1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Ковзан Борис Иванович

5 побед

(4 + 1)
Ковзан Борис Иванович
  Флаг ВВС

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты (ныне Ростовская область). В 1935 году семья переехала в город Бобруйск (Могилёвская область Республики Беларусь), где окончил 8 классов. Занимался авиамоделированием, в 7-м классе выиграл городские соревнования и получил главный приз - полёт над городом на настоящем самолёте. После этого он записался в аэроклуб, в котором совершил первый прыжок с парашютом, затем прошёл обучение и осуществил первый самостоятельный полёт на учебном самолёте У-2. С 7 апреля 1939 года в рядах Красной Армии, призван Бобруйским РВК. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в 160-м РЕЗАП (ВВС Западного Особого военного округа, город Могилёв).

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Б. И. Ковзан в действующей армии: в составе 126-го ИАП (ВВС Западного фронта), летал на И-16. С 16 августа 1941 года воевал в 42-м ИАП (ВВС Брянского фронта), где летал на МиГ-3. В октябре 1941 года был направлен в 184-й ИАП (ВВС Брянского фронта), летал на И-16 и МиГ-3.

29 октября 1941 года в составе звена выполнял боевого задания на разведку в район Волово - Ефремово. На обратном пути встретил самолёт противника Ме-110 в районе Зарайск - Титово (Московская область) и завязал с ним воздушный бой. Из-за отказа вооружения произвёл таранный удар по хвостовой части Ме-110 на высоте 700 метров и уничтожил его. Сам благополучно произвёл посадку на колёса в районе падения Ме-110.

С 19 февраля 1942 года воевал в 744-м ИАП (ВВС Северо-Западного фронта), летал на Як-1. 21 февраля 1942 года младший лейтенант Б. И. Ковзан перелетая с аэродрома Выползово на площадку Крестцы, заметил самолёт противника Ю-88 и вступил с ним в бой. Израсходовав весь боекомплект, принял решение совершить таран. Подойдя снизу на высоте 2000 метров к самолёту противника, отрубил ему винтом рули высоты. "Юнкерс" в районе Любцы врезался в землю. Сам Б. И. Ковзан произвёл посадку на лыжи в районе деревни Бложнань (Торжокский район Тверской области).

9 июля 1942 года выполняя боевое задание в составе 6 Як-1 по прикрытию группы бомбардировщиков Пе-2, на высоте 3000 метров заметил 2 Ме-109, заходящих снизу в хвост его ведущему. Навязал противнику бой, в лобовой атаке ударом правой плоскости своего Як-1 уничтожил истребитель Ме-109, который упал в районе деревни Мятуново (Любницкий район Новгородской области). Сам совершил благополучную посадку на повреждённом самолёте в 15 км от места боя.

К середине июля 1942 года лётчик 744-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Б. И. Ковзан совершил 142 боевых вылета, провёл около 20 воздушных боёв, сбил лично 3 и в составе группы 1 самолёт противника. За эти подвиги был представлен к высшей награде страны.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса вступил в бой с большой группой самолётов противника. В ходе боя был тяжело ранен (пуля попала в правый глаз), но сумел таранным ударом уничтожить самолёт врага. При столкновении, Б. И. Ковзана выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, затем переправили в Москву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года капитан Б. И. Ковзан был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1103).

Около 10 месяцев провёл в госпиталях, по выздоровлении был списан с лётной работы. Добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, но на боевые задания больше не летал. Служил в Управлении 144-й ИАД ПВО, с 1944 года - инспектор-лётчик по технике пилотирования 963-го ИАП ПВО, затем служил в Управлении 141-й ИАД ПВО.

После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 1945 года - помощник командира 123-й ИАД ПВО Страны. В 1954 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1954 года - начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 29 ноября 1958 года Гвардии полковник Б. И. Ковзан - в отставке. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе Минске (Республика Беларусь). Умер 30 августа 1985 года. Похоронен в Минске, на Северном кладбище.

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.

Награждён орденами: Ленина (15.05.1942, 24.08.1943), Красного Знамени (16.07.1942), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Як-1 ст. лейтенанта Б. И. Ковзана из 744-го ИАП, август 1942 г.


Список известных воздушных побед Б. И. Ковзана:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.10.19411  Ме-110  (сбит тараном)Титово - ЗарайскМиГ-3
21.02.19421  Ю-88  (сбит тараном)аэродром Выползово - ЛюбцыЯк-1
09.07.19421  Ме-109  (сбит тараном)Любница
12.08.19421  Ме-109  (в группе 1/4)Большие Дубовицы
13.08.19421  Ме-109  (сбит тараном)Толокнянец

      Всего сбитых самолётов - 4 + 1;  боевых вылетов - около 150;  воздушных боёв - более 20.


Опубликованные в различной художественно-публицистической литературе данные о 28 победах лётчика (одержанных в 360 боевых вылетах и 127 воздушных боях) не подтверждаются какими-либо оперативными и отчётными документами частей и соединений.

Из фотоматериалов разных лет:

Ковзан Борис Иванович

Ковзан Борис Иванович (крайний справа) с товарищами

Ковзан Борис Иванович

Ковзан Борис Иванович с мамой и женой

Ковзан Борис Иванович с женой и детьми, 1954 г.

Ковзан Борис Иванович Ковзан Борис Иванович Ковзан Борис Иванович


Из материалов прессы разных лет:

Ковзан Борис Иванович на страницах газет

Ковзан Борис Иванович на страницах газет Ковзан Борис Иванович на страницах газет

Из письма Ковзана Бориса Ивановича


Ковзан Борис Иванович

В начале октября у нас в полку появился новый лётчик. Он подошёл ко мне, доложил, что отстал от своего полка, и назвал его. Про этот авиаполк мы знали. Где свои сейчас, пилот не знал и попросил зачислить его в наш полк. Боевые лётчики нам были нужны, и с разрешения командира младший лейтенант был зачислен в наш полк. Звали его Борис Ковзан.

Я дал указания инженеру полка организовать с Ковзаном изучение самолёта, поскольку раньше на МиГ-3 он не летал. Через несколько дней мне доложили, что лётчик готов к самостоятельному полёту. Я проверил знание им инструкции по технике пилотирования и был удовлетворён ответами Бориса. Его полёты по кругу и пилотаж в зоне показали, что подготовлен Ковзан вполне удовлетворительно. Требовалось отработать лишь некоторые элементы при выполнении фигур высшего пилотажа и особенно посадки.

В той напряжённой обстановке каждый боевой лётчик был на счету. Поэтому вскоре Борис Ковзан в составе группы вылетел на боевое задание. В ходе него и потом Ковзан вёл себя сдержанно. На замечание командира о неважной посадке коротко ответил: "Исправлюсь". Действительно, последующие взлёты и посадки у него стали заметно лучше.

Но не успели ещё к новичку привыкнуть, толком в полку и не узнали этого паренька, как он не вернулся с боевого задания. Это случилось в конце октября. Для тех дней - горькая, но обыденная реальность нашей жизни: в тяжёлых боях мы теряли и очень опытных лётчиков, а молодому пилоту уцелеть было намного труднее. В полку посчитали Бориса Ковзана погибшим. А он вернулся на следующий день. Вернулся не пешком, не на подводе и не на попутной машине, как это бывало со многими лётчиками, которым приходилось прыгать с парашютом из горящих и повреждённых машин. Нет, Борис прилетел на своём МиГ-3. И тут выяснилось, что накануне в бою он пошёл на таран, ударил винтом своего истребителя по хвосту немецкого бомбардировщика, и тот рухнул на землю. При таране Ковзан повредил винт и совершил вынужденную посадку в поле. Винт ему удалось отремонтировать в колхозной кузнице.

В полку младшего лейтенанта встретили с огромной радостью и искренним восторгом. Тот, кто воевал, знает это ни с чем не сравнимое чувство, когда твой боевой товарищ, которого ты считал погибшим, вдруг цел и невредим предстает перед твоими глазами. А он не просто предстал целым и невредимым, он совершил подвиг.

Я разделял со всеми лётчиками эти чувства и даже в душе упрекнул себя, что при первом знакомстве не заметил в этом скромном пареньке ни внутренней отваги, ни решимости. Но через некоторое время после осмотра самолёта Ковзана техники доложили мне, что лётчик истратил только половину боезапаса. Я сразу подумал, что во время атаки у него отказало оружие, - такие случаи, к сожалению, бывали чаще, чем хотелось бы. Проверили оружие - оно работало безотказно. И я уже никак не мог отделаться от вопроса: если пилот подошёл к бомбардировщику сзади вплотную и при этом имел половину боекомплекта, то почему же не стрелял?

"Вероятно, - подумал я, - всё произошло в горячке. Лётчик молодой, отваги много, а опыта ещё маловато, ну и решил рубануть..." Но это, казалось бы, естественное предположение мне пришлось тут же отбросить. Ведь чтобы совершить такой таран и при этом отделаться лишь повреждением винта, надо быть поразительно хладнокровным человеком. Тут ни о какой горячности не могло быть и речи.

Было совершенно очевидно, что, решившись на таран, Борис Ковзан рисковал своей жизнью больше, чем в случае, если бы он просто с близкой дистанции открыл огонь по бомбардировщику. Стало быть, он предпочёл более трудный и менее рациональный путь. Это меня и удивляло. Ведь в воздушном бою главное - суметь подойти к вражескому самолёту на близкую, не менее 100 метров дистанцию. И если это удалось - бей! И куда сложнее таранить так, как это сделал Борис. Главное - надо очень умело маневрировать, чтобы при сближении с вражеским бомбардировщиком не попасть под огонь его бортового оружия. Кроме того, воздушные потоки, отбрасываемые винтами бомбардировщика, обладают большой силой, и если истребитель, сближаясь с тяжёлым самолётом, попадает в поток от винтов, то лётчик просто-напросто может не справиться с управлением: воздушной струей его машина может быть отброшена с курса и даже перевёрнута. И ещё одно: вражеские бомбардировщики в тех случаях, когда их атакуют, усиленно маневрируют, поэтому подойти к ним сзади вплотную ещё более сложно. Ведь не случайно многие лётчики, совершив таран, погибали, хотя они никогда не воспитывались как японские камикадзе. Вот я и спрашивал себя: почему лётчик пошёл на таран, вместо того чтобы с дистанции 60, 50, 40 метров открыть огонь?

В нашей печати и прежде, да и теперь немало пишут о таранах, упирая, как правило, только на морально-волевые качества лётчика, его способность к самопожертвованию. Я сейчас хочу сказать, что эти качества большинства наших лётчиков проявлялись прежде всего в их высокой профессиональной готовности к бою. А это выражалось в том, что, воюя без отдыха, без перерывов, в численном меньшинстве, часто на устаревших и слабо вооружённых машинах, они, прежде чем сложить голову, сбивали несколько самолётов врага. Только этим и объясняется тот изумительный, но непреложный факт, что за первый месяц войны гитлеровцы потеряли 1284 самолёта. Таранами таких результатов не достичь. Таран - это последнее и отчаянное средство лётчика, который уже исчерпал все другие возможности боя. Надо иметь в виду также то, что в 1941-1942 годах нам катастрофически не хватало самолётов. А таран - это не что иное, как намеренное столкновение в воздухе двух машин, идущих на больших скоростях. В результате, как правило, это размен 1 : 1. В военные годы наша печать прославляла эту намеренность как проявление духовной силы советского лётчика. Тогда этот подход можно было попять: мы находились в тяжелейшем положении, и такие примеры мужества воспитывали в массе воюющих советских людей величайшую стойкость духа. Показателен и другой момент. Начиная с 1943 года, когда самые тяжёлые времена остались позади и фронт уже получал в достаточном количестве новую боевую технику, количество таранов резко уменьшилось, и мы стали меньше о них говорить. Это закономерно: у нас появилось сильное оружие, и потому отпала необходимость в этих крайних мерах.

В общем, я, как командир, должен был поговорить с Ковзаном, чтобы этот многообещающий лётчик не погиб уже в ближайшем бою. Выбрав момент, когда наш разговор не привлекал бы к себе внимания со стороны, сказал ему, как высоко я ценю его мужество, решимость и волю, но при этом объяснил, что всем этим качествам необходимо найти лучшее применение, именно на умелом использовании своего оружия. Ковзан молча слушал меня и опускал голову всё ниже. Казалось, его что-то тяготило. И тогда я сказал, что если он мне не объяснит, почему не стрелял, то придётся отстранить его от полётов. То, что я услышал, меня поразило.

- Я не умею стрелять, - мучительно выдавил он из себя.

- Как - не умеешь? - с изумлением спросил я. - Ты же воевал в своем полку?

- Я летал на самолёте связи... Если бы я об этом сказал, вы бы меня не взяли в полк...

Я был ошеломлён: с У-2 пересесть на МиГ-3!

- Почему же ты не изучил систему вооружения и хотя бы основы теории правил стрельбы? - допытывался я.

- Боялся спрашивать... Сразу бы определили, что я не лётчик-истребитель. Вынужден был молчать. Ну в пришлось применить таран...

Так закончил свою "исповедь" Борис Ковзан. Что было делать? Открывать его тайну, пожалуй, было поздновато. Тут Борис был прав - командир полка мог бы и отчислить его, узнай он, что Ковзан раньше летал на самолёте связи, или снова пересадил бы его на связную машину, что для лётчика было равносильно отчислению. И я поневоле стал "заговорщиком" и решил по мере возможности сам ликвидировать пробелы пилота в огневой подготовке. Я прекрасно понимал, что научить хорошо стрелять, точнее - сбивать самолёты, в полевых условиях, без учебной базы, без тренировочных стрельб по воздушным мишеням (сколько мы времени уделяли этому до войны!), да ещё при том жёстком режиме наших фронтовых будней - чрезвычайно сложно. Но при огромном желании с его стороны ему можно было в этом помочь. И я сделал всё, что было в моих силах.

Впоследствии наши военные пути разошлись. Борис Ковзан всю войну провоевал на истребителях. И, видимо, вполне надёжно овладел оружием: иначе бы он очень быстро погиб. И высокое звание Героя Советского Союза он, конечно, получил вполне заслуженно. Ну а тайну его, которая открылась мне трудной осенью 1941 года, я, как и обещал, хранил почти полвека и считаю, что этим своим рассказом я своего обещания не нарушил.

(Из воспоминания Героя Советского Союза маршала авиации Зимина Георгия Васильевича)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.