Скляров Константин Дмитриевич
Родился в 1919 году в селе Семёновка (ныне Калачеевского района Воронежской области). В 1938 году окончил 8 классов средней школы и переехал к старшему брату в город Краснодар, где поступил в школу-фабрично-заводского ученичества. По путёвке комсомола был направлен в аэроклуб ОСОАВИАХИМа. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван Краснодарским ГВК (Краснодарский край). Окончил Ульяновскую авиационную школу пилотов (город Батайск, Северо-Кавказского военного округа). 20 октября 1942 года зачислен в список лётчиков 2-й эскадрильи 976-го ИАП, который находился прямом подчинении Командующего ВВС Закавказского фронта (боевой работы не вёл). С 30 октября 1942 года сержант К. Д. Скляров в действующей армии: в должности пилота 976-го ИАП. Боевую работу полк начал летая на И-16 (в составе 216-й ИАД, 4-й Воздушной армии, Северной группы войск Закавказского фронта). 10 ноября 1942 года убыл на доукомплектование в 26-й ЗИАП Закавказского фронта. 12 января 1943 года отправился в 19-й ЗИАП Сибирского военного округа (станция Обь, Новосибирской области) для переучивания на новую технику. 16 марта 1943 года, досрочно сдав зачёты по всем дисциплинам, младший лейтенант К. Д. Скляров был допущен к полётам на новом типе самолёта. 23 мая 1943 года за ним был закреплён Як-7Б № 43-108 бортовой "922". 15 июня 1943 года полк закончил переучивание и 20 июня убыл с материальной частью железнодорожным эшелоном на Калининский фронт. С 5 августа 1943 года приступил к боевой работе (в составе 259-й ИАД, 3-й Воздушной армии). 4 сентября 1943 года назначен старшим лётчиком 2-й эскадрильи, 17 сентября 1943 года переведён на такую же должность в 3-ю эскадрилью. 9 октября 1943 года был сбит в воздушном бою северо-восточнее города Невель, спасся на парашюте, заночевал в стогу сена. Утром вышел на просёлочную дорогу, пересаживаясь с одной попутной машины на другую, к вечеру следующего дня добрался до своего аэродрома (в полку уже считался пропавшим без вести). C 5 марта 1944 года временно исполнял обязанности заместителя командира 3-й эскадрильи. С 13 марта 1944 года летал на самолёте Як-7Б с бортовым номером "32". 3 апреля 1944 года назначен командиром звена, 19 апреля 1944 года - заместителем командира 3-й эскадрильи. Вскоре был отправлен в Дом отдыха Раек (вернулся в полк 9 мая 1944 года). 6 сентября 1944 года заместитель командира 3-й эскадрильи 976-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант К. Д. Скляров при выполнении боевого задания по сопровождению группы штурмовиков в район юго-западнее города Митава в составе 6 Як-7Б вёл воздушный бой с 12 ФВ-190, одержал свою последнюю победу, но был сбит и погиб (самолёт упал и сгорел в районе Липсту, 19 км юго-западнее города Митава). Всего совершил 222 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе пары 1 самолёт противника. Был похоронен на кладбище местечка Заля-Мунжа, позднее перезахоронен на кладбище Норауку (город Елгава, Латвия). Награждён орденами: Красного Знамени (01.10.1943, 03.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.04.1944, 14.10.1944). * * * Список известных воздушных побед К. Д. Склярова:
|