1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Пилютов Пётр Андреевич

15 побед

(14 + 1)
Пилютов Пётр Андреевич
  Флаг ВВС

Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин (ныне Рогачёвский район Гомельской области Республики Беларусь). В 1918 году семья переехала в Башкирию, в деревню Ржаново, что находилась в Иглинском районе. Там рос и учился до 5 класса, затем семья переехала в город Аша (Челябинская область), где закончил ещё 2 класса. С 1924 года работал молотобойцем на Ашинском металлургическом заводе. Затем перешёл на работу кузнецом, изучиль специальность слесаря-арматурщика, стал мастером. С 14 ноября 1928 года в рядах Красной Армии, призван Миньярским РВК (Челябинской области). Служил связистом в городе Куйбышев (ныне Самара). В 1930 году поступил в 1-ю Военную авиационно-техническую школу. В марте 1932 года направлен в 40-ю АЭ на Дальний Восток (город Спасск), вскоре назначен техником звена.

Участник спасения челюскинцев в апреле 1934 года в должности механика у лётчика В. С. Молокова. За время полётов в тяжелейших полярных условиях подготовленная им машина не дала ни одного сбоя. За 10 рейсов экипаж вывез 39 человек и много груза. После завершения спасательной операции получил первую награду - орден Ленина.

В марте 1935 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и вернулся на Дальний Восток. [Согласно историко-публицистической литературе, в 1936 году на разведчике Р-5 атаковал японский самолёт, нарушивший границу, и сбил его из курсового пулемёта. За эту победу награждён медалью "За отвагу". Однако, подтверждение этому факту в архивных документах не найдено.] Боевое крещение получил в период Советско-Японского конфликта на озере Хасан в 1938 году в составе 48-го ИАП, летал на И-15бис.

Участник Советско-Финляндской войны с 17 февраля по 13 марта 1940 года в должности помощника командира эскадрильи 145-го ИАП (ВВС 9-й Армии, Северо-Западный фронт). Совершил 12 боевых вылетов на И-16, воздушных побед не имел.

С 22 июня 1941 года капитан П. А. Пилютов в действующей армии: в должности командира эскадрильи 154-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП). Боевую работу начал на Северном фронте (в составе 39-й ИАД), с 23 августа 1941 года - на Ленинградском фронте, летая на И-16 и МиГ-3. С 20 сентября 1941 года в 27-м ЗИАП Архангельского военного округа (город Кадников, Вологодской области) полк проходил переформирование и переучивался на американские истребители "Томагаук". 20 ноября 1941 года возобновил боевую работу на Ленинградском фронте (в составе 39-й ИАД). Основными боевыми задачами полка стали сопровождение транспортных самолётов в блокадный Ленинград и прикрытие ледовой Дороги жизни на Ладожском озере.

17 декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. А. Пилютов, сопровождая 9 транспортных самолётов ДС-3, на самолёте "Томагаук" в воздушном бою у Ладожского озера с 6 истребителями Ме-109 сбил 2 вражеских самолёта. Несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт на лёд, где был обстрелян противником (получил ещё 5 лёгких ранений). К тому времени совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 885).

12 марта 1942 года (по расформировании 39-й ИАД) полк вошёл в состав ВВС 8-й Армии Ленинградскоrо фронта. В течение весны и лета 1942 года для восполнения потерь материальной части в полк поступали истребители "Томагаук", "Киттихаук" и небольшое количество МиГ-3. С 1 декабря 1942 года действовал в составе 275-й ИАД (13-й Воздушной армии Ленинградского фронта). С 4 по 10 января 1943 года на аэродроме Плеханова (Ленинградская область) перевооружался на истребители Як-7Б.

28 мая 1943 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов назначен командиром 29-го Гвардейского ИАП. При этом, лично продолжал летать на боевые задания. С 3 января 1944 года на аэродроме Молосковицы (Ленинградская область) полк был перевооружён на истребители Як-9Д.

С 1944 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов служил инспектором по технике пилотирования Отдела боевой подготовки истребительной авиации 13-й Воздушной Армии. К 9 мая 1945 года совершил 344 боевых вылета, провёл 74 воздушных боя, сбил лично 14 и в составе группы 1 самолёт противника (в его лётной книжке говорится о 17 личных и 6 групповых победах). Участник Парада Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года - помощник командира ИАД (Ленинградский военный округ). В 1950-1952 гг. - командир ИАД (Группа Советских войск в Германии). В 1952-1955 гг. - заместитель командира ИАД (Прибалтийский военный округ). С 15 ноября 1955 года Гвардии полковник П. А. Пилютов - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 24 марта 1960 года (от рака желудка и печени), похоронен в Александро-Невской Лавре.

В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт-Петербурге - улица. Его имя выбито в музее-диораме "Прорыв блокады Ленинграда" в городе Кировске Ленинградской области. В городе Рогачёв Гомельской области на Аллее Героев в Пионерском парке установлен памятный знак.

Награждён орденами: Ленина (21.04.1934, 03.12.1941, 10.02.1943, 05.11.1954), Красного Знамени (22.07.1941, 15.03.1942, 29.06.1949), Отечественной войны 1-й степени (15.06.1945), Красной Звезды (03.11.1944, 19.04.1954), Британской империи IV степени (11.05.1944); медалями, в том числе "За отвагу" (10.03.1940).


*     *     *

P-40C 'Томагаук' из состава 154-го ИАП, весна 1942 г.

Як-7Б из состава 29-го Гвардейского ИАП, весна 1943 г.


Список известных воздушных побед П. А. Пилютова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
04.07.19411  ФВ-189аэродром ТорошковичиМиГ-3
11.07.19411  "Хе-113"озеро Самро
01.08.19411  "Хе-113"станция Серебрянка
12.08.19411  "Хе-113"Ропша
11.09.19411  "Хе-113"станция Мга
17.12.19412  "Хе-113"Сумская"Томагаук"
12.03.19421  Ме-109Курово"Киттихаук"
14.03.19421  Ю-87  (в группе 1/3)Шала
26.06.19421  Ме-109южнее Мыслино
08.07.19421  Ю-88юго-восточнее Иконово
03.09.19421  Ме-109Вороново - Назия
26.03.19431  Хе-111Хотовская ГоркаЯк-7Б
19.06.19431  ФВ-190Маяк Сиверский
01.09.19431  Ю-88южнее Маяк Сиверский

      Всего сбитых самолётов - 14 + 1;  боевых вылетов - 344;  воздушных боёв - 74.



Из фотоматериалов разных лет:

П. А. Пилютов (слева) и В. С. Молоков, май 1934 г.


Из фотоматериалов военных лет о П. А. Пилютове

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Капитан П. А. Пилютов на крыле американского истребителя 'Киттихаук'

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич Пилютов Пётр Андреевич

Экспонаты Центрального музея Вооружённых Сил РФ.


Из материалов прессы военных лет:

Из материалов военных лет Из материалов военных лет

Из газеты 'Ленинградская Правда' от 25.05.1944 г.

Пилютов Пётр Андреевич Из лётной книжки Пилютова Петра Андреевича



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.