1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Павлов Василий Георгиевич

6 побед

(4 + 2)
Павлов Василий Георгиевич
  Флаг ВВС

Родился 5 (18) апреля 1916 года в селе Белоусово (ныне Наро-Фоминский район Московской области). С 1931 года жил в Москве. В 1933 году окончил 7 классов школы и техническое училище при Управлении Московских зрелищных предприятий. В 1931-1937 гг. работал гримёром в Московском художественном театре (МХАТе). В 1937 году окончил аэроклуб Свердловского района Москвы. С ноября 1937 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил младшим лётчиком в 51-м ИАП (ВВС Забайкальского военного округа).

Участник вооружённого конфликта на реке Халхин-Гол в июле-сентябре 1939 года. До августа 1939 года был лётчиком 22-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы), затем - лётчиком ОИАЭ ПВО. В небе Монголии младший лейтенант В. Г. Павлов совершил 45 боевых вылетов на И-15бис, в 3 воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника. Сам в первом же бою был сбит, но успешно спасся на парашюте. Впоследствии Василий Георгиевич вспоминал: "Услышал треск! Потом - тишина... И я оказался вне самолёта. Пытаюсь открыть парашют - не открывается. Понял, что лечу вместе с креслом. Сообразил отсоединиться от него - и после этого парашют раскрылся... По собственному заключению могу сказать одно: для меня это были самые тяжёлые бои".

Участник Советско-Финляндской войны с 1 февраля по 13 марта 1940 года в должности командира звена 2-й эскадрильи 149-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта), совершил 19 боевых вылетов на И-153, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника.

С 22 июня 1941 года лейтенант В. Г. Павлов в действующей армии. Воевал в составе 149-го ИАП (64-я ИАД, 21-я САД, 20-я САД, 216-я ИАД). Был командиром звена и заместителем командира эскадрильи. Летал на И-153, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Сражался на Юго-Западном и Южный фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, обороне Донбасса и Ростова-на-Дону. Совершил 229 боевых вылетов, в 32 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы ещё 2 самолёта противника (по справке о боевой работе из личного дела лётчика - 2 лично и 5 в группе).

В июле 1942 года получил серьёзное ранение ног. В госпитале врачи провели сложную операцию, пришлось ампутировать несколько пальцев и часть левой ступни. Несмотря на такую серьёзную травму лётчику удалось вернуться в строй. Служил заместителем командира эскадрильи Высших курсов воздушно-стрелковой подготовки (город Липецк). С 22 ноября 1942 года - в распоряжении Управления кадров ГУ ВВС КА. С 8 января 1943 года - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 26-го ЗАП. С 22 марта 1946 года майор В. Г. Павлов - в запасе (по болезни).

Работал командиром планерного отряда Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. В 1948 году установил неофициальный мировой авиационный рекорд на планере Е-8. С января 1949 года по ноябрь 1964 года - лётчик-испытатель КБ-1 (ныне - НПО "Алмаз"). На самолётах Ли-2, Ил-14, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и Як-11 проводил испытания различной аппаратуры и автопилотов для крылатых ракет. В 1950 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. С сентября 1952 года вновь в рядах Советской Армии. В 1951-1952 гг. совместно с Амет-Ханом Султаном, С. Н. Анохиным и Ф. И. Бурцевым провёл испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС ("Комета-3"). Участвовал в испытаниях при создании знаменитой системы ПВО Москвы С-25, а с 1956-1959 гг. занимался отработкой аппаратуры для крылатых ракет системы К-10 и Х-20, летал на экспериментальном самолёте СМ-20. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1953 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10866).

С декабря 1964 по апрель 1970 гг. работал лётчиком-испытателем Научно-исследовательского лётно-испытательного центра (ныне - НПО "Взлёт") Министерства радиопромышленности СССР. Занимался испытаниями различного самолётного и радиолокационного оборудования на самолётах Ил-18, Ил-28, МиГ-17, МиГ-19, Ту-104, Ту-124 и Як-25. С 30 апреля 1970 года полковник В. Г. Павлов - в запасе. В 1972-1982 гг. - ведущий инженер, а в 1982-1990 гг. - начальник группы в НПО "Алмаз". Жил в Москве. Умер 6 декабря 2017 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (03.02.1953) Красного Знамени (17.11.1939, 05.11.1941, 20.04.1956), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (18.08.1945), Красной Звезды (20.09.1947, 31.07.1948); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1954).


*     *     *

И-15бис из состава ВВС 1-й Армейской группы, 1939 г.


Список известных воздушных побед В. Г. Павлова:

Вооружённый конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.07.19391  И-97район постов 92-93И-15бис

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0;  боевых вылетов - 45;  воздушных боёв - 3.



Советско-Финляндская война, 1939-1940 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
19.02.19401  "Бульдог"Лаппеенранта - СипполаИ-153

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0;  боевых вылетов - 19.



Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
31.10.19411  Ме-109Катык  (западнее Чистяково)МиГ-3, ЛаГГ-3.
28.02.19421  Ю-88  (в группе)севернее Ясная Горка
1  Ю-88  (в паре)Бобринка - Александрополь
24.03.19421  "Ме-115"Марьевка

      Всего сбитых самолётов - 2 + 2;  боевых вылетов - 229;  воздушных боёв - 32.



Из фотоматериалов разных лет:

Павлов Василий Георгиевич (второй справа) с товарищами у самолёта УТ-2

Павлов Василий Георгиевич (слева) с товарищем

Павлов Василий Георгиевич

Павлов Василий Георгиевич среди испытателей НИЛИЦ

Павлов Василий Георгиевич Павлов Василий Георгиевич Павлов Василий Георгиевич

Павлов Василий Георгиевич в день своего 100-летия



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.