Родился 28 февраля 1922 года в деревне Петрово (ныне Серебряно-Прудский
район Московской области). Окончил 7 классов школы № 148 города Москвы. С 8 декабря 1939
года в рядах Красной Армии, призван Тульским РВК (Тульская область). В 1940 году окончил
Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант В. Н. Харитонов на фронтах
Великой Отечественной войны. Был младшим лётчиком в составе 195-го ИАП (7-й ИАК ПВО),
летал на И-16. Осуществлял прикрытие города Ленинграда и военных объектов с воздуха,
помимо задач ПВО вылетал на прикрытие наземных войск, штурмовку войск противника. В
сентябре 1941 года переведён в 26-й ИАП (7-й ИАК ПВО), где продолжал летать на И-16. С
ноября 1941 года по октябрь 1944 года сражался в составе 123-го ИАП (22 ноября 1942 года
преобразован в 27-й Гвардейский ИАП). Летал на И-16, Як-1, Як-7 и Як-9.
К августу 1942 года командир звена 123-го истребительного авиационного
полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) старший
лейтенант В. Н. Xаритонов совершил 281 боевой вылет, в 58 воздушных боях лично сбил 10 и
в группе 16 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля
1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
"Золотая Звезда" (№ 803).
Всего за годы войны командир эскадрильи 27-го Гвардейского ИАП (2-й
Гвардейский ИАК, Ленинградская армия ПВО) Гвардии майор В. Н. Харитонов совершил около
400 боевых вылетов, провёл около 80 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 и в составе
группы 16 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. В
1945 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава, в 1955 году - лётно-тактические
курсы усовершенствования офицерского состава ВВС. С 28 апреля 1958 года Гвардии полковник
В. Н. Xаритонов - в запасе, а затем в отставке. Жил в Ленинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург).
Работал на Ленинградском объединенном авиапредприятии, 28 лет руководил полётами в аэропорту
"Пулково". Состоял в Объединённом Совете ветеранов войск ПВО города, Комитете ленинградских
ветеранов войны и военной службы. Умер 27 апреля 2002 года. Похоронен в Санкт-Петербурге
на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28 января 1994 года удостоен
звания "Почётный гражданин Санкт-Петербурга". В Санкт-Петербурге имя Героя носит сквер,
где 4 мая 2010 года установлен памятный знак. Имя Героя выбито в музее-диораме "Прорыв
блокады Ленинграда" в городе Кировске (Ленинградская область).
Награждён орденами: Ленина (10.02.1943), Красного Знамени (03.12.1941,
10.07.1944, 22.02.1955), Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени
(05.07.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (29.04.1954, 26.10.1955); медалями, в том числе
"За боевые заслуги" (15.11.1950).
* * *
Список известных воздушных побед В. Н. Xаритонова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
30.07.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | северо-западнее Волосово | И-16 |
10.08.1941 | 1 Ме-109 (в паре) | станция Вруда |
1 "Хе-113" (в паре) | южнее Веймар |
21.08.1941 | 1 "Хе-113" (в группе 1/5) | Горелово - Низино |
1 "Хе-113" (в группе 1/5) | Таменгонт |
02.09.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/5) | разъезд Гора |
1 Ме-110 (в группе 1/5) | Отрадная |
1 До-215 (в группе 1/5) | южнее станции Мга |
05.09.1941 | 1 Ме-109 | Лезье - Иваново |
09.09.1941 | 1 Ме-109 | Новолисино |
10.09.1941 | 1 Ю-88 | западнее Витино |
1 Ю-87 | Яльгелево |
11.09.1941 | 2 Ю-87 (в группе 2/4) | Горелово |
14.09.1941 | 1 Ю-88 |
1 Хш-126 (в группе 1/7) | Антропшино |
26.09.1941 | 1 Ю-87 | юго-восточнее Шлиссельбург |
03.10.1941 | 1 До-17 (в группе 1/4) | юго-восточнее мыс Осиновец |
01.12.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | мыс Осиновец |
02.01.1942 | 1 Ме-109 | станция Проба |
28.05.1942 | 1 Ю-88 | восточнее Коккорево |
1 Ю-87 | восточнее озеро Татаршино |
1 Ю-87 (в группе 1/3) | восточнее Клюевский Нос |
1 Ю-87 (в группе 1/3) | юго-восточнее Кошкино |
20.07.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/3) | Финский залив (Урицк) |
1 Ме-109 | юго-западнее Урицк |
10.02.1943 | 1 Ю-88 | Новая | Як-1, Як-7 |
11.02.1943 | 1 ФВ-190 | совхоз Пушкинский |
23.06.1943 | 1 ФВ-190 | Келколово |
29.07.1943 | 1 Ме-110 | Кирсино |
01.08.1943 | 1 ФВ-190 | Михайловский |
1 ФВ-190 | Турышкино |
20.06.1944 | 1 Ме-109 | западнее Карпила | Як-9 |
30.06.1944 | 1 Ме-109 | Суомерийоки |
Всего сбитых самолётов - 18 + 16; боевых вылетов - около 400; воздушных боёв - около 80.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
|
|
|
Грудь его украшена медалью "Золотая Звезда", орденами - Ленина,
Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. А медаль "За оборону Ленинграда"
горит, как свидетельство беззаветной преданности городу, в борьбе за который получены
им высокие награды. В воздушных боях с врагом Василий Харитонов находчив, смел и
решителен. Но не сразу пришли к нему эти боевые качества, не сразу обрёл он цепкую
хватку истребителя. Вначале не было опыта. А драться приходилось с сильным и многочисленным
врагом. Немцы бросали на Ленинград армады своих бомбардировщиков и истребителей.
Нередко приходилось делать по 9 - 10 боевых вылетов в день. Тогда-то и окрепло
мастерство Харитонова. Были случаи - с пробитыми цилиндрами и повреждёнными
рулями возвращался Харитонов на свой аэродром. Однако, неудачи эти не обескураживали
его, а вызывали ещё большую ярость и ненависть к врагу.
За время Отечественной войны Харитонов совершил около 300 боевых
вылетов. Оборонял военные объекты, отражал налёты противника на подступах к городу,
даже дрался над Международным проспектом с "Юнкерсом", прорвавшимся сквозь огонь
наших зениток; не однажды баражировал он над Ладожской трассой, защищая её от
немцев.
Как-то в группе с товарищами Харитонов прикрывал линию фронта.
Был август. Ясная золотая осень. Харитонов шёл ведущим. За ним шли - Потапов,
Гримов, Луковник, Печников, Кунёзин, Печений. Навстречу летели "Фокке-Вульфы".
Десять фашистских машин, пытались задержать советских истребителей, сорвать
операцию наших наземных войск. Но это им не удалось. Харитонов ввязался в бой.
За ним - его ведомые. На высоте 600 метров над линией фронта в течение нескольких
минут шла горячая битва. Немцы дрогнули и отступили. Харитонов преследовал врага
губительным огнём.
В тот день из 8 самолётов немцы потеряли 7. Из них 2 лично сбил
Харитонов. В этом сражении он поставил себе цель: выбить у врага инициативу,
показать своё превосходство в воздухе, силу своего боевого духа, несмотря ни на
что. И он добился этого. Десятки раз потом ввязывался Харитонов в бой с немецкими
лётчиками и всегда выходил победителем. 13 самолётов противника, сбитых им лично,
и 11 - в групповых боях, - вот славный итог боевой деятельности лётчика Василия
Харитонова, продолжающего с ещё большим мастерством и умением защищать великий
город Ленина.
(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)
|