1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Супрун Степан Павлович

2 победы

(2 + 0)
Супрун Степан Павлович
  Флаг ВВС

Родился 20 июля (2 августа) 1907 года в селе Речки (ныне Белопольский район Сумской области Украины). В 1910-1913 гг. жил с родителями в США, с 1913 года - в Канаде. В 1924 году окончил 8 классов школы в городе Виннипег. В 1924 году вместе с семьёй вернулся в СССР, жил в селе Вострово (ныне Волчихинский район Алтайского края) и городе Алма-Ате (Казахстан). С 1925 года работал учеником в каретной мастерской в городе Белополье (ныне Сумская область Украины), в 1926-1928 гг. - столяром мастерских в городе Сумы, в 1928-1929 гг. - фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе. С октября 1929 года в рядах Красной Армии. В марте 1930 года окончил школу младших авиационных специалистов в городе Смоленске и был направлен в 83-й учебный авиаотряд. Вскоре учебный авиаотряд был преобразован в школу пилотов Белорусского военного округа, которую С. П. Супрун окончил в июле 1931 года. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена 91-й ИАЭ в Белорусском военном округе.

С июля 1933 года служил лётчиком-испытателем Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в испытаниях самолёта "Авиазвено", государственных испытаниях истребителей И-16 различных модификаций, И-21, И-180 и многих других. В 1934-1939 гг. участвовал в воздушных парадах, демонстрируя высший пилотаж над Красной площадью и на Тушинском аэродроме - как одиночный, так и в составе "красной пятёрки". После гибели В. П. Чкалова, испытывал второй экземпляр истребителя И-180 (совершил не менее 50 полётов), а 1 мая 1939 года продемонстрировал его во время парада над Красной площадью.

Участник Китайско-Японской войны с июля 1939 по январь 1940 гг. в должности командира истребительной авиагруппы. Майор С. П. Супрун совершил в Китае 83 боевых вылета (из них 7 - ночью) на И-15 и И-16 для отражения налётов японской авиации на китайские города. Его группа (до 50 истребителей) защищала небо над городом Чунцин, в декабре 1939 года была переброшена в провинцию Юньнань. Там лётчики прикрывали от вражеских налётов аэродромы и тыловые коммуникации. Возможно, имел на боевом счету сбитые самолёты противника (некоторые источники указывают на 6 воздушных побед), но документальные сведения о них не найдены.

В январе 1940 года С. П. Супрун был отозван в Москву и включён в состав авиационной группы экономической делегации И. Ф. Тевосяна, направляемой в Германию для закупки образцов авиационной техники. Визит делегации в Германию состоялся в марте 1940 года. В Германии С. П. Супрун выполнил ряд полётов на немецких самолётах, в том числе на Хe-100, чем восхитил Э. Хейнкеля. В Германии и по возвращении в Советский Союз майор С. П. Супрун производил облёт закупленных немецких самолётов: Хе-100, Ме-109, Ме-110, До-215, Ю-88 и ФВ-58. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники и в боях с японскими интервентами, майор С. П. Супрун удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 461).

После возвращения из Германии продолжил лётно-испытательную работу в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания истребителей Як-1М, МиГ-3, ЛаГГ-3 и других. Летом 1940 года провёл государственные испытания истребителя И-301 (будущего ЛаГГ-3) и впервые достиг на нём скорости 605 км/час. К лету 1941 года облетал и испытал около 140 типов самолётов.

23 июня 1941 года, на второй день войны, С. П. Супрун от имени командования НИИ ВВС внёс предложение лично И. И. Сталину по формированию авиационных полков из лётчиков-испытателей. Было сформировано 6 полков из лётчиков, имевших значительный практический опыт: 2 истребительных (на МиГ-3), 1 штурмовой (на Ил-2), 2 бомбардировочных (на Пе-2) и 1 дальнебомбардировочный (на Пе-8). 26 июня командиры первых сформированных авиационных полков - С. П. Супрун, П. М. Стефановский и А. И. Кабанов - были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ. Этот день считается датой формирования 401-го ИАП ОН.

С 27 июня 1941 года подполковник С. П. Супрун в действующей армии в должности командира 401-го ИАП ОН. Воевал на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. Совершил более 10 боевых вылетов на МиГ-3, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника. Именно он открыл боевой счёт полка, сбив 27 июня немецкий разведчик-корректировщик Хш-126.

4 июля 1941 года 9 МиГ-3 с подвешенными бомбами во главе с С. П. Супруном вылетела на прикрытие группы бомбардировщиков СБ в район города Толочин (Витебская область Республики Беларусь). Во время следования к цели подполковник С. П Супрун. (со слов участников полёта) шёл в дымке далеко впереди и выше основной группы. Над целью наши самолёты были встречены вражескими истребителями Ме-109. Сбросив бомбы на голову врага, наши истребители завязала неравный бой. На обратном пути, после разворота, полковника С. П. Супруна в строю не было. Так как он был далеко от строя и гораздо выше его, то момента его гибели никто не видел.

Обстоятельства последних минут жизни Степана Супруна вскоре выяснились. Уже 8 или 9 июля один из местных жителей передал в штаб 23-й САД значок депутата ВС СССР, медаль "Золотая Звезда" № 461, обгоревшие документы и пистолет. Оказалось, что жители деревень Монастыри, Паньковичи и Сурновка (все 6-7 км южнее Толочина) были очевидцами того, как на опушке леса приземлился подбитый самолёт и через мгновение вспыхнул, лётчик не смог выбраться из кабины и погиб в горящей машине. Местные жители успели похоронить останки лётчика до прихода немцев.

На основании имеющихся сегодня документов, наиболее вероятен следующий ход событий: летевший впереди и выше основной группы МиГ-3 подполковника С. П. Супруна при подходе к Крупкам был атакован группой Ме-109 и подбит. Степан Павлович попытался тянуть на подбитом самолёте к аэродрому, пролетел 30 км от места боя, но не смог продолжить полёт из-за повреждений самолёта или ранения. Ему хватило сил выполнить вынужденную посадку, однако выбраться из горевшего самолёта он уже не смог.

В середине июля 1942 года командующий 20-й Армией генерал-лейтенант П. А. Курочкин и член Военного совета 20-й Армии корпусной комиссар Ф. А. Семёновский подписали наградной лист, который отличается предельной лаконичностью:

"Подполковник Супрун, Герой Советского Союза, прибыв на фронт борьбы с фашистами, в группе скоростных истребителей, показал себя бесстрашным командиром, мастерски владеющим боевой машиной, нанося неоднократно фашистским стервятникам крепкие удары, уничтожая их самолёты и рассеивая пехоту. Группа, возглавляемая тов. Супруном, сразу же отбила желание хождения фашистских стервятников на низких высотах. Загнала их на высоту. В одном из боёв тов. Супрун героически погиб".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года подполковник С. П. Супрун был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (посмертно). Он стал первым дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Сначала С. П. Супрун был похоронен в районе деревни Монастыри (ныне деревня Полевая, Толочинский район Витебской области Республики Беларусь. Летом 1960 года в результате поисков, инициированных братом Степана Супруна - Фёдором Павловичем, были найдены обломки МиГ-3 и останки лётчика. В том же году подполковник С. П. Супрун был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 8). Бронзовый бюст С. П. Супруна установлен в городе Сумы (открыт 21 ноября 1947 года). В Сумах на здании, в котором он работал, и в посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски. В селе Речки установлена стела, а в деревне Полевая - памятник на месте гибели. Его именем названы улицы в городах Москва, Севастополь, Щёлково (Московская область), Витебск (Беларусь), Борисов (Витебская область, Беларусь), Толочин (Витебская область, Беларусь), Сумы (Украина), Белополье (Сумская область, Украина), Тростянец (Сумская область, Украина), в селе Речки. Имя С. П. Супруна носит Сумская школа-интернат.

Награждён орденами: Ленина (25.05.1936, 20.05.1940), Облаков и Знамени (Китай, 1939).


*     *     *

МиГ-3 командира 401-го ИАП ОН подполковника С. П. Супруна, июнь 1941 г.

МиГ-3 командира 401-го ИАП ОН подполковника С. П. Супруна, июнь 1941 г.


Список известных воздушных побед С. П. Супруна:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
27.06.19411  Хш-126район аэродрома ЗубовоМиГ-3
04.07.19411  Ме-109район Борисова

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0;  боевых вылетов - более 10.



Из фотоматериалов разных лет:

Супрун Степан Павлович в кабине самолёта И-5

Супрун Степан Павлович у самолёта И-16, 1939 г.

Супрун Степан Павлович в кабине самолёта Хе-100. Германия, март 1940 г.

Супрун Степан Павлович после полёта на самолёте Хе-100. Германия, март 1940 г.

Супрун Степан Павлович с товарищами по НИИ ВВС, 1940 г.

Супрун Степан Павлович, 1928 г. Супрун Степан Павлович, 1936 г. Супрун Степан Павлович, 1936 г.

Супрун Степан Павлович, 1937 г. Супрун Степан Павлович, 1937 г. Супрун Степан Павлович, 1940 г.

Супрун Степан Павлович, 1940-1941 гг. Супрун Степан Павлович, 1940-1941 гг. Супрун Степан Павлович, 1940-1941 гг.


Из материалов прессы разных лет:

Супрун Степан Павлович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.