1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Бахчиванджи Григорий Яковлевич

5 побед

(2 + 3)
Бахчиванджи Григорий Яковлевич
  Флаг ВВС

Родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковская (ныне Приморско-Ахтарский район Краснодарского края). С 1917 года жил в городах Ейск (ныне Краснодарский край) и Мариуполь (ныне Донецкая область Украины), в 1919-1921 гг. - в селе Троицкое (ныне село Карла Маркса Бердянского района Запорожской области Украины), с 1921 года жил в городе Приморско-Ахтарск. В 1925 году окончил 6 классов школы. В 1925-1927 гг. работал в литейно-механической мастерской и помощником машиниста паровоза в железнодорожном депо станции Ахтари. С 1927 года жил в посёлке Бузиновка (ныне в черте города Мариуполя). Работал работал слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха Мариупольского металлургического завода "Универсал". С октября 1931 года в рядах Красной Армии, призван Мариупольский ГВК. Служил красноармейцем в 137-м стрелковом полку (Киевский военный округ), в 1932 году окончил полковую школу. В августа 1933 года - курсант Оренбургской военной авиационной школы техников по вооружению, с декабря 1933 году - курсант Оренбургской военной авиационной школы лётчиков. С декабря 1934 года - младший лётчик Отдельного истребительного отряда НИИ ВВС, с декабря 1935 года - старший лётчик, с февраля 1939 года - лётчик-испытатель в авиаэскадрилье группы отделов моторов и топлив, с января 1941 года - командир истребительного отряда. Провёл испытания самолёта Р-Z с турбокомпрессором (1939), участвовал в проведении испытательных работ на истребителях И-16, Як-1, МиГ-3 и других.

Со 2 июля 1941 года капитан Г. Я. Бахчиванджи в действующей армии: в должности старшего лётчика 402-го истребительного авиационного полка Особого назначения (с 22 июля входил в состав 57-й смешанной авиационной дивизии), 18 августа назначен командиром звена 1-й эскадрильи. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на Идрицком и Старорусском направлениях. Совершил 65 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в 26 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 3 самолёта противника. Награждён орденом Ленина.

10 августа 1941 года был отозван с фронта, вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС. С 18 августа - командир отряда опытной эскадрильи. Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Участвовал в проведении испытательных работ на истребителях Як-1, Як-9, МиГ-3, Р-39 "Аэрокобра" и других. 15 мая 1942 года на аэродроме Кольцово в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнил первый в стране полёт самолёта БИ-1 с работающим ЖРД. В ходе испытаний выполнил на этом самолёте 6 полётов. С января 1943 года - лётчик-испытатель 3-го отдела (опытных самолётов).

27 марта 1943 года капитан Г. Я. Бахчиванджи погиб в авиационной катастрофе при испытаниях ракетного истребителя БИ-1. Предположительной причиной катастрофы (как выяснилось позже) явилось затягивание самолёта с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/час. 28 апреля 1973 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях первого отечественного ракетного самолёта, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург). В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В городе Екатеринбург установлены бюст Г. Я. Бахчиванджи и памятный знак в аэропорту Кольцово, а в станице Бриньковская - мемориальный комплекс. Его именем названы кратер на обратной стороне Луны, железнодорожная платформа в Щёлковском районе Московской области, площадь в Екатеринбурге, улицы в городах Арамиль (Свердловская область), Ахтубинск (Астраханская область), Екатеринбург, Краснодар, Мариуполь, Оренбург, Приморско-Ахтарск, Щёлково, посёлке Билимбай (Свердловская область) и станице Бриньковская.

Награждён орденами: Ленина (17.10.1942, 28.04.1973).


*     *     *

Ракетный самолёт БИ-1, май 1942 г.

Ракетный самолёт БИ-2, январь 1943 г.


Список известных воздушных побед Г. Я. Бахчиванджи:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
04.07.19411  До-217станция ИдрицаМиГ-3
05.07.19431  Ю-88Великие Луки
07.07.19431  Ю-88  (в паре)Невель
10.07.19431  Хш-126  (в паре)Городок
02.08.19431  Ю-88  (в группе 1/3)Бологое

      Всего сбитых самолётов - 2 + 3;  боевых вылетов - 65;  воздушных боёв - 26.



Из фотоматериалов разных лет:

Ракетный самолёт БИ-1 перед первым вылетом, 15 мая 1942 г.

Ракетный самолёт БИ-2 перед вылетом, январь 1943 г.

Ракетный самолёт БИ-2 перед вылетом, январь 1943 г.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич перед вылетом, январь 1943 г.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич Бахчиванджи Григорий Яковлевич Бахчиванджи Григорий Яковлевич



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.