- 22.07.43. Первый боевой вылет. До этого в бой просился долго,
но всё почему-то придерживали. Сопровождали "ильюшины". В пути встретили Ю-88 и
как будто ФВ-190. Те отвернули, подставив под зенитный огонь. Сколько бы до этого
ни летал, дебют оставил всё равно неотразимые впечатления.
- 07.08.43. Козловка. Мой первый настоящий воздушный бой. Сбил
"Фокке-Вульф-190", а напарник Бриль - Юнкерс-87. Вообще ФВ-190 и "Мессеров"
крутилось около четырнадцати. Ощущений снова масса. Разберусь попозднее.
- 26.03.44. Сделал три вылета со своей эскадрильей на прикрытие
наших войск в районе Горушки. Штурмовали зенитную артиллерию противника. Вели
ожесточённый бой с шестнадцатью Ю-87 и шестью ФВ-190. Сбил один "Юнкерс".
- 27.03.44. Прикрывал войска с воздуха над Новым Путём. Сделали
три вылета "шестёркой" и схватились с "Мессерами". Два Ме-109 атаковали вдвоём
с В. Архангельским. Один сбили, записали ему. Вылетал с ним на свободную охоту.
В воздухе никого не встретили. Зато штурмовали автоколонну на шоссе Остров -
Пустошка и уничтожили восемь машин фрицев. Над фашистским аэродромом в Опочке
сильно потрепали нас зенитки.
- 28.03.44. Сначала полёт на разведку к Аллою. Обстрел станции,
занятой врагом. Затем два вылета на прикрытие наших наступающих войск. В воздушном
бою сбил "Фокке-Вульф-190".
- 31.03.44. Прикрывали пехоту-матушку у Горушки, "шестёркой"
вели воздушный бой с "Юнкерсами" и "Фокке-Вульфами". Сбил два Ю-87. Подсчитал,
что всего за март 1944-го сделал четырнадцать боевых вылетов и налетал 21 час
35 минут.
- С 26.03.44 по 07.04.44. я сбил пять фрицев, а моя эскадрилья -
девятнадцать. За 04.04.44 г. в газете "Красная Звезда" прошла статья "Воздушные
бои над переправами". Там о моих орлах пишут.
- 08.04.44. Провёл сразу два воздушных боя за день. От моего
огня уткнулся в землю ещё один "Фоккер". И в какую землю! Тут русский дух, тут
Русью пахнет. Ведь недалеко святые Пушкинские горы. Даже одна мысль, что враг
их гадит, противна. Записываю для памяти о характере Александра Сергеевича.
Вспыльчивый, иногда до исступления, но в минуту опасности, словом, когда
становился лицом к лицу со смертью, вполне, он обладал в высшей степени
невозмутимостью при полном сознании своей запальчивости. Когда дело дошло до
барьера, он явился холодным, как лёд. Подобные натуры в таких случаях я встречал
очень мало. Эти две крайности в той степени, как они соединились у Пушкина,
должно быть, чрезвычайно редки.
- 05.05.44. Встал в 3:00. Веду шесть Ил-2 и четырнадцать Як-9
на фашистский аэродром. Взлетели ещё в темноте, в облачность и дождь. Я пришёл
к цели, когда "горбатые" вышли из атаки. При подходе было мало огня. В северной
части аэродрома сделали два круга. На удивление, огонь вдруг прекратился, видимо,
фрицы приняли за своего. На высоте 30-40 метров и ниже прошёл вдоль бетонки, где
по обеим сторонам стояли ФВ-190. Израсходовал на них почти весь боекомплект. Вот
тогда-то все зенитки и переключились на нас с воздуха. Огненные трасы так и
опоясывали "ястребки". Трудно представить, но перед атакой вспомнил летучую
фразу "смелого пуля боится". А ведомый в конце, кажется, не выдержал напряжения,
нервишки таки подвели, отвернул. Что с ним сделать за эту вообще-то в мирных
условиях нормальную человеческую слабость? Но ведь тут бой и, как говорится,
не до сантиментов и жалости.
- 12.05.44. Вылет по тревоге. Встретил пару ФВ-190. Одного сбил.
Продолжительность полёта пятьдесят минут.
- 14.05.44. Полёт на охоту. По истечении лимита времени решил
обстрелять автоколонну. При выходе из атаки увидел большую группу Ю-87 и ФВ-190,
около тридцати. Моё положение было же не из выгодных, но, учитывая, что они уже
у цели, решил идти на них в расчёте рассеять "тёплую кампанию". Пошёл на сближение.
К "Юнкерсам" (я внизу догонял их с набором) всё же не успел, скорость маловата,
а тем временем восемь ФВ-190 зашли сзади. Развернулся и в лобовой атаке открыл
огонь, вёл его до самого сближения, когда казалось, вот-вот столкнёмся.
"Фокке-Вульф" отвалил и должен быть подбитым. Но сходить за ним некогда. У меня
же оказался пробитым маслорадиатор. Перетянул линию фронта и сел на брюхо.
Спасибо В. И. Соловьёву. Не жить бы мне, если бы он не отсёк преследователей.
- 16.05.44. Четвёркой Як-9 провёл воздушный бой с 8 ФВ-190. Мой
лучший друг В. К. Соловьёв сделал непонятный маневр. Вырвавшись из строя, на
первую пару фрицев, он, видимо, не заметил остальных шесть, которые шли со
снижением из-за солнца. Я было сперва хотел развернуться на 180°, "все вдруг",
только уйдя немного с набором высоты, но пришлось принять драку в невыгодных
условиях. Сбил два ФВ-190, но и сам был подбит: отбит элерон, заднее бронестекло
вышиблено, повреждены консольная часть крыла и мотор. Добивали меня три "Фоккера".
Сел, где, кажется, невозможно, в восьми-десяти километрах от линии фронта, деревня
Барсуки. По памяти делаю рисунок боя, счёт записал сразу же на земле. Он в нашу
пользу. Но горько терять друзей, отрывать их от сердца.
- 18.05.44. После тяжёлого испытания с жертвами командование
категорически велело нам три дня отдыхать, а затем угодил с бала на корабль.
Сбил два Ю-87. Дрался и с ФВ-190, но жаль, ведь израсходовал все боеприпасы на
бомбардировщики.
- 28.05.44. Полёт на охоту. Высота 5500 метров. Сбил одного
Ме-109. Второй вылет был по вызову, но уже в воздухе получил отбой. А тот
"Мессер", оказывается, упал у самой деревни.