Пилютов Пётр Андреевич
Родился 10 (23) декабря 1906 года в деревне Лучин (ныне Рогачёвский район Гомельской области Республики Беларусь). В 1918 году семья переехала в Башкирию, в деревню Ржаново, что находилась в Иглинском районе. Там рос и учился до 5 класса, затем семья переехала в город Аша (Челябинская область), где закончил ещё 2 класса. С 1924 года работал молотобойцем на Ашинском металлургическом заводе. Затем перешёл на работу кузнецом, изучиль специальность слесаря-арматурщика, стал мастером. С 14 ноября 1928 года в рядах Красной Армии, призван Миньярским РВК (Челябинской области). Служил связистом в городе Куйбышев (ныне Самара). В 1930 году поступил в 1-ю Военную авиационно-техническую школу. В марте 1932 года направлен в 40-ю АЭ на Дальний Восток (город Спасск), вскоре назначен техником звена. Участник спасения челюскинцев в апреле 1934 года в должности механика у лётчика В. С. Молокова. За время полётов в тяжелейших полярных условиях подготовленная им машина не дала ни одного сбоя. За 10 рейсов экипаж вывез 39 человек и много груза. После завершения спасательной операции получил первую награду - орден Ленина. В марте 1935 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и вернулся на Дальний Восток. [Согласно историко-публицистической литературе, в 1936 году на разведчике Р-5 атаковал японский самолёт, нарушивший границу, и сбил его из курсового пулемёта. За эту победу награждён медалью "За отвагу". Однако, подтверждение этому факту в архивных документах не найдено.] Боевое крещение получил в период Советско-Японского конфликта на озере Хасан в 1938 году в составе 48-го ИАП, летал на И-15бис. Участник Советско-Финляндской войны с 17 февраля по 13 марта 1940 года в должности помощника командира эскадрильи 145-го ИАП (ВВС 9-й Армии, Северо-Западный фронт). Совершил 12 боевых вылетов на И-16, воздушных побед не имел. С 22 июня 1941 года капитан П. А. Пилютов в действующей армии: в должности командира эскадрильи 154-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 29-й Гвардейский ИАП). Боевую работу начал на Северном фронте (в составе 39-й ИАД), с 23 августа 1941 года - на Ленинградском фронте, летая на И-16 и МиГ-3. С 20 сентября 1941 года в 27-м ЗИАП Архангельского военного округа (город Кадников, Вологодской области) полк проходил переформирование и переучивался на американские истребители "Томагаук". 20 ноября 1941 года возобновил боевую работу на Ленинградском фронте (в составе 39-й ИАД). Основными боевыми задачами полка стали сопровождение транспортных самолётов в блокадный Ленинград и прикрытие ледовой Дороги жизни на Ладожском озере. 17 декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. А. Пилютов, сопровождая 9 транспортных самолётов ДС-3, на самолёте "Томагаук" в воздушном бою у Ладожского озера с 6 истребителями Ме-109 сбил 2 вражеских самолёта. Несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт на лёд, где был обстрелян противником (получил ещё 5 лёгких ранений). К тому времени совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 885). 12 марта 1942 года (по расформировании 39-й ИАД) полк вошёл в состав ВВС 8-й Армии Ленинградскоrо фронта. В течение весны и лета 1942 года для восполнения потерь материальной части в полк поступали истребители "Томагаук", "Киттихаук" и небольшое количество МиГ-3. С 1 декабря 1942 года действовал в составе 275-й ИАД (13-й Воздушной армии Ленинградского фронта). С 4 по 10 января 1943 года на аэродроме Плеханова (Ленинградская область) перевооружался на истребители Як-7Б. 28 мая 1943 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов назначен командиром 29-го Гвардейского ИАП. При этом, лично продолжал летать на боевые задания. С 3 января 1944 года на аэродроме Молосковицы (Ленинградская область) полк был перевооружён на истребители Як-9Д. С 1944 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов служил инспектором по технике пилотирования Отдела боевой подготовки истребительной авиации 13-й Воздушной Армии. К 9 мая 1945 года совершил 344 боевых вылета, провёл 74 воздушных боя, сбил лично 14 и в составе группы 1 самолёт противника (в его лётной книжке говорится о 17 личных и 6 групповых победах). Участник Парада Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1949 года - помощник командира ИАД (Ленинградский военный округ). В 1950-1952 гг. - командир ИАД (Группа Советских войск в Германии). В 1952-1955 гг. - заместитель командира ИАД (Прибалтийский военный округ). С 15 ноября 1955 года Гвардии полковник П. А. Пилютов - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 24 марта 1960 года (от рака желудка и печени), похоронен в Александро-Невской Лавре. В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт-Петербурге - улица. Его имя выбито в музее-диораме "Прорыв блокады Ленинграда" в городе Кировске Ленинградской области. В городе Рогачёв Гомельской области на Аллее Героев в Пионерском парке установлен памятный знак. Награждён орденами: Ленина (21.04.1934, 03.12.1941, 10.02.1943, 05.11.1954), Красного Знамени (22.07.1941, 15.03.1942, 29.06.1949), Отечественной войны 1-й степени (15.06.1945), Красной Звезды (03.11.1944, 19.04.1954), Британской империи IV степени (11.05.1944); медалями, в том числе "За отвагу" (10.03.1940). * * * Список известных воздушных побед П. А. Пилютова:
Из материалов прессы военных лет:
|