже через речку переправлялись, нашёл нас вертолёт. Так закончилось наше таёжное приключение..." Степан Антоновича сразу отправили в окружной госпиталь, где военные врачи признали растяжение позвоночника, и целых 3 месяца герой Кореи провёл, что называется на доске. Понятное дело, что после такого лечения вердикт врачей был однозначным - "к полётам не годен". Для Бахаева это был удар, который он с трудом перенёс. Посчитав количество налётанных часов, Герой Советского Союза с "чистой совестью" ушёл в отставку. Вместе с семьёй майор в отставке уехал в небольшой городок Богодухов, что в Харьковской области. Какое то время он отдыхал, занимаясь своим любимым делом - разведением садов, а с 1962 по 1973 год он работал в Богодуховском учебном центре ДОСААФ. Одновременно проводил большую пропагандистскую работу. Степан Антоновича как заслуженного ветерана Великой Отечественной войны (о войне в Корее предпочитали не упоминать, даже в некрологе, опубликованном в местной газете, указано, что с 1 апреля 1951 года по 1 марта 1952 года - "находился в спецкомандировке") часто приглашали участвовать в различных мероприятиях. Он встречался с передовиками сельского хозяйства, выступал перед воинами, рабочими, учащимися. Сын тоже пошёл по стопам отца и, окончив Харьковское военное авиационное училище, стал лётчиком. Степан Антонович вёл очень активный образ жизни - много времени проводил в лесу, рыбачил, любил охоту, но 2 войны давали о себе знать, и в 1980 и 1982 году он перенёс 2 инсульта. А 5 июля 1995 года сердце этого замечательного человека перестало биться... Ему шёл 74-й год. Авторы статьи: Игорь Сейдов и Михаил Жирохов. * * *Список известных воздушных побед С. А. Бахаева:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
26.12.1950 г. над мысом Сейсюр сбил американский самолёт-разведчик RB-29.
Н а з а д |