Девятаев Михаил Петрович
Родился 8 июля 1917 года в деревне Вязовка (Спасский уезд Пензенской губернии). Михаил был 13-м ребёнком в семье. Сразу после его рождения семья переехала в рабочий посёлок Торбеево (ныне посёлок городского типа в Мордовии). В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, поступать в авиационный техникум. Но, свидетельство об окончании школы он забыл дома. К тому времени авиационный техникум уже закончил приём, и юноше посоветовали поступить в речной техникум. Именно там его фамилия ошибочно была внесена в документы как "Девятаев" (настоящая фамилия - Девятайкин). Вскоре поступил и в Казанский аэроклуб. С 15 декабря 1938 года в рядах Красной Армии, призван Свердловским РВК (города Казани). В 1940 году окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков и был направлен служить в город Торжок. Позже был переведён в город Могилёв (Западный Особый военный округ). С 23 июня 1941 года младший лейтенант М. П. Девятаев в действующей армии. Воевать начал в составе 163-го ИАП (43-я ИАД, ВВС Западного фронта), летая на И-16. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ю-87. С 21 августа 1941 года воевал уже в 237-м ИАП (1-я Резервная авиагруппа СВГК, ВВС Юго-Западного и Брянского фронтов), где летал на Як-1. 19 сентября 1941 года был тяжело ранен в воздушном бою, после лечения в госпитале переведён в легкомоторную авиацию, командовал звеном связных самолётов У-2, совершил 280 вылетов на связь с передовыми частями. С 18 сентября 1943 года служил в 1001-м Отдельном санитарном авиационном полку. К середине января 1944 года совершил 130 боевых вылетов на передовые посадочные площадки, вывез 140 раненых бойцов и офицеров (включая 6 генералов), доставил в передовые госпитали 750 литров крови, 1450 кг медицинского имущества, 45 медработников, перевёз до 1000 кг прочих грузов. В мае 1944 года вернулся в истребительную авиацию (после встречи с А. И. Покрышкиным). С июня 1944 года воевал в 104-м Гвардейском ИАП (9-я Гвардейская ИАД, ВВС 2-го Украинского и 1-го Украинского фронтов), где летал на "Аэрокобре". 13 июля 1944 года командир звена 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) старший лейтенант М. П. Девятаев вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова был сбит, ранен в правую ногу, спасся на парашюте и с тяжёлыми ожогами попал в плен. К тому времени совершил около 600 боевых вылетов (включая более 410 - на У-2), провёл около 40 воздушных боёв, сбил лично 3 и в составе группы 6 самолётов противника (в наградных документах говорится о 9 личных победах к 19.09.1941 года). Немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных, позже перевели в лагерь Новый Кёнигсберг. Там, с группой товарищей М. П. Девятаев начал готовить побег, который был раскрыт охраной. М. П. Девятаев и его товарищи были отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен (под Берлином). В конце октября 1944 года, в составе группы из 1500 заключённых, был отправлен на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывалось ракетное оружие. В январе 1945 года, М. П. Девятаев вместе с группой из 9 заключённых начал готовить план побега на тяжёлом самолёте с аэродрома, находившегося рядом с лагерем. 8 февраля 1945 года на бомбардировщике Хe-111 группа узников совершила побег. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки, пришлось идти на вынужденную. "Хейнкель" совершил посадку на брюхо южнее населённого пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й Армии. Беглецов подвергли жёсткой 2-месячной проверке в фильтрационном лагере НКВД в городе Невель (Псковская область), до конца войны в боевых действиях уже не участвовал. Со 2 ноября 1945 года Гвардии старший лейтенант М. П. Девятаев - в запасе. С 1946 года работал грузчиком в Казанском речном порту, затем дежурным по речному вокзалу. С 1949 года работал помощником капитана баркаса, с 1952 года - капитаном баркаса, с 1955 года - капитаном теплохода. В марте 1957 года в "Литературной газете" была опубликована статья, описывающая подвиг М. П. Девятаева с товарищами, написанная журналистами Яном Винецким и Булатом Гизатуллиным. С этого времени отношение к лётчику кардинально поменялось, его пригласил в Москву министр Речного Флота, в столице состоялась встреча с Константином Симоновым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года старший лейтенант М. П. Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11167). В 1957 году он стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях "Ракета", позже водил по Волге "Метеоры", был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, жил в Казани. Активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался. Занимался и литературной деятельностью, автор книг: "Полёт к солнцу" (Москва; "ДОСААФ", 1972) и "Побег из ада" (Казань; "Татарская книга", 1988). Умер 24 ноября 2002 года, похоронен на аллее Героев Арского кладбища. В посёлке Торбеево установлен памятник Герою, открыт его музей. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, у дома - бюст. В феврале 2010 года в Казани, на доме, где жил Герой, открыта мемориальная доска. Памятник "Побег из ада" установлен в Саранске на Мемориале воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны. Почётный гражданин Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и Циновичи (Германия). Награждён орденами: Ленина (15.08.1957), Красного Знамени (01.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (07.05.1944); медалями. * * * Список известных воздушных побед М. П. Девятаева:
|