Соловьёв Константин Владимирович
Родился 15 мая 1914 года в рабочем посёлке Городищенского комбината Орехово-Зуевского района Московской области (ныне посёлок городского типа Городище Петушинского района Владимирской области). В 1928 году окончил среднюю школу и пошёл работать на Городищенский комбинат помощником слесаря, в 1929 году поступил на учёбу в Московскую механико-текстильную школу, посещал и авиаклуб. После завершения обучения, в 1932 году получает направление на работу в город Переславль-Залесский, а затем переводится в город Орехово-Зуево на текстильную фабрику для работы мастером. Немного поработав в этой должности, решает продолжить свою учёбу и в 1932 году становится студентом Московского индустриального техникума. С 8 сентября 1934 года в рядах Военно-Морского Флота. В ноябре 1936 года окончил Военно-Морское авиационное училище лётчиков (город Ейск). Служить начал в должности пилота авиационной части № 4 ВВС КБФ, с 20 декабря 1936 года - военный пилот 37-й ИАЭ ВВС КБФ, с 10 мая 1938 года - командир звена 4-й эскадрильи 42-го ИАП ВВС КБФ, с 15 апреля 1938 года - командир звена 12-й ОИАЭ ВВС КБФ. 29 сентября 1938 года присвоено воинское звание "лейтенант". Участник Советско-Финляндской войны с 19 декабря 1939 по 13 марта 1940 гг. в составе ИАГР 10-й САБР ВВС КБФ (аэродром Палдиски), со 2 января 1940 года - командир звена 30-й ОИАЭ 10-й САБР ВВС КБФ. 16 января 1940 года выполнял боевой вылет на разведку погоды в район Ханге на самолёте И-15бис. При возвращении на свой аэродром после полёта над облачностью на малой высоте 75-100 метров в следствии плохой видимости и снегопада потерял ориентировку и произвёл вынужденную посадку в районе мыса Шпитген. При посадке самолёт получил повреждения, требующий капитального ремонта, лётчик остался невредимым. Всего совершил 65 боевых вылетов, воздушных побед не имел, в составе звена вывел из строя железнодорожный эшелон. Награждён орденом Красного Знамени. С 28 апреля 1940 года - командир звена 94-й ОИАЭ ВВС КБФ, с 16 сентября 1940 года - командир звена 2-й эскадрильи 71-го ИАП ВВС КБФ. 20 ноября 1940 года присвоено воинское звание "старший лейтенант". С 22 июня 1941 года в действующей армии: в должности заместителя командира 1-й эскадрильи 71-го ИАП КБФ (10-я САБР и 61-я ИАБР КБФ), летал на И-153. Защищал острова Финского залива, Ленинград, Кронштадт и Ладогу. С 30 октября 1941 года - командир 3-й эскадрильи, с 29 марта 1942 года - командир 2-й эскадрильи. Весной 1942 года Константин Соловьёв со своей эскадрильей отличился во время операции по оказанию помощи нашему гарнизону, блокированному на одном из островов в Финском заливе. Полагаясь лишь на память и на простейшие приборы, Соловьёв сквозь пургу привёл самолёты к цели. "Чайки" выпустили на врага реактивные снаряды, сбросили бомбы и нанесли удар пулемётным огнём. Вскоре появились вражеские истребители. Соловьёв с товарищами вступил с ними в бой, хотя боеприпасы были на исходе. В ходе воздушного сражения один из вражеских самолётов был сбит, остальные вышли из боя. Капитан К. В. Соловьёв был ранен, мотор его "Чайки" повреждён, но лётчик сумел долететь до места дислокации авиаполка, и благополучно посадил самолёт. К июлю 1942 года командир 2-й эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота) капитан К. В. Соловьёв совершил 427 боевых вылетов (включая 110 на штурмовку войск противника и 50 на разведку), провёл 65 воздушных боёв (включая 26 ночью), сбил лично 1 и в составе группы 9 самолётов противника. 4 сентября 1942 года ему было присвоено воинское звание "майор". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 17 ноября 1942 года назначен заместителем командира 13-го КИАП ВВС КБФ, где летал на И-16. С 14 декабря 1942 года - слушатель Курсов усовершенствования старшего начсостава при Военно-Морском авиационном училище. 20 декабря 1942 года майор К. В. Соловьёв получил тяжёлые ранения при авиационной катастрофе в районе станции Абросово. В учебном полёте молодой лётчик допустил ошибку при манёвре, на высоте 100 метров произошло столкновение самолётов, при котором у машины К. В. Соловьёва винтом было отрублено хвостовое оперение. Константину Владимировичу не хватило высоты, чтобы воспользоваться парашютом. Тяжело раненного лётчика отправили в тыловой госпиталь, где он скончался 27 декабря. Всего совершил около 450 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв (число побед не изменилось). Его похоронили в деревне Новинки (Пестовский район Новгородской области), а позже прах был перенесён в город Пестово на мемориальное кладбище, где в настоящее время находится обелиск Герою. Свою "Золотую Звезду" (№ 752, позднее выданную другому Герою за форсирование Днепра), К. В. Соловьёв так и не получил. Официальные документы долгое время так же хранились в Министерстве обороны СССР. Грамота Героя Советского Союза была вручена жене, Соловьёвой Александре Андреевне, и его сыну Валерию лишь 19 августа 1961 года. Именем Героя названа улица в посёлке Городищи, на которой установлена мемориальная доска. В городе Петушки (Владимирская область) на мемориале землякам - Героям Советского Союза ему установлен памятный знак. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков КБФ, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Награждён орденами: Ленина (05.04.1942, 23.10.1942), Красного Знамени (07.02.1940, 16.12.1941). * * * Список известных воздушных побед К. В. Соловьёва:
|