1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Машковский Степан Филиппович

10 побед

(4 + 6)
Машковский Степан Филиппович
  Флаг ВВС

Родился 27 ноября (10 декабря) 1914 года в селе Темрюк (ныне село Старченково, Володарский район Донецкой области). В 1930 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1932 году - 2 курса сельхозтехникума в городе Ногайск (ныне город Приморск, Запорожская область). В 1932-1936 гг. работал десятником шахты № 30 в посёлке Рутченково (ныне в черте города Донецка). В 1935 году окончил Сталинский аэроклуб (ныне город Донецк), до 1936 года работал в нём лётчиком-инструктором. С октября 1936 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1937 года окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе: пилотом в 69-й ИАЭ, младшим лётчиком в 26-м ИАП и 44-м ИАП.

Участник вооружённого конфликта в районе реки Халхин-Гол в июле-сентябре 1939 года в должности лётчика 56-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы), с 20 сентября 1939 года - командир звена. В небе Монголии лейтенант С. Ф. Машковский совершил 90 боевых вылетов на И-16, в 20 воздушных боях сбил лично 1 и в составе пары 2 самолёта противника.

Затем продолжал службу в должности командира звена и адъютанта эскадрильи 56-го ИАП. 29 ноября 1939 года присвоено воинское звание "старший лейтенант". 2 июня 1941 года назначен командиром эскадрильи в 32-й ИАП.

С 7 июля 1941 года в действующей армии: в должности командира эскадрильи 32-го "А" ИАП, летал на И-16. С 5 августа 1941 года - командир эскадрильи и помощник командира 184-го ИАП, где продолжал летать на И-16. Сражался на Западном, Центральном и Брянском фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, Смоленском сражении и Московской битве, Елецкой операции.

1 августа 1941 года командир эскадрильи 184-го истребительного авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Брянский фронт) старший лейтенант С. Ф. Машковский возвращаясь с боевого задания, в районе Милославовичей наткнулся на группу бомбардировщиков Ю-88 и решил их атаковать. В это время на него набросилась пара истребителей Ме-109. С. Ф. Машковский развернул свой И-16 и в лобовой атаке таранил один Ме-109. Свой самолёт с разрушенным стабилизатором и пробитым колесом привёл на аэродром и благополучно произвёл посадку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 544).

К 28 сентября 1941 года совершил 132 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 4 самолёта противника. В декабре 1941 года был тяжело ранен и до октября 1942 года находился в госпитале города Москвы.

В ноябре 1942 - феврале 1943 гг. был командиром эскадрильи 180-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 30-й Гвардейский ИАП), проходившего переформирование в тылу (в городе Иваново). С марта 1943 года - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института НКАП (посёлок Стаханово, ныне город Жуковский, Московская область).

После окончания войны выполнил первый полёт и провёл испытания опытных самолётов Ла-156, Ла-150Ф и Ла-200. 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолёте Ла-156 выполнил взлёт и полёт с включением форсажа. Участвовал в испытаниях самолётов "Тандерболт", Пе-2И, МиГ-8 "Утка", Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК, Ту-4 и Ту-16, а также в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от Ту-16. В 1947-1949 гг. с самолётов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых С. Ф. Машковским, были выполнены первые в стране катапультирования.

В 1954 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. Одновременно с работой, с 1952 года обучался на вечернем отделении Жуковского филиала Московского авиационного института. Жил в городе Жуковский. 18 марта 1958 года полковник С. Ф. Машковский погиб при выполнении испытательного полёта на самолёте М-4. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

В селе Старченково и посёлке Володарское (Донецкая область) установлены бюсты С. Ф. Машковского, а в Жуковском на доме, в котором он жил, - мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (11.09.1941; 25.07.1949), Красного Знамени (17.11.1939; 12.07.1957), Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945; 20.09.1947), Трудового Красного Знамени (06.12.1949), Красной Звезды (31.07.1948; 2.05.1949; 19.11.1951); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1947).


*     *     *

И-16 из состава 56-го ИАП (Монголия), 1939 г.


Список известных воздушных побед С. Ф. Машковского:

Вооружённый конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
04.08.19391  "истребитель""упал на территории противника"И-16
25.08.19392  И-97  (в паре)15 км восточнее гора Хамардаба

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0;  боевых вылетов - 90;  воздушных боёв - 20.



Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
17.07.19411  Ю-87  (в паре)западнее КричевИ-16
22.07.19421  Хш-126  (в группе 1/3)Климовичи
01.08.19421  Ме-109  (сбит тараном)Милославичи
26.08.19411  Хш-126  (в паре)Брянский фронт
07-09.19411  Ю-88Западный / Брянский фронт
1  Ме-109
1  Ю-87  (в группе)

      Всего сбитых самолётов - 3 + 4;  боевых вылетов - более 132.



Из фотоматериалов разных лет:

Машковский Степан Филиппович, 1948 г. Машковский Степан Филиппович, начало 1950 гг. Машковский Степан Филиппович, середина 1950 гг.


Из материалов прессы военных лет:

Машковский Степан Филиппович на страницах фронтовых газет, 1941 г.



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.