1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Попов Александр Васильевич

15 побед

(4 + 11)
Попов Александр Васильевич
  Флаг ВВС

Родился 31 декабря 1919 года на хуторе Иванцево (ныне Великолукский район Псковской области). Затем жил в городе Великие Луки. В 1936 году окончил там 6 классов средней школы. Работал слесарем в железнодорожном депо. В 1937 году окончил аэроклуб. С апреля 1938 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 29-м ИАП на Дальнем Востоке (50-я АБР, 2-я Особая Краснознамённая армия), летал на И-16. В 4-м квартале 1941 года полк должен был перевооружиться на новые МиГ-3, но 15 июня был получен приказ о перебазировании в европейскую часть СССР. С 20 июня 1941 года эшелоны с матчастью (64 боевых самолёта: 49 И-16 и 15 И-153) и личным составом двинулись на запад.

К 3 июля 1941 года эшелоны начали прибывать в город Свердловск, где было приказано для ускорения переброски собрать самолёты и продолжить перебазирование лётом. 8 июля 1941 года полк 44 экипажами вылетел на фронт, оставив молодых лётчиков в тылу. Один самолёт произвёл вынужденную посадку в районе Горького, но остальные благополучно приземлились на аэродромах Домославль, Будово и Торжок в районе Калинина. Задачей полка стало прикрытие с воздуха сосредоточения войск 29-й Армии в районе Вышний Волочок - Бологое - Андреаполь - Селижарово.

С 13 июля 1941 года младший лейтенант А. В. Попов в действующей армии: в составе 29-го ИАП (31-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), летал на И-16.

Поначалу полку откровенно не везло. Сказалось отсутствие боевого опыта, а также плохо налаженная система наблюдения и связи. Трагический инцидент произошёл уже на следующий день после прибытия полка на фронт: поднятая на перехват вражеского самолёта пара И-16 командира полка капитана Д. К. Лешко и младшего лейтенанта А. В. Попова атаковала дальний бомбардировщик ДБ-3Ф из 1-го авиакорпуса РГК. Самолёт загорелся и упал, лишь двум членам экипажа удалось спастись на парашютах. При заходе на посадку капитан Д. К. Лешко забыл выпустить шасси, и при попытке уйти на второй круг потерявший скорость истребитель врезался в лес. Командир полка получил переломы ноги и ключицы, самолёт был разбит.

В дальнейшем дела пошли уже лучше и лётчики полка, включая и А. В. Попова, стали одерживать победы над настоящим врагом.

3 сентября 1941 года старший лётчик 29-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) младший лейтенант А. В. Попов выполняя боевое задание по разведке танковых частей противника был сбит огнём зенитной артиллерии и погиб. В донесении штаба 29-й Армии говорится: "Лётчик попытался перетянуть через линию фронта, но, видимо, отказал мотор. Тогда лётчик изменил решение. Он повёл горящую машину в район сосредоточения немецких танков и спикировал на них". Всего совершил 158 боевых вылетов (на разведку - 39, на штурмовку - 18, на сопровождение - 17, на прикрытие наземных войск - 61, на перехват самолётов противника - 23), провёл 22 воздушных боя, сбил лично 4 и в составе группы 11 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

15 мая 1967 года навечно зачислен в списки 2-й эскадрильи 1-го Гвардейского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (бывший 29-й КИАП). Имя Героя носила железнодорожная школа № 49 в городе Великие Луки.

Награждён орденом Ленина (22.10.1941, посмертно).


*     *     *

И-16 тип 17 из состава 29-го КИАП, август 1941 г.


Список известных воздушных побед А. В. Попова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.19411  Хш-123  (в паре)БаевоИ-16
1  Хш-123  (в паре)южнее Берёзовка
02.08.19411  Хш-123Кошуты
03.08.19411  Хш-123  (в паре)Чёрный Ручей - Фролово
08.08.19414  Ю-87  (в группе 4/7)Торопец
2  Ме-109  (в группе 2/7)
09.08.19411  До-215  (в паре)Канат
15.08.19411  "Капрони"  (в паре)Песюхино (северо-западнее Усвяты)
19.08.19411  Ме-109Севастьяново
22.08.19411  Ю-88севернее станция Кунья
1  Ю-88автодорога Усвяты - Велиж

      Всего сбитых самолётов - 4 + 11;  боевых вылетов - 150;  воздушных боёв - 22.



Из материалов прессы военных лет:

Попов Александр Васильевич на страницах фронтовых газет



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.