Родился 13 августа 1918 года в городе Торжок (Тверская область).
После смерти отца, мать с детьми переехала в Крым. Там Александр в 1935 году окончил
7 классов. В 1937 году перебрался в Керчь и поступил работать на металлургический завод
имени Войкова. Позднее окончил 2 курса сельскохозяйственного техникума в Ялте, работал
электромонтёром на заводе в Симферополе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб,
затем переведён в Симферопольский лётный отряд ОСОАВИАХИМ. С 18 мая 1940 года в рядах
Красной Армии, по комсомольской путёвке направлен в Качинскую военную авиационную школу
пилотов, которую окончил в июне 1941 года.
С июля 1941 года сержант А. А. Вильямсон на фронтах Великой
Отечественной войны в составе 298-го ИАП (24 августа 1943 года преобразован в
104-й Гвардейский ИАП), летал на И-16 и "Аэрокобре". Прошёл боевой путь от
рядового пилота до командира эскадрильи. 28 августа 1943 года был подбит, получил
тяжёлое ранение в голову, сумел дотянуть до аэродрома, после посадки потерял сознание.
Сражался на Южном, Северо-Кавказском, 1-м Украинском, 2-м Украинском и 4-м Украинском
фронтах.
К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 104-го Гвардейского
истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная
дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия,
1-й Украинский фронт) Гвардии капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета,
провёл 66 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 и в составе группы 6 самолётов
противника. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на
Красной площади в сводном полку 1-го Украинского фронта. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7875).
После окончания войны продолжал службу в ВВС (в Центральной
группе войск, Туркменском, Таврическом и Киевском военных округах). В 1953 году
окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. Проходил службу в 764-м ИАП
войск ПВО Уральского района с февраля 1954 года на должности заместителя командира
полка по лётной подготовке. В период 1958 - 1960 гг. командовал 764-м ИАП ПВО.
С 5 сентября 1960 года Гвардии полковник А. А. Вильямсон - в запасе, по состоянию
здоровья. С 1963 года работал в системе Аэрофлоте (на Камчатке, затем в Симферополе
диспетчером службы движения аэропорта). После выхода на заслуженный отдых, жил в
городе Симферополь (Крым). Умер 23 февраля 1986 года, похоронен на кладбище "Абдал".
Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени
(05.04.1943, 17.06.1943), Александра Невского (25.09.1944), Отечественной войны
1-й степени (02.02.1944, 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (02.05.1943),
Красной Звезды (25.04.1945, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги"
(15.11.1950).
* * *
Список известных воздушных побед А. А. Вильямсона:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
28.12.1941 | 1 "Хе-113" | севернее Орлово-Ивановка | И-16 |
1 Хш-126 | Снежное |
04.03.1942 | 1 Ме-109 | Краматорская |
19.03.1943 | 1 Ме-109 | Анастасиевская | "Аэрокобра" |
21.03.1943 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) | юго-восточнее Кожевский |
1 Ме-109 (в группе 1/8) | Славянская - Крымская |
31.03.1943 | 1 Ме-109 (в паре) | северо-западнее Анастасиевская |
10.04.1943 | 1 Ю-88 (в паре) | хутор Будры |
15.04.1943 | 1 Ме-109 | южнее Крымская |
20.04.1943 | 1 Ме-109 | совхоз Мысхако |
26.05.1943 | 1 Ме-109 | восточнее Молдаванское |
29.05.1943 | 1 Ме-109 | Батарейный - Павловский |
14.06.1943 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) | западнее Калабатка |
27.08.1943 | 1 ФВ-189 (в паре) | южнее Чермолик |
28.08.1943 | 1 Ме-109 | юго-восточнее Амвросиевка |
05.06.1944 | 1 Ме-109 | Хорлесчи |
22.07.1944 | 1 Ю-88 | юго-западнее Новины |
1 Ме-109 |
26.07.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Пшевурск |
14.08.1944 | 1 Ме-109 | юго-западнее Стодолы |
20.01.1945 | 1 ФВ-190 | западнее Велюнь |
1 Ме-109 | восточнее Остенфельде |
19.04.1945 | 1 ФВ-190 | западнее Нойштадт |
23.04.1945 | 1 Ме-109 | северо-западнее Зиттен |
Всего сбитых самолётов - 18 + 6; боевых вылетов - 382; воздушных боёв - 66.
|
Из фотоматериалов разных лет:
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Этапы большого пути...