1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Зайцев Василий Алексеевич

12 побед

(12 + 0)
Зайцев Василий Алексеевич
  Флаг ВВС

Родился 8 января 1912 года в селе Новорепное (Саратовская область). В 1929 году поступил в Саратовскую лётную школу Осоавиахима. В 1933 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков, служил в Гражданском Флоте (пилот N-ского авиаотряда НКАП, лётчик 28-го транспортного авиаотряда). С 1939 года работал лётчиком-испытателем у Н. Н. Поликарпова и А. С. Яковлева.

С 16 июня 1943 года лейтенант В. А. Зайцев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 832-го ИАП. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Летал на Як-1, Як-7, Як-9. Воевал на Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах.

16 мая 1944 года сбит в воздушном бою, Як-9 упал на своей территории, лётчик чудом остался жив. Взял на память кусок бронестекла от разбитого самолёта и потом нацарапал на нём короткий отчёт о недавнем сражении. Позднее этот кусок бронестекла передан в конструкторское бюро А. С. Яковлева. Ныне эта реликвия военных лет является экспонатом ЦМВС России.

2 июля 1944 года командир 3-й эскадрильи 832-го истребительного авиационного полка (315-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) капитан В. А. Зайцев был сбит огнём зенитной артиллерии при штурмовке немецкого аэродрома в районе деревни Пурино (Пыталовский район Псковской области) и погиб. Всего совершил более 70 боевых вылетов, провёл более 10 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 самолётов противника.

Награждён орденами: Красного Знамени (07.09.1943, 30.04.1944), Александра Невского (13.06.1944); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед В. А. Зайцева:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.08.19431  ФВ-190АбалмасовоЯк-1 / Як-7
26.03.19441  Ю-87АлехиноЯк-9
28.03.19441  ФВ-190Ермолино
31.03.19441  Ю-87Лисицыно
1  Ю-87Подберезье
07.04.19441  ФВ-190Гришманы
12.05.19441  ФВ-190Горино
16.05.19442  ФВ-190станция Русаки
18.05.19442  Ю-87западнее Новый Путь
28.05.19441  Ме-109Третьяки

      Всего сбитых самолётов - 12 + 0;  боевых вылетов - более 70;  воздушных боёв - более 10.



Из фотоматериалов военных лет:

Кусок бронестекла от Як-9 капитана В. А. Зайцева

Зайцев Василий Алексеевич у своего самолёта

Зайцев Василий Алексеевич Зайцев Василий Алексеевич Зайцев Василий Алексеевич


Из материалов прессы военных лет:

Из материалов военных лет о В. А. Зайцеве

- 22.07.43. Первый боевой вылет. До этого в бой просился долго, но всё почему-то придерживали. Сопровождали "ильюшины". В пути встретили Ю-88 и как будто ФВ-190. Те отвернули, подставив под зенитный огонь. Сколько бы до этого ни летал, дебют оставил всё равно неотразимые впечатления.

- 07.08.43. Козловка. Мой первый настоящий воздушный бой. Сбил "Фокке-Вульф-190", а напарник Бриль - Юнкерс-87. Вообще ФВ-190 и "Мессеров" крутилось около четырнадцати. Ощущений снова масса. Разберусь попозднее.

- 26.03.44. Сделал три вылета со своей эскадрильей на прикрытие наших войск в районе Горушки. Штурмовали зенитную артиллерию противника. Вели ожесточённый бой с шестнадцатью Ю-87 и шестью ФВ-190. Сбил один "Юнкерс".

- 27.03.44. Прикрывал войска с воздуха над Новым Путём. Сделали три вылета "шестёркой" и схватились с "Мессерами". Два Ме-109 атаковали вдвоём с В. Архангельским. Один сбили, записали ему. Вылетал с ним на свободную охоту. В воздухе никого не встретили. Зато штурмовали автоколонну на шоссе Остров - Пустошка и уничтожили восемь машин фрицев. Над фашистским аэродромом в Опочке сильно потрепали нас зенитки.

- 28.03.44. Сначала полёт на разведку к Аллою. Обстрел станции, занятой врагом. Затем два вылета на прикрытие наших наступающих войск. В воздушном бою сбил "Фокке-Вульф-190".

- 31.03.44. Прикрывали пехоту-матушку у Горушки, "шестёркой" вели воздушный бой с "Юнкерсами" и "Фокке-Вульфами". Сбил два Ю-87. Подсчитал, что всего за март 1944-го сделал четырнадцать боевых вылетов и налетал 21 час 35 минут.

- С 26.03.44 по 07.04.44. я сбил пять фрицев, а моя эскадрилья - девятнадцать. За 04.04.44 г. в газете "Красная Звезда" прошла статья "Воздушные бои над переправами". Там о моих орлах пишут.

- 08.04.44. Провёл сразу два воздушных боя за день. От моего огня уткнулся в землю ещё один "Фоккер". И в какую землю! Тут русский дух, тут Русью пахнет. Ведь недалеко святые Пушкинские горы. Даже одна мысль, что враг их гадит, противна. Записываю для памяти о характере Александра Сергеевича. Вспыльчивый, иногда до исступления, но в минуту опасности, словом, когда становился лицом к лицу со смертью, вполне, он обладал в высшей степени невозмутимостью при полном сознании своей запальчивости. Когда дело дошло до барьера, он явился холодным, как лёд. Подобные натуры в таких случаях я встречал очень мало. Эти две крайности в той степени, как они соединились у Пушкина, должно быть, чрезвычайно редки.

- 05.05.44. Встал в 3:00. Веду шесть Ил-2 и четырнадцать Як-9 на фашистский аэродром. Взлетели ещё в темноте, в облачность и дождь. Я пришёл к цели, когда "горбатые" вышли из атаки. При подходе было мало огня. В северной части аэродрома сделали два круга. На удивление, огонь вдруг прекратился, видимо, фрицы приняли за своего. На высоте 30-40 метров и ниже прошёл вдоль бетонки, где по обеим сторонам стояли ФВ-190. Израсходовал на них почти весь боекомплект. Вот тогда-то все зенитки и переключились на нас с воздуха. Огненные трасы так и опоясывали "ястребки". Трудно представить, но перед атакой вспомнил летучую фразу "смелого пуля боится". А ведомый в конце, кажется, не выдержал напряжения, нервишки таки подвели, отвернул. Что с ним сделать за эту вообще-то в мирных условиях нормальную человеческую слабость? Но ведь тут бой и, как говорится, не до сантиментов и жалости.

- 12.05.44. Вылет по тревоге. Встретил пару ФВ-190. Одного сбил. Продолжительность полёта пятьдесят минут.

- 14.05.44. Полёт на охоту. По истечении лимита времени решил обстрелять автоколонну. При выходе из атаки увидел большую группу Ю-87 и ФВ-190, около тридцати. Моё положение было же не из выгодных, но, учитывая, что они уже у цели, решил идти на них в расчёте рассеять "тёплую кампанию". Пошёл на сближение. К "Юнкерсам" (я внизу догонял их с набором) всё же не успел, скорость маловата, а тем временем восемь ФВ-190 зашли сзади. Развернулся и в лобовой атаке открыл огонь, вёл его до самого сближения, когда казалось, вот-вот столкнёмся. "Фокке-Вульф" отвалил и должен быть подбитым. Но сходить за ним некогда. У меня же оказался пробитым маслорадиатор. Перетянул линию фронта и сел на брюхо. Спасибо В. И. Соловьёву. Не жить бы мне, если бы он не отсёк преследователей.

- 16.05.44. Четвёркой Як-9 провёл воздушный бой с 8 ФВ-190. Мой лучший друг В. К. Соловьёв сделал непонятный маневр. Вырвавшись из строя, на первую пару фрицев, он, видимо, не заметил остальных шесть, которые шли со снижением из-за солнца. Я было сперва хотел развернуться на 180°, "все вдруг", только уйдя немного с набором высоты, но пришлось принять драку в невыгодных условиях. Сбил два ФВ-190, но и сам был подбит: отбит элерон, заднее бронестекло вышиблено, повреждены консольная часть крыла и мотор. Добивали меня три "Фоккера". Сел, где, кажется, невозможно, в восьми-десяти километрах от линии фронта, деревня Барсуки. По памяти делаю рисунок боя, счёт записал сразу же на земле. Он в нашу пользу. Но горько терять друзей, отрывать их от сердца.

- 18.05.44. После тяжёлого испытания с жертвами командование категорически велело нам три дня отдыхать, а затем угодил с бала на корабль. Сбил два Ю-87. Дрался и с ФВ-190, но жаль, ведь израсходовал все боеприпасы на бомбардировщики.

- 28.05.44. Полёт на охоту. Высота 5500 метров. Сбил одного Ме-109. Второй вылет был по вызову, но уже в воздухе получил отбой. А тот "Мессер", оказывается, упал у самой деревни.

(Из материалов военного дневника лётчика Зайцева Василия Алексеевича)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2018 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.