Жердёв Николай Прокофьевич
Родился 5 мая 1911 года на руднике Рутченково (ныне в черте города Донецка, Украина). Окончил 7 классов в городе Донецке и механико-металлургический техникум в городе Мариуполе. Работал слесарем на Мариупольском металлургическом заводе, а с января 1932 года - механиком-конструктором в проектном отделе на заводе "Азовсталь", одновременно учился в аэроклубе. С 21 августа 1934 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке был направлен в Луганскую военную авиационную школу пилотов. С декабря 1936 года служил лётчиком в 56-й ИАЭ (142-я ИАБР) ВВС Белорусского военного округа. С сентября 1937 года - командир звена. В феврале 1938 года переведён командиром звена в 57-ю ИАЭ. Участник гражданской войны в Испании с 26 марта по 3 сентября 1938 года в должности лётчика, а затем и командира звена. Летал на И-15 и И-16. Выполнил около 70 боевых вылетов (боевой налёт 106 часов), провёл 15 воздушных боёв, сбил лично 3 самолёта противника (в том числе 1 - тараном). По возращению в СССР назначен помощником командира эскадрильи 10-го ИАП (Белорусский военный округ). С 29 мая по 16 сентября 1939 года капитан Н. П. Жердёв принимал участие в Советско-Японском военном конфликте на реке Халхин-Гол в должности командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа), летал на И-16. Выполнил 105 боевых вылетов, провёл 17 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника [согласно Представления к званию ГСС от сентября 1939 года "в воздушных боях сбил 11 И-97"]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 169). Затем продолжал службу в должности помощника командира 42-го истребительного авиационного полка. В мае 1940 года при вылете в Белосток потерял ориентировку и сел на аэродроме в оккупированной немецкими войсками Польше. Через 3 суток лётчик и самолёт были возвращены в СССР, но для Н. П. Жердёва этот факт повлёк служебные неприятности. С августа 1940 года служил в должности инспектор по технике пилотирования 38-й ИАБР. С 10 октября 1940 года - на такой же должности в 44-й ИАД. С 24 мая 1941 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования 63-й ИАД. С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе Управлений 63-й истребительной авиационной дивизии), 246-го ИАП и 821-го ИАП. Сражался на Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. Летал на И-16, Як-1 и ЛаГГ-3. 15 ноября 1942 года штурман 821-го истребительного авиационного полка (4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) майор Н. П. Жердёв погиб в авиационной катастрофе на самолёте УТИ-4. Похоронен в ауле Батаюрт (Хасавюртовский район Дагестанской АССР). На могиле установлен памятник. В городе Донецке имя Героя носит школа № 93, в которой он учился, на ней установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Ленина (22.02.1939, 17.11.1939), Красного Знамени (29.08.1939); медалью "ХХ лет РККА", монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939). * * * Список известных воздушных побед Н. П. Жердёва:
Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.
|