1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Антонов Павел Николаевич

15 побед

(15 + 0)
Антонов Павел Николаевич
  Флаг ВВС

Родился 15 января 1923 года в деревне Никифорово Щёлковского района Московской области. В 1938 году окончил 7 классов средней школы в деревне Соколово Щёлковского района. Затем работал токарем по металлу на заводе № 8 в городе Калининграде Московской области. Одновременно учился в местном аэроклубе. 25 апреля 1941 года призван в ряды Красной Армии и направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил летом 1942 года в звании сержанта. 21 июля 1942 года направлен в 14-й ЗАП и после двухмесячного обучения полётам на новых типах самолётов в ноябре 1942 года направлен в 9-й ИАП.

В апреле 1943 года получил первое офицерское звание - младший лейтенант. В августе 1943 года убыл на 2-й Украинский фронт в состав 304-й ИАД. Воевал в 9-м ИАП (с 27 октября 1944 года - 211-й Гвардейский ИАП). По июль 1944 года сражался на 2-м Украинском фронте, с 1 июля 1944 года по 9 мая 1945 года - 1-м Украинском фронте. Летал на "Харрикейне" и "Аэрокобре". Командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант П. Н. Антонов выполнил 152 боевых вылета, провёл 17 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 самолётов противника.

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу на должности командира эскадрильи в составе 211-го Гвардейского ИАП (2-я Воздушная армия). С 14 июля 1947 года - заместитель командира эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП (1-я Воздушная армия). С декабря 1949 года - командир 3-й эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП (64-я Воздушная армия).

В марте 1951 года Гвардии капитан П. Н. Антонов убыл в составе 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК) в правительственную командировку в КНР. Принимал участие в боевых действиях в КНДР с мая по декабрь 1951 года. В небе Кореи выполнил более 100 боевых вылетов и сбил 7 самолётов США, вернулся в Советский Союз в звании Гвардии майора.

С июля 1952 года - заместитель командира и лётчик-инспектор 23-го ИАП ПВО Московского военного округа. В октябре 1954 года Гвардии подполковник П. Н. Антонов назначен командиром 304-го ИАП ПВО. С 17 января по 1 сентября 1959 года обучался на курсах усовершенствования командного состава. С июля 1961 года Гвардии полковник П. Н. Антонов - в запасе. Проживал в городе Королёв Московской области. Умер в декабре 1985 года.

Награды: орден Красного Знамени (20.02.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (17.07.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Александра Невского (12.05.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (18.05.1945 г. - за бои в ВОВ), медаль "За боевые заслуги" (17.05.1951 г. - за выслугу лет), орден Красной Звезды (10.10.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (17.12.1951 г. - за бои в Корее), орден Красной Звезды (22.02.1955 г. - за полёты в сложных метеоусловиях), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (20.04.1957 г. - за освоение новой техники), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы).

*     *     *

3-й эскадрильи 18-го ГИАП командовал капитан Павел Николаевич Антонов. Это был уже довольно опытный командир, участник Великой Отечественной войны с августа 1943 года, одержавший 8 побед в той войне. В составе 18-го ГИАП служил с лета 1947 года и к моменту убытия в спецкомандировку в Китай, уже имел солидный налёт на реактивной технике. Очень хорошо о своём командире сказал бывший его однополчанин и участник Великой Отечественной и Корейской войн Шавша Игорь Иванович: "Я рад и благодарен командирам, моим воспитателям с 18-го ГИАП, особенно командиру эскадрильи, великому человеку и лётчику Антонову. Он настоящий воин и человек. По моим взглядам он должен был получить высокое звание Героя Советского Союза, но... Он прекрасно воевал в Отечественную, учил нас и прикрывал нас, защищал нас на земле и в воздухе". Под стать командиру был и личный состав эскадрильи: в её составе было 12 лётчиков вместе с командиром. Из них, только один не имел боевого опыта. Причём 5 из них участвовали в Великой Отечественной войне в составе одного полка - 18-го ГИАП и 4 имели личные победы на своём счету. Так что это был довольно дружный и слётанный коллектив, что помогало лётчикам, легко находить взаимопонимание в полёте. Всего лётчиками этой АЭ в небе Кореи было сбито, по данным командования дивизии, 25 самолётов противника. В составе этой АЭ статус аса получили 2 лётчика: сам командир эскадрильи П. Н. Антонов и его заместитель капитан Корниенко Николай Лукич.

Свою первую победу Павел Антонов одержал 6 июня 1951 года, под конец дня. В 18:15 в небо ушла первая группа "МиГов" полка в составе 8 экипажей, под командованием капитана Антонова, а вслед за ней через несколько минут ушли ещё 8 "МиГов" ведомые заместителем командира полка подполковником А. П. Сморчковым. В районе Сяренкан Антонов и его группа обнаружила четвёрку F-80, которые занимались штурмовкой автомобильной дороги в данном районе. Пилоты "Шутов" также обнаружили "МиГов", и сразу прекратив штурмовку, на малой высоте между сопок попытались уйти из-под атаки. Антонов дал команду разбиться на пары и преследовать противника. При этом повезло как раз командиру: Антонов обнаружил уходящего одиночного F-80 и атаковал его на встречном курсе, обстрелял его из пушек и поразил самолёт противника - недалеко он Сенсена тот врезался в землю и взорвался. Ещё одного "Шутинг Стара" сбила подоспевшая группа подполковника Сморчкова. Американская сторона признала потерю в данном районе только одного своего F-80 №49-737 из состава 16-й FIS 51-го FIW. Его пилот, успел катапультироваться и приземлиться недалеко он Сончона, где его подобрала спасательная служба ВВС США. Учитывая все обстоятельства этого боя, можно с уверенностью сказать, что этого F-80 сбил именно капитан Павел Антонов.

Свой победный счёт капитан Антонов продолжил 24 июня в районе Ансю. В этот день, с раннего утра в районе Ансю шли жаркие сражения с авиацией США лётчиков 303-й ИАД, в основном с ударной авиацией, которая пыталась парализовать транспортное движение по дорогам идущих от Аньдуня к Ансю. На этот раз полковая группа из 18 "МиГов" ведомая подполковником Сморчковым, встретилась с 12 F-86 и вступила с ними в бой. В ходе этого боя восьмёрка капитана Антонова вела бой с восьмёркой "Сейбров" и Антонову удалось зайти в хвост одному из "Сейбров" и с дистанции 800-600 метров поразить его, выпустив по нему две очереди снарядов. Он видел попадание своих снарядов в этот "Сейбр" и то, как тот тяжело и медленно перекачиваясь с крыла на крыло, стал уходить в сторону моря. Добить его не удалось, так как его самого попытались атаковать 2 "Сейбра" и помешали этому. Этот "Сейбр" стал второй официально засчитанной победой у капитана Антонова, хотя американская сторона не подтверждает потерю своих F-86 в этот день. Скорее всего, наш лётчик только повредил самолёт противника, и тому удалось вернуться на свою базу.

Уже на следующий день, лётчики 18-го ГИАП провели ожесточённый бой с большой группой "Сейбров" из состава 335-й FIS. Сражение произошло в 8:50 северо-восточнее Сенсена: группа из 28 "МиГов" полка, ведомая подполковником Александром Сморчковым, встретила в общей сложности 32 F-86 и вступила с ними в бой. Десятка "МиГов" ведомая капитаном Антоновым вступила в бой, атаковав одну из восьмёрок "Сейбров", при этом последние стали уходить пикированием вниз, но на преследовании, Антонов сблизился с замыкающей парой "Сейбров" и с дистанции 200 метров выпустил почти весь боекомплект по ведомому "Сейбру" и видел, что несколько снарядов попали в самолёт врага и тот с креном ушёл вниз. Но в это время пара капитана Нельсона Милтона (Nelson E. Milton) зашла в хвост паре Антонова и под удар попал его ведомый - старший лейтенант Николай Агеев. Его самолёт был повреждён и он был вынужден совершить вынужденную посадку в 2-х километрах от Аньдуня, но при этом самолёт столкнулся с земляной дамбой и разрушился. Старший лейтенант Николай Алексеевич Агеев скончался через несколько минут, не приходя в сознание.

Наши лётчики заявили о 4-х сбитых в этом бою, но эта победа была омрачена потерей товарища. Капитан Антонов записал на свой счёт ещё одного "Сейбра", но очень переживал гибель своего ведомого. Американская сторона не признаёт потерь своих F-86 в этот день, но наверняка несколько из них вернулись из этого боя повреждёнными.

5 июля 18-й ГИАП перелетел с аэродрома Аньдун на новую авиабазу в Мяогоу и стал базироваться вместе с другими двумя полками 303-й ИАД - временное участие лётчиков 18-го ГИАП в составе 324-й ИАД было на этом закончено. Бои между тем продолжались, но до сентября месяца удача в боях отвернулась от Павла Николаевича, и он никак не мог увеличить свой победный счёт. Только в первый день сентября капитан Антонов вновь одержал победу: в этот день лётчики 18-го ГИАП провели бой с группой "Сейбров" 335-й FIS и обе стороны заявили по одной победе. Причём ни наше командование, ни американское, не признаёт потери в этот день! Однако победы были записаны как командиру 3-й АЭ 18-го ГИАП капитану Антонову, так и командиру 335-й FIS майору Уинтону Маршаллу (Winton W. Marshall).

Свою 5-ю победу в корейском небе, Павел Николаевич добыл в конце октября 1951 года В этом месяце в "Аллее МиГов" шли упорные и ожесточённые сражения с соединениями В-29, которые рвались к своим целям в сопровождении десятков истребителей противника и в небе происходили столкновения более сотни самолётов одновременно. Вот в таком сражении 27 октября участвовали и лётчики 18-го ГИАП. На этот раз они выполняли задачу "чистильщиков" и должны были взять на себя передовой заслон, обычно состоящий из двух десятков "Сейбров". Так всё и вышло: лётчики 18-го полка вступили в бой с передовым заслоном истребителей противника и в этом бою отличились лётчики 3-й АЭ, сбившие двух F-86 - их записали на счёт командира Антонова и его заместителя капитана Николая Корниенко. Так Павел Николаевич Антонов стал очередным асом в составе 64-го ИАК.

В следующем ноябре месяце, уже получивший повышение в звании, майор Павел Антонов одержал 2 свои последние победы в корейском небе. Сначала он 2 ноября в бою со смешанной группой австралийских "Метеоров Mk.8", которых прикрывали "Тандерджеты", сбивает одного F-84. Затем в большом сражении лётчиков 303-й и 324-й дивизий с множеством небольших групп ударных F-80 и F-84, прикрытых "Сейбрами", лётчики 3-й АЭ сбивают 2 F-84, один из которых на счету командира 3-й АЭ майора Антонова - это была его 7-я победа в корейском небе!

Декабрь месяц стал последним в боевой карьере Павла Николаевича: в середине месяца у него ухудшилось физическое состояние, чувствовал сильные боли в сердце, и командование дивизии решило отправить его на лечение и отдых в Советский Союз. Всего в небе Кореи Павел Николаевич совершил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях официально сбил 7 самолётов ВВС США, за что был удостоен двумя наградами Родины: орденом Красное Знамя и орденом Ленина.


Список известных воздушных побед П. Н. Антонова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.10.19431  Хе-111западнее Новая Прага"Аэрокобра"
1  Ю-87западнее Олимпиадовка
1  Ю-87Дубовый
07.01.19441  Ме-109юго-западнее Чернявка
08.01.19441  Ме-109южнее Кировоград
17.01.19441  Ю-87Елено-Каменка
29.04.19441  ФВ-190Кекеразени
02.02.19451  Ме-109северо-западнее Бернсдорф

      Всего сбитых самолётов - 8 + 0;  боевых вылетов - 152;  воздушных боёв - 17.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
06.06.19511  Ф-80СенсенF-80 № 49-737 из состава 16-й FIS 51-го FIW
24.06.19511  Ф-86 
25.06.19511  Ф-86Предположительно, повредил F-86 из состава 335-й FIS
01.09.19511  Ф-86район реки Ялуцзян 
27.10.19511  Ф-86 
02.11.19511  Ф-84Сюкусен 
27.11.19511  Ф-84район реки Ялуцзян 

      Всего сбитых самолётов - 7 + 0;  боевых вылетов - более 100.



Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д