Плеханов Иван Ефимович
Родился 27 сентября 1917 года в селе Ильинка (ныне Пристенский район Курской области). В 1934 году окончил 7 классов школы на станции Ржава (ныне в черте посёлка Пристень), в 1936 году - 2 курса Курского железнодорожного техникума. С 13 июня 1936 года в рядах Красной Армии, призван Курским РВК. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ВВС Московского военного округа. Был лётчиком, командиром звена и адъютантом эскадрильи. С 22 июня 1941 года младший лейтенант И. Е. Плеханов в действующей армии. Воевать начал в составе 16-го ИАП (6-й ИАК ПВО, Московская зона ПВО), летал на МиГ-3. С августа 1941 года - командир звена в 17-м ИАП (ВВС Ленинградского фронта), где продолжал летать на МиГ-3. С декабря 1941 года - командир звена в 158-м ИАП (ВВС Ленинградского фронта), где пересел на "Киттихаук". 26 июня 1942 года был легко ранен в руку и лицо. 2 августа 1942 года командир звена 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО Территории Страны) старший лейтенант И. Е. Плеханов был сбит в воздушном бою, тяжело ранен в правую руку. Не имея сил для выполнения посадки, покинул самолёт с парашютом методом срыва, получив при этом тяжёлую травму позвоночника. При приземлении сломал левую руку и ногу. До октября 1942 года находился на излечении в ленинградском госпитале, где ему ампутировали правую руку. Всего совершил около 250 боевых вылетов, в 34 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника (в последнем наградном листе говорится о 11 личных и 2 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 780). По выздоровлении был списан с лётной работы, служил на административных должностях. В ноябре-декабре 1942 года был начальник отдела кадров 269-й ИАД, находившейся в тылу на переформировании. В 1942-1946 гг. - помощник начальника Люберецкого аэродрома. В 1946-1947 гг. - командир авиационно-технического батальона в Высшей офицерской школе воздушного боя, в 1947-1948 гг. - комендант аэроузла Высших офицерских лётно-тактических курсов ВВС (город Люберцы Московской области). В июле-октябре 1948 года - оперативный дежурный отдела перелётов Управления ВВС Московского военного округа. В 1948-1949 гг. - штурман звена 3-го учебно-тренировочного авиационного центра (город Воронеж). В 1949-1950 гг. - старший инспектор отдела перелётов Главного штаба ВВС, в 1950-1952 гг. - старший офицер отдела Управления лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС. Затем служил в Главном управлении боевой подготовки ВВС: старшим офицером отдела и старшим инспектором по планированию и контролю боевой подготовки. С 7 мая 1956 года полковник И. Е. Плеханов - в запасе. В 1958-1984 гг. работал начальником Бюро технической инвентаризации Первомайского райисполкома города Москвы. Жил в Москве. Умер 19 апреля 2005 года, похоронен на Троекуровском кладбище. В Москве на доме, в котором он жил, и в Курске на здании, где он учился, установлены мемориальные доски. Награждён орденами: Ленина (28.01.1943), Красного Знамени (16.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (19.08.1942, 19.11.1951); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (05.11.1946). * * * Список известных воздушных побед И. Е. Плеханова:
Пройдут годы, и когда на комсомольском собрании будет выступать
ветеран воздушных боёв за Ленинград и скажет: "Крыльями моего самолёта в дни
обороны я прикрывал небо родного города", - быстрей забьются молодые сердца,
ярче заблестят глаза... Лётчик Иван Плеханов дрался с немцами на воздушных подступах к
Ленинграду с первого дня войны. В сентябре 1941 года, в пору напряжённых боёв,
особенно яростными были воздушные схватки. На штурм Ленинграда немцы бросили
сотни самых быстроходных и мощных самолётов. Но навстречу вражеским машинам
поднялись в небо наши советские истребители. Иван Плеханов открыл тогда свой
боевой счёт и одержал первую победу. А воздушные бои становились всё более
ожесточёнными. Немецкие самолёты предпринимали новые и новые атаки. ...56 немецких бомбардировщиков устремились на наши военные
объекты. 12 "Мессершмиттов-109" шли за бомбардировщиками, прикрывая их. Навстречу
врагу вылетел десяток советских самолётов. Один из них вёл комсомолец Плеханов.
"На войне побеждают не числом, а уменьем!" Это суворовское правило стало законом
для наших лётчиков - и мужественная десятка самоотверженно ринулась в неравную
схватку с врагом! Больше часа продолжался бой. Советские лётчики лучше маневрировали,
метче стреляли, стремительней шли в атаку, чем немцы. И враги повернули назад.
10 немецких машин после этого боя пылало на советской земле, а наши лётчики не
потеряли ни одного самолёта! Много воздушных боёв с честью провел Иван Плеханов, много раз он
бил немцев. Однажды, неподалёку от Ленинграда, Иван Плеханов встретил несколько
"Мессершмиттов-109". Вступив в неравный бой, он сразу сбил вражескую машину. В это
время со стороны солнца незаметно подошёл немецкий истребитель. Разрывной снаряд
ударил в кабину самолёта Плеханова. Повреждённый самолёт перешёл в пике. Осколком
снаряда лётчику оторвало правую руку. Но и в эту страшную минуту он не потерял
самообладания и выдержки, пытаясь выровнять самолёт. Но безуспешно. Истекающий
кровью, Плеханов выбросился за борт машины, левой рукой вырвал вытяжное кольцо
парашюта и, опускаясь вниз, потерял сознание. Приземлившись, он очнулся. Его окружали советские воины,
наблюдавшие с земли за воздушным боем. Став инвалидом, он не вышел из строя. На
новой работе в авиации Иван Ефимович Плеханов продолжает громить врага, ускоряя
день нашей окончательной победы над немецкими оккупантами.
|