Шавурин Пётр Иванович
Родился 23 апреля 1918 года в городе Екатеринославе (ныне Днепр, Днепропетровская область Украины). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества "Красный металлист". Работал слесарем в трамвайном депо № 1. Окончив аэроклуб, работал в нём инструктором. С 8 ноября 1938 года в рядах Красной Армии, признан Днепропетровским РВК. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС Киевского Особого военного округа. С 22 июня года младший лейтенант П. И. Шавурин в действующей армии. По октябрь 1941 года воевал в составе 28-го ИАП (15-я САД, ВВС Юго-Западного фронта), летая на МиГ-3. 22 июня сделал 6 боевых вылетов. 23 июня во время воздушного боя над городом Львов был подбит зенитной артиллерией и покинул неуправляемый МиГ-3 на парашюте. Оставшись без самолёта, подменял других лётчиков. Принимал участие в приграничных сражениях, Львовско-Луцкой, Уманской и Киевской оборонительных операциях. С ноября 1941 года служил в 722-м ИАП (142-я ИАД ПВО), летал на МиГ-3 и ЛаГГ-3. В феврале 1942 года полк был передан в оперативное подчинение Горьковского дивизионного района ПВО, для охраны Горьковский автозавода. 27 июля 1942 года заместитель командира эскадрильи 722-го ИАП лейтенант П. И. Шавурин в паре с лейтенантом Трубачёвым вылетели с аэродрома Стригино в 7 часов 30 минут и набрав высоту 8000 метров стали барражировать над объектами. Получив в воздухе данные о противнике, экипажи пошли на перехват самолёта-разведчика Ю-88, идущего на высоте 8000 метров курсом на город Горький. П. И. Шавурин обнаружил уходящий резким разворотом на запад Ю-88 и открыл огонь на поражение стрелка-радиста. Лейтенант Трубачёв от ведущего отстал и возвратился на аэродром. Продолжая вести атаки, П. И. Шавурин подбил правый мотор "Юнкерса", но противник продолжал лететь со снижением. Израсходовав весь боекомплект, П. И. Шавурин принял решение идти на таран. Противник, разгадав этот маневр, стал пикировать. В 8 часов 30 минут на пикировании П. И. Шавурин левой плоскостью, а затем винтом таранил самолёт противника. С повреждённым хвостовым оперением Ю-88 начал беспорядочное падение, горящим упал севернее города Павлово в болото, экипаж погиб. Сам П. И. Шавурин, после попытки вывести из штопора свой МиГ-3, оставил его с парашютом. Самолёт упал в 2-3 км южнее самолёта противника. За этот бой П. И. Шавурин был представлен к высшей награде страны, но награждён орденом Ленина. Из немецких источников известно, что 27 июля 1941 года из разведывательного вылета в советский тыл по маршруту Москва - Арзамас - Горький не вернулся самолёт-разведчик Ju-88D-5 (заводской номер 430022) из 1-го дальнеразведывательного отряда Верховного командования Люфтваффе 1.(F)/ObdL. Экипаж, состоявший из пилота обер-лейтенанта Макса Дорнемана, штурмана лейтенанта Вальтера Браузе, а также двух унтер-офицеров: стрелка-радиста Эриха Кентера и бортстрелка Юргена Эллингхауза, числится пропавшими без вести. Обломки сбитого тараном "Юнкерса" были собраны, доставлены в Горький и выставлены на всеобщее обозрение на площади Минина и Пожарского у памятника В. П. Чкалову. Сохранилась фотография, которую сделал Нисон Капелюш в 1943 году. В наше время один из организаторов выставок о Великой Отечественной войне выпустил почтовую карточку с этим снимком. Весть о подвиге Петра Шавурина облетела страну. Горьковчане собрали деньги и вскоре подарили ему новый истребитель ЛаГГ-3. В ноябре 1942 года старший лейтенант П. И. Шавурин был переведён в истребительный авиационный полк Особого назначения ПВО территории страны (14 апреля 1943 года переименован в 910-й ИАП, а 9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), где летал на Як-1, Як-7 и Як-9. 27 декабря 1942 года П. И. Шавурин на самолёте Як-1 в паре с капитаном Н. А. Козловым вылетел на перехват немецкого разведчика, появившегося над аэродромом Желтухино на высоте 6000 метров. Набрав высоту, наши истребители обнаружили Ю-88, при этом П. И. Шавурин оказался в более выгодном положении и сразу пошёл в атаку на противника. Пытаясь оторваться, "Юнкерс" начал маневрировать. П. И. Шавурин набрал высоту и оказался выше противника. Разгоняясь со снижением, он атаковал со стороны солнца и с дистанции 300 метров открыл огонь. Отстреливаясь, "Юнкерс" стал приближаться к кромке облаков. На вторую атаку времени уже не оставалось и П. И. Шавурин вновь решает применить таран. Ударив хвостовое оперение винтом, наш истребитель проскакивает дальше и правой плоскостью ударяет по левой плоскости противника. Немецкий самолёт вместе с экипажем вошёл в отвесное пике и врезался в землю в районе села Алонцево, юго-восточнее Борисоглебска. После тарана П. И. Шавурин покинул свою машину (у которой отвалилась часть крыла) и приземлился на парашюте. Согласно данным немецких архивов, в этот день был потерян разведчик Ju-88D-5 (заводской номер 1730, бортовой номер T5+AK), вылетевший в район Филоново - Котлубань. Самолёт принадлежал к дальнеразведывательному отряду 2.(F)/ObdL. Экипаж в составе пилота унтер-офицера Карла Шоппена, штурмана обер-лейтенанта Вильгельма Зандера, стрелка-радиста фельдфебеля Вальтера Штрайфа и бортстрелка унтер-офицера Альфред Ватцка пропал без вести. 7 января 1943 года заместитель командира эскадрильи 910-го истребительного авиационного полка особого назначения (101-я истребительная авиационная дивизия, Воронежско-Борисоглебский дивизионный район ПВО) старший лейтенант П. И. Шавурин за лично сбитые 2 самолёта противника методом "тарана" был вторично представлен к высшей награде страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 703). В боевой характеристике П. И. Шавурина от 10 августа 1944 года отмечалось: "Летать любит, летает смело и уверенно днём и ночью. Общий налёт 1080 часов 47 минут, из них 374 часов ночью. За период пребывания в 910-м истребительном авиационном полку совершил 91 боевой вылет. Участвовал в 15 воздушных боях. За короткий срок подготовил 7 лётчиков - ночников". Позднее он умело руководил и эскадрильей, которая к сентябрю 1944 года "произвела 1486 боевых вылетов, провела более 100 воздушных боёв, сбито 18 самолётов противника при своих боевых потерях 4 самолёта и 1 лётчик". К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 5-й корпус ПВО, Западный фронт ПВО) Гвардии майор П. И. Шавурин около 350 боевых вылетов, провёл более 30 воздушных боёв и сбил лично 2 самолёта противника (оба тараном). После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. Окончил Краснознамённую Военно-Воздушную академию (в Монино). С 28 ноября 1973 года Гвардии полковник П. И. Шавурин - в запасе. Жил в городе Днепропетровске, работал в аэропорту. Умер 9 октября 2002 года. Похоронен в Днепропетровске на Аллее Героев Запорожского кладбища. Его имя высечено на обелиске, установленном в городе Павлово (Нижегородская область). Именем Героя был назван пионерский отряд школы № 10 в Днепропетровске. Почётный гражданин Нижнего Новгорода и Днепропетровска (1998 год). Награждён орденами: Ленина (14.02.1943, 14.02.43), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (05.11.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949). * * * Список известных воздушных побед П. И. Шавурина:
Из материалов прессы разных лет:
|