1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Герасимов Николай Семёнович

14 побед

(4 + 10)
Герасимов Николай Семёнович
  Флаг ВВС

Родился 23 ноября (6 декабря) 1911 года в городе Симбирске (ныне город Ульяновск). В 1913-1921 гг. жил в селе Ишеевка (ныне посёлок Ульяновского района Ульяновской области), затем вернулся в Симбирск. В 1923 году окончил 5 классов школы. В 1923-1924 гг. жил в селе Баратаевка (ныне в черте Ульяновска). C 1924 года был чернорабочим, в 1926-1930 гг. работал ткачом на текстильной суконной фабрике имени М. И. Калинина в селе Языково (ныне посёлок Карсунского района Ульяновской области). В 1931 году окончил курсы шофёров в Ульяновске. До декабря 1932 года работал шофёром в Ульяновской бронетанковой школе. В 1933 году окончил Ульяновскую лётную школу Осоавиахима, в 1934 году - курсы инструкторов при Тушинском аэроклубе в Москве. В 1934-1935 гг. работал лётчиком-инструктором аэроклуба авиазавода № 21 в городе Горький (ныне Нижний Новгород). 7 сентября 1935 года добровольно вступил в ряды Красной Армии, призван Ульяновским РВК. В 1936 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиатехников, в 1937 году - 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. 13 октября 1937 года присвоено звание лейтенанта. Служил младшим лётчиком, а с 8 мая 1938 года - командиром звена 28-го ИАП (56-я и 69-я ИАБР, ВВС Киевского военного округа).

Участник Гражданской войны в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года в должности лётчика, командира звена и командира эскадрильи Республиканских ВВС. Летал на И-16, совершил около 80 боевых вылетов (боевой налёт 102 часа), в 38 воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника (вероятно, одержал также и до 4 групповых побед). 29 июля 1938 года в воздушном бою над Валенсией был тяжело ранен в правую руку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

После возвращения из Испании продолжал службу в ВВС. 31 декабря 1938 года присвоено звание капитана, 5 февраля 1939 года - майора. Был командиром звена, 17 февраля 1939 года назначен инспектором-летчиком по технике пилотирования и теории полёта 69-й ИАБР (в Киевском военном округе).

Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) с 17 мая по 7 сентября 1939 года. Был лётчиком-инспектором по технике пилотирования 70-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы), с августа 1939 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 22-го ИАП. Совершил несколько десятков боевых вылетов на И-16, в воздушных боях сбил лично 1 и в составе группы 8 самолётов противника. 27 июня 1939 года сам был сбит во время взлёта с аэродрома, совершил вынужденную посадку.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности заместителя командующего ВВС 5-й Армии. Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 гг. в должности заместителя командующего ВВС 7-й Армии. Летал на И-16, воздушных побед не имел. С 26 апреля 1940 года был помощником командира 43-й ИАБР (Одесский военный округ). 10 октября 1940 года назначен помощником командира 46-го ИАП (Московский военный округ). С 27 марта 1941 года - слушатель командного факультета Военно-Воздушной академии (в Монино). В июне-октябре 1941 года - заместитель командира 271-го ИАП ПВО, проходившего формирование в городе Ростов-на-Дону.

Участник Великой Отечественной войны с 7 октября 1941 года в должности командира 512-го ИАП (14-я САД, 268-я ИАД, 220-я ИАД), летал на ЛаГГ-3 и Як-1. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском и Донском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Харьковском направлении, Барвенково-Лозовской операции и Харьковской битве, обороне Сталинграда.

С 9 октября 1942 года - инспектор по истребительной авиации при НКО СССР. 28 мая 1943 года присвоено воинское звание "полковник". Некоторое время исполнял обязанности заместителя командира дивизии, с июня 1943 года командовал 256-й ИАД, летал на Як-9 и Як-3. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской и Восточно-Карпатской операциях.

Всего за время войны совершил более 50 боевых вылетов, в воздушных боях сбил в составе пары 2 самолёта противника.

С 18 декабря 1944 года - заместитель командира 245-й ИАД (на Дальнем Востоке). Участник Советско-Японской войны с 9 по 22 августа 1945 года. Участвовал в Хингано-Мукденской операции. Совершил 3 боевых вылета на Як-3.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1947 года - старший лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 17-й Воздушной армии (Киевский военный округ), с 14 октября 1948 года - помощник командира 279-й ИАД (Прикарпатский военный округ). С февраля 1954 года Гвардии полковник Н. С. Герасимов - в отставке. Жил в городе Жданов (ныне Мариуполь, Донецкой область Украины). Умер 29 июня 1960 года, похоронен в Мариуполе.

Бюст Героя установлен в посёлке Ишеевка (Ульяновская область). В Ульяновске на бывшем здании лётной школы, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Ульяновске, посёлке Ишеевка и селе Баратаевка Ульяновской области.

Награждён орденами: Ленина (22.02.1939; 23.10.1942), Красного Знамени (29.08.1939; 21.03.1940), Кутузова 2-й степени (08.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942), Красной Звезды (28.08.1945, 15.11.1950), Боевого Красного Знамени 1-й степени (МНР, 18.08.1939); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1945).


*     *     *

И-16 тип 10 из состава Республиканских ВВС, 1938 г.

И-16 тип 10 из состава 22-го ИАП. Монголия, 1939 г.


Список известных воздушных побед Н. С. Герасимова:

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
13.07.19381  Фиат-32ВальбонИ-16
07-09.19381  Ме-109Испания
07-09.19381  Фиат-32

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0;  боевых вылетов - около 80.


Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
22.06.19391  И-96Хуху-ундур-обоИ-16
20.08.19392  И-97  (в группе)озеро Узур-Нур - озеро Яньху
1  И-97  (в группе)река Хайластын-Гол
21.08.19392  ЛБ  (в группе)юго-западнее озеро Яньху
22.08.19391  СБ-96  (в группе)Дзун-Хан-Ула
25.08.19391  И-97  (в группе)севернее озеро Узур-Нур
1  И-97  (в группе)южнее озеро Кухунь-ху

      Всего сбитых самолётов - 1 + 8.


Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
24.11.19411  Хш-126  (в паре)ОвчинниковоЛаГГ-3
22.06.19421  Ме-110  (в паре)Булацеловка

      Всего сбитых самолётов - 0 + 2;  боевых вылетов - более 50.



Из фотоматериалов разных лет:

Герасимов Николай Семёнович

Герасимов Николай Семёнович (справа) с товарищами, 1940 г.

Герасимов Николай Семёнович, 1942 г. Герасимов Николай Семёнович, 1942 г.

Герасимов Николай Семёнович Герасимов Николай Семёнович

Герасимов Николай Семёнович у самолёта Як-3, 1945 г.

Герасимов Николай Семёнович, 1947 г. Герасимов Николай Семёнович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.