Скоморохов Николай Михайлович
Родился 19 мая 1922 года в селе Лапоть (ныне село Белогорское Красноармейского района Саратовской области). В 1930 году с семьёй переехал в город Астрахань. В 1935 году окончил 5 классов, в 1936 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), приписав себе 2 года (по этой причине во всех документах Н. М. Скоморохова фигурирует 1920-й год рождения). С 1937 года работал слесарем и токарем на Астраханском судоремонтном заводе. В 1939-1940 гг. обучался в Астраханском библиотечном техникуме. В 1940 году окончил Астраханский аэроклуб. С декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Служил в 25-м ЗАП ВВС Закавказского военного округа (город Баку), в котором прошёл переобучение на ЛаГГ-3 и окончил курсы командиров звеньев. С 29 ноября 1942 года сержант Н. М. Скоморохов в действующей армии: в должности лётчика 164-го ИАП (295-я ИАД). С марта 1944 года - заместитель командира эскадрильи. Летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. В апреле 1944 года был переведён в 31-й ИАП (той же дивизии). С октября 1944 года - командир эскадрильи. Летал на Ла-5 и Ла-7. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта, на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в Туапсинской, Северо-Кавказской, Краснодарской, Донбасской, Запорожской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской и Ясско-Кишинёвской операциях, освобождении Румынии и Болгарии, Белградской, Будапештской и Венской операциях. В начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана "эскадрилья охотников", заместителем её командира был назначен Н. М. Скоморохов (командиром был Н. Ф. Краснов). В эскадрилью вошли такие асы, как В. В. Кирилюк, О. Н. Смирнов и А. И. Володин, впоследствии Герои Советского Союза. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками. За 3 месяца боёв лётчики эскадрильи уничтожили несколько десятков самолётов противника. Однако, затем эскадрилья была расформирована. 23 марта 1944 года за выполнение 290 боевых вылетов и участие в 80 воздушных боях, в которых сбил лично 14 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 15 личных победах), заместитель командира эскадрильи 164-го ИАП (295-я ИАД, 9-й САК, 17-я ВА, 3-й Украинский фронт) лейтенант Н. М. Скоморохов был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако это представление не было реализовано. После расформирования "эскадрильи охотников" Н. М. Скоморохов получил назначение заместителем командира 1-й эскадрильи в 31-й ИАП. В конце августа 1944 года ему было поручено сопровождать Ли-2, на котором летел Г. К. Жуков. Маршал выказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия, но, несмотря на это, полёт прошёл удачно. В конце 1944 года Н. М. Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряжённостью боёв на Кубани, Курской дуге и над Днепром. К 28 декабря 1944 года командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан Н. М. Скоморохов совершил 483 боевых вылета, провёл 104 воздушных боя, сбил лично 26 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 25 личных и 8 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4895). Хотя господство советской авиации в воздухе было уже безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. 16 января 1945 года при заходе на посадку на свой аэродром погиб ведомый Н. М. Скоморохова младший лейтенант И. Ф. Филиппов. Сам Н. М. Скоморохов, сбив в этот день 4 самолёта, с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на нос. 27 февраля 1945 года капитан Н. М. Скоморохов был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". 10 апреля 1945 года, в бою над австрийскими Альпами, Н. М. Скоморохов атаковал несколько плотных групп ФВ-190. Двух "Фоккеров" он сбил в первой же атаке. Продолжая атаковать истребителей-бомбардировщиков, лётчик сбил ещё один самолёт. Свои последние победы Н. М. Скоморохов одержал в апреле 1945 года. К 9 мая 1945 года майор Н. М. Скоморохов выполнил 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, в которых сбил лично 45 и в составе пары 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен второй медали "Золотая Звезда" (№ 6913). После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. До июня 1946 года продолжал командовать эскадрильей 31-го ИАП (в Южной группе войск, Болгария), летал на Ла-7. В ноябре 1949 года окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В январе 1950 - мае 1952 гг. - командир 111-го Гвардейского ИАП (в Прикарпатском военном округе, Украина), в мае 1952 - январе 1954 гг. - заместитель командира 279-й ИАД (в Прикарпатском военном округе). Летал на Ла-9, Ла-11 и МиГ-15. В январе 1954 - ноябре 1956 гг. - командир 246-й ИАД (в Забайкальском военном округе), летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба (с золотой медалью). С декабря 1958 года - 1-й заместитель командира, а в феврале 1961 - апреле 1968 гг. - командир 71-го ИАК (в Группе советских войск в Германии), летал на МиГ-17 и МиГ-21. В апреле 1968 - августе 1973 гг. - командующий 69-й (с апреля 1972 года - 17-й) Воздушной армией (в Киевском военном округе). До 1972 года летал на сверхзвуковом перехватчике МиГ-21ПФМ, затем - на Ан-26, Ил-14 и Ту-134. В августе 1973 - октябре 1988 гг. - начальник Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина (в Монино). С октября 1988 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года маршал авиации Н. М. Скоморохов - в отставке. В марте 1992 - июле 1994 гг. - председатель Российского комитета ветеранов войны. Автор нескольких книг. Жил в Москве. Умер 14 октября 1994 года от травм, полученных в автомобильной аварии на Горьковском шоссе за 2 дня до этого. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 11). Почётный гражданин городов Красноармейск (Саратовская область), Новомосковск (Днепропетровская область, Украина; 1983) и Брегово (Болгария). Бронзовый бюст Н. М. Скоморохова установлен в селе Белогорском (Красноармейский район Саратовской области). В Москве на доме, в котором он жил, и в селе Белогорском на доме, в котором он родился, установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в городах Астрахани и Саратове, селе Белогорском. Бюсты установлены также в Краснодаре (на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков), Саратове и Красноармейске. Имя Н. М. Скоморохова носят школа № 53 в Астрахани и школа № 3 в Красноармейске. Его имя в 2000-2012 гг. носил речной танкер "Маршал Скоморохов" (порт приписки - Астрахань), а в 1946-1958 гг. - паровой буксир "Николай Скоморохов" (порт приписки - Астрахань). Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Октябрьской Революции (08.01.1980), Красного Знамени (30.07.1943, 25.01.1944, 30.12.1944, 31.01.1945, 22.02.1968), Александра Невского (17.12.1944), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й степени (19.02.1988), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975), Партизанской Звезды 1-й степени (Югославия, 30.04.1945), Красного Знамени (Венгрия, 04.04.1955), Красного Знамени (Болгария, 20.09.1969), "За боевые заслуги" (Монголия, 09.07.1981), Народной Республики Болгария 2-й степени (22.01.1985); медалями. * * * Список известных воздушных побед Н. М. Скоморохова:
Из фотоматериалов послевоенных лет:
Из материалов прессы военных лет:
|