Попов Александр Васильевич
Родился 31 декабря 1919 года на хуторе Иванцево (ныне Великолукский район Псковской области). Затем жил в городе Великие Луки. В 1936 году окончил там 6 классов средней школы. Работал слесарем в железнодорожном депо. В 1937 году окончил аэроклуб. С апреля 1938 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 29-м ИАП на Дальнем Востоке (50-я АБР, 2-я Особая Краснознамённая армия), летал на И-16. В 4-м квартале 1941 года полк должен был перевооружиться на новые МиГ-3, но 15 июня был получен приказ о перебазировании в европейскую часть СССР. С 20 июня 1941 года эшелоны с матчастью (64 боевых самолёта: 49 И-16 и 15 И-153) и личным составом двинулись на запад. К 3 июля 1941 года эшелоны начали прибывать в город Свердловск, где было приказано для ускорения переброски собрать самолёты и продолжить перебазирование лётом. 8 июля 1941 года полк 44 экипажами вылетел на фронт, оставив молодых лётчиков в тылу. Один самолёт произвёл вынужденную посадку в районе Горького, но остальные благополучно приземлились на аэродромах Домославль, Будово и Торжок в районе Калинина. Задачей полка стало прикрытие с воздуха сосредоточения войск 29-й Армии в районе Вышний Волочок - Бологое - Андреаполь - Селижарово. С 13 июля 1941 года младший лейтенант А. В. Попов в действующей армии: в составе 29-го ИАП (31-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), летал на И-16. Поначалу полку откровенно не везло. Сказалось отсутствие боевого опыта, а также плохо налаженная система наблюдения и связи. Трагический инцидент произошёл уже на следующий день после прибытия полка на фронт: поднятая на перехват вражеского самолёта пара И-16 командира полка капитана Д. К. Лешко и младшего лейтенанта А. В. Попова атаковала дальний бомбардировщик ДБ-3Ф из 1-го авиакорпуса РГК. Самолёт загорелся и упал, лишь двум членам экипажа удалось спастись на парашютах. При заходе на посадку капитан Д. К. Лешко забыл выпустить шасси, и при попытке уйти на второй круг потерявший скорость истребитель врезался в лес. Командир полка получил переломы ноги и ключицы, самолёт был разбит. В дальнейшем дела пошли уже лучше и лётчики полка, включая и А. В. Попова, стали одерживать победы над настоящим врагом. 3 сентября 1941 года старший лётчик 29-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) младший лейтенант А. В. Попов выполняя боевое задание по разведке танковых частей противника был сбит огнём зенитной артиллерии и погиб. В донесении штаба 29-й Армии говорится: "Лётчик попытался перетянуть через линию фронта, но, видимо, отказал мотор. Тогда лётчик изменил решение. Он повёл горящую машину в район сосредоточения немецких танков и спикировал на них". Всего совершил 158 боевых вылетов (на разведку - 39, на штурмовку - 18, на сопровождение - 17, на прикрытие наземных войск - 61, на перехват самолётов противника - 23), провёл 22 воздушных боя, сбил лично 4 и в составе группы 11 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 15 мая 1967 года навечно зачислен в списки 2-й эскадрильи 1-го Гвардейского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (бывший 29-й КИАП). Имя Героя носила железнодорожная школа № 49 в городе Великие Луки. Награждён орденом Ленина (22.10.1941, посмертно). * * * Список известных воздушных побед А. В. Попова:
|