1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Проскурин Алексей Иванович

16 побед

(14 + 2)
Проскурин Алексей Иванович
  Флаг ВВС

Родился 23 марта 1920 года в селе Кузнецово (ныне Курьинский район Алтайского края). Окончил среднюю школу. С 1 ноября 1938 года в рядах Красной Армии, призван Дзержинским РВК (города Новосибирска). Направлен курсантом в школу командиров экипажей при 43-м лёгкотанковом батальоне 2-й Краснознамённой Дальневосточной армии. С ноября 1939 году - командир экипажа в 158-м Отдельном танковом батальоне (станция Завитая, Амурской области). С декабря 1940 года - курсант Бирмской военной авиационной школы пилотов (гарнизон Бирма, 2-й Отдельной Краснознамённой Армии Дальневосточного фронта). С декабря 1941 года - пилот 20-го ЗИАП Сибирского военного округа.

С 12 мая 1943 года старший сержант А. И. Проскурин в действующей армии: в должности старшего лётчика 183-го ИАП (2 июля 1944 года преобразован в 150-й Гвардейский ИАП). Боевую работу начал на Воронежском фронте (в составе 294-й ИАД, 4-го ИАК, 2-й Воздушной армии), летая на Як-7Б. С лета 1943 года, для восполнения потерь матчасти, в боевой состав полка поступали самолёты Як-1Б. С 23 июля 1943 года воевал на Степном фронте, который 20 октября 1943 года был переименован во 2-й Украинский фронт (в составе 5-й Воздушной армии). В августе 1943 года назначен командиром звена, в феврале 1944 года - заместителем командира эскадрильи. С 31 марта по 26 июня 1944 года боевой работы не вёл: полк проходил переформирование и пополнялся истребителями Як-9. Затем продолжал воевать на 2-м Украинском фронте в должности командира эскадрильи. Некоторое время командовал Ударной авиагруппой "Меч".

С марта 1945 года служил командиром звена в 151-м Гвардейском ИАП (13-я Гвардейская ИАД), где летал на Як-9У. Принимал участие в боях за взятие Вены, Будапешта и Берлина.

К 11 мая 1945 года командир звена 151-го Гвардейского истребительного авиационного полка (13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус РСВГК, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант А. И. Проскурин выполнил 142 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, сбил лично 14 и в составе группы 2 самолёта противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С августа 1948 года - слушатель Грозненского военного авиационного училища лётчиков и штурманов. С августа 1951 года - командир звена Фрунзенского военного авиационного училища лётчиков. С декабря 1952 года - штурман авиаэскадрильи при Фрунзенском ВАУЛ. С мая 1955 года - старший офицер-штурман Пункта Наведения Туркестанского военного округа (город Коканд, Ферганской области Республики Узбекистан). С сентября 1959 года - старший офицер-штурман Боевого Управления корпуса ПВО ТуркВО (город Ташкент, столица Республики Узбекистан). С 22 сентября 1959 года Гвардии майор А. И. Проскурин - в запасе. С февраля 1960 года работал инспектором по кадрам Кокандского ОАО. С июня 1962 года - дежурный по Кокандскому ОАО. В августа 1969 года - на пенсии. Умер 6 января 1978 года, похоронен в Коканде.

Награждён орденами: Красного Знамени (22.07.1943, 26.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (24.04.1944), Красной Звезды (03.11.1953); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Як-9У из состава 151-го ГИАП (5-я ВА, 2-й Украинский фронт), май 1945 г.


Список известных воздушных побед А. И. Проскурина:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
16.06.19431  Хш-126  (в группе 1/3)район ХарьковаЯк-7Б, Як-1Б.
09.07.19431  Ме-109Кочетовка
11.07.19431  Ме-109Богородицкое
11.07.19431  Ю-87  (в группе 1/4)Грязное
16.07.19431  Ме-109Малое Яблоново
02.09.19431  Ме-109Мерефа
08.10.19431  Ю-87Бородаевка
1  Ю-87Калужино
10.10.19431  Ю-87западнее Калужино
1  Ю-87Антоновка
22.10.19431  Хе-111Протопоповка
01.02.19442  Ю-87восточнее Скотерово
13.11.19441  Ме-109ДаниЯк-9
05.12.19441  Ю-88Гебельяраши
09.12.19441  ФВ-190севернее Баранка

      Всего сбитых самолётов - 14 + 2;  боевых вылетов - 142;  воздушных боёв - 27.



Из материалов послевоенных лет:

Проскурин Алексей Иванович

Воздушные бои над Прохоровкой...

В самый разгар сражений на Курской дуге, 12 июля 1943 года наш полк получил задачу - прикрыть с воздуха район Прохоровки и не допустить туда ни один фашистский самолёт. Взлетели в 7 часов утра. Нашу группу из 8 "Яков" вёл Герой Советского Союза Гвардии капитан Юдин. Одна четвёрка истребителей во главе с Юдиным пошла на высоте 3000 метров, а я с другой четвёркой - на 500 метров выше. В небе сотни боевых самолётов. Обойдя причудливые башни мощных кучевых облаков, группа очутилась над Прохоровкой. Там, внизу, в полном разгаре шла гигантская танковая битва. С обеих сторон в ней сражалось около 1500 танков и самоходных орудий. Авиация, как наша, так и фашистская стремилась помочь своим наземным войскам выиграть сражение. С воздуха хорошо было видно поле боя. Оно казалось тесным для сотен бронированных машин. С земли нам предлагали команду - немедленно атаковать девятку "Юнкерсов", прикрытую истребителями. Я уже заметил фашистские самолёты, пытавшиеся прорваться и сбросить бомбы на наши танки.

Всей четвёркой делаем переворот через крыло и входим в пикирование, чтобы использовать преимущество в высоте. Но первая атака не получилась. Я несколько просчитался, мы проскочили, не успев дать ни одной очереди. Тогда решил атаковать "Юнкерсов" снизу сзади и мгновенно перевожу свой "Як" из пикирования в резкий набор высоты. На долю секунды непомерная тяжесть наваливается на меня и вдавливает в сиденье. Перед глазами радуга от большой перегрузки. Когда она исчезла, в сетке прицела - ведущий вражеский бомбардировщик. Даю короткую очередь, самолёт со свастикой запылал. Строй бомбардировщиков нарушился. Из атаки выхожу так близко от горящего "Юнкерса", что конселью своей машины слегка задеваю его стабилизатор. С земли сообщают "Молодец! Ведущий сбит. Добивай остальных!".

Мой самолёт лезет вверх. В самой вершине "горки" глаза ловят в прицел ещё одного фашиста. Даю очередь. Самолёт вспыхнул сразу весь и, нелепо кувыркаясь, пошёл к земле. Но я сам теряю скорость и сваливаюсь в "штопор". После нескольких витков удаётся вывести машину из "штопорного" положения и... я оказался в "объятиях" немецких истребителей.

Один против шести. Генерал И. Д. Подгорный, руководивший боем с переднего края, подбадривает: "Держись, сокол! Попробуй уйти в облака!". Я и сам об этом думал, но нелегко это сделать. Мой самолёт зажат со всех сторон. Немцы, почуяв лёгкую добычу, наседают и сковывают мои действия на вертикали. Лёгкий маневренный "Як", послушный моей воле, выполняет каскад фигур и уходит из-под атак фашистов. Делаю головокружительный вираж на бешеной скорости в надежде поймать на прицел вражеский самолёт. Наконец, нажимаю гашетку, почему-то короткая очередь, но немецкий самолёт всё же загорелся. Снарядов больше нет. Вот почему была короткая очередь. Надо выйти из окружения, пытаюсь подтянуться к облаку. Немцы стараются отсечь меня от него. Но мой "Як" проворней тяжёлых "Мессеров" и опять я ухожу от фашистов, врезаясь в густое облако. Секунды - и я уже с другой стороны далеко от немцев. И наблюдаю со стороны, как истребитель с красной звездой гонит фашистского бомбардировщика, но не стреляет. Значит нет снарядов. Советский истребитель подходит в притирку, крыло в крыло к фашисту и делает резкий разворот на немца. Это таран. "Юнкерс" резко клюет на нос и падает вниз. Наш "Як" тоже падает несколько секунд. Кричу по радио: "Немедленно прыгай!" Эх, ты досада! Погибнет герой. Но "Як" выровнялся и со снижением пошёл к аэродрому. Кто - то из юдинской группы заботливо прикрыл повреждённый "Як", быстро терявший высоту. Всё обошлось хорошо. Теперь домой.

В этом бою наша группа сбила 13 фашистских самолётов. Ни одна бомба не упала на наши танки. Мы потеряли один самолёт. Сержант Краснов врезался в "Юнкерс" и взорвался вместе с ним на наших глазах.

В этот день немцы в районе Прохоровки потеряли 350 танков и более 10 000 солдат и офицеров. Известный военный историк Герлитц писал: "Последние способные к наступлению соединения догорали и превращались в шлак, была сломана шея немецким бронетанковым силам".

Несколько дней спустя генерал И. Д. Подгорный вручал всем участникам этого сражения награды. Я получил орден боевого Красного Знамени.

(Из материалов газеты "Знамя Труда" от 22 февраля 1967 года)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.